Главная / Математика / Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся по математике

Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся по математике

Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся по математике

Барташевич Л.Ю.,учитель математики Ростовского Ресурсного центра, Бухаржырауского района

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Необходимо применение таких способов организации учебного процесса и внеурочной деятельности, которые не только прививали бы конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Ребенок активно берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому, на мой взгляд, способствует внедрение в учебную деятельность проектного метода обучения.

В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ организации деятельности учащихся, при котором они самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс. Ученик при этом самостоятельно формулирует проблему (задачу), осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам » новые знания и приобретая при этом новый жизненный опыт. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален. Он непосредственно решает несколько задач:

  • Позволяет устанавливать интеграционные связи математики с другими обра-зовательными областями (физика, химия, биология, информатика, история, искусство), что обеспечивает целостность, истинность знаний;

  • Обеспечивает активизацию процесса обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических и исследовательских работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы;

  • Способствует реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении:

  • Формирует значимые качества личности учащихся.

Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся включает в себя три основных этапа: мотивационный (мотивация исследовательской деятельности, поста-новка проблемы), операционно-познавательный (сбор, систематизация и анализ фактически собранного материала, выдвижение и проверка гипотез, подготовка к презентации полученных результатов), рефлексивно-оценочный (презентация, рефлексия). Основными требования к проекту должны быть:

  1. наличие проблемы (задачи);

  2. выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению поставленной задачи (что хотим получить и в какой форме сделать презентацию);

  3. каждый проект обязательно требует исследовательскую работу учащихся (поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена);

  4. результатом работы должен быть «продукт» (то, что разработали при решении задачи);

  5. подготовленная презентация должна быть убедительна, а найденные решения - полезными.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей:

Основание классификации

Типы проектов

Количество участников проекта

  1. Индивидуальный.

  2. Парный.

  3. Групповой.

Уровень сложности

  1. Информационный (задания на воспроизведение по образцу).

  2. Эвристический (задания, направленные на поиск способа решения неизвестного для учащегося).

  3. Творческий (задания, направленные на актуализацию межпредметных знаний).

Содержание проекта

  1. Монопроект.

  2. Межпредметный проект.

Уровень самостоятельности выполнения

  1. Выполняемый совместно с учителем.

  2. Выполняемый совместно с другими учащимися под руководством учителя.

  3. Выполняемый совместно с другими учащимися без руководства учителя.

  4. Выполняемый в основном самостоятельно

Продолжительность выполнения проекта

  1. Мини-проект (1-2 урока).

  2. Краткосрочный (4-6 уроков).

  3. Средней продолжительности (1-4 месяца).

  4. Долгосрочный.

В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Сегодня в центре внимания находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов. К проектированию я обратилась, работая над темой «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время». Хотелось больше времени уделять определенной деятельности, дать возможность учащимся самостоятельно планировать свои действия, распределять время, выбирать форму конечного продукта (результата).

В течение шести лет занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью в рамках школьного научного общества. Тематика проектов различна и разнообразна: «Однородные многогранники», «Большое и малое в геометрии», «Логические задачи», «10 способов решения квадратных уравнений», «Воздух», «Оригами в нашей жизни», «Магические числа», «Числовые суеверия», «Математика в нашей жизни». Работы учеников принимали участие в научно-практических конференциях при КарГУ, МАН ЮИ и занимали призовые места.

Проектированием начинаю заниматься с 5 класса, сначала на уроках, а потом включаю в работу дополнительные занятия с одаренными или просто хорошо успевающими учащимися, на которых стараюсь привить исследовательскую культуру через проблемно-поисковый метод. Старшие дети ставят проблемы сами и пытаются найти ответы на поставленные вопросы с помощью справочной и занимательной литературы по предмету. Таким образом, получаются проекты различных видов. Например, на уроках математики в 5 классе при прохождении темы «Признаки делимости» делю класс на микрогруппы. Хотя проект по этой теме носит информационно-ориентированный характер, целью его является углубление и систематизации знаний по данной теме, подготовка учащихся к сдаче ЕНТ. Продолжительность проекта 1-2 месяца. 1 группа занималась поиском признаков делимости на 2,3,4,5,6,7,9,10,11 и т.д. 2 группа сделала подборку задач, где были собраны советы учащимся в правильном и рациональном питании при подготовке уроков, сдаче экзаменов и тестов, заучивании больших текстов и стихотворений.3 группа занималась составлением кроссвордов, загадок, ребусов. Результат проектной деятельности был представлен учениками на открытом уроке. Ребята смогли не только представить добытую информацию, но и провели анализ своей деятельности за период работы над проектом.

В старших классах применяю метод проектов при изучении темы «Прогрессии»(9 класс), «Площади геометрических фигур»(8 класс), «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»(10класс) и т.д.

Как средство информационно-образовательной среды при подготовке проектов, учащиеся применяют знания информационных технологий (Word, редактор презентаций PowerPoint , CorelDraw , графический редактор Paint). Критериями оценки результатов являются уровни развития тех или иных компетенций: владение способами познавательной деятельности, умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки информации, коммуникативные качества (умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям, самоорганизация).

В течение подросткового возраста происходит бурное, стремительное развитие личности. Стремление к самостоятельности, независимости, творчеству проявляется наиболее ярко. Всех подростков привлекает активная, свободная, равноправная позиция в учебном процессе. Дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя. Используемые формы и виды презентаций, зависят полностью от их собственной фантазии. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?», дети чаще всего отвечают:

  • доделывать все до конца,

  • распределять правильно время,

  • представлять результаты своего труда.

Еще Л.Н.Толстой в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.

Думаю, что эти условия выполнимы при применении метода проектов в своей работе.

Используемая литература:

1. Жунусова М.Р. «Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении математики в 8-9 классах», ИПК. Караганда, 2006

2. Муравин Г.К. «Исследовательские работы в школьном курсе математики»,

Математика в школе, №1, 1990

3. Мендыгалиева С.С., Хачикян Г.Я. «Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся»

4.Карпушина Н.М.«Развивающие задачи по геометрии», Москва. «Школьная пресса».2004

Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся по математике
  • Математика
Описание:

Метод проектов  как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся по математике

Барташевич Л.Ю.,учитель математики Ростовского Ресурсного центра, Бухаржырауского района

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной  деятельности. Необходимо применение таких  способов организации учебного  процесса и внеурочной деятельности, которые не только прививали бы конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Ребенок активно берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.  Этому, на мой взгляд, способствует внедрение в учебную деятельность проектного метода обучения.

В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ организации деятельности учащихся, при котором они самым непосредственным образом включены  в активный познавательный процесс. Ученик при этом самостоятельно формулирует проблему (задачу), осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам » новые знания и приобретая при этом новый жизненный опыт. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален. Он непосредственно решает несколько задач:

·         Позволяет устанавливать интеграционные связи математики с другими обра-зовательными областями (физика, химия, биология, информатика, история, искусство), что обеспечивает целостность, истинность знаний;

·         Обеспечивает активизацию процесса обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических и исследовательских  работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы;

·         Способствует реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении:

·         Формирует значимые качества личности учащихся.

Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся включает в себя три основных этапа: мотивационный (мотивация исследовательской деятельности, поста-новка проблемы), операционно-познавательный (сбор, систематизация и анализ фактически собранного материала, выдвижение и проверка гипотез, подготовка к презентации полученных результатов), рефлексивно-оценочный (презентация, рефлексия). Основными требования к проекту  должны быть:

1.      наличие проблемы (задачи);

2.      выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению поставленной задачи (что хотим получить и в какой форме сделать презентацию);

3.      каждый проект обязательно требует исследовательскую работу  учащихся (поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена);

4.      результатом работы должен быть «продукт» (то, что разработали при решении задачи);

5.      подготовленная презентация должна быть убедительна, а найденные решения - полезными.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей:

Основание классификации

Типы проектов

Количество участников проекта

  1. Индивидуальный.
  2. Парный.
  3. Групповой.

Уровень сложности

  1. Информационный (задания на воспроизведение по образцу).
  2. Эвристический (задания, направленные на поиск способа решения неизвестного для учащегося).
  3. Творческий (задания, направленные на актуализацию межпредметных знаний).

Содержание проекта

  1. Монопроект.
  2. Межпредметный проект.

Уровень самостоятельности выполнения

  1. Выполняемый совместно с учителем.
  2. Выполняемый совместно с другими учащимися под руководством учителя.
  3. Выполняемый совместно с другими учащимися без руководства учителя.
  4. Выполняемый в основном самостоятельно

Продолжительность выполнения проекта

  1. Мини-проект (1-2 урока).
  2. Краткосрочный (4-6 уроков).
  3. Средней продолжительности (1-4 месяца).
  4. Долгосрочный.

В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Сегодня в центре внимания находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее  организации можно использовать метод проектов. К проектированию я обратилась, работая над темой «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время». Хотелось больше времени уделять определенной деятельности, дать возможность учащимся самостоятельно планировать свои действия, распределять время, выбирать форму конечного продукта (результата).

В течение шести лет занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью в рамках школьного научного общества. Тематика проектов различна и разнообразна: «Однородные многогранники», «Большое и малое в геометрии», «Логические задачи», «10 способов решения квадратных уравнений», «Воздух», «Оригами в нашей жизни», «Магические числа», «Числовые суеверия», «Математика в нашей жизни». Работы учеников принимали участие в научно-практических конференциях при КарГУ, МАН ЮИ и занимали призовые места.

Проектированием начинаю заниматься с 5 класса, сначала на уроках, а потом включаю в работу дополнительные занятия с одаренными или просто хорошо успевающими учащимися, на которых стараюсь привить исследовательскую культуру через проблемно-поисковый метод. Старшие дети ставят проблемы сами и пытаются найти ответы на поставленные вопросы с помощью справочной и занимательной  литературы по предмету. Таким образом, получаются проекты различных видов. Например, на уроках математики в 5 классе при прохождении темы «Признаки делимости» делю класс на микрогруппы. Хотя проект по этой теме носит информационно-ориентированный характер, целью его является углубление и систематизации знаний по данной теме, подготовка учащихся к сдаче ЕНТ. Продолжительность проекта 1-2 месяца. 1 группа занималась поиском признаков делимости на 2,3,4,5,6,7,9,10,11 и т.д. 2 группа сделала подборку задач, где были собраны советы учащимся в правильном и рациональном питании при подготовке уроков, сдаче экзаменов и тестов, заучивании больших текстов и стихотворений.3 группа занималась составлением кроссвордов, загадок, ребусов. Результат проектной деятельности был представлен учениками на открытом уроке. Ребята смогли не только представить добытую информацию, но и провели анализ своей деятельности за период работы над проектом.

В старших классах применяю метод проектов при изучении темы «Прогрессии»(9 класс), «Площади геометрических фигур»(8 класс), «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»(10класс) и т.д.

Как средство информационно-образовательной среды при подготовке проектов, учащиеся применяют знания информационных технологий (Word, редактор презентаций PowerPoint , CorelDraw , графический редактор Paint). Критериями оценки результатов являются уровни развития тех или иных компетенций: владение  способами познавательной деятельности, умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки информации, коммуникативные качества (умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям, самоорганизация).

В течение подросткового возраста происходит бурное, стремительное развитие личности. Стремление к самостоятельности, независимости, творчеству проявляется наиболее ярко. Всех подростков привлекает активная, свободная, равноправная позиция в учебном процессе. Дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя. Используемые формы и виды презентаций, зависят полностью от их собственной фантазии. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?», дети чаще всего отвечают:

·         доделывать все до конца,

·         распределять правильно время,

·         представлять результаты своего труда.

Еще Л.Н.Толстой в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.

Думаю, что эти условия выполнимы при применении метода проектов в своей работе.

Используемая литература:

1. Жунусова М.Р. «Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении математики в 8-9 классах», ИПК. Караганда, 2006

2. Муравин Г.К. «Исследовательские работы в школьном курсе математики»,

Математика в школе, №1, 1990

3. Мендыгалиева С.С., Хачикян Г.Я. «Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся»

 

4.Карпушина Н.М.«Развивающие задачи по геометрии», Москва. «Школьная пресса».2004

Автор Барташевич Людмила Юрьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 1104
Номер материала 2116
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓