Управление
образования администрации Пушкинского муниципального района
муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №3 г. Пушкино
Пушкинского
муниципального района
141200
Московская обл., г.Пушкино м-н. И.Арманд д.15
|
|
тел/факс:
(993) 4-37-66
тел:
8 (496) 535-70-15
|
Утверждаю
Директор
школы
______________________
Ф.И.О.
«___»
_________ 2014_г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА
математика_
базовый уровень, 2 ступень 6класс
(уровень,
ступень образования)
2014-2015 уч.год
(срок
реализации программы)
Составлена на основе примерной программы
федерального компонента государственного
образовательного стандарта начального общего ,основного общего и среднего
(полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089).
Примерной программы основного общего
образования по математике(Сборник нормативных документов Математика.
М.Дрофа,2004)
Программы для общеобразовательных школ
,лицеев и гимназий. Математика. (составите
ли : Г.М. Кузнецова ,Н.Г. Миндюк.М: Дрофа
,2002).
учебник : Математика .6 класс : учебник \
Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов ,А. С. Чесноков, С.И.
Шварцбурд .- М.: Мнемозина ,2011
Количество часов всего:_204, в неделю _6
Ф.И.О. учителя (преподавателя),
составившего рабочую учебную программу.
Рючина Светлана Александровна учитель
математики первой категории (преподаваемый предмет, квалификационная
категория)
г.
Пушкино
2014
– 2015 учебный год
Согласовано
Руководитель методического объединения
_______________________
Ф.И.О.
Протокол
МО от №
«___» _________ 201__г.
Согласовано
Заместитель
директора по УВР
______________________
Ф.И.О.
«___» _________ 201__г.
|
|
Пояснительная
записка.
Рабочая программа составлена основе:
Ø
Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004
№1089)
Ø
Примерной
программы основного общего образования по математике(Сборник нормативных
документов Математика. М.Дрофа,2004)
Ø
Программы
для общеобразовательных школ ,лицеев и гимназий. Математика. (составители :
Г.М. Кузнецова ,Н.Г. Миндюк.М: Дрофа ,2002).
Рабочая программа опирается на УМК:
ü
Виленкин,
Н. Я.
Математика. 5 класс : учебник / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.
И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2011.
ü
Жохов,
В. И. Математика.
5–6 классы. Программа. Планирование учебного материала / В. И. Жохов. – М. :
Мнемозина, 2010.
ü
Жохов, В. И.
Преподавание математики в 5 и 6 классах : методические рекомендации для учителя
к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2008.
ü
Жохов, В. И.
Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов, Л. Б.
Крайнева. – М. : Мнемозина, 2010.
ü
Жохов, В.
И. Математические диктанты. 5 класс : пособие для учителей и учащихся / В.
И. Жохов, И. М. Митяева. – М. : Мнемозина, 2013.
ü
Жохов, В. И.
Математический тренажер. 5 класс : пособие для учителей и учащихся / В. И.
Жохов, В. Н. Погодин. – М. : Мнемозина, 2011.
Цели
и задачи курса
Цели:
- формирование представлений о математике как
универсальном языке;
- развитие
логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической
культуры;
- овладение
математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и
для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
- воспитание
средствами математики культуры личности;
- понимание
значимости математики для научно-технического
прогресса;
- отношение
к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с
историей её развития.
Задачи:
- сохранить
теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике
преподавания в начальной школе;
- предусмотреть
возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в
их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
- обеспечить
уровневую дифференциацию в ходе обучения;
- обеспечить
базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии,
а также для продолжения образования;
- сформировать
устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить
и развить математические и творческие способности;
- развивать
навыки вычислений с натуральными числами;
- учить
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями, действия с десятичными дробями;
- дать
начальные представления об использование букв для записи выражений и
свойств;
- учить
составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
- продолжить
знакомство с геометрическими понятиями;
- развивать
навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа, 6 часов в
неделю. Авторское планирование рассчитано на 170 часов, поэтому добавлено еще 34
часа, которые распределены на следующие темы : добавлено 3 часа на изучение
темы «Натуральные числа и шкалы», 3 часа - на изучение темы « Сложение и
вычитание натуральных чисел», 17 часов добавлено на изучение темы «Умножение и
деление натуральных чисел», 5 часов – на изучение темы « Десятичные дроби.
Сложение и вычитание десятичных дробей», 6 часов – на изучение темы «Умножение
и деление десятичных дробей» ,3 часа –на тему «Инструменты для вычислений и
измерений»ведены на более углубленное изучение тем математики, повторение ,
обобщение и входящий контрольный тест в начале учебного года и добавлены часы
к итоговому повторению в конце года.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения
учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал;
обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные
технологии
С целью
обеспечения эффективности и результативности учебного процесса используются
различные технологии обучения.
Главной
задачей использования новых технологий является расширение интеллектуальных
возможностей человека. Все используемые технологии направлены на сохранение
физического, психического и нравственного здоровья каждого ученика.
На уроках
используются элементы следующих технологий:
Проблемное
обучение
Создание в учебной деятельности проблемных
ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их
разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями,
умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Индивидуально-развивающее
обучение
Знакомство с новыми методами мыслительной деятельности при решении творческих
заданий с чертежами, технологическими картами в индивидуальном порядке
Разноуровневое
обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять
внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже
продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях,
слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации
учения.
Технология проектного обучения
Учитель организует учебно-познавательную, исследовательскую , творческую или
игровую деятельность обучающихся, которые овладевают навыками самостоятельного
поиска, обработки и анализа нужной информации для
решения какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Работа с использованием этой технологии дает возможность
развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно
подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Технология
использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов
обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной
деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Тестовые
технологии
Оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая реально
оценить готовность обучающихся к итоговому контролю, установление
количественных и качественных индивидуальных различий.
Обучение
в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной
развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том,
чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех
возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические
диагностики личности. Обучающиеся и учитель занимаются совместной
деятельностью. Эффективность метода не только в академических успехах
обучающихся, но и в их интеллектуальном и нравственном развитии.
Информационно-коммуникационные
технологии
Использование ПК в учебном процессе. Создание рефератов, слайдов, презентаций и
др. Поиск нужной информации в Интернет. Применение полученных знаний в
практической деятельности.
Здоровье сберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют
равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать
мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного
учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,
нормативно применять ТСО.
Основные
типы учебных занятий:
- урок
изучения нового учебного материала;
- урок
закрепления и применения знаний;
- урок
обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок
контроля знаний и умений.
Основным типом
урока является комбинированный.
Формы организации учебного
процесса: индивидуальные,
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках
используются такие формы занятий как:
- практические
занятия;
- тренинг;
- консультация;
Формы контроля: текущий и
итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут,
тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным
оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью
проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;
содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого
материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные
работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем
программы,
- в конце учебной
четверти.
Основное
содержание .
Курс математики 5 класса включает основные
содержательные линии:
ü
Арифметика;
ü
Элементы
алгебры
ü
Элементы
геометрии;
ü
Вероятность и статистика;
ü
Множества;
ü
Математика
в историческом развитии.
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего
изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных
навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую
деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для
обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических
действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о
математическом языке.
«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся
первичных о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы
формирования правильной геометрической речи.
«Вероятность и статистика» способствуют формированию у
учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать
информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей,
обогащается представление о современной картине мира.
«Множества» способствуют овладению учащимися
некоторыми элементами универсального математического языка.
«Математика в историческом развитии» способствует
созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
Вероятность и статистика, «Множества», «Математика в
историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение
уроки не выделяются.
Содержание
учебного предмета
1.
Натуральные числа и шкалы
Обозначение
натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая,
луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Основная цель
– систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах,
полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков
2.Сложение
и вычитание натуральных чисел
Сложение
натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые
и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Уравнение.
Основная
цель – закрепить и развить навыки сложения и
вычитания натуральных чисел.
3.
Умножение и деление натуральных чисел
Умножение
натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение
выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Основная цель – закрепить
и развить навыки арифметических действий с натуральными числами
4.
Площади и объемы
Формулы.
Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей.
Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Основная цель – расширить
представление учащихся об измерении геометрических величин на примере
вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об
единице измерения.
5.
Обыкновенные дроби
Окружность
и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные
дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .Деление и
дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Основная цель – познакомить
учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
6.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная
запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание
десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Основная цель – выработать
умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять
сложение и вычитание десятичных дробей.
7.
Умножение и деление десятичных дробей
Умножение
десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на
натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь.
Среднее арифметическое.
Основная цель – выработать
умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с
натуральными числами и десятичными дробями
8.
Инструменты для вычислений и измерений
Микрокалькулятор.
Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение
углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Основная цель – сформировать
умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение
углов.
9.
Повторение
Распределение
учебных часов по темам.
- Натуральные
числа и шкалы -18 ч.
- Сложение
и вычитание натуральных чисел - 24 ч
- Умножение
и деление натуральных чисел -37 ч
- Площади
и объемы - 16 ч
- Обыкновенные
дроби - 31 ч
- Десятичные
дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей - 18 ч
- Умножение
и деление десятичных дробей - 32 ч
- Инструменты
для вычислений и измерений - 20 ч
- Итоговое
повторение курса математики 5 класса - 17 ч
Требования
к уровню подготовки учащихся.
Натуральные числа .Дроби.
Ученик научится:
·
понимать
особенности десятичной системы счисления;
·
понимать
и использовать термины и символы, связанные с понятием степени числа; вычислять
значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем;
·
оперировать
понятием обыкновенной дроби, выполнять вычисления с обыкновенными дробями;
·
оперировать
понятием десятичной дроби, выполнять вычисления с десятичными дробями;
·
понимать
и использовать различными способами представления дробных чисел; переходить от
одной формы записи чисел к другой, выбирая подходящую для конкретного случая
форму;
·
оперировать
понятием процента;
·
решать
текстовые задачи арифметическим способом;
·
применять
вычислительные умения в практических ситуациях, в том числе требующих выбора
нужных данных или поиска недостающих.
Ученик получит возможность :
·
познакомиться
с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о
натуральных числах ;
·
научиться
использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку
контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
·
округлять
натуральные числа и десятичные дроби;
·
работать
с единицами измерения величин;
·
интерпретировать
ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом.
Ученик получит возможность:
·
понять,
что числовые данные, которые используются для характеристики объектов
окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи
приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить
о погрешности приближения;
·
понять,
что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью
исходных данных.
Алгебраические
выражения. Уравнения.
Ученик научится:
- использовать буквы для записи общих утверждений(
например, свойств арифметических действий, свойств нуля при умножении ),
правил, формул;
- оперировать понятием «буквенное выражение»;
- осуществлять элементарную деятельность, связанную
с понятием «уравнение»;
Ученик получит возможность :
- приобрести
начальный опыт работы с формулами: вычислять по формулам, в том числе
используемые в реальной практике; составлять формулы по условиям, заданным
задачей;
- переводить
условия текстовых задач на алгебраический язык, составлять уравнения,
буквенное выражение по условию задачи;
Описательная статистика.
Ученик научится:
- работать
с информацией, представленной в форме таблицы или круговой диаграммы.
Ученик получит возможность :
- понять
, что одну и ту же информацию можно представить в разной форме ( в виде
таблицы или диаграммы ), и выбрать более наглядное для её интерпретации
представление.
Наглядная геометрия.
Ученик научится:
- распознавать
на чертежах, рисунках, в окружающем мире плоские
геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя
геометрическую терминологию и символику, описывать свойства фигур;
- распознавать
на чертеже, рисунках, в окружающем мире пространственные геометрические
фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую
терминологию и символику, описывать свойства фигур; распознавать развертку
куба, параллелепипеда;
- измерять
с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величин углов,
строить отрезки заданной длины и углы заданной величины;
- изображать
геометрические фигуры конфигурации с помощью чертежных инструментов и от
руки на нелинованной и клетчатой бумаге;
- делать
простейшие умозаключения, опираясь на знание свойств геометрических фигур,
на основе классификации углов;
- вычислять
периметры многоугольников, площади прямоугольников, объёмы
параллелепипедов.
Ученик
получит возможность научиться :
- исследовать
и описывать свойства геометрические фигуры ( плоских и пространственных),
используя наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование, в том числе
компьютерное моделирование и эксперимент;
- конструировать
геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.;
Личностные,
метапредметные и предметные результаты
освоения
содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих
результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
·
ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
·
формирования
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
·
умения
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
·
первоначального
представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об
этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
·
критичности
мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
·
креативности
мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических
задач;
·
умения
контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
·
формирования
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
метапредметные:
·
способности
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
·
умения
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
·
способности
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
·
умения
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
·
умения
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
·
развития
способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
·
формирования
учебной и общепользовательской компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностй);
·
первоначального
представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки
и техники;
·
развития
способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
·
умения
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
·
умения
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
·
умения
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их
проверки;
·
понимания
сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
·
умения
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
·
способности
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
предметные:
- умения
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение
необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический),
развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
·
владения
базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах,
об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник,
многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений
о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их
изучения;
·
умения
выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для
решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
предметах;
·
умения
пользоваться изученными математическими формулами,"
·
знания
основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать
задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
·
умения
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из
различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному
применению известных алгоритмов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс
|
Учебники
(автор,
год издания, издательство)
|
Методические
материалы
|
Материалы
для контроля
|
5
|
1. Математика 5. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,
А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд , издательство "Просвещение", г.
Москва 2012
|
1.«Математика.
Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение,
2011. Составитель Т. А. Бурмистрова. . 2.Дидактические
материалы Чесноков А.С., Нешков К. И., издательство "Мнемозина", г.
Москва 2008
|
1. Контрольно-измерительные материалы Математика 5 класс
сост. Попова Л.П., издательство « ВАКО» Москва 2013
2.
Тесты по математике 5 класс ( к учебнику Виленкина) Рудницкая В.Н.,
издательство «Экзамен» 20145.
3.
20 тестов по математике 5-6 классы. С. С. Минаева , издательство «Экзамен»
2011
|
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п.п.
|
Средства
|
Перечень средств
|
1
|
учебно-лабораторное
оборудование и приборы
|
инструменты
для измерений : треугольник , линейка , транспортир
|
2
|
технические и электронные
средства обучения и контроля знаний учащихся
|
компьютер,
магнитофон, СД , ДVД,
|
3
|
цифровые образовательные
ресурсы
|
«Дидактические
игры на уроке математике». Башмаков М.И., Дубровский В.Н., Поздняков С.Н.,
«Математика.
5—6 классы основной школы ». Владимировна М.В., Зарецкая И.Т., «Школьный
математический словарь. Справочник». Дубровский В.Н., Раббот Ж.М..
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.