Главная / Русский язык и литература / Метапредметный урок по литературе

Метапредметный урок по литературе

Метапредметная тема: "Мир запахов в ранних рассказах А.П.Чехова"

Класс : 8 класс

Предмет : Литература

Учитель : Биро Татьяна Исмаиловна

Цели урока:

формирование навыков анализа художественного текста,

развитие чувства прекрасного,

формирование умения видеть под слоем бытовых подробностей философский подтекст .

Оборудование: портреты А.П.Чехова,; тексты рассказов; презентация; толковые словари, тесты.

Ход урока:

I. Организационный момент Вступительное слово учителя.

«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.» Именно эти слова потрясающе мудрого человека, пристально вглядывающегося в обыденное существование простых людей, точно характеризуют творчество самого писателя, эстета, художника слова – Антона Павловича Чехова.

Сегодня мы с вами познакомимся с материалом , который вы подготовили сами, вы ответите на вопросы:

Каким же был А. П. Чехов? Каковы особенности поэтики писателя? Какую роль играют запахи в авторской оценке персонажей?

II. Работа по теме.

-Учитель: Итак, пройдёмся по страницам жизни и творчества А.П.Чехова.

( показ презентации учителя “Страницы жизни и творчества А.П.Чехова” ).

1. Рассказ учащимися о детских и юношеских годах Чехова, оказавших влияние на формирование личности будущего писателя (одновременно демонстрируются слайды Приложения):

Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова. Но это были годы большой внутренней работы для него, голы раннего становления, когда он учился быть независимым, несмотря на трудности жизни, когда он “выдавливал из себя раба по каплям”. Но была огромная воля к жизни, был свой, чеховский юмор, душевная свобода.

Вывод : “Не стоять ниже уровня среды, в которую попал” - вот, пожалуй, один из девизов Чехова.

2. Московский период.

Ещё в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах.

Писать – было его внутренней потребностью (работа со слайдами Приложения).

3. Третий этап творчества (с 1892 года). Работа со слайдами Приложения.

Слово учащихся о жизни Чехова в Мелихово.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что Чехов был чрезвычайно скромен, не терпел шума вокруг своего имени. Скромность писателя, его равнодушие к славе – вот отличительная черта Чехова. И жизни, и в литературе он стремился к простоте и скромности. Но в то же время он был настоящим борцом за лучшую, светлую жизнь.

-Учитель: Мы ещё познакомимся с прекрасными произведениями Чехова, созданными в Мелихово, в том числе и с такими, как “Ионыч”, “Попрыгунья”, “Дуэль”, где увидим Чехова-философа, увидим, что его отрицательные персонажи не всегда однозначно плохи, положительные не во всём и всегда правы. А главное, герои не статичны, их характеры меняются. Под слоем бытовых, вроде бы не слишком интересных подробностей, скрыт глубокий философский подтекст и , как сказал сам Антон Павлович: «Тогда человек станет лучше , когда вы покажете ему , каков он есть».

3. Работа с материалом , подготовленным учащимися.

1 учащийся: «Благодаря своей искренности А.П.Чехов создал новые для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде», -говорил Л.Н.Толстой.

Обычно изучение творчества писателя начинают с прочтения произведения, затем анализируют его, выявляют языковые средства , которые использовал писатель: эпитеты, метафоры, сравнения, художественные детали. Мы попытались поработать над ранними рассказами писателя методом «от обратного»: сначала проанализировали тексты. Мы выяснили , что у А.П.Чехова как персонажи, так и мир вещей стоят на равных: они имеют цвет, формы, звучание и, наконец, запахи, которые играют важную роль в авторской оценке. Может быть, на такое мировоззрение писателя повлияло то. что он очень болезненно воспринимал запахи из-за частых недомоганий и лучше всех их чувствовал. Учитель : Поработаем со словарями: найдём значение слова «запахи»(учащиеся делают записи в тетрадь)

2 учащийся. Что интересного мы обнаружили, поработав с различными текстами раннего творчества писателя? Например, наиболее часто писатель употребляет глагол пахнуть ( и его производные) :

Пахло в комнате чем-то кислым и затхлым. ( «Степь»).

Пахнет светильным газом и солдатами. («Анна на шее.)

3 учащийся: Чехов использует разнообразные средства языка, большое количество прилагательных:

-вкуса: Из той , другой (половины лавки) шёл вкусный запах кожи и дёгтя.(«Степь»).

Сено…лежало неубранное , печальное, пестрея своими поблёкшими цветами и испуская тяжёлый притворный запах.(Именины»).

Чтобы поскорее отделаться … от кислого запаха , она уже достала портмоне.(«Бабье царство).

-называющие другие ощущения( приятные, неприятные, противные):

Все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью…(«Каштанка»).

Теперь же он (Егорушка) …чувствовал только противный запах гнилых яблок и керосина, шедший от кучи. («Степь»)

Чудесно пахло сеном.(«Соседи»).

4 учащийся: Запахи присутствуют не только в авторских описаниях, но и живо обсуждаются в речи персонажей:

-Жареные гуси мастерски пахнуть, - сказал почётный мировой , тяжело дыша.

- Не говорите , душа моя, Григорий Саввич, утка или бекас могут гусю десять очков вперёд дать. В гусином букете нет нежности и деликатности . Забористее всего пахнет молодой лук, когда , знаете ли, начинает поджариваться…(«Сирена»).

-У меня к вам есть просьба, - продолжал племянник, пожимая дядюшкину руку и приобретая от этого сильный рыбный запах. («Свадьба с генералом»).

5 учащийся: Запахом у А.П.Чехова наделяются не только предметы, лица, животные, но и разные времена года., даже счастье и душа:

В слегка морозном воздухе пахло весной. («Хитрец»),

Воздух весь пропитан запахом осени. («Цветы запоздалые»),

От прошлого , как из глубокой уксусной бочки веяло духотой и мраком.(«Скука жизни»).

Летом она сидит на крылечке, и на душе у неё по-прежнему и пусто , и нудно, и отдаёт полынью.(«Душечка»).

Много бутылок, букет из роз , пахнет весной и дорогой сигарою, пахнет счастьем,- всё , кажется, так и хочет сказать , что вот-де пожил человек, потрудился и достиг, наконец, счастья, возможного на земле.(«Моя жизнь»)

6 учащийся: Чехов использует наиболее часто запахи:

- «пищевые» и напитков:

От старого Никандра шёл неприятный селёдочный запах. («В сарае»)

Квашин , от которого пахло мадерой и ликёрами и который еле дышал от сытости , жаловался на голод, насильно жевал…(«Ненастье»).

- запахи лекарств:

Аптечный запах вечен, как материя. («В аптеке»).

Пахло эфирными каплями. («Рассказ неизвестного человека»)

-природные: Затем коляска въехала в густые потёмки; тут пахло грибной сыростью и слышался шёпот деревьев.(«Враги»).

Воздух становится тепел и пахуч. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышами. («День за городом»). -«парфюмерные» :

Я смотрел на громадную багровую луну, которая восходила , и воображал себе высокую стройную блондинку, бледнолицую, всегда нарядную, пахнущую какими-то особенными духами, похожими на мускус.(«Страх»).

От электрического света громкой музыки, запаха пудры …его тошнило. («Три года»).

-«церковные»:

Запахло можжевельником и ладаном. («Володя большой и Володя маленький»).

Робкие послушники , тишина, низкие потолки, запах кипариса…-всё это трогало её, умиляло.(«Княгиня»)

4. Тестовая работа ( слайд №22-24) для всего класса.

5.Слово учителя: Чеховский нравственный кодекс жизненного бытия (Работа со слайдами Приложения.) Как видим, одним из кодексов является эстетический вопрос. Какие качества вкладывал А.П.Чехов в своих персонажей с помощью мира запахов? Какие ассоциативные связи мы можем выделить , давая характеристики персонажам?

6.Обобщение материала по теме: -Какие средства выразительности использовал А.П.Чехов в ранних рассказах?

-Какую оценку можно дать творчеству писателя?

-Хотели бы вы жить по нравственному кодексу Антона Павловича?

-В каких произведениях встречались вам запахи , исследуемые сегодня на уроке?(Л.Н.Толстой. П.Зюскинд).

7. Итог урока.-Учитель: Признание таланта А.П.Чехова можно проследить по тому, как читаются и изучаются его труды, как часто ставятся его пьесы на сценах театров и по тому , как говорят о нём те, которых можно поставить в один ряд с ним.(слайд Приложения )и по тому, как показывает нам А.П.Чехов, каковы мы с вами . А сейчас мне очень хочется отметить всех, кто готовился к этому уроку вместе со мной и помог мне его провести… .8. Домашнее задание: читать рассказ «Тонкий и толстый», выписать художественные детали из текста ( по теме урока), написать сочинение- эссе на тему:: «Запахи моего детства».

Метапредметный урок по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Метапредметный урок : "Мир запахов в ранних рассказах А.П.Чехова"

 Класс :  8 класс      

 Предмет :  Литература

 Учитель : Биро Татьяна Исмаиловна

 Цели    урока:

 формирование навыков анализа художественного текста,

   развитие чувства прекрасного,

   формирование  умения  видеть под слоем бытовых подробностей философский подтекст .

Оборудование: портреты А.П.Чехова,; тексты рассказов; презентация; толковые словари,  тесты.

                                                                           Ход урока:

I. Организационный момент    Вступительное слово учителя.

«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.» Именно эти слова потрясающе мудрого человека, пристально вглядывающегося в обыденное существование простых людей, точно характеризуют творчество самого писателя, эстета, художника слова – Антона Павловича Чехова.

Сегодня мы с вами познакомимся с материалом , который вы подготовили сами, вы ответите на вопросы:

Каким же был А. П. Чехов?  Каковы особенности поэтики писателя? Какую роль играют запахи в авторской оценке персонажей?

II. Работа по теме.

-Учитель: Итак, пройдёмся по страницам  жизни и творчества А.П.Чехова.

( показ презентации  учителя “Страницы жизни и творчества А.П.Чехова” ).

1. Рассказ учащимися о детских и юношеских годах Чехова, оказавших влияние на формирование личности будущего писателя (одновременно демонстрируются слайды  Приложения):                                   

Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова. Но это были годы большой внутренней работы для него, голы раннего становления, когда он учился быть независимым, несмотря на трудности жизни, когда он “выдавливал из себя раба по каплям”. Но была огромная воля к жизни, был свой, чеховский юмор, душевная свобода.

Вывод  :  “Не стоять ниже уровня среды, в которую попал” - вот, пожалуй, один из девизов Чехова.

2. Московский период.

Ещё в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах.

Писать – было его внутренней потребностью (работа со слайдами  Приложения).

3. Третий этап творчества (с 1892 года). Работа со слайдами  Приложения.

Слово учащихся  о жизни Чехова в Мелихово.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что Чехов был чрезвычайно скромен, не терпел шума вокруг своего имени. Скромность писателя, его равнодушие к славе – вот отличительная черта Чехова. И жизни, и в литературе он стремился к простоте и скромности. Но в то же время он был настоящим борцом за лучшую, светлую жизнь.

-Учитель:   Мы ещё познакомимся с прекрасными произведениями Чехова, созданными в Мелихово, в том числе и с такими, как “Ионыч”, “Попрыгунья”, “Дуэль”, где увидим Чехова-философа, увидим, что его отрицательные персонажи не всегда однозначно плохи, положительные не во всём и всегда правы. А главное, герои не статичны, их характеры меняются. Под слоем бытовых, вроде бы не слишком интересных подробностей, скрыт глубокий философский подтекст и , как сказал сам Антон Павлович: «Тогда человек станет лучше , когда вы покажете ему , каков он есть».

3. Работа   с материалом , подготовленным учащимися.

1 учащийся:  «Благодаря своей искренности А.П.Чехов создал новые для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде», -говорил Л.Н.Толстой.

Обычно изучение творчества писателя начинают с прочтения произведения, затем анализируют его, выявляют языковые средства , которые использовал писатель: эпитеты, метафоры, сравнения, художественные детали. Мы попытались  поработать над  ранними рассказами писателя методом «от обратного»: сначала проанализировали тексты. Мы выяснили , что у А.П.Чехова как персонажи, так и мир вещей стоят на равных: они имеют цвет, формы, звучание и, наконец, запахи, которые играют важную роль в авторской оценке. Может быть, на такое мировоззрение писателя повлияло то. что он очень болезненно воспринимал запахи из-за частых недомоганий  и лучше всех их чувствовал.                                                                                                                                                      Учитель : Поработаем со словарями: найдём значение слова «запахи»(учащиеся делают записи в тетрадь)

2 учащийся. Что интересного мы обнаружили, поработав с различными текстами раннего творчества писателя? Например, наиболее часто писатель употребляет глагол   пахнуть ( и его производные) :

Пахло в комнате чем-то кислым и затхлым. ( «Степь»).

Пахнет светильным газом и солдатами. («Анна на шее.)

3  учащийся: Чехов использует разнообразные средства языка,  большое количество прилагательных:

-вкуса:                                                                                                                                                                                                          Из той , другой (половины лавки) шёл вкусный запах кожи и дёгтя.(«Степь»).                                  

Сено…лежало неубранное , печальное, пестрея своими поблёкшими цветами и испуская тяжёлый притворный запах.(Именины»).

Чтобы поскорее отделаться … от кислого запаха , она уже достала портмоне.(«Бабье царство).

-называющие другие ощущения( приятные, неприятные, противные):

Все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью…(«Каштанка»).

Теперь же он (Егорушка) …чувствовал только противный запах гнилых яблок и керосина, шедший от кучи. («Степь»)

Чудесно пахло сеном.(«Соседи»).

4 учащийся: Запахи присутствуют не только в авторских описаниях, но и живо обсуждаются в речи персонажей:

-Жареные гуси мастерски пахнуть, - сказал почётный мировой , тяжело дыша.

- Не говорите , душа моя, Григорий Саввич, утка или бекас могут гусю десять очков вперёд дать. В гусином букете нет нежности и деликатности . Забористее всего пахнет молодой лук, когда , знаете ли, начинает поджариваться…(«Сирена»).

-У меня к вам есть просьба, - продолжал племянник, пожимая дядюшкину руку и приобретая от этого сильный рыбный запах. («Свадьба с генералом»).

5 учащийся:  Запахом у А.П.Чехова наделяются не только предметы, лица, животные, но и разные времена года., даже счастье и душа:

В слегка морозном воздухе пахло весной. («Хитрец»),

Воздух весь пропитан запахом осени. («Цветы запоздалые»),

От прошлого , как из глубокой уксусной бочки веяло духотой и мраком.(«Скука жизни»).

Летом она сидит на крылечке, и на душе у неё по-прежнему и пусто , и нудно, и отдаёт полынью.(«Душечка»).

Много бутылок, букет из роз , пахнет весной и дорогой сигарою, пахнет счастьем,- всё , кажется, так и хочет сказать , что вот-де пожил человек, потрудился и достиг, наконец, счастья, возможного на земле.(«Моя жизнь»)

6 учащийся:  Чехов использует наиболее  часто запахи:

- «пищевые» и напитков:

От старого Никандра шёл неприятный селёдочный запах. («В сарае»)

Квашин , от которого пахло мадерой и ликёрами и который еле дышал от сытости , жаловался на голод, насильно жевал…(«Ненастье»).

- запахи лекарств:

Аптечный запах вечен, как материя. («В аптеке»).

Пахло эфирными каплями. («Рассказ неизвестного человека»)

-природные:                                                                                                                                                          Затем коляска въехала в густые потёмки; тут пахло грибной сыростью и слышался шёпот деревьев.(«Враги»).

Воздух становится тепел и пахуч. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышами. («День за городом»).                                                                                                                                               -«парфюмерные» :

 Я смотрел на громадную багровую луну, которая восходила , и воображал себе высокую стройную блондинку, бледнолицую, всегда нарядную, пахнущую какими-то особенными духами, похожими на мускус.(«Страх»).

От электрического света громкой музыки, запаха пудры …его тошнило. («Три года»).

-«церковные»:

Запахло можжевельником и ладаном. («Володя большой и Володя маленький»).

Робкие послушники , тишина, низкие потолки, запах кипариса…-всё это трогало её, умиляло.(«Княгиня»)

4. Тестовая работа ( слайд №22-24) для всего класса.

5.Слово учителя:   Чеховский нравственный кодекс жизненного бытия                                                                                                      (Работа со слайдами  Приложения.) Как видим, одним из кодексов является эстетический вопрос. Какие качества вкладывал А.П.Чехов в своих  персонажей с помощью мира запахов? Какие ассоциативные связи мы можем выделить , давая характеристики персонажам?

6.Обобщение материала по теме:                                                                                                                                     -Какие средства выразительности использовал  А.П.Чехов  в ранних рассказах?

-Какую оценку  можно  дать творчеству  писателя?

-Хотели бы вы жить по нравственному кодексу Антона Павловича?

-В каких произведениях встречались вам запахи , исследуемые сегодня на уроке?(Л.Н.Толстой. П.Зюскинд).

7. Итог урока.-Учитель:                                                                                                                                                                       Признание таланта А.П.Чехова можно проследить по тому, как читаются и изучаются его труды, как часто ставятся его пьесы на сценах театров и по тому , как говорят о нём  те, которых можно поставить в один ряд с ним.(слайд Приложения )и по тому, как показывает нам А.П.Чехов, каковы мы с вами .                                                                                                                                                                 А сейчас мне очень хочется отметить всех, кто готовился к этому уроку  вместе со мной и помог мне его провести…                                                                                                                                                .8. Домашнее задание: читать рассказ «Тонкий и толстый», выписать   художественные детали  из текста ( по теме урока), написать сочинение- эссе на тему:: «Запахи моего детства».

Автор Биро Татьяна Исмаиловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 799
Номер материала 16986
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓