Инфоурок География Другие методич. материалыМатериалы к урокам истории в 8 классе по теме: «Россия во второй половине XIX века»

Материалы к урокам истории в 8 классе по теме: «Россия во второй половине XIX века»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
городского округа город Мантурово Костромской области

 

Рабочая тетрадь ученика

 

Материалы к урокам истории в 8 классе по теме:
«Россия во второй половине
XIX века»
УМК История России. 6-9 кл. А.А.Данилов и др.

 

Автор:

учитель истории МБОУ СОШ №7

г. Мантурово Костромской области

Неганова Галина Николаевна

 


Мантурово, 2014


История России XIX век  урок 17

Накануне отмены крепостного права  §19

термин

значение

предмет изучения

Крепостное право

 

Феодальные __________________

Феодальные ___________________

(_____________________________)

 

Предпосылки отмены крепостного права

Что повлияло?

Как повлияло?

Александр Радищев кн. «Путешествие
__________________________________»

Критика ____________________________

Понимание необходимости

отмены __________________

у ____________ части общества

Развитие экономики, появление

________________, рост ___________

Осознание экон. невыгодности

_________________________

Указы верховной власти:

  1797 г. «__________________________»

  1803 г.  «_________________________»

  1842 г. «Об обязанных крестьянах»

Общество ожидает от власти

___________________ ___________________

 

Причины отмены крепостного права

Что повлияло?

Как повлияло?

Мотивы власти

Поражение в

_________________

войне __________ гг.

Отсталая _________________ ________ Россия проиграла

___________  странам Европы

Крепостное право

мешает _______ ________________

В 1855г.  царь

объявил о наборе ополчения из
_______________

Крестьянские волнения
отказ от ________________ ,

массовое бегство крестьян

Не допустить
________________

Представители

общественного

движения критикуют ________________

Образованное общество

_____________________,
об этом говорят чиновники, близкие к царю люди.

Для упрочения

власти надо

_____________ _____________

Прочитайте п. Российская «оттепель», ответьте на вопросы:

1.   Что доказывает готовность Александра II к реформам? (три факта)

  ______________________________________________________________

  ______________________________________________________________

  ______________________________________________________________

2.   Как Вы понимаете значение термина «оттепель»?

   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________

История России XIX век  урок 18

Отмена крепостного права в 1861г. §19

Подготовка крестьянской реформы.   Александр II (1855-1881 гг.):

«Лучше нам отменить крепостное право «_____________», нежели дожидаться того момента, когда оно само собою начнёт _________________ «_________».

Деятельность редакционных комиссий 1859-1860 гг.

 

 

Освободить крестьян с землёй,

но за выкуп

Дать крестьянам свободу,

но без земли

Манифест об освобождении крестьян от 19 февраля 1861 г.

положения

что означают

последствия

 

Отмена крепостного права
(рабства), у крестьян -

___________________ права

Каждый сам решает ______________

Уставные

грамоты

________________________
подписывали соглашение

согласование условий

 

Крестьяне должны
заплатить выкуп за землю

Сохраняется
________________
землевладение.

Стр. 142

Цена земли – капитализированная рента (оброк). Государство даёт кредит на 49 лет тем, кто заплатил 20% суммы сделки

Крестьянам

_________________
платить

 

Часть бывших крестьянских
наделов отрезали в пользу
___________________

у крестьян ______
земли, они вынуждены _________________

 

Не заключившие сделки
крестьяне платят оброк или
выполняют барщину

Сохраняется

 

Земля –  собственность
общины
, она отвечает
за выплату налогов
(__________________________)
и перераспределяет наделы
(__________________________)

__________ выполняет

полицейские
функции,
помогает слабым, сдерживает проявление хозяйственной инициативы

Значение отмены крепостного права (стр. 142): ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________Объясните слова .Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

«Порвалась цепь великая,

Порвалась — расскочилася

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..»

Речь идет об ____________________________,

условиями ___________________ недовольны:

 

 

 

 


История России XIX век  урок 19-20

Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. § 20-21

термин

значение

предмет изучения

реформа

 

 

либерализм

идеология, провозглашающая главной ценностью…

Реформы Александра II

что создано?

что изменилось?

1864 г. Земская реформа

 

  Проводились ______________ в органы власти

  Земства решали хозяйственные вопросы:

___________________________________________

  Введен _____________________  на недвижимость

1870 г. Городская реформа

Городские ________ и

городские ________

Появились __________________________ в городах

Решали __________________________ вопросы:
благоустройство, торговля, промышленность и т.п.

1864 г. Судебная реформа

________ судьи и

__________ суды:

  окружной суд

  судебная палата

  новые принципы судопроизводства:

1.   ___________________________ – один суд для всех,

2.   _________________________ – в зале суда публика,

3.   ________________________ – несменяемость судей,

4.   _________________________ – прокурор и адвокат,

  суд присяжных рассматривает ___________ дела

1874 г. Военная реформа (воен. мин. Дмитрий Милютин)

 

  все мужчины с _________ лет должны служить:

в армии   –   _________  (________ в запасе),

с высшим образованием служить – _________________

на флоте  –  ________ (_________ в запасе)

новые воинские уставы и новое ________________

Оценка либеральных реформ

реформа

достоинства

недостатки

Земская

Стр. 145-146

вокруг земств собирается
_____________________,

вырос уровень _____________,

 

нарушен принцип
_____________________,
круг вопросов ________

 

Городская

Стр. 147

Способствовала

приобщению населения к

 

Ограниченность, т.е.
__________________

 

Судебная стр.148

Суд стал более

Сохраняется

Военная

стр. 150

 

 


История России XIX век  урок 21

Экономика пореформенной России после 1861г. §23

термин

значение

предмет изучения

Экономика

 

 

Последствия отмены крепостного права:

 

 

 

 

 

 


Изменения в сельском хозяйстве:

что изменилось?

новые проблемы

как решались?

крестьяне стали
__________________

Помещики лишились

 

Отработочная система:

_______________ арендуют землю у _________________,

а за это отрабатывают

на ____________ землях

____________ инвентарём

«отрезки» -

 

 

 

__________________

__________________

не хватает земли

____________ налоги

добавились

 ___________________

_________________
крестьянских хозяйств от непомерных сборов

_________________

в крестьянской общине:

_________ платит за
_________________

Результат: сохранение крепостнических пережитков (_________________ землевладение, __________________________________ состояние крестьян), большие _________________ платежи и налоги, ____________________________, отсутствие _________________ собственности на землю – всё это мешало развитию с/х, проблемы нарастали…

Изменения в промышленности:

что изменилось?

причины спада в 1861-65 гг.

как решались?

Отмена

_________________

труда

получив свободу,
работные люди
_________________

_________________

_________________

объёмы производства

После 1861 г. –

рост мировых цен

_________________

не хватает сырья для _________________
промышленности

Начали выращивать
хлопок
в
_________________

Экономическая политика государства:

принятые меры

как повлияли?

1860 г. открыт
Государственный банк

  гос. банк дает __________________________________

  в 60-70 гг. создаются _________________ банки

Поощрение
строительства ________

  за 20 лет протяженность ж/д увеличилась более чем в ____  раз (было 2 тыс. стало более ___ тыс.)

  развитие

В середине 60-х гг. в России экономический подъем (с.161-164 показатели)


История России XIX век  урок 22

Общественное движение: либералы и консерваторы §24

термин

значение

предмет изучения

Общественное движение

 

 

Направления общественного движения:

вопросы

либералы

консерваторы

ценности

 

 

путь

развития

_______________________

преобразования,

проводимые правительством

____________________

ужесточение режима:

 

Либеральное движение в 50-70 гг. XIX в.

представители

идеи

что означают?

К.Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин

«Письмо к издателю» сер.50-гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

А.И. Кошелев,

К.С. Аксаков

ж. «Русская беседа»

Славянофилы

 

 

А.М. Унковский

Тверской адрес

Александру II

Дворяне требовали

 

И.И.Петрункевич, С.А Муромцев

Представители земств

 

 

Консервативное движение – Михаил Никифорович Катков

Газета «Московские ведомости»

  критика __________ которые привели к росту революционного движения,

  критика ______________  «стадо… мыслителей без смысла».

  за ____________________  Россию. Выражал интересы – _____________

Приведите по 2 аргумента, доказывающих правильность взглядов

Либералы правы, т.к.

Консерваторы правы, т.к.

 

 

 

 

История России XIX век  урок 23

Зарождение революционного народничества §25

Революция

_________________________ в жизни общества
смена власти ______________________________

Причины роста революционного движения:

Революционеры:

факты, события

Недовольны __________________

Выкупные платежи, отрезки

Уверены, что народ…

____________________________

Выступление крестьян

в селе Бездна Казанской губернии

Николай Гаврилович Чернышевский

Идеи, действия

Реакция правительства

Призывал к ___________________________

Роман ________________________________

 

«Земля и воля» - первая организация народников

состав

Разночинцы:

программа

 

деятельность

Распространение ______________________ литературы

Три направления революционного народничества

 

 

 

Михаил Александрович __________________

Пётр Лаврович

__________________

Пётр Никитич

__________________

Какой будет революция?

 

 

 

Что делать?

 

 

 

Почему?

 

 

 

Прочитайте высказывание одного из теоретиков народничества:

«Бросайте же скорее этот мир, обречённый на гибель, бросайте университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой»
самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий».

1.   Как вы понимаете, кого и к чему призывает автор?

2.   Кому принадлежат эти слова? Почему вы так решили?

3.   Что бы вы ему ответили? Свою позицию аргументируйте.


История России XIX век  урок 24

Внешняя политика Александра II §27

Мин.   _______________    Александр Михайлович Горчаков: «Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия __________________»

Изменение внешнеполитических целей:

Было при Николае I

Стало при Александре II

Россия – ____________ Европы, армия
участвует в подавлении ___________  (1848г. в Австрии)

Отказ от активного участия в

__________________ делах, т.к.

главная задача – ____________

Задачи внешней политики:

проблема

задача

что надо сделать?

Унизительные условия ________________

мира 1856г.

Восстановление

статуса

 

Восстановить право __________________

в Чёрном море

Неопределённость
границ на востоке страны

 

 

Направления внешней политики

Проблема

Путь решения

1 направление – отношения со странами

Политическая изоляция

Сближение России с

_________________

Чёрного моря

В 1870 г. Горчаков заявил, что Россия

 

России нужны

______________ в Европе

1873 г. Союз трех императоров

 

2 направление –  ________________________ война 1817- 1864гг

Присоединение   ________

сопротивление   ________

1859г. пленение имама Шамиля на
_______________ условиях и ______ в 1864г.

3 направление –

В 1860-гг. в состав России

добровольно вошёл

___________, наша цель

 

Завоевание _______________ эмирата,

_______________________________ ханств.

Генералы: Черняев, Скобелев, Столетов.

Создано ____________________________

генерал-губернаторство

4 направление – _______________________________ политика

Отсутствие границы с

_______________

1858 Айгунский, 1860 Пекинский договоры

Граница – ____________ + Уссурийский край

Отсутствие границы с

________________

1875 г. подписали договор, по которому:

Сахалин – _______, Курильские о-ва - ______

Нет средств контролировать терр.

1867 г. Россия продала США

 

ВЫВОД. Внешняя политика Александра II была __________________, т.к. _______________ решить главные задачи – _________________________ ______________________________________________________________.

Назовите главное достижение и главный промах внешней политики
в 60-е- нач. 70-х гг..
XIX в. (факты), аргументируйте свой выбор.

История России XIX век  урок 25

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. §28

термин

значение

предмет

Восточный вопрос

_______________________ великих держав

______________________________________

позже Италии и Германии _______________
___________________________________.

 

1875 -1876 гг. Балканский кризис – _______________________________________

 

 

 

 


Миссия России в данном конфликте________________________________

действия России

последствия

сначала не участвует в войне, но за славян

сражаются ___________________________.

в России общественное мнение  __________

организовала международные конференции,
чтобы
____________________________________________

Турция _____________
военные действия

12 апреля 1877 г. Александр II _____________

 

События Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

действия России

результаты

Лето 1877 г. русская армия

перешла _____________

Болгары встречают русских как

Отряд ген. Гурко освободил
Тырново и занял

_________________________________

с июля до декабря 1877 г.

_____________ (большие потери)

Ген. Радецкий докладывал:

 

Июль – ноябрь 1877

Русские осаждают _____________

которую занял _____________

Неудачные попытки _____________

Ген Тотлебен организует ___________ Плевны. В декабре _____________

Победы русской армии в январе 1878 г.

Ген. Гурко занял _______________________  Ген. Скобелев – ________________

Ген. Лорис – Меликов ____________________________________________________.

Результаты войны

февраль 1878г. _____________ России

 

июль 1878 г. _____________ России

 

Россия + Юж. Бессарабия и крепости Батум, Ардаган, Карс (_________)

Сербия, Черногория, Румыния – стали _______________ государствами

____________автономное княжество

Болгария разделена на 2 части:

1 –Турции, 2– автономия

_________ терр. Сербии и Черногории

____________ + Боснию и Герцеговину

_____________ + о. Кипр

Читать документ на стр. 203-204 (С.Ю.Витте), ответить на вопросы:

1. Как Витте объясняет причины вступления Росси в войну?

2. В чём автор видит причину победы России?

3.Почему Россия согласилась подписать Берлинский трактат?


История России XIX век  урок 26

Революционное народничество вт. пол. 60-х гг. – нач. 80-гг XIX в. §26

термин

значение

предмет

Революционное народничество

Направление ________________ движения
в России в ______ гг. ____ века, участники
которого стремились изменить _________
______________________ с помощью
_________________________________

 

Народнические организации 60-х нач.70-х гг.

лидеры, идеи

деятельность

результат

1863 – 1866 гг. Ишутинцы, группа «Ад»

___________________. 

Цель:

 

1866г. Выстрел

Каракозова

 

Организация

 

1869 г. Сергей Нечаев организация «Народная расправа»

нравственно то, что способствует ____________________________

Стр. 182 ________________ _____________________

 

Нечаев казнил товарища

 

1869 г. «чайковцы» - кружок Николая Чайковского

Отказ от

_____________________
подготовка революции

Распространение

_____________________

литературы

Здесь начинали революционную деятельность многие народники

1874 – 1875 гг. Хождение в народ

Молодые люди –  _____________________  – шли   ___________________,  призывали
крестьян к
_____________________. Народ _____________________ их идеи. Крестьяне _____________________________________. Народников ____________________________… Движение

1876 г. новая «Земля и воля»

Цель __________________________________________, в результате которого

земля – перейдёт _____________________, управление – _____________________

Новое хождение в народ народники _________________ в деревне, работали
_________________________________________ и занимались пропагандой революции

1879 г. раскол «Земли и воли»

 

 

 

 

за пропаганду

за индивидуальный террор

Охота на царя – народовольцы организовали покушения на Александра II

1880 г. Степан Халтурин – взрыв в Зимнем дворце – царь не пострадал

Царь создал Верховную распорядительную комиссию

Диктатура сердца Лорис – Меликова

 

 

1 марта 1881 г. царь смертельно ранен бомбой, брошенной Гриневицким.

___________________________________________________________________________________Читать документ на стр. 188, ответить на вопросы к нему

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Материалы к урокам истории в 8 классе по теме: «Россия во второй половине XIX века»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


Материалы к урокам истории в 8 классе по теме: «Россия во второй половине XIXвека».  Разработки уроков и рабочую тетрадь ученика. Материал в опорных конспектах структурирован – таблицы, маркированные списки, схемы. Такая форма подачи содержания учит логически мыслить, анализировать и систематизировать информацию. Важный итог каждого урока – наличие у ученика заполненного конспекта по каждой теме.

Учебник, которому соответствуют представленные материалы: История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина . – 13 изд. – М. : Просвещение, 2012


 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4712
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 479
    • DOCX 176.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Неганова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Неганова Галина Николаевна
    Неганова Галина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 26938
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 429 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе