Главная / История / Последний дворцовый переворот (материалы к уроку)

Последний дворцовый переворот (материалы к уроку)

Документы в архиве:

4.57 МБ 013 Stern, Rampal - Allegro In G Minor.mp3
5.51 МБ 075 Rondo Veneziano - Pulcinella.mp3
5.5 КБ Thumbs.db
1.7 МБ gdiplus.dll
62.56 КБ intldate.dll
1.7 МБ pptview.exe
146.09 КБ ppvwintl.dll
5.87 КБ pvreadme.htm
206.55 КБ saext.dll
240.65 КБ unicows.dll
2.36 МБ Последний дворцовый переворот.ppt
41 КБ Приложение к уроку.doc
95.5 КБ Разработка урока.doc

Название документа Последний дворцовый переворот.ppt

Последний дворцовый переворот Автор: Михайлова Ольга Анатольевна Учитель исто...
План урока Личность Павла Первого Причины переворота Переворот 11-12 марта 18...
Павел I Павел родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге 16 декаб...
Современники о Павле I «Характер Павла представляет странное смешение благоро...
Александр I о Павле «Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать…...
Причины заговора Законодательная деятельность Павла I (многие акты носили хар...
Участники заговора: Панин Ники́та Петро́вич Па́нин (1770—1837) — русский дипл...
Участники заговора: Пален Пётр-Лю́двиг Па́лен (в России — Пётр Алексе́евич; 1...
Участники заговора: Зубов Плато́н Алекса́ндрович Зу́бов (князь, 15 (26) ноябр...
Участники заговора: Александр I Александр I (Благовсловенный), Александр Павл...
Место проведения: Михайловский замок Первоначально проект разработан самим Па...
Места событии Рис. 1. Лестница по которой поднимались заговорщики. Рис. 2. Ме...
Места событии Кровать Павла Первого
Заговор 11-12 марта 1801гг. Павел I был задушен в собственной спальне 11 март...
Заговор 11-12 марта 1801гг. Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом ...
Основные выводы: Непосредственные участники убийства: П.А. Пален, Л.Л. Бенниг...
Домашнее задание Записи в тетрадях Сочинение о своем отношении к последнему д...
Спасибо за урок!
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Последний дворцовый переворот Автор: Михайлова Ольга Анатольевна Учитель истории
Описание слайда:

Последний дворцовый переворот Автор: Михайлова Ольга Анатольевна Учитель истории МОУ СОШ № 70 Нижний Новгород 2009

№ слайда 2 План урока Личность Павла Первого Причины переворота Переворот 11-12 марта 1801
Описание слайда:

План урока Личность Павла Первого Причины переворота Переворот 11-12 марта 1801 года Участники заговора Результаты переворота

№ слайда 3 Павел I Павел родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге 16 декабря
Описание слайда:

Павел I Павел родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге 16 декабря 1798 года Павел I был избран великим магистром Мальтийского ордена и протектором ордена и к его императорскому титулу были добавлены слова «… и Великий магистр Ордена св. Иоанна Иерусалимского

№ слайда 4 Современники о Павле I «Характер Павла представляет странное смешение благородне
Описание слайда:

Современники о Павле I «Характер Павла представляет странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей" С одной стороны, император "обладал прекрасными манерами и был очень вежлив с женщинами", "его шутки никогда не носили дурного вкуса", с другой, "с внезапностью принимал самые крайние решения, он был подозрителен, резок и страшен до чудачества». Павел обладал "безумным самовластием" (Фонвизин, с. 158), был полной противоположностью своего сына Александра: неукротимым и, опять же, самовластным (op. cit., с. 161). В частности, Михайловский замок – плод недоверия к своим подданным Фонвизин

№ слайда 5 Александр I о Павле «Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Вс
Описание слайда:

Александр I о Павле «Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Причины заговора Законодательная деятельность Павла I (многие акты носили характ
Описание слайда:

Причины заговора Законодательная деятельность Павла I (многие акты носили характер мелочной регламентации) Наступления на права дворянства Военная реформа, вводившая прусские порядки в армии Внешняя политика Павла

№ слайда 9 Участники заговора: Панин Ники́та Петро́вич Па́нин (1770—1837) — русский диплома
Описание слайда:

Участники заговора: Панин Ники́та Петро́вич Па́нин (1770—1837) — русский дипломат, граф. В 1797 году назначен послом в Берлин, с поручением действовать в интересах сближения с Францией. В конце 1799 года Панин получил чин вице-канцлера. В ноябре 1800 г. Был уволен за то, что он уклонялся подписать ноту, в которой факты изложены были неверно.

№ слайда 10 Участники заговора: Пален Пётр-Лю́двиг Па́лен (в России — Пётр Алексе́евич; 17 (
Описание слайда:

Участники заговора: Пален Пётр-Лю́двиг Па́лен (в России — Пётр Алексе́евич; 17 (28) июля 1745 —13 (25) февраля 1826). С 1792 правитель Рижского наместничества. С 1795 генерал-губернатор Курляндской губернии. В течение трех лет (1798—1801) был назначен военным губернатором Санкт-Петербурга и начальником остзейских губерний, великим канцлером Мальтийского ордена, главным директором почт, членом совета и коллегии иностранных дел.

№ слайда 11 Участники заговора: Зубов Плато́н Алекса́ндрович Зу́бов (князь, 15 (26) ноября 1
Описание слайда:

Участники заговора: Зубов Плато́н Алекса́ндрович Зу́бов (князь, 15 (26) ноября 1767 — 7 (19) апреля 1822) — сын А. Н. Зубова. Был назначен генерал-фельдцейхмейстером, новороссийским генерал-губернатором, начальником черноморского флота. Зубов за это время получает княжеское достоинство и громадные поместья в польских областяхно вскоре ему велено было выехать за границу и имения его были отобраны в казну. Еже в 1800 возвращается и получает обратно свои конфискованные имения.

№ слайда 12 Участники заговора: Александр I Александр I (Благовсловенный), Александр Павлови
Описание слайда:

Участники заговора: Александр I Александр I (Благовсловенный), Александр Павлович (12 (23) декабря 1777, С.-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император Всероссийский с 11 (24) марта 1801 по 19 ноября (1 декабря) 1825, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

№ слайда 13 Место проведения: Михайловский замок Первоначально проект разработан самим Павло
Описание слайда:

Место проведения: Михайловский замок Первоначально проект разработан самим Павлом, при участии Франсуа Виолье. Во главе строительства поставлен В. Бренн. Проект был осуществлен в чрезвычайно короткие сроки с 1797 по 1800 гг.

№ слайда 14 Места событии Рис. 1. Лестница по которой поднимались заговорщики. Рис. 2. Место
Описание слайда:

Места событии Рис. 1. Лестница по которой поднимались заговорщики. Рис. 2. Место где стояла кровать Павла Первого

№ слайда 15 Места событии Кровать Павла Первого
Описание слайда:

Места событии Кровать Павла Первого

№ слайда 16 Заговор 11-12 марта 1801гг. Павел I был задушен в собственной спальне 11 марта 1
Описание слайда:

Заговор 11-12 марта 1801гг. Павел I был задушен в собственной спальне 11 марта 1801 в Михайловском замке. По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым (старший брат Платона Зубова), который ударил его массивной золотой табакеркой (при дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок»).

№ слайда 17 Заговор 11-12 марта 1801гг. Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или
Описание слайда:

Заговор 11-12 марта 1801гг. Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?» Это были его последние слова.

№ слайда 18 Основные выводы: Непосредственные участники убийства: П.А. Пален, Л.Л. Беннигсен
Описание слайда:

Основные выводы: Непосредственные участники убийства: П.А. Пален, Л.Л. Беннигсен, братья Зубовы, Н.П. Панин Убийство совершено с целью изменения принципов внутренней и внешней политики Александр Павлович виновен в соучастии, что выразилось в создании условий и сокрытии заговора

№ слайда 19 Домашнее задание Записи в тетрадях Сочинение о своем отношении к последнему двор
Описание слайда:

Домашнее задание Записи в тетрадях Сочинение о своем отношении к последнему дворцовому перевороту

№ слайда 20 Спасибо за урок!
Описание слайда:

Спасибо за урок!

Название документа Приложение к уроку.doc

Приложение


Документ 1: Причины заговора


Графиня Ливен: «Несправедливые преследования умножали число недовольных и легко превращали последних в заговорщиков».

Пален «никто не был уверен ни в одном дне безопасности; скоро всюду были бы воздвигнуты эшафоты, и вся Сибирь населена несчастными…. Мы устали быть орудиями подобных актов тирании, а так как мы видели, что безумие Павла возрастает с каждым днем и вырождается в манию жестокости, то у нас оставалась лишь одна следующая альтернатива: или избавить свет от чудовища, или увидеть, как мы сами сделаемся жертвой дальнейшего развития его бешенства».

Адам Чарторыйский: «С каждым годом странности и причуды императора все возрастали. Это и было истинной причиной заговора, закончившегося его смертью».

























Документ 2: Участники заговора

2.1. Граф Пален П. А. и Панин Н. П.

Саблуков о Палене: «Пален – человек черезвычайно талантливый и благородный, но холодный и крайне гордый». Ланжерон говорит о Палене, как о человеке одаренном «гением глубоким и смелым, умом выдающимся, характером непреклонным, наружностью благородной и внушительной». Графиня Ливен, неоднократно видевшая Палена, называет его «воплощением прямоты, жизнерадостности и беззаботности».

Фонвизин считает, что Пален был одним из умнейших людей в России с характером решительным и непоколебимым и что он был предан всей душой своему новому отечеству. Фонвизин пишет, что граф Пален открыл заговор Панину, а Ланжерон дополняет его, говоря, что Панин был одним из первых, вступивших в заговор. Цель, к которой стремился Панин, по мнению Фонвизина, заключалась в введении на территории Российской империи конституционной формы правления. Именно Панин первый стал убеждать великого князя Александра в необходимости отстранения Павла Первого от престола. Об этом сообщает князь Чарторыйский, получивший эти сведения от самого Александра. Еще одна функция Панина состояла в передаче записок от Палена Александру и от Александра Палену. Незадолго до переворота Панин впал в немилость и был отослан в Москву, однако и там продолжал действовать в пользу заговора. Об этом имеются сведения у князя Чарторыйского.

Коцебу: «Он (Пален) был душой переворота… . С ним во главе «революция была легка, без него невозможна»…

§ 2.2. Граф Бенигсен

Коцебу: «Этот человек (Бенигсен) обладал непостижимым искусством представлять почти невинным свое участие в заговоре». Читая записки современников, убеждаешься, что если бы Бенигсена не оказалось в ту роковую ночь в числе заговорщиков, исход дела был бы довольно сомнительным.

Граф Бенигсен накануне хотел уехать из Петербурга, но Пален его остановил. Князь Платон Зубов посвятил его в заговор и, узнав, что главным его руководителем является Пален, Бенигсен тут же к нему примкнул

Бенигсен в своих мемуарах говорит, что вышел из комнаты, чтобы проинструктировать одного прибывшего офицера.

Фонвизин пишет следующее: «В начале этой гнусной, отвратительной сцены Бенигсен вышел в предспальную комнату, на стенах которой были развешены картины, и со свечою в руке преспокойно рассматривал их. Удивительное хладнокровие! Не скажу – зверское жестокосердие, потому что генерал Бенигсен во всю свою службу был известен как человек самый добродушный и кроткий».


























Документ 3: Участие Александра Павловича в заговоре


Мнение участников заговора об участии Александра: «Сперва Александр отверг эти предложения, противные чувствам его сердца" (Бенигсен). Однако: «Александр был поставлен между необходимостью свергнуть с престола своего отца и уверенностью, что отец его вскоре довел бы до гибели свою империю» (Ланжерон). Пален также говорит, что «Александр был, видимо, возмущен его замыслом».

«Александр дает согласие на свержение Павла, но с клятвой о сохранении ему жизни» (Фонвизин). «Вырванное у него почти насильно согласие на отречение отца было дано им после торжественного обещания не причинять никакого зла Павлу» (Чарторыйский).

Коцебу передает слова Александра, сказанные им Палену в ответ на его убеждения в необходимости устранить Павла: «Пощадите только его жизнь».


























Документ 4: Заговор

О том, что произошло в спальне царя, только один участник Л.Л. Бенигсен оставил подробное описание: «Я поспешил войти вместе с князем Зубовым в спальню, где мы действительно застали императора уже разбуженным...и стоящим возле кровати, перед ширмами. Держа шпаги наголо, мы сказали ему: «Вы арестованы, ваше величество!» он поглядел на меня, не произнося ни слова, потом обернулся к князю Зубову и сказал ему: «Что вы делаете, Платон Александрович?» В эту минуту в комнату вошел офицер нашей свиты и шепнул Зубову на ухо, что его присутствие необходимо внизу, где опасались гвардии... Князь Зубов вышел, и я с минуту оставался с глазу – на – глаз с императором, который только глядел на меня, не говоря ни слова. Мало-помалу стали входить офицеры из тех, что следовали за нами. Первыми были подполковник Яшвиль...майор Татаринов и еще несколько других...Тогда я вышел… . Я узнал потом те немногие слова, которые император произнес по - русски. Сперва: «Арестован, что значит арестован?» Один из офицеров отвечал ему: «Еще 4 года тому назад с тобой следовало покончить!» На это он возразил: «Что я сделал?» Вот единственно произнесенные им слова. Офицеры число которых еще возросло, так что вся комната наполнилась ими, схватили его и повалили на ширмы, которые были опрокинуты на пол. Мне кажется, он хотел освободиться от них и бросился к двери, и я дважды повторил ему: «Оставайтесь спокойным, ваше величество, - дело идет о вашей жизни!». В эту минуту я услыхал, что один офицер ...Бибиков, вместе с пикетом гвардии вошел в смежную комнату... Я иду туда… . Вернувшись, я вижу императора, распростертого на полу. Кто-то из офицеров сказал мне: «С ним покончили!» Мне трудно было этому поверить, так как я не видел никаких следов крови. Но скоро я в том убедился собственными глазами. Итак, несчастный государь был лишен жизни непредвиденным образом и, несомненно, вопреки намерениям тех, кто составлял план этой революции... .

Название документа Разработка урока.doc

План - конспект урока истории 8 класс

Предмет: История России

Раздел: XIX столетие в истории России

Тема урока: «Последний дворцовый переворот в России»

УМК по истории России – 8 класс: «История России XIX век» (35 часов, 1 часа в неделю, 2 часа резервного времени)

Программа общеобразовательных учреждений «История 6-11 класс»/Под редакцией И.В. Волобуева. Просвещение, 2007.

Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт Н.Ю. История России XIX век. М., Просвещение, 2005.




Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Параграф

Д/З

Примечания

XIX столетие в истории России


Последний дворцовый переворот в России

1

Стр. 5 - 7


Политика правительства Александра I

6

6


Внутренняя политика Александра I 1801-1812

1

1


Внешняя политика Александра I 1801-1812

1

2

Тест

Отечественная война 1812 г.

1

3 - 4

Интеграция с курсом Всеобщей истории. Творческое задание.

Внутренняя политика Александра I 1812-1824

1

5


Контрольная работа по теме «Эпоха Александра I»

1



Движение Декабристов

2

6 - 7


Причины и характер движения декабристов

1

6

таблица

Восстание на сенатской площади

1

7

Урок проблемного изложения, таблица,


Цели урока:

  1. Образовательная: Познакомить детей с трагическими событиями 11 – 12 марта 1801гг., участниками дворцового переворота и его последствиями.

  2. Развивающая: Научить детей: излагать «сквозные» вопросы темы, работать со статистическими материалами урока, историческими документами по теме, выработать у учащихся умение анализировать, отвечать на проблемные задания.

  3. Воспитательная: воспитывать интерес к отечественной истории, нашему прошлому.


Методы обучения (по Бабанскому Ю.К.)

пп

Основные группы методов обучения


Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения


Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к учению


1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении

методы эмоционального стимулирования.


Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.


Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

словесные методы

наглядные методы

аудиовизуальные методы

практические методы


2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)


2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)


2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Рассказ, беседа.


Методы иллюстраций, кинопоказа.


Сочетание словесных и наглядных методов



методы упражнений

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.


Проблемно - поисковые (эвристический метод, исследовательский метод),


репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).

Самостоятельная работа с книгой, с объектами труда.


Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля.



Тип урока: урока с использованием ИКТ

Вид урока:

Формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: Авторская презентация «Последний дворцовый переворот в России».

Литература:


1. Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. М.: Рольф, 1999.
2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века. 8 класс: Методическое пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Энциклопедия для детей. Т 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарного образования, 1998.







Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Психолого – педагогическое обоснование деятельности уч-ся

Орг. этап

Инициализация урока: Объявление темы целей, начальные записи в тетрадях.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, наличие учебников, тетрадей и раздаточного материала у себя на парте. Итак, мы начинаем наш урок. Тема нашего занятия: «Последний дворцовый переворот в России»

См. презентацию: слайды 1и 2

Ребята проверяют наличие необходимого на столах, записывают число и тему урока в тетради.

Подготовка учащихся к работе на занятии

Результат

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Повторение

Вводное повторение в виде устных вопросов (беседа)

Прежде чем мы начнем говорить о событиях 11-12 марта 1801 гг. давайте вспомним, что мы знаем об императоре Павле Первом.

Внимание на слайд 3.

- Павел был личностью очень противоречивой. Давайте познакомимся с характеристиками, которые давали Павлу I современники.

Слайд 4 и 5. Какие выводы можно сделать о личности императора?

Как вы думаете, неоднозначность императора отражалась на политике, которую он проводил? Что было сделано Павлом?

См. слайды 6 и 7.

Ребята, давайте вместе сформулируем, какими были основные причины недовольства политикой Павла?




Ребята вспоминают всё, что знают о Павле


Ученики знакомятся с предложенным текстом и формулируют ответы


Учащиеся думают и записывают на доске ответы.

Предполагаемые ответы:

  • деспотизм Павла I,

  • недовольство дворян

внутренней и внешней политикой, проводимой императором

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Результат

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний


Переход к новой теме











Изучение нового материала

В начале XIX в. в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Мы и познакомимся с вами на уроке.

Давайте обратимся к документам, которые лежат у вас на партах, и проанализируем причины заговора.

Мы уже выяснили с вами, что деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Слайд 8.



Как вы думаете, каким был состав заговорщиков?

Давайте познакомимся с самими заговорщиками:

Рассказ учителя о заговорщиках:


  1. Никита Петрович Панин (слайд 9) (1770—1837) — русский дипломат, граф. В 1797 году назначен послом в Берлин, с поручением действовать в интересах сближения с Францией. В конце 1799 года Панин получил чин вице-канцлера. В ноябре 1800 г. Был уволен за то, что он уклонялся подписать ноту, в которой факты изложены были неверно. По вступлении на престол Александра I, Панин немедленно вызван был из ссылки и занял прежний пост вице-канцлера, но через семь месяцев оставил службу. С тех пор был не у дел.

  2. Пётр-Лю́двиг Пален (слайд 10) (в России — Пётр Алексеевич; 17 (28) июля 1745 —13 (25) февраля 1826). С 1792 правитель Рижского наместничества. С 1795 генерал-губернатор Курляндской губернии. В течение трех лет (1798—1801) был назначен военным губернатором Санкт-Петербурга и начальником остзейских губерний, великим канцлером Мальтийского ордена, главным директором почт, членом совета и коллегии иностранных дел. Во время пребывания Палена в должности петербургского военного губернатора (1798—1801) утвержден Устав столичного города Санкт-Петербурга (1798). Завершено строительство Михайловского замка и здания Морского кадетского корпуса. Учреждена Российско-Американская компания для снабжения русских американских колоний товарами первой необходимости. В августе 1800 года был уволен с должности губернатора, но 21 октября вновь был назначен военным губернатором столицы. Считая своё положение непрочным, вошёл в число заговорщиков против Императора Павла I. Вместе с П. А. Зубовым был одним из его руководителей и организаторов. В заговоре играл двойную роль, стараясь в случае неудачи отойти от участия в нём. Добился от Императора Павла I письменного повеления арестовать наследника и показал его Александру Павловичу, чтобы побороть его колебания в заговоре. Присутствовал при убийстве Павла I в ночь на 12 марта 1801.

  3. Платон Александрович Зубов (слайд 11) (князь, 15 (26) ноября 1767 — 7 (19) апреля 1822) — сын А. Н. Зубова. Был назначен генерал-фельдцейхмейстером, новороссийским генерал-губернатором, начальником черноморского флота. Зубов за это время получает княжеское достоинство, и громадные поместья в новоприсоединённых польских областях, но вскоре ему велено было выехать за границу и имения его были отобраны в казну. Еже в 1800 возвращается и получает обратно свои конфискованные имения. Последние годы жизни Зубов провёл в местечке Янишки (Йонишкис) Виленской губернии, где о нём, как о помещике, осталась дурная слава у крестьян. Умер без потомства. Биография Зубова была напечатана в «Русской Старине».



Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось еще одно лицо, причастное к убийству. Как вы думаете кто это?

Слайд 12. Давайте еще раз вернемся к характеристике, которую давал Александр своему отцу (слайд 5)



Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
• Доверял ли Павел Александру?


Чтобы ответить на вопросы обратимся к документам.


Мы с вами выяснили, кто принимал участие в заговоре против Павла, теперь давайте вернемся к самому перевороту. Убийство Павла произошло в Михайловском замке (см. слайд 13).

Рассказ учителя о Михайловском замке: В ноябре 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Император опасался новых дворцовых переворотов, потому не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский.

Именно он и стал эпицентром трагических событий. Посмотрим внимательно на слайды (Слайды 14-15)

Теперь давайте обратимся к документам на ваших столах, о антипавловском заговоре нам мало что известно. Из участников заговора, лишь Л.Л. Бенингсен оставил свои воспоминания. Давайте обратимся к ним, чтобы узнать что же произошло в эти трагические часы (см. приложение 4)

(слайды 16-17)
















Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги.


















Приложение 1. Анализ документа. Обсуждение мнений.

Учащиеся записывают в тетрадь причины дворцового переворота.







Ответ учащихся - дворяне




Учащиеся записывают имена и фамилии участников заговора























































Ребята высказывают свои предположения. (Предполагаемы ответ Александр Павлович, будущий император Александр I).






Ребята анализируют характеристику и документы и высказывают своё мнение по вопросам





















Психолого – педагогическое обоснование деятельности уч-ся

1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

2.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Результат

1.Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

2 Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

Закрепление

Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот? (слайд )


«В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом».

Беседа с учениками о их отношение к перевороту и участию в нем Александра .

Учащиеся высказывают своё мнение. Дискуссия.


Организационный

Д/З. параграф 1.

Для сильных учеников предлагается вопрос: Как повлияло убийство отца на личность и правление Александра Первого.

Запись домашнего задания в дневник. Выставление оценок за урок.







Последний дворцовый переворот (материалы к уроку)
  • История
Описание:

Предмет: История России

Раздел: XIX столетие в истории России

Тема урока: «Последний дворцовый переворот в России»

 Архив содержит конспект урока по теме "Последний дворцовый переворот", презентацию к уроку, приложения. Материалы могут быть использованы на уроках Истории России 7 класс. Урок посвящён заговору высокопоставленных сановников, который  сложился в 1800 году. Павел I был убит офицерами в Михайловском замке в собственной опочивальне в ночь на 12 марта 1801 года. В заговоре участвовали де Рибас, вице-канцлер Н. П. Панин, командир Изюмского легкоконного полка Л. Л. Беннигсен, граф Николай Зубов, командиры гвардейских полков: Семеновского — Л. И. Депрерадович, Кавалергардского — Ф. П. Уваров, Преображенского — П. А. Талызин. Душой и организатором заговора стал П. А. Пален — петербургский генерал-губернатор и глава тайной полиции.

 

Автор Михайлова Ольга Анатольевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1103
Номер материала 13266
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓