Теперь
более чем когда-либо всё в нашем мире основано на числах. Некоторые из них даже
имеют собственные имена, например число пи (π), число е.
Среди
всех этих замечательных чисел одно является особенно интересным: 1,6180339887…
Оказывается, что это число очаровало намного больше блестящих умов, чем π и е
вместе взятые. Список имён, данных этому числу, довольно длинен: золотое число,
трансцендентное сечение, божественное число, божественное сечение… Оно
обозначается греческой буквой Ф(фи), первой буквой имени Фидия,
знаменитого древнегреческого архитектора, и играет в математике выдающуюся
роль, обладая удивительными свойствами и неожиданными связями с творениями
природы и человека. Это число встречается в повседневных геометрических
объектах, таких как кредитные карты и пятиконечная звезда. Форма кредитных
карт представляет собой пример так называемого «золотого» прямоугольника,
стороны которого находятся в «золотом» отношении.
Золотое сечение.
Если
построить прямоугольник, одна сторона которого в 1,618 раз длиннее другой, то
получится прямоугольник, в котором соотношение сторон представляет собой
золотое сечение (точнее, его приближенное значение). Вот что получится:
Прямоугольник
с таким соотношением сторон называется «золотым». На первый взгляд он может
показаться простым прямоугольником.
Рассмотрим две
кредитные карты. Положим одну из них горизонтально, а другую вертикально, чтобы
их нижние стороны находились на одной линии. Если в горизонтальной карте
проведём диагональ и продолжим её, то увидим, что она в точности пройдёт через
правый верхний угол вертикальной карты. Этот эксперимент можно проделать с
двумя книгами одинакового размера. Это свойство является характерным для двух
«золотых» прямоугольников одинакового размера.
Многие
повседневные прямоугольные объекты созданы с таким соотношением размеров.
Случайность? Может быть. Или, возможно, такие прямоугольники и другие
геометрические формы, использующие золотое сечение, по каким-то причинам
особенно приятны глазу.
«Золотой» мир.
Теперь
обратимся к архитектуре, вершине прикладного искусства. Если золотое сечение и
вправду создаёт некую гармонию во всех её проявлениях, то, возможно это увидим
в геометрических формах самых известных в мире строений, таких как Великая
пирамида или некоторые знаменитые готические соборы, но очень часто его
присутствие практически незаметно. Тем не менее, в некоторых случаях это вполне
очевидно. Например, различные элементы фасада Парфенона, всемирно известного
шедевра Фидия, представляют собой «золотые» прямоугольники.
Секрет розы
Связь
золотого сечения с красотой – вопрос не только человеческого восприятия. Похоже,
сама природа выделила Ф особую роль. Возьмём уже знакомый «золотой»
прямоугольник и впишем в него квадрат, стороны которого равны ширине нашего
прямоугольника. В результате получим новый «золотой» прямоугольник. Повторим
эту процедуру несколько раз, как показано на рисунке.
Теперь
в каждом из квадратов проведём дугу. Радиус каждой дуги равен длине стороны
соответствующего квадрата. В результате рисунок будет выглядеть следующим
образом.
Эта
элегантная кривая называется логарифмической спиралью. Она вовсе не
является математическим курьёзом, наоборот, эта замечательная линия часто
встречается в физическом мире:
от раковины
наутилуса…
…до
рукавов галактики…
…и
в элегантной спирали лепестков распустившейся розы.
На
примере королевы цветов вступаем в другую область, где тоже господствует золотое
сечение: мир растений. Присутствие золотого сечения здесь неочевидно и требует
введения нового математического понятия: последовательности Фибоначчи. Эта
последовательность чисел, описанная итальянским математиком в ХIII
веке, начинается с двух единиц, а каждое следующее число равно сумме двух
предыдущих. Вот первые пятнадцать чисел этой бесконечной последовательности:
1,1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610. Покажем ещё пример,
где наблюдается связь между абстрактным царством чисел и физической
реальностью.
Рассмотрим
ещё цветы, внешне сильно отличающиеся от розы, - подсолнечник с семенами или
сердцевину ромашки:
Первое,
что видно,- семена расположены по спиралям двух видов: по часовой стрелке и
против часовой стрелки. Если посчитать спирали, то получим два, казалось бы,
обычных числа: 21и 34. Но эти числа из последовательности Фибоначчи. Если
проведём такой же эксперимент с другим цветком подсолнечника, вполне вероятно,
что получим другую пару чисел из этой последовательности, например, 55 и 89.
Но
это не единственный пример, когда можно увидеть золотое сечение в структуре
растений. Другими примерами являются расположение веток на деревьях, форма
листьев и даже количество лепестков на многих цветах, например: у сирени – 3
лепестка, у лютика – 5, у календулы – 13, у астры – 21. Различные виды ромашки
имеют разное количество лепестков, но это всегда число Фибоначчи (21, 34, 55,
89).
Филлотаксис и золотое сечение
Филлотаксис
– слово греческого происхождения, состоящее из phyllon – «лист» - и taxis – «расположение
в порядке». Слово относится к разделу ботаники, изучающему расположение листьев
на стебле растения. Изучение филлотаксиса привело к открытию некоторых
удивительных закономерностей роста природных систем, которые описываются точным
математическим языком.
Филлотаксис
и математика стали единой теорией в XIX
благодаря немецкому естествоиспытателю Карлу Шимперу (1803-1867) и французскому
кристаллографу Огюсту Браве (1811-1863). Они оба обнаружили в сосновых шишках
числа из последовательности Фибоначчи. В 1968 году американский математик
Альфред Броссо изучил 4290 шишек десяти различных видов калифорнийской сосны и
доказал, что с незначительным исключением (74 шишки) в остальных проявляется
последовательность Фибоначчи.
Современная архитектура
Достижения
в области строительной техники и разработки новых материалов открыли новые
возможности для архитекторов ХХ века. Американец Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959)
был одним из главных сторонников органической архитектуры. Незадолго до смерти
он спроектировал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, представляющий собой
опрокинутую спираль, а интерьер музея напоминает раковину наутилуса.
вид
снаружи и изнутри
Польско-израильский
архитектор Цви Хекер (р.1931) также использовал спиральные конструкции в
проекте школы им. Хайнца Галински в Берлине, построенной в 1995г. Хекер начал с
идеи подсолнечника с центральным кругом. Его архитектура имитирует растение,
которое следует за движением Солнца, а потому все классные комнаты освещены в
течение дня.
Русский
дизайнер Владимир Татлин (1885-1953) в 1920 году спроектировал «Памятник III
Интернационалу», который не был построен. Он представлен лишь в виде модели
огромной башни из железа, стекла и стали. Двойная спираль из железа и стали
обвивается вокруг трёх этажей с множеством стеклянных окон. Каждый этаж должен
был вращаться с разной скоростью. Первый этаж, куб, делает один оборот в
течение года, второй этаж, пирамида, вращается со скоростью один оборот в
месяц, а третий, цилиндр, совершает один оборот в день.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.