Главная / Другое / Материалы коучинга "Проектно - исследовательская деятельность учащихся"

Материалы коучинга "Проектно - исследовательская деятельность учащихся"

Название документа План кочинг - сессии.docx

Коучинг «Проектно – исследовательская деятельность учащихся»


Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  


Бернард Шоу


Тема занятия

«Проектно – исследовательская деятельность учащихся»


Цель

Научиться определять пути решения при организации проектно – исследовательской деятельности учащихся

Результаты обучения

  1. Создание мотивации к изучению темы.

  2. Ознакомление с этапами работы над исследовательским проектом учащихся.

  3. Определение путей решения при организации проектно – исследовательской деятельности учащихся

Ключевые идеи

Основные направления развития проектно – исследовательской деятельности учащихся .

Форма

Групповая работа, кумулятивная беседа

Ресурсы

Компьютер, графпроектор, видеопроектор, постеры, маркеры,


Этап

Деятельность коуча

Деятельность учителя


  1. Эмоциональный настрой

Видеоролик «Ребенок – исследователь»

Настраивает участников на плодотворную работу, помогает повысить концентрацию внимания.

Дает направление на актуализацию тематики коучинга.

Просматривают видеоролик и формулируют тему коучинг - сессии

  1. Деление на группы

«Молекулы»

Делит на группы «Молекулы».

Упражнение проводится по хлопкам ведущего. Участники собираются в группы в соответствии с количеством хлопков ведущего.

Делятся на группы по хлопкам ведущего.

  1. Слово ведущего.

Слайд №1-3

Формулирует цели и задачи проектно – исследовательской деятельности

Внимательно слушают, делают соответствующие выводы


  1. Работа в группах

Метод «Кластер»

Предлагает изучить ресурсный материал и составить кластер «Проектно – исследовательская деятельность учащихся»

Изучают ресурсный материал и составляют кластер «Проектно – исследовательская деятельность учащихся»

  1. Слайды

Слайд № 4 - 13


-Виды проектов

- Участники проектов

-Этапы работы над проектом

Внимательно слушают, делают соответствующие выводы


  1. Психологический настрой

Показывает видеоролик

« Психологический настрой»

Просматривают видеоролик

« Психологический настрой». Настраиваются на работу в группах

  1. Работа в группах


Предлагает создать проект, выдвинуть гипотезы, сформулировать цели и задачи проекта. Указать значимость проекта

Создают проект, выдвигают гипотезы, формулируют цели и задачи проекта. Указывают на значимость проекта

  1. Защита своих проектов в группах

Слушает представителя от каждой группы

Защищают свои проекты

  1. Рефлексия


Предлагает закончить предложение «Я понял(а), что проектно – исследовательская деятельность– это . . .»

Заполняют карточки обратной связи






Название документа Проектно-иссл.деят..pptx

ПРОЕКТНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО образовательная технология, пре...
Задачи проектно – исследовательской деятельности. Создать условия для   орга...
игровой творческий практико-ориентированный
главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием соврем...
проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализац...
ПО СОДЕРЖАНИЮ:
ПРОЕКТ:
ПО ОБЪЁМУ:
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ Проблема проекта Почему? АктуальностьПробл...
Работа в группах 1. Предложите темы проектов с различными доминирующими метод...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ПРОЕКТНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Описание слайда:

ПРОЕКТНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

№ слайда 2 ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО образовательная технология, предпо
Описание слайда:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста,  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)

№ слайда 3 Задачи проектно – исследовательской деятельности. Создать условия для   организ
Описание слайда:

Задачи проектно – исследовательской деятельности. Создать условия для   организации    деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; Создать условия для    подготовки  к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля. Создать условия  для формирования  у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. 

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 игровой творческий практико-ориентированный
Описание слайда:

игровой творческий практико-ориентированный

№ слайда 6 главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современн
Описание слайда:

главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера

№ слайда 7 проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации
Описание слайда:

проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации участников проектной группы проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации участников проектной группы

№ слайда 8 ПО СОДЕРЖАНИЮ:
Описание слайда:

ПО СОДЕРЖАНИЮ:

№ слайда 9 ПРОЕКТ:
Описание слайда:

ПРОЕКТ:

№ слайда 10 ПО ОБЪЁМУ:
Описание слайда:

ПО ОБЪЁМУ:

№ слайда 11 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Описание слайда:

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13  ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ Проблема проекта Почему? АктуальностьПроблемы
Описание слайда:

 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ Проблема проекта Почему? АктуальностьПроблемы Цель проекта Зачем? Целеполагание Задачи проекта Что? Постановка задач Методы и способы Как? Планирование Создание продукта Как лучше? Поиск информации,создание продукта Результат Что получится? Ожидаемый результат (Продукт,Презентация)

№ слайда 14 Работа в группах 1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами
Описание слайда:

Работа в группах 1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами. 2. Выберите один из предложенных проектов и обоснуйте его актуальность. Укажите, на какую группу рассчитано данное проектное задание. 3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта. 4. Для учебного проекта укажите учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта. 5. Продумайте теоретическую и практическую значимость проекта 6. Выберите методы решения проблемы 7. Что будет продуктом проектной деятельности? 8. Укажите этапы работы над проектом 9. Какова форма представления проекта? 10.Как будет оцениваться проект?

Название документа Ресурсы.docx

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся

1. Алгоритм проектирования

  • выбор темы проекта;

  • актуальность проекта, постановка цели, задач;

  • анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;

  • формирование гипотезы;

  • планирование и разработка исследовательских действий;

  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

  • подготовка и написание работы;

  • оценка проекта экспертами (практическая проверка);

  • последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.

  • выступление, защита проекта.

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;1/3 времени затрачивается на сбор материала и не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Рассмотрим основные шаги написания проекта.

2. Выбор темы проекта

В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования - наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.

Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать:

  • интеграцию наук и различных областей практической деятельности;

  • практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;

  • предметно-объектный принцип исследования;

  • практическую значимость результатов проекта.

3. Постановка цели и задач

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы:

  1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).

  2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).

  3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).

  4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

  5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).

  6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).

После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем. Сам объект и его содержание должны быть достаточно дёшевы.

4. Анализ литературы

Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.

Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.

5. Методика исследования

Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико.

Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

  • интервью,

  • опросы,

  • обработка статистических и опытных данных.

На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:

  • поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,

  • сбор информации,

  • решение промежуточных задач,

  • анализ собранной информации.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

  1. Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.

  2. Всякое исследование, по возможности документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.

  3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.

  4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

6. Сбор материала и принципы работы с ним

Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть.

Если материал или площадь исследуемого объекта велики, пользуются методом проб или выборки материала. Выбор проб должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинен математической закономерности.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники.

После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

Оформление результатов исследования

Отчет о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более, нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.

Рекомендуемый порядок изложения и предоставления материала:

  1. Название темы работы . Название должно точно отражать содержание работы.

  2. Введение. Введение обосновывает необходимость выполнения данной работы. В нем полезно кратко описать состояние проблемы, которую выбрали для изучения, и объяснить актуальность темы, убедительность цели и задач. Обзор литературных данных должен показать, что авторы исследования представляют себе состояние проблемы и видят пути решения поставленных перед ними задач. В обзоре литературы отмечают нерешенные в этой области проблемы, вводят в курс работы. Сведения из литературных источников излагают своими словами. Если какая-либо фраза приводится полностью, то цитату необходимо взять в кавычки. Материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия автора, год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки.

  3. Дата и место проведения, объект исследования. Здесь необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа, сроки проведения исследований.

  4. Методика работы. В главе «Методика работы» указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения; какие использовались способы обработки первичных данных. Важно детально описать методику проведения исследования или эксперимента. Это необходимо для того, чтобы другие исследователи, заинтересовавшиеся результатами работы, смогли, прочитав описание методики, повторить исследование и получить сходные результаты. По корректности представленных методов работы видно, насколько хорошо освоил её начинающий исследователь. Пишут обычно в прошедшем времени.

  5. Описание работы. Здесь приводятся изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений и их обсуждение. Результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Данные сводятся в таблицы, которые необходимо прокомментировать и проиллюстрировать понятными графиками и рисунками. Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь номер и четкие названия. Они могут быть размещены в приложении к работе. При анализе данных, включенных в таблицу, в тексте работы необходимо сделать ссылку на обсуждаемую таблицу (график и т.п.)

  6. Выводы.В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Не надо делать много выводов. Но они должны быть четкими и понятными. Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» предусмотреть главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.

  7. Использованная литература. В этой главе необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, использовавшиеся при выполнении работы, а также литературные источники, на которых ссылались при обсуждении и сравнении результатов.Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов и указывают: автора (ов), название, город, издательство, год издания, количество страниц (для монографии). Порядковые номера должны соответствовать ссылкам в тексте литературного обзора и обсуждения результатов исследования.

  8. Приложения. Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. При его обработке делается много схем, таблиц, графиков, рисунков и т.п. Обычно объем работы ограничен до 10 страниц, столько же отводится на приложения. Поэтому эти данные лучше вынести в приложения. Сюда же можно поместить схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. На полученный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

Общие требования к оформлению работы

Работа должна быть напечатана на компьютере. Титульный лист содержит следующие сведения: название темы работы, дата и место её проведения, фамилия и имя автора, Ф.И.О. руководителя. Для занимающихся в кружках и объединениях дополнительно указывается их название. Авторы должны строго соблюдать условия конкурса, которые предполагают объем текста, номер шрифта, интервал печатания, объем приложений.

Презентация работы

Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мульти медиапроектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов.

Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.

Хотелось бы надеяться, что сказанное поможет правильно организовать научно-исследовательскую деятельность школьников, улучшить как руководящую, так и исполнительскую культуру. Это, несомненно, повысит и общий уровень конкурсных работ.

Литература



Материалы коучинга "Проектно - исследовательская деятельность учащихся"
  • Другое
Описание:

                         Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  

Бернард Шоу

Тема: Проектно – исследовательская деятельность учащихся

Цель: Научиться определять пути решения при организации проектно – исследовательской деятельности учащихся

Результаты обучения:

1.      Создание мотивации к изучению темы.

  1. Ознакомление с  этапами работы над исследовательским проектом учащихся.
  2. Определение путей решения при  организации проектно – исследовательской деятельности учащихся

 

Ключевые идеи Основные направления  развития проектно – исследовательской деятельности учащихся.

Автор Скребец Светлана Николаевна
Дата добавления 15.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 892
Номер материала 58109
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓