Главная / Другое / Материалы доклада "Нравственная рефлексия"

Материалы доклада "Нравственная рефлексия"

Название документа Нравственная рефлексия в ОРКСЭ.ppt

Русецкая М.А. Городские педчтения Обнинск 28.03.2013
ЭПИГРАФ «Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части ...
ВОСПИТАНИЕ – часть обучения?
ВОСПИТАНИЕ – итог образования?
2002 г. усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания и ср...
2008г. В Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов, направ...
Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде находятся вне ...
2009г. издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности...
Концепция воспитания гражданина России определяет национальный воспитательный...
Модель выпускника школы «нравственный, ответственный, инициативный и компетен...
12.12.2012г. Президентское Послание к Федеральному собранию В.В. Путин в обоз...
Национальный воспитательный идеал и высшая цель нынешнего школьного образован...
ОРКСЭ и воспитательные цели Цель курса: формирование у обучающегося мотивации...
Одна из главных задач ОРКСЭ научение детей нравственной рефлексии
Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) это перенос внимания человека...
Новообразование младшего школьного возраста Рефлексия традиционно относится к...
Нравственная рефле́ксия анализ самого себя с точки зрения должного. ЧТО ТАКОЕ...
Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы): 1) знания (нравственные предста...
Схема воспитания (учитель истории А.В.Елисов)
ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ Нравственная рефлексия наряду с адекватной самооценк...
Осознание своего эмоционального состояния умения прислушаться к себе, называт...
УМЕНИЯ нравственной рефлексии (НР) чувство ответственности за последствия сво...
УМЕНИЯ в НР постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию ...
УМЕНИЯ в НР позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего на...
Приемы рефлексии «Светофор» или «Термометр удовлетворен-ности»
Приемы рефлексии Выбери предложение и продолжи его: «Я уже знал....», «Я узна...
Приемы рефлексии Каким было общение на уроке? Выбери:
Приемы рефлексии Более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы реф...
Приемы нравственной рефлексии Использование «Золотого правила нравственности»...
Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе
Приемы нравственной рефлексии Прием «царский путь» =«и нашим и вашим») – поис...
Приемы нравственной рефлексии Высказывание своей т.з. Это могут быть и просто...
Приемы нравственной рефлексии Личностно-значимые вопросы, к примеру, «Задай с...
Приемы нравственной рефлексии «Заявление о ценностях» (некоторые считают этот...
Приемы нравственной рефлексии Анкетирование с размышлением; Нравственный выбо...
Интерактивные методы в НР Алгоритм работы: Дается тема (проблема) и несколько...
ТРУДНОСТИ в НР четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную пози...
Сосредоточенность на себе можно развивать и на других уроках, в разнообразных...
Нравственная рефлексия Продолжение следует…
1 из 40

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Русецкая М.А. Городские педчтения Обнинск 28.03.2013
Описание слайда:

Русецкая М.А. Городские педчтения Обнинск 28.03.2013

№ слайда 2 ЭПИГРАФ «Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общ
Описание слайда:

ЭПИГРАФ «Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания…» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2010г.

№ слайда 3 ВОСПИТАНИЕ – часть обучения?
Описание слайда:

ВОСПИТАНИЕ – часть обучения?

№ слайда 4 ВОСПИТАНИЕ – итог образования?
Описание слайда:

ВОСПИТАНИЕ – итог образования?

№ слайда 5 2002 г. усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания и средс
Описание слайда:

2002 г. усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, образования и культуры была разработана межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003-2007 гг.).

№ слайда 6 2008г. В Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов, направлен
Описание слайда:

2008г. В Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов, направленных на защиту нравственности подрастающего поколения и долгосрочный (2008-2015гг.) проект «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ».

№ слайда 7 Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде находятся вне кон
Описание слайда:

Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде находятся вне контроля российского государства и общества, что серьезно угрожает национальной безопасности России.

№ слайда 8 2009г. издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гр
Описание слайда:

2009г. издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая стала методологической новых образовательных стандартов.

№ слайда 9 Концепция воспитания гражданина России определяет национальный воспитательный ид
Описание слайда:

Концепция воспитания гражданина России определяет национальный воспитательный идеал (госзаказ на воспитание нового гражданина России), систему базовых национальных ценностей и условия их реализации.

№ слайда 10 Модель выпускника школы «нравственный, ответственный, инициативный и компетентны
Описание слайда:

Модель выпускника школы «нравственный, ответственный, инициативный и компетентный гражданин России».

№ слайда 11 12.12.2012г. Президентское Послание к Федеральному собранию В.В. Путин в обознач
Описание слайда:

12.12.2012г. Президентское Послание к Федеральному собранию В.В. Путин в обозначил новый вектор развития России – духовно-нравственный.

№ слайда 12 Национальный воспитательный идеал и высшая цель нынешнего школьного образования
Описание слайда:

Национальный воспитательный идеал и высшая цель нынешнего школьного образования — гражданин и патриот (так называемая «российская идентичность»).

№ слайда 13 ОРКСЭ и воспитательные цели Цель курса: формирование у обучающегося мотивации к
Описание слайда:

ОРКСЭ и воспитательные цели Цель курса: формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

№ слайда 14 Одна из главных задач ОРКСЭ научение детей нравственной рефлексии
Описание слайда:

Одна из главных задач ОРКСЭ научение детей нравственной рефлексии

№ слайда 15 Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) это перенос внимания человека на
Описание слайда:

Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) это перенос внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности. Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

№ слайда 16 Новообразование младшего школьного возраста Рефлексия традиционно относится к ва
Описание слайда:

Новообразование младшего школьного возраста Рефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего школьного возраста наряду с развитием мышления, познавательного интереса, произвольности поведения.

№ слайда 17 Нравственная рефле́ксия анализ самого себя с точки зрения должного. ЧТО ТАКОЕ ДО
Описание слайда:

Нравственная рефле́ксия анализ самого себя с точки зрения должного. ЧТО ТАКОЕ ДОЛЖНОЕ? ОПК – заповеди Божии СЭ - принятое большинством людей ОРКСЭ – заказ государства

№ слайда 18 Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы): 1) знания (нравственные представле
Описание слайда:

Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы): 1) знания (нравственные представления и понятия); 2) чувства - внутреннее переживание, работа души - сердца, разума и воли, воспитание стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию; 3) поступки – выполнение нравственных упражнений (совершение нравственного выбора в определенной предложенной ситуации); 4) деятельность – постепенное накопление собственного социального опыта

№ слайда 19 Схема воспитания (учитель истории А.В.Елисов)
Описание слайда:

Схема воспитания (учитель истории А.В.Елисов)

№ слайда 20 ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ Нравственная рефлексия наряду с адекватной самооценкой,
Описание слайда:

ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ Нравственная рефлексия наряду с адекватной самооценкой, высоким уровнем развития эмпатии являются показателями воспитанности учащегося

№ слайда 21 Осознание своего эмоционального состояния умения прислушаться к себе, называть с
Описание слайда:

Осознание своего эмоционального состояния умения прислушаться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства, сильные и слабые стороны Сопутствующая задача - обогащение словаря школьников соответствующей лексикой для ведения таких разговоров, в этом может помочь «Словарик Мисс Эмоции» или можно использовать Словарь настроений О.А.Лисовской

№ слайда 22 УМЕНИЯ нравственной рефлексии (НР) чувство ответственности за последствия своих
Описание слайда:

УМЕНИЯ нравственной рефлексии (НР) чувство ответственности за последствия своих поступков, попытки их продумать; умение чувствовать нравственную красоту и уродство (критерии различения добра и зла); воспитание социальных и нравственных чувств - доброжелательного отношения к сверстникам, уважительного отношения к взрослым, умения терпеливо выслушивать друг друга (начальные толерантные умения);

№ слайда 23 УМЕНИЯ в НР постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в
Описание слайда:

УМЕНИЯ в НР постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в нашем случае – высказывание) своей точки зрения; развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;

№ слайда 24 УМЕНИЯ в НР позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народ
Описание слайда:

УМЕНИЯ в НР позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа; умение слушать и слышать, смотреть и видеть («Самого главного глазами не увидишь»), осознавать и делать выводы; умение встать на позицию других людей, чтобы постараться их понять (эмпатия); позитивный эмоциональный опыт принятия нравственно-ответственных решений…

№ слайда 25 Приемы рефлексии «Светофор» или «Термометр удовлетворен-ности»
Описание слайда:

Приемы рефлексии «Светофор» или «Термометр удовлетворен-ности»

№ слайда 26 Приемы рефлексии Выбери предложение и продолжи его: «Я уже знал....», «Я узнал..
Описание слайда:

Приемы рефлексии Выбери предложение и продолжи его: «Я уже знал....», «Я узнал...», «Мне было интересно на уроке, потому что…»; …

№ слайда 27 Приемы рефлексии Каким было общение на уроке? Выбери:
Описание слайда:

Приемы рефлексии Каким было общение на уроке? Выбери:

№ слайда 28 Приемы рефлексии Более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлек
Описание слайда:

Приемы рефлексии Более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлексии на уроке».

№ слайда 29 Приемы нравственной рефлексии Использование «Золотого правила нравственности»: «
Описание слайда:

Приемы нравственной рефлексии Использование «Золотого правила нравственности»: «Как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»

№ слайда 30 Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе
Описание слайда:

Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе

№ слайда 31 Приемы нравственной рефлексии Прием «царский путь» =«и нашим и вашим») – поиск и
Описание слайда:

Приемы нравственной рефлексии Прием «царский путь» =«и нашим и вашим») – поиск и нахождение решения, утраивающее обе конфликтные стороны, но без нарушения нравственных норм

№ слайда 32 Приемы нравственной рефлексии Высказывание своей т.з. Это могут быть и просто от
Описание слайда:

Приемы нравственной рефлексии Высказывание своей т.з. Это могут быть и просто ответы на проблемные вопросы (вслух и письменно). Обсуждение какой-либо проблемы

№ слайда 33 Приемы нравственной рефлексии Личностно-значимые вопросы, к примеру, «Задай свой
Описание слайда:

Приемы нравственной рефлексии Личностно-значимые вопросы, к примеру, «Задай свой вопрос по теме»

№ слайда 34 Приемы нравственной рефлексии «Заявление о ценностях» (некоторые считают этот пр
Описание слайда:

Приемы нравственной рефлексии «Заявление о ценностях» (некоторые считают этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной солидарности) – = составление своего «кодекса чести»

№ слайда 35 Приемы нравственной рефлексии Анкетирование с размышлением; Нравственный выбор (
Описание слайда:

Приемы нравственной рефлексии Анкетирование с размышлением; Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…

№ слайда 36 Интерактивные методы в НР Алгоритм работы: Дается тема (проблема) и несколько ми
Описание слайда:

Интерактивные методы в НР Алгоритм работы: Дается тема (проблема) и несколько минут для ее личного обдумывания. Далее организуем групповое обсуждение предложенного вопроса. Условие работы в группе: выслушать каждого, объединить схожие мысли, представить позицию группы всему классу. После коллективного обсуждения следует голосование каждого за выбранные варианты. В конце подводится итог .

№ слайда 37 ТРУДНОСТИ в НР четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию
Описание слайда:

ТРУДНОСТИ в НР четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию, у них еще нет четких жизненных ценностей, трудности в коммуникации, нехватка слов, недостаточный опыт участия в дискуссиях…

№ слайда 38 Сосредоточенность на себе можно развивать и на других уроках, в разнообразных фо
Описание слайда:

Сосредоточенность на себе можно развивать и на других уроках, в разнообразных формах активного социально-психологического взаимодействия — тренингах, ролевых играх, групповых дискуссиях в системе классных часов, на занятиях дополнительного образования.

№ слайда 39
Описание слайда:

№ слайда 40 Нравственная рефлексия Продолжение следует…
Описание слайда:

Нравственная рефлексия Продолжение следует…

Название документа Прил 1 Глоссарий.doc


Приложение.

Глоссарий статьи


Нравственность – выработанные личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждения в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе. 2.50.6-7) 50.Шемшурина А. И. Основы этической культуры. - М., 1997.

Личность - это нравственно-ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение того или иного действия, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию. (2.50.6-7) 50.Шемшурина А. И. Основы этической культуры. - М., 1997.

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Википедия

Еще некоторые аспекты термина.

  • Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

  • Словарь иностранных слов 1964 года трактует рефлексию как размышление; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнение и колебаний.

  • Латинско- русский словарь И.Х. Дворецкого (словарь живого латинского языка, где значения слов представлены такими, каковы они были с III века до н.э. по YII век н.э): re-flecto, -flex, - flexum, -flexere и семантическое поле:

1) загибать, запрокидывать назад, поворачивать, обращать назад, возвратиться, 2) обращать, вспоминать, думать

3) склонять, смягчать,

в словосочетании устойчивого фразеологизма - улучшить,

4) отступать, уходить.

Следующее слово того же корня - отглагольное существительное reflexio переводится как 1) загибание, закидывание, переворачивание и 2) как грамматический термин перестановка, конверсия.

  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

  • Рефлексия как «осмысляющее мышление» (Хайдеггер, 1993)

  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

  • Процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. По утверждению Дж. Локка, которому принадлежит авторство в использовании данного термина, достоверно только то, что освоено, осознано и познано «как действительно моим Я прожитое, испытанное», это способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы». (Википедия)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

В работе доцента кафедры педагогических инноваций и технологий ПОИПКРО Е.Е.Мамаевой выделено несколько видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическая (успел – не успел)

- сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно)

- интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, почему, какие испытал затруднения)

- духовная (стал лучше – хуже; созидал или разрушал себя, других) 59428s012.edusite.ru›DswMedia/proektrefleksiya.doc

Духовно-нравственное развитие гражданина России — это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Базовые национальные ценности

Духовный опыт - прежде всего такие феномены, как любовь, вера, нравственная рефлексия, и ряд других.

Святость - это предельный результат развития духовного начала в человеке.

Духовность - вектор вертикальных устремлений человека, нравственность - горизонтальных.

Личностная культура — это готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.

Процесс образования  понимается не только как усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебных деятельностей учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Совесть — одно из самых загадочных явлений психики человека. В. Даль определяет совесть как «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; чувство, побуждающее к истине, добру, отвращающее от лжи и зла, невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда, в различной степени различия» (Даль, 1980). Совесть мучает человека, снедает, томит, заставляет делать добро, отворачивает от зла. Совесть — высшая нравственная инстанция. Наличие совести — признак способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков (Ильин, 1993, с. 179). Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, 2005.











Приложение

Начальные правила нравственности

Памятка 1


1. Выполняй работу старательно, так как это радует родителей и учителей

2. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть нечестным путём

3. Не радуйся, когда другие проигрывают

4. Будь внимательным к настроению других людей

5. Уступи то, что тебе дорого, но по справедливости должно принадлежать другим

6. Будь приветлив с окружающими людьми

7. Делай добрый поступок от души


Памятка 2:

1. Будь правдивым

2. Делай добрый поступок бескорыстно

3. В коллективной работе не ищи для себя удобств, привилегий

4. Умей тактично помочь другим

5. При неудаче не перекладывай свою вину на других

6. Считайся с мнением других, но не мирись с неправильным мнением и поведением

7. Проявляй заботу о своих родных, знакомых, о своём классе, школе, родном крае

8. Развивай свой ум, силы, чтобы улучшить окружающую тебя жизнь


Веденеева Г.И. Правила нравственного поведения и их выполнение: детская рефлексия и педагогическая оценка - "Начальная школа плюс до и после" № 11, 2011,

http://www.school2100.ru/upload/iblock/982/982e52a4827800ffd04f9198243892df.pdf


Памятка 3


Попробуйте не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.


М.В.Краснова. Духовно-нравственное воспитание в школе.

http://www.kudes-urmary.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=4497&speech=6271

3


Название документа Прил 2 Словарь настроений.doc

Приложение


Словарь настроений и эпитетов


Словарь эпитетов

http://www.slovopedia.com/24/205/1648279.html

hello_html_3f55b7f1.png


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я


НАСТРОЕНИЕ


1. Внутреннее, душевное состояние. О хорошем, радостном настроении. Беззаботное, благодушное, благостное, бодрое, боевое, бравое, буколическое (устар.), великолепное, величавое, веселое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, высокое, добродушное, доброе, жизнерадостное, игривое, изумительное, легкое, лучезарное (устар.), мажорное, мирное, оптимистическое, отличное, отменное (разг.), повышенное, поднятое (устар.), покойное, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, приподнято-боевое, радостное, радужное, ровное, светлое, смешливое, спокойное, счастливое, тихое, торжественное, торжественно-приподнятое, умиленное, умиротворенное, устойчивое, хорошее, чистое, чудесное, чудное, шаловливое, ясное. О плохом, грустном, озлобленном настроении. Безотрадное, безрадостное, бранчивое (устар.), бранчливое (разг.), ворчливое, враждебное, вялое, гадкое (разг.), гнетущее, грустное, дурное, желчное, жуткое (разг.), злобное, злое, кислое (разг.), меланхолическое, мерзкое (разг.), мерзостное (простореч.), мизантропическое, мрачное, невеселое, нехорошее, озабоченное, озлобленное, омерзительное (разг.), осеннее, отвратительное (разг.), отчаянное, пакостное (разг.), паршивое (разг.), пасмурное, пессимистическое, плохое, поганое (разг.), подавленное, похоронное, превратное (устар.), раздражительное, скверное, слезливое, смутное, собачье (разг.), сумеречное, сумрачное, тоскливое, траурное, тревожное, тягостное, тяжелое, тяжкое, угнетенное, угрюмое, удрученное, ужасное (разг.), унылое, хмурое, холодное. О мечтательном настроении. Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое, элегичное. Голубое, гробовое, лазаретное, лучезарно-птичье, мармеладное, прогулочное, чемоданное (шутл.). 2. Определенное психическое состояние, направление мыслей; настроенность. Боевое, воинственное, господствующее, мистическое, молитвенное (устар.), опасное, паникерское, паническое, религиозное, ренегатское, решительное, упадническое, упадочное, трудовое. Демобилизационное, иждивенческое, ликвидаторское, мелкобуржуазное, примиренческое, приобретательское, революционное, фракционное, частновладельческое, эгоистическое и т. п.



nsportal.ru›Школа›Русский язык и литература›library/slovar-nastroenii








КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/library/slovar-nastroenii

Опубликовано 30.07.2010 - 18:25 - Лисовская Оксана Анатольевна


РАДОСТЬ

Чувства: восторг, восхищение, ликование, легкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность.

Настроение и состояние: хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, лучезарное, лучистое, озаренное, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистичное, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное.

ТАИНСТВЕННОСТЬ

Чувства: загадочность, завороженность, отстраненность, призрачность, затаенность, скрытность, иллюзорность, фантастичность.

Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое.

СПОКОЙСТВИЕ

Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринужденность, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощенность.

Настроение и состояние: спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветленное.

ГРУСТЬ

Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.

Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, элегичное, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.

СТРАХ

Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.

Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное.

ЗЛОСТЬ

Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость.

Настроение и состояние: тяжелое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное.

УДИВЛЕНИЕ

Чувства: изумление, недоумение.

Настроение и состояние: чудесное, необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное.



Название документа Русецкая МА Нравственная рефлексия.doc

Нравственная рефлексия как основа курса ОРКСЭ

М.А.Русецкая

заместитель директора по дополнительному образованию, учитель ОРКСЭ и «Истоков» НОУ СОШ «ЧаШа» г. Обнинска, бакалавр религиоведения


«Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания…» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2010г.1 .


Долгие годы воспитание было неотъемлемой частью обучения. Человек, не знающий правил поведения в обществе, не умеющий себя вести, не мог считаться образованным. Но во времена перестройки из школы изъяли воспитательную функцию. Школа должна была давать знания, а воспитание — удел семьи. А когда спустя почти 20 лет увидели, что стало происходить с обществом, ужаснулись. Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом  породили утилитаризм, потребительство, откровенный гедонизм, балансирование на грани вседозволенности.

О духовно-нравственном кризисе в российском обществе начали говорить не только в кулуарах. В 2002 г. усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, образования и культуры была разработана межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003-2007 гг.). В 2008г. в Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов, направленных на защиту нравственности подрастающего поколения и долгосрочный (2008-2015гг.) проект «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ». Он гласил, что негативные социальные и духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде находятся вне контроля российского государства и общества, что серьезно угрожает национальной безопасности России.

В 2009г. была издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая стала методологической новых образовательных стандартов. Концепция определяет национальный воспитательный идеал (госзаказ на воспитание нового гражданина России), систему базовых национальных ценностей и условия их реализации. Описана и модель выпускника школы – «нравственный, ответственный, инициативный и компетентный гражданин России»2. 12.12.2012г. наш президент В.В. Путин в послании к Федеральному собранию обозначил новый вектор развития России - духовно-нравственный.

Наш современный национальный воспитательный идеал — и высшая цель нынешнего школьного образования — гражданин и патриот (так называемая «российская идентичность»). Школа должна заново выстраивать потерянную систему организации воспитательной работы. Одним из механизмов реализации «Концепции воспитания гражданина России» является новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенный в 2012г. во всех школах России. Его целью является «формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» 3. Осознанное нравственное поведение начинается с нравственной рефлексии (в рамках данной работы мы не говорим о принятых в педагогике разных уровнях морально-этической рефлексии) 4. Поэтому можно сказать, что одной из главных задач ОРКСЭ является научение детей нравственной рефлексии. В свое время нравственная рефлексия была изъята из мыслительного горизонта марксизма, и ныне она присутствует в рамках церковной жизни (к примеру, в Православии это практика покаяния и исповеди). А как быть педагогу невоцерковленному? Как научить ребенка тому, чем сам не владеешь? Вот и получается, что именно педагогам предметов духовно-нравственного образования предстоит быть в какой-то мере первопроходцами, потому что нравственная рефлексия должна быть одним из результатов обучения в данной области (в этом состоит одно из главных отличий предметов духовно-нравственного блока от остальных – не только расширение образовательного поля). Но, к сожалению, зачастую именно знаний ожидают от преподавания Основ православной культуры (ОПК), проверяют их уровень на олимпиадах, на это нацелены многочисленные УМК по ОПК.

Для начала кратко остановимся на самом понятии рефлексии. Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) это перенос внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности. Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад 5. Это взрослое качество, которое ребенок в начальной школе может освоить только в зоне ближайшего развития. Рефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего школьного возраста наряду с развитием мышления, познавательного интереса, произвольности поведения. Умение человека как кинопленку прокручивать свои мысли и действия, возвращая их назад или забегая вперед, является еще как бы механизмом, который осуществляет связь сознания с подсознанием 6.

В образовании рефлексия становится эффективным средством для развития личности и решения педагогических задач, но для этого необходимы особые организационные условия 7.

Нравственная рефле́ксия означает анализ самого себя с точки зрения должного. В религиозной культуре это должное четко определено, поэтому в рамках ОПК проще организовать процесс научения нравственной рефлексии. В русле светской этики должное будет определяться как «принятое большинством людей» или, в нашем случае, в рамках ОРКСЭ - как утвержденное государством.

Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы):

1) знания - формирование нравственных представлений и понятий;

2) чувства - внутреннее переживание, работа души - сердца, разума и воли, воспитание

стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию;

3) поступки – выполнение нравственных упражнений (совершение нравственного выбора в определенной предложенной ситуации);

4) деятельность – постепенное накопление собственного социального опыта (участие в социальных акциях помощи другим и пр.).

Нравственная рефлексия включает также формирование отношения к себе, к окружающим (людям, природе, вещам), к труду, родине.

Нравственное воспитание (и самовоспитание как его итог) немыслимо без нравственной рефлексии. Она (по схеме, разработанной учителем истории А.В.Елисовым 8), важна на всех этапах воспитания:

Постижение смысла (нравственных ценностей)

-

Понимание,

усвоение

-

Углубление, работа над собой

-

Изменение себя, созидание

или:

Непонимание смысла

-

Отвержение

-

Изменение других, а не себя

-

Разрушение себя, деградация

Нравственная рефлексия наряду с адекватной самооценкой, высоким уровнем развития эмпатии являются показателями воспитанности учащегося 9.

Какие знания нужно дать и какие умения тренировать? Для нас в этой области важны:

- осознание своего эмоционального состояния: умения прислушаться к себе, называть свои состояния и настроения, а также понимать свои качества и свои достоинства, сильные и слабые стороны (кстати, возникает сопутствующая задача - обогащение словаря школьников соответствующей лексикой для ведения таких разговоров, в этом может помочь «Словарик Мисс Эмоции» или можно использовать Словарь настроений О.А.Лисовской 10 ).

- чувство ответственности за последствия своих поступков, попытки их продумать;

- умение чувствовать нравственную красоту и уродство (критерии различения добра и зла);

- воспитание социальных и нравственных чувств - доброжелательного отношения к сверстникам, уважительного отношения к взрослым, умения терпеливо выслушивать друг друга (начальные толерантные умения);

- постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в нашем случае – высказывание) своей точки зрения;

- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;

- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа; - умение слушать и слышать, смотреть и видеть («Самого главного глазами не увидишь»), осознавать и делать выводы;

- умение встать на позицию других людей, чтобы постараться их понять (эмпатия);

- приобретение позитивного эмоционального опыта принятия нравственно-ответственных решений…11

Ребенок учится вписывать свое Я в общество других людей. В таком соотнесении и возникает «точка зрения» золотого правила нравственности («Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе»), осмысление учащимся того, действительно ли он живет на его основе, как он соотносит свои цели с целями других людей (комфортно ли людям рядом со мной, не мешаю ли я кому-либо).

Как работать над нравственной рефлексией?

Сначала укажем некоторые приемы использования обычной рефлексии:

1) «Светофор» или «Термометр удовлетворенности»12;

2) Выбери предложение и продолжи его: «Я уже знал....», «Я узнал...», «Мне было интересно на уроке, потому что…»;

3) Каким было общение на уроке? Выбери: занимательным / познавательным / интересным / игровым / необычным / скучным / радостным / дружелюбным…;

4) Отложенная оценка – найди свою ошибку и исправь ее, отметка не снижается;

5) Для чего мы это изучаем (также это прием одного из принципов развивающего обучения - активности и сознательности) …(более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлексии на уроке»).

А теперь некоторые приемы нравственной рефлексии:

1) Использование «Золотого правила нравственности» («Как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»);

2) Прием «царский путь» («и нашим и вашим») – поиск и нахождение решения, утраивающее обе конфликтные стороны, но без нарушения нравственных норм);

3) Высказывание своей т.з. Это могут быть и просто ответы на проблемные вопросы (вслух и письменно). Но обеспечить участие каждого могут только интерактивные методики. Вот, например, один из алгоритмов работы. Дается тема (проблема) и несколько минут для ее личного обдумывания. Далее организуем групповое обсуждение предложенного вопроса. Условие работы в группе: выслушать каждого, объединить схожие мысли, представить позицию группы всему классу. После коллективного обсуждения следует голосование каждого за выбранные варианты. В конце подводится итог;

4) Личностно-значимые вопросы, к примеру, «Задай свой вопрос по теме»;

5) «Заявление о ценностях» (некоторые считают этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной солидарности) – составление своего «кодекса чести»;

6) Анкетирование с размышлением;

7) Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…

Сформированный навык нравственной рефлексии может предварить негативный поступок, помочь ребенку в развитии самооценки, в поисках идеала, принятии нравственных ценностей.

Привлечение внимания детей к самому себе очень важно. Самопознание происходит

- при анализе результатов собственной деятельности, поведения, уровня развития своих способностей, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми,

- при осознании оценки другими людьми (результатов деятельности, поступков, черт характера, творческих способностей, качеств личности),

- при самонаблюдении за своими состояниями, переживаниями, мыслями,

- при анализе мотивов своих поступков (самое трудное).

Трудность работы в данном направлении составляет также тот факт, что предмет ОРКСЭ у нынешних четвероклассников (еще не «ФГОСовских» детей) – первый из новой образовательной парадигмы. Проекты, портфолио, универсальные учебные действия и пр.- педагогу-модульщику ОРКСЭ приходится и над этим работать. Кроме того, не все дети умеют самостоятельно размышлять, четко высказывать свою позицию – им проще выбрать вариант из предложенного, но это не обеспечивает нужного результата. Приходится к тому же работать над минимальными необходимыми коммуникативными умениями (работать не только над содержанием, но и над формой).

Четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию, у них еще нет четких жизненных ценностей, а это обязательное условие для нравственной рефлексии.

Красной нитью в нашей работе должно проходить воспитание сердца – постижение науки любви в ее истинном значении. У греков неслучайно существует шесть слов для разграничения уровней любви (низшая – эрос, высшая агапэ – к Богу). Мы призваны показать, что любовь может быть не просто разной: на физическом уровне – любовь к телу, на душевном – влечение к душе человека, на духовном – любовь к другим больше, чем к себе, на Божественном – любить Бога, всех, включая врагов личных, всегда и при любых обстоятельствах. Сердце, наполненное любовью, умеет подчинять материальную сторону жизни духовным потребностям.

Понятно, что рефлексия - это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. Но это очень важный и своевременный труд, и надеюсь, почин «модульщиков» будет подхвачен. Ведь сосредоточенность на себе можно развивать и на

других уроках, в разнообразных формах активного социально-психологического взаимодействия — тренингах, ролевых играх, групповых дискуссиях в системе классных часов, на занятиях дополнительного образования.

Мы сегодня не затронули многие важные аспекты работы, такие как совесть, методы оценки успешности формирования нравственной рефлексии, критерии нравственного становления и развития личности и пр. Это означает, что тема требует продолжения работы.

Литература (в порядке использования в статье):

1 http://www.radonezh.ru/analytic/11796.html

2 А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: 2009.

3 А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: 2009.

4 В.С. Степин. Теоретическое знание. – М.: 2000.

5. И.Н.Семенов, С.Ю. Степанов. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества. – М.: Речь, 1983.

6 Т.А.Ширяева Развитие рефлексии и нравственного самосознания у школьников/ http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/shiriaeva.php

7 Е.В.Доманский Рефлексивное обучение в подготовке учителя. http://evd1949.narod.ru/Literaturnaya_stranichka/Nauchnyestati/2009_Domanskii,_Refleksivnoe_obuchenie_v_podgotovke_uchitelya-.doc

8 А.В.Елисов. Нравственное воспитание учащихся на уроках истории. eBook. 2007 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747

9 Ю.В.Паршина. Результаты опытно-экспериментальной работы по нравственному становлению старшего подростка в волонтерской деятельности. Электронное научное издание - научно-педагогический интернет-журнал «Эмиссия.Оффлайн», 07 2011

10 Словарь настроений. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/library/slovar-nastroenii

11 В.П.Бездухов, О.К.Позднякова. Морально-этическая рефлексия учащегося

Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН». 2010. № 3

http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_3_575_577.pdf

12 О.А.Костылева. Приемы рефлексии на уроке. Сайт «Социальная сеть работников

образования» http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii


5


Материалы доклада "Нравственная рефлексия"
  • Другое
Описание:

Материалы выступления на Педагогических чтениях в г. Обнинске в 2013г.  Статья, презентация, два приложения к статье (глоссарий статьи, памятки, словарь настроений).

Материалы могут быть интересны всем заинтересованным в воспитании. В первую очередь адресованы преподавателям нового учебного курса  ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Цель данного курса - «формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений».  

Как воспитывать интерес к "осознанному нравственному поведению"? Почему многие педагоги и родители с такой надеждой смотрять на новый предмет, надеясь, что мы перестанем выпускать в мир хамов? 

Пытаюсь размышлять и показать свое видение важности работы по нравственной рефлексии.

Самоанализ, самооценка как путь с самопониманию и самоконтролю.

Автор Русецкая Марина Альфредовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 515
Номер материала 28788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓