Главная / Директору-завучу / Материально-технические условия реализации АООП НОО для слабовидящих детей

Материально-технические условия реализации АООП НОО для слабовидящих детей

Требования к материально-техническим условиям реализации АООП НОО для слабовидящих детей


Зам. директора по УВР

МАОУ СОШ № 2 УИИЯ

Л. А. Кононенко


  Главной задачей при переходе на ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, а также  образовательная деятельность обучающихся должна быть направлена не только на развитие академических, но и жизненных компетенций.

- В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) или специальные требования к организации образовательного процесса.  Достаточно разные образовательные возможности и специфические потребности обучающихся с ОВЗ,  которые  варьируются  в  зависимости  от ведущих нарушений развития и существует множество нюансов интеграции учащихся с ОВЗ в систему общего образования,  связанных с необходимостью выравнивания стартовых возможностей получения образования. Поэтому для всех категорий  обучающихся с ОВЗ («глухих, слабослышащих, слабовидящих, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями  опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, т.д.) требуется отдельный ФГОС начального общего образования.

Приказ  Минобрнауки  России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обязателен для реализации как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ранее специальные (коррекционные) учреждения), так и в общеобразовательных организациях  для разработки адаптированных образовательных программ конкретного  обучающегося с ОВЗ.

Новшеством является вариативность программ и возможность перехода  от одной образовательной программы к другой (в зависимости от результатов ПМПК и экспертной оценки образовательных результатов педагогическим коллективом).

ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ предусматривает 4 варианта к каждой категории обучающихся.

Оба стандарта предполагают пролонгированные сроки обучения:  увеличение сроков обучения происходит за счёт удлинения сроков обучения в 1-ом классе (исходя из возможностей детей, которые не получили коррекционно-развивающей помощи на уровне дошкольного образования).

Важно отметить, что обязательно вводится внеурочная деятельность, 5 часов  из которых отводится на  коррекционно — развивающие занятия для более чёткого освоения детьми жизненных компетенций и преодоления трудностей развития.

Сегодня все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. При этом совсем не обязательно, что они будут обучаться в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Оба названных стандарта применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.  В настоящее время в учреждениях осуществляется  анализ готовности к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, методическая подготовка.

Сегодня мы рассмотрим требования к материально-техническим условиям реализации АООП НОО для слабовидящих детей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОВЗ

В соответствии с ФГОС НОО «образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования».

С целью обеспечения необходимого и достаточного оснащения образовательного процесса образовательному учреждению, в первую очередь, необходимо осуществить анализ состояния материально-технической базы на предмет ее соответствия новым требованиям ФГОС НОО и существующим нормам и составить перечень недостатков. Проведенная работа позволит разработать и реализовать планы-графики обеспечения школы недостающим оборудованием, реконструкции и ремонта школьных зданий.

Требования к организации пространства. Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является:

1. Безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:

безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и т.п.);

оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.);

обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток;

обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения;

оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и другое);

Организация должна обеспечить наличие зрительных ориентиров:

1) уличных ориентиров:

стрелочные указатели, показывающие направление, в котором следует идти до указанного на них номера корпуса;

номерные указатели устанавливаются на всех зданиях образовательной организации на расстоянии 500 мм от входной двери справа на высоте, удобной для слабовидящих. Номер наносится черной краской на белый фон. Габаритные размеры: 700 x 500 мм, толщина линий шрифта - 30 мм;

цветовые указатели: в случае, когда входные двери в здании стеклянные, их на определенной высоте обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400 мм каждая: верхняя полоса - красного цвета, нижняя полоса - желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500 мм от уровня пола.

2) ориентиров для помещений:

таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц, которые укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6 - 1,7 м; таблички рекомендуется выполнять размером 500 x 150 мм, текст выполняется на белом фоне черным цветом, толщина линии - 10 мм;

указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений, которые устанавливаются на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов;

поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж.

3) внешние слуховые ориентиры: на переходах через проезжую часть улицы, вблизи организации должны быть установлены звуковые светофоры. Светофоры могут быть двух модификаций: кнопочные и автоматические.

2. Определенного уровня освещенность школьных помещений:

требование к уровню освещенности школьных помещений (учебных помещений, классов, кабинетов, спортивного зала, мастерских, комнат отдыха, рекреаций и других) при реализации АООП НОО в организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слабовидящих обучающихся;

требование к уровню освещенности школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельном классе, в отдельных классах должны соответствовать нормам к уровню освещенности, утвержденным действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещенности рабочего места слабовидящего обучающегося должен быть увеличен за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света (по рекомендации врача-офтальмолога).

3. Доступность образовательной среды, что предполагает:

использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям различных групп слабовидящих обучающихся;

использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию;

наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, учебников, дидактических материалов;

обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими обучающимися.

Организация должна быть оборудована:

учебными помещениями (классы, специальные кабинеты), размещение, площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, для активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых должны обеспечивать возможность успешной реализации слабовидящими обучающимися урочной и внеурочной деятельности;

учебными помещениями для осуществления образовательного процесса (классами, специальными кабинетами):

развития зрительного восприятия и (или) сенсорного развития, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коррекции речевых нарушений, ритмики и (или) адаптивной физической культуры, психологической коррекции.

Требования к организации рабочего места.

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога).

Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями.

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.

В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать:

1) специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих;

2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы;

3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.

Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию.

В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, интерактивные доски.

Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствами обучения регламентируется:

- нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7 до 10 минут; третий, четвертый, пятый классы - от 10 до 15 минут;

- индивидуальными рекомендациями врача-офтальмолога.

При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом, и специальные условия, разработанные для слабовидящих.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.


Материально-технические условия реализации АООП НОО для слабовидящих детей
  • Директору-завучу
Описание:

Главной задачей при переходе на ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, а также образовательная деятельность обучающихся должна быть направлена не только на развитие академических, но и жизненных компетенций. - В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) или специальные требования к организации образовательного процесса. Достаточно разные образовательные возможности и специфические потребности обучающихся с ОВЗ, которые варьируются в зависимости от ведущих нарушений развития и существует множество нюансов интеграции учащихся с ОВЗ в систему общего образования, связанных с необходимостью выравнивания стартовых возможностей получения образования.

Автор Шостак Татьяна Юрьевна
Дата добавления 26.02.2016
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1026
Номер материала MA-065194
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓