Пацукова Лилия
Петровна. Выступление на педсовете МОУ СОШ № 22 Раменского района Московской
области на тему «Современные подходы к проблеме одаренности детей.»
Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок)
обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность
существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно
отличаются от сверстников. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в
развитии.
Существуют разные точки зрения по вопросу: Кого считать одаренными
детьми?
Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в
педагогической практике сказывается всё сложнее: во-первых, представления о
концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во вторых, существуют
культурно-образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как
разрабатывается теория.
История вопроса: древнегреческие мыслители Платон,
Пифагор, Сократ полагали, что их собственная мудрость – ДАР Богов.
Гениальность, их противники называли воплощением Дьявольского начала. Более
того, эти противники утверждали, что погруженность в учение – это неоправданная
растрата энергии, которая ведет к душевным заболеваниям и отклонениям. Не
отсюда ли желание некоторых родителей и сейчас оградить своих детей от
усиленной умственной деятельности?!
Во всех исканиях проходит главная мысль: Одаренность
(гениальность) – это некая неизменяемая данность ..Другой исследователь Френсис
Тальтон выдвинул гипотезу о том, что источником гениальности является
генетический фонд, наследуемый детьми, но он так и не обнаружил системы в своих
исследованиях. (дети не всегда наследуют дар своих родителей)
Развитии науки психологии привело к более
дифференцированному анализу содержания и структуры одаренности. Но и у этих
воззрений есть свои плюсы и минусы. ПЛЮСЫ: разработаны шкала и тесты для
измерения умственного развития. Определены не достижение и превышение
определенных норм. Одаренность была определена как коэффициент умственного
развития ( IQ). МИНУС: замедлен процесс
углубленного понимания самого смысла одаренности.
В 1931г. Холлингуорт писала, что одаренный ребенок тот,
который обучается быстрее, чем большинство детей, эта обучаемость может быть и
в области искусства, музыки, танца, рисования, в сфере механики, грамотности и
абстрактных понятий. Она включила в понятие IQ – критерий обучаемости.
Со временем определения одаренности продолжали
расширяться. Парадоксы – высокий показатель интеллектуального развития не
являлся гарантией карьеры и творческих достижений. (артисты, писатели, политики..)
Американцы стали рассматривать одаренность как способность к выдающимся
достижениям в любой социально-значимой сфере., так в 1971 году в докладе
Конгрессу США было предложено следующее определение одаренности: «Одаренными и
талантливыми детьми, являются те, которые выявлены профессионально
подготовленными людьми как способные к высоким достижениям в силу выдающихся
талантов… Дети, способные к высоким достижениям могут не демонстрировать их в
данный момент, но иметь возможности к этому в любой из следующих областей, в
одной или в сочетании:
·
общая
интеллектуальная способность;
·
специальная
академическая одаренность;
·
креативное
или продуктивное мышление;
·
лидерские
способности; художественные и исполнительские искусства;
·
психомоторная
способность.
Отечественные ученые
Рубинштейн и Теплов еще в 1940 году предвосхитили это определение в своем
тезисе об общих и специальных способностях. Они отметили, что общая одаренность
сказывается на специальной способности и накладывает отпечаток на общий талант
человека.
Во все
времена одаренность связывали с понятием интеллекта. А что такое интеллект?
Интеллект – это
сложное образование, ученые выделяют три его аспекта:
*
компонентная субтеория выполняет функции переработки информации и
включет
Метакомпоненты
|
Компоненты
выполнения
|
Компоненты
овладения знаниями
|
Процессы
высшего порядка ;используются человеком при планировании, что надо делать для
управления тем, что делается, для оценки.
|
Процессы
более низкого порядка, с их помощью осуществляются шаги. Намеченные метакомпонентами
|
Они
обеспечивают усвоение, алгоритм решения задач.
|
·
субтеория
опыта –
опыт варьирует от совершенно нового до предельно знакомого. Есть две
состаляющие этого опыта :1. переработка сравнительно новой информации; 2-
способность автоматизировать большую часть поведения.
Общепринято считать, что
одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
·
Контекстная
субтеория - включает
такие составляющие как: приспособление, изменение и выбор окружающей среды.
Ховард
Гарднер – Теория множественности интеллектов
- ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
ИНТЕЛЛЕКТ – способность исследовать язык, чтоб возбуждать, стимулировать,
передавать информацию (поэты писатели, журналисты, редакторы.
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ – способность исполнять, сочинять. Получать удовольствие от
музыки (композиторы, исполнители, музыкальные критики)
- ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ
интеллект – способность видеть, воспринимать и создавать пространственные
композиции (архитектор, инженер. Хирург)
- ТЕЛЕСНО-
КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ - - способность использовать двигательные навыки
в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде. (танцовщик. Механик,
спортсмен)
- МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ – способность понимать других и ладить с ними (учитель,
психолог, продавец)
- ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ – способность понимать себя, свои чувства и стремления (поэт,
психиатр)
Таким образом ОДАРЕННОСТЬ – качественно своеобразное сочетание
способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего
успеха в выполнении той или другой деятельности.
В своей работе, мы – учителя хотим везде отличных оценок, как и
родители, да и система требует этого. Всегда ли мы понимаем своеобразие
личности наших воспитанников и их специальную одаренность.
Ученый Тейлор 25 лет изучал проблему одаренности и пришел к выводу, что
при соответствующей организации диагностики и обучения почти у всех можно найти
высокую или выше средней творческую одаренность. Хоты бы в одном из ее видов.
Более того, часто дети, обладающие творческой одаренностью, нестандартны в
поведении:
·
большая независимость в
суждениях;
·
меньше выражено внимание к
авторитетам;
·
тонкое чувство юмора;
·
меньшая озабоченность
беспорядком, организацией работы;
·
у них более темпераментная
натура.
Если непредвзято взглянуть на педагогическую практику,
то можно заметить, что реально принято выделять обычно четыре категории, характеризующие
одаренных детей:
ü дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта
("IQ");
ü дети с высоким уровнем творческих способностей;
ü дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности
(юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. — их чаще называют
талантливыми);
ü дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Особенности развития познавательной сферы
Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем
индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует
довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Используя
теоретический материал, разработанный А. И. Савенковым, можно систематизировать
особенности развития одаренных детей.
Особенности развития познавательной сферы
одаренных детей
Особенности
|
Характеристика
|
Любопытство - любознательность - познавательная
потребность
|
Это лесенка,
ведущая к вершинам познания. Все дети!
Любопытство и
жажде новизны свойственно любому ребенку.
любознательность
= умственные способности + мотивационные факторы. Возможна в результате
получения удовольствия от умственного напряжения.
Одаренные дети!
Их ведет к
высоким результатам особая потребность в умственном поиске, в
|
Сверх-чувствитель-ность к проблемам
|
«Познание
начинается с удивления тому,
что обыденно.»
Платон
Сверхчувствительность
к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством
самостоятельно мыслящего человека. Именно такой человек может отойти от
стереотипов, не взирая на их авторов. Ребенок, даже одаренный, оказывается
способным к подобным действиям только благодаря целенаправленной
педагогической работе. Проблемное, ориентированное на самостоятельную,
исследовательскую работу ребенка обучение развивает как эту способность.
|
Склонность к задачам дивергентного типа
|
Задачи
дивергентного типа – проблемные,
творческие, не имеющие однозначного ответа.
Создаваемые этими
задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью
неопределенности не подавляют, а, напротив, стимулируют активность ребенка.
Для этого часто необходима интуиция, озарение и другие специфические
характеристики продуктивного мышления.
|
Оригиналь-ность мышления
|
Способность
выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных,
общепринятых, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Многие
специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных
особенностей мышления творчески одаренного человека.
Способность
продуцировать оригинальные идеи - характеристика для научного и технического творчества;
Способность разрабатывать имеющиеся идеи – для художественного
творчества.
|
Гибкость мышления
|
Способность быстро
и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и
переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто
далеким по содержанию, называют гибкостью мышления. Наличие высокого уровня
гибкости мышления свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных
детей.
|
Легкость генерирования идей
|
Чем больше идей, тем больше возможностей
для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и т.
п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой — необходимой
предпосылкой творчества.
Большое количество
идей характерно для одаренного ребенка — как реакция на проблемную ситуацию.
Подчас новые идеи кажутся нереальными («безумные идеи»).
|
Легкость ассоциирования
|
|
Способность к прогнозированию
|
У одаренных
детей это качество выражено сильно не только при решении школьных задач, но и
в вопросах реальной жизни.
Интегральный характер данного личностного свойства позволяет считать
его одним из основных при определении одаренности.
|
Высокая концентрация внимания
|
Высокая погруженность в задачу
|
|
Это качество
проявляется у одаренных детей довольно рано, многие исследователи склонны
считать его важнейшим индикатором одаренности.
|
Отличная память
|
Одаренные дети
часто удивляют окружающих своим умением запоминать факты, события,
абстрактные символы, различные знаки и многое другое.
|
Способность к оценке
|
Способность к
оценке— производное критического мышления. Эта способность предполагает
возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как
собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
|
Широта интересов
|
Очень
противоречивая характеристика, способная привести к большим достижениям в
определенной сфере или распылению сил без толку.
Знания, полученные
опытным путем в процессе собственной исследовательской практики, строящейся,
в свою очередь, на интересе одаренного ребенка к предмету исследования, —
один из важнейших факторов, характеризующих одаренность.
|
Рис. 1. Элементы
человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)
Итак, одаренность - это не только интеллект, не
только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс,
включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более
подробно.
Основные слагаемые успеха 1. Мотивы, заложенные в
самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом.
Мотивация
содержанием - мотивы,
связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться, узнавать
новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть
явлений).
Мотивация
процессом - мотивы,
связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и
другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми
приемами, техническими средствами и др.).
2.
Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.
- Широкие
социальные мотивы:
а) общественно ценные - мотивы долга,
ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
б) узколичные (престижная мотивация) - мотивы
самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.
Мотивы
избегания неприятностей - учение на
основе принуждения, страха быть наказанным и т. п.
Данная классификация, как любая схема,
значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом
отражает суть явления. Все группы мотивов
присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном
с учением.
Каждому ребенку свойственны чувство долга и
ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в
какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна
боязнь неудачи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.