Метод «Кейс-стади» как
средство формирования учебных и социальных компетентностей школьников
В
рамках нового федерального государственного образовательного стандарта происходит
смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы,
иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Меняются роли педагогов и обучающихся, ученики не сидят пассивно, а становятся
главными действующими лицами на уроке, ученики на уроке думают, вспоминают,
делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном
координирующая. Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.
Задачи,
предлагаемые на традиционных школьных уроках, как известно, имеют четко
сформулированное условие и известные методы решения, от ученика же требуется
просто взять из учебника определенные формулы и применить их на практике.
В
реальной же жизни задачи и проблемы почти всегда заданы неявно, не имеют четких
границ, «засорены» посторонней информацией, и человеку, никогда раньше не
сталкивающемуся с подобными задачами, приходится очень трудно.
Снятию
или, во всяком случае, уменьшению этой трудности способствует метод «кейс-стади»,
позволяющий учащимся (а, следовательно, будущим специалистам) решать подобного
рода задачи.
Метод
«Кейс-стади» это один из методов кейс-технологии. Бордовская Н.В. к
кейс-технологиям относит: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и
упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод
инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод
ситуационно-ролевых игр.
Метод
«кейс-стади» – может быть назван методом анализа конкретных ситуаций.
Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания
конкретных ситуаций (от английского «case»
- случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание
которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и
актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении
данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Цели
использования метода:
•
«погружение», в ходе которого
ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это
формирует их ценностные установки);
•
способствую тому, чтобы учащиеся пришли к
выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от
чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за
выбор;
•
развитие компетентностей учащихся.
Метод
«кейс-стади» - это не просто методическое нововведение, распространение
метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании.
Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний,
или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного
потенциала ученика и педагога.
Важной
особенностью метода «кейс-стади» является его эффективная сочетаемость с
различными методами обучения. В таблице представлены возможности интеграции
разных методов при организации работы с кейсом.
Метод, интегрированный в «кейс-стади»
|
Характеристика его роли в «кейс-стади»
|
Моделирование
|
Построение модели
ситуации
|
Системный анализ
|
Системное представление
и анализ ситуации
|
Мысленный эксперимент
|
Способ получения знания
о ситуации посредством её мысленного преобразования
|
Методы описания
|
Создание описания
ситуации
|
Проблемный метод
|
Представление проблемы,
лежащей в основе ситуации
|
Метод классификации
|
Создание упорядоченных
перечней свойств, сторон, составляющих ситуации
|
Игровые методы
|
Представление вариантов
поведения героев ситуации
|
«Мозговая атака»
|
Генерирование идей
относительно ситуации
|
Дискуссия
|
Обмен взглядами по
поводу проблемы и путей её решения
|
Как
интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Общественная
жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и
фактологической базы кейса.
Другим
источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения
и воспитания, интегрированные в кейс-метод.
Наука
– это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она задает две
ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и
системным подходом, а также множеством других научных методов, которые
интегрированы в кейс и процесс его анализа.
Соотношение
основных источников детерминации кейса может быть различным. В реальной
практике конструирования кейсов чаще всего наблюдается доминирование одного из
источников. Данный подход может быть положен в основу классификации
кейсов по степени воздействия их основных источников. Здесь можно
выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные
жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает
обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на
осуществление исследовательской деятельности.
Выделенные
выше источники кейса следует называть базовыми, или первичными, поскольку они
определяют наиболее значимые факторы воздействия на кейсы. Вместе с тем можно
выделить и вторичные источники формирования кейсов, которые носят
производный характер от базовых источников.
Художественная
и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде
случаев определять сюжетную канву кейса. Фрагменты из публицистики, включение в
кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к
нему интерес со стороны обучающихся. Применение художественной литературы и
публицистики навязывает кейсу культурологическую функцию, стимулирует
нравственное развитие личности.
Нельзя
недооценивать и значение местного материала. Наиболее насыщенное и
интересное обсуждение кейсов происходит тогда, когда сюжет кейса имеет
определенное личное значение для учащихся.
Научность
и строгость кейсу придают статистические материалы.
Добротные
материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей,
монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если
произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную
насыщенность и предметную осязаемость кейсу, то произведения науки придают ему
большую строгость и корректность.
Неисчерпаемым
кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот
источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Как
правило, кейс включает в себя:
·
Ситуацию – случай, проблема, история из
реальной жизни.
·
Контекст ситуации - хронологический,
исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
·
Комментарий ситуации, представленный
автором.
·
Вопросы или задания для работы с кейсом.
·
Приложения.
Этапы разработки кейса
·
Определение места кейса в системе
образовательных целей
·
Поиск институциональной системы, которая
будет иметь непосредственной отношение к теме кейса
·
Построение, или выбор модели ситуации
·
Создание описания
·
Сбор дополнительной информации
·
Подготовка окончательного текста
·
Презентация кейса, организация обсуждения
Организация работы с кейсом
Этапы организации
занятия:
1. Этап
погружения в совместную деятельность.
Основная задача этого
этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив
участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:
Текст кейс ситуации (КС)
может быть роздан учащимся до занятия для самостоятельного изучения и
подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями
материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема,
лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.
2. Этап
организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа –
организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть
организована в малых группах, или индивидуально. Слушатели распределяются по
временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение
определенного педагогом времени. В каждой малой группе (независимо от других
групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка
единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе
выбирается или назначается «спикер», который будет представлять
решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать.
Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны
содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из
теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и
техника презентации и эффективность использования технических средств). Педагог
организует и направляет общую дискуссию.
3. Этап
анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа –
проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на
этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются
проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы.
Действия педагога могут быть следующими: Учитель завершает дискуссию,
анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и
комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Примеры кейсов,
используемых на уроках математики и информатики, вы можете видеть на слайде:
Использование метода
«Кейс-стади» в организации образовательного процесса позволяет развивать
следующие навыки:
1. «Аналитические»
навыки. К ним можно отнести: умение отличать
данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную
информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски
информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это
важно, когда информация не высокого качества.
2. Практические
навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности
проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков
использования теории, методов и принципов.
3. Творческие
навыки. Одной логикой, как правило, кейс ситуацию не решить. Очень
важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя
найти логическим путем.
4. Коммуникативные
навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию,
убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства,
кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать
оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные
навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные
социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в
дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и
т.д.
6. Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и
своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют
формирования социальных навыков их решения.
На диаграммах вы можете
увидеть развитие компетентностей обучающихся 9 класса (октябрь 2014г., март
2015 г.)
Итак, метод кейс-стади
завоёвывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нём
игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и
оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический
материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти
наиболее рациональное решение.
Л.А. Хамуева, учитель математики и
информатики
МАОУ «Шигаевская СОШ»
МО «Кабанский район»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.