Главная / Начальные классы / «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ»

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ»

«Метапредметный подход к проектированию

и проведению учебного занятия»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные (действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения), регулятивные (действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность), познавательные (действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания) и коммуникативные (действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми) как основа умения учиться.

В чём именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода?

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщённости, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин.

Когда мы готовимся к проведению метапредметного занятия уместно задать себе ряд вопросов.


. Что я делаю? (предмет деятельности);

. Для чего я это делаю? (какова цель);

. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);

. Какой это даёт результат?

. За счёт чего этот результат достигнут?


Необходимо учитывать и некоторые особенности метапредметного занятия:

. Это интегрированное занятие.

. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т. д.

. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.


Метапредметный урок имеет особую структуру, которая предполагает:

  • Мобилизующий этап или вызов, целеполагание – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  • Осмысление (реализация) – непосредственный контакт с новой информацией.

  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.


Очень тщательно подходить к выбору заданий, стараясь удовлетворить следующие требования:

. Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.


. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик,и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.


Но и к личности учителя предъявляются особенные требования:


. Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

. Добиваться от учеников аргументированных ответов.

. Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

. Чётко и точно формулировать задание.

. Способность к импровизации.

. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.


При использовании метапредметных технологий в уроке или занятии от учителя требуется много подготовки. Для этого учителю необходимо иметь не тот огромный выбор литературы в Интернете, а компактное учебное пособие.


Учителю необходимо внутренне себя перестроить, перейти от роли главного действующего лица к роли режиссёра-постановщика.


Так учителями параллели вторых классов была разработана серия открытых интегрированных занятий с метапредметным подходом. Эти занятия мы считаем совместными, поскольку в разработке принимали участие все учителя параллели.


Более подробно мы хотели бы остановиться на последнем занятии, которое проходило в рамках городского семинара и получило высокую оценку у коллег.


Русский язык. 2 класс.

Урок-исследование.


Тема. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.


Цель. Установить зависимость написания безударной гласной в корне от значения слова.


Задачи. 1. Создание условия для восприятия орфограммы «Безударная гласная в корне слова, зависящая от его значения.»


2. формирование интереса к внеклассной литературе.


3. Создание условий для применения учеником предметной логики при выполнении нестандартного задания и заданий со скрытой информационной частью.


1 этап.

- Сегодня урок русского языка- не совсем обычный. Необычным будет многое. Необычный состав класса (ученики четырех вторых классов),вместо одного учителя- четыре, а вместо тетрадей- рабочие листы.

И начну я его тоже не традиционно. Я даю задание двум ребятам.

Ребята, на каждом уроке русского языка вы открываете тайны. А как вы понимаете слова ТАЙНА?


-А что говорится о этом слове в толковых словарях?


-Молодцы! Верно объяснили это слово.

Давайте, это слово напишем каллиграфически красиво в рабочих листочках. (строка №1)

-Подберите однокоренные слова к слову ТАЙНА разных частей речи. Мы запишем только несколько слов.


Запись: ТАЙНЫЙ, ТАЙНИК, ТАИНСТВЕННЫЙ.

(выделить корень, часть речи)


-Докажите, что это однокоренные слова.


-Досмотрите опять на слово ТАЙНА, поставь знак «+» или «-», в зависимости от того какие чувства вы испытываете, когда слышите это слово.


-Кто поставил «+»? Кто «-»? Объясните.


-Ребята, а вы любите открывать тайны?

-Какие литературные произведения читали, знаете, в названии которых встречаются слова ТАЙНА, ТАЙНИК,ТАИНСТВЕННЫЙ, ТАЙНЫЙ?


-Мы для вас приготовили выставку книг.


-А сейчас, Татьяна Владимировна продолжит наш урок.


2 этап.


-Сегодня у нас особый урок. Урок-исследование. А что значит исследовать? (ответы детей). Толковый словарь даёт объяснение значения этого слова следующим образом: подвергнуть научному изучению, выяснению.


-Иностранный мальчик тоже подобрал группу однокоренных слов (нос, носильщик, носатый, носик) что вы заметили? (слово «носильщик» имеет другое значение, поэтому не является однокоренным). Среди оставшихся слов найдите то, которое «таит в себе опасность» (в корне слова «носатый» проверяемая безударная гласная в). что можно сказать про оставшиеся слова? Почему? (они являются проверочными).


-На доске группа слов. Какая орфограмма их объединяет?


х_трить


см_шить


р_веть


тр_щать


скр_петь


ув_дать


-Как проверить написание безударной гласной в корне?


Хитрить -хитрый


Смешить -смех


Реветь -рёв


Трещать -треск


Скрипеть –скрип


Увидать -вид


-Одно из слов является «таинственным». Мальчик- иностранец почему-то связывает смысл последнего слова с цветком…почему?


Увидать-вид


Ув_дать?


Увидал-вид


Увядал-вянет


Отчего зависит выбор гласной в этих словах? (от значения слов).

Физминутка под музыку «Ужасно интересно»


3 этап.


Мальчик-иностранец в сомнении. Ему встретились слова с одинаковыми по звучанию корнями. Он не может без вашей помощи решить орфографическую задачу. Помогите ему!!!

На вашем листочке это задание №3.


Прочитайте первую пару словосочетаний.

-Что вы заметили? (Произносятся одинаково)

-А какую гласную вы напишете?

-Почему пишем по разному?

Надо объяснить значение слов и подобрать однокоренное.

-Вставьте в словосочетание пропущенные буквы.

-Устно доказывают выбор букв, проговаривают проверочное слово.


Полоскать бельё (полощет) поласкать щенка (ласка)


Запевать песню (петь) запивать лекарство (пить)


Отварить картофель (варит) отворить дверь (затвор, створка)


Свила гнездо (свить) свела по ступенькам (вёл)


Спешил на урок (спешка) спиши текст (пишет)проверяемая безударная гласчнаторое "яется однокоренным). среди , носатый, носик) что вы заметили? ению.

ЕННЫЙ, ТАЙНВЙ?ий со ск


Вывод: с заданием справились потому что знаем новый способ проверки корней- это объяснение значения слова.


Гимнастика для глаз.


4 этап.


Сегодня на уроке, вы, большое внимание уделяете написанию слов с безударной гласной в корне слова. Особенно словам, которые мы назвали таинственными, слова, которые звучат одинаково. Давайте сейчас, обобщили наши знания и попробуем составить правило.


-Отчего же зависит правописание таких слов?


1.Объяснить значение слова.


-Хорошо. Дальнейший шаг к проверке гласной,


2. Подбор однокоренных слов.


-Подобрали однокоренные слова. Что же дальше?


-3. Выбор из групп однокоренных слов- проверочного слова.


-Хорошо. Постарайтесь сейчас воспользоваться правилом, которое мы составили.


Я читаю группу слов. Выберите из неё слово, написание которого зависит от значения.

1)разв_вается,разб_гается(бег),разв_гается(двигать).


2)пол_жал(лёжа), пос_дел, пог_ворил(говор).


3)прин_сил(носит), прип_сал(пишет), прим_рял.


-Спасибо. Вы справились с этим заданием.


Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а, значит, становимся более грамотными.


Всё тайное становится явным.


-Сегодня для вас урок был немного необычным, поэтому нам всем хотелось бы узнать, как вы себя чувствовали на этом уроке?


Рефлексия.

(Дети приклеивают на доску смайлики под музыку «Ужасно интересно»)



«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ»
  • Начальные классы
Описание:

 

 

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

         В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные (действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения), регулятивные (действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность), познавательные (действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания) и коммуникативные (действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми) как основа умения учиться.

          В чём именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода?

 

Автор Гильмутдинова Расуля Шамиловна
Дата добавления 20.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 518
Номер материала 58428
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓