Инфоурок Другое КонспектыМатериал на тему"Кодированная информация"

материал на тему"Кодированная информация"

Скачать материал

1. Общие сведения

Автоматическая идентификация

Сегодня конкурентоспособность и рентабельность бизнеса все больше зависит от того, насколько быстро и оперативно данные о бизнес-процессах поступают к менеджерам, принимающим управленческие решения. По-настоящему высокой эффективности управления способны достичь только те фирмы, где применяются современные информационные технологии и организован замкнутый цикл передачи данных по информационным каналам. Такие компании выделяются среди конкурентов за счет высокого качества управления и возможности принимать быстрые и эффективные решения на основе доступной в любой момент информации.

Внедрение информационных технологий означает не просто наличие компьютерной системы управления, еще это означает наличие цифровых устройств в точках первичного сбора информации, призванных облегчить ввод информации, уменьшить число ручных операций и минимизировать число ошибок при вводе данных.

Среди множества задач, связанных с первичным собором информации, можно выделить автоматическую идентификацию (распознавание и различение) разнородных предметов (товары, инвентарь, багаж, документы и т.п.). Ее решение предполагает выполнение следующих шагов: присвоение каждому предмету определенного идентификатора (номера или кода), нанесение на предмет специализированной метки, содержащей идентификатор, считывание данных с метки цифровым устройством и перевод данных метки в электронный вид.

В качестве идентификатора можно использовать графические, магнитные, радиочастотные и электронные метки. Все они предназначены для автоматической идентификации и находят применение в различных сферах, но наибольшей популярностью пользуется графическая метка в виде штрих-кода. 

Существуют различные способы кодирования информации, называемые (штрихкодовыми кодировками или символиками). Различают линейные (одномерные) и двухмерные символики штрихкодов.

 

Почему штрих-код стал таким популярным?

Из доступных технологий автоматической идентификации технология штрихового кодирования и штрих-кодовая метка приобрели наибольшую популярность. Прежде всего это связано с простотой данной технологии и низкой стоимостью расходных материалов: нанесение штрих-кода на ярлык или упаковку обходится значительно дешевле нанесения магнитных, радиочастотных и электронных меток. Если штрих-код наносится типографским способом, то на стоимости упаковки это не отражается, если же штрих-код печатается на самоклеящейся этикетке, то стоимость упаковки возрастает незначительно. Следует учитывать, что с каждым годом все больше производителей сами заботятся о нанесении штрих-кода на упаковку, и количество товаров, маркированных штрих-кодом также увеличивается, что, естественно, уменьшает затраты на самостоятельную маркировку.

Штрих-код, нанесенный на упаковку, можно прочитать специальным устройством. Чаще всего для этих целей используют сканеры штрих-кода (Вы можете увидеть их на рабочих местах кассиров многих современных магазинов). Для чтения штрих-кода при помощи сканера не обязателен непосредственный контакт с самим штрих-кодом: максимальное расстояние считывания может меняться в зависимости от модели сканера от 20 до 300 мм (промышленные сканеры могут читать и с большего расстояния). Сканер распознает и считывает штрих-код, переводит данные штрих-кода в электронный вид и передает для дальнейшей обработки в кассовый аппарат, ПК или POS-систему.

Наличие штрих-кода стало обязательным требованием.

Штрих-код, нанесенный на упаковку товара, не имеет ценности сам по себе. Он полезен только там, где организован полноценный обмен данными между точками продажи и управляющей компьютерной системой. Если на торговом предприятии существует такая система и на большинстве товаров есть штрих-код, то от этого выигрывают все: и продавцы, и покупатели, и управленческий персонал. Продавцы - за счет уменьшения числа ручных операций и, как следствие, увеличения скорости работы и уменьшения числа ошибок. Покупатели - за счет улучшения уровня обслуживания (теперь им не нужно долго задерживаться там, где приходится расставаться с деньгами). Управленческий персонал - за счет оперативного получения информации о продажах и запасах различных видов товаров и возможности своевременно принимать решения о пополнении запасов тех или иных видов товаров.

Торговые предприятия с высоким потоком покупателей и большими объемами продаж обязывают поставщиков продукции маркировать каждый поставляемый товар собственным штрих-кодом.

Составляющие технологии штрихового кодирования

В технологии штрихового кодирования можно выделить следующие основные этапы:

1.                     Создание штрихового кода при помощи специального программного обеспечения.

2.                     Маркировка товара штриховым кодом (многие товары уже имеют на своей упаковке штрих-код, распечатанный типографским способом).

3.                     Чтение штрихового кода (получение данных, закодированных в штриховом коде). 

О штриховых кодах

Рассмотрим первый этап технологии штрихового кодирования - создание штрихового кода.

Штрих-код - это графическая метка, в которой по определенным правилам закодирована информация, как правило, это алфавитно-цифровой код-идентификатор. Штрих-код создают таким образом, чтобы эту информацию впоследствии можно было прочитать электронным устройством - считывателем штрих-кода.

Изображение штрих-кодовой метки создают на ПК при помощи специализированных шрифтов. Помимо изображения штрихового кода на макете упаковки или этикетки может присутствовать поле с алфавитно-цифровым эквивалентом штрих-кода и дополнительная текстовая и графическая информация, предназначенная для прочтения человеком.

Классификация штриховых кодов

На сегодняшний день выделяют два типа штриховых кодов: одномерные и двухмерные.

Одномерный штрих-код можно встретить на большинстве товаров. Он представляет собой ряд прямоугольных полос, разделенных промежутками. Информация в нем содержится только в одном измерении и может быть считана обычным однолучевым сканером.

Двухмерный штриховой код можно встретить на акцизных марках ликероводочной продукции. Такой штрих-код содержит информацию на всей плоскости штрих-кода сразу в двух измерениях. Двухмерный штриховой код можно считать при помощи специализированных сканеров двухмерных штрих-кодов.

В двухмерных штрих-кодах можно закодировать существенно больший объем информации, но из-за сложности работы с ними и значительной стоимости оборудования (сканеров двухмерного штрих-кода) он пока не получил широкого распространения.

Чаще всего на упаковках товаров мы видим одномерный штриховой код. Он применяется для маркировки большинства товаров и промышленных изделий.

Линейными (одномерными) в отличие от двухмерных называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространненые линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позоволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов - обычно цифр) с помощью несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами.

Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

Структура одномерного штрихового кода

Носителем основной информации в штриховом коде является соотношение ширины темных полос (штрихов) и ширины светлых полос (пробелов) между штрихами. Причем каждая цифра кодируется определенным количеством штрихов и пробелов, которые имеют соответствующую ширину и определенное расположение в отведенном для цифры месте.

Отведенное для каждой цифры кода место называется цифровой знак и является основной единицей информации штрихового кода. Все цифровые знаки, как правило, имеют одинаковую ширину и состоят из модулей, поэтому ширина штрихов и пробелов всегда кратна модулю. Модуль - самый узкий элемент, что видно из рисунка:

Для того чтобы удобно записывать штриховой код каждой цифры, а не рисовать сами штрихи, применяют двоичную систему записи цифр, хорошо знакомую программистам, которая очень удачно сочетается с штриховым изображением. Для этого штрихи обозначают цифрой "1", а пробелы - "0". К примеру штриховой код цифры 5 в системе EAN записывается в этой системе так: 0110001.

О системах штрихового кодирования

На сегодняшний день существует более пятидесяти систем штрихового кодирования. К наиболее популярным относятся: EAN/UPC, Code39, Код «2 из 5» (Interleaved 2-of-5) и Codabar. В нашей стране и в Европе наибольшее распространение получил штрих-код EAN-13.

Какие штрих-коды наиболее распространенные и в каких областях они преимущественно используются?

В экономически развитых странах наиболее распространенными являются следующие штриховые коды:

·        код EAN-13 (EAN-8) является международным стандартным кодом для маркировки потребительских товаров, которые реализуются че­рез оптовую и розничную торговлю . Этим кодом кодируется только цифровая информация. EAN (Европейский товарный номер) - это сокращение, используемое для Международной Ассоциации товар­ной нумерации.

·        код ITF (Interleaved Tvo of Five) является международным стандар­том для маркировки тары и упаковки единиц отправки.

·        код 39 используется в Международной ускоренной почте. Им коди­руется алфавитно-цифровая информация. Обеспечивает высокую надежность считывания. Он находит применение в управлении тех­нологическими процессами различных отраслей промышленности, в делопроизводстве;

·        код 128. Кодируется полный набор компьютерного алфавита. Реко­мендуется как наиболее перспективный код для систем автомати­ческой идентификации;

·        код Codabar применяется для кодирования цифровой информации и некоторых служебных знаков. Применяется для индентификации донорской крови во многих странах, также его используют в библио­течном деле.

За основу этой системы взят американский стандарт UPC (универсальный товарный код) и с его помощью разработан европейский стандарт. Речь идет об ассоциации EAN, созданной в 1977 году. Основное отличие этих систем - длина цифрового ряда. 13-значным штрих-кодом пользуются в  Европе и 8-значным-в Америке и Канаде. На рынке Казах­стана чаще встречаются товары с кодами EAN.

Какова структура кодов Международной ассоциации товарной нумерации EAN?

Формат стандартного номера EAN-13 состоит из 13 цифр и имеет следующую структуру:

1 - три первых с слева направо цифр - ПРЕФИКС EAN, определяет нумерирующую организацию страны-производителя или поставщика то­вара. Префиксы стран-производителей приведены в приложении 3.;

2 - числовой код изготовителя (поставщика) товара, номер изделия;

3 - последняя цифра - контрольный код, служащий для предотвращения

ошибок считывающего устройства.

Например, 1 - 487 (код Казахстана), 2 - 0033 (код Карагандинской фирмы

"МЖК"), 00002 ( код минеральной воды "Таутрофен"), 3-7 (контрольная цифра).

Формат стандартного кода EAN - 8 состоит из 8 разрядов и имеет следующую структуру:

1 - три первых с слева направо цифр - ПРЕФИКС EAN;

2 - четыре следующие цифры - код товара;

3 - последняя цифра - контрольный код, служащий для предотвращения ошибок считывающего устройства.

Как рассчитывается контрольная цифра?

Контрольная цифра рассчитывается по другим цифрам кода, для проверки правильности его составления.

Расчет контрольной цифры кодов EAN-13 и EAN-8

1. Нумерация позиций производится справа налево (контрольная циф­ра находится на первой позиции);

2. Начиная с позиции 2 сложить через одну все значения цифр (четные позиции). Обозначим эту сумму через S1;

3. Вычислить 82= 3 * S1 (умножили результат этапа 2 на 3);

4. Найти сумму цифр, стоящих на нечетных позициях, начиная с тре­тьей. Обозначим эту сумму через S3;

5. Найти S = S2 + S3;

6. Контрольная цифра представляет собой наименьшую цифру, кото­рая в сумме с S дает число, кратное 10.

Пример 1. Пусть номер товара в системе EAN-13 имеет значение 599123412345 (всего 12 цифр). Рассчитаем для него контрольную циф­ру. Обозначим ее через С. При этом номер товара с контрольной цифрой (полный номер) будет иметь вид:

Цифры кода

 

5991234123

 

4

 

5

 

С

 

Номер позиции

 

13

 

12

 

11

 

10

 

9

 

8

 

7

 

6

 

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

 

1. 5+3+1+3+1+9=22, S1 = 22;

2. 22*3=66, 82 = 66;

3. 4+2+4+2+9+5=26, S3 = 26;

4. S2 + S3 = 66+26=92, S = 92;

5. 92+С=100,=>С=8.

Ответ: Полный номер товара должен иметь вид 5991234123458, где 8 -

контрольная цифра.

Пример 2. Пусть номер товара в системе EAN-8 имеет значение 5020775 (всего 7 цифр ). Рассчитаем для него контрольную цифру. Обо­значим ее через С. При этом номер товара с контрольной цифрой (пол­ный номер) будет иметь вид:

Цифры кода

 

5020775

 

С

 

Номер позиции

 

8

 

7

 

6

 

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

 

1.)5+7+2+5=19, S1 =19;

2.) 19*3=57, S2 = 57;

3.) 7+0+0=7, S3 = 7;

4.) S2 + S3 = 57+7=64, S = 64;

5) 64 + С = 70, => С = 6.

Ответ: Полный номер товара должен иметь вид 50207756, где 6 - конт­рольная цифра.

 

Штрих-код EAN

Штрих-код ЕAN состоит из префикса, кода и контрольного символа. Различают два типа штриховых кодов EAN: обычный штрих-код, присваиваемый товарам промышленного производства, и внутренний штрих-код, присваиваемый товарам в пределах одного предприятия.

Обычный штрих-код можно увидеть на упаковках многих товаров массового производства (например, на бутылке CocaCola). Он содержит код страны, код предприятия и код товара. Товарам, имеющим разные потребительские свойства (сорт, вес, вид, номер расцветки, номер модели, упаковки и т.д.), назначают разные штриховые коды. Например, штрих-код на бутылке CocaCola отличается от штрих-кода на упаковке бутылок CocaCola.

Внутренний штрих-код может использоваться только в пределах одного предприятия, его наносят на упаковку штучного или весового товара. Первый символ штрих-кода должен быть цифрой 2, а второй символ - цифрой в диапазоне от 0 до 9. Предприятие может выбрать определенное значение второго символа для обозначения штучных товаров, а оставшиеся использовать для обозначения весовых товаров. Штучный штрих-код содержит только код товара, а весовой штрих-код содержит и код товара, и его вес.

Присвоение номеров штриховых кодов товарам массового производства

Основное требование к штриховым кодам товаров массового производства - уникальность номеров штриховых кодов, т.е. нигде в мире не может быть товара с таким же номером штрих-кода.

Присвоением номеров штрихового кода EAN занимается добровольная некоммерческая Ассоциация EAN, включающая 98 организаций из 100 стран. В России эту Ассоциацию представляет организация ЮНИСКАН. Всем товарам Российского производства организация присваивает префикс в диапазоне от 460 до 469. За префиксом следует номер предприятия и номер товара, которые также получаются в организации ЮНИСКАН.

 

Штриховые коды, стандарты и спецификации системы EAN UCC.

Международная система штрихового кодирования EAN UCC является эффективным решением для идентификации товаров, услуг и местоположений, которая в настоящее время успешно применяется в более чем в 99 странах мира. Использование международного опыта применения этой системы - уникальная возможность эффективного внедрения автоматической идентификации для товаров, услуг и местоположения производственных предприятий, пунктов оптовой и розничной продажи, дистрибьюторов, а также различных институтов.

В соответствии с международной практикой для внедрения системы EAN UCC, применения стандартов и спецификации системы EAN UCC а также для получения международного электронного идентификационного номера EAN Global Location Number, Вам необходимо вступить в Ассоциацию предметной нумерации EAN Kazakhstan, являющейся членом международной ассоциации EAN International и ее единственным представителем на территории Казахстана.

По регламентирующим правилам EAN International членство в EAN UCC добровольное и не существует международных стандартов, обязывающих предприятия наносить штриховые коды на свою продукцию, т.е. решение о штриховом кодировании продукции и вступлении в члены национальной организации зависит только от Вас.

Ассоциация EAN Kazakhstan является неправительственной, некоммерческой организацией, единственным в Республике Казахстан полномочным представителем EAN International. По действующему законодательству Республики Казахстан наша ассоциация функционирует за счет членских взносов. Размер ежегодного членского взноса EAN Kazakhstan в международную организацию EAN International определяется ее Генеральной Ассамблеей с учетом количества членов в ассоциации.

Все услуги для членов Ассоциации, включая присвоение номеров EAN UCC бесплатны.

Услуги Ассоциации EAN Kazakhstan:

·  присвоение регистрационного номера производителя товаров в международной системе EAN UCC;

·  кодирование продукции предприятия в системе EAN UCC на основании заявки, предоставленной при вступлении в Ассоциацию;

·  присвоение идентификационного номера предприятия в системах электронного обмена данными (EAN Global Location number);

·  рассылка информационных материалов и бюллетеней Ассоциации;

·  оповещение о мероприятиях, семинарах, выставках, проводимых Ассоциацией и другими рганизациями;

·  ознакомление с нормативно-технической документацией о системе EAN UCC;

·  содействие участию членов Ассоциации на специализированных выставках;

·  проведение учебных курсов и семинаров для членов Ассоциации и для всех заинтересованных лиц;

·  предоставление нормативной документации и технических руководств по предметной нумерации, штриховому кодированию и электронному обмену данными EANCOM.

ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В АССОЦИАЦИЮ EAN Kazakhstan

1.                     Предприятие заполняет заявление о вступлении в Ассоциацию установленной формы на пишущей машинке или печатными буквами, подписывается руководителем предприятия и скрепляется печатью (прилагается).

2.                     Предоставляет перечень производимой продукции, подлежащей штриховому кодированию по установленной форме (прилагается). В перечне обязательно должны быть наименование предприятия, подпись должностного лица и печать. При расширении ассортимента Вы всегда можете передать нам дополнительные списки. Описание каждой разновидности товара должно состоять из трех строк, включающих полное наименование продукции (1), потребительские свойства (сорт, цвет, крепость, процент и т.д.) (2), описание единичной упаковки (коробка, бутылка 0.5 л, пакет и т.д.) (3).

3.                     Приложить копию платежного поручения об уплате вступительного и ежегодного взносов. Наши банковские реквизиты указаны в заявлении. Сумма взносов складывается из вступительного взноса и стоимости первого года пребывания в Ассоциации.

После получения всех документов по факсу ассоциация EAN Kazakhstan в течение трех дней готовит документы по присвоению предприятию шестизначного номера производителя и тринадцатизначных номеров на каждое наименование продукции. При этом каждой разновидности товара присваивается отдельный номер EAN-13. Все указанные выше услуги членам ассоциации оказываются бесплатно. После предоставления оригиналов указанных выше документов предприятию выдается свидетельство, действительное 1 год.

Ассоциация EAN Kazakhstan оказывает содействие в определении точных параметров оборудования соответственно потребностям каждого предприятия-члена и его приобретении. Специалисты Вашей организации после вступления в члены Ассоциации могут обучаться на специальных курсах и семинарах без оплаты.


Литература.

1.                      Система штрихового кодирования продукции. СТ РК 6.1-96, комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Издание официальное./ Алматы-1996

2.                      Васильев А.Л. Стандартизация для всех/ М.: Издательство стандартов. –1992. –111с

3.                      С.А. Джумабаев, Д. Б. Джумабаева Рыночная атрибутика пищевых продуктов / караганда 1999 г

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Материал на тему"Кодированная информация""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1. Общие сведения

Автоматическая идентификация

Сегодня конкурентоспособность и рентабельность бизнеса все больше зависит от того, насколько быстро и оперативно данные о бизнес-процессах поступают к менеджерам, принимающим управленческие решения. По-настоящему высокой эффективности управления способны достичь только те фирмы, где применяются современные информационные технологии и организован замкнутый цикл передачи данных по информационным каналам. Такие компании выделяются среди конкурентов за счет высокого качества управления и возможности принимать быстрые и эффективные решения на основе доступной в любой момент информации.

Внедрение информационных технологий означает не просто наличие компьютерной системы управления, еще это означает наличие цифровых устройств в точках первичного сбора информации, призванных облегчить ввод информации, уменьшить число ручных операций и минимизировать число ошибок при вводе данных.

Среди множества задач, связанных с первичным собором информации, можно выделить автоматическую идентификацию (распознавание и различение) разнородных предметов (товары, инвентарь, багаж, документы и т.п.). Ее решение предполагает выполнение следующих шагов: присвоение каждому предмету определенного идентификатора (номера или кода), нанесение на предмет специализированной метки, содержащей идентификатор, считывание данных с метки цифровым устройством и перевод данных метки в электронный вид.

В качестве идентификатора можно использовать графические, магнитные, радиочастотные и электронные метки. Все они предназначены для автоматической идентификации и находят применение в различных сферах, но наибольшей популярностью пользуется графическая метка в виде штрих-кода. 

Существуют различные способы кодирования информации, называемые (штрихкодовыми кодировками или символиками). Различают линейные (одномерные) и двухмерные символики штрихкодов.

 

Почему штрих-код стал таким популярным?

Из доступных технологий автоматической идентификации технология штрихового кодирования и штрих-кодовая метка приобрели наибольшую популярность. Прежде всего это связано с простотой данной технологии и низкой стоимостью расходных материалов: нанесение штрих-кода на ярлык или упаковку обходится значительно дешевле нанесения магнитных, радиочастотных и электронных меток. Если штрих-код наносится типографским способом, то на стоимости упаковки это не отражается, если же штрих-код печатается на самоклеящейся этикетке, то стоимость упаковки возрастает незначительно. Следует учитывать, что с каждым годом все больше производителей сами заботятся о нанесении штрих-кода на упаковку, и количество товаров, маркированных штрих-кодом также увеличивается, что, естественно, уменьшает затраты на самостоятельную маркировку.

Штрих-код, нанесенный на упаковку, можно прочитать специальным устройством. Чаще всего для этих целей используют сканеры штрих-кода (Вы можете увидеть их на рабочих местах кассиров многих современных магазинов). Для чтения штрих-кода при помощи сканера не обязателен непосредственный контакт с самим штрих-кодом: максимальное расстояние считывания может меняться в зависимости от модели сканера от 20 до 300 мм (промышленные сканеры могут читать и с большего расстояния). Сканер распознает и считывает штрих-код, переводит данные штрих-кода в электронный вид и передает для дальнейшей обработки в кассовый аппарат, ПК или POS-систему.

Наличие штрих-кода стало обязательным требованием.

Штрих-код, нанесенный на упаковку товара, не имеет ценности сам по себе. Он полезен только там, где организован полноценный обмен данными между точками продажи и управляющей компьютерной системой. Если на торговом предприятии существует такая система и на большинстве товаров есть штрих-код, то от этого выигрывают все: и продавцы, и покупатели, и управленческий персонал. Продавцы - за счет уменьшения числа ручных операций и, как следствие, увеличения скорости работы и уменьшения числа ошибок. Покупатели - за счет улучшения уровня обслуживания (теперь им не нужно долго задерживаться там, где приходится расставаться с деньгами). Управленческий персонал - за счет оперативного получения информации о продажах и запасах различных видов товаров и возможности своевременно принимать решения о пополнении запасов тех или иных видов товаров.

Торговые предприятия с высоким потоком покупателей и большими объемами продаж обязывают поставщиков продукции маркировать каждый поставляемый товар собственным штрих-кодом.

Составляющие технологии штрихового кодирования

В технологии штрихового кодирования можно выделить следующие основные этапы:

1.                     Создание штрихового кода при помощи специального программного обеспечения.

2.                     Маркировка товара штриховым кодом (многие товары уже имеют на своей упаковке штрих-код, распечатанный типографским способом).

3.                     Чтение штрихового кода (получение данных, закодированных в штриховом коде). 

О штриховых кодах

Рассмотрим первый этап технологии штрихового кодирования - создание штрихового кода.

Штрих-код - это графическая метка, в которой по определенным правилам закодирована информация, как правило, это алфавитно-цифровой код-идентификатор. Штрих-код создают таким образом, чтобы эту информацию впоследствии можно было прочитать электронным устройством - считывателем штрих-кода.

Изображение штрих-кодовой метки создают на ПК при помощи специализированных шрифтов. Помимо изображения штрихового кода на макете упаковки или этикетки может присутствовать поле с алфавитно-цифровым эквивалентом штрих-кода и дополнительная текстовая и графическая информация, предназначенная для прочтения человеком.

Классификация штриховых кодов

На сегодняшний день выделяют два типа штриховых кодов: одномерные и двухмерные.

Одномерный штрих-код можно встретить на большинстве товаров. Он представляет собой ряд прямоугольных полос, разделенных промежутками. Информация в нем содержится только в одном измерении и может быть считана обычным однолучевым сканером.

Двухмерный штриховой код можно встретить на акцизных марках ликероводочной продукции. Такой штрих-код содержит информацию на всей плоскости штрих-кода сразу в двух измерениях. Двухмерный штриховой код можно считать при помощи специализированных сканеров двухмерных штрих-кодов.

В двухмерных штрих-кодах можно закодировать существенно больший объем информации, но из-за сложности работы с ними и значительной стоимости оборудования (сканеров двухмерного штрих-кода) он пока не получил широкого распространения.

Чаще всего на упаковках товаров мы видим одномерный штриховой код. Он применяется для маркировки большинства товаров и промышленных изделий.

Линейными (одномерными) в отличие от двухмерных называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространненые линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позоволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов - обычно цифр) с помощью несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами.

Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

Структура одномерного штрихового кода

Носителем основной информации в штриховом коде является соотношение ширины темных полос (штрихов) и ширины светлых полос (пробелов) между штрихами. Причем каждая цифра кодируется определенным количеством штрихов и пробелов, которые имеют соответствующую ширину и определенное расположение в отведенном для цифры месте.

Отведенное для каждой цифры кода место называется цифровой знак и является основной единицей информации штрихового кода. Все цифровые знаки, как правило, имеют одинаковую ширину и состоят из модулей, поэтому ширина штрихов и пробелов всегда кратна модулю. Модуль - самый узкий элемент, что видно из рисунка:

Для того чтобы удобно записывать штриховой код каждой цифры, а не рисовать сами штрихи, применяют двоичную систему записи цифр, хорошо знакомую программистам, которая очень удачно сочетается с штриховым изображением. Для этого штрихи обозначают цифрой "1", а пробелы - "0". К примеру штриховой код цифры 5 в системе EAN записывается в этой системе так: 0110001.

О системах штрихового кодирования

На сегодняшний день существует более пятидесяти систем штрихового кодирования. К наиболее популярным относятся: EAN/UPC, Code39, Код «2 из 5» (Interleaved 2-of-5) и Codabar. В нашей стране и в Европе наибольшее распространение получил штрих-код EAN-13.

Какие штрих-коды наиболее распространенные и в каких областях они преимущественно используются?

В экономически развитых странах наиболее распространенными являются следующие штриховые коды:

·        код EAN-13 (EAN-8) является международным стандартным кодом для маркировки потребительских товаров, которые реализуются че­рез оптовую и розничную торговлю . Этим кодом кодируется только цифровая информация. EAN (Европейский товарный номер) - это сокращение, используемое для Международной Ассоциации товар­ной нумерации.

·        код ITF (Interleaved Tvo of Five) является международным стандар­том для маркировки тары и упаковки единиц отправки.

·        код 39 используется в Международной ускоренной почте. Им коди­руется алфавитно-цифровая информация. Обеспечивает высокую надежность считывания. Он находит применение в управлении тех­нологическими процессами различных отраслей промышленности, в делопроизводстве;

·        код 128. Кодируется полный набор компьютерного алфавита. Реко­мендуется как наиболее перспективный код для систем автомати­ческой идентификации;

·        код Codabar применяется для кодирования цифровой информации и некоторых служебных знаков. Применяется для индентификации донорской крови во многих странах, также его используют в библио­течном деле.

За основу этой системы взят американский стандарт UPC (универсальный товарный код) и с его помощью разработан европейский стандарт. Речь идет об ассоциации EAN, созданной в 1977 году. Основное отличие этих систем - длина цифрового ряда. 13-значным штрих-кодом пользуются в  Европе и 8-значным-в Америке и Канаде. На рынке Казах­стана чаще встречаются товары с кодами EAN.

Какова структура кодов Международной ассоциации товарной нумерации EAN?

Формат стандартного номера EAN-13 состоит из 13 цифр и имеет следующую структуру:

1 - три первых с слева направо цифр - ПРЕФИКС EAN, определяет нумерирующую организацию страны-производителя или поставщика то­вара. Префиксы стран-производителей приведены в приложении 3.;

2 - числовой код изготовителя (поставщика) товара, номер изделия;

3 - последняя цифра - контрольный код, служащий для предотвращения

ошибок считывающего устройства.

Например, 1 - 487 (код Казахстана), 2 - 0033 (код Карагандинской фирмы

"МЖК"), 00002 ( код минеральной воды "Таутрофен"), 3-7 (контрольная цифра).

Формат стандартного кода EAN - 8 состоит из 8 разрядов и имеет следующую структуру:

1 - три первых с слева направо цифр - ПРЕФИКС EAN;

2 - четыре следующие цифры - код товара;

3 - последняя цифра - контрольный код, служащий для предотвращения ошибок считывающего устройства.

Как рассчитывается контрольная цифра?

Контрольная цифра рассчитывается по другим цифрам кода, для проверки правильности его составления.

Расчет контрольной цифры кодов EAN-13 и EAN-8

1. Нумерация позиций производится справа налево (контрольная циф­ра находится на первой позиции);

2. Начиная с позиции 2 сложить через одну все значения цифр (четные позиции). Обозначим эту сумму через S1;

3. Вычислить 82= 3 * S1 (умножили результат этапа 2 на 3);

4. Найти сумму цифр, стоящих на нечетных позициях, начиная с тре­тьей. Обозначим эту сумму через S3;

5. Найти S = S2 + S3;

6. Контрольная цифра представляет собой наименьшую цифру, кото­рая в сумме с S дает число, кратное 10.

Пример 1. Пусть номер товара в системе EAN-13 имеет значение 599123412345 (всего 12 цифр). Рассчитаем для него контрольную циф­ру. Обозначим ее через С. При этом номер товара с контрольной цифрой (полный номер) будет иметь вид:

Цифры кода

 

5991234123

 

4

 

5

 

С

 

Номер позиции

 

13

 

12

 

11

 

10

 

9

 

8

 

7

 

6

 

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

                           

 

1. 5+3+1+3+1+9=22, S1 = 22;

2. 22*3=66, 82 = 66;

3. 4+2+4+2+9+5=26, S3 = 26;

4. S2 + S3 = 66+26=92, S = 92;

5. 92+С=100,=>С=8.

Ответ: Полный номер товара должен иметь вид 5991234123458, где 8 -

контрольная цифра.

Пример 2. Пусть номер товара в системе EAN-8 имеет значение 5020775 (всего 7 цифр ). Рассчитаем для него контрольную цифру. Обо­значим ее через С. При этом номер товара с контрольной цифрой (пол­ный номер) будет иметь вид:

Цифры кода

 

5020775

 

С

 

Номер позиции

 

8

 

7

 

6

 

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

                 

 

1.)5+7+2+5=19, S1 =19;

2.) 19*3=57, S2 = 57;

3.) 7+0+0=7, S3 = 7;

4.) S2 + S3 = 57+7=64, S = 64;

5) 64 + С = 70, => С = 6.

Ответ: Полный номер товара должен иметь вид 50207756, где 6 - конт­рольная цифра.

 

Штрих-код EAN

Штрих-код ЕAN состоит из префикса, кода и контрольного символа. Различают два типа штриховых кодов EAN: обычный штрих-код, присваиваемый товарам промышленного производства, и внутренний штрих-код, присваиваемый товарам в пределах одного предприятия.

Обычный штрих-код можно увидеть на упаковках многих товаров массового производства (например, на бутылке CocaCola). Он содержит код страны, код предприятия и код товара. Товарам, имеющим разные потребительские свойства (сорт, вес, вид, номер расцветки, номер модели, упаковки и т.д.), назначают разные штриховые коды. Например, штрих-код на бутылке CocaCola отличается от штрих-кода на упаковке бутылок CocaCola.

Внутренний штрих-код может использоваться только в пределах одного предприятия, его наносят на упаковку штучного или весового товара. Первый символ штрих-кода должен быть цифрой 2, а второй символ - цифрой в диапазоне от 0 до 9. Предприятие может выбрать определенное значение второго символа для обозначения штучных товаров, а оставшиеся использовать для обозначения весовых товаров. Штучный штрих-код содержит только код товара, а весовой штрих-код содержит и код товара, и его вес.

Присвоение номеров штриховых кодов товарам массового производства

Основное требование к штриховым кодам товаров массового производства - уникальность номеров штриховых кодов, т.е. нигде в мире не может быть товара с таким же номером штрих-кода.

Присвоением номеров штрихового кода EAN занимается добровольная некоммерческая Ассоциация EAN, включающая 98 организаций из 100 стран. В России эту Ассоциацию представляет организация ЮНИСКАН. Всем товарам Российского производства организация присваивает префикс в диапазоне от 460 до 469. За префиксом следует номер предприятия и номер товара, которые также получаются в организации ЮНИСКАН.

 

Штриховые коды, стандарты и спецификации системы EAN UCC.

Международная система штрихового кодирования EAN UCC является эффективным решением для идентификации товаров, услуг и местоположений, которая в настоящее время успешно применяется в более чем в 99 странах мира. Использование международного опыта применения этой системы - уникальная возможность эффективного внедрения автоматической идентификации для товаров, услуг и местоположения производственных предприятий, пунктов оптовой и розничной продажи, дистрибьюторов, а также различных институтов.

В соответствии с международной практикой для внедрения системы EAN UCC, применения стандартов и спецификации системы EAN UCC а также для получения международного электронного идентификационного номера EAN Global Location Number, Вам необходимо вступить в Ассоциацию предметной нумерации EAN Kazakhstan, являющейся членом международной ассоциации EAN International и ее единственным представителем на территории Казахстана.

По регламентирующим правилам EAN International членство в EAN UCC добровольное и не существует международных стандартов, обязывающих предприятия наносить штриховые коды на свою продукцию, т.е. решение о штриховом кодировании продукции и вступлении в члены национальной организации зависит только от Вас.

Ассоциация EAN Kazakhstan является неправительственной, некоммерческой организацией, единственным в Республике Казахстан полномочным представителем EAN International. По действующему законодательству Республики Казахстан наша ассоциация функционирует за счет членских взносов. Размер ежегодного членского взноса EAN Kazakhstan в международную организацию EAN International определяется ее Генеральной Ассамблеей с учетом количества членов в ассоциации.

Все услуги для членов Ассоциации, включая присвоение номеров EAN UCC бесплатны.

Услуги Ассоциации EAN Kazakhstan:

·  присвоение регистрационного номера производителя товаров в международной системе EAN UCC;

·  кодирование продукции предприятия в системе EAN UCC на основании заявки, предоставленной при вступлении в Ассоциацию;

·  присвоение идентификационного номера предприятия в системах электронного обмена данными (EAN Global Location number);

·  рассылка информационных материалов и бюллетеней Ассоциации;

·  оповещение о мероприятиях, семинарах, выставках, проводимых Ассоциацией и другими рганизациями;

·  ознакомление с нормативно-технической документацией о системе EAN UCC;

·  содействие участию членов Ассоциации на специализированных выставках;

·  проведение учебных курсов и семинаров для членов Ассоциации и для всех заинтересованных лиц;

·  предоставление нормативной документации и технических руководств по предметной нумерации, штриховому кодированию и электронному обмену данными EANCOM.

ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В АССОЦИАЦИЮ EAN Kazakhstan

1.                    

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 160 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.03.2015 639
    • DOCX 87 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Оськина Надежда Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Оськина Надежда Николаевна
    Оськина Надежда Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6017
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 162 человека из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе