Выбранный для просмотра документ Прил 2 Словарь настроений.doc
Скачать материал "Материалы доклада "Нравственная рефлексия""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Нравственная рефлексия в ОРКСЭ.ppt
Скачать материал "Материалы доклада "Нравственная рефлексия""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Русецкая М.А.
Городские педчтения
Обнинск
28.03.2013
НРАВСТВЕННАЯ
РЕФЛЕКСИЯ
2 слайд
ЭПИГРАФ
«Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания…» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2010г.
3 слайд
ВОСПИТАНИЕ – часть обучения?
4 слайд
ВОСПИТАНИЕ – итог образования?
5 слайд
2002 г.
усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, образования и культуры была разработана межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003-2007 гг.).
6 слайд
2008г.
В Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов, направленных на защиту нравственности подрастающего поколения и долгосрочный (2008-2015гг.) проект «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ».
7 слайд
Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде
находятся вне контроля российского государства и общества,
что серьезно угрожает национальной безопасности России.
8 слайд
2009г.
издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая стала методологической новых образовательных стандартов.
9 слайд
Концепция воспитания гражданина России
определяет
национальный воспитательный идеал (госзаказ на воспитание нового гражданина России),
систему базовых национальных ценностей
и условия их реализации.
10 слайд
Модель выпускника школы
«нравственный,
ответственный,
инициативный
и компетентный гражданин России».
11 слайд
12.12.2012г. Президентское Послание к Федеральному собранию
В.В. Путин в обозначил новый вектор развития России –
духовно-нравственный.
12 слайд
Национальный воспитательный идеал
и высшая цель нынешнего школьного образования — гражданин и патриот
(так называемая «российская идентичность»).
13 слайд
ОРКСЭ и воспитательные цели
Цель курса: формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
14 слайд
Одна из главных задач ОРКСЭ
научение детей нравственной рефлексии
15 слайд
Рефле́ксия
(от лат. reflexio — обращение назад)
это перенос внимания человека на самого себя
и на своё сознание,
на продукты собственной активности.
Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
16 слайд
Новообразование младшего школьного возраста
Рефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего школьного возраста наряду с
развитием мышления,
познавательного интереса,
произвольности поведения.
17 слайд
Нравственная рефле́ксия
анализ самого себя с точки зрения должного.
ЧТО ТАКОЕ ДОЛЖНОЕ?
ОПК – заповеди Божии
СЭ - принятое большинством людей
ОРКСЭ – заказ государства
18 слайд
Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы):
1) знания (нравственные представления и понятия);
2) чувства - внутреннее переживание, работа души - сердца, разума и воли, воспитание
стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию;
3) поступки – выполнение нравственных упражнений (совершение нравственного выбора в определенной предложенной ситуации);
4) деятельность – постепенное накопление собственного социального опыта
19 слайд
Схема воспитания
(учитель истории А.В.Елисов)
20 слайд
ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ
Нравственная рефлексия наряду с
адекватной самооценкой,
высоким уровнем развития эмпатии являются показателями воспитанности учащегося
21 слайд
Осознание своего эмоционального состояния
умения прислушаться к себе,
называть свои состояния и настроения,
понимать свои качества и свои достоинства,
сильные и слабые стороны
Сопутствующая задача - обогащение словаря школьников соответствующей лексикой для ведения таких разговоров,
в этом может помочь «Словарик Мисс Эмоции» или можно использовать Словарь настроений О.А.Лисовской
22 слайд
УМЕНИЯ нравственной рефлексии (НР)
чувство ответственности за последствия своих поступков, попытки их продумать;
умение чувствовать нравственную красоту и уродство (критерии различения добра и зла);
воспитание социальных и нравственных чувств - доброжелательного отношения к сверстникам, уважительного отношения к взрослым, умения терпеливо выслушивать друг друга (начальные толерантные умения);
23 слайд
УМЕНИЯ в НР
постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в нашем случае – высказывание) своей точки зрения;
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
24 слайд
УМЕНИЯ в НР
позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа;
умение слушать и слышать, смотреть и видеть («Самого главного глазами не увидишь»), осознавать и делать выводы;
умение встать на позицию других людей, чтобы постараться их понять (эмпатия);
позитивный эмоциональный опыт принятия нравственно-ответственных решений…
25 слайд
Приемы рефлексии
«Светофор» или «Термометр удовлетворен-ности»
26 слайд
Приемы рефлексии
Выбери предложение и продолжи его: «Я уже знал....»,
«Я узнал...»,
«Мне было интересно на уроке, потому что…»;
…
27 слайд
Приемы рефлексии
Каким было общение на уроке? Выбери:
28 слайд
Приемы рефлексии
Более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлексии на уроке».
29 слайд
Приемы нравственной рефлексии
Использование «Золотого правила нравственности»:
«Как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»
Золотое правило нравственности
30 слайд
Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе
Золотое правило нравственности
31 слайд
Приемы нравственной рефлексии
Прием «царский путь»
=«и нашим и вашим») –
поиск и нахождение решения,
утраивающее обе конфликтные стороны,
но без нарушения нравственных норм
32 слайд
Приемы нравственной рефлексии
Высказывание своей т.з.
Это могут быть и просто ответы на проблемные вопросы (вслух и письменно).
Обсуждение какой-либо проблемы
33 слайд
Приемы нравственной рефлексии
Личностно-значимые вопросы,
к примеру,
«Задай свой вопрос по теме»
34 слайд
Приемы нравственной рефлексии
«Заявление о ценностях»
(некоторые считают этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной солидарности) –
= составление своего «кодекса чести»
35 слайд
Приемы нравственной рефлексии
Анкетирование с размышлением;
Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…
36 слайд
Интерактивные методы в НР
Алгоритм работы:
Дается тема (проблема) и несколько минут для ее личного обдумывания.
Далее организуем групповое обсуждение предложенного вопроса. Условие работы в группе: выслушать каждого, объединить схожие мысли, представить позицию группы всему классу.
После коллективного обсуждения следует голосование каждого за выбранные варианты.
В конце подводится итог .
37 слайд
ТРУДНОСТИ в НР
четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию,
у них еще нет четких жизненных ценностей,
трудности в коммуникации,
нехватка слов,
недостаточный опыт участия в дискуссиях…
38 слайд
Сосредоточенность на себе
можно развивать и на других уроках,
в разнообразных формах активного социально-психологического взаимодействия —
тренингах, ролевых играх,
групповых дискуссиях в системе классных часов,
на занятиях дополнительного образования.
39 слайд
40 слайд
Нравственная рефлексия
Продолжение следует…
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Прил 1 Глоссарий.doc
Скачать материал "Материалы доклада "Нравственная рефлексия""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Русецкая МА Нравственная рефлексия.doc
Скачать материал "Материалы доклада "Нравственная рефлексия""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Материалы выступления на Педагогических чтениях в г. Обнинске в 2013г. Статья, презентация, два приложения к статье (глоссарий статьи, памятки, словарь настроений).
Материалы могут быть интересны всем заинтересованным в воспитании. В первую очередь адресованы преподавателям нового учебного курса ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Цель данного курса - «формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений».
Как воспитывать интерес к "осознанному нравственному поведению"? Почему многие педагоги и родители с такой надеждой смотрять на новый предмет, надеясь, что мы перестанем выпускать в мир хамов?
Пытаюсь размышлять и показать свое видение важности работы по нравственной рефлексии.
Самоанализ, самооценка как путь с самопониманию и самоконтролю.
6 651 890 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Русецкая Марина Альфредовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.