Инфоурок География Другие методич. материалыМатериалы занятия элективного курса

Материалы занятия элективного курса

Скачать материал

М А Т Е Р И А Л Ы   ЗАНЯТИЯ

 

 элективный курс «Проблемные  вопросы  истории России», 11 класс.

 

 

Тема :   

 

Проект «Манхеттен»: у истоков ядерного противостояния сверхдержав.

 

Цели:  1.  Познакомить учащихся с историей создания ядерного оружия в США И СССР.

            2. Формировать навыки работы с разного вида историческими источниками, умение 

                 анализировать и представлять исторический  материал.

           3. Актуализация в сознании учащихся  проблемы ядерного оружия, формирование

                 личностного отношения к ней.

 

Оборудование: подборка исторических источников по теме,  материалы электронных энциклопедий,  компьютеры,  видео материала,  видео аппаратура.

 

Ход урока.

 

1.      Орг. момент. Тема, цели, эпиграф урока. 1 минута.

«Создав новое  оружие, мы  бесповоротно изменили мир. Теперь человечество стоит у края ядерной пропасти»  А. Эйнштейн.

 

2.      Актуализация темы. 5 минут.

Приемы работы:  Беседа. Демонстрация фрагментов  видео фильма: «Проект Манхеттен»

Как вы уже поняли, речь сегодня пойдет о самом страшном изобретении человечества  - ядерном оружии. Вспомните, что такое Проект «Манхеттен»?  Чем закончилась его реализация на практике? Давайте посмотрим кадры видео фильма, иллюстрирующие первый в истории человечества ядерный взрыв. Это произошло на  военном полигоне Невада США в 1945году. Запустите видеоматериалы на мониторах вашего компьютера. А это событие произошло спустя 4 года, в 1949г. Это тоже взрыв ядерной бомбы, но уже советской.  Цель нашего сегодняшнего занятия – познакомиться с историей создания ядерного оружия в США и СССР, на основании материалов  источников, понять, почему великий физик А.Эйнштейн считал, что его создание привело человечество на край пропасти.

Давайте вспомним, когда впервые пошла речь о существовании такого оружия?

Только что закончилась самая разрушительная в истории человечества война, лидеры антифашисткой коалиции, стараясь защитить мир от новой войны создают даже специальную организацию (какую?), так зачем же США новое оружие, чего они добивались занимаясь его созданием? 

 

3.      Анализ исторических источников. 5 минут.

Приемы работы: постановка проблемного задания, самостоятельная работа с источниками и энциклопедическим материалом индивидуально и в парах.

Давайте же познакомимся с историей его создания. Я приготовила группам  разные виды источников,  с которыми вы должны познакомиться,  и которые мы должны проанализировать. Давайте вспомним отцов ядерного оружия в СССР и США. Кто они? Чтобы узнать о них больше я предлагаю воспользоваться материалами электронных энциклопедий.  Время выполнения заданий – 5 минут.

 

 

4.      Интерпритация исторических источников.  – 15 минут.

Приемы работы: доклады детей, проблемная беседа по материалу источников.

Давайте вернемся к событиям лета 1945 года, тому самому разговору Трумена со Сталиным. Какие источники вам были предложены и что вы из них узнали?

Какова история создания этого оружия в США?   Что нового вы узнали об Оппенгеймере?

Почему Сталин не испугался?.  Может быть, СССР уже обладал таким оружием?  Какова роль И.Курчатова в его создании?   Какие выводы мы можем сделать на основе этих материалов?

 

5.      Обобщение по уроку. – 3 минуты.

 Так закончился первый этап ядерной эры и начался второй — гонка ядерных вооружений, взаимного нацеливания и распространения ядерного оружия. Человечеству понадобилось 25 лет, чтобы прийти к Договору о нераспространении ядерного оружия, попытаться загнать ядерного джинна обратно в бутылку.

Писатель-фантаст Станислав Лем еще в 1983 году писал: «Вскоре после атомного уничтожения Хиросимы и Нагасаки американские ученые основали ежемесячник «Бюллетень ученых-атомщиков» и на его обложке поместили изображение часов, стрелки которых показывали без десяти двенадцать. Шесть лет спустя после первых успешных испытаний водородной бомбы они перевели стрелку на пять минут вперед, а когда и Советский Союз стал обладателем термоядерного оружия, минутная стрелка приблизилась к двенадцати еще на три минуты. Ее следующее передвижение должно было означать гибель цивилизации в соответствии с провозглашенной «Бюллетенем» доктриной: «Один мир или никакого мира». Предполагалось, что, только объединившись, мир уцелеет, в противном случае — неизбежно погибнет. Ни один из ученых, прозванных «отцами бомбы», не предполагал, что, несмотря на нарастание ядерных арсеналов по обе стороны океана, на размещение все больших зарядов плутония и трития во все более точных баллистических ракетах, мир, хотя и нарушаемый «обычными» региональными конфликтами, просуществует до конца столетия».  Интересно проследить далее ход стрелки на этих часах. В 1963 году эта стрелка на обложке журнала указывала без 25 минут полночь. После окончания Холодной войны в 1996 году — полдвенадцатого. В 2000-м году стрелка пошла вспять окончательно и показывала 23:00.  Еще до 2000 года ядерщики считали, что ситуация с угрозой ядерной войны ухудшается. Однако в 2005-м все же здравый смысл победил, и они остановили стрелку своих ядерных часов на семнадцати минутах до ядерной полуночи. Видимо, ядерщики большие оптимисты, чем простые граждане.

Какие выводы можно сделать на основу анализа ядерных запасов бывших соперников? Почему это настораживает?  Какие еще события в современном мире заставляют всерьез задуматься о проблеме ядерного оружия?

О чем заставило задуматься вас сегодняшнее наше занятие?

 

6. Итоги. Оценки. Задания для самостоятельной работы.

 

 

 

Материалы для учащихся

 

Из истории создания ядерного оружия в США

 

Впервые в мире — в 1938 г. в Англии — была оказана правительственная поддержка и установлен государственный контроль над ядерными исследованиями с целью их применения в военной области, для создания сверхоружия — ядерной бомбы. Для этого был организован специальный комитет при министерстве авиации, вскоре был создан секретный Комитет, который занимался созданием первой британской атомной бомбы. Уже был одобрен даже проект завода по обогащению урана. Все шло к тому, что Британия получит ее первой.

 

 Но история распорядилась по-другому. В 1941 году на заседании секретного Комитета присутствовал также и американец — некий Бейнбридж, который быстро понял, что к чему. В результате на заседании Комитета было принято решение о всемерном расширении сотрудничества с США. С этого момента на ядерной программе Британии можно было ставить крест, хотя сами британцы еще не догадывались об этом и даже создали государственную ядерную программу «Тьюб Эллойс». Копия материалов Британского Комитета неофициально легла на стол Ванневару Бушу, возглавлявшему тогда Управление научных исследований и разработок США.

С осени 1941 г. вступил в действие ряд соглашений между Британией и США об обмене информацией в сфере ядерных исследований. Закончилось все тем, что британский проект производства урана промышленным способом очень быстро был передан американцам.

В 1943 г. Рузвельт и Черчилль подписали Квебекское соглашение, которое поставило точку над британским ядерным проектом. К этому времени США уже «откачали» из Британии все, что можно было, и британцы им больше не были нужны. Они даже не были уведомлены о пуске первого ядерного реактора в Чикаго 2 декабря 1942 г., как и о начале строительства заводов в Ок-Ридже и Ханфорде.

 

Между тем, немецкие ученые-эмигранты, которые обосновались в США, обеспокоенные гитлеровским режимом и его подготовкой к войне, в страхе, что Гитлер может первым создать атомную бомбу, обратились к президенту Рузвельту с письмом и приложением к нему о возможной разработке принципиально нового сверхоружия. Письмо подписал и А. Эйнштейн, хотя он всю жизнь был пацифистом. В ответ был создан так называемый Урановый комитет, но дело не двигалось. Тогда физики обратились к Рузвельту повторно — это был уже 1940 год, уже полным ходом шла оккупация Гитлером Европы. Но только 6 декабря 1941 г., уже после нападения Германии на СССР, Белый дом принял атомную программу к реализации. На следующий день Япония напала на Пирл-Харбор. 13 августа 1942 года администрация США утвердила «Манхэттенский проект», его руководителем стал полковник Лесли Гровс, произведенный в генералы пять дней спустя после назначения.

 

 

Спустя три года после колоссального напряжения, строительства заводов, устройства первого полигона были созданы два первых образца бомбы — урановой и плутониевой. 25 марта 1945 года те же ученые Эйнштейн и Сциллард обращаются с запиской к Рузвельту, чтобы предотвратить применение атомной бомбы. Ответ они получить не успевают.

 

12 апреля 1945 г. президент Рузвельт умер, так и не дав никаких распоряжений насчет уже практически готовой атомной бомбы-образца. Новый президент США Трумэн даже не подозревал о существовании «Манхэттенского проекта» и был весьма удивлен, когда ему доложили об атомной бомбе.

 

16 июля в 5 часов 30 минут утра 1945 г. на полигоне «Тринити» первое ядерное испытание было успешно проведено.

 

31 мая 1945 г. специальная Комиссия США на своем заседании рекомендовала Трумэну применить новое оружие против Японии, выбрав объект, который находился бы в районе многочисленных и легко поддающихся разрушению построек (!).  Такими объектами стали японские города Хиросима и Нагасаки.  Первая ядерная бомбардировка потрясла мир.

С лета 1945 г. военно-политическое руководство США начало разрабатывать план ядерного нападения на СССР, определять цели. Первый проект (доклад №329) назывался «Стратегическая уязвимость России для ограниченной воздушной атаки» и был датирован ноябрем 1945 г. В 1948-1949 гг. был подготовлен детальный план бомбардировки СССР. Предполагалось снести с лица земли 70 городов и индустриальных центров, около двух тысяч объектов. Было подсчитано, что за месяц 2,7 миллиона людей будут убиты и еще 4 миллиона ранены.

Но советские ядерные испытания заставили американцев  пойти в другом направлении.Последовали разоблачения в среде американских ядерщиков,  арест Фукса и объявление Трумэном о создании водородной бомбы.

Из истории создания ядерного оружия в СССР

 

 

В России по сути до 30-х годов не существовало ядерной школы, были отдельные попытки отдельных физиков заняться проблемами ядра. Кроме того, во второй половине 30-х годов начались политические репрессии. Были арестованы и усланы в лагеря видные физики-теоретики Ю.А.Крутков, П.И.Лукирский, по обвинению в шпионаже в пользу Германии был арестован известный физик Л.Д.Ландау и другие.

 

Все это тормозило развитие научной мысли в ядерной сфере. Но с 1933 года в СССР начали регулярно проводиться Всесоюзные конференции по физике атомного ядра. Шли интенсивные наработки в этой сфере. Важно также отметить, что в 1939 году (Ю.Б.Харитон и Я.Б. Зельдович опубликовали две статьи о цепном распаде урана под воздействием медленных нейтронов.

В июле 1940 г. в СССР вопрос о развертывании работ по ядерной тематике был вынесен на обсуждение АН СССР, была сформирована комиссия по урановой проблеме. Принимается также решение о начале урановой геологоразведки в Средней Азии. Но все это — подчеркиваю — на уровне Академии наук.

Но с началом войны с Гитлером — с 22 июня 1941 г. — все ядерные исследования были прекращены, все усилия ученых были направлены на развитие обычных вооружений, на потребности фронта.

В 1939 году глава самого страшного в СССР ведомства — НКВД (будущее КГБ) — Л.Берия отозвал из-за границы часть квалифицированных разведчиков и резидентов. НКВД в спешном порядке подготовило и отправило, в том числе и в Лондон, новых разведчиков. Одним из выдающихся «атомных» советских шпионов был Владимир Барковский.  Ему предстояло разузнать и передать Сталину английские секреты атомной бомбы.

В Англии на советскую разведку с 1941 г. работал и известный немецкий физик Клаус Фукс, который позже уехал в США и там продолжал свою  разведовательную деятельность в рамках ядерного проекта. Он, как и Джон Кэрнкросс, сотрудник военного ведомства США, Бруно Понтекорво, эмигрант из Италии, сотрудник знаменитого Энрике Ферми, сотрудничал с советскими спецслужбами.  Зачастую ученые передавали данные советской разведке по собственной инициативе. Как утверждает Барковский, все его агенты работали не за деньги, а за идею.

Но до 1943 г. все их бесценные материалы оседали в кабинетах Кремля и Лубянки (НКВД). Ни один ученый допущен к ним не был. Здесь накопилось около двух тысяч страниц сугубо научного материала, касающегося производства урановой атомной бомбы.

В 1942 г. советский физик-ядерщик Г.Н.Флеров, будучи на фронте, написал письмо Сталину о необходимости разработки ядерной бомбы, популярно объяснив, в чем ее суть и сила. Флеров накануне войны независимо от западных ученых открыл феномен спонтанного деления ядра урана-235. И он знал, о чем пишет. С большим опозданием, но письмо все же дошло до Сталина вместе с докладом Берии о разработках бомбы в Англии и США.

Только 11 февраля 1943 г. Сталин наконец подписал документ о создании советской ядерной бомбы. Была создана так называемая секретная «Лаборатория №2», которую возглавил молодой физик-ядерщик И.В.Курчатов. Ему первому были показаны все секретные документы советской разведки.  К работе по изучению добытой научной информации подключились еще несколько физиков — среди них Иоффе и Харитон.

В конце 1944 г. был получен чистый слиток урана массой в один килограмм. В 1945 г. куратором атомного проекта вместо В.М. Молотова был назначен глава НКВД Л.Берия. На урановых рудниках, в полной секретности, использовался труд миллионов советских заключенных, которые и сами не знали, что они делают.

Руководство СССР спешило с созданием своей атомной бомбы, особенно после первого испытания в США. Речь уже шла не столько о возможном создании немецкой атомной бомбы, сколько о ядерных амбициях США. В Москве не сомневались, что США захотят уничтожить Советский Союз с помощью нового оружия. После Хиросимы и Нагасаки это стало еще очевиднее. И Сталин поставил перед учеными страны жесткую задачу — создать атомную бомбу к 1948 г.

Опасаясь ядерной атаки со стороны США, советское руководство начало блефовать. В 1947 г. министр иностранных дел Молотов заявил, что «в СССР раскрыт секрет ядерной бомбы» и что СССР обладает ядерной бомбой. Хотя до ее первого испытания было еще два года.

Первое испытание советской ядерной бомбы состоялось на Семипалатинском полигоне в Казахстане 29 августа 1949 г. CССР не объявлял официально об испытании бомбы, потому что Сталин боялся, что США может нанести превентивный удар по советским атомным объектам.

 

 

 

 

 

Кроссворд ля учащихся

9.

 

 

 

10.

 

 

 

2.

 

4.

 

 

 

 

3.

 

5.

 

7.

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Знаменитый физик, обратившийся к президенту США Рузвельту с предложением свернуть ядерные разработки.
  2. Город в Японии, подвергшийся в 1945 году ядерному удару.
  3. Радиоактивный химический элемент.
  4. Советский физик, создатель ядерного оружия.
  5. Военный полигон США, на котором произведено первое испытание ядерной бомбы.
  6. Столица европейского государства, одним из первых занимавшихся созданием ядерного оружия.
  7. Специализация военной деятельности, благодаря которой СССР сумел получить ядерные секреты США.
  8. Руководитель ядерной программы СССР
  9. Город в СССР, неподалеку от которого  произошло испытание советской ядерной бомбы в 1949г.
  10. Советский физик, один из создателей ядерного  оружия.

 

 

Материалы журнала «Ядерное распространение» ЮНЕСКО №3, 2005г.

Данные о ядерном потенциале России и США

Основные показатели

Россия

США

1. Количество единиц стратегических боезарядов, поставленных на вооружение

5858

7013

2. Количество единиц  стратегических боезарядов, находящихся на объектах хранения

9421

около 5000

3. Запасы плутония

150 тонн

99,5 тонн

4. Запасы высокообогащенного урана

более 1500 тонн

994 тонны

 

Согласно оценкам ученых  общих запасов плутония России и США  хватит на создание 40 000 боевых зарядов, а запасов высоко обогащенного урана – как минимум на 100 000 боевых зарядов.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Материалы занятия элективного курса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материалы занятия по теме "Проект Манхетен: из истории ядерного противостояния США и СССР"  элективного курса  "Проблемные вопросы истории России" предназначены для учащихся 11 класса. Занятие в рамках элективного курса позволяет акцентироваиь внимание учащихся на проблемных аспектах истории СССР в послевоенный период, выйтиза рамки учебной програмы, получить более полную, объективную картину взвимоотношений между сверхдержавами, их соперничестве по воросу создания ядерного оружия. Материлы содержат разработку занятия, материалы для учащихся, кроссоврд по теме. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 711 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 353
    • DOCX 76.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Суворова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Суворова Ирина Николаевна
    Суворова Ирина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14882
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»