Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальное сопровождение ребёнка.
Введение.
Одна из самых актуальных проблем школы в современное время -
преодоление школьной неуспеваемости. К сожалению, несмотря на то, что школы
получают новое оборудование, учителя постоянно повышают свою квалификацию,
совершенствуются содержание и методы обучения, не выходит у педагогов всех
детей учить одинаково хорошо. Почему это происходит? У детей разное умственное,
речевое, а следовательно и психическое развитие. Количество учеников, которые
не могут усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. По данным
Министерства образования РФ, около 80 % учащихся требуют особого подхода в
обучении.
Школа должна развивать каждого ребёнка, признать уникальность его
личности, дать ему качественное образование. Для этого необходимо создание
инклюзивной образовательной среды. Её основополагающий принцип - это гибкое
приспособление к индивидуальным особенностям различных групп детей, умение
быстро перестраивать собственную работу для лучшего обучения каждого ребёнка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья "могут реализовать
свой потенциал при условии вовремя начатого и адекватно организованного
обучения и воспитания - образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с
нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей,
заданных спецификой нарушения психического развития" ( выдержки из
основных положений Концепции специального федерального образовательного стандарта
для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Одна из основных причин трудностей в обучении и воспитании у учащихся
- особое состояние психического развития личности. Оно в дефектологии получило
название " задержка психического развития" или ЗПР. Среди детей с
ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития
составляют самую многочисленную и разнообразную группу. Дети с задержкой
психического развития составляют около 50% неуспевающих учащихся, то есть
каждый второй неуспевающий ученик - это ребёнок с ЗПР.
А ведь такая проблема преодолима. В основе школьной неуспеваемости
детей с задержкой психического развития находится нарушение их умственной
работоспособности. Дети с ЗПР достаточно хорошо воспринимают помощь взрослых и
способны переносить усвоенные способы и приёмы умственных действий на новые,
похожие задания.
Именно поэтому детям с задержкой психического развития нужно оказывать всеобъемлющую
психолого-педагогическую помощь. Она должна включать индивидуальный подход
учителя при обучении, индивидуальные занятия с учителем-логопедом, с
педагогом-психологом, с социальным педагогом и так далее. Только тогда у
ребёнка сформируется определённый уровень развития универсальных учебных
действий, соответствующий его возможностям. А это одно из важнейших условий для
освоения любым ребёнком образовательной программы. Одной из задач современной
школы является формирование у всех учащихся личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Они дают
основу умению учиться.
Составление индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья - сложное и кропотливое дело, но разрабатывая его,
специалисты открывают для ребёнка новые горизонты его развития. Да и учитель
получит неоценимую помощь, так как ему приходится в настоящее время работать в
многочисленных классах и с самыми разными учащимися. Педагог должен знать, как
помочь ребёнку с ОВЗ.
Цель работы: теоретико-методическое обоснование и разработка педагогом-психологом
индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:
задержкой психического развития.
Задачи работы:
- находить у ребёнка
трудности в обучении, связанные с задержкой психического развития;
– поддержание функционирования ребенка в
условиях оптимальных
образовательных
воздействий и недопустимости его дезадаптации;
- заниматься
профилактикой отставания и отрицательных тенденций в развитии его личности;
- определить общие,
свойственные всем детям с ограниченными возможностями здоровья , и
специфические особые образовательные потребности учеников с задержкой
психического развития;
- определить
особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе для такого
ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей;
- корректировать
отклонения в развитии ребёнка, в его поведении, в отношениях со взрослыми и
детьми на основе создания наиболее подходящих условий для развития личности
ученика;
- работать с
родительской общественностью с целью недопущения негативного отношения к
пребыванию ребёнка с ЗПР в классе общеобразовательной школы;
- разработать
осуществление психолого-педагогической помощи ребёнку с задержкой психического
развития в соответствии с теми рекомендациями, которые были даны
психолого-медико-педагогической комиссией;
- оказывать
консультативную и психологическую помощь учителям и родителям ребёнка с
задержкой психического развития по различным, возникающим у них вопросам.
Методы работы:
1. Наблюдение за
поведением и обучением такого ребёнка. Обязательное изучение семейных
отношений. К сожалению, часто при этом выявляется скрытое неблагополучие в
отношениях между различными членами семьи ребёнка с задержкой психического
развития.
2. Устный и
письменный опрос ученика. Ребёнок с ЗПР охотно общается, если доверяет
взрослому. Педагог-психолог может сделать много открытий для себя, если будет
регулярно общаться с таким учеником.
3. Метод анализа
продуктов деятельности. Это изучение рисунков, поделок, учебных работ ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья.
4. Психологическое
консультирование: оказание устной помощи ребёнку в виде советов ему и его
родителям, разработка рекомендаций им на основе предварительного обследования
ребёнка и знакомства с теми проблемами, которые мешают развитию его личности.
5.
Психолого-педагогическое тестирование.
6. Методы
психотерапевтического воздействия. Дети с задержкой психического развития хотят
и любят рисовать, лепить, клеить. Им необходимы такие виды деятельности для
развития. Таким детям нужна обратная связь со взрослым педагогом.
7. Психологическая
коррекция. Часто дети с задержкой психического развития агрессивны. Им
необходимы релаксационные техники, направленные на обучение ребёнка управлению
своей злостью и снижению уровня личностной тревожности.
Практическая
значимость работы:
Данная работа должна
помочь решить проблемы ребёнка с задержкой психического развития с максимальной
пользой для него и в его интересах. У ученика не должно быть барьеров при
получении образования, с учётом его особых потребностей. При реализации
индивидуального психологического сопровождения должна повыситься мотивация и
качество успеваемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Помощь гарантировано должны получить и родители ребёнка с задержкой
психического развития. Они должны в спокойном состоянии воспитывать и обучать
своего ребёнка, выбрав для этого необходимую форму обучения.
В итоге реализации
данной работы повысится и профессиональная компетентность педагога-психолога по
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: с задержкой
психического развития. Произойдёт систематизация необходимых действий для
лучшего воздействия на таких детей. Педагоги-психологи будут делиться опытом,
устранять недочёты в своей работе, сотрудничать с другими специалистами для
обеспечения комплексного воздействия на ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья.
Образование детей с
ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа - инновация, она требует множества
таких работ и методических разработок, чтобы инклюзивное образование достигло
своей цели. А создание оптимальных условий для получения равноправного
образования всеми детьми с учётом их особенностей - основная задача в области
исполнения права на качественное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Ребёнок, у которого
обучение и воспитание идут медленнее из-за задержки психического развития,
лучше освоит все универсальные учебные действия, если формировать их слаженно,
организованно, наиболее подходящими методами, приёмами, обязательно с
применением их в повседневной жизни.
Для этого и требуется
индивидуальное сопровождение ребёнка с задержкой умственного развития.
Теоретические
аспекты индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ: ЗПР.
Данная группа детей
начала исследоваться в шестидесятые годы двадцатого века именно по причине
того, что дети с задержкой психического развития стали являться главным
основанием снижения успеваемости школьников в начальных классах. Симптомы
задержки психического развития неярко проявляются в дошкольном возрасте. ЗПР
становится явной, когда ребёнку становится необходимо заниматься сложными
формами деятельности.
Задержка психического
развития - отставание в психическом развитии, которое требует и специального
коррекционного подхода к обучению, и даёт возможность обучения в обычной
общеобразовательной школе.
Особые
образовательные потребности детей с ЗПР (общие для всех детей с ограниченными
возможностями здоровья и специфические):
1. Получение
специальной помощи сразу после выявления нарушения в развитии.
2. Непрерывный
коррекционный процесс, обеспечивающий преемственность между дошкольным и
школьным обучением.
3. Обеспечение
коррекционно-развивающей направленности при обучении основным предметам в
школе.
4. Непрерывный
контроль за учебно-познавательной деятельностью ребёнка, чтобы добиться такого
её уровня , который позволяет ребёнку с ЗПР самостоятельно справляться с
учебными заданиями.
5. Обеспечение
доступности образовательной среды с учётом быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса детей с задержкой психического
развития.
6. Регулярное
стимулирование познавательной активности, пробуждение интереса у ребёнка к
себе, к окружающему миру.
7. Помощь детям в
осмыслении получаемых знаний, в формировании универсальных учебных действий.
8.Комплексное
сопровождение: медицинская помощь, специальная психо-коррекционная помощь для
компенсации дефицита эмоционального развития и формирования сознательной
деятельности и приемлемого в обществе поведения.
9. Максимальное
расширение социальных контактов: с членами семьи, со взрослыми людьми, со
сверстниками, с малышами.
10. Активное
взаимодействие семьи ребёнка с задержкой психического развития и
образовательного учреждения. Сотрудничество родителей и руководителя школы,
родителей и учителя, родителей и педагога-психолога, родителей и социального
педагога, родителей и медицинского работника школы и т.д. Все специалисты
должны работать согласованно во благо ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья.
ЗПР - сложное
разноплановое нарушение. У разных детей выявляются разные нарушения компонентов
психической, психологической, физической деятельности. Выделяются следующие
причины возникновения задержки психического развития у ребёнка:
- минимальные
органические повреждения центральной нервной системы (самый ранний период жизни
ребёнка);
- функциональная
недостаточность центральной нервной системы (результат воздействия
патогенетических факторов) ;
- хронические
соматические заболевания, перенесённые в раннем детстве;
- стрессовые
психотравмирующие факторы ( часто дисгармоничные отношения в семье);
- длительная
депривация: педагогическая запущенность ребёнка или пребывание с момента
рождения в доме ребёнка.
Характерные
особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо
учитывать специалистам при индивидуальном сопровождении детей.
1. Физические и
моторные особенности. Затруднение в координации движений, недостатки мелкой
моторики, трудности в ориентации в пространстве. При это может быть излишняя
двигательная активность: бесчисленное движение руками, ногами, ребёнок может
вертеться на месте.
2. Быстрое утомление
- серьёзное препятствие к формированию универсальных учебных действий.
3. Инфантилизм в
психическом развитии. Он приводит к замедлению развития эмоционально-волевой
сферы. У детей не сформирована произвольная регуляция поведения, снижена
познавательная активность и мотивация поведения, наблюдается низкий уровень
самоконтроля.
4. Уровень развития
интеллекта не подходит к возрасту ребёнка. Происходит отставание в развитии
функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
5. Речь ребёнка с
задержкой психического развития бедна и примитивна. Часто у него имеются
дефекты произношения.
6. Внимание
сохраняется с трудом при выполнении даже игровых заданий. Дети легко
отвлекаются и очень быстро устают.
7. Низкий уровень
восприятия.
8. Сюжетно-ролевая
игра как высшая форма игровой деятельности не сформирована. Дети с задержкой
психического развития нетерпеливы и легко возбудимы в играх со сверстниками,
испытывают трудности при соблюдении своей очереди в игре. Они часто прерывают
других или вторгаются в игры других детей.
9. Особенности
обучения в школе. Ведущий вид деятельности у таких детей - игра. Дети с ЗПР не
воспринимают школьные требования, совсем не интересуются учёбой, слабо
подчиняются правилам поведения в школе. Из-за низкого уровня самоконтроля они
пропускают уроки, не выполняют домашние задания, отстают в усвоении учебного
материала. Уже в первом классе у детей с задержкой психического развития
складывается отрицательное отношение к обучению в школе. Формируется и растёт
чувство неполноценности. Это ещё более усугубляет ситуацию. К концу 1 класса у
большинства детей с ЗПР выявляются такие нарушения, которые не позволяют детям
справляться с учебной программой: элементарный счёт вызывает трудности, есть
серьёзные фонетические проблемы, из-за которых нарушается письмо и чтение.
Если же будет
организовано правильное неформальное индивидуальное сопровождение ребёнка, то
своевременная организация коррекционно-развивающего обучения не позволит так
развиваться событиям.
Что ещё надо
учитывать при обучении ребёнка с ЗПР? Т.А. Власова и М.С. Певзнер предупреждают
педагогов, психологов об астенических состояниях. Астенические состояния
снижают темп психического развития ребёнка. Затруднены процесс овладения
чтением, письмом, счётом. К.С Лебединская выделила три типа ЗПР психогенного
происхождения:
а) Аномальное
развитие личности по типу психической неустойчивости.
Этот вид - следствие
гиперопеки. Из-за патологической незрелости эмоционально-волевой сферы ребёнок
не обладает определённым уровнем знаний и представлений, нужных для обучения в
школе.
б) Аномальное
развитие личности по типу "кумир семьи". Такое развитие обусловлено
гиперопекой. Она приводит к формированию у ребёнка иждивенческих установок,
лени, эгоизма.
в) Аномальное
развитие личности по невротическому типу. Такое развитие приобретает личность в
злых, агрессивных, жестоких условиях жизни в семье. Всё это ведёт к
формированию трусливой, равнодушной, боящейся принятия серьёзных решений личности.
Не смотря на обилие
препятствий при обучении детей с задержкой психического развития, у таких
учащихся есть положительные моменты, на которые стоит опираться специалистам в
своей деятельности:
1. При ЗПР при
своевременной психолого-педагогической работе наблюдается полная обратимость
симптома.
2. Недоразвитость
высших психических функций носит временный характер.
3. Моторику можно
развить до высокого уровня. Движения у ребёнка становятся быстрыми, ловкими.
4. При задержке
психического развития отсутствуют грубейшие нарушения произношения, лексики,
грамматики. При правильном обучении фонематический слух развивается. Дети с ЗПР
активно обращаются к учителю за помощью.
5. В игре дети с ЗПР
активны. Они могут принимать самостоятельные решения.
6. У таких детей
относительно сохранна познавательная деятельность.
7. Дети с задержкой
психического развития могут самостоятельно находить свои ошибки и решать
задания аналогичные данным.
8. Зона ближайшего
развития у детей с ЗРП значительно выше, чем у детей с умственным отставанием.
Постоянная полная
интеграция детей с задержкой психического развития может быть эффективна
только при специальной помощи, удовлетворяющей их особые образовательные
потребности. В обеспечении условий интегрированного обучения детей с ЗПР
ведущая роль принадлежит психологу. Психологическое сопровождение ребёнка -
сложный процесс. Результат его - овладение ребёнком с ограниченными
возможностями здоровья своей деятельностью и своим поведением, готовностью к
дальнейшей жизни.
Основные направления
деятельности психолога в условиях образовательной интеграции - диагностическое
направление, коррекционно-развивающее направление,
консультативно-просветительское и профилактическое направление,
организационно-методическое направление.
Диагностическое направление.
Это направление
включает в себя первичное обследование ребёнка с задержкой психического
развития, регулярные наблюдения за изменениями в его развитии, умение увидеть
позитивные моменты в обучении и воспитании конкретного ребёнка и корректировать
психическое развитие ученика. Используется комплекс методик, позволяющий
оценить психологическую готовность детей с ЗПР к школьному обучению. Выбираются
оптимальные условия для обучения в школе (модель интеграции) в зависимости от
результатов диагностики.
Коррекционно-развивающее направление.
Важнейшая задача -
разработка индивидуальных программ психологической помощи в соответствии с
индивидуальными психологическими особенностями ребёнка с задержкой психического
развития. Коррекционно-развивающее направление включает в себя: развитие
эмоционально-личностной сферы и коррекцию её недостатков, развитие
познавательной деятельности и углубленное формирование высших психических
функций, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Развитие эмоционально-личностной
сферы и коррекция её недостатков. Это профилактика и устранения агрессии. Агрессия довольно часто
встречается при задержке психического развития. Сюда входит и работа над
негативными чертами личности, и снятие излишней робости, тревоги. В эту же
группу относится и развитие коммуникативных способностей. Дети с ЗПР трудно
взаимодействуют со взрослыми и детьми. Формирование адекватной самооценки - ещё
одна задача этого направления.
В развитии
эмоционально-личностной сферы помогают методики игротерапии , арт-терапии и
сказкотерапии.
Детям с задержкой
психического развития нужно представлять внутренний мир человека, чтобы самому
жить в мире с самим собой. Психолог должен формировать у таких учащихся
оптимизм, желание заниматься определённой познавательной деятельностью, умение
преодолевать страхи, уважать себя, верить в свои силы и возможности.
Развитие
познавательной деятельности и углубленное формирование высших психических
функций. Это стимуляция
познавательной активности, развитие внимания, развитие памяти, развитие
восприятия, координации, формирование мыслительной деятельности, развитие
умения делать элементарные умозаключения. Это очень важно, так как ребёнок с задержкой
психического развития часто пассивен, невнимателен, добивается результатов
путём механической зубрёжки, не умеет анализировать, сравнивать, обобщать в
процессе деятельности и делать выводы.
Формирование
произвольной деятельности и поведения. Психологическая готовность ребёнка к школе определяется умением
управлять своим поведением. Неумение вести себя в школе тормозит и умственное,
и личностное развитие ребёнка. Очень важно формировать у ребёнка с ЗПР
сознательную саморегуляцию: находить цель деятельности и придерживаться её,
планировать свою работу, подбирать и пользоваться определённым способом
действия, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, уметь
оценивать адекватно свою деятельность и её результат.
Консультативно-просветительское и профилактическое
направление.
Положительные личные качества
педагога представляют именно то, что действительно необходимо для ученика с
задержкой психического развития: деликатность, такт, вежливость, умение прийти
на помощь без упрёков, но и дать возможность ребёнку и самому что-либо сделать
и т.д. Не секрет, что и обычный ребёнок часто выполняет задание, чтобы его
похвалил учитель, чтобы не огорчить любимого преподавателя. А ребёнок с ОВЗ тем
более желает положительной оценки своей деятельности, помощи, эмоций, а не
равнодушия от классного руководителя, преподавателя. Об это нужно говорить на
педсоветах, семинарах, на индивидуальных консультациях с учителями.
Организация сотрудничества психолога с родителями.
Для ребёнка с
задержкой психического развития требуется особая поддержка со стороны
родителей. Жаль, что часто они не представляют из себя примера для подражания,
бывает, что негативно настроены по отношению к школе или сознательно избегают
проблем. Каковы этапы работы с родителями?
Начальный этап. Очень важно установить доверительные
отношения с родителями. Провести всестороннее обследование ребёнка с ОВЗ. Найти
положительные качества в нём, порекомендовать родителям, как следует заниматься
с учеником в домашних условиях, к каким специалистам дополнительного
образования обратиться. Необходимо донести до родителей то, что не надо бояться
и скрывать проблемы своего ребёнка, а делать всё возможное для его развития,
прислушиваясь к специалистам.
Этап
коррекционно-развивающей работы.
Родители выполняют конкретные рекомендации и задания психолога.
Для родителей ребёнка
с задержкой психического развития требуются неоднократные индивидуальные
консультации. На них обсуждаются как положительная динамика в развитии ребёнка,
так и возможные проблемы, с которыми придётся постоянно сталкиваться
специалистам.
Иногда психологу
приходится глубже изучать семейные проблемы. Выделяют три уровня работы:
1. Супружеская
психокоррекция. Часто в семьях, где воспитывается ребёнок с ЗПР, есть скрытое
неблагополучие между родителями.
2. Семейная или
групповая психокоррекция выявляет непродуктивные формы взаимодействия и
призвана выработать новые продуктивные связи между членами семьи. Бывает так,
что на ребёнка большее влияние оказывают не мама с папой,а другие и не самые
ближайшие родственники.
3. А далее уже
ведётся психокоррекционная работа с ребёнком.
Принципы
коррекционной работы с детьми и их родителями, подходящие для работы с
ребёнком с задержкой психического развития.
|
(использована классификация И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева )
Основополагающими
принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются
следующие.
Принцип единства диагностики и
коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует
постоянного контроля за динамикой развития ребенка и точностью выполнения
коррекционных программ.
Преодоление выявленного нарушения зависит
от верности и точности его установления.
Принцип гуманистической
направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании
самоценности личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и
создании условий для его наиболее успешного развития.
Принцип интегративного
использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.
Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и
приемов психокоррекционного воздействия выявляет особенности различных
нарушений развития и успешно осуществляет их коррекцию.
Принцип гармонизации
внутрисемейной атмосферы. Этот принцип ориентирует психологическую
работу на разрешение личностных и межличностных взаимоотношений между
ближайшими членами семьи, между дальними родственниками.
Принцип оказания
личностно-ориентированной помощи. С использованием этого принципа
осуществляется психологическая коррекция личностных проблем у ребенка с ограничениями
в здоровье, членов его семьи и лиц, взаимодействующих с ним.
Принцип формирования
положительного отношения к ребенку с ограничениями в здоровье.
Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентаций и
установок у родителей ребенка, принятие нарушений в поведении и в обучении членами
семьи и лицами близкого окружения.
Принцип оптимизации
воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях
с ребенком с ограничениями в здоровье. С помощью реализации
этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая
компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня
родителей — фактор, обеспечивающий укрепление внутрисемейных связей во
благо ребёнка с задержкой психического развития.
Принцип единства
воспитательного воздействия семьи, медицинских, образовательных учреждений и
специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной
работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между
семьей, специалистами образовательного учреждения и медицинским учреждением.
Организационно-методическое направление.
Подготовка материалов
к педагогическим советам, методическим объединениям, семинарам, участие в них,
оформление документации.
Список использованной литературы.
Основная литература.
1. Организация
специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательных учреждениях.Методические рекомендации/Отв. ред.
С.В. Алехина. - М.:МГППУ, 2012
2.Разработка и
реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными
возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для
учителей начальной школы/Под ред. Е.В.Самсоновой. - М.:МГППУ, 2012
3.Организация
специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации/Под ред.
Е.В.Самсоновой. - М.:МГППУ, 2012
4. Система
психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения
ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учёт и отчётность/Сост.
И.В.Возняк. - Волгоград:Учитель, 2014
5.Колесникова Г.И.
Справочник детского психолога. - Ростов на Дону:Феникс, 2010
6. Бабкина Н.В.
Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной
интеграции/Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №1, 2012
7. Левченко И. Ю. ,
Ткачева В. В. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое
пособие. - М.:Просвещение, 2008
8. Интернет-ресурсы.
Лекции и методические
материалы сайта http://edu - pmk.ru
Дополнительная литература.
Интернет-ресурсы.
1.Материалы сайтов:
http://festival/1september/ru
http://nsportal/ru
http://cito/web.yspu.org
http://s11036.edu35.ru
2. Истратова О.Н.
Практикум по детской психокоррекции:игры, упражнения, техники. - Ростов на
Дону:Феникс, 2010
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.