Главная / Другое / Мероприятие для детей старшего и среднего школьного возраста "Прошлое идёт рядом"

Мероприятие для детей старшего и среднего школьного возраста "Прошлое идёт рядом"



Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Октябрьский»



Номинация «Лучший сценарий праздника, мероприятия»



«Прошлое идет рядом»


интерактивная игра

для учащихся среднего школьного возраста



hello_html_3843914e.jpg









Подготовила:


Ершова А.А.,

педагог

дополнительного образования





Липецк – 2014


Данное мероприятие проводилось в рамках реализации программы «Уголок России – отчий дом» воспитательной системы ДДТ «Октябрьский» «Воспитать гражданина России» и дополнительной образовательной программы «Детский Совет» (блок «Игровая мозаика»), рассчитанной на 3 года обучения.

Возраст участников – 9-12 лет.




Место проведения: музей декоративно-прикладного искусства МАОУ ДОД ДДТ «Октябрьский».

Участники: 12 учащихся ДДТ «Октябрьский» 9-12 лет, 3 консультанта-«ДОКИ» (из числа учащихся детского объединения «Детский Совет»)

Оборудование: стулья расставляются полукругом с делением на 3 команды, жетоны для деления на 3 команды: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Архитектура», пластиковая доска для крепления вопросов по секциям «Инвентарная книга», «Фольклор», «Кот в мешке», ухват для «конания» (из фондов музея ДПИ ДДТ «Октябрьский»), экспонаты из Данковского района Липецкой области (из фондов Музея ДПИ), мини-выставка картин о Липецком крае учащихся детского объединения «Изостудия» Меляковой Е.; футболки, кепки и галстуки экспедиции для ведущих «ДОК».


ТСО: мультимедийный экран.



Форма организации деятельности: мероприятие-открытие.



Цель: расширение образовательного пространства учащихся через обеспечение музейной коммуникации на основе краеведческих материалов о Данковском районе Липецкой области.


Задачи:

  • обучающие:

- ввести детей в мир прошлого (конец 19-начало 20 вв.),

- расширить использование музейных ценностей, находящихся в диалогических взаимосвязях и интенсивно влияющих на эмоциональную, эстетическую и нравственную сферу учащихся;

- формировать музейно-образовательную компетентность учащихся;


  • развивающие:

- развивать творческий потенциал,

- развивать творческую активность детей;


  • воспитательные:

- воспитывать музейную культуру;

- продолжать формировать патриотические и гражданские чувства учащихся.



Ход:


На входе «ДОКА»-1 (учащийся детского объединения «Детский Совет») раздаёт каждому участнику по одному жетону: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Архитектура», на основании чего участник садится в одну из 3-х команд.


Звучит народная лирическая музыка.

На экране слайд с названием мероприятия «Прошлое идёт рядом» (интерактивная игра по материалам экспедиции «ДОКИ» в Данковский район Липецкой области).


На экране слайд с картой Липецкой области.

Исполняется песня «Липецкий край».


Ведущий «ДОКА»-1:

Добрый день! Только сегодня у вас, участников интерактивной игры

«Прошлое идёт рядом», появилась уникальная возможность вспомнить прошлое, чтобы увереннее идти в будущее!


Ведущий «ДОКА»-2:

Именно сегодня у нас – учащихся Дома творчества «Октябрьский» и участников летних экспедиций «ДОКИ» - возник шанс показать лучшие экспонаты Музея декоративно-прикладного творчества нашего Дома детского творчества, найденные в летней исследовательской экспедиции по Данковскому району Липецкой области.


Педагог:

Подождите, мы с вами готовились провести обзорную экскурсию по нашему музею… Конечно же, из 800 экспонатов, собранных за 15 летних экспедиций, нужно отобрать для экспозиции лучшие…

Но почему же вы сами, без меня, решили, что наши краеведческие открытия в этот раз будут связаны с Данковским краем?

И как это – интерактивная игра?



«ДОКА»-1:

А это означит, что участники нашей игры не просто узнаю много новой и, надеемся, полезной краеведческой информации об одном из 18 районов Липецкой области, где мы побывали…


«ДОКА»-2:

Но и осознают, что за каждым предметом, экспонатом музея спрятан кусочек истории не только нашей «малой Родины», но и всей России, потому что представленными сегодня вещами пользовались почти повсеместно наши прабабушки и прадедушки!


Педагог:

Тогда замечательно, значит, это – игра-взаимодействие: думаю, что участники нашей игры – люди заинтересованные и любознательные!



«ДОКА»-2:

А ещё за 14 дней пребывания именно в Данковском районе Липецкой области было собрано 65 экспонатов для нашего Музея декоративно-прикладного творчества, 30 из которых нашла одна девочка - Елизавета Хохлова!


На экране портрет участницы экспедиции «ДОКИ» Хохловой Е. в Данковском районе Липецкой области (2008 г.)


Педагог:

В каждой экспедиции у нас бывают свои герои и героини! А это что такое?


На экране кадр с летающей тарелкой «ДДТ «Октябрьский».



«ДОКА»-2:

Это наше средство передвижения от Дома творчества до Данковского района! Всё-таки время ограничено, а расстояние – 85 километров!


Педагог:

Без повторения правил техники безопасности краеведы в летающих

тарелках не летают!


«ДОКА»-1:

Проведём инструктаж! Повторяйте слова за нами!

  1. Настоящий краевед, хоть ему и мало лет,

Красоту родного края постоянно постигает!


«ДОКА»-2:

  1. Ты в дороге не зевай – от друзей не отставай!


«ДОКА»-1:

  1. Сойдя с ума от красоты, не теряй сознанья ты,

Но стало хуже – торопись, к педагогу обратись!


Педагог: Я всё же думаю, что волшебная аптечка пока нам не пригодится… Вот теперь отправляемся в путь!


На экране показывается видеофильм из архива экспедиции «Полёт летающей тарелки над Данковом» с комментариями.


Педагог комментирует:

Данковская земля, современный центр которой – город Данков, много веков играет особую роль в воинской истории России. Неподалёку находится Куликово Поле, в битве на котором участвовали местные воины. До XVII столетия Данковская крепость была важнейшим стратегическим объектом на южной границе государства. При Петре Великом, когда границы отодвинулись дальше на юг, местные жители активно участвовали в строительстве военно-морского флота. А в годы Великой Отечественной войны в Данкове формировался 131-й отдельный мотопонтонный мостовой батальон, который прошёл героический путь от Данкова до Берлина.

Славное боевое прошлое Данковского района отражено в гербе мечом и

тарчем (круглым щитом) - символами воинской доблести, достоинства,

защиты и покровительства. А стоящая на гербе лошадь того же металла

напоминает современникам о том, Данков, также как и соседняя Лебедянь,

были известны в европейской части России своими конными ярмарками и

конноспортивными состязаниями.

А мы жили в селе Полибино, где и по сей день находится усадьба

помещиков Нечаевых-Мальцевых. Юрий Нечаев-Мальцев, владевший в конце 19 века этой усадьбой, был одним из самых крупных промышленников и меценатов России. На его средства был построен музей изобразительных искусств в Москве, который сейчас носит имя Пушкина.

50 участников нашей экспедиции в 2008 году жили в школе села

Полибино, где благополучно приземлилась наша летающая тарелка!

С благополучным вас приземлением!


На экране показана фотография села Полибино Данковского района Липецкой области (2008 г.)




ДОКА-1:

В доверие к местным жителям, которые многое могут рассказать, показать и подарить, лучше входить мелкими группами, поэтому мы вас и разделили на 3 команды! (По содержанию выбранных на входе в музей жетонов: «Предметы быта», «Народный костюм», «Архитектура».)


Педагог:

Прошлое идёт рядом! И наша игра будет заключаться в том, что вместе мы соберём мини-экспозицию из предметов, найденных участниками экспедиции в селах и деревнях Данковского края. А так как находки, подобные нашим, вы, вероятно, уже встречали в экспозициях других музеев и кое-что о них знаете, затруднений быть не должно!


На экране слайд с фотографией экспедиции «ДОКИ»-2008.


Педагог:

Правила игры просты: по очереди каждая из 3-х команд выбирает, может ли она отгадать очередной предмет экспозиции по музейному описанию (так как он описывается в инвентарной книге музея), и получает за правильный ответ 1 жетон, по упоминанию в русском фольклоре и получает за это 2 жетона или, о некоторых вещах, из рассказов местных жителей, за целых 3 жетона!. Есть (но не для всех предметов!) категория «Кот в мешке»: вы можете узнать предмет наощупь, также за 2 жетона. Если команда не может ответить, то команды-соперники по первой поднятой руке могут ответить.

А кто из команд начнёт первой, мы определим так, как определяли в играх Данковского района – поконаемся! Попрошу по 1 представителю от команды для конания!


(Представители команд по очереди обхватывают деревянную палку руками, таким образом, команда того участника, чья рука окажется сверху остальных, начинает игру первой, и далее по нисходящей.)


На экране слайд с фотографией из фондов экспедиции «ДОКИ» «Нам посчастливилось…»


Педагог: Займите места рядом со своими командами, и мы начинаем… Внимание на стенд с вопросами! Увы, вы пока не знаете, что за предмет мы нашли в селе Полибино Данковского района, но можете попытаться это сделать! Выбирайте категорию подсказки!

(На стенде представлены категории вопросов: «Инвентарная книга», «Фольклор» и «Кот в мешке» (см. Приложение № 1).

Проводится игра с 1 по 5 экспонат. «ДОКИ» выступают в качестве ассистентов – приносят экспонаты и расставляют их на мини-выставке. Педагог озвучивает вопросы.)


На слайдах поочерёдно по мере отгадывания команд появляются эти предметы (с 1-5 экспонат): прялка, кувшин для кваса, балахон, самовар, кичка.


Описание экспонатов по категориям:


Категория

вопроса



Экспонат

«Инвентарная книга»

«Фольклор»

«Кот в мешке»

Прялка

Предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Изготавливался из дерева.

  1. б.)

  • По

верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) могли воспользоваться ей тогда, когда оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то этот предмет придет за ними в церковь при венчании, если же оставить её с куделью на ночь или на праздники, то она будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ударить ей девушку, то девушке попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить этим предметом ребенка, то он заболеет.

ИЛИ:

  • Стригли,

щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (2 б.)

+

Кувшин для кваса

Сосуд для жидкости с ручкой и носиком. Похож на чайник, но обычно выше.

Изготовлен из глины и полит зелёной глазурью. Принадлежал Бухтояровой Елене Васильевне (1870 г.р.). Инв.№386.

(1 б.)

  • Недолго

жил, многих кормил; упал – пропал, никто костей не собрал.

  • Жил

нероня, умер нероня. Никто его не хороня, ни попы, ни дьяки, ни мы, дураки.

  • Родили

меня в каменной горе, крестили меня в огненной реке, привезли - меня на торжище, поставили к устороньищу, пришла молода жена, побрякала златым перстнем: уж ты, чадо милое моё, твои кости рассыпущие, оне во гроб не кладущие, по те люди неплакущие.

  • Сказка

«Лиса и журавль»: «На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в него с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг него, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает, все ничего не достанет! Не лезет голова в него. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

  • Чует кот в

кувшине молоко, да рыло коротко.

  • Видит

собака молоко, да в кувшине глубоко.

  • Повадился

кувшин по воду - сломить ему голову! Повадился кувшин по воду ходить - там ему и голову сломить!

  • Не велик

кувшин, да емок.

  • Не суйся по

сусло, кувшин разобьешь.

  • Спасибо

кувшину, что размыкал кручину.

  • Разбейся,

кувшин, пролейся, вода, пропади, моя беда!

(2 б.)

+

Балахон

Верхняя крестьянская одежда свободного покроя из холста, парусины и т. п., обычно мужская. Но в Данковском районе так называли фартук с рукавами, который одевали на рубаху, чтобы за домашними делами ее не испачкать. Сшит из сатина, отделан бархатной тесьмой и льняным кружевом.

(1 б.)

  • В сказке

про Ерша: «Пришел Антон, / Завертел ерша в балахон»

ИЛИ:

  • Бел

балахон, а шапка красная. (Подосиновик)

(2 б.)

+

Самовар

Устройство для кипячения воды и приготовления чая. Изготавливался из латуни или красной меди. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды этих предметов  — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит. (1 б.)

  • Сам с

вершок, голова с горшок.

  • Самовар

кипит - уходить не велит.

  • Где есть

чай, там под елью рай. (2 б.)

+

Кичка


Старинный праздничный головной убор замужней женщины, шапочка из проклеенного холста с твёрдой передней частью, украшенная стеклярусом. (1 б.)

  • «У

молоденькой молодки под хвостом светло»

(кичка с парчевыми украшениями).

  • Из "Сказки

о рыбаке и рыбке":

«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

  • А.

Островский, «Снегурочка»:

Входит Снегурочка, за ней Бобыль и Бобылиха, одетая богато, в большой рогатой кичке». (2 б.)

+


Педагог:

А хотите узнать, как нужно собирать экспонаты? Тогда вставайте около своих стульев и повторяйте движения вместе с нами!


Динамическая пауза: «ДОКИ» проводят игру - «повторялку» «Если ходишь по селу» (см. Приложение №2)

Звучит музыка песни «Если ходишь по селу».


Педагог:

Мы продолжаем нашу игру!

(Звучат вопросы с 6-го по 9-й.)


На слайдах поочерёдно, по мере отгадывания команд, появляются эти предметы: понёва, балясина, Шуховская башня.

«ДОКИ» продолжают выставлять эти предметы на мини-выставку.


Описание экспонатов по категориям (с 6 по 8):


Понёва

Древний элемент русского костюма, древнее, чем сарафан. В основном они делались из клетчатой, желательно шерстяной, ткани.  Клетки на ней были символом вспашенного поля, поэтому она является элементом костюма исключительно женщины зрелого возраста. Чаще она носилась уже замужними женщинами. «В России еще в начале ХХ века по клеткам крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. А возле города Касимова преобладали красные понёвы в синюю клетку».

Понёва синяя в клетку. Лён, ткачество. Владелец Трухина Евдокия Григорьевна. С. Полибино Данковского района. Инв.№585

  • «Бабий

хомут», «бабья забота».

  • От

поясницы до ног Семьдесят пять дорог.


Существовал обряд —

одевание поневы,

который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной.

(2 б.)

+

Балясина


Это невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц.

Изготовляются из

  • дерева,

  • камня,

  • металла,

  • бетона и др.



«Балясить, балясничать» - шутить, балагурить (Даль)

+

Шуховская башня

Памятник архитектуры, конструкция, выполненная в виде несущей стальной башни, высотой 37 метров. Находится в имении мецената Ю.С.Нечаева-Мальцова в селе Полибино Данковского района Липецкой области.

  • Вавилонская…

  • Вот и

говорит старушка:- Есть у нас, сынок, одно чудо в государстве. Стоит посреди города царский дворец, а подле дворца высокая башня. Заперта та башня тридцатью замками, и охраняют ее ворота тридцать сторожей. Никого в башню не пускают. А живет там царская дочь. Как родилась она, так ее с нянькой в той башне и заперли, чтобы никто не видел. Боятся царь с царицей, что полюбит царевна кого-нибудь и придется ее замуж на чужую сторону отдавать. А им с ней расставаться жалко: она у них единственная. Вот и живет девушка в башне, словно в темнице. (Русская народная сказка «Деревянный орёл».)

  • Стоит

город, в городу двенадцать башен, из каждой башни по четыре окошка, из каждого окошка по семи выстрелов. (Год, месяцы, недели, дни.) (2 б.)

-



Педагог:

Пока наши ДОКИ подсчитывают жетоны, мы с вами подведём итоги нашей игры. Я буду называть самые, на мой взгляд, яркие экспонаты нашего музея, а вы отвечайте мне так: «Видели-видели, мы в музее видели!»


Проводится игра - «повторялка»: «Видели-видели»


На слайдах появляются отгадки: балясина, кичка, Шуховская башня.


Педагог:

Не обломок ли от трона

Деревянная колона?

У Нечаевых дворца

Подобрали у крыльца! (Балясина.)


Дети:

Видели - видели! Мы в музее видели!


Педагог:

Парни любовались –

Девчата красовались!

С ярким опереньем птичка,

Элемент костюма –… (Кичка.)


Дети:

Видели - видели! Мы в музее видели



Педагог:

Он построен на века,

Виден он издалека!

Экспонат, кончено, важный,

Это – Шуховская башня!


Дети:

Видели - видели! Мы в музее видели!



Педагог: Попались! Видели вы башню на слайде, а в наш музей экспонат высотой 37 метров не поместится!


Педагог:

Какие же категории экспонатов из Данковского района Липецкой области пополнили наш музей? Вам помогут это запомнить жетоны, полученные в начале игры. Назовите предметы быта, элементы народного костюма, архитектурные детали и сооружения.


Дети отвечают.


«ДОКА»-2:

Подведём итоги нашей игры!

(Объявляет полученные результаты и вручает призы каждому участнику игры.)


Звучит музыка - сигнал к отлёту, шум двигателей.


«ДОКА»-1:

Вы слышите? К сожалению, время пребывания на Данковской земле истекло…


На экране слайд с кадрами из видеофильма «Отлёт из села Полибино».


Педагог:

Пусть после нашей встречи у вас останутся прочные знания о частичке нашей «малой Родины» - Данковском крае и яркие впечатления! Такие, как например, у нашей бывшей воспитанницы и выпускницы вашей школы Екатерины Меляковой! Этот триптих появился после её поездки с нами в Данковский район Липецкой области. До новых встреч!


(На магнитной доске показывается триптих «Данковский край», автор Мелякова Е.)




Литература:


    1. Королькова А. Белая лебедушка – М.: Детская литература, 1978.

    2. Даль В. Половицы и поговорки русского народа – М.: Просвещение, 1980.

    3. Материалы комплексной экспедиции «ДОКИ» по Данковскому району Липецкой области – Липецк, ДДТ, 2008.



Мероприятие для детей старшего и среднего школьного возраста "Прошлое идёт рядом"
  • Другое
Описание:

Учебный предмет: краеведение

Категория учащихся: учащиеся младшего и среднего школьного возраста

Дата проведения: 2012 год

Аннотация:

знакомление участников интерактивной игры с экспонатами Музея декоративно-прикладного творчества ДДТ «Октябрьский» происходит через ассоциативный ряд в устном народном творчестве, терминологию и тактильные ощущения. Мероприятие предполагает использование подлинных предметов русского крестьянского быта и фото и видеоматериалов летних детских экспедиций.

Автор Ершова Алина Александровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 636
Номер материала 18242
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓