Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
городского округа город Мантурово Костромской области
Рабочая тетрадь
ученика
Материалы к урокам
истории в 8 классе по теме:
«Россия во второй половине XIX века»
УМК История России. 6-9 кл. А.А.Данилов и др.
Автор:
учитель истории МБОУ
СОШ №7
г. Мантурово
Костромской области
Неганова Галина
Николаевна
Мантурово, 2014
История России XIX век урок 17
Накануне отмены
крепостного права §19
термин
|
значение
|
предмет изучения
|
Крепостное право
|
|
Феодальные
__________________
Феодальные
___________________
(_____________________________)
|
Предпосылки отмены
крепостного права
Что повлияло?
|
Как повлияло?
|
Александр Радищев кн.
«Путешествие
__________________________________»
Критика ____________________________
|
Понимание
необходимости
отмены __________________
у ____________
части общества
|
Развитие экономики,
появление
________________, рост ___________
|
Осознание экон.
невыгодности
_________________________
|
Указы верховной
власти:
— 1797 г. «__________________________»
— 1803 г. «_________________________»
— 1842 г. «Об
обязанных крестьянах»
|
Общество ожидает от
власти
___________________
___________________
|
Причины отмены
крепостного права
Что повлияло?
|
Как повлияло?
|
Мотивы власти
|
Поражение в
_________________
войне __________ гг.
|
Отсталая _________________
________ Россия проиграла
___________ странам Европы
|
Крепостное право
мешает _______
________________
|
В 1855г. царь
объявил о наборе ополчения
из
_______________
|
Крестьянские волнения
отказ от ________________ ,
массовое бегство
крестьян
|
Не допустить
________________
|
Представители
общественного
движения критикуют ________________
|
Образованное общество
_____________________,
об этом говорят чиновники, близкие к царю люди.
|
Для упрочения
власти надо
_____________
_____________
|
Прочитайте
п. Российская «оттепель», ответьте на вопросы:
1. Что доказывает
готовность Александра II к реформам?
(три факта)
— ______________________________________________________________
— ______________________________________________________________
— ______________________________________________________________
2. Как Вы понимаете
значение термина «оттепель»?
— __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
История России XIX век урок 18
Отмена
крепостного права в 1861г. §19
Подготовка крестьянской реформы. Александр II (1855-1881 гг.):
«Лучше
нам отменить крепостное право «_____________», нежели дожидаться
того момента, когда оно само собою начнёт _________________ «_________».
Деятельность редакционных комиссий 1859-1860 гг.
|
|
Освободить крестьян с
землёй,
но за выкуп
|
Дать крестьянам
свободу,
но без земли
|
Манифест об
освобождении крестьян от 19 февраля 1861 г.
положения
|
что означают
|
последствия
|
|
|
Отмена
крепостного права
(рабства), у крестьян -
___________________ права
|
Каждый сам решает ______________
|
|
Уставные
грамоты
|
________________________
подписывали соглашение
|
согласование условий
|
|
|
Крестьяне должны
заплатить выкуп за землю
|
Сохраняется
________________
землевладение.
|
|
Стр. 142
|
Цена земли –
капитализированная рента (оброк). Государство даёт кредит на 49 лет
тем, кто заплатил 20% суммы сделки
|
|
Крестьянам
_________________
платить
|
|
|
Часть бывших
крестьянских
наделов отрезали в пользу
___________________
|
у крестьян ______
земли, они вынуждены _________________
|
|
|
Не заключившие сделки
крестьяне платят оброк или
выполняют барщину
|
Сохраняется
|
|
|
Земля –
собственность
общины,
она отвечает
за выплату налогов
(__________________________)
и перераспределяет наделы
(__________________________)
|
__________ выполняет
полицейские
функции,
помогает слабым, сдерживает проявление хозяйственной инициативы
|
|
Значение отмены крепостного права (стр. 142): ______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________Объясните
слова .Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
«Порвалась цепь
великая,
Порвалась — расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»
|
Речь
идет об ____________________________,
условиями
___________________ недовольны:
|
|
|
|
|
История
России XIX век урок
19-20
Либеральные
реформы 60-70 гг. XIX в. § 20-21
термин
|
значение
|
предмет изучения
|
реформа
|
|
|
либерализм
|
идеология,
провозглашающая главной ценностью…
|
Реформы Александра II
что создано?
|
что
изменилось?
|
1864 г. Земская реформа
|
|
— Проводились ______________
в органы власти
— Земства решали хозяйственные
вопросы:
___________________________________________
— Введен _____________________
на недвижимость
|
1870 г. Городская реформа
|
Городские ________
и
городские ________
|
—Появились __________________________
в городах
—Решали __________________________
вопросы:
благоустройство, торговля, промышленность и т.п.
|
1864 г. Судебная реформа
|
________ судьи и
__________ суды:
— окружной суд
— судебная палата
|
— новые принципы
судопроизводства:
1. ___________________________
–
один суд для всех,
2. _________________________ – в зале
суда публика,
3. ________________________
–
несменяемость судей,
4. _________________________
–
прокурор и адвокат,
— суд присяжных
рассматривает ___________ дела
|
1874 г. Военная реформа (воен. мин. Дмитрий
Милютин)
|
|
— все мужчины с _________
лет должны служить:
в
армии – _________ (________ в запасе),
с
высшим образованием служить – _________________
на
флоте – ________ (_________ в запасе)
—новые
воинские уставы и новое ________________
|
Оценка либеральных
реформ
реформа
|
достоинства
|
недостатки
|
Земская
Стр. 145-146
|
вокруг земств
собирается
_____________________,
вырос уровень
_____________,
|
нарушен принцип
_____________________,
круг вопросов ________
|
Городская
Стр. 147
|
Способствовала
приобщению населения
к
|
Ограниченность, т.е.
__________________
|
Судебная стр.148
|
Суд стал более
|
Сохраняется
|
Военная
стр. 150
|
|
История России XIX век урок 21
Экономика пореформенной
России после 1861г. §23
термин
|
значение
|
предмет изучения
|
Экономика
|
|
|
Последствия
отмены крепостного права:
Изменения в сельском
хозяйстве:
что
изменилось?
|
новые
проблемы
|
как решались?
|
крестьяне стали
__________________
|
Помещики лишились
|
Отработочная
система:
_______________ арендуют
землю у _________________,
а за это отрабатывают
на ____________ землях
____________ инвентарём
|
«отрезки» -
|
__________________
__________________
не хватает земли
|
____________ налоги
добавились
___________________
|
_________________
крестьянских
хозяйств от непомерных сборов
|
_________________
в крестьянской общине:
_________ платит за
_________________
|
Результат: сохранение крепостнических
пережитков (_________________ землевладение,
__________________________________ состояние
крестьян), большие _________________ платежи и налоги, ____________________________, отсутствие _________________ собственности
на землю – всё это мешало развитию с/х, проблемы нарастали…
Изменения в
промышленности:
что
изменилось?
|
причины спада
в 1861-65 гг.
|
как решались?
|
Отмена
_________________
труда
|
получив свободу,
работные люди
_________________
|
_________________
_________________
объёмы производства
|
После 1861 г. –
рост мировых цен
_________________
|
не хватает сырья для _________________
промышленности
|
Начали выращивать
хлопок
в _________________
|
Экономическая
политика государства:
принятые меры
|
как повлияли?
|
1860 г. открыт
Государственный банк
|
— гос. банк дает __________________________________
— в 60-70 гг. создаются
_________________ банки
|
Поощрение
строительства ________
|
— за 20 лет
протяженность ж/д увеличилась более чем в ____ раз (было 2
тыс. стало более ___ тыс.)
— развитие
|
В
середине 60-х гг. в России экономический подъем (с.161-164 показатели)
История России XIX век урок 22
Общественное движение:
либералы и консерваторы §24
термин
|
значение
|
предмет изучения
|
Общественное движение
|
|
|
Направления
общественного движения:
вопросы
|
либералы
|
консерваторы
|
ценности
|
|
|
путь
развития
|
_______________________
преобразования,
проводимые правительством
|
____________________
ужесточение режима:
|
Либеральное
движение в 50-70 гг. XIX в.
представители
|
идеи
|
что означают?
|
К.Д. Кавелин,
Б.Н.Чичерин
«Письмо к издателю»
сер.50-гг.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А.И. Кошелев,
К.С. Аксаков
ж. «Русская беседа»
|
Славянофилы
|
|
А.М.
Унковский
Тверской адрес
Александру II
|
Дворяне требовали
|
|
И.И.Петрункевич,
С.А Муромцев
Представители земств
|
|
|
Консервативное
движение – Михаил Никифорович Катков
Газета «Московские ведомости»
— критика __________ которые привели к росту
революционного движения,
— критика ______________ «стадо… мыслителей без
смысла».
— за ____________________ Россию. Выражал
интересы – _____________
Приведите по 2
аргумента, доказывающих правильность взглядов
Либералы
правы, т.к.
|
Консерваторы
правы, т.к.
|
|
|
|
|
История России XIX век урок 23
Зарождение
революционного народничества §25
Революция
|
_________________________ в жизни
общества
смена власти ______________________________
|
Причины роста
революционного движения:
Революционеры:
|
факты,
события
|
Недовольны
__________________
|
Выкупные платежи,
отрезки
|
Уверены,
что народ…
____________________________
|
Выступление крестьян
в селе Бездна
Казанской губернии
|
Николай
Гаврилович Чернышевский
Идеи, действия
|
Реакция правительства
|
Призывал к
___________________________
Роман
________________________________
|
|
«Земля и воля» - первая организация народников
состав
|
Разночинцы:
|
программа
|
|
деятельность
|
Распространение ______________________
литературы
|
Три направления
революционного народничества
|
|
|
Михаил Александрович
__________________
|
Пётр Лаврович
__________________
|
Пётр Никитич
__________________
|
Какой будет революция?
|
|
|
|
Что делать?
|
|
|
|
Почему?
|
|
|
|
Прочитайте
высказывание одного из теоретиков народничества:
«Бросайте же скорее
этот мир, обречённый на гибель, бросайте университеты, академии, школы,
ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой»
самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий».
1. Как вы
понимаете, кого и к чему призывает автор?
2. Кому принадлежат
эти слова? Почему вы так решили?
3. Что бы вы ему
ответили? Свою позицию аргументируйте.
История России XIX век урок 24
Внешняя
политика Александра II §27
Мин. _______________
Александр Михайлович Горчаков: «Говорят, что Россия сердится. Россия не
сердится, Россия __________________»
Изменение
внешнеполитических целей:
Было при Николае I
|
Стало при Александре II
|
Россия – ____________
Европы, армия
участвует в подавлении ___________ (1848г. в Австрии)
|
Отказ от активного
участия в
__________________
делах,
т.к.
главная задача – ____________
|
Задачи внешней
политики:
проблема
|
задача
|
что надо сделать?
|
Унизительные условия ________________
мира 1856г.
|
Восстановление
статуса
|
Восстановить право __________________
в Чёрном море
|
Неопределённость
границ на востоке страны
|
|
|
Направления
внешней политики
Проблема
|
Путь решения
|
1
направление – отношения со странами…
|
Политическая изоляция
|
Сближение
России с
|
_________________
Чёрного моря
|
В 1870 г. Горчаков
заявил, что Россия
|
России нужны
______________ в Европе
|
1873 г. Союз трех
императоров
|
2
направление – ________________________ война 1817- 1864гг
|
Присоединение ________
сопротивление
________
|
1859г. пленение имама
Шамиля на
_______________ условиях и ______ в 1864г.
|
3
направление –
|
В 1860-гг. в состав
России
добровольно вошёл
___________, наша цель
–
|
Завоевание _______________
эмирата,
_______________________________ ханств.
Генералы: Черняев,
Скобелев, Столетов.
Создано ____________________________
генерал-губернаторство
|
4
направление – _______________________________ политика
|
Отсутствие границы с
_______________
|
1858 Айгунский,
1860 Пекинский договоры
Граница – ____________
+ Уссурийский край
|
Отсутствие границы с
________________
|
1875 г. подписали
договор, по которому:
Сахалин
– _______, Курильские о-ва - ______
|
Нет
средств контролировать терр.
|
1867 г. Россия
продала США
|
|
|
|
|
ВЫВОД. Внешняя
политика Александра II была __________________,
т.к. _______________ решить главные задачи – _________________________
______________________________________________________________.
Назовите главное достижение и главный
промах внешней политики
в 60-е- нач. 70-х гг.. XIX в. (факты),
аргументируйте свой выбор.
История России XIX век урок 25
Русско-турецкая
война 1877-1878 гг. §28
термин
|
значение
|
предмет
|
Восточный вопрос
|
_______________________ великих
держав
______________________________________
позже Италии и
Германии _______________
___________________________________.
|
|
1875 -1876
гг. Балканский кризис – _______________________________________
Миссия России в данном
конфликте – ________________________________
действия России
|
последствия
|
сначала не участвует
в войне, но за славян
сражаются ___________________________.
|
в России общественное
мнение __________
|
организовала
международные конференции,
чтобы ____________________________________________
|
Турция _____________
военные
действия
|
12
апреля 1877 г. Александр II _____________
|
|
События Русско-турецкой
войны 1877-1878 гг.
действия России
|
результаты
|
Лето 1877 г. русская
армия
перешла _____________
|
Болгары встречают
русских как
|
Отряд ген. Гурко
освободил
Тырново и занял
_________________________________
|
с июля до декабря
1877
г.
_____________
(большие потери)
Ген.
Радецкий докладывал:
|
Июль – ноябрь 1877
Русские осаждают _____________
которую занял _____________
|
Неудачные попытки _____________
Ген Тотлебен
организует ___________ Плевны. В декабре _____________
|
Победы русской армии
в январе 1878 г.
Ген. Гурко занял _______________________
Ген.
Скобелев – ________________
Ген. Лорис – Меликов ____________________________________________________.
|
Результаты войны
февраль 1878г. _____________ России
|
июль 1878 г. _____________
России
|
Россия + Юж.
Бессарабия и крепости Батум, Ардаган, Карс (_________)
Сербия, Черногория,
Румыния – стали _______________ государствами
____________
– автономное
княжество
|
Болгария разделена на
2 части:
1 –Турции, 2– автономия
_________ терр. Сербии
и Черногории
____________
+
Боснию и Герцеговину
_____________ + о. Кипр
|
Читать документ на стр.
203-204 (С.Ю.Витте), ответить на вопросы:
1.
Как Витте объясняет причины вступления Росси в войну?
2.
В чём автор видит причину победы России?
3.Почему
Россия согласилась подписать Берлинский трактат?
История России XIX век урок 26
Революционное
народничество вт. пол. 60-х гг. – нач. 80-гг XIX в. §26
термин
|
значение
|
предмет
|
Революционное
народничество
|
Направление ________________
движения
в России в ______ гг. ____ века, участники
которого стремились изменить _________
______________________ с помощью
_________________________________
|
|
Народнические
организации 60-х нач.70-х гг.
лидеры, идеи
|
деятельность
|
результат
|
1863 – 1866 гг.
Ишутинцы, группа «Ад»
|
___________________.
Цель:
|
1866г.
Выстрел
Каракозова
|
Организация
|
1869 г. Сергей Нечаев
организация «Народная расправа»
нравственно то, что
способствует ____________________________
|
Стр. 182 ________________
_____________________
|
Нечаев казнил товарища
|
|
1869 г.
«чайковцы» - кружок Николая Чайковского
|
Отказ от
_____________________
подготовка
революции
|
Распространение
_____________________
литературы
|
Здесь начинали революционную
деятельность многие народники
|
1874 – 1875
гг. Хождение в народ
|
Молодые люди – _____________________ – шли ___________________, призывали
крестьян к _____________________. Народ _____________________
их
идеи. Крестьяне _____________________________________. Народников ____________________________… Движение
|
1876 г. новая «Земля
и воля»
Цель – __________________________________________, в результате
которого
земля – перейдёт _____________________, управление – _____________________
Новое хождение в народ – народники _________________ в деревне,
работали
_________________________________________ и занимались
пропагандой революции
1879 г. раскол «Земли и
воли»
|
|
|
|
за пропаганду
|
за индивидуальный
террор
|
Охота на царя – народовольцы
организовали покушения на Александра II
1880 г. Степан Халтурин
– взрыв в Зимнем дворце – царь не пострадал
Царь создал Верховную
распорядительную комиссию
Диктатура сердца Лорис
– Меликова
1 марта 1881 г. царь
смертельно ранен бомбой, брошенной Гриневицким.
___________________________________________________________________________________Читать документ
на стр. 188, ответить на вопросы к нему
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.