А.М. Котельникова
Педагог-психолог
МКОУ «Колымская НСОШ им.Н.И.Таврата» с. Колымское, Республика Саха(Якутия)
Месячник
психологического здоровья учащихся в Колымской национальной средней
общеобразовательной школе им.Н.И.Таврата
Месячник психологического
здоровья учащихся в нашей школе проводится два раза за учебный год: с 15
октября по 15 ноября и с 15 марта по 15 апреля. Основной целью организации и
проведения Месячника является обеспечение реализации прав ребенка на создание
необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина,
для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в
образовательной среде. Ведь психологическое здоровье личности является основой
для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру, к
жизненно-важным навыкам (коммуникативным, навыкам разрешения проблем, принятия
решений, самоконтроля и саморегуляции) и психологической устойчивости к
социальным рискам.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:1.Обеспечение
психологической безопасности в образовательной среде для всех участников
(учащихся, педагогов, родителей).2.Обеспечение превентивных
психолого-педагогических мер, направленных на профилактику отклоняющегося
поведения (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) среди детей и подростков.3.Повышение
психологической компетентности педагогов и неукоснительно соблюдение ими
педагогической этики, профилактика эмоционального выгорания педагогов.4.Повышение
воспитательной компетентности, ответственности родителей, обеспечение
взаимодействия семьи и школы на принципах партнерских отношений и современных
форм организации.
В день открытия «Месячника психологического здоровья»
проводится коллективное творческое дело «Стена мечтаний». Цель КТД выявить
школьную общность, психологический климат школы. Участникам опроса предлагается
продолжить фразу: «Я хочу, чтобы в нашей школе…». Все полученные записки можно
условно поделить на 6 групп. Одна из самых многочисленных групп составили
записки, которые касаются организации учебного процесса: чтобы была пятидневка,
уроки по 30 минут, был учитель по футболу, тренировали футболу, в каждом классе
были интерактивные доски, не было экзаменов, было много выходных, были большие
перемены, было много кружков. Психологический комфорт в школе: чтобы все учились
на «5».Организация питания в школе: каждый день давали соки, был кофе. Конкретные
предложения по организации жизни в школе: была новая музыкальная аппаратура,
новый спортивный инвентарь, каждую субботу дискотека, бесплатный интернет. По
зданию школы: чтобы в школе было тепло, новая мебель в классах, не было трещин
на стенах, ремонт, новый спортзал, были тепловые кондиционеры, над стендами
повесили бы дневные лампы, в спортзале сделали 2-й этаж для музыкальной аппаратуры
и костюмерной. Или можно открыть Месячник опросом, «С каким настроением ты
пришел сегодня в школу?» Цель исследования: по выбору цвета выявить настроение,
психологическое состояние учащихся. Исследование в нашей школе выявило
следующие результаты: 30% учащихся выбрали красный цвет – потребность активно
действовать и добиваться успеха.26,5% учащихся выбрали синий цвет –
спокойствие, удовлетворенность.20,6% учащихся выбрали зеленый цвет –
потребность в самоутверждении.17,6% учащихся выбрали желтый цвет – потребность
в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.5,8% учащихся выбрали коричневый цвет
– тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. По результатам данного
исследования планируется характер профилактической работы.
В течение
Месячника проводятся занятия с элементами тренинга по формированию
социально-важных навыков: «Я уникальная и неповторимая личность»-5-7 классы,
цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантность),
«Подросток и конфликты»-8-9 классы, цель: способствовать конструктивному
решению конфликтных ситуаций, тренинговое занятие для учителей, цель:
ориентирование на мотивацию положительных поведенческих действий.
«Толерантность»-7-11 классы, цель: создать условия для личного роста
подростков; развитие навыков толерантного общения, «Друзья»-2-3 классы, цель:
развитие эмпатии, понимание другого, обучение сотрудничеству.
Также
проводится коллективное творческое дело «Гирлянда добрых дел». Каждый класс
определил место, где любой ребенок из этого класса мог прикрепить свое
сообщение о том, какое доброе дело он совершил. Все детские записи делались на
специальных жетончиках (в форме сердечек, облака, квадратиков) и прикреплялись
друг к другу. Это акция способствует не только развитию рефлексивных умений, но
и позволяет каждому ребенку сравнить свои добрые дела с делами других детей и
оценить, насколько значимы его собственные достижения. Заставляет детей
задуматься о том, а что же является добрым делом, какие добрые дела можно
совершить. Анализ добрых дел в классах показал, насколько по-разному дети
воспринимают добрые дела. Многие считают добрым делом вымыть посуду, заправлять
постель, убраться дома. В ходе разговора с детьми учителя попытались развести
понятия «доброе дело» и «обязанности в семье», в результате дети сами смогли
назвать добрые дела: «помог бабушке донести сумку», «помогла мыть окна маме»,
«ездил на корализацию оленей».
В течение
Месячника проводится индивидуальная работа с детьми находящимися в трудной
жизненной ситуации, с целью оказания адресной и эффективной помощи. Это
посещения на дому, с целью исследования жилищно-бытовых условий, беседа с
родителями, проведение методик на выявление уровня тревожности, депрессивного
состояния и общего психологического состояния, контроль над посещением учебных занятий
и кружков.
Для
профилактики аддиктивного поведения проводится игра «Следопыты», акции «Письмо
матери». Цель акции: гармонизация детско-родительских отношений. Письма
учащихся вручаются мамам на день матери. Для профилактики суицидального
поведения с 7 по 11 классы проводятся профилактические беседы с использованием
следующих методик: методика самооценки психических
состояний по Г.Айзенку, шкала депрессии Зунге, шкала депрессии Э.Бека, тест
НСВ-10, проективный тест «Рисунок семьи», проективная методика «Человек и
дерево».
Проведено
общешкольное родительское собрание «Правовые основы семейного воспитания: права
и обязанности родителей и детей». Для родителей, состоящих, на педагогическом
контроле проведена беседа «Типы семейного воспитания».
Для
повышения педагогической компетентности учителей, классных руководителей
проводятся беседы и семинары «Виды и роль эмоций в жизни человека», «Педагогическая
этика», «Возрастные особенности переходных возрастов. Особенности
воспитательной работы с «трудными» подростками и учащимися «трудной жизненной
ситуации» цель: повышение психологической компетентности педагогов и
неукоснительно соблюдение ими педагогической этики.
В рамках
проведения месячника психологического здоровья учащихся можно также провести коллективное
творческое дело «Стена мечтаний». Цель КТД выявить психологический климат школы,
способствование созданию комфортной психологической атмосферы в школе. Учащиеся
на «стене мечтаний» пишут свои заветные мечты.
Участники
коллективного творческого дела «Гирлянда добрых дел».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.