- Учебник: «Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
- Тема: Нумерация
- 03.10.2020
- 622
- 67
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся по математике
Барташевич Л.Ю.,учитель математики Ростовского Ресурсного центра, Бухаржырауского района
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Необходимо применение таких способов организации учебного процесса и внеурочной деятельности, которые не только прививали бы конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Ребенок активно берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому, на мой взгляд, способствует внедрение в учебную деятельность проектного метода обучения.
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ организации деятельности учащихся, при котором они самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс. Ученик при этом самостоятельно формулирует проблему (задачу), осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам » новые знания и приобретая при этом новый жизненный опыт. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален. Он непосредственно решает несколько задач:
· Позволяет устанавливать интеграционные связи математики с другими обра-зовательными областями (физика, химия, биология, информатика, история, искусство), что обеспечивает целостность, истинность знаний;
· Обеспечивает активизацию процесса обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических и исследовательских работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы;
· Способствует реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении:
· Формирует значимые качества личности учащихся.
Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся включает в себя три основных этапа: мотивационный (мотивация исследовательской деятельности, поста-новка проблемы), операционно-познавательный (сбор, систематизация и анализ фактически собранного материала, выдвижение и проверка гипотез, подготовка к презентации полученных результатов), рефлексивно-оценочный (презентация, рефлексия). Основными требования к проекту должны быть:
1. наличие проблемы (задачи);
2. выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению поставленной задачи (что хотим получить и в какой форме сделать презентацию);
3. каждый проект обязательно требует исследовательскую работу учащихся (поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена);
4. результатом работы должен быть «продукт» (то, что разработали при решении задачи);
5. подготовленная презентация должна быть убедительна, а найденные решения - полезными.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей:
Основание классификации | Типы проектов |
Количество участников проекта |
|
Уровень сложности |
|
Содержание проекта |
|
Уровень самостоятельности выполнения |
|
Продолжительность выполнения проекта |
|
В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Сегодня в центре внимания находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов. К проектированию я обратилась, работая над темой «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время». Хотелось больше времени уделять определенной деятельности, дать возможность учащимся самостоятельно планировать свои действия, распределять время, выбирать форму конечного продукта (результата).
В течение шести лет занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью в рамках школьного научного общества. Тематика проектов различна и разнообразна: «Однородные многогранники», «Большое и малое в геометрии», «Логические задачи», «10 способов решения квадратных уравнений», «Воздух», «Оригами в нашей жизни», «Магические числа», «Числовые суеверия», «Математика в нашей жизни». Работы учеников принимали участие в научно-практических конференциях при КарГУ, МАН ЮИ и занимали призовые места.
Проектированием начинаю заниматься с 5 класса, сначала на уроках, а потом включаю в работу дополнительные занятия с одаренными или просто хорошо успевающими учащимися, на которых стараюсь привить исследовательскую культуру через проблемно-поисковый метод. Старшие дети ставят проблемы сами и пытаются найти ответы на поставленные вопросы с помощью справочной и занимательной литературы по предмету. Таким образом, получаются проекты различных видов. Например, на уроках математики в 5 классе при прохождении темы «Признаки делимости» делю класс на микрогруппы. Хотя проект по этой теме носит информационно-ориентированный характер, целью его является углубление и систематизации знаний по данной теме, подготовка учащихся к сдаче ЕНТ. Продолжительность проекта 1-2 месяца. 1 группа занималась поиском признаков делимости на 2,3,4,5,6,7,9,10,11 и т.д. 2 группа сделала подборку задач, где были собраны советы учащимся в правильном и рациональном питании при подготовке уроков, сдаче экзаменов и тестов, заучивании больших текстов и стихотворений.3 группа занималась составлением кроссвордов, загадок, ребусов. Результат проектной деятельности был представлен учениками на открытом уроке. Ребята смогли не только представить добытую информацию, но и провели анализ своей деятельности за период работы над проектом.
В старших классах применяю метод проектов при изучении темы «Прогрессии»(9 класс), «Площади геометрических фигур»(8 класс), «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»(10класс) и т.д.
Как средство информационно-образовательной среды при подготовке проектов, учащиеся применяют знания информационных технологий (Word, редактор презентаций PowerPoint , CorelDraw , графический редактор Paint). Критериями оценки результатов являются уровни развития тех или иных компетенций: владение способами познавательной деятельности, умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки информации, коммуникативные качества (умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям, самоорганизация).
В течение подросткового возраста происходит бурное, стремительное развитие личности. Стремление к самостоятельности, независимости, творчеству проявляется наиболее ярко. Всех подростков привлекает активная, свободная, равноправная позиция в учебном процессе. Дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя. Используемые формы и виды презентаций, зависят полностью от их собственной фантазии. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?», дети чаще всего отвечают:
· доделывать все до конца,
· распределять правильно время,
· представлять результаты своего труда.
Еще Л.Н.Толстой в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.
Думаю, что эти условия выполнимы при применении метода проектов в своей работе.
Используемая литература:
1. Жунусова М.Р. «Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении математики в 8-9 классах», ИПК. Караганда, 2006
2. Муравин Г.К. «Исследовательские работы в школьном курсе математики»,
Математика в школе, №1, 1990
3. Мендыгалиева С.С., Хачикян Г.Я. «Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся»
4.Карпушина Н.М.«Развивающие задачи по геометрии», Москва. «Школьная пресса».2004
6 655 125 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Барташевич Людмила Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.