Главная / История / Материал по этнографии по теме: "Оконная деревянная резьба п. Голышманово серединыXX – начала XXI вв.

Материал по этнографии по теме: "Оконная деревянная резьба п. Голышманово серединыXX – начала XXI вв.

ОКОННАЯ ДЕРЕВЯННАЯ РЕЗЬБА ПОСЁЛКА ГОЛЫШМАНОВО СЕРЕДИНЫ XX – НАЧАЛА XXI вв.

ВВЕДЕНИЕ

В традициях русского народа украшать окна дома деревянными наличниками. Год от года, век от века совершенствовалось мастерство резьбы по дереву, складывались архитектурно-строительные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Но дерево – недолговечно, его разрушают дожди, снег, ветер, солнце. Деревянные постройки страдают от огня. Вырастают в нашем посёлке целые улицы и новые кварталы, построенные из современных искусственных материалов. Всё меньше и меньше остаётся старых деревянных домов, украшенных резными наличниками. Именно поэтому появилось желание изучить тему: «Оконная деревянная резьба посёлка Голышманово середины XX - начала ХХI вв.»

Сохранение народных традиций всегда актуально для любой национальности. Данное исследование попытка решения этой важной проблемы.

Цель работы: исследование деревянной оконной резьбы середины XX в. – начала ХХI в.

Практическая направленность исследования: В данной работе представляется возможность, не только изучить старинную оконную резьбу и сравнить её с современной, но и сохранить наиболее ценные образцы оконной резьбы в фотографиях для экспозиции школьного музея.

В ходе работы над темой изучена соответствующая литература. В 1984 году Свердловским книжным издательством выпущена книга Н. Шайхтдинова «Деревянная резьба Тюмени». Это альбом с прекрасными фотографиями. В альбоме видное место занимает описание различных видов резьбы в отдельных постройках.[4]

Книга Б.А. Жученко «Тюмень архитектурная» посвящена архитектуре Тюмени. Авторы большое внимание уделяют истории создания города, оформлению современного облика Тюмени.[3] Автор книги «Окно с затейливой резьбой» Людмила Данилова приводит слова римского зодчего Витрувия, который считал три качества, которыми должно отвечать произведение архитектуры. Это прочность, польза и красота. Для исследователя эта книга полезна тем, что она учит анализу деревянной резьбы наличников.[1] В книге Е.М. Козлова – Афанасьева «Архитектурное наследие Тюменской области» впервые делается попытка показать сводную картину историко-архитектурного наследия известных комплексов и сооружений, охраняемых государством.[3]

Характеристика района исследования: Голышманово расположено на территории Тюменской области, в 240 км на Юго-восток от областного центра. В двадцати километрах от посёлка протекает река Вагай - приток Иртыша. Посёлок был основан в 1911г в связи со строительством Транссибирской железной дороги, за прошедшее столетие превратившийся в районный центр с населением 16 тыс. человек. Местную промышленность представляет птицефабрика, деревообрабатывающий завод. Большое внимание в посёлке уделяется развитию спорта. Население посёлка многонациональное: проживают русские, казахи, немцы, татары, ингуши.

1.МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследования (ноябрь2010г.-декабрь2010г.) авторы изучали теоретический материал: виды деревянной резьбы, способы нанесения резных узоров на доску-основу, устройство наличника по книге Шайхтдиновой «Деревянная резьба Тюмени». Авторы изучили особенности узоров каждого вида резьбы и примеры конкретного анализа наличников, их устройство и резьбу города Тюмени и области по книге Л. Даниловой «Окно с затейливой резьбой». На втором этапе (январь 2011-март 2011г.) были выделены узоры, изученные ранее. На третьем этапе (апрель2011- май 2011г.) в ходе полевых работ в посёлке Голышманово авторами были найдены, сфотографированы и описаны более двадцати наличников, украшенных деревянными резными узорами. Среди них выделены наличники с узорами, аналогичными тюменским.

На четвёртом этапе (июнь2011г. - октябрь 2011г.) проведено сравнение узоров на наличниках города Тюмени и наличников посёлка Голышманово и опрос жителей по теме исследования.

На пятом этапе (ноябрь 2011г. - октябрь2012г.) оформление результатов и написание исследования.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 ВИДЫ ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЫ

По технике исполнения деревянная резьба делится на три основных вида: глухая или долблёная; объёмная или накладная; пропильная.

Глухая выполняется на толстой доске путём углубления фона. Постепенно выявляется рельефный рисунок, высота которого колеблется от одного до двух сантиметров. Края его либо остаются острыми, либо округляются. Один из элементов – «вазон» с цветами, вьющаяся лоза.[4;3] Объемная накладная резьба. Все детали будущей композиции выполняются мастером поотдельности, а затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок приколачиваются на доску основы. Особую красоту накладной резьбе придаёт разная высота узора: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона на 1,5см., это центр композиции, и самая низкая, приближенная к фону. Объемная резьба, как и глухая, выигрывает при солнечном освещении.

Любимым мотивом объемной резьбы был мотив виноградной лозы, символизировавший радость, изобилие. Распространенным было изображение сосновых и кедровых шишек, а также листьев, фруктов.

Пропильная резьба характерна тем, что мастер наносил узор на доску, а потом пропиливал его на сквозь, убирая лишнее. Работа была сложной, трудоёмкой. Большей частью пропильной резьбой украшалось очелье (фронтон), иногда боковые доски. [4;15]

2.2. ОСОБЕННОСТИ ТЮМЕНСКОЙ РЕЗЬБЫ

Народные мастера Тюмени «примеряли» элементы разных, подчас противоречащих друг другу стилей на небольшом участке, в пределах одного наличника. Они сплавляли эти элементы воедино. В наличнике выделяются следующие элементы: верхняя часть - фронтон (очелье), треугольное обрамление очелья – карниз; подоконная доска. (Приложение 1) Боковые доски или вертикальные связи. (Приложение 2)

Широкое распространение в тюменской резьбе получила «волюта» - декоративная деталь в виде завитка, украшали мастера волютой фронтон и подоконную доску. Характерный элемент объемной резьбы – «вазон» - декоративная деталь в виде вазы с цветами на ножке, гирлянды – декоративные детали, состоящие из изображений плодов, цветов, иногда переплетенных лентами, туго завитых стеблей.

На «плечах» и в центре очелья, где сходятся завитки волют, укрепляются вазоны или балясины – объемные фигуры, похожие на кубок.[3;16]

В Тюмени преобладает не пропильная, а глухая и объемная резьба. Тюменская резьба отмечается своеобразием мотивов. (Приложение 3) В Тюменской резьбе нет зооморфных мотивов: птиц, льва, берегинь.

Она «не многословна», украшает постройку, делает её вместе с тем строгой и стройной .[1;9]

2.3. САМОБЫТНОСТЬ ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЫ ПОСЁЛКА ГОЛЫШМАНОВО СЕРЕДИНЫ XX-НАЧАЛА XX вв.

Дату постройки старых домов посёлка определить легко: посёлок вырос, стал станцией в 1911г. Крестьяне ближних и даже дальних сёл приезжали, строили свои дома, оставались жить здесь навсегда. Строительство домов было сопряжено с большими трудностями, требовалось много труда и средств. Нужно было купить сосновый лес и привести его из соседнего Аромашевского района, так как соснового бора рядом не было. Естественно, что большинство жителей посёлка составляли небогатые люди, которые строили небольшие, в основном пятистенные дома. Материальные возможности хозяина определяли не только величину дома, но и характер резьбы наличников. В основном наличники украшены незатейливой накладной резьбой, почти каждый второй дом украшен именно так.

Жители посёлка были знакомы с богатой Тюменской резьбой, к этому времени (к началу ХХ века) Тюмень была большим городом, и голышмановцам было чему поучиться. Несмотря на скромные возможности наших земляков, некоторые черты тюменской резьбы просматриваются в резьбе старых домов п. Голышманово. Как и в Тюмени, резьбе в посёлке преобладает объёмная накладная резьба, а глухая почти не встречается. Преобладание растительных мотивов наблюдается не только в старых наличниках, но и в современной резьбе. Как и в тюменской резьбе в голышмановской отсутствуют зооморфные мотивы. Голышмановская резьба, как и Тюменская немногословна, точно рассчитанные спокойные композиции с точно вырезанными деталями. В это же время голышмановская резьба имеет свои особенности. (Приложение 4)

Резьба, которая украшает наличники посёлка, более скромная, менее пышная, чем тюменская. Это объясняется более скромными финансовыми возможностями наших земляков. Волюта – самый распространенный элемент тюменской резьбы. Нет в резьбе посёлка таких узоров как: вазон с цветами, сосновые шишки. Преобладает орнамент со стилизованными стеблями и листьями, геометрическими узорами. Небогатое убранство резных наличников старинных домов посёлка делает их, тем не менее, красивыми и привлекательными. Для того, чтобы особенности голышмановской резьбы показать более отчётливо, приводим полное описание деревянной резьбы, украшающей и сегодня старые дома середины XXв.

Дом жилой по ул. Энгельса, д.14(Приложение 5). На фоне обшитой тесом стены привлекают внимание наличники прямоугольных окон. Сравнительно широкое очелье венчает стилизованный волютный фронтон.

В центре схода волют небольшая балясинка. В центре тимпана (поля) очелья – накладной квадратный «сухарик», по бокам расположены два более крупных, напоминающих по форме крылья и птиц. Все окна по традиции снабжены филенчатыми ставнями.

Дом жилой по ул. Энгельса, д.23 (Приложение 6). Пятистенный дом с фасада украшен четырьмя полукруглыми лучковыми карнизами небольшого выноса. Высокие очелья делают большие окна зрительно выше. Тимпаны очелий чисты, на них нет узоров, широкая подоконная доска также лишена узоров. Наличники украшают филенчатые ставни. Простота наличников подчеркивает строгий ритм прямых ровных бревен дома, что придает всему строению особую красоту.


2.4. СВОЕОБРАЗИЕ МАСТЕРСТВА НАРОДНОГО УМЕЛЬЦА БЕЛЬМЕСОВА А.И.

Предметом исследования является не только старая деревянная резьба наличников, но и резьба, украшающая современные дома. Радует то, что с ветшанием и постепенным исчезновением старых домов, украшенных резьбой, а также заменой старых окон современными пластиковыми, деревянная резьба не исчезает. В ходе исследования авторы проанализировали особенности резьбы по дереву народного умельца Бельмесова А.И., проживающего в Голышманово. (Приложение 7). Использует мастер простые инструменты: острый нож, пилку, дрель. Сначала наносит узор на плотную бумагу, затем переводит трафарет на поверхность доски. Работает неторопливо, внимательно. Резными наличниками, выполненными руками умельца, в поселке украшено более восьми домов. Жилой дом (ул. Мясникова д.28). Круглый дом, обшитый вагонкой, фасадом выходит на улицу. Единственное украшение фасада большое прямоугольной формы окно, богато украшенное накладной объемной резьбой. В центре компактный накладной узор, который повторяет основной: ветки с нераспустившимися бутонами. Особую красоту наличнику придает орнамент из одинаковых листьев, покрывающих боковые доски и подчеркивающий вертикальный ритм окна. Современные окна позволяют мастеру иметь большую поверхность и возможность для творчества. Если раньше мастера использовали всем известные как бы стандартные элементы узоров, то теперь каждый мастер использует свой творческий набор узоров. Это орнамент из совершенно одинаковых листьев, геометрических фигур, украшающий обычно боковые доски и создающий неповторимый ритм. При стилизации узоров, мастер очень четко прописывает детали орнамента.

ВЫВОДЫ

Исследователи пришли к выводам, что голышмановская резьба имеет сходство с тюменской: многие элементы узоров Тюмени использовались местными мастерами, хотя эти элементы упрощены. В голышмановской резьбе нет пышности, она более скромная, однообразная по декоративности.

Авторы считают, что традиция украшать наличники затейливой резьбой не исчезла в посёлке. Нами исследовано и описано одиннадцать наиболее интересных наличников. Прежде всего, современная резьба стала более пышной, богатой разнообразием резных узоров. Сохраняются и традиции старинной резьбы: по-прежнему преобладает накладная резьба.

Авторы нашли мастеров, продолжающих традиции оконной деревянной резьбы. Описали более пяти видов наличников, выполненных мастером Бельмесовым А.И. Для работ этого мастера характерны узоры в виде бутонов, стилизованных волют с одним завитком.

Результаты опроса местного населения показали, что 50% жителей посёлка положительно относятся к сохранению народных традиций в украшении окон деревянной резьбой. (Приложение 8) Однако, другие считают, что использование современных строительных материалов и народных традиций несовместимы. (Приложение 9) Н.Н. (пенсионерка): «Моя жизнь прошла в старом посёлке, и он мне дорог. Со многими улицами связаны какие-то события моей жизни. Мне нравится старинная деревянная резьба. В то же время радует, что в посёлке строятся новые дома, посёлок растёт и приобретает облик города».

Растет поселок, его облик приближается к городскому, отрадно, что сохранились деревянные дома, украшенные резьбой, которая не только радует глаз, но и греет душу. (Приложение 10)

.

ЛИТЕРАТУРА


1.Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой. М., «Просвещение»,1986.-С.207.

2.Жученко Б.А. Тюмень архитектурная. Свекрдловск. «Средне-Уральское книжное издательство»,1984.С.240.

3.Козлова –Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Тюмень. «Издательство Искусство»,2009. С.488.

4. Шайхтдинова Н. Деревянная резьба Тюмени. Свердловск. «Средне-

Уральское книжное издательство»,1984.С.160.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д2.jpg


Фото 1. Архитектурная деталь наличника – фронтон. Верх наличника с шишками и сливами (Г.Тюмень, ул. Осипенко,19)

hello_html_6cbcecea.png

Фото 2. Архитектурная деталь наличника -подоконная доска. В центре - узор в виде свитка (Г.Тюмень, ул. Кирова,55)







ПРИЛОЖЕНИЕ 2



hello_html_m43548677.png

Фото 3.Вертикальные связи - боковые доски наличника.

Подоконная доска - нижняя часть наличника. (Г.Тюмень, ул. Кирова,55)



C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д6.jpg

Фото 4. Узоры: шар со шпилем, сибирская шишка, волюта (г. Тюмень, ул. Осипенко,19)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 1. «Узоры, используемые в оконной деревянной резьбе»


Изображение узора

Название узора

Вид резьбы


C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д1.jpg



«Стилизованное солнце»



Глухая резьба


C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д4.jpg



«Занавес с кистями»

Глухая резьба



C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д4.jpg

«Вазон с цветами»

Глухая резьба


C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д3.jpg



«Шар со шпилем»

Объёмная резьба



C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д2.jpg


«Свиток»

Объёмная резьба



C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д2.jpg



«Волюта»



Объёмная резьба

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 2.

«Сравнение узоров Тюменской резьбы и резьбы Голышмановской»


Название узора

Изображение узоров, используемых для украшения наличников Тюмени

Трансформация узоров в голышмановской резьбе

«Волюта»


C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д2.jpg



hello_html_42f4dab7.jpg


«Шар со шпилем»

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д3.jpg


hello_html_m18d63e02.jpg


«Розан»

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\д6.jpg

hello_html_42f4dab7.jpg


«Стилизованные листья и цветы»




E:\окно\д5.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\S8000531.JPG











ПРИЛОЖЕНИЕ 5




hello_html_42f4dab7.jpgФото 5. Голышманово. Жилой дом по ул. Энгельса, д.14



hello_html_m37bb47cc.jpg

Фото 6. Голышманово. Жилой дом по ул. Красноармейской, д.9



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

hello_html_m24804ee9.jpg

Фото 7. Голышманово, жилой дом, ул. Энгельса, д.23





hello_html_m18d63e02.jpg

Фото 8. Голышманово, ул. Красноармейская д.32

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\окно\S8000531.JPG

Фото 9. Голышманово, ул. Мясникова, д.28

hello_html_48b2abf9.jpg

Фото 10. Мастер Бельмесов А.И. за изготовлением резного наличника

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

АНКЕТА


1.Видели ли Вы, что в поселке Голышманово есть дома, окна которых украшены деревянными наличниками с резными узорами?

2.Считаете ли Вы, что дома с затейливой резьбой делают посёлок неповторимым?

3.Как Вы относитесь к тому, что обычай украшать наличники резным узором исчезает?

4.Как Вы думаете, стоит ли возрождать данную традицию?

5. Совместимы ли, на Ваш взгляд, использование резных украшений с современными строительными материалами?

6.Если бы Вам предложили украсить своей дом деревянной оконной резьбой, согласились бы Вы?






ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Результаты анкетирования

Да, я за сохранение народных традиций (чел.)

Нет, считаю, деревянная резьба и современные материалы несовместимы (чел.)

Другой ответ (чел.)

12-50%

11-46%

1,00%














Диаграмма




ПРИЛОЖЕНИЕ 10


д7

Фото 11. Фрагменты наличников, украшенных объёмной резьбой. Узоры: шар со шпилем, волюта, розетка.(г.Тюмень, ул.Семакова,8)





д4Фото 12.Узоры глухой резьбы: вазон с цветами, занавес с кистями.(г.Тюмень, ул.Челюскинцев,13)


8


Материал по этнографии по теме: "Оконная деревянная резьба п. Голышманово серединыXX – начала XXI вв.
  • История
Описание:

 В  традициях русского народа украшать окна дома деревянными наличниками. Год от года, век от века совершенствовалось мастерство резьбы по дереву, складывались архитектурно-строительные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Но дерево – недолговечно, его разрушают дожди, снег, ветер, солнце. Деревянные постройки страдают от огня. Вырастают в нашем  посёлке целые улицы и новые  кварталы, построенные  из современных  искусственных материалов. Всё меньше и меньше остаётся старых деревянных домов, украшенных резными наличниками.  Именно поэтому  появилось желание изучить тему: «Оконная деревянная резьба посёлка Голышманово  середины XX- начала ХХIвв.»

 Сохранение  народных традиций всегда актуально для любой национальности. Данное исследование  попытка решения этой важной проблемы. 

Автор Ярыгина Галина Алексеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 658
Номер материала 39506
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓