Введение
Целью нашей работы является
повышение эффективности учебного процесса, которые подразумевают под собой
достижение образовательных результатов, а именно — личностных, мето-предметных,
предметных. Роль иностранного языка повышается и является необходимым условием
при формировании языковой личности. Специалист, обладающий знаниями и умениями
в определенной области знаний и способный к межкультурной коммуникации
становится конкурентоспособным в современных условиях, обладает необходимой
готовностью успешно действовать на современном рынке труда. Поэтому знание
иностранного языка можно считать неотъемлемой и очень важной частью
профессиональной мобильности будущего специалиста, в связи с чем прослеживается
и актуальность нашей работы, в свою очередь мобильность можно
рассматривать как необходимое выживание личности в современном мире, как
необходимое качество при решении жизненно важных проблем и оценке своего места
в реальной жизни.
Одной из наиболее актуальных
проблем при
обучении иностранному языку (ИЯ), среди старшеклассников, является отбор
содержания языкового материала, а также методов обучения. Методы обучения детей
старшего школьного возраста должны способствовать развитию коммуникативных
навыков, расширению кругозора, формированию обще-учебных навыков, развитию
самостоятельной, поисковой деятельности, формированию эстетических взглядов,
повышению уровня компетентности, интереса к предмету, исследовательскому
материалу. Для решения выдвинутой проблемы мы предлагаем метод case study. Представленная методика
предполагает использовать проблемно-ситуационный анализ, основанный на обучении
путём решения конкретных задач – ситуаций (кейсов).
Основная
часть
Метод кейс-стади относится к
интенсивным технологиям обучения и является интерактивным (ориентированным на
сотрудничество). Метод кейс-стади, или метод конкретных ситуаций (от
английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного
анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций
(решение кейсов). Метод конкретных ситуаций (метод кейс-стади) относится к
игровым имитационным методам обучения. Непосредственная цель метода кейс-стади
– совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию – case,
возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение;
окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте
поставленной проблемы. Кейс-стади метод предполагает использование
разнообразных видов аналитической деятельности для осмысления ситуации. Будучи
интерактивным методом обучения, метод кейс-стади положительно воспринимается
студентами, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение
практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию
студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию
по отношению к учебе. Одновременно метод кейс-стади выступает и как образ
мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и
действовать, обновлять свой творческий потенциал.
Метод Case Study способствует развитию различных
практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение
проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Структура
кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются с конкретным
случаем, взятым из практики. Затем, обсуждая этот случай на английском языке,
ищут альтернативы его решения, предлагают свой собственный вариант решения,
который грамотно обосновывают, а потом сравнивают его с решением, которое было
принято на практике. Одного верного решения не существует, поэтому по окончании
презентаций может быть выбран лучший вариант решения. При этом школьниками
предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой
актуализирует определённый комплекс лексических и грамматических знаний,
который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Обсуждение различных
вариантов решения проблемы происходит в группах (3–5 человек), хотя эта
деятельность может проходить индивидуально. Если уровень языковой подготовки
школьников достаточно высок, то обсуждение происходит на ИЯ, в противном случае
с целью экономии времени обсуждение может происходить на родном языке. Учитель
контролирует этот процесс. Этот шаг предполагает организацию совместной
деятельности, основной задачей которого является организация деятельности по
решению языковой проблемы. Учащиеся в ходе работы над определённым кейсом
находятся в виде интерактивного процесса принятия решений. В каждой подгруппе
идёт сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой
позиции, оформляющейся для презентации. Обучение вести дискуссию, высказывать
свою точку зрения, аргументировать, доказывать, возражать может происходить на
занятиях по ИЯ на основе небольших кейсов. Презентация решения может быть
представлена как в устной, так и в письменной форме. После устной презентации
учитель ИЯ организует обсуждение выступления, направляя его в нужное русло с
помощью вопросов. На этом этапе происходит анализ и рефлексия совместной
деятельности, основной задачей которого является проявление образовательных и
учебных результатов работы с кейсом, анализ эффективности организации урока по
ИЯ, постановка задачи для дальнейшей работы. Учитель ИЯ завершает дискуссию и
анализирует процесс обсуждения ситуации и работы всех подгрупп.
На изучение кейса
распространяются основные положения теории обучения, направленной на активные
действия обучающихся. Обучение должно быть направлено на развитие способности к
решению конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, выбор содержания и тем
для уроков ИЯ, в первую очередь, ориентируется не на науку, а на важные
повседневные проблемы, с которыми непосредственно сталкиваются старшеклассники.
Исходя из этого, определяются основные критерии для выбора конкретных ситуаций
для изучения на уроках ИЯ. Кейсы должны выбираться и демонстрироваться так,
чтобы учащиеся в особой мере стремились к изучению данной ситуации и к
высказыванию своей оценки. Старшеклассники чувствуют себя увереннее, если они
хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в
кейсах. Вот поэтому кейсы могут быть предложены лишь тогда, когда учащиеся уже
знакомы с определённым объёмом лексического и грамматического материала,
необходимого для их анализа.
Приведём конкретный пример,
иллюстрирующий применение кейс-метода при изучении темы «Business language».
Visitors from China. Toyworld
is a profitable toy retailer based in Seattle, US, with subsidiaries in over 30
countries. Toyworld buys its products from suppliers all over the world. Mr.
Lee Chung, head of a toy manufacturing firm based in Guandong, China, is going
to visit the Toyworld subsidiary in your country. Mr. Chung will be accompanied
by his Export Manager, John Wong. The purpose of the visit is to get to know
Toyworld’s management better and learn more about the company. He may set up a
joint venture with Toyworld if he has confidence in them and consider them to
be a suitable partner. This is Mr. Chung and Mr. Wong» s first visit to your
company, and to your country. Mr. Lee Chung and Mr. John Wong will arrive at
9.10 a.m. on Monday 20 June and leave on Thursday 23 June.
Task 1. You are members of
the planning committee for Mr. Chung’s visit. Read the documents. Then plan a
draft programme in small groups. After that, compare your ideas with the rest
of the class and produce the final programme.
Task 2. When you prepare the
draft programme, please schedule a meeting (morning or afternoon) during which
we can discuss our business plans with Mr. Chung and Mr. Wong. Also, make sure
that our visitors have opportunities to meet our staff and gain a complete
understanding of our business.
Task 3. The visitors will
expect to have some basic information about Toyworld and to be offered
activities which give them an understanding of the company. Please, also
arrange some social and cultural activities during their stay. Above all, we
don’t want to make any cultural mistakes during the visit. We want Mr. Chung
and Mr. Wong to leave with an excellent impression of our company and the way
we treat foreign visitors.
Key questions for the
planning committee:
1. Where will the visitors
stay?
2. Who will meet them? What
transport will
be used?
3. What arrangements should
be made for meals?
4. When will the business
meeting take place?
5. What topics would be
suitable for discussion at meals?
6. How will the visitors be
entertained? Trips? Special events?
7. What gifts would be
suitable? When and how should they be given?
8. Should there be local
press and television coverage?
9. Is it necessary to provide
an interpreter?
10.
Any other
ideas to develop a good relationship?
Writing
As Marketing Director at Toyworld,
send an e-mail to Mr. Chung with details of the programme for his visit. The
tone of the e-mail should be friendly and show that you and your colleagues are
looking forward to meeting him soon.
To…
|
Manager, Public
Relations
|
From…
|
Chief executive
|
Subject:
|
Mr Lee Chung’s visit
Date: 2 July
|
Обязательным приёмом является
постоянный переход от эмпирического опыта к научным познаниям, от конкретного
опыта к теоретическому объяснению. Именно в этом и состоит методологическое
значение кейс-метода в обучении ИЯ. Весь
процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информационными
технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует
научно-исследовательскую деятельность.
Метод Case Study способствует
развитию навыков самоанализа, а также аналитических, практических, творческих,
коммуникативных, социальных навыков учащихся. Таким образом, выдвинутое нами
предложение достаточно эффективно при обучении английскому языку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.