Инфоурок Литература КонспектыМатериалы для работы с трудными случаями по теме: "Ы - И после после шипящих и Ц"

Материалы для работы с трудными случаями по теме: "Ы - И после после шипящих и Ц"

Скачать материал

 

                         Из опыта  работы

            учителя русского и литературы

МБОУ СОШ № 16

            Гончаровой Ирины Ивановны

 

 

 МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ  РАБОТЫ
С ТРУДНЫМИ  СЛУЧАЯМИ
ПО  ТЕМЕ

 

  "И-Ы
после шипящих и Ц"

 

 

 

1. Прочитайте лингвистическую сказ­ку о том,  как поссорились шипящие с некоторыми гласными.

ж

 

р

 

 

у

ж

 

н

 

 

р

е

ж

 

м

 

 

л

о

Д

ж

 

я

 

м

и

р

а

ж

 

 

л

а

н

Д

ы

ш

 

 

Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ, а неподалеку жили гласные у, ю, и, ы, а, я. Жили дружно. И вот однажды реши­ли буквы поиграть в прятки. Выпало во­дить шипящим, остальные побежали пря­таться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шур­шат кругом — нашли уже многих. Вот толь­ко никак не могут найти три гласных: ы, ю, я. Искали-искали, с ног сбились, до ве­чера проискали. И вот, спотыкаясь, уста­лые, голодные, решили пойти домой. Про­ходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я, как ни в чем не бывало, сидят, сме­ются, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. (По Г. В. Александровой).

Задание. Ответьте, почему ж, ш пишутся с и, а не с ы? Дайте объясне­ние с точки зрения истории языка.

  

2. «Спуститесь по лестнице», не сде­лав при этом ошибок.                

Дополнительное задание. Со­ставьте простое предложение, исполь­зуя как можно больше слов на прави­ло правописания жи, ши. Победит тот, у кого слов с жи, ши в одном предло­жении будет больше. (Например: По­жилой житель после ужина в тиши­не на лоджии вышивает ландыши.)

 

 

 

 

3. Заполните клеточки.

 

 

жи

 

 

 

 

ш и

 

 

 

 

 

 

 

 

жи

 

 

 

 

 

 

 

ш и

 

 

ж и

 

 

 

 

 

ш и

 

 

 

 

 

 

 

жи

 

 

 

 

 

 

 

ш и

 

 

 

 

 

 

 

жи

 

 

 

 

 

ш и

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал для самопроверки: Жито, шина, витражи, ландыши, жираф, ширма, дружина, вершина, лужи, мыши.


 

4. Языковая игра «Слово - творче­ство».

Пишем на доске и в тетрадях слово, с помощью которого нужно сочинить сказку, рассказ, стихотворение. Сло­во пишется вертикально и «расшиф­ровывается». См. образец:

                          Ш - шиповник

                           И - индюк

                           П – проживать

                           О – ошибка

                           В - вершина

                           Н – наживка

                           И – играть

                           К - камыши

 

Используя эти восемь слов, школь­ники должны сочинить миниатюру.

 

 5.  «Фантастическое животное»

       Участникам одного конкурса пред­ложили нарисовать несуществующее фантастическое животное, дав ему на­звание. Группа ребят предложила животное «цыклопея», которое, по их мнению, отличалось большими разме­рами и имело один глаз посредине лба. Какую ошибку сделали участники игры в названии животного? Докажи­те. И как должно выглядеть приду­манное животное в соответствии с предложенным написанием слова? Попробуйте сделать свой рисунок.

 

 

6.  Познакомьтесь со словами:

1)  цикорий, цилиндр, циркуль, цифра, аттракцион, аукцион, гиацинт, панцирь;

2) овация, позиция, сенсация, ситуа­ция, станция, эрудиция.

Что, на ваш взгляд, объединяет эти слова? (Они заимствованные.) Почему слова разделены на две группы?

Чтобы поближе познакомиться с этими словами, загляните в «Толко­вый словарь иноязычных слов» Л. П. Крысина.

 

7. « Букет».

- Прочитайте названия цветов и запишите в тетрадь только те из них, в которых есть цы или ци.

 

Гладиолусы, флоксы, нарциссы, ли­лии, настурции, астры, гиацинты, си­рень, бархатцы, тюльпаны, цикламе­ны, крокусы, фуксии.

 

- Какой «букет» у вас получился? В названии каких цветов вы написали ци, а каких — цы! Почему?

- Поста­райтесь аргументировать свой ответ с точки зрения истории языка.

- К како­му из цветов относится следующее опи­сание?

Луковичное растение 20—50 см, лис­тья узкие, плоские. Цветки с тонким нежным ароматом до 8 см в диаметре. Основная окраска цветков от чисто-бе­лого до ярко-оранжевого. Цветки круп­ные одиночные или мелкие, собранные в соцветие. Декоративность цветку при­дает вырост, называемый привенчиком, в виде трубки, чашечки или коронки.

 

Вопросы и задания к тексту:

- К какому стилю речи относится при­веденный отрывок?

- Укажите призна­ки этого стиля в данном тексте.

- Со­ставьте художественное описание это­го весеннего цветка.

- Напишите сжатое изложение с элементами сочинения по следующе­му тексту.

                                    

                                          Легенда о нарциссе

Жил на свете прекрасный, но хо­лодный юноша Нарцисс. Никого не любил он, кроме себя, отвергая лю­бовь всех нимф. Разгневалась богиня любви Афродита и наказала его: «По­люби и ты, Нарцисс, и пусть не отве­чает тебе взаимностью человек, кото­рого ты полюбишь».

Однажды, во время охоты, Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться воды, залюбовался своим отражени­ем; не отрываясь, любуется самим со­бой. Тает он, как роса на цветах в лучах горячего солнца. Покинули его силы, умер Нарцисс. На том месте вырос белый душистый цветок — цве­ток смерти, нарциссом зовут его. («Ле­генды и мифы Древней Греции»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Материалы для работы с трудными случаями по теме: "Ы - И после после шипящих и Ц""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1. Прочитайте лингвистическую сказ ку о том,как поссорились шипящие с некоторыми гласными. ж р у ж н р е ж м л о Д ж я м и р а ж л а н Д ы ш Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ, а неподалеку жили гласные у, ю, и, ы, а, я. Жили дружно. И вот однажды реши ли буквы поиграть в прятки. Выпало во дить шипящим, остальные побежали пря таться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шур шат кругом — нашли уже многих. Вот толь ко никак не могут найти три гласных: ы, ю, я. Искали-искали, с ног сбились, до ве чера проискали. И вот, спотыкаясь, уста лые, голодные, решили пойти домой. Про ходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я, как ни в чем не бывало, сидят, сме ются, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. (По Г. В. Александровой). Задание. Ответьте, почему ж, ш пишутся с и, а не с ы? Дайте объясне ние с точки зрения истории языка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 763 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.05.2020 108
    • DOCX 60.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Седых Вера Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Седых Вера Николаевна
    Седых Вера Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90665
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 185 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека