Главная / Музыка / Материалы к беседам по вокалу для уроков музыки в 1-7 классах общеобразовательной школы

Материалы к беседам по вокалу для уроков музыки в 1-7 классах общеобразовательной школы

Л.Н.Игнатова


Материалы к беседам по вокалу

Певческий голос.

Пение – это естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.

Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.


Певческая установка.

Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.

От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).

Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову.

Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула.

Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.


Поговорим о дыхании.

Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.

Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.


Слух является основным регулятором голоса.

Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового слухового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.

Слуховые восприятия через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение по нотам, пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).


Берегите свой голос.

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!

Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:

А – а – а

Э – э – э

И – и – и

О – о – о

У – у – у

Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.

Кратко рассмотрим наиболее распространенные из простудных заболеваний. Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнения на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.

При простудных заболеваниях гортани – острых ларингитах – поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые складки, наблюдается их несмыкание. Простудные ларингиты быстро проходят, но не смыкание складок после них может затянуться.

Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.

Острые заболевания миндалин в обыденной жизни называют ангинами. Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа. Но ангины хронические, часто повторяющиеся, или так называемые хронические тонзиллиты, не проходят бесследно для всего организма и для гортани в частности. При них слизистая оболочка глотки находится почти постоянно в воспаленном состоянии, в это воспаление вовлекается и гортань. В случае безрезультатного длительного лечения больные миндалины удаляют оперативным путем.

Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными толчками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.


Искусство муз.

Всюду, где живет, трудится и отдыхает человек, – звучит музыка.

Древние греки сложили миф о певце Орфее. Песня Орфея делала чудеса. Когда он играл на кифаре и пел под мелодичный звон её струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, завороженные его музыкой. Вот так в далекой древности почувствовали силу музыки.

Слово «музыка» в переводе с греческого языка означает «искусство муз». Музыка рождалась из слова, из пения птиц и криков животных, из вздохов ветра, шума листвы и журчания воды, из ритмических возгласов людей, занятых общим делом, из магических заклинаний... Музыку древних нельзя было отделить от их повседневной жизни, и нам трудно себе представить, как она звучала. Известно только, что её исполняли на разнообразных дудочках из кости с дырочками, на раковинах и деревянных свистульках. С течением времени наиболее музыкальные для нашего уха звуки выстроились в ряд по высоте, стали разниться по длительности – люди научились связывать их в мелодию.

Музыка может выражать самые высокие чувства и самые тонкие переживания, рисовать звуковыми красками картины природы, создавать портреты, раскрывать характер и рассказывать целые истории. Музыка воспевает борьбу человека за счастье, мир, за светлое будущее.

Музыка дарит людям радость, надежды, мечты. Трудно представить жизнь человека без музыки.


Вокальная музыка.

Итальянское vokale означает голосовой. То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – сначала это скорее всего были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов, которые она сопровождала, и от танца.

Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.


Мелодия.

Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.

Мелодия всегда имеет тот или иной ритм. Греческое слово «ритмос» означает «соразмерность», «стройность». Ритмом называется чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.

Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада. Все семь звуков лада могут быть повышены или понижены на полтона.

Чтобы обозначить в нотной записи эти повышения и понижения звуков, к ним прибавляются знаки альтерации, то есть знаки изменения высоты звуков (латингкое слово «альтераре» означает «изменять».) Основных знаков альтерации три – диез, бемоль, бекар.

Диез повышает звук на половину тона. Полтона – это самое короткое расстояние (интервал) между двумя звуками. Бемоль – понижает звук на полтона. Бекар – знак отказа от ранее написанного диеза или бемоля. Всех вместе музыкальных звуков – простых и со знаками альтерации – двенадцать.

Сколько же можно сложить мелодий из двенадцати звуков?

Миллиарды! Бесчисленное множество! И ни одна не будет повторять другую.


Песня.

Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.

В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине.

Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди.

Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» – в духе городского романса, авторские, эстрадные, массовые, хоровые. Есть песни-плачи и жалобы, а есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни-баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, прибаутки, теплые, душевные колыбельные. Большое признание у детей получили песни на современные эстрадные мотивы – песни из мультфильмов, сказок, художественных фильмов.

Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа.

Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной. Так, например, произошло с песней «Утес Стеньки Разина», а ведь у нее есть и авторы – музыка А. Рашевской, стихи А. Навроцкого, или, например, с французской «Марсельезой», ставшей во Франции государственным гимном, а в России – революционной песней наряду с «Варшавянкой», пришедшей из Польши.

Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей. Одни песни носят лирико-исповедальный характер, выражая настроения нашего современника, другие же – просто развлекательные, цель их другая: дать человеку отдохнуть, забыться и забыть о делах насущных.

В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок-групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен обычно не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии – стихи С. Есенина, М. Цветаевой, О Мандельштама, Б. Пастернака. В таких случаях мелодия, как правило, является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.


Русская песня.

Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению, обеспечивая прогресс общественной мысли. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, но одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации. В дошедших до нас времен язычества календарных обрядах и сейчас можно проследить главенствующую линию поклонения человека труду как основному средству своего существования. Заботы о хлебе насущном, о продолжении рода заставляли людей устраивать свою жизнь, придерживаясь годового календаря, ориентированного на погодные и природные условия. Непреложное выполнение календарных и семейно-бытовых обрядов учило человека нормам жизни и поведения.

Фольклор отражает особенности исторического развития народа. Русская история, полная ярких и часто трагических событий, стимулировала рост способности народа к песнетворчеству. На тесную и непосредственную взаимосвязь национальной истории и музыкального народного творчества указывал Н. В. Гоголь: «Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразиться, как только в его песнях».

Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. В их творчестве, полном жизни, энергии, простоты и искренности, отражается нравственное здоровье народа.

Сама природа русской песни сочетает в себе поэзию, музыку и пластику движений. Слово, несущее смысл песни, играет ведущую роль в музыкальной речи. Выразительная речевая интонация – основа русского народного пения. Вызванное им эмоциональное состояние находит у исполнителей отклик, проявляющийся в способах передачи через характерные интонации и движения. В результате одна и та же песня может иметь разную жанрово-стилевую окраску, зависящую от исполнения в той или иной песенной традиции. Народное пение опирается на естественную фонетику разговорной речи со свойственным ей богатством и индивидуальным характером смысловых интонаций и тембровых красок.

Календарные песни – ранний пласт художественного народного творчества. Народная песня органично взаимосвязана с годовым календарным циклом земледельческих работ и приуроченных к ним обрядам.

Народные свадебные песни – это песни, в которых отражаются мудрость, жизненный опыт, «свод законов» народного быта и эстетическое отношение к действительности.

Разнообразны песенные формы народной песни, сюжеты, драматические линии, действующие лица.


Исторические песни.

В песнях отражаются героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье.

Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.

Исторические песни всегда рассказывают о людях, действительно живших и чем-либо заслуживших известность, прославившихся своими заслугами или геройством. Песню интересуют, прежде всего, реальные факты. Рассказ о них важнее искусства художественного вымысла. Если собрать все вместе исторические песни, то получится целая история – не писанная, а рассказанная, спетая. Песни эти правдивы, реалистичны, одновременно носят поучительный характер: как относиться к поступкам, делам людей.

В исторических песнях выразилось поэтическое воодушевление певцов, их отношение ко всему, о чем они рассказывают. Песни печалились, негодовали, обличали, высмеивали, славили, осуждали, радовались.

В Нижнем Новгороде Кузьма Минин убеждает народ, что нельзя ничего жалеть для спасения родины. Речь Минина к горожанам передана с энергией настоящего призыва:

Оставляйте вы свои домы,

Покидайте ваших жен, детей,

Вы продайте все свое злато-серебро,

Накупите себе вострыих копьев,

Вострыих копьев, булатных ножей.

С необычайным воодушевлением говорится в песнях об удалых действиях «разбойного атамана» Степана Разина. Нашим глазам предстает бурный лик – река: мимо крутых берегов она несет желтые пески поверх воды, а по реке стремительно бежит струг – гребное судно. Оно впереди других стругов «как сокол летит»:

Уж как этот-то стружочок узукрашен был,

Узукрашен был знаменами он,

Дубовыми весельцами,

Копьями, будто лесом усажен.

На струге сам атаман – Степан Тимофеевич Разин. Эта картина просится на полотно: и атаманский струг, и гребцы, и казаки.

Песни народа перенесут нас в далекое прошлое: в эпоху татаро-монгольского нашествия, во времена царя Ивана Грозного. Сколько песен создано о крестьянских войнах Разина и Пугачева, о войнах, которые вел царь Петр Первый, о знаменитых походах Александра Васильевича Суворова и полководцах и героях Отечественной войны 1812 года.

Песни народа убеждают в том, что каждое значительное историческое событие вызвано движением самого народа. Исторические песни – русская история, рассказанная самим народом.

Хороводные и протяжные песни.

Исторические песни – песни о судьбе русского народа.

– А о чем рассказывается в лирических песнях?

– О судьбе каждого человека. О том, что его тревожит, волнует, радует, о чем он мечтает.

– Что же самое ценное, что есть у человека? В каких песнях об этом говорится?

– Свободная, вольная жизнь.

(Педагог напоминает, или сами дети вспоминают песню «Ах ты, степь широкая».)

– А что самое дорогое, что есть у человека в жизни? Как об этом повествуется в песнях?

– Родной дом, его родные и близкие люди. (Вспоминают песню «Степь да степь кругом».)

– Без чего еще человеку плохо, и вянет он, как «аленький цветочек без красного солнышка»?

– Без любви. (Поют песню «То не ветер ветку клонит».)

– А как, жалея русскую женщину за ее тяжелую судьбу, народ в песнях обращался к ней?

– Лебедушка, утушка луговая, березонька, яблонька, рябинушка, павушка.

– Верно. И пелись эти песни неторопливо, неспешно, задумчиво, по внешне очень строго, ни одного лишнего жеста.

– А вот те песни, о которых мы поведем речь сегодня, наоборот, при исполнении сопровождались самыми разнообразными движениями, выразительной мимикой и жестами. Это хороводные и плясовые песни.

Представьте себе: долгий зимний вечер… В избе собрались девушки-подружки. Они занимаются рукоделием и тихо поют. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно. А на стекле такой узор, что глаз не отвести. Понравился узор всем. И одна из девушек перенесла его в свое кружево, другая украсила им рождественский пирог, а третья весной, когда стаял снег и девушки вышли на лужок, повела этим узором подружек в хороводе.

Хоровод, в рисунке которого угадывается узор, или орнамент, называется орнаментальным. (Дети записывают это определение в тетрадь.) Яркими примерами таких фигурных, узорчатых хороводов служат: «Плетень», «Змейка», «Косичка», «Корзинка», «Капустка».

Были и другие хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг и в нем разыгрывали песню. Это действие выглядело как будто маленький спектакль. Такой хоровод называется драматическим или игровым. (Дети записывают в тетрадях определение.)

– Послушайте пример драматического хоровода в исполнении Воронежского хора «Как на реченьке плыла лодочка».

– Попробуйте представить, как этот хоровод мог бы быть разыгран. Что делали девушки, парни, как они двигались, какой сюжет составлял основу их действия?

Самые древние хороводы – магические. Они пришли к нам из тех далеких времен, когда люди еще верили в то, что солнце, дождь и ветер – живые существа. И для того чтобы вырастить хороший урожай, люди водили специальные хороводы, в которых старательно изображали, как они охотятся, как растят лен, мак, лук и т. д. Люди верили, что это поможет им вырастить хороший урожай.

Среди русских народных песен есть трудовые и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. К музыкально-поэтическому виду народного творчества, кроме песен, относят и древние былины, имеющие мелодию и исполняемые нараспев.


Лирические песни о любви

Человек не может жить без любви, даже если он свободен и у него есть родной дом. Человек вянет, как вянет аленький цветочек без тепла красного солнышка.

И об этом народ сочинил самое большое количество песен. В них – о счастливой любви, когда добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкою, рядом и глядят, не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются, и радости их завидуют. Но таких песен немного. Чаще добрый молодец и красна девица разлучаются, потому что предстоит «ясному соколу» дальняя дороженька или потому, что любил-любил молодец девицу да «спокинул».

Ванечка ты мой,

Миленький дружок,

Да куда же ты, соколик, уезжаешь,

На кого ты меня спокидаешь?

Остаюсь одна я в горе,

Во слезах, как в море.

Особенно тяжела разлука, когда выдали девицу замуж за нелюбимого парня. И поет добрый молодец: «Прощай, радость, жизнь моя!».





Русские народные инструменты

Баян.

Он очень похож на аккордеон, только справа у него не клавиши, а кнопки. Он из рода гармоник, но если первая хроматическая гармоника появилась в России в 1870 году, то баян родился уже в нашем веке – в 1907 году. Назван он был по имени древнерусского певца-сказителя Бояна.

Так называемые тембровые баяны имитируют звучание различных оркестровых инструментов.

Балалайка.

Русский струнный щипковый инструмент. У нее три струны и треугольной формы корпус. Известна в России с начала XVIII в. и постепенно заменила собой домру, на которой обычно играли скоморохи. Балалайка стала исключительно любимой в народе, особенно среди сельских жителей. Под нее модно было и петь, и плясать, она оказалась прекрасным солирующим и ансамблевым инструментом. У нее характерный звонкий солнечный голос.

В конце XIX в. балалайка была усовершенствована и русский виртуоз игры на балалайке Василий Васильевич Андреев создал из балалаек и домр настоящий оркестр. Теперь их называют оркестрами русских народных инструментов, куда входят не только струнные, но и духовые инструменты – всяческие пастушьи рожки и пищалки, ну и, конечно, баяны.

Звук на балалайке извлекают «бряцанием», быстро размахивая кистью и касаясь струн кончиками трех пальцев (вторым, третьим и четвертым). Можно также играть щипком или пользоваться медиатором.

Гудок.

Если вы думаете, что это какая-то дудочка, в которую гудят, то ошибаетесь. Вовсе и не дудочка, а русский народный смычковый инструмент, притом пришедший к нам из глубокой старины. Впрочем, едва ли кто сегодня на нем играет – это был любимый инструмент скоморохов. У гудка было три струны – две нижние непрерывно «гудели», верхняя служила для исполнения мелодии. Смычок у гудка был изогнут в форме лука.

Гусли.

О гуслях можно рассказывать долго. На них играл царю морскому еще былинный купец Садко, гость новгородский. Легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна тоже нельзя себе представить без гуслей. Помните «Слово о полку Игореве»? Это действительно очень древний многострунный щипковый инструмент, похожий и на лиру, и на арфу, и на гитару, и все же совсем другой, самостоятельный и самобытный. Гусли широко известны у народов Прибалтики и Поволжья, а на Руси появились в XI в. Они представляют собой ящик-резонатор, на который натянуты струны. Эти ящики были разными по форме – крыловидными и шлемовидными. Во время игры их держали на коленях. Крыловидные гусли назывались еще звончатыми. Струны первых защипывали специальной пластинкой-плектром, а на вторых играли пальцами. В XVII в. в России появились более совершенные гусли, с большим количеством струн. Их ставили не на колени, а на стол, потому они и назывались настольными. Корпус у них был прямоугольный.

В начале XX в. настольные гусли стали еще совершенней. В ту пору в России приобрели популярность оркестры русских народных инструментов, и к гуслям вернулась их былая слава. Было создано целых четыре вида гуслей, от маленьких до больших: пикколо, прима, альт и бас.

Сейчас в оркестре народных инструментов применяются и клавишные гусли – на них можно исполнять даже сложные полифонические вещи, поскольку диапазон таких гуслей – от пяти до семи октав.



Жалейка.

Это русский народный духовой инструмент. Звук у нее довольно пронзительный и резкий. А по названию можно подумать, что она играет так, будто жалуется или жалеет. Но, может быть, так оно и есть. А жалеть есть о чем – сегодня ее уже нигде не встретишь, разве что лишь в оркестре народных инструментов. А раньше она была распространена не только в России, но и на Украине, в Литве и Белоруссии.

Устройство у нее простое – это небольшая трубка из дерева или камыша, на которую надет коровий рог, усиливающий звук. В трубке – несколько отверстий, которые при игре зажимают и открывают пальцами. Диапазон небольшой – всего октава.

Ложки.

Это русский народный музыкальный инструмент, на нем и теперь играют в различных ансамблях на концертной эстраде. Для игры нужны две ложки. В этом смысле они похожи на испанские кастаньеты, только ударяются друг о друга выпуклыми частями, а не наоборот. Звук у них сухой, четкий, как щелчок. Иногда к ложкам привязывают вдобавок бубенчики. Есть большие мастера исполнения на ложках – их зовут ложечниками или ложкари.

Роговой оркестр.

Такие оркестры появились в России в XVII в. и состояли из музыкантов численностью до ста человек. У каждого из музыкантов был медный рог, издававший только один определенный звук. Поэтому, чтобы исполнять мелодию, то есть весь звукоряд, набиралось много рожечников. Такой способ игры был для исполнителей крайне изнурительным, требовал огромного внимания и напряжения. Подобные оркестры просуществовали до середины XIX в. – играли в них крепостные музыканты. Самый известный роговой оркестр выступал в начале прошлого века в Санкт-Петербурге и принадлежал К. С. Нарышкину.

Рожок.

Старинный русский духовой инструмент, пастуший рожок, делается из дерева с раструбом и отверстиями в трубке. Рожки и сейчас вводятся в состав оркестра русских народных инструментов. Ближайшая родственница русского рожка – жалейка. На Руси издавна была распространена игра на рожке. В некоторых губерниях создавались даже инструментальные ансамбли рожечников.


Жанры вокальной музыки
(терминологический словарь)

• Оперный.

• Ораториальный.

• Камерный.

• Оперетта.

• Джаз.

Опера (от латинских слов «труд, изделие»). Вид синтетического искусства.

Художественное произведение, содержание которого воплощают в сценических и музыкально-поэтических образах. Опера соединяет в едином театральном действии вокальную (соло), ансамбль (хор), инструментальную музыку (симфонический оркестр), драматургию, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В опере воплощаются все формы вокальной музыки – ария, ариозо, песня, монолог, речитатив, дуэт, трио, квартет, большие финалы с хором.

Оратория (от латинских слов «говорю, молю»).

Крупное музыкальное произведение для певцов (солистов), хора и симфонического оркестра. Писались обычно на драматический и библейский сюжеты.

Камерный (от латинских слов «камера, комната»).

Очень обширный пласт вокальной музыки, возникший в эпоху возрождения и барокко. В это время пишутся мадригалы, кантаты, мессы.

Пение требует виртуозности и шикарности.

Пишутся произведения для солистов, небольшого хора и малого состава оркестра.

Мадригал (от латинского выражения «песня на родном языке» или «куплеты, припевы»).

В XVI веке становится вокальной поэмой (обычно 4–5 человек).

В XVII веке лирические стихотворения, обращенные женщине.

Кантата произведение торжественного или лирико-эпического характера. Отличается от оратории меньшим составом оркестра, менее развитым сюжетом. Содержание светское и духовно-церковное.

Романсы (от слов «по-романски», «по-испански») занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Романсы – песни любви, в XV–XVI веках сочинявшиеся композиторами Испании и исполнявшиеся с инструментальным (преимущественно гитарным) сопровождением. Начиная с XVIII века, романсы стали распространяться по другим европейским странам. В России они появились в конце XVIII века. Многие музыканты стали сочинять так называемые «бытовые» романсы – несложные, куплетные по построению, мало отличавшиеся от обычной песни. Мелодия бытового романса часто сопровождалась простым аккордовым аккомпанементом. Позднее возник и классический романс, отличавшийся от бытового романса. К каждой его строфе появлялась новая музыка: она следовала за всеми изменениями поэтического текста. Романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» – ярчайший тому пример.

Оперетта (от итальянских слов «маленькая опера»).

Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии музыку, танец, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, оркестр, в небольшом количестве балет.

Оперетта как самостоятельный жанр сложилась во Франции в середине XIX века. Создателями были драматург Ф. Эрвэ и композитор Ж. Оффенбах.

Джаз это настоящий герой нашего времени. Джаз буквально ошеломил всех невиданными ритмами, громким звучанием, диссонансами, непривычными танцами, такими как буги-вуги, фокстрот.

Джаз – род современного искусства, продукт уникального смешения музыкальных культур различных народов. Родился он на рубеже XIX–XX веков на юге США в Новом Орлеане – городе, где великая река Миссисипи впадает в океан.


Импровизация

«Неожиданная», «внезапная» – вот как переводится это слово.

Импровизировать – значит сочинять на ходу, без подготовки, прямо в момент исполнения музыки.

Искусство это древнее. Когда-то нотной записи не было, и музыкант-исполнитель должен был сам сочинять себе музыку Поскольку он ее не записывал, то играл каждый раз по-новому. И чем талантливее был артист, тем больше нового придумывал, стараясь не повторяться.

Большие музыканты могут и вовсе не стеснять себя придуманной ранее музыкальной мелодией. Они импровизируют, придумывая мелодию на ходу. Величайшим импровизатором был Иоганн Себастьян Бах. Многие его произведения, которые мы сегодня слышим, были написаны, что называется, за один присест, на одном дыхании. К счастью, Бах обладал необыкновенной памятью и потом мог записать свои импровизации нотами. Поэтому они и дошли до нас.


Ансамбль

Если ты увидишь и услышишь несколько музыкантов, которые играют совместно, то знай – это ансамбль. Слово «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе».

Самые маленькие ансамбли называют камерными, то есть комнатными («камера по-итальянски – «комната»). Все камерные ансамбли имеют одну особенность: каждый его участник владеет самостоятельной партией – своим голосом, своей линией мелодии. Но все в ансамбле подчинено общему замыслу музыкального произведения. Совсем как на строительной площадке: каждый занят своим делом, но цель у всех одна – построить дом.

Камерные ансамбли в два человека составляют дуэт, в три человека – трио. В четыре, пять, шесть, семь и восемь человек – квартет, квинтет, секстет, септет и октет. Все эти наименования происходят от латинских названий чисел.

В ансамбль может входить и большая группа музыкантов.

Знаменитый танцевальный коллектив «Березка» тоже называется ансамблем. В нашей стране впервые возник огромный ансамбль А. В. Александрова. Известный советский композитор Александр Васильевич Александров был его организатором и первым художественным руководителем. В состав этого прославленного коллектива входят певцы-солисты, певцы хора, танцоры, оркестранты.


Ноты

Монах Гвидо из итальянского города Ареццо жил 900 лет тому назад. Он был учителем пения. Его подопечные – мальчики из церковного хора – ежедневно собирались на спевки. И, как всегда, начинали занятия с распевного латинского гимна, который был очень популярен в то время.

Особенность этого гимна была в том, что каждая новая строка начиналась тоном (звуком) выше. Когда кто-нибудь из хористов начинал фальшивить, Гвидо громко поправлял его, то есть сам пел нужный звук. При этом он четко произносил первый слог начального слова фразы:

– Ут! – гремел голос Гвидо под сводами церкви.

Малышки, широко раскрыв рты, подхватывали – «ут».

За «ут» следовало «ре», «ми», «фа», «соль» и «ля» – все первые слоги начала каждой строки гимна.

Но вот что удивительно: эти слоги навсегда остались названиями нот. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак». Правда, слог «ут» переделали в «до» и прибавили к шести названиям нот еще одну – «си». И получили мажорно-минорный лад, который знает каждый человек: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до

Гвидо придумал нотные линейки, на которых удивительно просто и наглядно разместились нотные знаки, указывающие движение мелодии. Сначала было три линейки – красная, желтая и черная. Значки-ноты были квадратные.

Но время шло. Один век сменял другой. Бурно развивалось музыкальное искусство. К XVII веку появилась простая и всем доступная нотная запись. И ноты навсегда заняли свои места на нотном стане (на пяти линейках).

Часто звуки до, ре, ми, фа, соль, ля, си исполняются голосом или на каком-нибудь музыкальном инструменте. Именно в таком порядке – словно по «ступенькам», вверх или вниз. Такой порядок исполнения звуков, начиная от любого из них, но без пропуска «ступенек», называется гаммой.

Для нотной записи были также придуманы музыкальные ключи, бемоли и диезы – знаки, обозначающие повышение или понижение звуков на полтона. Придумали способ обозначения длительности нот, то есть запись ритма.

Нота целая – самая длинная и равна по продолжительности четырем размеренным шагам человека. От целой ноты стали вести отсчет и другим длительностям.

И какое счастье, что музыкальные произведения, которые создавались великими композиторами на протяжении веков, дошли до нас в нотных записях! Иначе услышать их было бы невозможно. Ведь записи на пластинках появились гораздо позднее нот.


Аккомпанемент

Когда-то, очень давно, музыка была только одноголосной. Каждый исполнитель, будь то певец или музыкант, один исполнял свои несложные песни и наигрыши. Народная музыка многих стран и в наше время одноголосна.

Со временем люди поняли, что если одноголосную мелодию будут сопровождать гармонией, то она станет намного выразительнее. Так гармоническое сопровождение, иначе говоря, аккомпанемент, что по-французски значит «сопровождение», навсегда вошло в музыку. Музыканта, который исполняет аккомпанемент, называют аккомпаниатором, а того, кому аккомпанируют, – солистом (итальянское слово «соло» означает «один», «единственный»).

Аккомпанемент создает, как принято говорить, ритмическую основу. Аккомпанемент насыщает мелодию звуковыми красками, отчего мелодия становится ярче, лучше воспринимается. Когда солист умолкает, аккомпаниатор продолжает линию мелодии, как бы договаривает музыкальную мысль, недосказанную солистом.

Французское слово «дирижер» означает «управлять».

Дирижерами называют музыкантов – руководителей инструментальных ансамблей, оркестров, хоров.

Сначала роль дирижера сводилась к отбиванию такта. Потом роль дирижера выполнял музыкант, который играл на клавесине. Затем в роли дирижера стал выступать первый скрипач оркестра, которого стали называть концертмейстером.

Концертмейстер стоял спиной к оркестру. Он играл на скрипке и одновременно дирижировал смычком. Но в середине XIX века оркестры увеличились. В их составе появились новые инструменты. Усложнилась нотная запись многоголосных произведений. Теперь дирижер повернулся лицом к оркестру. Ему нужно хорошо видеть и слышать всех музыкантов. В правой руке у него тонкая костяная палочка. Взмах дирижерской палочки показывает, когда нужно вступать скрипкам, виолончелям или сразу нескольким различным группам инструментов. От дирижёра зависит темп, то есть скорость исполнения музыки. Он может «приказать» оркестру играть форте-фортиссимо (громко, очень громко) или пиано-пианиссимо (тихо, едва слышно). Одним взмахом палочки сможет поднять в оркестре бурю и мгновенно успокоить ее.

Перед дирижерами на пюпитре – подставке для нот – лежит партитура – нотная запись оркестрового произведения. В ней записаны все партии оркестра. Дирижер смотрит в партитуру и следит за игрой каждого музыканта.

Дирижера можно назвать и главным музыкантом оркестра. Не случайно говорят: «Я слушал дирижера...», хотя сам дирижер во время выступления ни на чем не играет.

Дирижёров хора называют хормейстерами, а дирижёров военных оркестров – капельмейстерами.





12


Материалы к беседам по вокалу для уроков музыки в 1-7 классах общеобразовательной школы
  • Музыка
Описание:

В конспекте представлены краткие материалы для бесед с обучающимися о пении вообще, о певческом голосе, певческой установке, о дыхании,о слуховых восприятиях через деятельность голосовых органов (слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем), об Искусстве муз - всюду, где живет, трудится и отдыхает человек, – звучит музыка, о том, как в далекой древности почувствовали силу музыки - древние мифы и легенды о музыке; о вокальной музыке и её жанрах, о русских народных инструментах, сопровождающих вокальное исполнение.

Автор Игнатова Людмила Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 569
Номер материала 38693
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓