Главная / Директору-завучу / Материалы семинара-практикума "Пассивные, активные и интерактивные стратегии обучения"

Материалы семинара-практикума "Пассивные, активные и интерактивные стратегии обучения"

Тема: Пассивные, активные и интерактивные стратегии обучения


Цель: способствовать осознанному выбору учителем пассивных, активных и интерактивных форм и методов обучения на учебных и факультативных занятиях, формировать культуру качественного применения активных методов обучения

Ход занятия



  1. Методическая разминка. “В школе животных”


  1. Актуализация знаний педагогов по проблеме семинара. Работа в группах «Пассивные, активные и интерактивные методы обучения»

  2. Практическое освоение материал. Интерактивная игра

  3. Рефлексия занятия. Интерактивная игра «Автобусная остановка»

Методическая разминка. “В школе животных”

Цель - сфокусировать внимание участников мероприятия на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.


Ведущий рассказывает притчу:

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.


Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.

1.Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

2.Как учить разных учеников?

3.Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

Разнообразие

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.

1) Глоссарий

Метод обучения – метод (греч. - “путь”):
1) это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей;
2) это совокупность приемов и подходов, отражающих форму
взаимодействия учащихся и учителя в процессе

Повышение качества образовательного процесса было и остается одной из важнейших задач

Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что несмотря на наличие огромного количества исследований в области новых образовательных технологий, в педагогической практике продолжают доминировать пассивные методы. Можно назвать следующие причины:

  • более длительная традиция использования пассивных методов

  • недоверие к относительно инновационным методам,

  • отсутствие собственного опыта интерактивного обучения  у педагогов,

  • недостаточная методическая подготовленность педагогов.

Очевидно и то, что  в последние годы возрастает раздражение практических педагогов по поводу новых моделей образования, и это во многом оправдано отсутствием  конкретных методических материалов, без которых невозможно воплотить новые педагогические идеи в практику, сколь бы убедительно не звучали лекции и исследования ученых.  Даже самые творческие учителя испытывают потребность в практическом освоении новых технологических решений, которые позволяют обеспечить качественное образование, соответствующее современным требованиям.

Вместе с тем, психологи отмечают, что и интерактивные методы обучения не являются единственно верными. Интерактивное обучение может не соответствовать индивидуальным психологическим особенностям личности обучаемых, особенно обладающих крайне выраженными характеристиками интроверсии, либо имеющим существенные изменения ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте объяснительно-иллюстративные, традиционные методы обучения являются более универсальными.

Различия между пассивными, активными и интерактивными методами. Многие хотели бы определить для себя разницу между пассивными, активными и интерактивными методами.

Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса.

Поэтому предлагаем вам немного поработать

Работа в группах

Цель: актуализировать знания педагогов о пассивных, активных и интерактивных методах обучения

Одной из самых популярных интерактивных форм работы у многих педагогов считается групповая работа. Как вы думаете, почему?

Сейчас мы предлагаем вам одну из форм деления на группы. Вы выбираете карточку с рисунком, по рисунку определите к какой стратегии (пассивных, активных или интерактивных методов) относится данный рисунок. Выбираете эту стратегию, которую, по вашему мнению, раскрывает рисунок. (пересаживаетесь в эту группу). Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор, и результаты работы группы оформите на листе, заполняя таблицу:

Стратегии обучения


________________________________________методы


Роль учителя

Роль ученика

Способ взаимодействия

Источник информации





hello_html_m56066c7d.png


hello_html_43ee1229.pngС hello_html_1e7b8157.pngлова для справок: Субъект процесса, пассивный объект, участник процесса, ведет исследование, центральная фигура, эксперт, консультант, определяет направление работы, источник информации,
линейное взаимодействие, круговое взаимодействие, совместное обсуждение;
книги, словари, сборники, ИКТ;
одностороннее взаимодействие, предлагает идеи, обучение через
проживание опыта, создаёт условия для инициативы учащихся;
нет инициативы, нет творчества; задаёт вопросы …..

А сейчас мы просим каждую группу представить свои результаты работы.

Предложите свои варианты использования данного приема на уроках математики, физики, ин. языка и т.д.

Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:

одностороннее, линейное взаимодействие;

учитель - центральная фигура, он источник информации;

он распределяет время, работу;

много контролирует;

ученик - пассивный объект воздействия;

класс - масса;

нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;

нет инициативы учащихся, самостоятельности.

Активные стратегии или методы кругового воздействия.

Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой:

учитель источник информации, эксперт;

ученик уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;

темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;

нет жесткой структуры занятия, т.к. учитель готов действовать по ситуации.

Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия.

Роль преподавателя резко изменяется:

он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;

его роль- определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;

он консультант, помощник при серьезных затруднениях;

учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;

источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.

процесс обучения во многом идет через проживание опыта.



3. Интерактивная игра( обучение через опыт)

Цель - практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия.

Выступление творческих групп с презентациями по темам:

“ПОПС-формула”; «Кейс-метод»; «Использование вопросов. Сократический диалог»

Презентация материалов по теме «Использование вопросов. Сократический диалог»


Цель - дать участникам семинара достаточно информации, для того чтобы на ее основе выполнять практические задачи.

Вопросы педагога к учащимся и учащихся к педагогу, а также учащихся друг другу являются самым распространенным интерактивным методом преподавания. Часто педагог с помощью вопросов может заставить учащихся сказать и сделать то, что традиционно сделал бы сам педагог.

Педагог старается при помощи вопросов решить различные задачи, например:

  • вызвать интерес у учащихся, привлечь или переключить внимание;

  • стимулировать активность учащихся;

  • более глубоко осветить тему занятия;

  • оценить уровень знаний и понимания материала учащимися;

  • обобщить пройденный материал и подвести итоги.

Специалисты, дают следующие рекомендации при использовании этого метода:

  1. Составляйте для каждого занятия комплекс вопросов в соответствии с планом занятия.

  2. Продумывайте последовательность вопросов от простых к сложным. Возраст и подготовленность учащихся, конечно же, будут влиять на то, какие вопросы мы отнесем к простым, а какие - к сложным.

Например, при опросе (или начальной проверке уровня знания и понимания] учащихся:

  • можно начать со знания фактов учащимися и определения общего уровня их знаний

( Что вам приходит на« ум (какие ассоциации возникают у вас), когда вы слышите слова «…»
? Что вам больше всего запомнилось из этого параграфа?)

  • продолжить вопросами, связанными с обобщением, классификацией, упорядочиванием фактов

  • остановиться на «концептуальных» вопросах, то есть на вопросах, связанных с понятиями и концепциями

  • продумывать последовательность вопросов поможет также таксономия Блума (пример использования таксономии Блума при построении цепочки вопросов);

  • завершить вопросами об оценке тех или иных групп фактов и явлений

(Какой вывод мы сможем сделать, узнав об этих фактах? Как одним предложением мы можем описать …?);

при этом следует акцентировать внимание на обосновании учащимися своих выводов (Почему вы так решили? Что дает вам основание так говорить? Приведите три аргумента, утверждающих ваш вывод?)

  1. Избегайте «закрытых» вопросов, которые требуют ответа «да» или «нет»
    Вам понравился этот рассказ? Лучше задать «открытый» вопрос, требующий размышления: Что вам (не) понравилось в этом рассказе? Иногда бывает удачно разбить вопросы на две части — закрытую и открытую: Ты считаешь, что эту проблему нужно решить вот так? (Это закрытая часть вопроса.) Почему ты так считаешь? Что даст такое решение проблемы? (Открытая часть вопроса.)

  2. Когда Вы задали вопрос, необходимо сделать паузу как минимум 3-5 секунд, чтобы учащийся имел возможность подумать и приготовиться к ответ;
    Исследования показывают, что чем больше пауза между вопросом и ответом, тем обстоятельнее отвечают учащиеся. Некоторые специалисты рекомендуют ждать 1—2 минуты. Если ответа не последовало, педагог должен повторить или пере­фразировать вопрос

5. В ходе проведения занятия задавайте следующие вопросы:

  • проясняющие (Что ты имеешь в виду, говоря, что …?
    Что тебе дало основание говорить, что …?);

  • направляющие внимание учеников на факты

  • проверяющие полноту охвата темы (Не упустили ли мы что-нибудь?);

  • влияющие на ход обсуждения (Вернемся к началу нашего обсуждения. С чего мы начали нашу дискуссию?)

  1. Стимулируйте активность учащихся. Вместо того чтобы говорить самому или сформулировать вывод, подумайте, какой вопрос можно задать учащимся, чтобы они самостоятельно сделали это. Даже если Вы не получите ожидаемого ответа, Ваш вопрос простимулирует мышление и внимание учащихся. Можно применять прием «мячик»: задавая вопрос, кидайте мячик тому, от кого желаете услышать ответ. После ответа учащийся возвращает мячик вам.

  2. Поощряйте учащихся самих задавать вопросы Вам и своим товарищам.
    Это также можно сделать при помощи вопросов: Есть ли у Вас какие-нибудь вопросы ко мне (к вашему товарищу)? Что вам было неясно? Какой вопрос мог бы задать человек, желающий решить эту проблему? Если Вы не знаете ответа на вопрос учащихся, прямо об этом скажите, поскольку право - это не Ваша специальность. Вы можете дать задание учащимся самим найти ответ на вопрос, а также сказать, что Вы посоветуетесь со специалистом.

  3. При работе в группах можно подготовить «журналиста» - человека, который будет задавать проясняющие вопросы своим товарищам. Помимо вопросов, которые приводились выше, это могут быть и такие: Все ли задания мы выполнили? Все ли практические советы мы использовали? Являются ли эти аргументы достаточно убедительными? Какие вопросы могла бы задать другая сторона?

  4. Помните, что особую роль в интерактивных методах играют вопросы, ответы на которые подводят итог занятию, что является обязательным элементом любого занятия (вопросы при подведении итогов).

Сократический диалог

Одна из разновидностей метода вопросов получила название «Сократический диалог» (или «Сократический семинар», «метод Сократа») по имени философа Сократа, задающего «особые» вопросы в диалогах Платона. Этот метод особенно популярен в юридических вузах США при изучении судебных дел и казусов. Он также хорошо подходит для исследования текстов, проблем, обсуждения дискуссионных вопросов, раскрытия и углубления позиции учащихся, развития навыков/умения аргументации. Сократический диалог развивает самостоятельное и вдумчивое («критическое») мышление, способствует самопознанию, выявляет и проясняет ценностные ориентиры.

Суть этого метода заключается в том, что педагог, используя только один инструмент — тщательно подготовленные вопросы (на которые он сам не может отвечать), позволяет учащимся самим начать обсуждение, развить свою аргументацию, при необходимости сменить свою точку зрения, сделать выводы. Общие рекомендации по использованию метода вопросов подходят и при проведении «Сократического диалога». Кроме того, можно дать некоторые дополнительные рекомендации.

  1. В начале обсуждения педагог задает вопрос, открывающий изучаемую тему (например: Какое дело мы должны сегодня разобрать?). Собственно, и сама тема может быть сформулирована в виде вопроса (например: Как вы считаете, следует ли отменить смертную казнь в России?).

  2. Особое значение в этом методе имеют «особые сократовские» вопросы, которые направлены на прояснение и углубление позиции собеседника:

  • прямые уточняющие, проясняющие вопросы: Что ты имел в виду? Как ты можешь по-другому сформулировать свою позицию?

  • вопросы, требующие аргументации: Что дало тебе основание сделать такой вывод? Какие аргументы ты можешь привести в подтверждение своей позиции?

  • вопросы с использованием аналогий

  • вопросы, помогающие встать на другую точку зрения

  • вопросы с использованием псевдовыводов или крайних позиций

  • провокационные вопросы

Все эти вопросы являются, как правило, открытыми. За закрытыми вопросами следует вопрос: Почему ты так считаешь?

  1. Поощряйте вопросы самих учащихся друг другу. Иногда стоит подготовить некоторых учащихся к ведению сократического диалога.

  2. Запрещаются вопросы, прямо наводящие на «правильный» ответ или всячески подталкивающие к нужной педагогу точке зрения. Задача - раскрыть позицию самого учащегося, развить его навыки аргументации, позволить ему самому прийти к обобщениям и выводам.

Интерактивная игра по использованию сократических вопросов

( обучение через опыт)

Цель - практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия.

Используя данные рекомендации, составьте вопросы по теме нашего семинара

  • Ты считаешь, что эту проблему нужно решить вот так на семинаре? (Это закрытая часть вопроса.) Почему ты так считаешь? Что даст такое решение проблемы? (Открытая часть вопроса.)

  • Как вы считаете, следует ли…..

  • Что вам приходит на« ум (какие ассоциации возникают у вас), когда вы слышите слова «…»

  • Что ты имеешь в виду, говоря, что…….

  • Что тебе дало основание говорить, что …? Что дало тебе основание сделать такой вывод? Какие аргументы ты можешь привести в подтверждение своей позиции?


  • Презентация материалов по теме “ПОПС-формула”

Цель - дать участникам семинара достаточно информации, для того чтобы на ее основе выполнять практические задачи.

ПОПС-формула представляет собой российский вариант юридической технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Ученик высказывает:

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на уроке с речью: «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…»);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»).

Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

ПОПС - формулу полезно использовать при обсуждении сложных (дискусси­онных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять опреде­ленную позицию (например, метод «Займи позицию»), а также при проведении других уроков, связанных с общественными проблемами. Этот метод знакомит учащихся с простой формой работы на уроке, когда необходимо выработать аргу­менты или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулиро­вать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко изла­гать свою мысль и не отклоняться от темы.

Рекомендации для учителя по применению ПОПС-метода

  1. Дайте ученикам задание прочитать правила использования ПОПС - формулы .

  2. Объясните этапы и ответьте на возможные вопросы учащихся. Приведите пример каждого из этапов.

  3. Предложите добровольцам попробовать применить эти этапы к любой теме по их выбору.

  4. Проверьте понимание. Формулу можно изменять, например предлагая учащимся приводить несколько мнений или примеров.

  5. Когда формула будет понятна всем учащимся, приступайте к упражнению, для которого Вы хотите использовать этот метод («займи позицию», обществен­ные слушания и т. п.).


Интерактивная игра ( обучение через опыт)

Цель - практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия.

Используя ПОПС-формулу, выскажите свою точку зрения по проблеме использования пассивных, активны и интерактивных методов обучения.

Итак, продолжите фразу: Я считаю, что в образовательном процессе целесообразнее использовать……….. .Обоснуйте свою точку зрения, используя ПОПС-формулу.

А сейчас мы просим каждую группу представить свои результаты работы.

Предложите свои варианты использования данного приема на уроках. ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.



Кейс- метод










Как и на любом уроке – педагог должен подвести ребят к итогу. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Автобусная остановка». Задача каждой группы на «остановке» в течение 3-х минут наработать «+» и «-» каждого метода обучения. Поэтому остановки называются «Пассивные методы», «Активные методы», «Интерактивные методы». Группы будут перемещаться от остановки к остановке по звуковому сигналу. Если мнение предыдущей группы и ваше мнение совпадают, необходимо отметить эту характеристику звездочкой (*) и что-то добавить свое. Задание понятно? Тогда, начинаем.


Давайте посмотрим, что получилось на каждой остановке. Для этого каждая группа представляет плюсы и минусы одного из методов. Какие выводы можно сделать об использовании на уроке этих методов обучения?

Вывод: «+» и «-» есть у любого метода;

выбор метода диктуется условиями и обстоятельствами (тема, время и т.д.);

психологический аспект (это может быть ситуацией успеха для слабого ученика, для аутсайдера и …)

Как упражнение «Автобусная остановка» можно использовать на уроке?


Право выбора в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.

Дерзайте, творите! Успехов вам!



Материалы семинара-практикума "Пассивные, активные и интерактивные стратегии обучения"
  • Директору-завучу
Описание:

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.

     Даже самые творческие учителя  испытывают потребность в практическом освоении новых технологических решений, которые позволяют обеспечить качественное образование, соответствующее современным требованиям.

         Данный методический материал поможет не только  воплотить новые педагогические идеи в практику, но и будет  способствовать осознанному выбору учителем пассивных, активных и интерактивных форм и методов обучения на учебных и факультативных занятиях,

Автор Валюк Марина Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1036
Номер материала 23989
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы