Главная / Русский язык и литература / Материалы к уроку русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка"

Материалы к уроку русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка"

Материалы к уроку русского языка в 10 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Троп – оборот речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.

Это

  • Эпитет

  • Сравнение

  • Метафора

  • Олицетворение

  • Метонимия

  • Синекдоха

  • Перифраза

  • Гипербола

  • Литота

  • Аллегория

  • Ирония

Эпитет – образное определение:

Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С. Есенин)

«Словарь эпитетов русского литературного языка» - авторы К.С. Горбачевич, Е.П.Кабо:

Слово МУЗЫКА имеет 280 эпитетов: божественная, легкая, ликующая, зажигательная, задумчивая, задорная, грубая, гордая, возвышенная, беззаботная, грациозная, гармоничная…

Подберите эпитеты к словам ГЛАЗА (480 эпитетов), ЖИЗНЬ (334 эпитета), язык (324 эпитета).

Сравнение – художественный прием, основанный на уподоблении одного явления другому. В сравнительных оборотах используются сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО и др.

Способы выражения сравнения:

Способ

пример

  1. СПП с придаточным предложением сравнения

( союзы что, как, как будто, будто, точно, словно)

Он говорил с нами так спокойно, будто ничего не произошло.

  1. Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно,словно

Застыл, как изваяние.

  1. Существительное в Дат. падеже с предлогом подобно

Жужжало подобно пчеле.

  1. Существительное в Тв. падеже

Завертелся волчком.

  1. Наречие, соответствующее моделям по-…ому, по-…ему, по-…и.

Ходить по-утиному, сидеть по-турецки

  1. Фразеологические обороты

Бежать как на пожар.

  1. Сущ. в Им. падеже в роли сказуемого или приложения

Глаза как блюдца.



Определите способ выражения сравнений в данных отрывках:

  1. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М. Лермонтов)

  2. Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. (А. Пушкин)

  3. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)

  4. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С. Есенин)

  5. Внизу, как зеркало стальное, сияют озера струи. (Ф. Тютчев)

  6. Лед неокрепший на речке студеной слово как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)

  7. Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. (Н. Некрасов)

  8. Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач, ее глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач. (Н. Заболоцкий)

Отрицательные сравнения (стилистический прием): (используется в УНТ)

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит;

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист, дрожит.

Не осенний мелкий дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

Слезы горькие льет молодец

На свой бархатный кафтан.

Метафора - образное использование переносного значения слова на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов: подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод, улыбка природы и т. д.

  • Пустых небес прозрачное стекло;

  • Багровый костер заката;

  • Лунный серп;

  • Густеет облаков волнистое руно. (И. Бунин)

Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом или отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

Олицетворение – разновидность метафоры, перенос свойств живого существа на неживое, на явления природы, предметы и понятия; наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Метафора – отдельное словосочетание, а олицетворение - это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении отдельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин)

Уж небо осенью … (А. Пушкин) Россия вспрянет ото сна… (А. Пушкин)

Метонимия – (с греч. Переименование) - перенос названия одного предмета на другой на основании смежности: с содержимого на содержание (Съешь еще тарелочку; весь город говорил об этом); с произведения на его творца (Пушкина читали все; Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита).

«Все мое», - сказало злато;

«Все мое», - сказал булат.

«Все куплю», - сказало злато;

«Все возьму», - сказал булат. (А. Пушкин)

Синекдоха – частный случай метонимии, перенос с части на целое: Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) И раб судьбу благословил. (А. Пушкин) Аргентина - Ямайка – 5-0.

Перифраз – от греч. окольный оборот – замена слова (названия или явления) описательным выражением. Северная Пальмира или Северная Венеция вместо Петербург, Мать городов русских вместо Киев, царь зверей вместо лев, черное золотое вместо нефть и т. д.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления:

Ниже тоненькой былиночки надо голу клонить. (Н.Некрасов)

Крошки во рту не было; осиная талия; мальчик с пальчик…

Аллегория – от греч. иносказание – передача одного явления через другое; часто используется в сказках, в баснях; лиса – аллегория хитрости, волк – жадности, медведь – неуклюжести, заяц – трудности… Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» Пушкина. «Премудрый пескарь» Салтыкова- Щедрина…

Ирония – от греч. «скрытая насмешка» – перенос значения по противоположности: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - (Лисица и осел. И. Крылов). Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)

ФИГУРЫ РЕЧИ

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т. п. в художественной речи. Типы антитезных конструкций: от простых (противопоставление пары антонимов) до сложных развернутых антитез. Средство – противительные союзы А, НО и интонация или только интонация. У Лермонтова:

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

Смерть и бессмертье,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто.

Из груди извлечет не речь, но стон;

И не привет, упрек услышит он.

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!

Градация – от латинского «постепенное повышение» - расположение ряда слов (обычно синонимов, языковых и контекстуальных) по степени нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)

Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.





На этом приеме построена сказка А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Оксюморон – от греческого «остроумно-глупое» - соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, а значит, часто находящихся в антонимических отношениях: честный вор, бесчувственная эмоциональность, сон наяву, больное счастье, долгий миг, звонкая тишина, горькая радость, горький мед… Оксюморон подчеркивает внутреннюю конфликтность, противоречивое психологическое состояние: чужбина-родина (М.Цветаева), смысл бессмысленных речей (Ю. Тынянов), радость-страдание (А. Блок), ласковый плач (В. Брюсов), друг без друзей (М. Цветаева), ледяной огонь вина (В. Брюсов).

Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)

О как мучительно тобою счастлив я! (А.Пушкин)

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья. (А.Пушкин)

В названии произведений как ведущее композиционное средство («Живой труп» Л.Н. Толстой)

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтак5сическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин)

Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И.Бунин)

Парцелляция – экспрессивный синтаксический прием литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.

И снова . Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П. Антокольский)

Анафора - от греч. «единоначатие» - повторение звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале стихов или строф. Самый распространенный вид единоначатия – лексическая анафора. (Стихотворение К. Симонова «Жди меня»)

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катиться река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце строк. Характерна для поэтической речи. (Стихотворение А. Вознесенского «Ну что тебе надо еще от меня?»)

Милый друг, и в тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Пороша. Мы встаем,

И тотчас на коня,

И рысью по полю

При первом свете дня. (пропущено: садимся, скачем. А.Пушкин)











Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства», 10 класс

Вариант 1. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:

  1. Притихшая, усталая,

Заголосила, старая.

Заголосила, вспомнила

Девичество бездомное. (Твардовский А.)

  1. И я пойду, пойду опять,

Пойду бродить в густых лесах,

Степной дорогою блуждать. (Полонский Я.)

  1. Смерть и бессмертие,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто. (Лермонтов М.)

  1. О как мучительно тобою счастлив я! (Пушкин А.)

  2. Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. (Тендряков В.)

  3. Меж тем вдали то грустный, то веселый

Раздался звук обычной баркаролы. (Лермонтов М.)

  1. Не дарите мне беду словно сдачу,

Словно сдачу, словно гривенник старый. (Галич А.)

  1. Агавы светлой он счастливо

Достиг зеленых берегов. (Лермонтов М.)

  1. Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая.

  1. Заунывный рев мотора.

Сумасшедший звон жары.

Задыхаясь – в гору, в гору,

И – зажмурившись - с горы. (Рождественский Р.)

  1. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную. (Прокофьев А.)

  1. Идея! – издали закричал Тулин. – Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть помилую! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот! (Гранин Д.)

  2. Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (Светлов М.)

  3. И казалось мне, что взор его вечен,

Неподвижен, словно солнце в зените… (Галич А.)

  1. Злой октябрь осыпает перстни

С коричневых рук берез. ( Есенин С.)





Вариант №2. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:

  1. Что-то неуловимое, восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (Солоухин В.)

  2. Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем. (Лермонтов М.)

  1. Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль. (Лермонтов М.)

  1. Зовет меня, зовет твой стон.

Зовет и гробу приближает. (Державин Г.)

  1. Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (Лермонтов М.)

  1. И сова перелетала по небу тихому от колокольни. (Жуковский В.)

  2. И казалось мне, что взор этот вечен,

Не подвижен, словно солнце в зените. (Галич А.)

  1. Намокшая воробушком сиреневая ветвь. (Пастернак Б.)

  2. Сначала – в упор, ну а после штыками

Добили. За что? За веснушки его? За его голубые? (Евтушенко Е.)

  1. Маленький городок.

Северный говорок.

Выцветшая луна.

Северная Двина. (Ваншенкин К.)

  1. По небу голубому

Проехал грохот грома. (Маршак С.)

  1. Спокойствие.

Будущее не ясно.

Но.

Но нужна дружба с русскими. И он действительно прекрасный человек. Грибоедов. И к тому же он молод. (Тынянов Ю.)

  1. И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил. (Пушкин А.)

  1. Плачет метель, как цыганская скрипка.

Милая девушка, злая улыбка. ( Есенин С.)

  1. Мечты, мечты! Где ваша сладость! (Пушкин А.)











Ответы.

1 вариант

  1. Лексическая анафора

  2. Градация, ассонанс

  3. Антитеза

  4. Оксюморон, риторическое восклицание

  5. Эпитет, олицетворение

  6. Эпитет, антитеза

  7. Сравнение

  8. Инверсия

  9. Инверсия, олицетворение, обращение

  10. Эллипсис, антитеза

  11. Ассонанс, антитеза

  12. Парцелляция

  13. Риторическое обращение, вопрос, олицетворение

  14. Сравнение

  15. Эпитет, олицетворение



2 вариант

  1. Градация

  2. Антитеза

  3. Оксюморон

  4. Анафора

  5. Оксюморон

  6. Эпитет, инверсия

  7. Сравнение

  8. Сравнение

  9. Эллипсис

  10. Синтаксический параллелизм

  11. Аллитерация, олицетворение

  12. Парцелляция

  13. Инверсия

  14. Инверсия, сравнение, эпитет

  15. Риторическое обращение, восклицание





Материалы к уроку русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, консультативным занятиям в 10-11 классе при подготовке к ЕГЭ по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка", так как содержит объемный теоретический (тропы и фигуры речи),так и практический материал. В качестве примеров используются цитаты из художественных текстов (в основном, поэзия 19-20 века).

Кроме того, в разработке представлена проверочная работа по данной теме (2 варианта с ответами). Для анализа учащимся представлены 15 отрывков из текста, в каждом из которых содержатся примеры различных тропов и фигур речи.

Автор Чичимова Людмила Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 3268
Номер материала 2771
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓