Главная / Русский язык и литература / Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имён существительных.

Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имён существительных.

Тема: Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имён существительных.

Цель урока: познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

Задачи:

  • Образовательные.

  1. Знать определение местоимения.

  2. Способствовать развитию умения находить местоимения в тексте.

  3. Обобщить и систематизировать умения и навыки по теме в процессе выполнения тренировочных упражнений.

  • Коррекционно - развивающие.

  1. Развивать связную речь учащихся.

  2. Развивать произвольное внимание и логическое мышление.

  3. Обогащать словарный запас учащихся.

  4. Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений

  • Воспитательные.

  1. Воспитывать у учащихся самостоятельность в выполнении заданий.

  2. Прививать интерес к изучению русского языка через нетрадиционную форму.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

Улыбнитесь друг другу.



Ребята, сегодня на уроке мы переходим к изучению новой темы. Но что это за тема вы узнаете позже, а сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания:

Словарный диктант

Задание: узнай слово из словаря. Запиши его, поставь ударение и подчеркни безударную гласную. (запись на доске)

В..рблюд, комп..с, к..нверт, пр..рода, орд..н, р..кета, с..лют.

III. Объяснение нового материала:

Запишите предложение: Нам нравится кататься на горках в городском парке.

Назовите в этом предложении все известные вам части речи.

Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном, об имени прилагательном, о глаголе.

Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?

(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой “Местоимение”.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: “Местоимение как часть речи. Сравнение местоимений и имён существительных”

Нам предстоит большая работа, но сначала отдохнём.

Физкультминутка.



Карточка 1. Сова – хищная птица. Из всех видов сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

Прочитайте текст в карточке № 1 . Определите, какой в нем имеется недостаток? Как этот недостаток можно исправить?

(В каждом предложении повторяется слово сова. Чтобы это исправить, необходимо слово сова заменить другими словами.)

Прочитайте текст, заменив слово сова другими словами.

На какой вопрос отвечает слово сова?

На какой вопрос отвечает слово она?

Что можем сказать об этих словах?

Запишите в тетрадь исправленный вариант текста.

Вместо какой части речи вы употребили слова она, у нее?

(Слова она, у нее мы употребили вместо имени существительного.)

Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением.

Слова она, у нее являются местоимением.

Называет ли слово “СОВА” конкретный предмет? (да)

Называет ли слово “ОНА” конкретный предмет? (нет)

А что оно делает? (Указывает на него).

На что же указывает местоимение? (На предмет).

 Вывод:

Местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, не называет конкретный предмет, но указывает на него.

Рассмотрим таблицу сравнения имен существительных и местоимений.

 

Существительное

Местоимение

Вопросы

Одинаковые

Значение

Называет предмет

Указывает на предмет, не называя его

Ребята, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, существительные вместо себя оставляют своих «заместителей»- местоимения. А «заместители» такие работящие, что в речи употребляются так же часто, как их «начальники» - существительные. Почему это происходит? Потому что у нас постоянно возникает необходимость не только называть предметы, события, явления, но и указывать на них.

Слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, ониличные местоимения.

Личные местоимения работают в трёх лицах:

1-е лицо – я – мы

2-е лицо – ты - вы

3-е лицо - он, она, оно – они.

Различать местоимения, правильно употреблять их в устной и письменной речи вам поможет знание грамматических признаков этой части речи. ( лицо- 1-е, 2-е, 3-е; число: ед. ч., мн. ч.; род, падеж.)

-Откройте, пожалуйста, учебник стр. 110, прочитаем правило.

Упражнение №150

-(Чтение правила в учебнике).

Как называются местоимения я, мы, ты, вы… ?

Какую часть речи заменяют местоимения?

На какие вопросы отвечают имена существительные и личные местоимения?

Какое значение имеют имена существительные? Местоимения?

Закрепим наши знания дополнив правило из учебника.

IV. Закрепление

Задание 1.

Карточка 2. Заменить, где необходимо, имена существительные личными местоимениями.

Юра идет на каток. Юра хорошо катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Задание 2.

Карточка 3.

Они летели сломя голову на улицу.

Она палец о палец не ударит, чтобы что – то сделать.

Мы встретились нос к носу в школьном дворе.

Ты человек с головой” – похвалил меня учитель.

Что можете сказать об этих предложениях?

Что в них интересного?

Спишите предложения, обозначьте местоимения.

А кто сможет, попробуйте определить число.

Задание 3.

Письмо по памяти.

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

V.Рефлексия

-Чему был посвящен урок?

-Чему вы научились сегодня?

-Как вы оцениваете свой труд?

-Поставьте себе оценку.

VI. Домашнее задание : стр. 111, упр. 151.

Спасибо за урок! Я рада, что урок прошёл не зря!










КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.


КАРТОЧКА 1


1. Прочитай. Выпиши местоимения.

Я живу в Шарье. Учусь в восьмом классе. Наш класс дружный. У меня есть друзья. Они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими друзьями.






КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.



КАРТОЧКА 2


  1. Чем местоимение отличается от имени существительного?


  1. Спиши. Подчеркни местоимения.


Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.











Карточка 1. Сова – хищная птица. Из всех видов сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

Прочитайте текст в карточке № 1 . Определите, какой в нем имеется недостаток? Как этот недостаток можно исправить?







Карточка 1. Сова – хищная птица. Из всех видов сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

Прочитайте текст в карточке № 1 . Определите, какой в нем имеется недостаток? Как этот недостаток можно исправить?





Карточка 1. Сова – хищная птица. Из всех видов сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

Прочитайте текст в карточке № 1 . Определите, какой в нем имеется недостаток? Как этот недостаток можно исправить?





Карточка 1. Сова – хищная птица. Из всех видов сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

Прочитайте текст в карточке № 1 . Определите, какой в нем имеется недостаток? Как этот недостаток можно исправить?







Карточка 3.

Они летели сломя голову на улицу.

Она палец о палец не ударит, чтобы что – то сделать.

Мы встретились нос к носу в школьном дворе.

Ты человек с головой” – похвалил меня учитель.

Что можете сказать об этих предложениях?

Что в них интересного?

Спишите предложения, обозначьте местоимения.

А кто сможет, попробуйте определить число.


Карточка 3.

Они летели сломя голову на улицу.

Она палец о палец не ударит, чтобы что – то сделать.

Мы встретились нос к носу в школьном дворе.

Ты человек с головой” – похвалил меня учитель.

Что можете сказать об этих предложениях?

Что в них интересного?

Спишите предложения, обозначьте местоимения.

А кто сможет, попробуйте определить число.


7


Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имён существительных.
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный конспект урока знакомить учащихся с ролью местоимений в речи, их особенностями.

Чтобы не повторятся в речи много раз и не быть назойливыми, существительные вместо себя оставляют своих заместителей-местоимения. Урок развивает умения находить местоимения в тексте, предлагает тренировочные упражнения-карточки для систематизации умения и навыков, способствует развитию речи обучающихся, обогащению словарного запаса, прививает любовь к изучению русского языка через нетрадиционную форму проведения урока.

ра

 

Автор Рыжкова Татьяна Борисовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 706
Номер материала 11326
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓