Главная / Русский язык и литература / Метапредметный дидактический материал к урокам словесности для 5-6 классов

Метапредметный дидактический материал к урокам словесности для 5-6 классов

Сравните два текста. Чем они похожи по содержанию? Какие средства языка использованы в них для передачи действий? В каком тексте нарисована более конкретная картина? С помощью какого средства?

  1. Сильное кино.

И вот он

Начал свой рассказ:

«Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла.

А он как даст ему

Со зла!

Они ей раз!

Но тут как раз

Ее он спас».

(А. Барто).


  1. Кто сказал, что мы подрались?

Кто сказал, что мы подрались?

Мы не дрались, а боролись.

Правда, мы чуть-чуть кусались,

И щипались, и кололись.

Правда, мы друг друга мяли,

И бодались, и лягались.

Нас, конечно, разнимали.

Мы, конечно, упирались.

(А.Кушнер).


  1. Укажите во втором тексте глаголы, с помощью которых создается картина драки. Запишите их в инфинитиве. Подчеркните глагол с более общим значением.

  2. Найдите однородные ряды глаголов-сказуемых, соединенных повторяющимся союзом, объясните знаки препинания. Укажите вводные слова, объясните знаки.

____________________________________________________________________________



Определите тему и стиль текста. Какие части речи в нем употреблены? Установите, сколько всего слов в отрывке; сколько в нем существительных, глаголов, других самостоятельных частей речи; сколько в нем служебных частей речи.


Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

(Крылов).

  1. Какой вывод вы сделали? Допишите: «В отрывке больше всего… (сколько их?) и … (сколько их?)».

  2. Выпишите глаголы, с помощью которых передаются особенности пения соловья. К какой тематической группе они относятся?

  3. Подумайте, можно ли этот отрывок назвать описанием.

Вспомните два произведения замечательного художника В.М. Васнецова: «После побоища Игоря Святославовича с половцами» и «Битва славян с кочевниками». В каком из них изображена динамическая картина, в каком – статическая?


Прочтите отрывок из поэмы «Полтава» А.С. Пушкина. Выберите нужное словосочетание для его характеристики: «динамическое описание» - «статическое описание».

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.


Динамика – движение, действие.

Статика – покой, неподвижность.





  1. Выпишите глаголы, которые передают действия воинов на поле боя, а затем – столбиком слова, рисующие звуковую картину боя. Какую часть речи использовал А.С. Пушкин для передачи звуков?

  2. Проанализируйте существительные, рисующие звуки боя; докажите, что их корни тоже обозначают действие. Для этого к каждому существительному подберите соответствующий глагол в инфинитиве. Какой характер всему отрывку придают существительные, употребленные в отрывке вместо глаголов?

  3. Расскажите, по каким признакам мы различаем глаголы и существительные, корень которых обозначает действие.

  4. «Четвертое лишнее»: бегал, бегство, бег, бегун; скрежетал, скрежет, скребет, скрести.



_________________________________________________________________________





Прочитайте строфу из стихотворения С. Есенина «С добрым утром». По каким признакам ее можно отнести к описанию?


Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.


  1. Определите, в прямом или переносном значении употреблены здесь глаголы.

  2. Употребите глаголы, имеющие в стихотворении переносное значение, в их прямом значении. Запишите соответствующие предложения.

  3. Произведите синтаксический разбор отрывка: сколько в нем предложений? Выпишите грамматические основы из 1-го и 2-го предложений. Подчеркните второстепенные члены. Особое внимание надо обратить на слово косы. Почему?

  4. Какие глаголы-сказуемые не имеют зависимых слов? Укажите их. Назовите также распространенное сказуемое (имеющее зависимые слова).

  5. Объясните знаки препинания. Почему перед союзом и поставлена запятая?


Озаглавьте отрывок словами из текста так, чтобы в заголовке отразилось торжество прихода весны. Какие глаголы передают эмоциональный настрой автора? Назовите их.


Грянул весенний майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!

Бормочут хмурые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко. Дятлы исступленно бьют в звонкие сучки – барабаны. Полон лес свистов, криков, стуков и песен.

А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно.

Звуки кругом, они доносятся с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.

Гремит по всей земле май! (По Н. Сладкову).


  1. Определите, как построен текст. Найдите тезис и вывод. Как связаны между собой абзацы и предложения внутри абзацев: последовательно или параллельно?

  2. Какое явление жизни положено в основу описания прихода весны: звуки, краски или что-нибудь другое? Докажите свое решение, проанализировав глаголы во 2-м и 3-м абзацах. К какой тематической группе они относятся? В прямом или переносном значении употреблено большинство из них?

  3. Найдите во 2-м и 3-м абзацах зависимые от глаголов слова, которые поясняют, как происходят действия. Какие части речи передают признаки действия? Сделайте вывод, какая часть речи распространяет глагол, показывая признак действия.

  4. Попробуйте по образцу отрывка описать переменку в своей школе, используя глаголы со значением «процесс издавания звуков». Начните, например, так: «Но вот загремел звонок, и сразу…». Не забывайте конкретизировать действия с помощью зависимых слов.

____________________________________________________________________________



Прочитайте отрывок, вставляя на место точек во 2-м абзаце глагол бежать. Затем употребите другие глаголы, более точно и выразительно передающие характер бега всех действующих лиц: мчаться, скакать, грохотать. Если вы правильно распределите эти глаголы, у вас получится так, как в отрывке из рассказа А. Куприна «Белый пудель».


Сергей испустил пронзительный, долгий, отчаянный вопль и наугад пустился бежать прочь от подвала.

Он … как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами. Рядом с ним …, заливаясь радостным лаем, Арто. Сзади тяжело … по песку дворник.


  1. К какому типу речи относится отрывок? Приведите доказательства.

  2. Подумайте, о последовательных или одновременных действиях говорится в 1-м и во 2-м абзацах. Как это связано с видом глагола?

  3. Все ли глаголы, употребленные во 2-м абзаце, являются синонимами к глаголу бежать? Подберите синонимы к глаголу бежать и грохотать (в его основном значении).

  4. Выпишите из первого предложения грамматическую основу. В чем ее особенность? Достаточно ли в качестве сказуемых указать только глаголы? Подумайте об этом, сопоставив по лексическому значению такие сочетания слов и слова:

испустить вопль = завопить;

пустился бежать = побежал.

Объясните отсутствие в этом предложении запятой перед союзом и.

Прочтите рассуждение шестилетнего Дениски из рассказа В. Драгунского «Чики-Брык». Какие три аргумента он приводит, чтобы доказать, что «в электричке очень интересно ездить»? С помощью какого языкового средства соединяются между собой эти аргументы?


…В электричке очень интересно ездить, очень! Во-первых, ручки на скамейках блестят. Во-вторых, тормозные краны – красные, висят прямо перед глазами. И сколько ни ехать, всегда хочется дернуть такой кран или хоть погладить его рукой. А самое главное – можно в окошко смотреть, там специальная приступочка есть. Если кто не достанет, можно на эту приступочку встать и высунуться. Мы с Мишкой сразу заняли окошко, одно на двоих, и было здорово интересно смотреть, что вокруг лежит совершенно новенькая трава и на заборах висит разноцветное бельишко, красивое, как флажки на кораблях.


  1. К какому стилю речи относится отрывок? Докажите разговорный характер речи Дениски. Найдите слово ограниченного употребления. За счет чего создается эмоциональность и выразительность речи? (Выпишите слова с уменьшительно-ласкательным значением!)

  2. Проанализируйте глаголы. В прямом или переносном значении употреблено большинство из них? Замените глаголы в сочетаниях погладить рукой, достать до окошка, лежит трава синонимами. В каком значении употреблено прилагательное в словосочетании новенькая трава? Подберите синоним.

  3. Найдите глаголы на -тся - -ться, объясните их написание.

  4. А вы любите ездить в электричке или не любите? Напишите об этом, приведя 3-4 аргумента и соединяя их с помощью вводных слов.



_____________________________________________________________________________





Прочтите текст и определите тип речи. Найдите тезис и доказательства. В каком предложении делается вывод? Как связаны аргументы между собой: последовательно или параллельно?

Мои часы.

Никогда не беру с собой летом на рыбалку часов, лишнее это дело.

Рассыплет в темных еще кустах первую трель соловей, - так и знай – час ночи.

Зазвенит над головой жаворонок – где-то после двух.

Подадут голоса иволга и кукушка – можно не сомневаться – часа три утра.

Раскроет свой зонтик одуванчик, тоже не ошибетесь – шесть часов.

Не поленитесь, проверьте! (В. Хлиманов).


  1. К какому стилю речи относится текст? Найдите глаголы, которые носят эмоциональный характер и передают отношение автора к изображаемому. В прямом или переносном значении они употреблены?

  2. Укажите глаголы, которыми автор начинает каждое доказательство. Определите их время и вид. Случайно ли все они одного времени и вида? Запишите их в инфинитиве.

  3. Попробуйте изложить содержание текста в научном стиле. Используйте следующий тезис: «Каждая птица и каждое растение пробуждаются после ночного отдыха в определенное время. Так, соловей…». Сделайте вывод, употребив слово поэтому.


Прочитайте научное описание цветка календулы (ноготков). Проследите, какое средство языка в основном используется здесь для характеристики особенностей этого растения (проанализируйте, чем выражены сказуемые).


Календула лекарственная (ноготки) – однолетнее травянистое растение. Стебель прямостоячий, ветвистый, достигающий в высоту 70 см. Листья очередные. Цветки в крупных одиночных корзинках. Плоды – серповидные или крючкообразные семянки.

Цвет с июня по октябрь, плоды начинают созревать с августа.

Родина календулы – Европа, Средняя Азия.

Корзинки календулы используются в лечебных целях.




________________________________________________________________________





Определите тип текста. К какому стилю его можно отнести? Расскажите, что вы узнали о скворцах из этого текста.


Скворцы.


Скворец никогда весной (не) ищ..т своей пищи ни в воздух.., на лету, как ласточки, ни на дерев.., как поползень или дятел. Его корм на земле и в земле. И зна..те, сколько истребля..т он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! Зато и провод..т он весь свой день в непр..рывном движени.. .

Интересно гл..деть, когда он, идя между грядок или вдоль дорож..к, охотит?ся за своей добычей. Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа, с перевалочкой с боку на бок. Внезапно он останавлива..т?ся, поворачива..т?ся в одну сторону, в другую, склоня..т голову то (на)лево, то (на)право. Быстро клюн..т и побежит дальше. И опять, и опять… Черная спинка его отлива..т на солнце м..таллическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках. И столько в нем во время этого промысла чего (то) деловитого, суетливого и забавного, что смотр..ш? на него (по)долгу и невольно улыба..ш?ся.

(А. Куприн).



На основании содержания текста составьте описание скворца в научном стиле; при этом надо рассказать, как выглядят скворцы, чем они питаются, как охотятся, каковы повадки скворцов, какую пользу они приносят. Добавьте от себя: где живут скворцы, какие у них гнезда, когда они прилетают в ваши края и т.д.



Прочитайте стихотворение Д.Самойлова. Почему стихотворение так называется? Какое время года имеется в виду? Почему вода «начинает уставать»? Объясните это выражение.

Пред снегом.

И начинает уставать вода.

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню поднимат?ся, падать с неба.

Вода устала петь, устала теч?,

Сиять, струит?ся и переливат?ся.

Ей хочет?ся утратить реч?, залеч?,

И там, где залегла, там остават?ся.



  1. Спишите стихотворение. Подчеркните глаголы, употребленные в нем в форме инфинитива, объясните орфограммы.

  2. Сравните слова течь и речь. На основании каких грамматических признаков в этих словах пишется ь?

  3. Выучите стихотворение наизусть.

  4. Найдите «четвертое лишнее»: ночь, жечь, речь, дичь.

  5. Вспомните свои ощущения в конце учебного года. Напишите небольшое сочинение «Перед каникулами». Начните его так: «К концу года я начинаю уставать. Мне не хочется…. Мне хочется…». Не ограничивайтесь глаголами в инфинитиве! Развивайте свою мысль!


_____________________________________________________________________________



Прочитайте три текста. Озаглавьте первый и третий тексты побудительными предложениями, а второй – повествовательным восклицательным.


I. Очень хорошо пораньше встать, когда роса еще не сошла, и если тогда умываешься на воздухе, у ручья или у речки, то кажется, вместе с тобой мир умывается, и в мире в этом великом есть твой любящий друг, и он тоже теперь где-то купается и о тебе думает. (М. Пришвин).

II. Лес еще спит. Но в нем уже отложила ворониха первое яйцо. Спит и вода. Но тайно – под снегом собираются ручейки, сбегаются в реки. (В. Бианки).

III. Дни – как ступеньки лестницы. По-разному можно пройти по ним; важно только, чтобы ежедневно подниматься на новую ступеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз. (Н. Сладков).


1. Объясните выражения: роса не сошла (подберите синонимы); мир улыбается (значение слова мир); подниматься на новую ступеньку (что имел в виду автор?).

2. Выпишите возрастные глаголы, распределяя их по группам:

Возвратное значение (себя): …

Взаимное значение (друг с другом): …

Значение постоянного свойства (сам): …

3. Объясните орфограмму -тся - -ться. Составьте план своих действий для правильного решения орфографической задачи о правописании -тся - -ться в глаголах.

4. Определите морфемный состав глаголов из второго текста.


Прочитайте отрывки. Определите вид выделенных глаголов. Сформулируйте разницу в значениях каждой пары выделенных глаголов, используя следующие ключевые слова:

указывает на продолжительность, повторяемость действий;

указывает на результат, предел действия.


I. Мне выпало счастье часто встречаться с хорошими людьми. Но мог я и не встретиться с ними. (В. Песков).

II. Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне средней России – лето, обильное грозами и радугами. (К. Паустовский).

III. Все меньше звуков в ночи, все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все вокруг заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков).


  1. Опираясь на особенности употребления глаголов несовершенного и совершенного вида в данных текстах, составьте свой текст, употребив в нем такие пары глаголов (на выбор): читать – прочитать; слушать – выслушать; решать – решить; повторять – повторить. Старайтесь высказать интересную мысль, включите подробности.

  2. Проанализируйте морфемный состав глаголов, данных парами в первом задании. Подчеркните морфемы, с помощью которых различается вид глагола.

  3. «Четвертое лишнее»: решить, повторить, поздравить, шить; делать, жать, знать, решить.


_____________________________________________________________________________






  1. Включите свое воображение и нарисуйте (словами) две динамические картины на темы: 1) «Ветер разбушевался», 2) «Вездесущий туман».


Для начала используйте следующие предложения:


  1. Ветер с бешеной силой налетал на город.

Он (что делал?) …

  1. К вечеру в овраге появился туман.

Он (что сделал?) …


  1. Запишите оба текста и определите, как они построены: от общего к частному или от частного к общему?

  2. Произведите комплексный анализ ключевых слов ваших текстов – налетал и появился.

  3. Определите вид глаголов в первом и во втором текстах. Измените любой глагол по временам и сделайте вывод: изменяется ли вид глагола при его изменении по временам?

  4. «Четвертое лишнее»: налетал, валил, сносил, разорвал.

Подготовьтесь записать текст А. Куприна «Скворцы» под диктовку. Выполните следующие задания:

    1. Назовите четыре орфограммы глаголов, с которыми вы будете работать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы.

    2. Расскажите, в какой последовательности нужно действовать, чтобы правильно написать личное безударное окончание глагола. В каких глаголах нужно начать рассуждение с приставки? (См. запись в рамке.)


__

вылететь (II спр.)

__

вылить (I спр.)

__

выплыть (I спр.)













    1. Сгруппируйте слова других частей речи с пропущенными буквами и объясните их правописание.hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

    2. Выпишите из первого предложения по одному словосочетанию со значением «действие и предмет», «действие и место действия», «действие и время действия», «действие и его признак»; составьте их схемы (с обозначением частей речи).



_____________________________________________________________________________





Прочитайте отрывок, укажите средства связи предложений в тексте.


Весна приходит не сразу. Она начинает творить свою работу еще среди метелей и морозов. И первый ее дружный напор на сразу сгоняет снег с полей, не сразу согревает землю.

И все-таки весна неодолима! (Н. Сладков)


  1. Определите тип текста. Найдите тезис и доказательства. В каком предложении делается вывод?

  2. Укажите языковые средства, с помощью которых достигается торжественный, приподнятый тон речи автора.

  3. Определите, какое значение в тексте имеют глаголы настоящего времени: обозначают действия, которые происходят в момент речи, или обозначают действия постоянные.

  4. Переведите текст в прошедшее время, сохраняя вид глагола. Затем переведите текст в будущее время, изменяя вид глагола.

  5. Выпишите из 3-го предложения все словосочетания.




Прочитайте текст. Сформулируйте его тему и главную мысль. Составьте его план. Как связаны между собой три последних абзаца: последовательно или параллельно?


Мы вид..м, замеча..м и запомина..м только то, на что обращено наше внимание. А того, на что наше внимание не обращено, как бы и (не) существу..т для нас.

Это легко проверить: попробуйте сейчас перечислить авторов всех ваших учебников, - не каждый справ..тся с этой задачей. А ведь вы ежедневно держ..те учебники в руках…

У одних людей внимание – вроде слабого электрического фонарика: оно выхватыва..т в окружающем очень немногое, да и то ненадолго – батарейка быстро садит?ся, внимание угаса..т.

У других людей внимание – вроде уличного фонаря на высоком столбе: освеща..т все вокруг, но слабым, равнодушным светом.

У третьих внимание – прожектор: яркий, ровный, сильный и глубокий свет. Под таким светом разглядиш? Каждую мелочь, ничто (не) ускользнет от такого внимания. (С. Соловейчик).

  1. Оцените свое внимание, используя тот способ, о котором говорит автор во втором абзаце.

  2. Подберите к глаголам в сочетаниях внимание угасает и ускользает от внимания синонимы и антонимы.

  3. В каком значении употреблены в тексте глаголы настоящего времени: обозначают они постоянные действия или действия, совершающиеся в момент речи?

  4. Спишите текст, вставляя пропущенные окончания глаголов и обозначая в скобках перед словом инфинитив и спряжение.

О б р а з е ц з а п и с и: Мы (видеть, II спр.) видим…

5. Начертите схему 1-го предложения, объясняя знаки препинания.

_________________________________________________________________________



Прочитайте текст. Укажите предложение, в котором высказывается общая мысль. Докажите, что в третьем абзаце предложения связаны параллельно.


Еще в детстве я очень любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек.

Спрячешься, бывало, в жаркий июльский день в высокой дозревающей ржи или на берегу реки в душистой траве посреди нескошенного цветущего луга, глядишь – не наглядишься на голубое летнее небо, по которому тихо плывут пушистые белые облака. Высоко-высоко под облаками кружат, купаются в воздухе белогрудые быстрые ласточки, со звонким свистом проносятся острокрылые стрижи.

Качаются над головой золотые и белые луговые цветы, порхают бабочки, трепещут прозрачными крылышками, недвижно повисая в воздухе, легкие стрекозы, стрекочут кузнечики. А по зеленым стеблям растений ползают красные и желтые с черными крапинками маленькие жучки – божьи коровки. У самых корней растений пробегают по невидимым тропинкам хлопотливые муравьи.


  1. Определите стиль текста. Назовите глаголы, употребленные в переносном значении.

  2. По личным окончаниям определите число и лицо глаголов.

  3. От какого лица ведется повествование? Почему во втором абзаце употреблены глаголы 2-го лица при описании действий автора?

  4. Определите время событий, о которых рассказывает автор. А в каком времени употреблены глаголы? Объясните это явление.

  5. Объясните орфограммы окончаний глаголов.


Проанализируйте текст с точки зрения связи в нем предложений. Уместен ли здесь повтор глагола говорят? Какой эффект достигается его повторением?

Весенние ручьи говорят, говорят…

У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своем. Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят…

Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать – сядь у речки на бережок. Сиди и слушай. (Н. Сладков).

  1. Определите тип и стиль текста. Назовите глаголы, которые употреблены здесь в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

  2. Определите лицо и число глаголов в последнем абзаце. О ком говорит автор, к кому обращаться: к конкретному собеседнику или ко всем людям вообще?

  3. Прочитайте следующее предложение с обобщенным значением глагола в форме 2-го лица: Если думать, что все на свете давно известно, то никогда ничего нового не откроешь. (Н. Сладков).

По образцу данного предложения составьте свои высказывания, выразив следующие мысли: …никогда ничего не будешь знать; …никогда не научишься трудиться; …никогда не увидишь восход солнца; …никогда не добьешься успеха.

  1. Найдите в тексте предложение с обобщающим словом и начертите его пунктуационную схему.

_____________________________________________________________________________


Прочитайте отрывок из рассказа В. Драгунского «…Бы».

Найдите слова, с которыми мальчик обращается к матери и к отцу. Затем такое предложение, в котором говорится, что на самом деле такие обращения невозможны, что это только воображение мальчика. С помощью какой частицы передается нереальность действий? (Докажите, опуская в предложениях эту частицу.)


Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые.

Например, мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

«Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новость! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»

И тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

«Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу».

  1. К какому стилю речи относится текст? Найдите слова ограниченного употребления, просторечные выражения, имеющие неодобрительную окраску. Попробуйте передать те же мысли, которые есть в обращениях мальчика к матери или отцу, спокойным тоном, с соблюдением правил вежливости и уважения к собеседнику.

  2. Выпишите из текста глаголы с частицей бы. Затем выпишите глаголы, которые содержат приказания мальчика, обращенные к матери и отцу. Назовите наклонение, в котором они употреблены.

  3. Измените глаголы сидеть и мыть по трем наклонениям.

  4. Найдите знаки препинания, связанные с оформлением прямой речи. Объясните их.

Проанализируйте содержание стихотворения: о каком времени года в нем говорится? К какому поколению принадлежит автор? Каково настроение автора? Как построено стихотворение? Какие две части текста противопоставляются друг другу? Озаглавьте их.


Под синим солнцем снег искрит?ся.

Какая в мире благодать!..

Я мог(бы) просто (не) родит?ся

И этот день (не) увидать.

Я мог(бы) рухнуть в сорок третьем

ОТ мимолетного огня,

И снег (бы) пад..л на рассвете

И тихо та..л без меня.

(М. Лисянский).


  1. С помощью глаголов какого наклонения выражено настроение автора во второй части стихотворения? Укажите соответствующие глаголы в составе сказуемых.

  2. Спишите стихотворение, объясните орфограммы глаголов.

  3. Составьте устно небольшой текст, используя похожую по форме схему выражения мысли: «Как хорошо, что я пошел… (в поход, в театр и т.д.)! А ведь мог бы и не пойти, если бы…».




________________________________________________________________________






Прочитайте и укажите, как связаны предложения в тексте. Определите наклонение глаголов и, где надо, их время.


Городу, в котором мы живем, много нужно. Ему нужны широкие улицы – недаром их называют артериями города. Ему нужны парки, скверы, сады – их называют легкими города. Электростанцию я бы назвал сердцем города. А разве не так? Представь себе на минутку, что в городе исчезло электричество. Не на час, не на два, а совсем. Что было бы в городе в этом случае? (Ю. Крутогоров).


  1. Расскажите, почему глаголы в условном и повелительном наклонениях не изменяются по временам.

  2. Продолжите текст несколькими предложениями, употребляя глаголы в условном наклонении (например: Остановились бы трамваи…).









Прочитайте отрывок из беседы с читателями педагога, журналиста и писателя С. Соловейчика на тему «Учение с увлечением». Найдите слова, в которых автор объясняет, что значит «думать». Объясните, как С. Соловейчик связывает понятия: «думанье» и «внимание»; «думанье» и «интерес». Что советует автор, чтобы у человека возникли внимание и интерес?

К какому типу речи относится этот отрывок?

Быть внимательным, слушать с интересом – это значит думать о том, что рассказывают, а думать – значит задавать вопросы и отвечать на них.

Слово «думать» означает только одно: искать вопросы, потом искать ответы на них. Нет вопросов – не было никакого «думанья», была лишь для человека сладкая дрема ума. Если вопросов нет, если вам «все понятно», значит, вы плохо думали на уроке, значит, были невнимательны, даже не спуская глаз с учителя.

Чтобы развить свою способность к произвольному вниманию, прикажите себе: после скучного урока я должен задать учителю два-три неглупых вопроса!

Тот, кто сделает это, может и не беспокоиться о внимании; он будет слушать учителя, не пропуская ни слова.

Если вы стесняетесь задавать вопросы вслух на уроке или после урока или почему-либо находите это неуместным, запишите их хотя бы в тетрадке.



  1. Объясните значение сочетания произвольное внимание (вам будет легче, если вы найдете в слове произвольное корень). Приведите примеры произвольного внимания.

  2. Каким словом можно заменить слово думанье, использованное автором?

  3. Определите, в каком наклонении употреблено большинство глаголов в этом рассуждении.

  4. Найдите глаголы, употребленные в повелительном наклонении. Какой совет выражает автор с их помощью? А еще какие советы мог бы дать вам автор? Сформулируйте их сами с помощью глаголов в повелительном наклонении. (Первый абзац, например, содержит пять «скрытых» советов.)

Запишите придуманные советы. Обозначьте в глаголах морфемы.








Прочитайте два отрывка из стихотворений Н.А. Некрасова. Связаны ли они тематически? Какая мысль в них выражена?

I. Трудись, покамест служат руки, II. Сейте разумное, доброе, вечное!

Не сетуй, не ленись, не трусь, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Спасибо скажут наши внуки, Матушка Русь!

Когда разбогатеет Русь.

1. В каком числе употреблены глаголы повелительного наклонения в первом, в каком – во втором отрывке? Назовите морфему, которая выражает значение множественного числа.

2. Подумайте и ответьте:

- изменяются ли глаголы в повелительном наклонении?

- все ли глаголы повелительного наклонения имеют окончание?

- какие два окончания могут иметь глаголы в повелительно наклонении?

Ответить на эти вопросы вам поможет запись в рамке.

трудиться

труд ит ся

труди сь

труди те сь






_____________________________________________________________________


Какому времени года посвящен каждый отрывок из стихотворений? В каких строках первого и второго отрывков авторы высказывают свое положительное отношение к описываемому времени года и выражают это в обобщенной форме?


Выходит осень на опушку года –

С походкой мягкой рыжая лиса.

Пусть скупо светит солнце с небосвода,

Зато сияют рощи и леса.

В такую пору мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса.

(Н. Рыленков).


Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам…


Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит.

(И. Никитин).


Пусть же тает старый лед,

Грязный и холодный.

Пусть умрет и оживет

В дали полноводной.

(С. Маршак).


  1. Выпишите из отрывков глаголы, в которых приказ, просьба обращены к 3-му лицу. С помощью какой частицы и как образуется повелительное наклонение в этом случае? Составьте соответствующую формулу.

  2. Разберите по членам предложение Пусть мороз твой трещит и расскажите, чем различается строение предложений с глаголами 2-го и 3-го лица в повелительном наклонении.


Прочитайте и определите тип текста. Проследите за действиями сорочонка Кати. На основании содержания текста расскажите о Кате: что она любит, как ведет себя по утрам и т.д.

На зарядку становись!

Утро начинается с зарядки. Я включаю радио и выхожу во двор. Катя скачет за мной вдогонку. В окно несется: «Поставьте ноги на ширину плеч. Первое упражнение – потягивание. Начали: раз – два, раз – два! Очень хорошо!»

Еще бы не хорошо: солнце и ветер!

«Новое упражнение – приседание. Присесть! Встать! Присесть! Встать!»…

Катя дышит старательно. И вот долгожданное: «Зарядка окончена, переходим к водным процедурам». Катя не переходит, а перелетает к тазу с водой. Окунаться, плескаться, купаться она очень любит. (Н. Сладков).


  1. Найдите предложения с прямой речью. Укажите в них глаголы. В какой форме они употреблены? А в каком значении? Сделайте вывод: какие четыре формы глагола выступают здесь в роли повелительного наклонения?

  2. Придумайте и запишите еще 2-3 команды для упражнений во время утренней зарядки, используя по возможности употребленные в тексте разные формы глагола, с помощью которых можно передать приказание.



_____________________________________________________________________________




Выполните грамматические задания и подготовьтесь писать текст под диктовку.


Белка.

Под сосной на снегу виднеют?ся совсем свеж..е следы. Кто-то старательно ворошил прошл..годние листья. Вын?те из кармана пару орехов и постучите друг о друга. Через минуту увид..те: сыплет?ся снег с елок. С ветк.. на ветку идет пуш..стый зверек. Прот..ните руку с орехами, ребята. Вы замет..те, что белка прыгн..т на снег и побежит к вам. Накл..ните руку. Уг..щение принято. Зверек сидит на сосне и с хрустом грызет г..стинец. Хорош каленый орех! Белка уже (не) стесняет?ся, по краю шубы заб..рает?ся прямо в карман. Хлопн..те по карману и сами выбер..те орех покрупнее. Белка (не) уйдет. Буд..т следить, какой орех вы выбер..те. Смотр..шь и уд..вляеш?ся: до чего смелый зверек! (По В. Пескову).


  1. Выпишите из текста все глаголы, употребленные в повелительном наклонении. Объясните орфограммы.

  2. Выпишите глаголы, употребленные в изъявительном наклонении. Объясните орфограммы.

  3. Объясните орфограммы в других словах, группируя их по правилам.

  4. Разберите предложение Протяните руку с орехами, ребята. Что вы можете сказать об особенностях грамматической основы в этом предложении? Чем оно осложнено? Какое это предложение по цели высказывания?

  5. Придумайте и запишите побудительное предложение с обращением и вводным словом со значением вежливости на тему текста.


Прочитайте. Спишите, вставляя буквы на месте пропусков.


1) Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – с ее бледно-л..ловым пнем и серо-зеленой метал..ической листвой, которую она вздыма..т как можно выше и др..жащим веером раскидыва..т на воздухе; не люблю я вечное к..чание ее круглых неопрятных листьев… (Тургенев).

2) Только что подн..лось усталое сентябрьское солнце; его белые лучи то гаснут в обл..ках, то серебряным веером падают в овраг… (Горький).


Подчеркните эпитеты и определите, какой способ восприятия они характеризуют (зрение, слух, осязание, обоняние).


__________________________________________________________________________




Прочтите. Вставьте пропущенные буквы, объясните написания.


    1. Вот н..хмурил царь брови ч..рные

И н..вел на него очи зоркте.

    1. Се..ца жаркого не з..лить в..ном,

Думу ч..рную – не з..потчевать!

    1. З..л..млю набоч..к шапку б..рхатную.

    2. Вот возьми п..рст..нек ты мой яхонтовый…

    3. И приехал царь со дружиною,

Со б..ярами и опричниками,

И велел раст..нуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах СП..янную.

    1. Над Москвой в..ликой, зл..тоглавою…

(Лермонтов).


Выпишите словосочетания с постоянными эпитетами, определите их значения. (Что отражает эпитет: особенности внешности человека? то, из чего сделан предмет? отношение к предмету или человеку?)

_____________________________________________________________________________



Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, объяснив правописание.


Душа – увя..шая, со счастьем незн..комая, (с,з) жатая, откровенная, м..тежная, нет..рпеливая, невинная; холодная.

Сердце – бе..покойное, бл..городное, в..ликодушное, гуманное, жалос..ливое, орлиное, бесчу..ственное, зач..рствелое, каменное, л..дяное.


Какие виды эпитетов вы можете отметить? (Постоянные, эмоционально-оценочные, метафорические.)

Составьте два предложения о Герде и о Снежной Королеве, используя (на выбор) предложенные эпитеты.


Прочитайте традиционные эпитеты литературы XVIII века. Вставьте пропущенные буквы, объяснив написание.


Кудрявая рощ..; прозрачные воды; кр..стальные ручьи; луга веселые, зеленые; з..думч..вая луна; тень густая; дева юная; зл..тые м..чты.


Попробуйте придумать текст или несколько предложений по опорным словосочетаниям. В каком стиле получится у вас текст?




________________________________________________________________________




Прочитайте. Какие виды орфограмм представлены в словах с пропущенными буквами? Вставьте буквы, объясните правописание, а где можно, подберите проверочные слова.


Лицо – ож..вленное, сосредоточенное, расстроенное, встр..воженное, испуганное.

Глаза – прищ..ренные, широко расставленные, св..ркающие, т..скующие.

Взгляд – рассерженный, нег..дующий, наст..роженный, ост..новившийся, разъ..ренный, в..сторженный.

Брови – нависш..е, насупленные, нахмуренные.


Найдите эпитеты, объясните, почему вы так считаете. Опишите с помощью выбранных вами эпитетов лицо человека. Обоснуйте свой выбор.




________________________________________________________________________





Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, обращаясь, если нужно, к помощи словаря.


Л..ловый, оранж..вый, б..гровый, ф..олетовый, к..ричневый, с..реневый, ж..лтый, ч..рный, б..гряный, сл..пящий, пунц..вый, кумач..вый, гранатовый, ч..рвонный, л..монный, ш..франный, тр..вяной, м..лахитовый, в..сильковый, с..пфирный, л..зурный.


Составьте 5-7 словосочетаний так, чтобы в первом случае слово было простым определением, а во втором – эпитетом.



Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, объясните, над какой орфограммой вы работали.


    1. Р..стут невнятно розовые тени,

Высок и внятен колокольный зов.

(Блок).

    1. Вечер зацветал на закате голубым снегом, розовым лесом, а небо кругом г..рело. (Пришвин).

    2. На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре…


И мягко устланные горы

Зимы бл..стальным ковром.

(Пушкин).

Найдите эпитеты, раскройте их смысл. Какие из них основаны на цветовом восприятии?


_____________________________________________________________________________



Прочтите предложения. Вставьте нужную букву, указав в скобках проверочное слово.


  1. Др..жащие огни печальных деревень…

(Лермонтов).

  1. Лицо ее ст..новилось скучным, деревянным. (Горький).

  2. Подним струя св..тлей лазури,

Над ним луч солнца з..лотой…

(Лермонтов).

  1. Сентябрь х..лодный бушевал,

С д..ревьев ржавый лист в..лился,

День потухающий дымился.

(Тютчев).


Найдите эпитеты и раскройте их смысл.


_____________________________________________________________________________



Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, объяснив написания.


I. Ж..лезный стих, сны з..лотые; ш..лковые ресницы; утро с..дое; туманная юность, каменный дождь, царственный рас..вет, каменное слово.


Объясните значение метафорических эпитетов в словосочетаниях.


II. 1) В ущелье не прон..кал еще радос..ный луч м..лодого дня. (Лермонтов).

2) С медного открытого лица его ст..кал пот. (Паустовский).

3) Она улыбалась голубой детской улыбкой. (Шолохов).


Найдите в предложениях метафорические эпитеты, объясните их значение.


Прочтите текст. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, объясните написания. Озаглавьте текст так, чтобы заголовками были словосочетания с эпитетами.


Ивин… Сережа был смуглый, курчавый мальчик, со вздернутым твердым носиком, очень свеж..ми красными губами, которые ре..ко совершенно закрывали немного выд..вшийся верхний ря.. белых зубов, с темно-голубыми прекрасными глазами и необыкновенно бойким выражением лица. Он никогда не улыбался, он или смотрел совершенно серьезно, или от души см..ялся св..им звонким, отчетливым и чрезвычайно увл..кательным смехом. (Л. Толстой).


Что именно описывают данные тексты? Найдите эпитеты и объясните, какую роль они играют в тексте.


________________________________________________________________________


18


Метапредметный дидактический материал к урокам словесности для 5-6 классов
  • Русский язык и литература
Описание:

  Данный дидактический материал предназначен для уроков словесности в 5-6-х классах. Соответствует современным требованиям ФГОС нового поколения, так как ориентирован на формирование метапредметных компетенций. Материал содержит задания, связанные с такими учебными предметами, как русский язык, литература, риторика, направлен на практическое применение теоретических знаний по указанным дисциплинам.

  Задания развивают креативный потенциал учащихся, направлены на мотивационные установки, повышают качество образования, формируют коммуникативные компетенции.

 

 

Автор Шукурова Элла Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 874
Номер материала 20443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓