Главная / Классному руководителю / Материалы для проведения тренинга толерантности в 7 классе

Материалы для проведения тренинга толерантности в 7 классе

Документы в архиве:

2.85 МБ Minusovka_-_Druzhba_krepkaya_ne_slomaetsya._(iPlayer.fm).mp3
7.5 КБ Thumbs.db
4.53 МБ Валерий_Иванов_-_Ты_да_я,_да_мы_с_тобой_(-).mp3
2.87 МБ Я и другие <Я>.ppt
8.47 МБ день и ночь кусок.wmv
12.98 МБ отрывок из ёжика.wmv
69.5 КБ час общения.doc

Название документа Я и другие <Я>.ppt

Час общения в 7 классе
Толерантность Испанский язык: способность признавать отличные от своих собств...
Ритуал прощания «Дерево дружбы»
1 из 6

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Час общения в 7 классе
Описание слайда:

Час общения в 7 классе

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Толерантность Испанский язык: способность признавать отличные от своих собственн
Описание слайда:

Толерантность Испанский язык: способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты. Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным. Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо).

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Ритуал прощания «Дерево дружбы»
Описание слайда:

Ритуал прощания «Дерево дружбы»

Название документа час общения.doc

Тренинг толерантности «Я и другие «Я» (7 класс)


Цель: формирование у учащихся толерантного восприятия действительности и навыков позитивного отношения к окружающим.

Задачи:

- познакомить с понятием толерантности;

- выявить черты, свойственные толерантной личности с целью возможности коррекции своих личностных черт;

- отрабатывать навыки толерантного поведения;

- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;

- формировать умение работать в команде, защищать её интересы;

- развивать социальную восприимчивость школьников, доверие, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

Материалы и оборудование: медиа проектор, компьютер, колонки, экран, видеоролик «День и ночь», отрывок из м/ф «Ежик должен быть колючим?», бланки для упражнения «Черты толерантной личности» разного цвета, карточки 5х5 см белые, листы писчей бумаги по 1 на группу.


Ход занятия.


(Звучит фонограмма песни «Дружба крепкая»)- СЛАЙД № 1

  1. Вводная часть

  1. Вступительное слово ведущего.

- Здравствуйте, ребята! Мы встретились сегодня с вами с целью обсудить очень важный вопрос и, возможно, пересмотреть своё отношение к окружающим нас людям. Что это за вопрос, мы выясним позже. А сейчас мне бы хотелось поближе познакомиться с вами.

2. Игра «Мы с тобой похожи тем, что…»

- Поиграем в игру, которая называется «Мы с тобой похожи тем, что…». Начнём с меня. Я подхожу к …. И говорю: «Меня зовут Наталия Викторовна. Мы с тобой похожи тем, что…». Затем тот, к кому я подошла, подходит к другому человеку и говорит то же самое, т.е. называет своё имя и говорит, чем похожи. Второй человек идёт к третьему и т.д., пока не останется ни одного человека, который хоть чем-нибудь похож на другого.

(Проходит игра)

- Какой вывод можно сделать после игры? (Требуется добиться ответа, что у всех людей есть что-то общее)

3. Разминка.

Теперь пришло время разделиться на группы для дальнейшей работы. Сделаем мы это также в игре.

Упражнение «Стая». Все встают в круг, ведущий по кругу на ухо каждому говорит, каким он будет животным. Количество животных подбирается в зависимости от числа участников, чтобы получились 3-4 группы. Далее дается задание для участников: закрыв глаза, с помощью звуков «речи» данного животного найти свою стаю. Например, педагог идет по кругу и говорит на ухо участникам: «Ты – лягушка, ты – курица, ты – кошка, а ты – воробей», а потом сначала: «Лягушка, курица, кошка, воробей». И так до конца круга. Затем дается команда к началу игры. Когда все разобрались, то можно спросить, кто есть кто. Затем проводится рефлексия-настрой на тему:

- Легко или трудно было выполнять упражнение?

- Что вызвало наибольшие трудности?

- Всегда ли легко найти общий язык с теми, кто не похож на нас? Почему это нелегко?

- Я попрошу вас занять место за столами теми группами, которые у нас получились.


II. Основная часть.

  1. Актуализация темы.

- Итак, рабочие группы у нас есть. И сейчас мы вернёмся к вопросу о теме нашего сегодняшнего занятия. Для ответа на него посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоролик, он называется «День и ночь». Самый главный вопрос, на который я попрошу ответить группы после его просмотра, звучит следующим образом: «Каков смысл этого ролика? Что хотел сказать нам автор?»

(Просмотр видеоролика)-СЛАЙД № 2

- Итак, вопрос тот же: «Что хотел сказать нам автор?»

(Необходимо, чтобы группы озвучили мысль о том, что на свете есть разные люди, и у каждого из них есть что-то, что ценно для остальных. Люди могут совсем не походить друг на друга, но они всегда найдут точки соприкосновения)

- А теперь попробуйте предположить, какова тема нашего сегодняшнего общения с вами? О чём пойдёт речь?

(Происходит внутригрупповая работа)

2. Работа с понятием.

- А слышали ли вы такое понятие, как толерантность? – СЛАЙД № 3

(Если дети дают понятие, то слайд открывается позднее, как дополнение к их ответам)

- Какого человека можно назвать толерантным?

- Попробуем ответить этот вопрос подробнее, выполнив упражнение «Черты толерантной личности».

Цели:

  • ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

  • дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника (смотри приложение 1.1)

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий
объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны
толерантной личности.

Инструкция: Возьмите бланк с таблицей. Заполните колонку значками «+» напротив тех качеств, которые, по мнению вашей группы, свойственны толерантной личности. ( Приложение 1.1). – СЛАЙД № 4

Участники получают возможность:

1) Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов
группы с общегрупповым представлением.

- Попрошу группы представить, какие черты, по вашему мнению, свойственны толерантной личности.

(Группы представляют, ведущий озвучивает информацию о том, что ответы у групп получились неодинаковые, и можно сейчас, после осмысления общей информации, что-то добавить или изменить, но нужные черты придётся «купить», отдав что-то взамен)

3. Упражнение «Волшебная лавка».

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Бланк с перечнем данных качеств до сих пор лежит перед группой.

Сам ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. После небольшого внутригруппового обсуждения о том, что приобрести, вызываются представители для «торга». Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях члены группы хотят быть «терпеливыми».

4. Упражнения на отработку навыков толерантного поведения.

- Мы выяснили, какие качества свойственны толерантной личности. Посмотрим, как вы сможете применить полученные знания. Сейчас я покажу очень коротенький отрывок из мультфильма, а вы, обсудив в группах, должны ответить, как он связан с нашей сегодняшней темой. Проявили ли герои сюжета такое качество, как толерантность? Если нет, то почему?

(Просмотр ролика и работа с ним)- СЛАЙД № 5

*Работа со следующим упражнением ведётся при наличии времени.

- Найти что-то хорошее в человеке, который нам приятен, чем-то похож на нас, достаточно просто. Намного труднее найти привлекательное в том, кто нам неприятен по той или иной причине. Однако мы сейчас попробуем это сделать на примере какого-нибудь живого существа. У вас на столах лежат маленькие пустые листки. Пусть каждый из вас возьмёт себе три штуки и напишет на двух из них название животного или насекомого, или птицы, проживающих на территории нашего Кунгурского района, которые ему нравятся, а на третьей – которое не нравится. Далее:

1) устно рассказываете друг другу в 2-3 предложениях, почему любите тех, кого написали на первых двух карточках;

2) карточки с нелюбимыми живыми существами сложите в одну стопочку и отдайте мне;

3) я выбираю из этих кучек одно существо и передаю его другой команде;

5) группы должны найти в этом существе что-то привлекательное и полезное и рассказать об этом остальным. Например: шакал – внешне очень непривлекательный и противно кричит, но поедает мёртвых животных, чем очищает среду обитания от заразы.

(Далее идёт работа в группах, в конце которой группы представляют описание положительных характеристик неприятных представителей фауны)

- Что было труднее – найти среди представителей фауны неприятные существа или написать о них что-то хорошее? Почему так?

- Попробуйте переложить этот вывод на человеческие отношения. Что проще – найти в своём окружении неприятного человека или поискать в нём хорошее? И если довольно быстро находишь хорошее, то о какой черте в своей личности ты можешь смело говорить?


III. Рефлексия занятия.

Какие черты свойственны толерантной личности?

Как вы думаете, почему важно быть толерантным человеком?

С каким настроением вы сегодня уходите (об этом спросить следует всех желающих)? Что далось легко? Что было трудно? О чём ещё по данной теме хотелось бы поговорить?

Мы все разные. И на территории нашего Кунгурского района издавна, ещё до его рождения, проживали бок о бок люди разных национальностей, вероисповеданий, различного социального статуса, часто они сильно отличаются друг от друга. Я хочу пожелать вам, чтобы вы были терпимы по отношению к окружающим вас людям, уважали каждого только за его личностные качества, а не за внешность, старались найти компромисс в любой ссоре, разрешали мирным путем все конфликтные ситуации. А на прощание я попрошу вас поучаствовать в одном ритуале.


IV. Ритуал прощания «Дерево дружбы» - СЛАЙД № 6

Дети вместе с педагогом собираются в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, дерево. По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «Молодцы!»


    1. Черты толерантной личности, характерные для данной группы


п/п

Черты толерантной личности

Черты, которыми должна обладать толерантная личность (по мнению нашей группы)

1.

Расположенность к другим


2.

Снисходительность


3.

Терпение


4.

Чувство юмора


5.

Чуткость


6.

Доверие


7.

Альтруизм (умение пожертвовать своими интересами ради другого человека)


8.

Терпимость к различиям


9.

Умение владеть собой


10.

Доброжелательность


11.

Умение не осуждать других


12.

Гуманизм


13.

Умение слушать


14.

Любознательность


15.

Способность к сопереживанию


Материалы для проведения тренинга толерантности в 7 классе
  • Классному руководителю
Описание:

Материалы содержат полный конспект занятия, презентацию, необходимые фонограммы и отрывки из мультфильмов. Может быть использован также для обучающихся 8 класса. Форма тренинга позволяет детям самостоятельно сделать выводы и обобщения. Форма занятия активная, что соответствует современным требованиям. Дети работают с удовольствием, даже малознакомые, поскольку с успехом апробирована на конкурсе "Учитель года"

Автор Королева Натали Викторовна
Дата добавления 09.10.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 126
Номер материала MA-067902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓