Главная / География / Метапредметный подход при изучении географии

Метапредметный подход при изучении географии

«Метапредметный подход как способ формирования положительной мотивации к изучению географии».


Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, 
а не ставим передними проблемы, которые надо решить”. 
Роджер Левин



«Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

Одним из эффективных средств решения поставленных задач, является использование в образовательном процессе метапредметного подхода, предполагающего интеграцию содержания образования, педагогических усилий, а также достижение практико-ориентированного результата обучения. Метапредметность, таким образом, в значительной степени, направлена на формирование целостного, обобщенного, соизмеримого с практикой жизнедеятельности и основанного на ценностном восприятии содержания образования

Метапредметный урок - урок по учебному предмету направленный на формирование у школьников соответствующих способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях – метапредметных образовательных результатов посредством организации особого типа содержания образования – метапредметного содержания и особого типа учебной деятельности – метапредметной учебной деятельности.


ПО Ю.В. ГРОМЫКО

Традиционный подход

Метапредметный подход

1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.

1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.

2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.

2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.

 

3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.


«Задача» - решение школьниками разных задач и освоение способов их решения и «Знак» - формирование у школьников способности схематизации.

Шириною широко, глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна-

И горька, и солона.

Что же определяет вкус морской воды?


hello_html_m2f269380.gif










Проведение эксперимента.

Учитель: Ребята, у меня на столе стоит стакан с водой, морская соль, весы и разновесы. Я хочу вас попросить попробовать ( учитывая записанное нами определение солености ) приготовить воду Балтийского моря ( соленость в среднем 110/00 ).

( На решение задачи ученикам дается немного времени, а затем проводится эксперимент : необходимо взять 89 мл воды и 11 грамм соли ).

Учитель: А если я захочу повысить соленость до среднего значения? Что необходимо сделать?

Ученики: Добавить 24 грамма соли.

Учитель: А если снизить соленость?

Ученики: Добавить воды.

Учитель: Так от чего же зависит соленость воды?

Ученики:

  • Поступление пресных вод

Географическое положение ( испарение воды при высокой температуре воздуха ).


Учитель: Давайте подумаем, может ли изменение солености воды повлиять на природу и жизнь человека? ( проводится обсуждение и подведение итога )

ИТОГ:

  • Повышение солености может привести к гибели морских животных

  • Мировой океан влияет на климат нашей планеты.

А так же:

( + )Благодаря повышенной солености вод Северной Атлантики в Европе сохраняется относительно теплый климат.

( - ) И повышение солености вод Северного Ледовитого океана может изменить ледовый режим Арктики и Северный морской путь может освободиться ото льда.

( Строим схему )


«Проблема» - формирование у школьников собственной позиции относительно данного события и «Знание» -формирование способности работать с понятиями.


При изучении темы «Байкал- жемчужина Сибири» в 8 классе, постепенно подводя обучающихся к проблеме, используется музыкальный прием арт-технологии: воспроизводится запись фрагмента русской песни «Славное море, священный Байкал»:

Славное море - священный Байкал,

Славный корабль - омулевая бочка.

Эй, баргузин, пошевеливай вал,

Молодцу плыть недалечко.

После прослушивания обучающиеся самостоятельно выделяют и объясняют смысл слов из текста песни, касающихся темы.

Вопрос: Почему оз. Байкал автор песни называет морем?

Ответ: Местные жители так называют Байкал.

В: Как вы понимаете выражение «омулевая бочка»?

О: Омулевая - знаменитый байкальский омуль небольшая рыбка длиной 30-40 см.

В: Почему бочка?

О: Омуль имеет промысловое значение.

У: Баргузин - северо-восточный ветер и река, Баргузинский хребет.


В 6 классе тема «Волны» - определение цунами:


Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие

Да играл еще Садко и третии -

А все пляшет царь морской во синем море.

Во синем море вода всколыбалася,

Со желтым песком вода смутилася,

Стало разбивать много кораблей на синем море,

Стало много гибнуть именьицев,

Стало много тонуть людей праведныих.


Найдите ошибку!



Таким образом, структура метапредметного урока как образовательной ситуации:


1. Мотивационно-ориентировочный блок:

1.1. Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока

1.2. Этап проблематизации - определение учениками собственного «незнания» относительно фундаментального образовательного объекта урока

1.3. Этап целеполагания - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания»

2. Организационно - деятельностный блок:

2.1. Этап моделирования - построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей.

2.2. Этап конструирования - переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных)

2.6. Этап презентации образовательных продуктов - соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный «объем» - совместную действительность

3. Рефлексивно – оценочный блок - выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, оценка степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся, а также качества созданных на уроке образовательных продуктов.


Метапредметный подход при изучении географии
  • География
Описание:

«Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

Поэтому я считаю, что метапредметный подход является одним из способов  формирования положительной мотивации к изучению географии и, как следствие, достижения высоких результатов обучения.

 

Предлагаю свой доклад по данной теме.

Автор Лукьянова Лариса Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1104
Номер материала 25884
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓