Главная / Другое / Материалы доклада "Индивидуальный образовательный маршрут педагога ОРКСЭ"

Материалы доклада "Индивидуальный образовательный маршрут педагога ОРКСЭ"

Название документа ИОМ педагога ОРКСЭ.docx

М.А. Русецкая, заместитель директора по ВР НОУ СОШ «ЧаШа», учитель ОРКСЭ

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ОРКСЭ

Педагог комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» – учитель нового предмета, принадлежащего к утверждающейся образовательной парадигме, «ФГОСовского» курса. Это значит, что требования к педагогу ОРКСЭ уже новые, и называются они в рамках модернизации образования как компетенции. Педагог ОРКСЭ, как и любой другой педагогический работник, должен иметь образование (подготовку), необходимую для преподавания своего предмета. Для этого за основу взяты курсы повышения квалификации по ОРКСЭ с правом преподавания всех шести модулей данного предмета. Проводятся такие курсы Институтами модернизации образования по всей России. А что дальше? Достаточно ли ожидания следующих курсов через 5 лет? Нет, если мы говорим о педагоге нового формата.

Модернизация российского образования невозможна без профессионального роста педагогических кадров. Проводятся курсы повышения квалификации, различные семинары, мастер-классы и другие мероприятия, стимулирующие профессиональный рост и совершенствование педагогов, обеспечивающие овладение инновационным опытом, повышающие уровень адаптации к меняющимся условиям деятельности. И в то же время все больше внимания уделяется личному (субъективному) компоненту в области профессионального роста – педагог призывается стать «сам себе режиссером» в профессиональном самообразовании. Призывы к «режиму саморазвития» [12] звучат все чаще. В рамках компетентностного подхода мы говорим сегодня об одной из составляющих компетенций педагога ОРКСЭ – когнитивной или исследовательской, т.е. hello_html_4273ff08.png

способности к познанию, саморазвитию. На наш взгляд, это важнейший «кирпичик» учительской профессии (наряду, правда, с духовно-нравственным компонентом – способностью любить). Кратко поясним основные понятия.

Компетентность определяется как «обладание основательными знаниями и авторитетностью в какой-либо области», как «набор компетенций» [9, 56 ]. Речь в данной статье идет о завершающем уровне профессиональной компетентности - последипломном образовании и самообразовании. Это компетентность, которая вовлекает применение широкого диапазона фундаментальных принципов и сложных технологий в условиях широкого и зачастую непредсказуемого разнообразия содержания деятельности. Она подразумевает высокую персональную ответственность и автономию, ответственность за работу других и распределение ресурсов. Приветствуются умения руководителя, необходимы умения анализа, диагностики, планирования и оценки [5,97-103; 6,3-12].

Говоря о профессионализме, все чаще начинают использоваться понятия "образованность" и "компетентность". Высокообразованный человек - это не только безукоризненный специалист в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, владеющий несколькими языками. Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это диалогическое умение или коммуникабельность, навыки сотрудничества и т. д. Над собственно профессиональной подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту – комплекс так называемых “базисных квалификаций” (В.А. Ермоленко, А.М. Новиков) по уровням овладения эстетическими, этическими, экономическими, экологическими, правовыми компонентами профессиональной культуры [12; 2,35-44]. Для учителя ОРКСЭ это важные составляющие.

Вернемся к когнитивной (исследовательской) компетенции, которая является одним из важных компонентов педагогической компетентности практикующего учителя. Исследователи данной области (И.Я. Никанорова [7,29], В.В. Лаптев [4,7] и др.) считают, что данная компетентность педагога характеризуется его: адаптационными способностями к условиям многоролевой педагогической деятельности, в том числе способностью её проектировать и осуществлять; способностью личностно и профессионально самореализовываться; способность устанавливать межличностные, деловые, профессиональные, социальные связи и продолжать самообразование (основное и дополнительное). В рамках компетентностного подхода в целом ряде работ исследовательская компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности учителя, включающая знания, умения, ценности, опыт, личные качества, рефлексию в различных вариантах (А.В. Багачук, Т.Г. Браже, О.А. Козырёва, В.Д. Симоненко, М.Б. Шашкина и др.) [10].

Универсальные составляющие исследовательской компетентности включают в себя способность применять знания и методы исследования, систематики при решении конкретных задач; уметь выявлять противоречие, определять проблему исследования, выбирать объекты исследования; выстраивать этапы исследования, осуществлять рефлексию собственных действий; владеть методологическим аппаратом исследования (самостоятельно формулировать цель, задачи, гипотезу), обосновывать новизну, теоретическую и практическую значимость результатов исследования; фиксировать и представлять результаты исследования в форме научных докладов, статей [3,16; 1,72]. Все это необходимо педагогу ОРКСЭ, потому что главным компонентом оценки обучающихся в рамках нового курса являются проекты, а среди них самая высокая планка у исследовательских проектов.

Выделим основные компетенции педагога ОРКСЭ:

  • Знание предметной области ОРКСЭ;

  • Владение составляющими педагогической любви (умение почувствовать состояние другого, вовремя помочь, не раздражаться при столкновении с несоответствиями ожиданий…);

  • Владение методом анкетирования (т.к. предмет новый);

  • Владение нормативно-правовой литературой ОРКСЭ;

  • Изучение источников, работа с сайтами;

  • Умение составить технокарту урока ОРКСЭ;

  • Владение методом беседы (эвристической, сократовской, проблемно-ориентированной);

  • Владение навыками организации групповой работы обучающихся;

  • Владение методом проектов;

  • ИКТ-компетентность (наличие ЭОР в области духовно-нравственного образования и воспитания, умение пользоваться ими, умение грамотно создать и показать презентацию, желательно умение создавать видеоклипы на нужную тематику, работа в интернет-контенте и пр.);

  • Владение навыками рефлексии, теоретического анализа, способов обработки и хранения информации…


Одной из форм профессионального саморазвития является технология индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ), которая немыслима без когнитивно-исследовательской компетенции. ИОМ представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую учителю позиции выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития [8].

ИОМ педагога проектируется на основе личных образовательных потребностей, специфики методической проблемы, над которой работает педагог, особенностей проблематики профессионального сообщества, членом которого он является, потребностей конкретного ОУ. 
При составлении ИОМ педагог учитывает формы обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические сообщества, виртуальные предметные педагогические сообщества, семинары известных ученых и практиков, открытые мероприятия, форумы, фестивали, дистанционное обучение, электронные ресурсы и т. п.).

Самообразование педагога реализуется через работу с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, самостоятельное освоение новых образовательных технологий, выполнение исследования, разработку проектов и т. д. Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ ОУ (методическое объединение, творческая экспериментальная группа и др.), а также работу в городских и окружных профессиональных педагогических сообществах. 

Традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лекции, педагогические советы, круглые столы) актуальны наряду с технологиями развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов происходит через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок). 

В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, проектировать свой ИОМ. Проектирование и реализация собственного ИОМ становится для педагога ситуацией "проживания инноваций" и способствует подготовке к решению актуальной профессиональной задачи проектирования ИОМ обучающихся [8]. 

Итогом ИОМ как личной программы профессионального развития является повышение профессиональной компетентности.

Альтернативной формой развития исследовательской компетентности и составления ИОМ является технология составления индивидуальных методических маршрутов на базе ресурсов платформы «Intel ® Учителя будущего». Она вводится на территории Республики Татарстан с лета 2013г. через Институт развития образования РТ, школы-центры компетенций. Цели и задачи программы - развитие профессиональных компетенций педагогических работников в сфере создания индивидуальных образовательных траекторий. Методический маршрут - это сетевой учебный ресурс, который учителя могут осваивать в собственном темпе. Методические маршруты знакомят с различными учебными методиками, приемами, техниками. С помощью платформы ITAO можно работать в команде с коллегами, разрабатывать учебные материалы и делиться своими разработками. Основные принципы данного подхода – сотрудничество как основное умение 21 века, практикоориентированность, результативность [11].

Алгоритм составления ИОМ (5 шагов):

В ИОМ отражаются три основных направления деятельности по развитию профессиональной компетентности: самообразование, участие педагога в методической работе ОУ, деятельность педагога в профессиональном сообществе на уровне города, района, страны.

Первый шаг в составлении ИОМ – проведение самообследования арсенала собственного опыта. Рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности обычно делается в виде эссе или монографического самоотчета (перечня того, что имеем).

Второй шаг – планирование самообразования, в первую очередь – в рамках Интернет как наиболее доступной и дешевой формы повышения уровня педагогических компетенций (но помним: для аттестации количество аудиторных часов на курсах повышения квалификации в течение 5 лет должно быть не менее 108, может складываться из нескольких составляющих через модульные курсы в разных институтах, имеющих лицензию повышения педагогической квалификации).

Третий шаг – методическая работа:

- обучение через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лекции, педсоветы, круглые столы);

- освоение новых технологий для развития профессиональной компетентности (проектировочные семинары, деловые и ролевые игры, дебаты, тренинги);

- посещение и взаимопосещение занятий в ОУ и за рамками ОУ;

- работа с научно-методической литературой;

- планирование участие в ШМО, в муниципальных, региональных профессиональных сообществах.

Четвертый шаг - планируемые результаты педагогической деятельности:

- презентации на педсоветах, семинарах,

- разработка проектов;

- составление сценариев праздников и иных воспитательных мероприятий;

- написание статей, оформление занятий (технокарты, конспекты, видео и пр.материалы);

- участие в создании банка научно-методических разработок разного уровня;

- освоение пакета педагогических диагностик;

- написание методических рекомендаций;

- подготовка и проведение открытых уроков, мастер-классов, заседаний творческих групп;

- оформление собственного портфолио…

Пятый шаг - итог - составление карты ИОМ, выполненной в виде таблицы [8] или плана работы. В приложении к статье дан примерный план ИОМ педагога на 2014г.

Приложение

«План Индивидуального образовательного маршрута педагога на 2014г. (12 шагов)»


1. Регулярно (по мере надобности или как минимум на каникулах) буду посещать образовательные порталы и интернет-сообщества педагогов:

  • Образование – Новости среднего, высшего образования http://www.eduhelp.info/. Это интернет-ресурс, на котором можно узнать множество новостей в сфере образования;

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/;

  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/. Здесь можно найти методические пособия, а также статьи, которые освещают школьные проблемы, содержат полезные советы педагогов и психологов;

  • Профобразование.org http://www.profobrazovanie.org/ - это специализированный портал для преподавателей;

  • Учительский портал http://www.uchportal.ru/;

  • Методсовет - методический портал учителя http://metodsovet.su/ ;

  • Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su http://pedsovet.su/;

  • Инновации в образовании http://sinncom.ru/. Сайт содержит полезные разделы: «Реформа образования» (нормативные документы, основные положения о процессе модернизации системы образования в РФ);

  • Открытый класс – Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/ . Можно найти планы уроков и конспекты, мастер-классы, различные презентации, анимации, игры, видео….;

  • Российский общеобразовательный портал http://edu.of.ru/ - много рубрик, в которых можно узнать об образовательных проектах;

  • Внеклассные мероприятияhttp://school-work.net/ ;

  • Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/ - интернет-проект издательства «Учитель» (серьезное издательство), имеет трансляцию национального канала «Просвещение», а также ссылку на Видеоканал УчМета на www.youtube.com;

  • Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) http://www.ntf.ru/

  • Планета школ http://planetashkol.ru/; ...

2. Познакомлюсь с материалами авторских методических сайтов:

  • академика РАО Новикова А.М. http://www.anovikov.ru/artikle/met_sys.htm www.anovikov.ru,

  • Сидорова С.В. - педагога-исследователя  http://sv-sidorov.ucoz.com, http://si-sv.com/ - сайт учит организовать профессионально-педагогическую деятельность на новом технологическом уровне, делиться опытом и включаться в дистанционное сотрудничество с коллегами;

  • Ольги Пивненко – автор блога «Сетевые информационные технологии в педагогической практике» http://inf548.blogspot.ru

3. Продолжу участие в работе издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/ (подписка, получение электронных журналов и пр.)

4. Пройду обучение на дистанционных курсах, к примеру «Новые информационные и мультимедиа технологии и проектная деятельность в начальной школе» с объемом учебного плана 72 аудиторных часа на сайте «Института новых технологий» http://www.int-edu.ru/ - освоение мультимедийных сред Лого. Мультипликация и видеопроекты или подберу другие;


5. Обновлю свои теоретические педагогические знания через изучение электронного учебно-методического пособия для бакалавров с прохождением тестов по темам и итогового тестирования Сидорова С.В. Пособие содержит краткие теоретические сведения о педагогике как науке, о структуре педагогических наук и значении педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о человеке, о педагогической методологии и организации педагогического исследования, о целостном педагогическом процессе и включённых в него процессах обучения и воспитания. Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС ВПО http://si-sv.com/load/15-1-0-65.


6. Продолжу изучение образовательной области ОРКСЭ (на базе Свято-Тихоновского Православного университета).

7. Познакомлюсь технологией «информационного зеркала» Сидоров С.В., Обухова Е.А. http://www.si-sv.com/publ/4-1-0-262, Inter–Педагогикой Ирины Хоменко http://www.inter-pedagogika.ru/.

8. Оформлю часть своих методических материалов, начну принимать участие в педагогических конкурсах в Интернете, а для этого получу свой РИНЦ как автор (российский индекс научного цитирования вычисляется сервисом электронной научной библиотеки Elibrary.ru. Чтобы узнать свой РИНЦ, необходимо зарегистрироваться на сервисе http://www.elibrary.ru/author_info.asp?isnew=1&rpage=

9. Определю «фишки» моего маршрута [11] (приоритетные направления – основное и второстепенные) для составления перспективного ИОМ непрерывного профессионального развития (НПР).


10. Продолжу работать над темой «Рефлексия», потому что она является важным аспектом учебного процесса. Чтобы улучшить свои методы преподавания, необходимо анализировать и свои достижения и удачи.


11. Продолжу работу на официальном сайте ОРКСЭ при АПК ПКРО http:// www.orkse.ru/


12. Попробую свои силы на сайте Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования: компетентностный и традиционный подходы

http://www.фэпо.рф/


Литература

  1. Губайдуллин А. А. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях проектного обучения. Дисс.канд.пед.наук.Казань, 2011

  2. Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии, 2006. – №5

  3. Константинов В.А. Методика формирования исследовательской компетентности студентов в условиях университетского ботанического сада. Автореф. дис. канд.пед.наук Астрахань, 2000

  4. Лаптев В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования /модернизации общего образования на рубеже веков: сборник научных трудов / – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001

  5. Лебедев В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования // Школьные технологии, 2007. – №2

  6.  Лебедев О.В. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии, 2004. – №5

  7. Никонорова И.Я. Особенности использования системно-структурного критерия в определении профессиональной компетентности учителя: Дис. канд.пед.наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2003

  8. Обласова Л.С. Индивидуальный образовательный маршрут педагога //Справочник заместителя директора школы, 2012 - № 9

  9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5. – С.55-61

Электронные издания

  1. Литвинова Е.Г. Теоретический анализ понятия «исследовательская компетентность»

http://sv-sidorov.ucoz.com

  1. Материалы семинара «Индивидуальные методические маршруты на базе ресурсов платформы «Intel ® Учителя будущего» http://irort.ru/node/1435

  2. Сайт академика РАО Новикова А.М. http://www.anovikov.ru

Название документа ИОМ педагога ОРКСЭ.ppt

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ОРКСЭ Русецкая М.А., заместит...
Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изм...
Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изм...
Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изм...
Модернизация российского образования в условиях быстрой смены различных техно...
ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ВЫПОЛНЯЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА, НО ПРИЗВАНО ОПЕРЕЖ...
ИОМ как путь педагогического саморазвития Индивидуальный Образовательный Марш...
Профессионализм = образованность + компетентность Высокообразованный человек ...
Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность самостоятельность,...
Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность Это гибкость мышле...
Компетенция соответствие, соразмерность (пер. с лат.); круг вопросов, в котор...
Компетенция знания в действии (Э.Ф.Зеер); знания + опыт; предметная область в...
знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность з...
Что такое компетентность? овладение человеком соответствующей компетенцией, в...
Формулировка компетенций 1. Использование глаголов в неопределенной форме: «п...
Уровень профессиональной компетентности учителя-профессионала Учитель - профе...
Диагностика уровня педагогической компетентности Экспертная качественная оцен...
Обобщение и представление своего опыта работы Умение определять приоритетные...
Основные составляющие педагогической компетентности Межцисциплинарная (метапр...
Итог ИОМ как личной программы профессиональное развитие - повышение профессио...
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг первый Первый шаг в составлении ИОМ –...
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг второй Второй шаг – планирование само...
К сведению: курсы повышения квалификации аудиторное количество в течение 5 ле...
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг третий Методическая работа: - освоени...
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг четвертый Планируемые результаты (про...
участие в создании банка научно-методических разработок разного уровня; освое...
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг пятый составление карты ИОМ, выполнен...
Обновление теоретических педагогических знаний
1 из 36

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Индивидуальный образовательный маршрут педагога ОРКСЭ Русецкая М.А., заместитель
Описание слайда:

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ОРКСЭ Русецкая М.А., заместитель директора по ВР НОУ СОШ «ЧаШа», учитель ОРКСЭ

№ слайда 2 Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на измене
Описание слайда:

Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школа образование 10 км/ч Политика закон очень медленно

№ слайда 3 Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на измене
Описание слайда:

Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школа образование 10 км/ч Политика закон очень медленно

№ слайда 4 Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на измене
Описание слайда:

Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школа образование 10 км/ч Политика закон очень медленно

№ слайда 5 Модернизация российского образования в условиях быстрой смены различных технолог
Описание слайда:

Модернизация российского образования в условиях быстрой смены различных технологий предполагает осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта; способность увидеть свой профессиональный труд в целом; быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями; требует от педагога перехода к «режиму саморазвития» (академик РАО Новиков А.М);

№ слайда 6 ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ВЫПОЛНЯЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА, НО ПРИЗВАНО ОПЕРЕЖАТЬ
Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ВЫПОЛНЯЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА, НО ПРИЗВАНО ОПЕРЕЖАТЬ ДРУГИЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА Образование должно быть фактором развития общества Внедрение развивающих технологий (изменение технологий – это смена целевых установок, ценностных ориентаций) Готовность и умение учителя перестраивать профессиональную деятельность (идеология развития – саморазвитие) (Н.Г. Разова, Е.Н. Денисова «Профессиональные компетенции»)

№ слайда 7 ИОМ как путь педагогического саморазвития Индивидуальный Образовательный Маршрут
Описание слайда:

ИОМ как путь педагогического саморазвития Индивидуальный Образовательный Маршрут (ИОМ); Альтернативная технология индивидуальных методических маршрутов на базе ресурсов платформы «Intel ® Учителя будущего».

№ слайда 8 Профессионализм = образованность + компетентность Высокообразованный человек - с
Описание слайда:

Профессионализм = образованность + компетентность Высокообразованный человек - специалист в своей области, человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, владеющий несколькими языками.

№ слайда 9 Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность самостоятельность, сп
Описание слайда:

Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания.

№ слайда 10 Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность Это гибкость мышления
Описание слайда:

Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это диалогическое умение или коммуникабельность, навыки сотрудничества и т. д.

№ слайда 11 Компетенция соответствие, соразмерность (пер. с лат.); круг вопросов, в которых
Описание слайда:

Компетенция соответствие, соразмерность (пер. с лат.); круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом; совокупность индивидуальных и профессиональных характеристик работника, определяющих качественное выполнение работы (Г. Сартан);

№ слайда 12 Компетенция знания в действии (Э.Ф.Зеер); знания + опыт; предметная область в ко
Описание слайда:

Компетенция знания в действии (Э.Ф.Зеер); знания + опыт; предметная область в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности (президиум Совета МГУ им. М.В. Ломоносова); Компетенция – одна из составляющих компетентности.

№ слайда 13 знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знат
Описание слайда:

знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать) знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям) знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) Компетенции и навыки (Европейский проект TUNING)

№ слайда 14 Что такое компетентность? овладение человеком соответствующей компетенцией, вклю
Описание слайда:

Что такое компетентность? овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (И.А.Зимняя) - НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ; состоявшееся качество личности (совокупность качеств) человека и минимальный опыт деятельности в заданной сфере (А.В.Хуторской) способность действовать в ситуации неопределённости; общая интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки для выполнения деятельности в определенной области;

№ слайда 15 Формулировка компетенций 1. Использование глаголов в неопределенной форме: «пони
Описание слайда:

Формулировка компетенций 1. Использование глаголов в неопределенной форме: «понимать», «иметь» (научное представление), «владеть», «уметь», «обладать» (способностью), «быть» (готовым, подготовленным), «знать», (стремиться) «использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию), «выражать» и т.д.

№ слайда 16 Уровень профессиональной компетентности учителя-профессионала Учитель - професси
Описание слайда:

Уровень профессиональной компетентности учителя-профессионала Учитель - профессионал – это мастер, новатор, исследователь, индивидуальность; стремящийся к саморазвитию; ориентированный на педагогические поиски «от ученика» и для ученика (личностно-ориентированный); новатор, находящий и внедряющий новое, исследователь; мастер, владеющий багажом современной науки; создающий оптимальную психологическую обстановку на уроке…

№ слайда 17 Диагностика уровня педагогической компетентности Экспертная качественная оценка
Описание слайда:

Диагностика уровня педагогической компетентности Экспертная качественная оценка уроков; Качественная самооценка уроков; Наличие собственных методических разработок; Выполнение заданий, моделирующих профессиональную деятельность; Анализ учебных достижений учащихся; Работа на профессиональных семинарах; Самоанализ, востребованность профессионального роста.

№ слайда 18 Обобщение и представление своего опыта работы Умение определять приоритетные на
Описание слайда:

Обобщение и представление своего опыта работы Умение определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности по методам, по форме, по содержанию Постоянная работа в методических объединениях, творческих группах выступления, мастер-классы, семинары, конференции Публикации; Портфолио достижений Диагностика уровня профессиональной компетентности

№ слайда 19 Основные составляющие педагогической компетентности Межцисциплинарная (метапредм
Описание слайда:

Основные составляющие педагогической компетентности Межцисциплинарная (метапредметная) ИКТ (современно-техническая) Здоровье-сберегающая Психолого-педагогическая Предметная Методическая Когнитивная (исследовательская) Духовно-нравственная ...

№ слайда 20 Итог ИОМ как личной программы профессиональное развитие - повышение профессионал
Описание слайда:

Итог ИОМ как личной программы профессиональное развитие - повышение профессиональной компетентности

№ слайда 21 Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг первый Первый шаг в составлении ИОМ – пр
Описание слайда:

Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг первый Первый шаг в составлении ИОМ – проведение самообследования арсенала собственного опыта. Рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности обычно делается в виде эссе или монографического самоотчета (перечень того, что имеем).

№ слайда 22 Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг второй Второй шаг – планирование самообр
Описание слайда:

Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг второй Второй шаг – планирование самообразования, 1) в первую очередь – в рамках Интернет как наиболее доступной и дешевой формы повышения уровня педагогических компетенций;

№ слайда 23 К сведению: курсы повышения квалификации аудиторное количество в течение 5 лет д
Описание слайда:

К сведению: курсы повышения квалификации аудиторное количество в течение 5 лет должно быть не менее 108ч., может складываться из нескольких составляющих через модульные курсы в разных институтах, имеющих лицензию повышения педагогической квалификации;

№ слайда 24 Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг третий Методическая работа: - освоение н
Описание слайда:

Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг третий Методическая работа: - освоение новых технологий для развития профессиональной компетентности (проектировочные семинары, деловые и ролевые игры, дебаты, тренинги…); - посещение и взаимопосещение занятий в ОУ и за рамками ОУ; - работа с научно-методической литературой; - планирование участие в ШМО, в профессиональных сообществах…

№ слайда 25 Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг четвертый Планируемые результаты (продук
Описание слайда:

Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг четвертый Планируемые результаты (продукты) педагогической деятельности: презентации для выступлений на педсоветах, семинарах, разработка проектов; составление сценариев праздников и иных воспитательных мероприятий; написание статей, оформление занятий (технокарты, конспекты, видео и пр.материалы);

№ слайда 26 участие в создании банка научно-методических разработок разного уровня; освоение
Описание слайда:

участие в создании банка научно-методических разработок разного уровня; освоение пакета педагогических диагностик; написание методических рекомендаций; подготовка и проведение открытых уроков, мастер-классов, заседаний творческих групп; оформление собственного портфолио…

№ слайда 27 Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг пятый составление карты ИОМ, выполненной
Описание слайда:

Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг пятый составление карты ИОМ, выполненной в виде таблицы или плана работы Приложение к статье Фрагмент плана: Обновление теоретических педагогических знаний

№ слайда 28 Обновление теоретических педагогических знаний
Описание слайда:

Обновление теоретических педагогических знаний

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36
Описание слайда:

Материалы доклада "Индивидуальный образовательный маршрут педагога ОРКСЭ"
  • Другое
Описание:

Представлены материалы (доклад и презентация к нему) выступления на Педагогических чтениях в г. Обнинке в марте 2014г.

Рассматривается одна из форм так называемого "режима саморазвития" педагога - разработка ИОМ - индивидуального образовательного (вернее - самообразовательного) маршрута учителя ОРКСЭ. 

Указываются основные компетенции педагога ОРКСЭ, такие как знание предметной области ОРКСЭ,  нормативно-правовой составляющей курса,  умение составить технокарту урока ОРКСЭ, владение методами беседы, организации проектной деятельности и пр.

Показывается 5-ти шаговый алгоритм составления ИОМ.

В Приложении приводится пример 12-ти шагового ИОМ на 2014г.

Автор Русецкая Марина Альфредовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1262
Номер материала 29239
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓