Главная / Иностранные языки / Метод проектов как средство развития положительной мотивации к изучению английского языка и социализации школьников

Метод проектов как средство развития положительной мотивации к изучению английского языка и социализации школьников

Метод проектов как средство развития положительной мотивации к изучению английского языка и социализации школьников

Беленёва Анастасия Викторовна,

учитель английского языка ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ»

г. Новокуйбышевска Самарской области



Введение

Современная российская действительность требует умения молодёжи адаптироваться к жизни в новом обществе, сформированности у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе. В этом заключается актуальность темы моей работы.

При условии применения современных технологий процесс обучения может стать более эффективным и личностно-ориентированным. В своей работе особое внимание мне хотелось бы уделить методу проектов, в основу которого положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, выбранная тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования.

При правильном и разумном использовании метода проектов на уроках английского языка у детей проявляется больший интерес к изучению предмета, они становятся более активными и самостоятельными, учатся представлять нестандартные пути решения проблемы.

Цель работы: рассмотреть особенности использования одной из современных образовательных технологий – проектной методики, которая широко применяется нами на уроках английского языка, и изучить ее влияние на развитие социализации учащихся и положительной мотивации к изучению предмета.

Задачи работы:

1) Дать краткую характеристику основных образовательных технологий, используемых педагогами на уроках иностранного языка.

2) Изучить особенности применения метода проектов на уроках английского языка.

3) Провести диагностику влияния метода проектов на развитие самостоятельности учащихся, творческих способностей, умения работать в группе, интереса к изучению английского языка.

Часть 1. Современные образовательные технологии, используемые при обучении иностранным языкам.

На протяжении последних десятилетий изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Чтобы привить навыки умения учиться у учащихся в образовательном процессе используются современные педагогические технологии. Изучив мнения различных педагогов, ученых-методистов, можно выделить несколько технологий, которые активно используются на уроках иностранного языка. Ниже приведём их краткое описание.

Обучение в сотрудничестве позволяет учащимся выбирать свой способ решения задачи из ряда предложенных. А это важно, так как в любом классе школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, способность к общению в группе, интеллектуальные способности, мотивация к изучению учебного предмета. Кроме того, учебно-воспитательный процесс на уроках создается нашими усилиями и усилиями наших учащихся, он реализовывается в сотрудничестве.

Метод проектов позволяет создать на уроках иностранного языка исследовательскую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Ведение портфолио (альтернативная форма контроля) помогает учащимся сосредоточиться на собственных достижениях, планировать дальнейшую работу и стать более активным участником учебного процесса. Портфолио учащихся включают их письменные работы, отобранные ими же, и их достижения в овладении учебным предметом, свидетельства об участии в олимпиадах, грамоты.

Информационно-коммуникационных технологий (в том числе мультимедийных презентаций учебного материала) улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения, ускоряют процесс обучения, способствуют росту интереса учащихся к предмету.

Здоровьесберегающие технологии позволяют избежать потери здоровья детей, к которой могут привести информационная перегрузка учащихся на уроке, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников. К таким технологиям относятся игровые задания, картинки, физкультминутки, частая смена учебной деятельности, видеоресурсы, фотографии, буклеты, позволяющие создать имитацию языковой среды, песни, которые помогают снять напряжение и способствуют положительному эмоциональному настрою.

Игры вызывают у учащихся наибольший интерес. Они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать умение общаться, способствуют эффективной отработке языкового материала и обеспечивают практическую направленность обучения. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Технология интерактивного обучения основывается на организации взаимодействия учащихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач. Данная технология может применяться, например, при работе над грамматическим материалом, когда при изучении новой темы классу, поделенному на группы, дается задание заполнить таблицу или схему, причем у каждой группы есть своя определенная цель.

Часть 2. Применение метода проектов на уроках английского языка.

Метод проектов как образовательная технология – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, предоставляет неограниченные возможности для расширения познавательной деятельности учащихся. В обучении английскому языку в рамках проектной деятельности учащиеся используют язык в ситуациях реальной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Проектная методика вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку или почитать другую литературу. Ребята обращаются к дополнительным источникам информации: тематическим сайтам, электронным словарям, анализируют, сравнивают, оставляя самое, по их мнению, главное.

В обучении английскому языку проектная деятельность может быть использована в контексте учебной программы. В нашей школе обучение ведётся по УМК Spotlight (авторы: В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Ю.Е. Ваулина). Так, например, учебник для 5-го класса предлагает такие темы проектов: «Русские сувениры», «Дом моей мечты», «Знаменитые сооружения моей страны», «Моя семья», «Животные моей страны», «Наши достопримечательности», «Погода в нашем регионе», «Правила безопасности на кухне» и многие другие. Тематика близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своих питомцах, о своем дне, о своем городе и т.д. Интересные темы проектов помогают школьникам успешно осваивать не только учебную программу, но и расширять кругозор на уроках английского языка. Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.  

В ходе работы над проектом выделяются следующие этапы:

Организационный. На начальном этапе очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта, а именно: разумно определить временные рамки, продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся, обсудить способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т. д.), выбрать оптимальную форму презентации результатов, составить и обсудить примерный план работы.

Выполнение проекта. Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Именно на этом этапе происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками: обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры и надежно закрепить их в памяти учащихся. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, искать материал в справочниках, интернете, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, делать аудио- и видеозаписи т.д. Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

Презентация. На этом этапе работы учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Способ презентации проекта зависит от вида конечного продукта и выбирается самими учениками: это может быть сочинение, буклет, выставка, компьютерная или устная презентация.

Подведение итогов проектной работы. На этом этапе проводится анализ и выбор лучшей работы в соответствии с заданными критериями, обсуждение групповых и личных достижений.

Е.С. Полат выделяет разные виды проектов в зависимости от типа классификации:

1. По методу или виду деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный.

2. По предметно-содержательной области: монопроект, межпредметный проект.

3. По характеру координации проекта: с явной непосредственной координацией или со скрытой координацией.

4. По характеру контактов: внутришкольный, региональный, международный.

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой.

6. По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности (1-2 месяца) и долго-срочные (до 1 года). [Е.С. Полат. Типология телеком. пр., - Наука и школа. - №4, 1997]

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются, например, признаки и исследовательских проектов, и творческих. Каждый тип проекта имеет определенный вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. Если говорить о продолжительности проектов, то чаще других на уроках используются краткосрочные, выполнение которых может происходить в течение недели, дня или даже урока. В любом случае наша работа над проектом по английскому языку отвечает всем основным требованиям к учебному проекту – это наличие проблемы, составление плана действий, организация сбора информации, наличие определенного продукта и его представление.

  Часть 3. Влияние проектной методики на развитие разнообразных умений и навыков и положительной мотивации к изучению иностранного языка.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа проводится на уроках постоянно.

Создавая школьникам условия для творческого полёта, мы помогаем развивать им свою любознательность, приобретать исследовательские навыки, проявлять самостоятельность в учении, осваивать навыки речевой культуры, самоорганизации. Именно в проекте ребёнок может реализовать свои личностные интересы, потребности, раскрывает свой потенциал, получает общественное признание. Проектная деятельность становится мощным стимулом в образовании и самообразовании учащихся.

Чтобы доказать это, в одном из классов, в которых используется проектная методика, было два раза проведено анкетирование детей: в начале учебного года, то есть до активной работы над проектами, и через полгода после начала применения данной технологии (см. Приложение 1). Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы (см. Приложение 2).

Таким образом, работа с использованием метода проектов способствует:

  • формированию ключевых компетентностей (готовность к решению проблем, готовность к работе с информацией);

  • формированию устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности;

  • развитию эрудиции и широкого кругозора учащихся;

  • развитию творческих способностей детей.









Заключение

Подводя итог нашей работы, можем сделать вывод, что проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, что воспитывает в них такие нравственные ценности, как желание и умение сопереживать, развиваются творческие способности и возрастает активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и страны изучаемого языка.    Все это,  в конечном счете,  призвано способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

Цель любой педагогической технологии – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Грамотное применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также дает возможность развития познавательной и творческой активности учащихся.











































Приложение 1. Анкета для учащихся 5 классов.

Вопрос

Варианты ответа

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Блок 1. Интерес к предмету

1

Нравится ли тебе изучать английский язык?




2

Всегда ли ты выполняешь задания по предмету?




3

Интересно ли тебе учиться на уроках английского языка?




Блок 2. Умение работать с информацией

1

Часто ли ты обращаешься к дополнительной литературе по английскому языку?




2

Часто ли тебе приходится пользоваться другими источниками информации при подготовке к урокам (интернет, справочники)?




3

Можешь ли ты сам находить нужную тебе информацию?




4

Умеешь ли ты находить важное среди всей информации?




Блок 3. Умение работать самостоятельно

1

Часто ли тебе приходится обращаться за помощью к взрослым?




2

Нравится ли тебе работать самостоятельно?




3

Умеешь ли ты работать самостоятельно?




4

Можешь ли ты сам планировать свою работу?




Блок 4. Уровень творческой активности.

1

Любишь ли ты сам придумывать что-нибудь интересное?




2

Тебе нравятся творческие задания по английскому языку, когда можно самому сочинять и придумывать?




Блок 5. Отношение к работе в коллективе

1

Любишь ли ты работать в паре с другом?




2

Часто ли тебе приходится работать в группе с несколькими одноклассниками?




3

Советуешься ли ты с одноклассниками при выполнении заданий?




4

Нравится ли тебе работать в группе с несколькими одноклассниками?




Блок 6. Владение языковыми умениями и навыками.

1

Умеешь ли ты задавать вопросы во время разговора на английском языке?




2

Можешь ли ты сразу ответить на заданный вопрос по-английски?




3

Хорошо ли у тебя получается составлять письменные сообщения на английском языке?






Приложение 2. Результаты анкетирования

hello_html_62b12b88.gif

Метод проектов как средство развития положительной мотивации к изучению английского языка и социализации школьников
  • Иностранные языки
Описание:

Проектная методика - одна из современных образовательных технологий. Данная работа содержит краткое описание некоторых современных педагогических технологий и подробно рассказывает о проектной методике, а именно: этапы работы над проектами, представлена классификация проектов. В ходе сследованию удалось прийти к выводу, что проектная методика дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, расширяет кругозор детей, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся.

Автор Беленёва Анастасия Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1103
Номер материала 32426
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓