Главная / Русский язык и литература / Материалы для работы с трудными случаями по теме: "Ы - И после после шипящих и Ц"

Материалы для работы с трудными случаями по теме: "Ы - И после после шипящих и Ц"


Из опыта работы

учителя русского и литературы

МБОУ СОШ № 16

Гончаровой Ирины Ивановны



hello_html_md97aa30.gif


hello_html_m200e0c50.gif




1. Прочитайте лингвистическую сказ­ку о том, как поссорились шипящие с некоторыми гласными.

ж


р



у

ж


н



р

е

ж


м



л

о

Д

ж


я


м

и

р

а

ж



л

а

н

Д

ы

ш



Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ, а неподалеку жили гласные у, ю, и, ы, а, я. Жили дружно. И вот однажды реши­ли буквы поиграть в прятки. Выпало во­дить шипящим, остальные побежали пря­таться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шур­шат кругом — нашли уже многих. Вот толь­ко никак не могут найти три гласных: ы, ю, я. Искали-искали, с ног сбились, до ве­чера проискали. И вот, спотыкаясь, уста­лые, голодные, решили пойти домой. Про­ходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я, как ни в чем не бывало, сидят, сме­ются, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. (По Г. В. Александровой).

Задание. Ответьте, почему ж, ш пишутся с и, а не с ы? Дайте объясне­ние с точки зрения истории языка.

2. «Спуститесь по лестнице», не сде­лав при этом ошибок.

Дополнительное задание. Со­ставьте простое предложение, исполь­зуя как можно больше слов на прави­ло правописания жи, ши. Победит тот, у кого слов с жи, ши в одном предло­жении будет больше. (Например: По­жилой житель после ужина в тиши­не на лоджии вышивает ландыши.)





3. Заполните клеточки.




жи





ш и









жи








ш и



ж и






ш и








жи








ш и








жи






ш и



















Материал для самопроверки: Жито, шина, витражи, ландыши, жираф, ширма, дружина, вершина, лужи, мыши.


4. Языковая игра «Слово - творче­ство».

Пишем на доске и в тетрадях слово, с помощью которого нужно сочинить сказку, рассказ, стихотворение. Сло­во пишется вертикально и «расшиф­ровывается». См. образец:

Ш - шиповник

И - индюк

П – проживать

О – ошибка

В - вершина

Н – наживка

И – играть

К - камыши


Используя эти восемь слов, школь­ники должны сочинить миниатюру.


5. «Фантастическое животное»

Участникам одного конкурса пред­ложили нарисовать несуществующее фантастическое животное, дав ему на­звание. Группа ребят предложила животное «цыклопея», которое, по их мнению, отличалось большими разме­рами и имело один глаз посредине лба. Какую ошибку сделали участники игры в названии животного? Докажи­те. И как должно выглядеть приду­манное животное в соответствии с предложенным написанием слова? Попробуйте сделать свой рисунок.



6. Познакомьтесь со словами:

  1. цикорий, цилиндр, циркуль, цифра, аттракцион, аукцион, гиацинт, панцирь;

  2. овация, позиция, сенсация, ситуа­ция, станция, эрудиция.

Что, на ваш взгляд, объединяет эти слова? (Они заимствованные.) Почему слова разделены на две группы?

Чтобы поближе познакомиться с этими словами, загляните в «Толко­вый словарь иноязычных слов» Л. П. Крысина.


7. « Букет».

- Прочитайте названия цветов и запишите в тетрадь только те из них, в которых есть цы или ци.


Гладиолусы, флоксы, нарциссы, ли­лии, настурции, астры, гиацинты, си­рень, бархатцы, тюльпаны, цикламе­ны, крокусы, фуксии.


- Какой «букет» у вас получился? В названии каких цветов вы написали ци, а каких — цы! Почему?

- Поста­райтесь аргументировать свой ответ с точки зрения истории языка.

- К како­му из цветов относится следующее опи­сание?

Луковичное растение 20—50 см, лис­тья узкие, плоские. Цветки с тонким нежным ароматом до 8 см в диаметре. Основная окраска цветков от чисто-бе­лого до ярко-оранжевого. Цветки круп­ные одиночные или мелкие, собранные в соцветие. Декоративность цветку при­дает вырост, называемый привенчиком, в виде трубки, чашечки или коронки.


Вопросы и задания к тексту:

- К какому стилю речи относится при­веденный отрывок?

- Укажите призна­ки этого стиля в данном тексте.

- Со­ставьте художественное описание это­го весеннего цветка.

- Напишите сжатое изложение с элементами сочинения по следующе­му тексту.

Легенда о нарциссе

Жил на свете прекрасный, но хо­лодный юноша Нарцисс. Никого не любил он, кроме себя, отвергая лю­бовь всех нимф. Разгневалась богиня любви Афродита и наказала его: «По­люби и ты, Нарцисс, и пусть не отве­чает тебе взаимностью человек, кото­рого ты полюбишь».

Однажды, во время охоты, Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться воды, залюбовался своим отражени­ем; не отрываясь, любуется самим со­бой. Тает он, как роса на цветах в лучах горячего солнца. Покинули его силы, умер Нарцисс. На том месте вырос белый душистый цветок — цве­ток смерти, нарциссом зовут его. («Ле­генды и мифы Древней Греции»).












Материалы для работы с трудными случаями по теме: "Ы - И после после шипящих и Ц"
  • Русский язык и литература
Описание:

1. Прочитайте лингвистическую сказ­ку о том,как поссорились шипящие с некоторыми гласными.

ж


р



у

ж


н



р

е

ж


м



л

о

Д

ж


я


м

и

р

а

ж



л

а

н

Д

ы

ш



Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ, а неподалеку жили гласные у, ю, и, ы, а, я. Жили дружно. И вот однажды реши­ли буквы поиграть в прятки. Выпало во­дить шипящим, остальные побежали пря­таться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шур­шат кругом — нашли уже многих. Вот толь­ко никак не могут найти три гласных: ы, ю, я. Искали-искали, с ног сбились, до ве­чера проискали. И вот, спотыкаясь, уста­лые, голодные, решили пойти домой. Про­ходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я, как ни в чем не бывало, сидят, сме­ются, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. (По Г. В. Александровой).

Задание. Ответьте, почему ж, ш пишутся с и, а не с ы? Дайте объясне­ние с точки зрения истории языка.

Автор Гончарова Ирина ивановна
Дата добавления 19.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 213
Номер материала MA-062441
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓