Главная / Другое / Материал семинара: «Психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка семей подростков»

Материал семинара: «Психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка семей подростков»

«Психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка семей подростков (профилактика неблагополучия, опыт оптимизации детско-родительских отношений)»

Подростковый период– важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Его можно сравнить с распутьем, где Иван-Царевич остановился в раздумье около камня с надписью: «Налево пойдешь…направо пойдешь…» В одну сторону – путь к реальной взрослости, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. В другую – к взрослости иллюзорной или асоциальной со множеством проблем.

В переходном подростковом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим и, как следствие, мучение оттого, что окружающие не соответствуют его представления о ценностях бытия. Очень важно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь разобраться во всех проблемах. Главную роль в период взросления играет семья. Школа, являясь социальным институтом, оказывает психолого-педагогическую и социально-педагогическую поддержку семей подростков.

В основе нашей психолого-социально-педагогической деятельности лежат следующие принципы:

  • принцип взаимодействия - сотрудничество со всеми работниками школы, социальными институтами города по решению проблем ребенка и семьи;

  • принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав и свобод учащегося, педагога и родителя, оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

  • принцип позитивного восприятия, основанного на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;

  • принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.

Для осуществления психолого-социально-педагогического сопровождения в начале учебного года проводится диагностика семей школьников, в т.ч. и семей подростков (используется метод анкетирования). Определяется тип семьи по различным основаниям классификации:

  1. по структуре (полные или неполные семьи, многодетные, проживающие с родственниками);

  2. по материальной обеспеченности: (с высоким материальным достатком, со средним, низким и особо нуждающиеся);

  3. по социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи (данный тип определяется через работу с классными руководителями: наблюдение, беседы):

- социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении;

- социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении (утрата контакта с детьми и контроля над ними);

- социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном плане (конфликтная атмосфера);

- социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении (с алкогольной деморализацией, вступающая в конфликт с законом).

Полученные данные позволяют применять сведения о семьях для дифференцированного подхода в работе.

Деятельность социального педагога и психолога с семьей включает три основных составляющих психолого-социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и воспитании.

Исходя из практики работы, можно выделить наиболее типичные ошибки родителей в воспитании подростков: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания, отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи, слепая любовь к ребенку, чрезмерная строгость, перекладывание заботы о воспитании на образовательное учреждение, ссоры родителей, отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с подростками и др. Поэтому в своей деятельности чаще всего мы проводим просвещение родителей подростков по вопросам: - значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, отношений между членами семьи;- воспитание детей в семье с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;- поощрение и наказание подростка в семье;- организация режима учебы, отдыха и досуга подростков в семье; - нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;- пропаганда здорового образа жизни.

При просвещении семей подростков используются следующие формы работы:

- родительские собрания;

- круглые столы;

- информационные стенды;

- выпуск памяток, бюллетеней, брошюр;

- индивидуальные беседы и консультации.

Работая с семьей, используем наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, поощрение. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, социально-педагогические. Вопросы касаются как трудового, гражданского, законодательства, прав детей, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Психологическая составляющая включает в себя социально-психологическую поддержку. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период подросткового кризиса. Помощь семье оказывается комплексно: сигнал поступает от родителей или подростка, учителей-предметников или классного руководителя, с которым в последующем социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение подростка в семье, отношения семьи с обществом, определение детско-родительских отношений с помощью беседы и анкетирования родителей. На основе полученной информации совместно с родителями намечаются пути нормализации положения. Социальный педагог старается корректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения улучшения отношений в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Психолог посредством диагностических процедур (тесты, анкеты, наблюдение) выявляет психологические особенности подростка и взаимоотношения в семье. На основе полученных результатов обследования, делается вывод о причинах, вызвавших проблемы и конфликты, возникшие у подростка и родителей. В случае необходимости проводится коррекционно-развивающая работа. Далее родителям даются рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений: выбор стратегии поведения в период подросткового кризиса. Кроме этого, учителям-предметникам и классным руководителям предоставляется информация об индивидуальных особенностях конкретного подростка и его семьи, с целью комплексного воздействия и оказания эффективной помощи. Далее отслеживается эффективность проводимых мероприятий с помощью наблюдения за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса, бесед с классными руководителями, учителями-предметниками и родителями. Если проведенная работа не приносит положительного результата, то намечаются другие виды работы с данной семьей: взаимодействие с учреждениями, заинтересованными в судьбе подростка.

Посреднический компонент социально-педагогической и психолого-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координация и информирование.
Например, организация досуга – важный момент в воспитании, который дисциплинирует. Классные руководители, социальный педагог отслеживают занятость учащихся во внеурочное время. С родителями и их детьми проводится ряд бесед и консультаций о необходимости организации свободного времени. Помимо этого, с некоторыми учащимися проводятся «экскурсии» (как практические, так и устные) по кружкам и секциям города. После определения подростков в кружки, секции или на работу, социальный педагог и классные руководители отслеживают систематичность посещения. С остальными учащимися и родителями на протяжении всего года проводится целенаправленная работа по организации свободного времени.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по оказанию помощи семье по различным вопросам. При осуществлении психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке семей (в том числе и семей подростков) школа сотрудничает с различными учреждениями системы профилактики.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи необходимой информацией.

Посещение - одна из форм работы социального педагога, классного руководителя (с привлечением сотрудников учреждений системы профилактики), позволяющая установить и поддерживать связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Посещение дает возможность увидеть семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. При проведении посещения соблюдаются ряд этических принципов: самоопределения семьи и конфиденциальности. О предстоящем визите и его целях семья заранее информируется.
Посещение проводится со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

- оказание конкретной образовательной, посреднической, профилактической помощи.

Посещение могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной семьей. С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных семей подростков, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Благодаря соблюдению системного и комплексного подходов в психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке семей, подростку открывается путь к реальной взрослости, на котором он принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни.

Закончить наше выступление мы бы хотели словами В.Г. Белинского: «Никакой человек в мире не родится готовым…, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование», в котором мы с Вами играем важную роль.






Материал семинара: «Психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка семей подростков»
  • Другое
Описание:

Материал семинара: «Психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка семей подростков».

В переходном подростковом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим и, как следствие, мучение оттого, что окружающие не соответствуют его представления  о ценностях бытия. Очень важно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь разобраться во всех проблемах. Главную роль в период взросления играет семья. Школа, являясь социальным институтом, оказывает психолого-педагогическую и социально-педагогическую поддержку семей подростков.

Автор Степаненко Наталья Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 739
Номер материала 32724
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓