Главная / Русский язык и литература / Материалы к уроку русского языка в 10 классе

Материалы к уроку русского языка в 10 классе

Название документа Оценочный лист ученика.docx

Оценочный лист ученика(цы) 10 б класса ______________________

Оцениваем по пятибалльной системе, допускается использование +, -

Самооценка за урок

Фамилия учащегося, внёсшего наибольший вклад в работу группы

самооценка в группе

Дополнительные баллы

Итог










Оценочный лист ученика(цы) 10 б класса ______________________

Оцениваем по пятибалльной системе, допускается использование +, -

Самооценка за урок

Фамилия учащегося, внёсшего наибольший вклад в работу группы

самооценка в группе

Дополнительные баллы

Итог










Оценочный лист ученика(цы) 10 б класса ______________________

Оцениваем по пятибалльной системе, допускается использование +, -

Самооценка за урок

Фамилия учащегося, внёсшего наибольший вклад в работу группы

самооценка в группе

Дополнительные баллы

Итог










Оценочный лист ученика(цы) 10 б класса ______________________

Оцениваем по пятибалльной системе, допускается использование +, -

Самооценка за урок

Фамилия учащегося, внёсшего наибольший вклад в работу группы

самооценка в группе

Дополнительные баллы

Итог












Название документа Речевые клише.docx

Речевые клише

Вступление

  • Вопросно-ответное единство.

  • Цепочка вопросительных предложений.

  • Риторический вопрос.

  • Цитата.

  • Краткая справка об авторе текста.

  • Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

  1. Проблема текста.

В данном тексте

  • - анализируется проблема...

  • - автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...

  • - даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

  • - исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…

  • - показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

  • - подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

  • - рассматривается – вопрос, пример…

  • - (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие?

  • -(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...

  1. Комментарий проблемы.

То, о чем пишет (Автор), очень актуально. Так как…

  • - (Автор) заостряет свое внимание на…

  • - (Автор раскрывает проблему на материале…

  • -Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему — проблему ...

  • - Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор...

  • Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». - (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)».

3.Позиция автора

  • - Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).

  • - Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)

  • убедительно доказывает, что…

  • - обращает внимание на то, что…

  • - выражает тревогу…

  • - верно (тонко) замечает…



4. Собственная позиция

  • - Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь... Потому что...

  • - По-моему...

  • - Автор абсолютно прав, утверждая, что…

  • - Трудно не согласиться с автором в том, что…

  • - Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…

  • - Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

  • - Позволю себе с ним (автором) не согласиться.

  • - Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

  • - На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

5 Аргументация

  • Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

- Мне не раз приходилось сталкиваться с ...

- Помню, как-то...

- Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.

- Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

  • Ссылка на авторитет

- Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...

- Любой историк скажет, что...

- Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

  • Ссылка на художественное произведение

Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)...

-В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за...

-Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...

6.Вывод, заключение

  • Обобщение основных мыслей автора .

  • Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. ,

  • Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

  • Использование цитаты.

  • Концовка-ответ.

  • Яркий пример, обобщающий рассуждение.

  • Итак,...

  • Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...

  • В заключение хочется заметить, что...

  • И, в конце концов, следует заметить, что...

  • ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. — Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...

  • Я не могу предложить сейчас решение проблемы — достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить — это уже бог знает!»



Название документа Составление синквейна с примерами.docx

Синквейн

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн к слову МИР

Название документа конспект урока.docx

Урок русского языка в 10 классе.

Слайд №1

Тема: Использование речевых клише при подготовке к написанию сочинения.

Цель: обучение написанию сочинения, используя речевые клише.

Задачи: отработать умение формулировать проблему текста и умение находить отражение данной проблемы в художественной литературе;

формировать умение формулировать собственную позицию и аргументировать её.

  1. Вводное слово учителя. Этап мотивации

Дети разбиты на группы по 6 человек.

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека.

Слайд №2

Предположите, какое отношение к нашему уроку могут иметь эти слова. Постараемся в конце урока объяснить это выражение.

Пройдёт совсем немного времени до того момента, как вам придётся сдавать ЕГЭ.

Какое из заданий ЕГЭ внушает вам беспокойство уже сейчас? Скажите, что нужно сделать, чтобы быть уверенным в своих силах во время написания сочинения? Значит, сегодня на уроке мы будем…..

(дети предлагают свои варианты ответов)

Ну что ж, пусть нам в паруса дует только попутный ветер.

Слайд № 3

Обращаю ваше внимание на лист самооценки. За урок вы получите две оценки. Оцените себя за урок, в группе. Обратите внимание на то, что в конце урока вы должны будете вписать в графу фамилию того члена группы, который, на ваш взгляд, внес в работу группы значимый вклад. Есть графа дополнительные баллы, их буду давать я особо отличившимся на уроке. Разрешается использовать + и -. Самооценку вы поставите в конце урока, остальные оценки после каждого этапа.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Этап актуализации.

А сейчас лексический диктант. Запись в столбик. Ученик, который знает ответ, поднимает руку, выходит к доске, крепит слово на доске.

За каждое слово 0,5

  1. Довод, доказательство (аргумент)

  2. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения (пр…блема).

  3. Начало какого-либо действия, участие в чём-либо (вступление).

  4. Толкование, разъяснение к какому-либо тексту (ком(мм)ентарий).

  5. Конец, завершение чего-либо (заключение).

  6. Точка зрения. (п..зиция)

  7. В лингвистике – стандартные образцы словоупотребления (клише(э))

Посмотрите на записанные вами слова, как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? (не полностью, только часть темы)

Какое отношение имеют эти слова к написанию сочинения на экзамене? (части алгоритма)

Это алгоритм написания. Правильно ли он составлен?Кто правильно расположит части алгоритма? (0,5 б)

Проверяем.

Слайд №4

На что вы опирались при составлении схемы алгоритма? (на критерии)

Все ли слова вы использовали? Какое осталось? (Клише) Так как же будет звучать тема нашего урока?

Слайд № 5

Запись темы урока в тетради.

Использование речевых клише при подготовке к написанию сочинения.

Может, кто-то скажет, из какого языка пришло к нам слово «клише»?

Слайд № 6

Прежде чем начнём работу по теме урока, давайте выдвинем аргументы «за» и «против» использования клише. В группах обсудите и озвучьте 2 аргумента.

Так хорошо или плохо? Ответы с аргументами (о,5 б)

Вывод: не увлекайтесь клише, больше проявляйте личного творчества.

Обратите внимание на папки у вас на столах, в них находятся все необходимые для урока материалы. Выберите в группе того, кто будет эти материалы раздавать.

3.Этап включения в систему знаний и повторения

Итак, возьмите в руки лист с таблицами (речевые клише) Их две. Сейчас мы будем работать с первой.

Ваши одноклассники приготовили небольшой рассказ по каждому пункту алгоритма, выбрали самое главное для вас. По ходу рассказа вы заполняете таблицу №1

1 группа – Вступление – какие виды вступления вы можете назвать? Слайды № 7,8

2 группа – Проблема– какие клише? Слайды № 9,10,11

3 группа – Позиция автора Слайды № 12,13

4 группа – Собственная позиция, аргументация Слайды № 14

5 группа – Заключение. Слайды № 15



  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

Слайд №16

Совсем скоро мы будем отмечать самый светлый и одновременно грустный праздник – День Победы. ВОВ долго ещё будет жить в сердцах людей. Неслучайно на ЕГЭ так много текстов на эту тему. Сегодня мы будем работать с одним из них. Написал его известный советский писатель Валентин Петрович Катаев, автор многих замечательных книг. Кто может какие назвать?

Рассказ «Флаг». Чтение текста вслух.

Слайд №17

Словарная работа. Слайд № 18

Задача: Используя весь материал: справочный, теоретический, банк аргументов соберите необходимые для написания сочинения материалы. Они вам пригодятся для выполнения домашней работы. Вы можете распределить в группе обязанности, а потом всё собрать в один «кейс», можете работать все вместе. Но учтите, время ограничено. Дополнительное задание В8.

Что вы будете делать все вместе, а что индивидуально? (Проблема вместе выделяется).

Результатом этой работы должна стать таблица №2. Мы заслушаем выступление каждой группы.

Работа в группе

Выступление групп.

Какая группа, на ваш взгляд, выступила наиболее удачно? Свой ответ аргументируйте.

Оцените себя в работе группы, впишите имя самого результативного члена вашей группы

Дополнительный бонус тем, кто выступал и активно работал. Это …..

Что мы смогли сегодня сделать за урок?



  1. Этап рефлексии.



Война – это всегда катастрофа. Но если природная катастрофа – это то, над чем человек не властен, то войны всегда начинались по вине людей, реализующих свои преступные амбиции. Мне очень хочется пожелать всем нам никогда не видеть войны. А это отчасти, в наших руках. Давайте ценить тех, кто рядом, любить и уважать людей любой национальности, видеть вокруг лишь красоту и позитив.

Стихотворение «Нам не нужна война»

Рефлексия. Составление синквейна со словом «Мир»

Вывешивание на доску, обсуждение.



Домашняя работа: написать сочинение, используя наработанный на уроке материал.









Название документа презентация к уроку.pptx

Урок русского языка в 10 классе
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ве...
Лист самооценки Самооценка за урок Оценка товарищавгруппе самооценкав группе ...
Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Коммент...
Клише - Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где cliché — производное от...
Девятнадцатое марта Классная работа Использование речевых клише при подготовк...
Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделат...
Описание мыслей, чувств, впечатлений, которые возникли после прочтения текста...
Проблема Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор. Выявление и фор...
Можно выделить следующие типы проблем: Философские Социальные Политические Нр...
Необходимо запомнить! Проблема (чего?) смысла жизни, а не проблема (о чём) о...
Позиция автора Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому п...
Сложнее всего выделить позицию автора в художественных текстах. В них позиция...
Собственная позиция. Аргументация. Недостаточно лишь формально заявить о своё...
Виды заключения. Заключение должно подводить итог вашей работе, логично завер...
*Валентин Пет­ро­вич Катаев (1897–1986) – рус­ский советский писатель, драмат...
Рассказ «Флаг» (1942 год)
Словарная работа Кирха – церковь Форт – мощное укрепление Капитуляция- прекра...
Синквейн Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное...
Нам не нужна война!
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок русского языка в 10 классе
Описание слайда:

Урок русского языка в 10 классе

№ слайда 2 «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер
Описание слайда:

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека ???

№ слайда 3 Лист самооценки Самооценка за урок Оценка товарищавгруппе самооценкав группе Доп
Описание слайда:

Лист самооценки Самооценка за урок Оценка товарищавгруппе самооценкав группе Дополнительные баллы

№ слайда 4 Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментари
Описание слайда:

Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5.Аргументация позиции автора. 6. Собственная позиция. 7. Аргументация. 8. Вывод, заключение.

№ слайда 5 Клише - Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где cliché — производное от cl
Описание слайда:

Клише - Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где cliché — производное от clicher "делать оттиски".

№ слайда 6 Девятнадцатое марта Классная работа Использование речевых клише при подготовке к
Описание слайда:

Девятнадцатое марта Классная работа Использование речевых клише при подготовке к написанию сочинения.

№ слайда 7 Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать р
Описание слайда:

Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами. Проблемный вопрос: Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни общества? Ссылка на авторитетное мнение: Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов человеческого общества. Создание определённого эмоционального настроя: Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни.

№ слайда 8 Описание мыслей, чувств, впечатлений, которые возникли после прочтения текста: П
Описание слайда:

Описание мыслей, чувств, впечатлений, которые возникли после прочтения текста: Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил самые светлые моменты из своего детства! Сколько счастливых воспоминаний хранит память каждого из нас! Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям. Совет! Не делайте вступление очень объемным, оно должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

№ слайда 9 Проблема Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор. Выявление и формул
Описание слайда:

Проблема Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор. Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой.

№ слайда 10 Можно выделить следующие типы проблем: Философские Социальные Политические Нравс
Описание слайда:

Можно выделить следующие типы проблем: Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические Обычно текст содержит 2-3 проблемы. Но нам нужно выбрать одну. Совет: выбрать ту, которая находится в центре внимания автора и по которой легче всего подобрать аргументы. Необходимо запомнить! Проблема (чего?) смысла жизни, а не проблема (о чём) о смысле жизни.

№ слайда 11 Необходимо запомнить! Проблема (чего?) смысла жизни, а не проблема (о чём) о см
Описание слайда:

Необходимо запомнить! Проблема (чего?) смысла жизни, а не проблема (о чём) о смысле жизни.

№ слайда 12 Позиция автора Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому прих
Описание слайда:

Позиция автора Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.п.) и косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

№ слайда 13 Сложнее всего выделить позицию автора в художественных текстах. В них позиция ав
Описание слайда:

Сложнее всего выделить позицию автора в художественных текстах. В них позиция автора заявлена всегда косвенно. Помните! Если даже автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой, с вашей точки зрения, поступает неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

№ слайда 14 Собственная позиция. Аргументация. Недостаточно лишь формально заявить о своём м
Описание слайда:

Собственная позиция. Аргументация. Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен – не согласен с автором. Далее необходимо привести два аргумента. Самые «дорогие» - это аргументы на примере произведений художественной, публицистической и научной литературы. Они оцениваются в 3 балла. Также аргументами могут быть примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, пословицы, поговорки, афоризмы, примеры из кинофильмов, ссылки на авторитет, примеры из истории и т.д.

№ слайда 15 Виды заключения. Заключение должно подводить итог вашей работе, логично завершат
Описание слайда:

Виды заключения. Заключение должно подводить итог вашей работе, логично завершать ваши размышления над проблемой текста. Кроме того, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Виды заключения: Обобщение основных мыслей автора. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. Призыв, обращение к читателю. Использование цитат.

№ слайда 16 *Валентин Пет­ро­вич Катаев (1897–1986) – рус­ский советский писатель, драматург
Описание слайда:

*Валентин Пет­ро­вич Катаев (1897–1986) – рус­ский советский писатель, драматург, поэт.

№ слайда 17 Рассказ «Флаг» (1942 год)
Описание слайда:

Рассказ «Флаг» (1942 год)

№ слайда 18 Словарная работа Кирха – церковь Форт – мощное укрепление Капитуляция- прекращен
Описание слайда:

Словарная работа Кирха – церковь Форт – мощное укрепление Капитуляция- прекращение боевых действий на условиях противника. Кубрик – помещение для матросов на корабле.

№ слайда 19 Синквейн Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по
Описание слайда:

Синквейн Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Синквейн к слову МИР

№ слайда 20 Нам не нужна война!
Описание слайда:

Нам не нужна война!

Название документа текст для анализа.doc

1) Боль­ше месяца гор­сточ­ка храбрецов за­щи­ща­ла осаждённый форт
от бес­пре­рыв­ных атак с моря и воздуха. (2) Бо­е­при­па­сов и продовольствия
становилось всё меньше. (3) И вот на­сту­пи­ла страшная минута. (4) Снарядов
больше нет. (5) Запас про­до­воль­ствия на одни сутки.
(6) В тот день не­мец­кий истребитель сбро­сил вымпел с ультиматумом.
(7) Ко­ман­дир отвинтил крыш­ку с алю­ми­ни­е­во­го цилиндра, вы­та­щил бумагу,
свёрнутую трубкой, и прочитал: (8) «Вы окру­же­ны со всех сторон. (9) Пред-
лагаю вам капитулировать. (10) Усло­вия капитуляции: весь гар­ни­зон форта
без ору­жия идёт на пло­щадь возле кирхи. (11) Ровно в шесть часов на вер­ши­не церкви дол­жен быть выставлен
белый флаг. (12) За это я обе­щаю вам по­да­рить жизнь. (13) В противном
случае – смерть. (14)Командир не­мец­ко­го десанта контр-адмирал фон Эвер-
шарп».
(15) Всю ночь гар­ни­зон форта шил флаг. (16) Не­за­дол­го до рассвета
флаг раз­ме­ром по край­ней мере в шесть про­стынь был готов. (17) Моряки
в по­след­ний раз побрились, на­де­ли чистые ру­ба­хи и один за другим,
с ав­то­ма­та­ми на шее и карманами, на­би­ты­ми патронами, стали вы­хо­дить по
трапу наверх.
(18) Фон Эвер­шарп стоял на бо­е­вой рубке. (19) Над силуэтом
рыбачьего посёлка поды­мал­ся узкий тре­уголь­ник кирхи с чёрным прямым
крестом, вре­зан­ным в пас­мур­ное небо. (20) Боль­шой флаг раз­ве­вал­ся на
шпиле. (21) В утрен­них сумерках он был со­всем тёмный, почти чёрный.
(22) Фон Эвер­шарп отдал приказ, и фло­ти­лия десантных шлю­пок и
торпедных ка­те­ров направилась к острову. (23) Ост­ров вырастал, прибли-
жался. (24) Те­перь уже про­стым глазом можно было рас­смот­реть кучку
моряков, сто­яв­ших на пло­ща­ди возле кирхи. (25) В этот миг показалось
малиновое солнце. (26) Оно по­вис­ло между небом и водой, верх­ним краем
уйдя в длин­ную дымчатую тучу, а ниж­ним касаясь зуб­ча­то­го моря.
(27) Угрю­мый свет оза­рил остров. (28) Флаг на кирхе стал красным, как
раскалённое железо.
(29) –Чёрт возьми, это красиво, – ска­зал фон Эвершарп, – солнце
хорошо под­шу­ти­ло над русскими. (30) Оно вы­кра­си­ло белый флаг в красный
цвет, но сей­час мы опять за­ста­вим его побледнеть.
(31) Де­сант­ные шлюпки вы­бро­си­лись на берег. (32) Немцы бежали
к форту. (33) И вдруг под­зем­ный взрыв чу­до­вищ­ной силы по­тряс остров.
(34) Скалы на­пол­за­ли одна на другую, раскалывались. (35) Их корёжило,
поднимало на по­верх­ность из глубины, из недр острова, и с поверхности
спихивало в от­крыв­ши­е­ся провалы.
(36) –Они взры­ва­ют батареи! – крик­нул фон Эвершарп. – (37) Они на-
рушили усло­вия капитуляции! (38) Мерзавцы!
(39) В эту ми­ну­ту солнце мед­лен­но вошло в тучу. (40) Крас­ный свет,
мрачно оза­ряв­ший остров и море, померк. (41) Всё во­круг стало монотонного
гранитного цвета. (42) Всё, кроме флага на кирхе. (44) На сером фоне пей­за­жа его цвет стал ещё интенсивней. (45) Тогда фон Эвер­шарп понял всё: флаг
никогда не был белым, он все­гда был красным. (46) Он не мог быть иным.
(47) Фон Эвер­шарп забыл, с кем он воюет. (48) Это не был оптический
обман. (49) Не солн­це обмануло фон Эвер­шар­па – он об­ма­нул сам себя.
(50) Фон Эвер­шарп отдал новое при­ка­за­ние – эс­кад­ри­льи бомбар-
дировщиков, штурмовиков, ис­тре­би­те­лей поднялись в воздух. (51) Торпед-
ные катера, эс­мин­цы и де­сант­ные шлюпки со всех сто­рон ринулись на
остров. (52) И по­сре­ди этого бу­шу­ю­ще­го ада, око­пав­шись под контрфорсами
кирхи, трид­цать советских мо­ря­ков выставили свои ав­то­ма­ты и пулемёты на
все че­ты­ре стороны света. (53) Никто из них в этот страш­ный последний час
не думал о жизни. (54) Во­прос о жизни был решён. (55) Они знали, что
умрут, но, умирая, они хо­те­ли уничтожить как можно боль­ше врагов.
(56) В этом со­сто­я­ла боевая задача, и они вы­пол­ни­ли её до конца.
(57) Осы­па­е­мые осколками кир­пи­ча и штукатурки, вы­би­ты­ми разрыв-
ными пу­ля­ми из стен кирхи, с лицами, чёрными от копоти, за­ли­ты­ми потом и
кровью, за­ты­кая раны ватой, вы­рван­ной из под­клад­ки бушлатов, трид­цать советских мо­ря­ков падали один за другим, про­дол­жая стрелять до
последнего вздоха. (58) Над ними раз­ве­вал­ся громадный крас­ный флаг,
сшитый боль­ши­ми матросскими игол­ка­ми и су­ро­вы­ми матросскими нитками
из кус­ков самой раз­но­об­раз­ной красной материи, из всего, что нашлось
подходящего в мат­рос­ских сундучках. (59) Он был сшит из заветных
шёлковых платочков, из крас­ных косынок, шер­стя­ных малиновых шарфов,
розовых кисетов, из пун­цо­вых одеял, маек. (60) Алый коленкоровый
переплёт пер­во­го тома «Истории граж­дан­ской войны» был также вшит в эту
огненную мозаику.
(61) На го­ло­во­кру­жи­тель­ной высоте, среди дви­жу­щих­ся туч, он разве-
вался, струился, горел, как будто не­зри­мый великан-знаменосец стремитель-
но нёс его сквозь дым сра­же­ния вперёд, к победе.
по В.П. Катаеву*)
*Валентин Пет­ро­вич Катаев (1897–1986) – рус­ский советский писатель,
драматург, поэт.

Спрятать текст



Рас­сказ Ва­лен­ти­на Ка­та­е­ва «Флаг», опуб­ли­ко­ван­ный в марте 1942 г., по­вест­ву­ет о ге­ро­и­че­ской за­щи­те ма­лень­ко­го гра­нит­но­го ост­ров­ка, со всех сто­рон осаждённого вра­гом. С по­мо­щью та­ко­го син­так­си­че­ско­го приёма, как

(А)______ (пред­ло­же­ния 50, 51), автор по­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко не­рав­ны были силы за­щит­ни­ков и на­па­да­ю­щих, а (Б)______ (пред­ло­же­ния 8−14) подчёрки­ва­ет до­сто­вер­ность опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий. Осо­бую вы­ра­зи­тель­ность

про­из­ве­де­нию при­да­ют лек­си­че­ские сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти: (В)______ («гор­сточ­ка храб­ре­цов» в пред­ло­же­нии 1, «солн­це … под­шу­ти­ло» в пред­ло­же­нии 29) и (Г) ____ («крас­ный», «ма­ли­но­вый», «пун­цо­вый, «алый» в пред­ло­же­ни­ях 59−60).

Спи­сок тер­ми­нов:

1) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

2) си­но­ни­мы

3) ме­та­фо­ра

4) ли­то­та

5) ри­то­ри­че­ский во­прос

6) ряды од­но­род­ных чле­нов

7) ци­ти­ро­ва­ние

8) пар­цел­ля­ция

9) вос­кли­ца­тель­ные вы­ра­же­ния





Материалы к уроку русского языка в 10 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Использование речевых клише при подготовке к написанию сочинения.

Цель: обучение написанию сочинения, используя речевые клише.

Задачи: отработать умение формулировать проблему текста и умение находить отражение данной проблемы в художественной литературе;

формировать умение формулировать собственную позицию и аргументировать её.

Автор Пищенко Ирина Владимировна
Дата добавления 18.09.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1508
Номер материала MA-060766
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓