Мельникова Светлана Владимировна,
учитель информатики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№10
с углубленным изучением отдельных
предметов»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан г.Нижнекамск
Тема: Агрессия в Интернете
Цель: рассмотрение
особенностей агрессивного поведения в Интернете, поиск стратегий для решения
проблем, возникающих в процессе взаимодействия в сети, обсуждение механизмов
помощи человеку, подвергающемуся агрессии.
Возраст: 9 класс.
План занятия:
1.
Практикум
«Не корми тролля»
2.
Знакомство
с понятием буллинга и кибербуллинга
3.
Проект
«Как не стать троллем»
4.
Подведение
итогов
Ход занятия
Занятие начинается с заполнения каждым участников
таблицы. Учащиеся заполняют таблицу в столбце ДО. Им предлагается
поставить +, если они знакомы с данным понятием.
Вопрос
|
До
|
После
|
Кто такой тролль?
|
|
|
Что такое буллинг?
|
|
|
Какие бывают последствия кибербулллинг?
|
|
|
Правила этикета в Интернете?
|
|
|
После заполнения учащимся предлагается поработать
в группах,
на которые они разбиваются по цвету бейджа или значка, которые они получили
при входе в аудиторию (по 4 бейджа одного цвета). В группах предлагается
ознакомиться с ситуацией конкретного человека и обсудить ответы на вопросы. Это
упражнение проводится с целью информирования участников о кибербуллинге как
форме троллинга, его возможных последствиях и способах противодействия.
Карточка
1.
Коле
14 лет, он плохо учится, но у него есть друг Толя – отличник. Коля много играет
в сетевые компьютерные игры, а Толе родители не разрешают. Однажды Толя зашел
к другу поиграть в свободное время, и выиграл турнир, который не получалось
выиграть у Коли. Коля обиделся и в социальных сетях выложил фотографию Толи,
обработанную в фотошопе в карикатурном варианте. Родители Толи поговорили с
родителями Коли, но уладить мирным путем не получилось, Коля категорически отказался
удалять фотографии. Родители поссорились, хотя дружили семьями долгое время.
Родители Толи обратились к директору и Колю поставили на внутришкольный
контроль. Толя ушел в математический лицей.
Вопросы:
1.
Как
вы думаете, реальна ли эта история?
2.
Кто
пострадал в этой ситуации?
3.
Кто
поступил неправильно?
4.
Как
бы вы поступили в данной ситуации?
Карточка 2.
Соня пришла в новую школу, все было хорошо, появились
новые знакомые. Но в группе в социальных сетях кто-то выложил ее фотографию, на
которой Соня ест булочку. Фотография получилась смешная, и как только Соня
пришла в школу, все стали над ней насмехаться. Соня перестала ходить в школу,
говорит, что все ее там ненавидят.
Вопросы:
1. Как вы
думаете, реальна ли эта история?
2. Кто
пострадал в этой ситуации?
3. Кто
поступил неправильно?
4. Как бы вы
поступили в данной ситуации?
Карточка
3.
Мише
14 лет, он хорошо учится, занимается карате, живет рядом со школой. Выходя из
школы после уроков, он встретил свою бабушку, которая расспросила его о школе,
поправила шарф, а ан прощание поцеловала. Эту сцену сняли на видео его
одноклассники, поместили в группе в социальную сеть и подписали «У Миши новая
подруга». Когда Миша узнал кто это сделал, он сильно избил одноклассника, который
попал в больницу, из-за этого его отстранили от участия в соревнованиях.
Вопросы:
5.
Как
вы думаете, реальна ли эта история?
6.
Кто
пострадал в этой ситуации?
7.
Кто
поступил неправильно?
8.
Как
бы вы поступили в данной ситуации?
Карточка
4.
В
школе, в 9 классе, учились две подруги, Лиза и Даша. Под большим секретом Лиза
рассказала Даше, что ей нравится Дима из одиннадцатого класса. Даша не
удержалась и рассказала об этом одной знакомой в социальных сетях, и скоро это
стало известно все. Над Лизой стали смеяться, Лиза очень разозлилась и стала
писать про Дашу всякие гадости в Интернете. Родители Даши обратились к
классному руководителю и директору школы. В итоге Лиза была вынуждена перейти в
другую школу.
Вопросы:
1.
Как
вы думаете, реальна ли эта история?
2.
Кто
пострадал в этой ситуации?
3.
Кто
поступил неправильно?
4.
Как
бы вы поступили в данной ситуации?
После обсуждения представитель каждой группы
зачитывает классу свою историю и представляет ответы на вопросы. Группа может
вместе представлять свои ответы. После того, как все группы выступят, ведущий
начинает общую дискуссию.
Обсуждение:
1) Как вы
думаете, могли бы такие истории произойти в вашей школе, классе?
2) Как чувствуют
себя ученики, которые пострадали в результате этих историй.
3) Как и
почему возникают подобные ситуации? Кто может оказаться пострадавшим?
После обсуждений, участники знакомятся с
презентацией «Кибербуллинг», после чего им предлагается обратиться к
таблице еще раз и заполнить столбец ПОСЛЕ.
После заполнения попросить встать тех, у кого
изменились значки в столбцах, один-два объясняют, почему произошли изменения.
Если есть учащиеся, у которых все осталось без изменения, тоже попросить
высказать свою точку зрения по теме занятия.
Участники делятся на две команды по цифрам на бейджах,
и им предлагается выполнить проект «Как не стать троллем». Участники
на ватмане оформляют правила общения в Интернете, чтобы не подвергнуться
агрессии со стороны пользователей или не стать жертвой.
Далее представители групп защищают свой проект.
Возможно обсуждение сформулированных правил.
Подводится итог занятия в виде вопросов, на которые
при согласии учащиеся поднимают руки:
1. Тролля
можно занести в черный список?
2. Тролль
может спровоцировать конфликт?
3. Кибербоулинг
– это полезная и интересная форма общения в сети Интернет?
4. Полезная
ли была информация на занятии для вашей дальней работы в сети Интернет?
Учащимся
при выходе раздаются брошюры с правилами общения, основными понятиями занятия и
справки о службах, таких как «Дети онлайн», куда можно обратиться в случае
возникновения ситуаций, которые разбирались на занятии.
Приложение - слайды презентации
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.