Главная / Начальные классы / Метод проектов как одна из форм работы с одаренными детьми в начальной школе.

Метод проектов как одна из форм работы с одаренными детьми в начальной школе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «СОШ № 10» Витамины в жизни...
Что такое витамины? Витамины — группа низкомолекулярных органических соединен...
Что мы знаем о витаминах?
Основополагающий вопрос Как быть здоровым?
Работа по группам
План проведения проекта Подготовительный этап осмысление темы, деление на гру...
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения проекта Програ...
Используемые ресурсы 1.http://ru.wikipedia.org 2. http://www.vitaminov.net 3....
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «СОШ № 10» Витамины в жизни че
Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «СОШ № 10» Витамины в жизни человека Учебный проект по окружающему миру Руководитель: Плотникова О.Н. Участники: учащиеся второго класса

№ слайда 2 Что такое витамины? Витамины — группа низкомолекулярных органических соединений
Описание слайда:

Что такое витамины? Витамины — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Витамины – это органические вещества, необходимые для жизни человека. Они необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия.

№ слайда 3 Что мы знаем о витаминах?
Описание слайда:

Что мы знаем о витаминах?

№ слайда 4 Основополагающий вопрос Как быть здоровым?
Описание слайда:

Основополагающий вопрос Как быть здоровым?

№ слайда 5 Работа по группам
Описание слайда:

Работа по группам

№ слайда 6 План проведения проекта Подготовительный этап осмысление темы, деление на группы
Описание слайда:

План проведения проекта Подготовительный этап осмысление темы, деление на группы (1 занятие) Промежуточный этап самостоятельная работа в группах, обсуждение результатов и контроль за выполнением (внеурочное время) Защита проекта представление группами своих презентаций, публикаций (2 занятия)

№ слайда 7 Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения проекта Программн
Описание слайда:

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения проекта Программное обеспечение: электронные таблицы издательские программы текстовые процессоры программы работы с мультимедиа программы разработки веб-сайтов веб-браузер Техническое обеспечение: компьютеры принтер сканер проекционная система доступ к Интернету

№ слайда 8 Используемые ресурсы 1.http://ru.wikipedia.org 2. http://www.vitaminov.net 3.htt
Описание слайда:

Используемые ресурсы 1.http://ru.wikipedia.org 2. http://www.vitaminov.net 3.http://www.vitamini.ru 4. http://best-woman.ru 5. http://www.unipharm.ru 6. http://narmed.ru 7. http://www.5ballov.ru 8. http://referat.ru 9.http://festival.1september.ru

Метод проектов как одна из форм работы с одаренными детьми в начальной школе.
  • Начальные классы
Описание:

Слайд 1.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.
                Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду  самопознанию.
                В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
    Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны

Методы работы:
1.    исследовательский;
2.    частично-поисковый;
3.    проблемный;
4.    проективный;
5.    синектика.

Слайд 2.

Метод проектов -  педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знания, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в  социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.
Слайд 3.
Этапы работы методом проектов:
1.Теоретический:
Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
Информационно - операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
2. Практический:
- коллективный проект во внеклассной работе;
- урок в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа  (Защита учебных проектов по программе Intel «Обучение для будущего» )

Слайд 4.
План работы над проектом:
    1. Подготовительный этап осмысление темы, деление на группы (1занятие)
    2. Промежуточный этап самостоятельная работа в группах, обсуждение результатов и контроль за выполнением (внеурочное время)
    3. Защита проекта представление группами своих презентаций, публикаций (2 занятия)
Слайд 5.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
•   материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
•   кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
•   информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).
•   информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

•   организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
•   отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Друга группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

6.    Учесть и избежать «подводных камней».

 Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
 
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
•    проблемное введение в тему урока;
•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
•    выдвижение идеи (мозговой штурм);
•    постановку вопроса (поиск гипотезы);
•    формулировку предположения (гипотезы);
•    обоснованный выбор способа выполнения задания;
•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
•    поиск дополнительной литературы;
•    подготовку доклада (сообщения);
•    самоанализ и самооценку, рефлексию;
•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
•   оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);
•   классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);
•   определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);
•   доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.


 Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.


Автор Плотникова Ольга Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 788
Номер материала 21061
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓