Инфоурок География Другие методич. материалы«Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы» 6 класс

«Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы» 6 класс

Скачать материал

Тема урока: «Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы»

 

Цель урока:

  • определить проблему, создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

 

Задачи:

  • закрепить изученные ранее понятия: неисчерпаемые и исчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы;
  • познакомить с основными мерами по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы; с понятием – природные ресурсы;
  • способствовать формированию умений определять основные проблемы существующие в результате нерационального использования ресурсов литосферы;
  • создать условия для развития  умения работать в малых группах, с кроссвордом, географической картой,  видеоматериалами; работать с дополнительными источниками географической информации, показывать на  карте географические объекты;
  • способствовать воспитанию экологического мышления и  культуры  обучающихся.

 

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, постановка проблемы.

Формы организации учебной деятельности: работа в малых группах.

Оборудование: атласы, контурные карты и атласы Мурманской области, конверты с заданиями, видеоматериал, презентация.

 

Средства обучения:

  1. Герасимова, Т.П. Начальный курс гегорафии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2012.
  2. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.: Атлас.– М.: Роскартография, 2003.
  3. Мультимедийная презентация Пономаренко (географический гольф)
  4. Мультипликационный фильм «Ворона»

 

Ход урока.

Организационный момент.  (класс разделен на группы по 5 человек)

У каждой команды на столах 1 атлас за 6 класс, атлас Мурманской области, рабочие тетради «География МО», чистые листы, конверты с заданиями, ручки.

Ход игры.

Ребята, мы закончили изучение раздела «Литосфера» и сегодня я предлагаю вам проверить ваши знания по данной теме в форме игры и, кроме этого определить тему сегодняшнего урока.

Каждой команде будут предложены теоретические и практические задания, за правильное выполнение которых вы будете получать жетоны. Один жетон – один балл. По количеству набранных жетонов определится команда-победитель.

Итак, мы начинаем 1 тур.

1 тур. Разминка.

На столах у команд лежат кроссворды по данной теме. Та команда, которая заполнит кроссворд первой, получит дополнительный балл. За каждый правильный ответ кроссворда, команда получает 1 жетон (1 балл).

Кроссворд «Литосфера»

 

 

1.э

л

ь

б

р

у

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.р

а

в

н

и

н

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.г

о

р

с

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.п

о

л

е

з

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.п

л

о

с

к

о

г

о

р

ь

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.ф

и

з

и

ч

е

с

к

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

7.г

е

й

з

е

р

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.к

о

р

д

и

л

ь

е

р

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.м

а

г

м

а

 

 

 

 

  1. Самая высокая гора на Кавказе.
  2. Бывает Западно-Сибирская и Русская…
  3. Приподнятый, обычно вытянутый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений.
  4. Ископаемые горные породы, используемые человеком в его хозяйственной деятельности.
  5. Обширные выровненные участки с абсолютной высотой более пятисот метров.
  6. Выветривание под действием колебания температуры.
  7. Горячие источники, вытекающие или бьющие из земли.
  8. Горная система, протянувшаяся с севера на юг в западной части Северной Америки.
  9. Расплавленная каменная масса в недрах земли.

Кроссворды сдать. Мы переходим ко 2 туру.

2 тур. Постановка проблемы.

Сейчас вашему вниманию будет предложен мультфильм.

Ваша задача: внимательно посмотрите мультипликационный фильм и определите показанные в нём проблемы.

Каждое верное предположение оценивается в 1 балл (1 жетон).

ПРОСМОТР мультфильма о «ВОРОНЕ»

(за время просмотра мультфильма выставляются баллы за кроссворд)

Учитель:

Итак, как вы считаете, какие проблемы показаны в данном фильме?

Примерные ответы детей:

Верные предположения (определение проблем):

·        Загрязнение атмосферы.

·        Вырубка лесов.

·        Раскопка карьеров.

·        Уничтожение ценных пород деревьев.

·        Создание свалок бытового, строительного мусора.

·        Распашка земель.

·        Эрозия почв.

 

Учитель:

Да, вы все проблемы определили  правильно. Человек нещадно использует богатства данные природой, т.е. природные ресурсы, и начинает задумываться над этим, только когда этих богатств остается очень мало или они исчезают вовсе.

Природные ресурсы – это природные объекты и явления, которые используются или могут быть использованы в будущем для удовлетворения материальных и других потребностей общества и общественного производства, способствующие воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества и повышения жизненного уровня. Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые и исчерпаемые, но некоторые ещё можно возобновить и они являются возобновляемыми, другие восстановить нельзя и они являются невозобновляемыми.

Мы переходим к 3 туру.

3тур.

Перед вами на столах лежат  конверты. 

Задание:

Все перечисленные ресурсы нужно распределить в таблице по группам так, как, по вашему мнению, будет правильно.

За каждый правильный выбор ответа – 1 жетон (1 балл).

Неисчерпаемые природные ресурсы

Исчерпаемые природные ресурсы

 

Возобновляемые

природные ресурсы

Невозобновляемые

 природные ресурсы

Солнечная энергия

Энергия морских приливов и волн

Энергия ветра

Энергия земных недр

Атмосферный воздух

Вода

Животный мир

Растительный мир

Плодородие почв

 

Пространство обитания

Полезные ископаемые

 

Сдать работы.

Итак, попробуем определить, как должна звучать тема нашего игры- урока: (учитель слушает варианты ответов, подводит к правильному решению)

«Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы»

(запись темы на доске)

Молодцы!

И мы переходим к 4 туру.

4 тур.

Задание на 4 тур:

Команды должны по - очереди перечислить по одной из  мер по сохранению богатств литосферы, стараемся назвать как можно больше. За каждую правильную версию команды получают 1 жетон:

Примерные ответы обучающихся:

а) засыпка или затопление карьеров и котлованов;

б) правильная распашка земель у оврагов (вдоль склонов);

в) залесение дна оврага для остановки его роста;

г) укрепление склонов рек и водохранилищ;

д) создание  в дорожном покрытии на месте движения временных водных потоков при половодье и паводке отверстий в виде труб для предотвращения наводнений, как дело рук человека.

Учитель:

Сейчас, когда резко возросли добыча и использование полезных ископаемых, становится ясно, что рассточительское отношение к богатствам подземных кладовых больше не допустимо. Для того чтобы образовались минералы, горные породы, почвенные ресурсы, которыми пользуются люди, природе потребуются сотни миллионов лет.

Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов. Для охраны и сохранения литосферы  и всех природных богатств в нашей стране создано всероссийское общество охраны природы, ряд научных институтов, лабораторий, специальных заповедников, заказников, где ведется работа по изучению и охране фауны и флоры.

В Мурманской области находится 61 особо охраняемая природная территория (ООПТ) общей площадью 122,4 тыс. га (8,44% площади области), в которую входят 3 заповедника (363,6 тыс. га), 11 государственных природных заказников (854,4 тыс. га) и 47 памятников природы (4,4 тыс. га). Мурманская область имеет Кандалакшский государственный природный заповедник, Лапландский биосферный заповедник, «Пасвик» государственный природный заповедник, основная задача которых  — сохранение образцов (эталонов) типичных или редких участков природы со всеми видами растений и животных, населяющих их. В заповедниках охраняются все виды без исключения как часть естественного природного комплекса и драгоценный генетический фонд: создать его вновь невозможно, а он может оказаться крайне нужным человеку.

Именно об этих заповедниках, я предлагаю послушать сообщения, которые подготовили обучающиеся вашего класса.

(учитель предлагает заслушать сообщения обучающихся о заповедниках Мурманской области, которые показывают подготовленные презентации и показывают заповедники на карте Мурманской области)

(при необходимости и в качестве экономии времени, можно предложить обучающимся самостоятельное изучение материала о заповедниках с помощью информационных листов)

5 тур.

Практическое задание:  

Вы внимательно слушали сообщения, и теперь с помощью атласа, я прошу вас  отметить и подписать их контурной  карте  МО в ваших рабочих тетрадях.

 (За время выступления обучающихся, подводятся итоги игры.)

 

«Лапланд.биосф.зап».

 

 

«Пасвик»

 

Кандалак.

Заповед.

 

 

 

Закрепление материала.

Игра «Географический гольф»

(по презентации Пономаренко)

Подведение итогов.

Объявление результатов игры.

Выставление оценок по набранным группами баллам.

Домашнее задание.

С помощью разных информационных источников найти и дать краткое описание 5 памятников природы Мурманской области.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ                                            

Информация о заповедниках.

Кандалакшский заповедник

Кандалакшский заповедник, один из самых северных заповедников в нашей стране, находится за полярным кругом, между 66-70° с.ш. Заповедник расположен в Мурманской области и состоит из нескольких участков, удаленных друг от друга. В состав заповедника включены многие острова Кандалакшского залива Белого моря.. В Баренцевом море находятся заповедные Айновы острова, архипелаг Семь островов и Гавриловские острова.Климатические условия, а также флора и фауна этих участков, разделенных значительным расстоянием, достаточно разнообразны. Зима на Белом море, находящимся южнее Баренцева, значительно суровее: полгода держится лед, в то время как Баренцево море из-за теплого Атлантического течения Гольфстрим лишено льда. Благодаря Гольфстриму наблюдаются аномально высокие температуры зимой, не опускающиеся ниже -13°С.Площадь Кандалакшского заповедника - 70 тыс. га, из которых на сушу приходится около 21 тыс. га, остальные - морская акватория.

Кандалакшский заповедник появился с целью охраны гаги. Гага - это ценнейшая птица нашего севера. Она дает легкий нежный пух, которым утепляют спальные мешки и одежду полярникам, геологам, альпинистам, космонавтам. Из-за великолепных качеств пуха гага подвергалась хищническому уничтожению. В результате эта птица почти исчезла. Необходимо было принять срочные меры по сохранению гаги. Создание заповедника стало насущной задачей. Вначале был организован заповедник в Баренцевом море (1938 год, Семь островов), позднее в Белом (1939 год, Кандалакшский). В 1951 году они были объединены в единый заповедник, получивший название Кандалакшский.

Кандалакшский заповедник на островах Белого моря

В Кандалакшской губе Белого моря находится много островов, названных Кандалакшские шхеры (шхеры - скалы и небольшие скалистые острова у морских берегов, изрезанные фиордами (узкими морскими заливами со скалистыми берегами На значительном расстоянии от островов Кандалакшской шхеры, ближе к открытому морю, находится остров Великий. Он тянется в длину на 22 км, а ширина его достигает 6,5 км. Великий - таежный остров. На нем живут звери и птицы, характерные для северной тайги.

На пологих берегах Белого моря очень заметны приливы и отливы. При отливе литораль обнажается на много метров. В лужицах, на отмелях встречаются рачки, моллюски, изредка плеснет хвостом рыба. Литораль полна жизни. При отливе на ней собираются птицы для кормежки. Это в основном разнообразные чайки.

Многочисленна орнитофауна островов и побережий. Здесь насчитывают около 200 видов птиц. Но основное птичье богатство заповедника - гага. Гага - это достаточно крупная морская утка, массой 2,5-3 кг, из отряда гусеобразных. Окраска самцов яркая. Верх тела ослепительно белый, брюшко - густо-черное. На темени черная "шапочка", затылок зеленоватый, грудь оранжево-розовая. Самки имеют однотонный серовато-коричневый наряд, украшенный сложным рисунком из многочисленных темных пестрин. Гаги кормятся, вылавливая различных моллюсков, ракообразных, мелкую рыбу. В апреле - начале мая гаги выстилают гнездо своим пухом, выщипывая его клювом с нижней части груди и брюшка. На теле образуется голое наседное пятно, которое служит для обогрева яиц и только что вылупившихся птенцов. К концу гнездового периода наседное пятно зарастает пухом. Воспитанием птенцов занимается только самка. Вылупившихся и обсохших малышей мать ведет к морю. Через 2,5-3 месяца гагачата весят столько же, сколько взрослые гаги, и начинают летать.Осенью гаги покидают места гнездовий и улетают на зимовку. Зимуют они в разных местах. Большинство гаг, размножающихся в Кандалакшском заливе, зимуют в полыньях Белого моря, вдоль Терского берега, в горле Белого моря, у мест гнездования, но в основном в его южной части. Зимуют гаги и у незамерзающего побережья Баренцева моря. Большая часть птиц отлетает далее на запад.

Благодаря заповедному режиму за относительно небольшой период существования заповедника численность гаги существенно выросла. В Белом море обитает несколько видов млекопитающих. Из них нужно отметить кольчатую нерпу.

Кандалакшский заповедник в Баренцевом море

Архипелаг Семь островов, находящийся в Баренцевом море, состоит из нескольких островов. Еще в XVII веке специальным царским указом Семь островов были объявлены заповедными. Здесь гнездился сокол кречет, используемый для царских охот. Из гнезд этих хищников извлекали птенцов, приручали их, дрессировали и брали с собой на знаменитые соколиные охоты. В последующие годы кречет стал редкостью и долгое время (с 1941 года) не гнездился здесь. Лишь в 1976 году сотрудники заповедника нашли на Харлове гнездо кречета с четырьмя яйцами.Другой остров Семи-островья - Кувшин - огромная скала, торчащая из моря. На крутых обрывах гнездятся птицы. Здесь расположился большой птичий базар. Картина птичьего базара впечатляет. На каждом уступе птицы. Это в основном кайры (тонкоклювые и толстоклювые) и трехпалые чайки моевки. Все птицы находятся в движении. Птицы то взлетают, то садятся. Море у берегов буквально "кипит" от ныряющих птиц. К описанию необходимо добавить звучный, оглушительный аккомпанемент прибоя и криков массы птиц.Кайры откладывают одно яйцо прямо на уступах скал. Яйцо особой грушевидной формы и при толчках не падает с карнизов.

Выше птичьих базаров, в мягких торфяных отложениях, гнездятся тупики. У этих своеобразных птиц плоский мощный клюв и острые когти. Тупики клювом и лапами выкапывают глубокие норы, достигающие пяти метров. В этих норах птицы откладывают лишь по одному яйцу.

Орнитофауна Айновых островов более разнообразна, чем на Семи островах. Здесь зарегистрировано 130 видов птиц, из них 41 - гнездящийся. Особое впечатление производит встреча с поморником. Эту птицу называют "разбойником" за ее поведение. Увидев летящего тупика с пойманной рыбкой - мойвой или песчанкой в клюве, поморник бросается на него и атакует до тех пор, пока добыча не будет брошена. Для сооружения гнезд короткохвостые поморники выбирают самую высокую часть острова. При осмотре Айновых островов приходится брать длинную палку для защиты от нападающих птиц. Поморник пикирует на самую высокую точку - выставленную над головой палку, и тогда можно передвигаться более свободно и безопасно.К осени на Айновых островах становится тихо. Только позднее, в ноябре, приплывут сюда щениться серые тюлени. Этот вид ластоногих стал очень редок.

http://www.nature-archive.ru/zapovedniki/kandalakshskiy.php

                     Лапландский заповедник

В старину Кольский полуостров называли русской Лапландией. После установления Советской власти в Мурманской области началось время бурного освоения края. Работало много исследовательских экспедиций В одной из них работал Герман Михайлович Крепе. Г. М. Крепе заинтересовался судьбой дикого северного оленя. С помощью проводника-саама Ф.К.Архипова Г.М.Крепе в 1929 году объехал труднодоступные горные тундры на оленьих упряжках и выполнил учет диких северных оленей. Было определено, что в западной части Мурманской области сохранилось небольшое стадо диких северных оленей - около 100 голов. Было необходимо срочно принимать меры к охране этого вида животных, в связи с чем в 1930 году был сформирован Лапландский заповедник.Лапландский заповедник находится в центральной части Кольского полуострова. Территория заповедника представляет собой типичный уголок северной тайги и горной тундры. Леса занимают более 50% общей площади заповедника, горные тундры - около 30%. Остальное - болота, реки, озера.

Большое влияние на природу Кольского полуострова оказал ледник, продолжительное время лежащий на его поверхности. Из-за этого растительный и животный мир отличается относительной бедностью. Животных, полностью адаптировавшихся к суровым условиям существования, немного, прежде всего это северный олень. В конце XIX века численность оленей стала сокращаться. После ВОвойны, с восстановлением заповедного режима, дикие олени оказались в благоприятных условиях. Хорошие пастбища, охрана, отсутствие хищников создали условия для быстрого увеличения поголовья. Сейчас учет копытных проводят с помощью самолетов и вертолетов. При этом методе обследованию подвергается большой район, а не только заповедник. Обычно в конце зимы (в марте - начале апреля) северные олени выходят пастись на открытые пространства горных тундр, где меньше снега. Часть оленей остается в лесу. С картами, биноклями, дневниками, фотоаппаратами учетчики отправляются в маршрут. Они осматривают территорию справа и слева. Надо быть внимательным, чтобы не пропустить оленей. Обнаружив стадо, быстро делают серию снимков, а дома по фотографиям подсчитывают количество животных. Кроме северного оленя, в заповеднике широко распространен лось. Для его учета также используется авиация. Из других млекопитающих типичны медведь, росомаха, выдра, лесная куница, белка, горностай. Заповедником выполнена большая работа по восстановлению бобра, полностью исчезнувшего в конце 19 века.Большой интерес представляет орнитофауна заповедника. Птиц насчитывают 200 видов. Фауна заповедника включает 15 видов рыб. Наиболее типичны сиг, форель, хариус. Из земноводных встречается травяная лягушка, а из рептилий - гадюка и живородящая ящерица. Но виды эти немногочисленны.

На болотах заповедника встречаются карликовые березы. Эти деревца-лилипуты не выше маленького кустарника. Стволы берез извилистые, корявые, темные, а листочки словно медные копеечки, маленькие и круглые. Но наиболее красивы в заповеднике - ягельники. Они как море - серовато-голубого тона, только спокойное и неподвижное. Незабываемая картина - ягельники при лунном свете: сверкающий серебряный тон ягеля, а на нем - темные силуэты деревьев с четкими тенями. Удивительный лишайник ягель. Если на него наступишь, он пригибается к земле и долго лежит согнувшись. След на ягельнике может сохраняться неделями и даже месяцами - до первого дождя. Пройдет дождь, ягель впитает влагу, и веточки его разогнутся, встанут - следа как не бывало. Но если часто ходить по одному и тому же месту, лишайник сломается и никогда не поднимется. Так бывает на оленьих тропах. Ягель - основной корм северных оленей, особенно зимой. Олени раскапывают снег копытами и достают из-под него ягель.

http://www.nature-archive.ru/zapovedniki/laplandskiy.php

ПАСВИК
заповедник

Пасвик - третий по счету государственный заповедник на территории Мурманской области. Официально он был создан постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1992 года с целью сохранения и изучения коренных сосновых лесов, Также целью заповедника Пасвик является сохранение водных угодий как мест обитания многочисленных водоплавающих птиц: уток, гусей, болотных птиц и лебедей кликунов.  Заповедник Пасвик создан в результате совместной работы российских и норвежских специалистов. Район международной охраны природы – заповедник « Пасвик» состоит из двух неравных частей, которые лежат по обе стороны от государственной границы, проходящей по фарватеру реки Паз.

Природа заповедника Пасвик

Более половины территории заповедника занимают водоемы и болота, около 40% составляют коренные сосновые леса, которые находятся здесь на северном пределе распространения. В центральной части над равниной поднимается группа горных массивов высотой 350-380 метров. Возникли они в результате тектонических движений земной коры. Пасвик -  географически естественное место соприкосновения, где западные виды животных и растений соседствуют с восточными. Равнины, горы, болота, тайга и тундра, как бы, перемешаны. И через все это течет река Паз, на восточном берегу которого находится заповедник. Река берет начало из озера Инари в Финляндии и впадает в Варангер-фьорд Баренцева моря. Длина реки 147 км, перепад высот составляет 119 метров. На самом богатом птицами участке заповедника «Пасвик» находится небольшой остров Варлама - природно-исторический музей под открытым небом. Больше ста лет назад здесь жил и работал норвежский студент-орнитолог Ханс Сконнинг, который впервые ознакомил мировую науку с этим районом.Список животных заповедника превышает 200 видов. Ниже представлены списки редких и исчезающих видов, как животных, так и растений. Их анализ показывает, что из 7 видов грибов, занесенных в Красную книгу Мурманской области, 6 обитают на территории заповедника; 25 видов лишайников являются редкими. 128 видов сосудистых растений, обнаруженных на территории заповедника, определены как редкие и нуждающиеся в охране и надзоре. Фаунистическое разнообразие для такой площади (14,7 тыс.га) очень велико, несмотря на большое число перелетных, не гнездящихся видов птиц, единичные заходы млекопитающих. Тем не менее, за историю существования заповедника, и ранее, в начале века, было собрано немало сведений, в результате список видов значительно расширился. Следует отметить, что за период с начала и до конца ХХ века воздействие на фауну и природу в целом несколько изменилось. что не могло не отразиться на численности тех или иных видов, привести к появлению новых или исчезновению ранее обитавших на территории.

http://www.floranimal.ru/national/park.php?pid=67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

397

 

 

 

Неисчерпаемые природные ресурсы

Исчерпаемые природные ресурсы

 

Возобновляемые

природные ресурсы

Невозобновляемые

 природные ресурсы

 

 

 

 

Солнечная энергия,   Животный мир,   Энергия морских приливов и волн,   Растительный мир,   Плодородие почв,   Энергия ветра,  Пространство обитания,    Полезные ископаемые,   Энергия земных недр,   Атмосферный воздух,   Вода

 

 

 

ТУРА

 

Команды

 

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

1 тур

 

 

 

 

 

 

 

2 тур

 

 

 

 

 

 

 

3 тур

 

 

 

 

 

 

 

4 тур

 

 

 

 

 

 

 

5 тур

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд «Литосфера»

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Самая высокая гора на Кавказе.
  2. Бывает Западно-Сибирская и Русская…
  3. Приподнятый, обычно вытянутый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений.
  4. Ископаемые горные породы, используемые человеком в его хозяйственной деятельности.
  5. Обширные выровненные участки с абсолютной высотой более пятисот метров.
  6. Выветривание под действием колебания температуры.
  7. Горячие источники, вытекающие или бьющие из земли.
  8. Горная система, протянувшаяся с севера на юг в западной части Северной Америки.
  9. Расплавленная каменная масса в недрах земли.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы» 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока:

  • определить проблему, создать условия для первичного усвоения и закрепления, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Урок обобщает и систематизирует знания обучающихся по теме: «Литосфера»,а также знакомит обучающихся с мерами по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы, путем выявления проблем нерационального использования природных ресурсов в ходе просмотра видеоматериала.

Разработка содежит кроссворд по теме,  просмотр мутфильма. Таблицу "Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы", приложения с краткой информацией о заповедниках Мурманской области, картосхему.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 663
    • DOCX 516 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жиганова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10247
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 969 человек из 82 регионов

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе