Главная / Биология / МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Куприянова Ю.П., учитель русского языка и литературы,

Спрыгин С.Ф., учитель биологии,

ЧОУ «ЛИЕН» г. Саратов


Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

В связи с появлением школ с различной профильной направленностью особенно актуальной становится проблема формирования высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины окружающего мира. Хорошая фундаментальная подготовка в подобных учебных заведениях часто достигается путем увеличения количества часов на изучение специальных дисциплин и сокращения (а иногда и замены) времени на изучение предметов, непрофильных в данном образовательном учреждении. В результате этого формируется предметная разобщённость, которая становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Одним из средств достижения этой цели, на наш взгляд, является проведение бинарных (интегрированных) уроков. Они позволяют не только за сравнительно короткий промежуток времени познакомить учащихся с достаточно большим фактическим учебным материалом, но и дают возможность им взглянуть на некоторые привычные предметы и явления с совершенно новой, необычной стороны, что является довольно мощным эмоциональным стимулом, позволяющим повысить эффективность проводимого занятия.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не на усвоение определенных знаний, а на развитие образного мышления. Эти уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Преимущества бинарных уроков перед обычными формами проведения учебных занятий заключаются в том, что они:

  • способствуют повышению мотивации учения, развитию познавательного интереса учащихся, рассмотрению явления с нескольких сторон, формированию целостной научной картины мира;

  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

  • не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают и детализируют определенные наблюдения и выводы, сделанные учащимися на различных предметах.

В основе интегрированных (бинарных) уроков лежит несколько принципов, которые отвечают основным современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения:

    • функциональная динамичность: позволяет на высоком уровне осуществлять образовательный процесс, обеспечивая смену одних форм другими. Процессы усвоения и формирования взаимосвязаны, переходят друг в друга, взаимообуславливаются и находятся в постоянном динамическом равновесии;

    • опережающая роль познавательной деятельности: при подготовке учащихся к дальнейшей профессиональной карьере главным является формирование у них соответствующих умений и навыков, являющихся также основой их развития. Но они невозможны без соответствующих знаний: чтобы действовать, нужно знать, как именно1;

    • возрастающая интеграция знаний, умений и навыков: при бинарном обучении усваиваемые знания имеют развернутый характер – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия. Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими навыками, будущий специалист, в конечном счете, приобретает профессиональную самостоятельность.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков ведут два и более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

Подготовка и проведение бинарного урока требует большой, согласованной и кропотливой работы не только учителей-предметников, но и самих учащихся. Это, в свою очередь, способствует улучшению эмоционального климата в классе и переводит отношения учеников с учителями на новый уровень, когда сотворчество становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Наш проект – непосредственное тому подтверждение.

В школьной практике интегрированные уроки пока не находят широкого распространения. И если они проводятся, то обычно на стыке двух близких дисциплин, относящихся к одному циклу (гуманитарному, естественнонаучному). В нашем проекте мы попытались разработать бинарный урок, объединяющий оба этих цикла: с одной стороны это литература, а с другой - биология. Подобная конвергенция, на наш взгляд, довольно интересна и позволяет открывать совершенно новые, необычные факты, закономерности, приходить к неожиданным выводам.

В качестве примера мы решили привести урок, посвященный литературно-биологическому анализу хорошо знакомой всем басни Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Целями нашего урока были:

  • обобщение знаний по анализу литературных произведений и биологической характеристике систематических групп животных (насекомых);

  • проведение литературно-биологического сравнения героев басни;

  • установление на основании проведенной работы межпредметных связей и роли различных учебных предметов в формировании единой многообразной картины мира.

Басня «Стрекоза и Муравей» знакома и любима многими с самого раннего детства. Сюжет ее прост, она легко запоминается, и мы все после первого же прочтения запоминаем ее последние строчки. Муравей наказывает Стрекозу за ее беспечность.

Как же создаётся образ Стрекозы в басне и какие приёмы использовал для этого Крылов? Любым фольклорным и литературным произведением движет конфликт. В чем же конфликт этой басни? В этом небольшом по объёму произведении конфликт заключается не в противоборстве Стрекозы и Муравья, а в разном отношении к труду и жизни в целом, что и олицетворяют эти герои.

Если вспомнить описание Стрекозы, то кроме эпитета «попрыгунья» мы никаких слов больше не увидим. Всего одним словом автор басни так описал характер этого персонажа, что читателю не нужны никакие пояснения и дополнения. Антитеза позволяет нам представить не только действия, характеры главных героев, но и время года (лето – зима, и стол и дом - нужда катит в глаза, пела – не поет).

Если проследить, какие лексические средства использует Крылов, характеризуя Стрекозу, то нельзя не обратить внимание на такие глаголы, как пела, удручена и совсем необычный глагол, вводящий прямую речь, - ползет. Наблюдая за языковыми средствами, мы можем сделать вывод о том, что она изменилась и из красавицы превратилась в жалкое создание.

Почему это произошло? Каков ее характер? Стрекоза беспечна, она сама честно в этом признаётся (песни, резвость всякий час до головокружения), не считая, что жизнь невозможна без обязательств. Именно поэтому, прося пристанища у Муравья «до вешних только дней», она не понимает, что требует очень многого, ведь в басне мы видим позднюю осень, мертвое поле, запасы нужно беречь, и на двоих их, конечно же, не хватит. Говоря «только», Стрекоза не понимает, что требует невозможного. Она не привыкла трудиться, не запаслась на зиму, беспечный характер погубит Стрекозу.

Как же создается в басне характер Муравья? Есть ли при изображении Муравья в басне эпитеты, олицетворения? Потрясает то, что Крылов для описания главного положительного героя, героя-резонера, не применил ни одного средства выразительности. При создании этого образа баснописец использует только один глагол, который характеризует Муравья. Он спрашивает: «А работала ль ты в лето?» Этот вопрос сразу раскрывает жизненную философию Муравья, это для него главное, поэтому иных характеристик и не требуется. Все понятно. Прерванная реплика Муравья «Ах, так ты…»? дополняет его характеристику. Под этой оборванной фразой скрывается все то, что понял о Стрекозе Муравей. Он удивлен: Стрекоза не подготовилась к зиме, понятие «труд» ей чуждо. Для Муравья такое поведение странно. Это насекомое всегда ассоциируется с такими качествами, как трудолюбие, упорство, выносливость. Он всегда трудится, может поднять вес больше себя, умело организует свою деятельность. Муравей во всех фольклорных и литературных произведениях показан как неутомимый труженик. Он самый настоящий «работяга».

По правилу антитезы, применимой в басне, герои должны быть абсолютно разными. И Стрекоза, конечно, не понимает Муравья, поэтому и опережает его с ответом. Но она честна, говорит без утайки о своей беспечности и надеется, что Муравей примет ее.

Мораль басни содержится в словах Муравья. Именно его реплика стала афоризмом и, если ее перевести на прозу, будет звучать так: «Нужно трудиться и в мире животных, и в мире людей», так как басня – это аллегорическое произведение.

Одной из основных задач нашей работы был не просто анализ героев басни как литературных персонажей (это давно уже делалось многими авторами), а сравнение его с биологическими особенностями насекомых, упоминающихся в данном произведении. Нам представляется это очень интересным, поскольку позволяет взглянуть на них совсем с другой стороны и сделать совершенно новые и неожиданные выводы, выходящие далеко за литературные и биологические рамки этого произведения.

Начнем со стрекозы. Посмотрим на этого персонажа басни с биологической точки зрения и выясним, насколько его литературный образ соответствует природным особенностям насекомого. Уже с самых первых строк мы находим множество несоответствий между ними. Например, стрекоза называется «попрыгуньей», и хотя в данном случае этот эпитет означает не способ передвижения, а соответствующий образ жизни, но дальше в тексте автор пишет о том, что она ползет к муравью, то есть насекомое способно передвигаться по земле (а это не исключает ее способности к прыжкам). Все это не соответствует истине, поскольку стрекоза может только летать или сидеть на чем-либо: ее конечности снабжены цепкими коготками, позволяющими захватывать свою добычу в воздухе и прочно удерживаться на побегах растений в ожидании добычи, или своего партнера в период размножения.

«Лето красное пропела» - пишет автор. Но это насекомое не может издавать никаких звуков, кроме легкого, практически не воспринимаемого нашими органами слуха, шуршания своими роскошными крыльями во время полета (а ведь они совершают 100-150 взмахов в секунду при скорости до 90 км/ч). Нужно отметить, что полет стрекоз, по мнению многих натуралистов и на наш взгляд, является самым впечатляющим среди насекомых и может быть охарактеризован как один из лучших по своей технике и сложности среди всех животных2. Говоря о полете стрекоз, нельзя не вспомнить и тот факт, что пионер вертолетной техники И.И.Сикорский заимствовал свою идею создания вертолета из наблюдений за их полетом.

Другим несоответствием в басне является информация о том, что стрекоза «оглянуться не успела, как зима катит в глаза». К сожалению, взрослые стрекозы большинства видов живут от 1-3 недели (некоторые могут жить до полугода) и поэтому не зимуют и к тому времени, когда уже наступают холода, они уже погибают. Зимовать могут только их личинки, живущие в воде.

О питании стрекозы И.А.Крылов пишет следующее: «как под каждым ей листком был готов и стол, и дом». Этот факт также далек от истины. Стрекоза является хищником, причем очень быстрым и ловким. Маленьких насекомых она ловит зазубренными челюстями прямо на лету, а крупных - лапками. Чтобы полакомиться крупной добычей, ей приходится спускаться на землю и усаживаться на травинку или веточку. Жертвами стрекоз чаще всего становятся вредные для человека насекомые (мухи, комары, слепни и др.).

На основании проведенного анализа, мы может сделать вывод о том, что литературный образ стрекозы совершенно не совпадает с биологическим портретом этого насекомого.

Анализируя другого персонажа басни – муравья, - мы можем выяснить только две его биологические особенности.

Во-первых, И.А. Крылов дает нам понять, что муравей знает, что такое работа, из чего можно предположить, что это насекомое свое время попросту не тратит. И на самом деле, в природе муравьи находятся в постоянном движении: добывают пищу, собирают строительный материал и создают свои жилища, ухаживают за яйцами и личинками и т.д.

Во-вторых, в басне муравей живет один, а это уже не соответствует биологии этого насекомого. Муравьи – это исключительно общественные насекомые, а их семья - многолетнее, четко организованное сообщество, состоящее из расплода (яйца, личинки, куколки), взрослых половых особей (самок и самцов) и, как правило, многочисленных рабочих особей (бесплодных самок).

Благодаря своему трудолюбию и важному значению в жизни человека муравьи часто использовались в сказках, баснях, детских рассказах и мультфильмах в качестве образца трудолюбия и взаимопомощи. Они также упоминаются в религиозных текстах, например, Коране. В Библии (Книга притчей Соломоновых) написано: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни привратника, ни повелителя, но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».

На завершающем этапе занятия после анализа басни с целью развития общеучебных умений и навыков, а также повторения и закрепления изученного материала, мы считаем целесообразным сравнить биологические особенности стрекозы и муравья, являющихся очень удачными объектами для данного вида работы (по большинству признаков они существенно отличаются и относятся к двум разным систематическим группам). Это можно сделать в виде таблицы, которую учащиеся заполняют самостоятельно на уроке, или (если временные рамки урока не позволяют это сделать) или дома в качестве домашнего задания.

«Сравнительная характеристика стрекозы и муравья»


признаки

стрекоза

муравей

1.

среда обитания

наземно-воздушная

наземно-воздушная

2.

образ жизни

одиночный

общественный

3.

социальная

организация

отсутствует

имеется (есть самка, самцы

и рабочие особи)

4.

окраска

разнообразная

(часто яркая)

неяркая (обычно

покровительственная)

5.

способность

к полету

активно летают

только самки и самцы

в период размножения

6.

конечности

хватательные

бегательные

7.

тип ротового аппарата

грызущий

8.

тип развития

с неполным

превращением

с полным

превращением

9.

среда обитания и образ жизни личинки

водная;

активный хищник

почвенная; выкармливается

рабочими особыми

10.

значение

санитары

санитары; распространяют тлей


При заполнении данной таблицы повторяются многие основные вопросы темы «Класс Насекомые», а также такие понятия как «среда обитания», «образ жизни», «половой диморфизм», «покровительственная окраска», «тип ротового аппарата», «тип развития» и другие. В этом случае особое внимание обращается на признаки, лежащие в основе классификации насекомых (количество и строение крыльев, тип ротового аппарата и тип развития).

В заключительной части урока мы пытаемся выяснить, почему баснописец описал стрекозу совершенно неправильно? Намеренно или по незнанию. Почему И.А.Крылов выбрал именно это насекомое, а не какое-то другое (жука, как у Эзопа или кузнечика, как у Лафонтена).

Наверное, потому, что по внешнему виду стрекоза напоминает девушек, которые ничем не занимаются, а только веселятся, модно одеваются, танцуют: у них большие красивые глаза, стройное тело, яркая окраска, красивые блестящие крылья и летают они очень грациозно и легко, как бы порхают. Таким образом, можно предположить, что, будучи не вполне осведомленным о биологических особенностях этого насекомого (а в XVII веке оно было мало изучено), И.А.Крылов основывался только на своих личных знаниях, наблюдениях и ассоциациях. Это и неудивительно, не случайно в одной из пословиц говорится о том, что часто незнакомых людей мы «встречаем по одежке…»

Работая над проектом, в Интернете мы нашли и другое возможное объяснение этому факту. Оказывается, в басне И.А.Крылова на самом деле имеется в виду кузнечик (его еще называют кобылкой). Случилось это потому, что в разговорном языке XVIII – начала XIX века слово «стрекоза» объединяло в себе название для разных насекомых: так называли и кузнечика и стрекозу.

Теперь становятся ясными слова басни: «попрыгунья стрекоза лето красное пропела», и такие слова: «стрекоза уж не поет», а так же: «ты все пела» … Они никак не связываются со стрекозой, но очень точно характеризуют кузнечика. Примечательно и то, что в ранних иллюстрациях к этой басне были изображения именно кузнечика, а не нынешней красавицы стрекозы. Позже где-то к середине XIX века это «обобщенное» название разделилось уже на два самостоятельных: стрекоза и кузнечик.

Подводя итоги работы, мы решили выяснить, какое же насекомое на самом деле больше всего подходит под тот образ, который был описан Крыловым. После знакомства с миром насекомых, мы пришли к выводу о том, что таких видов нет, ведь любое насекомое в природе имеет определенное значение, имеет свою экологическую нишу. Поэтому в отличие от мира людей в природе нет бесполезных, ненужных видов организмов.

Работа над проектом помогла убедиться в том, что мир художественного произведения и мир живой природы различны. Художественный мир - мир искусства, созданный фантазией автора. И Крылову совсем не обязательно было быть биологом, чтобы его произведение осталось в веках, рассказывая о нравственных ценностях. Мы любим эти басни, и их нравоучительный смысл понятен каждому.

Проект позволил нам совершенно по-новому взглянуть не только на это произведение, но и на учебные предметы, так как до работы над этой темой никто не подозревал, насколько различны Стрекоза в басне И.А.Крылова и в мире живой природы и как реалистично изображен Муравей. При столь различных подходах литературы и биологии к познанию действительности они способствуют формированию единой многообразной картины мира.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. – М.: Мысль, 1995.

  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых – Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 1998.

  3. Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров – М.: Сов. Энциклопедия, 1986.

  4. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Насекомые. – М.: Дет. лит., 1977.

  5. Жизнь животных. Беспозвоночные. Т.3 /Под ред. Л.А.Зенкевича. – М.: Просвещение, 1969.

  6. Станек В.Я. Иллюстрированная энциклопедия насекомых. – Прага, Артия, 1977.

  7. Удивительное в жизни животных /Под ред. А.С.Константинова и Н.И.Лариной. – Саратов, изд-во СГУ, 1966.

  8. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: изд-во «Первое сентября», 2000.

  9. Сайты Интернета: http://www.zveri911.ru/strekoza.php, http://www.nature-archive.ru/insects/strekoza.php, http://www.1любимец.рф/publ/40-1-0-620, http://www.world-insect.net/strekozi, http://www.odonata.su/faq-cat-49.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/.

  10. Благой Д. Д., Великий русский баснописец И. А. Крылов, М., 1944.

  11. Степанов Н. Л., И. А. Крылов. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1958.

  12. Степанов Н. Л., Крылов, 2 изд., М., 1969;

  13. Сайты Интернета: http://krilov.ru/, http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Крылов%20Иван%20Андреевич/, http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%FB%EB%EE%E2_%C8%E2%E0%ED,

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00003686_0.html,

http://festival.1september.ru/articles/589236/,

http://www.sch1262.ru/krylov/method_2.html,

http://www.rvb.ru/18vek/krylov/01text/vol3/01fables/070.htm,

http://ru.wikisource.org/wiki/Стрекоза_и_Муравей_(Крылов).





1 нарушение этой последовательности может быть допущено при создании проблемных педагогических ситуаций. В этом случае практическое действие направлено не столько на отработку умений и навыков, сколько на формирование познавательной самостоятельности через решение учебной проблемы.

2 стрекозы способны выполнять 9 различных видов полета: нейтральный, полет над участком, за добычей, полет-угроза, спаривание, маятник, волнообразный, на одном месте и в обратном направлении. Кроме этого, в теплые летние дни они могут часами парить над поверхностью водоемов.

8



МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  • Биология
Описание:

Проблема интеграции знаний, умений и навыков в школе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к образованию, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Одним из средств достижения этой цели является проведение интегрированных (бинарных) уроков. Они позволяют за короткий промежуток времени познакомить учащихся с достаточно большим учебным материалом, дают возможность взглянуть на некоторые привычные предметы и явления с совершенно новой, необычной стороны, что является мощным эмоциональным стимулом, повышающим эффективность обучения.

Интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво. Учителя часто вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

 

В школьной практике интегрированные уроки пока не находят широкого распространения. И если они проводятся, то обычно на стыке двух близких дисциплин, относящихся к одному циклу. В нашей работе мы представляем разработку бинарного урока, объединяющего гуманитарный и естественнонаучный циклы. Подобная конвергенция, на наш взгляд, довольно интересна и позволяет открывать совершенно новые, необычные факты, закономерности, приходить к неожиданным выводам.

Автор Спрыгин Сергей Фалелиевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 458
Номер материала 25391
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓