«Психолого-педагогическая
и социально-педагогическая поддержка семей подростков (профилактика
неблагополучия, опыт оптимизации детско-родительских отношений)»
Подростковый период–
важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Его
можно сравнить с распутьем, где Иван-Царевич остановился в раздумье около камня
с надписью: «Налево пойдешь…направо пойдешь…» В одну сторону – путь к реальной
взрослости, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь,
понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. В другую – к
взрослости иллюзорной или асоциальной со множеством проблем.
В переходном подростковом
возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим и,
как следствие, мучение оттого, что окружающие не соответствуют его
представления о ценностях бытия. Очень важно быть осторожным, деликатным,
мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта,
тепла, времени, душевной потребности помочь разобраться во всех проблемах.
Главную роль в период взросления играет семья. Школа, являясь социальным
институтом, оказывает психолого-педагогическую и социально-педагогическую
поддержку семей подростков.
В основе нашей
психолого-социально-педагогической деятельности лежат следующие принципы:
· принцип
взаимодействия - сотрудничество со всеми работниками школы, социальными
институтами города по решению проблем ребенка и семьи;
· принцип
индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном
отношении к личности, уважении прав и свобод учащегося, педагога и родителя,
оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
· принцип
позитивного восприятия, основанного на принятии ребенка и взрослого такими,
каковы они есть, опираясь на положительные качества, формировать другие, более
значимые свойства личности;
· принцип
конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение
профессиональной тайны.
Для осуществления
психолого-социально-педагогического сопровождения в начале учебного года
проводится диагностика семей школьников, в т.ч. и семей подростков
(используется метод анкетирования). Определяется тип семьи по различным
основаниям классификации:
1.
по
структуре (полные или неполные семьи, многодетные, проживающие с
родственниками);
2.
по
материальной обеспеченности: (с высоким материальным достатком, со средним,
низким и особо нуждающиеся);
3.
по
социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи (данный тип
определяется через работу с классными руководителями: наблюдение, беседы):
- социально-устойчивая,
благополучная в воспитательном отношении;
- социально-устойчивая,
но неблагополучная в воспитательном отношении (утрата контакта с детьми и
контроля над ними);
- социально-неустойчивая,
неблагополучная в воспитательном плане (конфликтная атмосфера);
- социально-неустойчивая,
негативная в воспитательном отношении (с алкогольной деморализацией, вступающая
в конфликт с законом).
Полученные данные
позволяют применять сведения о семьях для дифференцированного подхода в работе.
Деятельность социального
педагога и психолога с семьей включает три основных составляющих
психолого-социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую,
посредническую.
Образовательная
составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и
воспитании.
Исходя из практики
работы, можно выделить наиболее типичные ошибки родителей в воспитании
подростков: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания,
отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи, слепая
любовь к ребенку, чрезмерная строгость, перекладывание заботы о воспитании на
образовательное учреждение, ссоры родителей, отсутствие педагогического такта
во взаимоотношениях с подростками и др. Поэтому в своей деятельности чаще
всего мы проводим просвещение родителей подростков по вопросам: -
значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, отношений
между членами семьи;- воспитание детей в семье с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей;- поощрение и наказание подростка в семье;- организация режима
учебы, отдыха и досуга подростков в семье; - нравственное,
физическое, эстетическое, половое воспитание детей;- пропаганда здорового
образа жизни.
При просвещении семей
подростков используются следующие формы работы:
- родительские собрания;
- круглые столы;
- информационные стенды;
- выпуск памяток, бюллетеней, брошюр;
- индивидуальные беседы и консультации.
Работая с семьей,
используем наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное
заражение, внушение, убеждения, поощрение. При этом консультационная беседа
может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи —
образовательные, психологические, социально-педагогические. Вопросы касаются
как трудового, гражданского, законодательства, прав детей, так и проблем,
которые существуют внутри семьи.
Психологическая составляющая включает в себя
социально-психологическую поддержку. Поддержка направлена на создание благоприятного
микроклимата в семье в период подросткового кризиса. Помощь семье оказывается
комплексно: сигнал поступает от родителей или подростка, учителей-предметников
или классного руководителя, с которым в последующем социальный педагог
определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение
подростка в семье, отношения семьи с обществом, определение детско-родительских
отношений с помощью беседы и анкетирования родителей. На основе полученной
информации совместно с родителями намечаются пути нормализации положения.
Социальный педагог старается корректировать отношения в семье, чтобы все
необходимые меры для обеспечения улучшения отношений в семье поддерживались с
помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии
с Конвенцией о правах ребенка. Психолог посредством диагностических процедур
(тесты, анкеты, наблюдение) выявляет психологические особенности подростка и
взаимоотношения в семье. На основе полученных результатов обследования,
делается вывод о причинах, вызвавших проблемы и конфликты, возникшие у
подростка и родителей. В случае необходимости проводится
коррекционно-развивающая работа. Далее родителям даются рекомендации по
оптимизации детско-родительских отношений: выбор стратегии поведения в период
подросткового кризиса. Кроме этого, учителям-предметникам и классным
руководителям предоставляется информация об индивидуальных особенностях
конкретного подростка и его семьи, с целью комплексного воздействия и оказания
эффективной помощи. Далее отслеживается эффективность проводимых мероприятий с
помощью наблюдения за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса, бесед с
классными руководителями, учителями-предметниками и родителями. Если
проведенная работа не приносит положительного результата, то намечаются другие
виды работы с данной семьей: взаимодействие с учреждениями, заинтересованными в
судьбе подростка.
Посреднический компонент социально-педагогической
и психолого-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации,
координация и информирование.
Например, организация досуга – важный момент в воспитании, который
дисциплинирует. Классные руководители, социальный педагог отслеживают занятость
учащихся во внеурочное время. С родителями и их детьми проводится ряд бесед и
консультаций о необходимости организации свободного времени. Помимо этого, с
некоторыми учащимися проводятся «экскурсии» (как практические, так и устные) по
кружкам и секциям города. После определения подростков в кружки, секции или на
работу, социальный педагог и классные руководители отслеживают систематичность
посещения. С остальными учащимися и родителями на протяжении всего года
проводится целенаправленная работа по организации свободного времени.
Помощь в координации
направлена на активизацию различных ведомств и служб по оказанию помощи семье
по различным вопросам. При осуществлении психолого-педагогической и
социально-педагогической поддержке семей (в том числе и семей подростков) школа
сотрудничает с различными учреждениями системы профилактики.
Помощь в информировании
направлена на обеспечение семьи необходимой информацией.
Посещение - одна из форм
работы социального педагога, классного руководителя (с привлечением сотрудников
учреждений системы профилактики), позволяющая установить и поддерживать связи с
семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную
помощь. Посещение дает возможность увидеть семью в ее естественных условиях,
что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. При
проведении посещения соблюдаются ряд этических принципов: самоопределения семьи
и конфиденциальности. О предстоящем визите и его целях семья заранее
информируется.
Посещение проводится со следующими целями:
- диагностические:
ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских,
социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка
состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный);
анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и
пр.;
- оказание конкретной
образовательной, посреднической, профилактической помощи.
Посещение могут быть
единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной
семьей. С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих
конкретные проблемы. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных
семей подростков, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере
дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать
возникающим кризисным ситуациям.
Благодаря соблюдению
системного и комплексного подходов в психолого-педагогической и
социально-педагогической поддержке семей, подростку открывается путь к реальной
взрослости, на котором он принимает на себя ответственность за свою жизнь,
понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни.
Закончить наше
выступление мы бы хотели словами В.Г. Белинского: «Никакой человек в мире не
родится готовым…, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно
движущееся развитие, беспрестанное формирование», в котором мы с Вами играем
важную роль.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.