Главная / История / Материалы к урокам истории в 8 классе по теме: «Россия во второй половине XIX века».

Материалы к урокам истории в 8 классе по теме: «Россия во второй половине XIX века».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
городского округа город Мантурово Костромской области


Материалы к урокам истории в 8 классе по теме:
«Россия во второй половине XIX века»
УМК История России. 6-9 кл. А.А.Данилов и др.


Автор: учитель истории МБОУ СОШ №7

г. Мантурово Костромской области

Неганова Галина Николаевна

hello_html_6e103fbc.gif

Мантурово, 2014

Оглавление




Накануне отмены крепостного права


Цель урока: осмысление учащимися необходимости отмены крепостного права, как несправедливого и мешающего дальнейшему развитию страны явления.


Задачи урока:

  • Выявить и осмыслить предпосылки и причины отмены крепостного права в России во второй половине XIX века.

  • Способствовать формированию позитивного отношения к реформам, как к способу разрешения противоречий и убеждённости в несправедливости крепостнических порядков.

  • С целью развития умения устанавливать причинно-следственные связи организовать работу по определению предпосылок и причин отмены крепостного права и их объяснению.

  • Организовать самостоятельную работу учащихся по развитию умения выделять главное в тексте параграфа и объяснению термина «оттепель»


Планируемые результаты:

  • ученики должны знать/понимать события и факты, обусловившие отмену крепостного права в России, действия властей, направленные на решение данной проблемы в первой половине XIX века.

  • уметь объяснять мотивы власти, обусловившие проведение реформы 1861 г., показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; объяснять свое отношение к проблеме отмены крепостного права;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения необходимости проведения реформ, как способа разрешения социальных противоречий.


Перечень оборудования:

компьютер и проектор для демонстрации презентации, принтер.


План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Первичное закрепление.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Содержание этапов урока

слайд

деятельность учителя

деятельность учеников


Организационный этап

приветствие учителя, проверка присутствующих и готовности класса к уроку (наличие конспектов)


Ученики приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих учениках.

1

Постановка целей и задач

Чей портрет украшает обложку нашего учебника?

Случайно ли он оказался здесь?


Исходя из заявленной темы урока, сформулируйте его цель.

Конкретизирует цель урока:

мы должны разобраться, почему Александр II принял решение об отмене крепостного права.

подсказка на стр.133

Называют императора Александра II. Высказывают предположение о том, что Александр II сделал нечто важное, изменившее судьбу страны и народа.

Формулируют цель:

выяснить, какие события обусловили отмену крепостного права.


2

Актуализация знаний

Что такое крепостное право, какие термины мы используем для его характеристики?

После того, как ученики выскажут своё мнение, учитель обобщает высказывания и предлагает записать термин в тетрадь.
Открывает скрытое определение в таблице и термины.


Отвечают и записывают в тетрадь определение термина «крепостное право».

Вспоминают и называют термины «феодальные отношения» и «феодальные повинности».

Конкретизируют значение термина «феодальные повинности», комментируя схему на слайде 20

3-5

Первичное усвоение знаний

Предлагает ученикам поработать с текстом §19 на стр.132. Ответить на вопросы: что повлияло понимание необходимости отмены крепостного права и как повлияло?

Работают с текстом учебника, находят нужную информацию, предлагают варианты заполнения пропусков в таблице.

Записывают нужную информацию в тетрадь. Объясняют термины «подневольный труд», «фабрика», «реформа». Вспоминают и объясняют содержание указов верховной власти.

6-8

Предлагает ученикам поработать с текстом §19 на стр.134-135

Назвать три причины отмены крепостного права, выделенные автором, объяснить, как они повлияли на принятие решения о проведении реформы.

Читают, отвечают на вопросы, записывают в тетрадь ответы.

Вспоминают главные результаты Крымской войны (условия Парижского мира), объясняют значение терминов: крепостничество, капитализм, ополчение, бунт.

9-11

Проверка понимания

Предлагает самостоятельно выполнить задание к уроку.

Прочитать текст на стр. 136-137 и ответить на вопросы:

  • Что доказывает готовность Александра II к реформам?

  • Как Вы понимаете значение термина «оттепель»?

Самостоятельно работают с текстом учебника.

Ответы записывают в конспект.


Домашнее задание

Прочитать §19 и документы к нему, ответить на вопросы.



Рефлексия

Что мы сегодня узнали нового?

Дайте оценку решению царя отменить крепостное право.

Сформулируйте своё отношение к реформам, как к способу разрешения противоречий.

Отмечают, что урок помог им понять причины отмены крепостного права. Оценивают решение царя положительно, так как крепостное право было несправедливо по отношению к крепостным, а так же мешало экономическому развитию страны. Объясняют, что реформа – это мирный способ разрешения социальных противоречий.


Отмена крепостного права в 1861 г.


Цель: освоение учащимися содержания реформы 1861 г. на основе понимания ключевых терминов, характеризующих данный исторический акт и осмысление последствий отмены крепостного права.


Задачи:

  • Обеспечить освоение учащимися содержания реформы 1861 г. и понимания следующих терминов: личная свобода, выкупные сделки, выкупные платежи, цена земли, «отрезки», временнобязанные крестьяне, крестьянская община, чересполосица, круговая порука, общинное землепользование.

  • Способствовать формированию уважительного отношения к частной собственности, на основе понимания той роли, которую она играет в эффективном функционировании экономической системы.

  • Развивать способность критического оценивания реформ, с учётом понимания сложности согласования противоположно направленных интересов сторон.

  • Развивать умение грамотно использовать исторические термины.

Планируемые результаты

  • ученики должны знать/понимать основные положения Манифеста 19 февраля 1861 г. и его значение для дальнейшего развития страны.

  • уметь объяснять значение терминов (личная свобода, выкупные сделки, выкупные платежи, цена земли, «отрезки», временнобязанные крестьяне, крестьянская община, чересполосица, круговая порука, общинное землепользование), составлять предложения, отражающие их сущность.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения важности соблюдения прав человека (свобода личности и частная собственность) для обеспечения развития общества и государства.


Перечень оборудования:

компьютер и проектор для демонстрации презентации, принтер.


План урока

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Первичное усвоение новых знаний.

  4. Первичная проверка понимания

  5. Первичное закрепление

  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Содержание этапов урока


слайд

деятельность учителя

деятельность учеников

1

Организационный этап

приветствие учителя, проверка присутствующих и готовности класса к уроку.


Ученики приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих учениках.

2

Постановка целей и задач

В своей речи перед московским дворянством в 1856 г. Александр II произнёс фразу, которую любят цитировать историки. Давайте восстановим её, вставив нужнее слова вместо пропусков.


Предположите, что было одним из главных мотивов, заставивших царя провести реформу?

Читают фразу, предлагают свои варианты. После обсуждения и открытия пропущенных слов на слайде записывают в тетрадь.

Объясняют, что значит «отменить сверху» и «само начнёт отменяться снизу».


Высказывают предположение, что мотив – страх перед надвигающимся крестьянским бунтом.

3

Крепостное право было отменено в феврале 1861 г. Предположите, когда случилось изображённое на картине восстание, и чем оно было вызвано?

Давайте попробуем разобраться, и оценить содержание реформы и её возможные последствия.

Восстание произошло уже после отмены крепостного права (на картине нет снега).

Возможно, крестьяне были недовольны условиями освобождения.

4

Усвоение новых знаний

Для разработки содержания реформы Александр II создал редакционные комиссии, однако мнения разработчиков разделились. Проанализируйте два мнения по поводу условий освобождения крестьян и ответьте на вопросы:

  • Какое сословие было привлечено к работе комиссий? Обоснуйте вывод.

  • Почему среди них не было согласия? Не какие две группы разделились оппоненты?

Поясняет, что дворяне Нечерноземья в основном получали доход за счёт оброка, который крестьяне-отходники зарабатывали на стороне, так как земли были малоплодородные.


Высказывают предположение, что царь привлёк к работе комиссий дворян:

во-первых, это одно из самых заинтересованных сословий, они являлись собственниками крестьян и земли;

во-вторых, дворяне – опора самодержавия, просвещённая часть общества;

Принцип раскола – качество земли: Черноземье и Нечерноземье. Владельцам черноземных почв важнее сохранить собственность на землю.

Дворяне нечерноземной полосы соглашались отдать земли за выкуп.

Записывают в тетрадь пропущенные термины.

5-11

Предлагает с опорой на текст §20 стр.141-142 рассмотреть основные положения реформы, объяснить их значение и последствия.

Предлагает ученикам объяснить значение встречающихся терминов (личная свобода, гражданские права, уставные грамоты, выкупные платежи, отрезки, временнообязанные, чересполосица, крестьянская община, круговая порука, полицейские функции общины), приводит примеры их использования.

Ссылки на слайды №16 и №17 помогают конкретизировать представления о значении понятий чересполосица и цена земли.





Читают текст учебника, затем в ходе беседы с учителем уясняют для себя основные положения реформы, записывают в тетрадь пропущенные термины.

12

Проверка понимания

Предлагает ученикам, работая в парах, составить по 5 предложений с использованием терминов: выкупная сделка, уставная грамота, выкупные платежи, «отрезки», временнообязанные, чересполосица, община.


Составляют предложения, проговаривают в парах. Затем каждая пара по одному предложению зачитывает перед классом.

(данное задание может быть предложено в качестве домашнего)

13

Первичное закрепление

Предлагает прочитать п. «значение отмены крепостного права» на стр.142 и сформулировать три основные положения, отражающие позицию автора учебника по данному вопросу.


Читают, записывают в тетрадь

14-15

Контроль усвоения

Предлагает проанализировать слова из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и объяснить их с точки зрения изученного на уроке материала


Самостоятельно выполняют работу. Затем вместе с учителем проверяют правильность выполнения.


Домашнее задание

Прочитать §20 и документы к нему, ответить на вопросы.



Рефлексия

Что мы сегодня узнали нового?


Дайте оценку реформе 1861г.







Почему так важно соблюдать права человека на свободу и собственность?


Называют основные положения реформы 1861 г.

Отмечают противоречивость реформы, которая с одной стороны давала свободу крестьянам и создавала условия для развития рыночной экономики, а с другой обрекала миллионы крестьян на нищету.

Сегодня эти права признаны естественными и неотчуждаемыми. Государство обязано их гарантировать, чтобы обеспечить каждому человеку достойный уровень жизни, обществу – процветание, государству – стабильность.



Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.


Цель урока: осмысление учащимися сущности либеральных реформ 60-70-х гг. XIX века и из влияния на дальнейшее развитие российского общества и государства.


Задачи урока:

  • Рассмотреть содержание земской, городской, судебной и военной реформ, выяснить, что изменилось, и как эти изменения отразились на развитии общества и государства.

  • Способствовать формированию позитивного отношения к реформам, как к способу разрешения противоречий и убеждённости в важности таких институтов современного общества, как органы местного самоуправления, равный, независимый и состязательный суд, институт присяжных заседателей, всеобщая воинская повинность.

  • На основе анализа содержания либеральных реформ и их последствий подвести учащихся к пониманию того, что формирование институтов гражданского общества – это длительный процесс, отражающий прогрессивное развитие государства.


Планируемые результаты:

  • ученики должны знать/понимать содержание либеральных преобразований, провёдённых Александром II, их важность и актуальность для России XIX века.

  • уметь грамотно применять термины: реформы, либерализм, земства, самоуправление, принципы судопроизводства, присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность.

  • использовать приобретенные знания для объяснения сущности либеральной идеологии, обоснования её достоинств со ссылкой на исторический опыт России.


Перечень оборудования:

компьютер и проектор для демонстрации презентации, принтер.


План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Первичное закрепление.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Содержание этапов урока

слайд

деятельность учителя

деятельность учеников

1

Организационный этап

приветствие учителя, проверка присутствующих и готовности класса к уроку (наличие конспектов)


Ученики приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих учениках.

2

Постановка целей и задач

  • Чей портрет изображён на слайде?

  • Какое событие связано с датой 1861 г.?

  • Как современники и потомки называли этого императора?

  • Как это звание связано с темой сегодняшнего урока?

После высказываний учеников, формулирует цель: сегодня мы познакомимся с содержанием либеральных реформ и подумаем о том, как они повлияли на развитие общества и государства.


Называют Александра II и указывают годы его правления.

Называют реформу, отменившую крепостное право в России.

Царь – освободитель, объясняют, за что Александр II получил это звание.

Высказывают предположение о том, что реформы, которые проводил Александр II, были направлены на дальнейшее освобождение общества, так как главная ценность либеральной идеологии – свобода.

3

Актуализация знаний

Предлагает ученикам вспомнить содержание реформы 1861 г.:

  1. Что отменено?

  2. Уставные грамоты– это?

  3. Цена земли - ?

  4. Временнообязанные – это?

  5. Отрезки – это?

  6. Крестьянская община ?

фронтальный опрос

устно отвечают на поставленные вопросы

4

Что такое реформа? Назовите главную ценность либерализма.

После того, как ученики выскажут своё мнение, учитель открывает скрытое определение в таблице и термины.

Отвечают и записывают в тетрадь определение термина «реформа».

Указывают, что главная ценность либеральной идеологии – свобода.

5-12

Первичное усвоение знаний

Предлагает ученикам создать три группы (можно по рядам).

Каждая группа изучает по учебнику содержание определённой реформы и готовит её презентацию с опорой на текст конспекта.

Комментирует каждое выступление, открывает слайды презентации, предлагает внести дополнения в конспекты.

Работа в группах:

1 группа – реформы местного самоуправления (стр. 144-147)

2 группа – судебная реформа (стр.147-148)

3 группа – военная реформа (стр. 148 – 150)

Представитель от каждой группы выступает перед классом, рассказывает о результатах работы группы.

13-17

Проверка понимания

Предлагает ученикам, опираясь на текст учебника, заполнить таблицу «Оценка либеральных реформ»

Самостоятельно работают с текстом учебника. Заполняют таблицу.

18

Составьте 5 предложений с использованием следующих терминов: земства, присяжные, самоуправление, состязательность в суде, воинская повинность, принципы судопроизводства, всесословность .

Составляют и записывают предложения.


Первичное закрепление

Работа с документами на стр. 155-157.

Ученики работают в парах.

Письменно выполняют задание к документам.


Домашнее задание

Прочитать §20-21 и документы к нему, ответить на вопросы.



Рефлексия

Что мы сегодня узнали нового?

Дайте оценку либеральным реформам, в чём вы видите их актуальность с точки зрения современной России.

Сформулируйте своё отношение к реформам, как к способу разрешения противоречий.

Называют либеральные реформы (название, дата, главное содержание). Оценивают положительно, так как реформы были шагом на пути становления гражданского общества. Объясняют, что реформа – это мирный способ разрешения социальных противоречий.


Экономика пореформенной России после 1861г.


Цель: на основе анализа изменений, произошедших в экономике пореформенной России в 1860-70-е гг. XIX века подвести учащихся к пониманию факторов экономического роста и роли экономической политики государства в их формировании.

Задачи:

  • Изучить факторы, оказавшие влияние на развитие экономики после отмены крепостного права, установить закономерности и причинно-следственные связи динамики экономического развития России во второй половине XIX века.

  • Укрепить уверенность в том, что грамотная экономическая политика государства способствует развитию сельского хозяйства и промышленности, что в конечном итоге обеспечивает мощь страны и повышение уровня жизни людей.

  • Развивать способность оценивать уровень развития страны на основе анализа значимых экономических показателей.


Планируемые результаты

  • ученики должны знать/понимать изменения, произошедшие в экономике пореформенной России, их причины и последствия.

  • уметь объяснять причины рецессии и экономического подъёма, оценивать роль экономической политики государства.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения факторов экономического роста


Перечень оборудования:

компьютер и проектор для демонстрации презентации, принтер.


План урока

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация пройденного.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичное закрепление

  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Содержание этапов урока


слайд

деятельность учителя

деятельность учеников

1

Организационный этап

приветствие учителя, проверка присутствующих и готовности класса к уроку.


Ученики приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих учениках.

2

Постановка целей и задач

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономика»? Какие вопросы изучаем мы в курсе истории, когда проходим темы, связанные с экономическим развитием?


Используя понятие «экономика и формулировку темы урока определите его цель.

Уточняет: мы проанализируем изменений, произошедшие в экономике пореформенной России и выясним, какую роль в экономике играло государство.

Используя знания, полученные на уроках обществознания, формулируют значение понятия: «экономика – это система жизнеобеспечения», «экономика – хозяйство». В курсе истории рассматривает развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства.

Формулируют цель урока: изучить, как реформы повлияли на экономическое развитие страны.

3

Актуализация пройденного

Назовите годы правления Александра II, как его прозвали современники? Какие события связаны с датами, указанными на слайде?

Отвечают на вопросы.

1855-1881 гг. Освободитель.

Проведены реформы по отмене крепостного права, земская и судебная, городская, военная.

4

Усвоение новых знаний

Работаем со схемой «Последствия отмены крепостного права»

Что требуется, и что появилось в результате реформы 1861 г?

Как это отразится на уровне экономического развития страны?


Учитель предлагает ученикам высказать своё мнение, уточняет, задаёт наводящие вопросы. Затем предлагает заполнить схему.

Высказывают предположения

Появились свободные рабочие руки – крепостные стали свободными. Требуется перестройка экономики – нельзя больше использовать подневольный труд. Из-за начавшейся перестройки экономика сначала переживает спад, а затем начинается подъём, так как появляется личная заинтересованность работника в результатах труда.

5-7

Используя текст §23 на стр. 158-159, найдите три главных изменения, произошедших в сельском хозяйстве.

Какие новые проблемы надо было решать и какие пути решения использовались?


Читают текст, выбирают нужные положения текста, называют их. Объясняют значение терминов: даровая рабочая сила, отрезки, малоземелье, отработочная система, аренда земли, выкупные платежи, круговая порука и община.

8

Предлагает ученикам вставить слова, пропущенные в выводе, отражающем результаты изменений, произошедших в сельском хозяйстве.

Называют и записывают слова, пропущенные в конспекте: помещичье, временнообязанные, выкупные, малоземелье, частная.

9-10

Предлагает ученикам заполнить таблицу «изменения в промышленности». Что изменилось?

Каковы причины экономического спада? Как решались возникающие проблемы?

Используя текст на стр. 159-160

находят нужные положения, называют и записывают в тетрадь пропущенные термины, объясняют их значение.

11-12

Предлагает назвать два основных направления экономической политики государства и объяснить, как проведённые правительством мероприятия повлияли на развитие промышленности.

1 группа работает с п. «Финансова политика» стр. 160-161.

2 группа – с п. «Железнодорожное строительство» стр. 161-162.

Группы обмениваются информацией и все вместе заполняют пустующие графы таблицы. делают вывод о том, что государство активно вмешивалось в решение экономических проблем, создавало условия для экономического роста.

13-14

Первичное закрепление

Предлагает самостоятельно прочитать п. «Промышленный подъём» на стр. 162-164. Выписать основные показатели экономического подъёма.


Читают, записывают в тетрадь


Контроль усвоения

Предлагает поработать с документами на стр.164-165. Ответить на вопросы к ним на стр. 166


Самостоятельно выполняют работу. Затем вместе с учителем проверяют правильность выполнения.


Домашнее задание

Прочитать §23 и документы к нему, ответить на вопросы.



Рефлексия

Как изменялся уровень развития экономики в пореформенной России, с чем связаны эти изменения?










Дайте оценку экономической политике государства в данный период времени.

Какие проблемы остались нерешёнными?



Делают вывод о том, что экономика России сначала переживала экономический спад, связанный с необходимостью перестройки экономики, а затем начинается экономический подъём.

Называют факторы экономического роста: появилась заинтересованность работников в результатах своего труда, привлечение новых ресурсов (выращивание хлопка в Средней Азии), совершенствование механизмов финансирования бизнеса и железнодорожное строительство.

Правительство принимает правильные решения, направленные на стимулирование экономического роста в промышленности, однако проблемы сельского хозяйства остаются нерешёнными (сохранение помещичьего землевладения и малоземелье крестьян, тяжесть выкупных платежей и сохранение временнообязанного состояния). Это создаёт угрозу социальной стабильности общества.

Общественное движение: либералы и консерваторы


Цель урока: осмысление учащимися сущности и содержания либерального и консервативного направлений общественного движения в России во второй половине XIX века и формирование осознанного отношения к базовым ценностям каждого из представленных направлений.


Задачи урока:

  • На основе ознакомления с идеями ведущих представителей либерального (Кавелин, Чичерин, Кошелев, Аксаков, Унковский, Петрункевич, Муромцев) и консервативного (Катков) движения сформулировать оценочные суждения по поводу правильности выдвинутых ими положений

  • Формировать толерантное отношение к различным точкам зрения, по поводу оценки путей развития страны

  • Развитие умения аргументировано излагать свою позицию по поводу оценки правильности той или иной точки зрения на пути развития страны.


Планируемые результаты:

  • ученики должны знать/понимать сущность и содержание деятельности представителей либерального и консервативного направлений общественного движения в России во второй половине XIX века.

  • уметь называть и объяснять значение базовых ценностей и представлений о возможных путях развития России с точки зрения представленных направлений общественного движения, иллюстрировать свои выводы конкретными историческими фактами;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для идентификации своих политических взглядов и убеждений.


Перечень оборудования:

компьютер и проектор для демонстрации презентации, принтер.


План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Первичный контроль.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Содержание этапов урока

слайд

деятельность учителя

деятельность учеников

1

Организационный этап

приветствие учителя, проверка присутствующих и готовности класса к уроку


Ученики приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих учениках.

2

Постановка целей и задач

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественное движение»? Что мы изучаем на уроках истории, когда рассматриваем темы, связанные с общественным движением?

Используя понятие «общественное движение» и формулировку темы урока определите его цель.

Уточняет: сегодня мы постараемся понять, какой смысл вкладывали представители либерального и консервативного направлений общественного движения в те ценности, которые считали приоритетными для общества и постараемся дать им оценку с позиций сегодняшнего дня.

Объясняют понятие.

Общественное движение – это борьба представителей общества за изменение существующих порядков. Изучаем – идеи, организации, имена лидеров.


Формулируют цель:

узнать о лидерах либерального и консервативного направления общественного движения в России в 60-70-гг. XIX века, о том, как они боролись за изменение общественных порядков, к чему призывали своих последователей?

3

Актуализация знаний

Вспомните, какие реформы провёл Александр II? Выскажите предположение о том, как эти реформы могли повлиять на развитие общественного движения в России во второй половине XIX века?

Называют реформы. Высказывают предположение о том, что реформы способствовали развитию общественного движения – страна стала свободнее, появились выборные представители народа в органах самоуправления, вырос уровень образования, люди почувствовали себя более защищёнными от произвола властей.

4-5

Мы уже рассматривали вопрос, связанный с либеральным и консервативным направлениями общественного движения. Назовите основные ценности и пути развития страны, которые предлагали представители этих движений.

Называют ценности и пути развития. Записывают в тетрадь пропущенные слова.

Объясняют значение терминов : либерализм, консерватизм, реформа, реакция, цензура, режим, традиция.

6-10

Первичное усвоение знаний

Предлагает создать 5 групп, каждая даёт характеристику основных идей того или иного представителя общественного движения.

1 группа – К.Д.Катков, Б.Н. Чичерин стр. 167; 2 группа – А.И.Кошелев, К.С.Аксаков стр. 166; 3 группа – А.М.Унковский стр.169; 4 группа – И.И. Петрункевич, С.А Муромцев стр. 170; 5 группа – М.Н.Катков стр.171 – 173. Сначала работают в группах. затем представители групп представляют результаты работы. все записывают в тетради.

11-12

Проверка понимания

Назовите аргументы в защиту каждой из представленных точек зрения. После ответов учеников, учитель открывает на презентации свой вариант ответа.

Аргументируют позиции либералов и консерваторов. Определяются по поводу собственного отношения к представленным идеям. Записывают в тетрадь понравившиеся аргументы.

13-17

Первичный контроль

Прочитайте документ на стр. 174. «Из письма А.И. Кошелева А.И Герцену, 30 августа 1859 г.» . Объясните, как вы понимаете значение терминов: самодержавие, сословие, дворянство, сословие, конституция. Какие слова источника свидетельствуют о том, что А.И.Кошелев является представителем либерального направления общественного движения? Какой аргумент приводит автор в защиту самодержавия? При каком условии, по мнению автора, можно будет отказаться от самодержавия?

Сначала выполняют задание самостоятельно, затем проверяют правильность выполнения вместе с учителем, вносят коррективы.


Домашнее задание

Прочитать §24 и документы к нему, ответить на вопросы.



Рефлексия

Какое направление общественного движения на ваш взгляд наиболее правильно оценивало проблемы и перспективы развития России?

Чьи интересы не были отражены в представленных направлениях, почему?


Высказывают и объясняют свою позицию. Отмечают, что не были представлены интересы крестьян, так как не было заявлено о необходимости решения проблем крестьянского малоземелья и облегчения выкупных платежей.


Зарождение революционного народничества


Цель урока: осмысление учащимися сущности и содержания революционного народничества и формирование осознанного отношения к революции как способу разрешения социальных противоречий.


Задачи урока:

  • На основе ознакомления с идеями революционных народников (Чернышевского, Бакунина, Лаврова, Ткачёва) сформулировать оценочные суждения по поводу правильности выдвинутых ими положений.

  • Формировать неприятие экстремизма выражающегося в идее необходимости использования революционного насилия для достижения политических целей.

  • Развитие умения аргументировано излагать свою позицию по поводу оценки революционных методов изменения общества.


Планируемые результаты:

  • ученики должны знать/понимать сущность и содержание деятельности революционных народников в перв. пол. 60-х гг. XIX века, их основные идеи и мотивы.

  • уметь называть и объяснять значение базовых ценностей и представлений о возможных путях развития России с позиции революционного народничества, иллюстрировать свои выводы конкретными историческими фактами, использовать текст исторического источника при ответе на вопрос о сущности революционного народничества;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для идентификации своих политических взглядов и убеждений.


Перечень оборудования:

компьютер и проектор для демонстрации презентации, принтер.



План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Содержание этапов урока

слайд

деятельность учителя

деятельность учеников

1

Организационный этап

приветствие учителя, проверка присутствующих и готовности класса к уроку


Ученики приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих учениках.

2

Постановка целей и задач

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Используя понятие «революция» и формулировку темы урока определите его цель.

Уточняет: сегодня мы выясним причины роста революционного движения в России, познакомимся с идеями революционных народников и дадим им оценку

Объясняют понятие.

Революция – это коренной переворот в жизни общества, смена власти насильственным путём.

Записывают в конспект


Формулируют цель:

Понять причины и сущность нового направления общественного движения, сформулировать своё отношение к нему.

3

Актуализация знаний

Вспомните, основные направления общественного движения в России. Объясните понятия феодализм, капитализм, социализм, либерализм, консерватизм, радикализм.

Учитель поэтапно открывает части схемы «Направления общественного движения», ученики комментируют, объясняют значение понятий.

4

Первичное усвоение знаний

Опираясь на факты, представленные в таблице: «Причины роста революционного движения» сформулируйте позицию революционеров. Чем они были недовольны? В чём были уверены?

Высказывают предположение
о том, что революционеры были недовольны реформой 1861 г., которая привела к обнищанию крестьян и были уверены в том, что народ поддержит революцию.

5-6

Прочитайте п. «Поиски ориентиров» на стр.175 и 1 абзац на стр. 176 и сформулируйте основные идеи и действия Н.Г. Чернышевского, а также реакцию властей на его высказывания.

Читают, называют основные идеи и направления деятельности, заполняют пустующие графа таблицы в конспекте.

7

Прочитайте текст на стр. 176 2-4 абзацы. Назовите состав организации «Земля и воля», определите ключевые положения её программы, охарактеризуйте главное содержание деятельности.

Читают, выделяют нужные положения текста и называют их, записывают в тетрадь.

Объясняют, как понимают название организации: «Земля и воля» - это чаяния крестьян, которые были недовольны результатами реформы 1861 г. (малоземелье, временнообязанное состояние)

8-19

Предлагает создать три группы, (можно по рядам), каждая из которых должна дать краткую характеристику одного из направлений революционного народничества.

Даёт возможность ученикам найти необходимую информацию и сформулировать ответы на вопросы таблицы. Комментирует ответы, открывает в презентации возможные варианты заполнения таблицы.

1 группа – анархисты стр.177-178

2 группа – пропагандисты с.179

3 группа – заговорщики стр.179-180. Называют направление, фамилию идейного лидера, представления о том, какой будет революция и что надо делать для её приближения, а так же обоснование заявленной позиции. Представители групп защищают заявленные позиции, ученики записывают основные положения в конспект

20-21

Проверка понимания

Прочитайте высказывание одного из теоретиков народничества и ответьте на вопросы.

Предоставляет ученикам возможность обсудить задание в парах (группах), а затем все вместе проверяем выполнение задания.

Высказывают предположение о том, что данное высказывание принадлежит анархисту (Бакунину), так как автор призывает идти в народ, поднимать его на бунт.

Высказывают своё отношение к бунту. как способу решения проблем.


Домашнее задание

Прочитать §25 и документы к нему, ответить на вопросы.



Рефлексия

Как вы думаете, действительно ли народники являлись выразителями чаяний народа?

Какие издержки несёт в себе насильственная смена власти?

Способно ли общество решать все проблемы без участия государства?

Высказывают и объясняют свою позицию. Отмечают, что хотя народники и заявляли о необходимости свободы и решения проблемы малоземелья, вряд ли кровавая революция была в интересах крестьянства. Объясняют, что государство выполняет важные функции в интересах общества.

Внешняя политика Александра II


Цель урока: выявление причин изменения и результатов внешнеполитической деятельности России на основе анализа основных направлений внешней политики в 60-е – перв. пол 70-х гг. XIX века.


Задачи урока:

  • На основе анализа основных направлений внешней политики России в 60-е – перв. пол 70-х гг. XIX века подвести учащихся к пониманию факторов, повлиявших на изменение статуса России в мире.

  • Способствовать формированию чувства патриотизма, основанного на признании величия задач направленных на создание мощной державы, которые решались во второй половине XIX века усилиями российской дипломатии, армии и флота.

  • Развитие умения работать с исторической картой, способности запоминать сложные новые географические названия, даты, фамилии исторических деятелей, соотносить их с изучаемым периодом.


Планируемые результаты:

  • ученики должны знать/понимать проблемы и достижения российской внешней политики в 60-е – перв. пол 70-х гг. XIX века.

  • уметь называть задачи и направления внешней политики России, показывать на карте места исторических событий, аргументировано оценивать результаты внешнеполитической деятельности в данный исторический период;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания места и роли России в современном мире в контексте её исторических побед и достижений.


Перечень оборудования:

компьютер и проектор для демонстрации презентации, принтер.



План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Содержание этапов урока


слайд

деятельность учителя

деятельность учеников

1

Организационный этап

приветствие учителя, проверка присутствующих и готовности класса к уроку


Ученики приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих учениках.

2-3

Постановка целей и задач

Великий русский дипломат, министр Александр Горчаков однажды произнёс фразу, ставшую знаменитой. Попробуйте догадаться, какое слово закрыто на слайде. Как вы понимаете данное высказывание, обращённое к странам Европы?

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «внешняя политика»? Используя понятие «внешняя политика» и формулировку темы урока определите его цель.

Уточняет: сегодня мы проанализируем причины изменения и результаты внешнеполитической деятельности России в 60-е – перв. пол 70-х гг. XIX века.

Высказывают свои варианты продолжения фразы. После того, как учитель открывает слово на слайде, записывают его в тетрадь.

Объяснение: Россия, потерпев поражение в Крымской войне, не доверяет странам Европы, не сотрудничает с ними.



Формулируют цель:

Выяснить, какие изменения произошли во внешней политике России (задачи, направления, проблемы и пути их решения) при Александре II, дать оценку её эффективности.

4

Актуализация знаний

Вспомните, как называли Россию и её императора Николая I в 1825-1850-е гг. XIX века?

Чем это было обусловлено?

Россию и её императора называли жандармом Европы, это было обусловлено участием русской армии в подавлении революционного движения в Европе.

Записывают в тетрадь и объясняют термины жандарм и революция.

5

Первичное усвоение знаний

Известно, что в первые годы правления Александра I произошли кардинальные изменения во внешней политике.

Как вы думаете, какие слова пропущены в графе «стало при Александре»?

Высказывают предположение
о том, что Россия отказалась от активного участия в международных делах, т.к. главная задача – реформы. Причины поворота – поражение в Крымской войне и осознание, которая показала технико-экономическую отсталость России от стран Запада.

5-6

Прочитайте п. «Основные направления внешней политики» на стр.189 и сформулируйте две основные внешнеполитические проблемы, стоявшие перед страной, задачи, которые надо было решить для их преодоления и назовите конкретные действия, которые надо было предпринять для решения поставленных задач.

Читают, находят нужные положения текста, предлагают свои варианты заполнения таблицы. Записывают ответы в тетрадь.

8-17 и 21-26

Предлагает создать 4 группы для анализа основных направлений внешней политики России.

1 – Европейская политика стр.190-191

2 – Кавказская война стр.191-192

3 – Средняя Азия стр.192-194

4 – Дальневосточная политика стр.194-195

Учитель дополняет выступления детей, демонстрирует слайды, позволяющие конкретизировать представления по изучаемой теме. Особое внимание – работе с картами (переход к ним по гиперссылкам)

Каждая группа изучает материал учебника, выделяет нужные фрагменты текста, позволяющие заполнить пробелы в таблице.

Находят в атласе карты, рассказывающие об изучаемых событиях. Представители от групп рассказывают о результатах работы.

После демонстрации учителем презентации (слайды 8-15) , заполняют пустующие графы таблицы.

18

Проверка понимания

Давайте оценим эффективность внешней политики России.

Для этого надо сравнить поставленные задачи и результаты дипломатических усилий и действий русской армии.

Высказывают оценочные суждения. Признают, что две главные задачи были достигнуты, значит, внешняя политика России в изучаемый период времени была эффективной.


Домашнее задание

Прочитать §27 и документы к нему, ответить на вопросы.



Рефлексия

Как вы думаете, актуальны ли для сегодняшней России те достижения, о которых мы говорили сегодня, или они уже утратили своё значение?

Актуальны, так как Россия продемонстрировала способность решать внешнеполитические проблемы минным путём. Договоры, подписанные с Китаем, действуют и сегодня. Решение проблемы Кавказа обеспечило усиление влияния России в мире.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг..


Цель урока: выявление причин Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в контексте освободительного движения народов Балканского п-ова, оценка действий русской армии, результатов войны и её влияния на изменение геополитической ситуации.


Задачи урока:

  • На основе анализа причин, событий и результатов русско-турецкой войны 1877-1878 гг. дать оценку внешней политике России при Александре II.

  • Способствовать формированию чувства патриотизма, основанного на признании роли России в освободительном движении славянских народов Балканского п-ова и величия подвига героев войны (генералы Скобелев и Гурко).

  • Развитие умения работать с исторической картой, способности запоминать сложные новые географические названия, даты, фамилии исторических деятелей, соотносить их с изучаемым периодом.


Планируемые результаты:

  • ученики должны знать/понимать причины и последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., её влияние на положение России в Европе.

  • уметь называть основные события войны, показывать на карте театр военных действий и главные сражения (оборона Шипки, осада Плевны, взятие Адрианополя), сравнивать условия Сан-Стефанского договора и Берлинского трактата, объяснять причины их подписания.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания места и роли России в современном мире в контексте её исторических побед и достижений.


Перечень оборудования:

компьютер и проектор для демонстрации презентации, принтер.


План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Содержание этапов урока


слайд

деятельность учителя

деятельность учеников

1

Организационный этап

приветствие учителя, проверка присутствующих и готовности класса к уроку


Ученики приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих учениках.

1

Постановка целей и задач

Исходя из заявленной темы урока, сформулируйте его цель.


Формулируют цель:

Рассмотреть причины, события, результаты и последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

2

Актуализация знаний

Вспомните, что означает термин «восточный вопрос», когда он появился в политике европейских держав?

Дают определение понятия «восточный вопрос», объясняют его возникновение ослаблением Османской империи, начавшимся во второй половине XVIII века.

3

Первичное усвоение знаний

В 1875-1876 гг. обострились отношения между славянами и турками. Что означает термин «кризис» в международных отношениях? Используя текст учебника на стр. 197 назовите противоборствующие стороны конфликта


Высказывают предположение
о том, что кризис – это противостояние, конфликт. Записывают в конспект. Называют стороны:

Славянские земли – и османская империя. Записывают в конспект

4-6

Прочитайте п. «Балканский кризис» на стр.197-198 и сформулируйте, как вы понимаете миссию России в данном конфликте.

Какие действия предпринимала Россия для разрешения проблемной ситуации? Каковы их последствия?

Читают, находят нужные положения текста, предлагают свои варианты заполнения таблицы.

Отмечают, что важным мотивом участия России в данном конфликте стало принятие на себя роли спасателя братьев-славян от бесчинств, учиняемых турецкими войсками.

Записывают ответы в тетрадь.

7-14 и 19-26

Рассказывает о событиях русско-турецкой войны, демонстрируя слайды. Акцентируя внимание на работу с картой.

Важно объяснить детям, почему Россия переживала национальный подъём в ходе войны за интересы соседних народов. Эмоционально и наглядно представить подвиг героев (Скобелев, Тотлебен, Гурко, Лорис-Меликов) и просчёты командования (ген. Радецкий)

Слушают учителя, изучают карту «Русско-турецкая война», заполняют пустующие графы таблицы.


Высказывают оценочные суждения по поводу действий русских войск.

15-16, и

27-28

Рассказывает о результатах войны, предлагает сопоставить условия Сан-Стефанского мира и Берлинского трактата 1878 г., дать им оценку.

Слушают, делают записи в конспектах, сравнивают условия договоров, высказывают предположения о мотивах их подписания.

17

Проверка понимания

Прочитайте документ на стр. 203-204 и ответьте на вопросы:

1. Как Витте объясняет причины вступления Росси в войну?

2. В чём автор видит причину победы России?

3.Почему Россия согласилась подписать Берлинский трактат?


Работают с текстом документа. отвечают на вопросы к нему.

18

В 1878 г. появилась карикатура, изображённая на слайде.

Прокомментируйте позицию автора.

Высказывают суждение о том, что автор, изображая политических деятелей стран Европы в образе котов, распутывающих клубок сложных международных проблем, иронизирует над их стремлением к получению максимальной выгоды за счёт других. Особенно преуспела в этом вопросе Англия (кот – Дизраэли намотал на себя больше всех ниток)


Домашнее задание

Прочитать §28 и документы к нему, ответить на вопросы.



Рефлексия

Как вы думаете, какие параллели можно провести между внешней политикой Александра II и позицией современной России в международной политике.

Так же как и во вт. пол. XIX века, Россия стремится восстановить статус великой державы, берёт на себя миссию защиты интересов русских на Украине, пытается решать сложные геополитические проблемы мирным путём (присоединение Крыма в результате референдума). Однако, как всегда усиление России не нравится странам Европы и Америки.

Революционное народничество вт. п. 60-х гг. – нач. 80-гг XIX в.


Цель урока: осмысление и оценка учащимися сущности и содержания революционного народничества вт. пол. 60-гг. – нач. 80-х гг. XIX века и формирование неприятия любых форм проявления политического экстремизма, как угрозы стабильности общества и соблюдения прав человека.


Задачи урока:

  • На основе ознакомления с идеями и действиями революционных народников (Ишутинцев, Каракозова, Нечаева, Чайковского, Плеханова, Михайлова, Желябова, Халтурина, Перовской и др.) сформулировать оценочные суждения по поводу использования насильственных методов в политике.

  • Вызвать у школьников негативное отношение к любым проявлениям политического экстремизма на основе эмоционального переживания трагедии 1 марта 1881 г.

  • Создать условия для развития умения аргументировано излагать свою позицию по поводу оценки революционных методов изменения общества.


Планируемые результаты:

  • ученики должны знать/понимать сущность и содержание деятельности революционных народников в вт. пол. 60-х гг. – нач 80-х гг. XIX века, их основные идеи и мотивы.

  • уметь характеризовать различные точки зрения по поводу оценки путей развития России, которые выдвигали представители народнических организаций в данный период времени;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для идентификации своих политических взглядов и убеждений.


Перечень оборудования:

компьютер и проектор для демонстрации презентации, принтер.


План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Первичное усвоение новых знаний.

  4. Первичная проверка понимания

  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Содержание этапов урока

слайд

деятельность учителя

деятельность учеников

1

Организационный этап

приветствие учителя, проверка присутствующих и готовности класса к уроку


Ученики приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих учениках.

2

Постановка целей и задач

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революционное народничество»? Какие вопросы являются предметом изучения в данной теме?

Используя понятие «революционное народничество» и формулировку темы урока определите его цель.


Объясняют понятие.

Революционное народничество – это направление общественного движения в России в 60-80 гг. XIX века, участники
которого стремились изменить
общественный строй с помощью
народной (крестьянской) революции. Записывают в конспект.

Формулируют цель:

Изучить сущность и содержание деятельности революционных народников во вт. пол. 60-х гг. – нач. 80-х гг. XIX века, дать им оценку.

3-4

Первичное усвоение знаний

Найдите в тексте учебника (стр. 181 -182) информацию о деятельности группы «Ад», назовите их лидера, цель, действия и результат

Выделяют нужные положения текста, предлагают варианты заполнения пропусков в конспекте

5-6

Найдите в тексте учебника (стр. 182) информацию о деятельности группы Сергея Нечаева. Какой смысл он вкладывал в понятие «нравственность» Согласны ли вы с ним? Как он назвал свод правил для революционера? Что было сделано и каковы последствия?

Выделяют нужные положения текста, предлагают варианты заполнения пропусков в конспекте.

7

Найдите в тексте учебника (стр. 182 -183) информацию о деятельности группы Чайковского, назовите их цель, действия и результат

Выделяют нужные положения текста, предлагают варианты заполнения пропусков в конспекте

8-9

Предлагает рассмотреть сюжет картины И. репина «Арест пропагандиста» и ответить на вопросы: Где разворачиваются действия картины? Кто главный герой картины, почему вы так решили? Почему художник назвал его пропагандистом? Чем он занимался? Как относятся к происходящему крестьяне?

Высказывают предположения, затем вместе с учителем заполняют графу таблицы «Хождение в народ»

10-12

Найдите в тексте учебника (стр. 184) информацию о деятельности группы «Земля и воля» назовите их цель и особенности тактики, которая применялась ими в конце 70-гг. XIX века.

Выделяют нужные положения текста, предлагают варианты заполнения пропусков в конспекте

13-15

Прочитайте п. «Раскол Земли и воли» на стр. 185. Какие две новые организации были созданы на основе расколовшейся «Земли и воли», назовите имена лидеров.

Что означает термин «охота на царя». Дайте нравственную оценку поступку Степана Халтурина.

Читают, выделяют нужные положения текста и называют их, записывают в тетрадь.


16

Ответ царя на действия экстремистов – назначение М.Т. Лорис-Меликова министром внутренних дел. Проводимая им политика оценивается как «диктатура сердца» В чём противоречие такой характеристики, что она может означать?

Уточняет позиции учеников, подводит итоги.

Диктатура – это жёсткое, репрессивное правление. Сердце – символ мягкости, взаимопонимания и расположения. Диктатура по отношению к революционерам – террористам. Сердечность означает стремление найти разумный компромисс с образованной частью общества, путём проведения политической реформы.

17-20

Рассказывает о трагедии 1 марта 1881 г. и её последствиях.

Слушают, оценивают позиции участников конфликта.

21

Проверка понимания

Прочитайте документ на стр.182 и ответьте на вопросы к нему.

Работают самостоятельно


Домашнее задание

Прочитать §26 и документы к нему, ответить на вопросы.



Рефлексия

Как вы думаете, действительно ли народники являлись выразителями чаяний народа? Способно ли общество решать все проблемы без участия государства?

Высказывают и объясняют свою позицию. Объясняют, что государство выполняет важные функции в интересах общества.


32


Материалы к урокам истории в 8 классе по теме: «Россия во второй половине XIX века».
  • История
Описание:

Материалы к урокам истории в 8 классе по теме: «Россия во второй половине XIXвека».  Разработки уроков и рабочую тетрадь ученика. Материал в опорных конспектах структурирован – таблицы, маркированные списки, схемы. Такая форма подачи содержания учит логически мыслить, анализировать и систематизировать информацию. Важный итог каждого урока – наличие у ученика заполненного конспекта по каждой теме.

Учебник, которому соответствуют представленные материалы: История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина . – 13 изд. – М. : Просвещение, 2012

Автор Неганова Галина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 731
Номер материала 30356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓