Главная / Русский язык и литература / Материалы к уроку на тему "Любовная лирика А.С.Пушкина", 9 класс.

Материалы к уроку на тему "Любовная лирика А.С.Пушкина", 9 класс.

Документы в архиве:

22 КБ Урок литературы .doc

Название документа Урок литературы .doc

Урок литературы в 9А классе


Тема: Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина


Эпиграф к уроку

Мне дорого любви моей мученье,

Пускай умру, но пусть умру любя!

А.С.Пушкин


Цель: углубить представление обучающихся об интимной лирике, психологизме

пушкинских стихов.

Задачи:

-дать возможность учащимся «пережить» чувства, выраженные в

стихотворениях А.С.Пушкина;

-раскрыть красоту, благородство, искренность чувства поэта;

-развивать высокие эстетические чувства учащихся, идеалы красоты и

гармонии;

Ход урока.

I. Сообщение темы урока и постановка цели и задач.


II. Вводное слово учителя:

«Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может».

Всё это строки стихотворений А.С.Пушкина. Каждая из них является замечательным подходящим эпиграфом к сегодняшнему уроку.

«Талисман», «Мадонна», «Красавица», «Я думал сердце позабыло…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и множество других в единый цикл объединяет высокое любви, преклонение перед женщиной, возлюбленной, чувство, переполняющее душу поэта.

Способность чувствовать глубоко и ярко побуждало поэта отзываться на каждую встречу с красотой, воспеть многих прекрасных женщин: Елизавета Ксаверьевна Воронцова красавица – итальянка Амалия Ризнич, сёстры Екатерина и Мария Раевские, милые девушки из Тригорского Осиповы – Вульф, Анна Петровна Керн, Екатерина Ушакова, Анна Оленина, наконец, ставшая женой Пушкина Наталья Николаевна Гончарова.

Всем им поэт принёс дань восхищения в своих несравненных стихотворениях. А чтобы понять эти стихи, обратим внимание на отдельные эпизоды жизни А.С.Пушкина, прочитаем и послушаем его поэтические строки – признания и восхищения.

III. Выставка портретов женщин (презентация).

IV. Знакомство с лексикой для анализа стихотворений (запись в рабочие тетради)

V. Выступления творческих групп и двух ведущих, рассказывающих историю создания стихотворений

1. Лицей. Царское село, Молодой, юный, обращающий на себя внимание многих А.С.Пушкин. Он умеет дружить, имеет много друзей. Первая юношеская любовь зарождается в душе и сердце поэта. Екатерина акунина.

( рассказ о ней и стихотворения «Певец», «Желание»)

2. Южная ссылка. Раевская – Волконская.

(стихотворение «На холмах Грузии…»)

3. Елизавета Воронцова (стихотворение «Талисман»)

4. Анна Петровна Керн (стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»)

5. Наталья Николаевна Гончарова ( стихотворение «Мадонна, «Красавица»).

VI Звучит музыка на стихи А.С.Пушкина (романс Алябьева).

VII Итог урока. Оценки. Высказывания. Критика В.Г.Белинского «…читая творения Пушкина, превосходным образом воспитать в себе человека».





ПРИЛОЖЕНИЕ:

Материалы к уроку.


Лексика для анализа стихотворений

(запись в тетради учащихся)


- Любовь воспринята поэтом как непередаваемая светлая радость, возвышенное чувство, переполняющее душу поэта.

- Это целая поэма о подлинной любви. Здесь любовь как необычайно чистое чувство.

- Стихотворения связаны с чисто личными переживаниями.

- Стихотворение утверждает, что сердце поэта любит, ибо оно не может не любить.

- Автор использует художественные средства… Здесь преобладают звуки… слова…

- Здесь нарастание чувства, угасание его. Он говорит о силе своей любви.


Вопросы для анализа стихотворений:

«Я помню чудное мгновенье» (1125 год). Это светлая поэма о подлинной любви.

Стихотворение можно разделить на 3 части:

  1. развитие лирического чувства. Рассказ – воспоминание о любви.

  2. угасание любви, опустошение души. Оскуднение жизни

«…без божества…»,

« …тянулись тихо дни мои..»

  1. счастье, восторг от ощущения полноты бытия, вызванного новой встречей с возлюбленной «Душе настало пробужденье…»

- Почему так завораживает звучание стихов?

- Почему воскресает « мимолётное виденье»?

- Проследим повторы, образы?

- Какие строки являются ключевыми?

«И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

- Какие художественные средства использует автор? ( Эпитеты. сравнения, олицетворения.)



Словарная работа


Любовная,

Интимная – глубоко личное, сокровенное, задушевное.

Интимный друг.

Интимный разговор.


Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.


Мятежный – тревожный. Волнующий.



Вывод: В.Г. Белинский писал:

«…Каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно.. Есть всегда что-то особенно благородное. Кроткое, нежное во всяком чувстве Пушкина… В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…»










Материалы к уроку на тему "Любовная лирика А.С.Пушкина", 9 класс.
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина занимает особое место и вовсе не малое.

«Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может».

Всё это строки стихотворений А.С.Пушкина. Каждая из них является замечательным эпиграфом к уроку.

«Талисман», «Мадонна», «Красавица», «Я думал сердце позабыло…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и множество других в единый цикл объединяет высокое  чувство любви, преклонение перед женщиной, возлюбленной.

 

Автор Ржавцева Любовь Антоновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 685
Номер материала 45456
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓