Главная / Другое / Материал к семинару "Балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений при обучении биологии

Материал к семинару "Балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений при обучении биологии

Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала творческий потенциал школьников.

Необходимо добиться того, чтобы у детей сложилось отношение к оценке не как к «наказанию» или «поощрению», а как к результату своей работы. Чтоб они поняли, что не я (учитель) ставлю оценки, а они сами зарабатывают их.

Кроме традиционной, тестовой, «портфолио» существует рейтинговая система оценивания. Она позволяет более объективно оценить индивидуальные достижения школьников в учебной и внеурочной деятельности, стимулирует их самостоятельному поиску материалов, к началу самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Она направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е объективность диагностики знаний. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества.

Рейтинг-индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Это модель оплаты учебного труда учащегося.

Цель рейтинговой системы оценивания- влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.

Задачи введения рейтинговой системы оценивания:

1 расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;

2 развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

3 создать условия, учитывающие индивидуальные способности, расширить возможности учащихся для успешной реализации целей обучения;

4 повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.





Этапы внедрения рейтинговой технологии оценивания

  1. Весь курс предмета делится на тематические модули, исходя из определения образовательного стандарта и уровня возможных достижений.

  2. В каждом модуле планируется система текущего контроля, включающая различные виды деятельности. (наборы контрольных и индивидуальных заданий по каждой теме, творческие задания, вопросы к зачету).

  3. Составляется оценочная шкала по модулю с учетом требований к ЗУН.

  4. Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.

  5. Изучение учебного материала по модулям, занесение результатов в рейтинговый журнал(оцениваются все виды деятельности учащегося)

  6. Подведение итогов и составление рейтингого листа каждого ученика.























































Урок биологии в 8 классе с применением модульной технологии

«Дыхание»

Форма обучения-урок.

Тип урока- урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока:

Обучающая: формирование умений и знаний у обучающихся по данной теме; повторение и закрепление основных понятий.

Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.

Воспитывающая: создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся; формирование познавательных способностей.

Формы и приемы работы :

Индивидуальная работа, работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение разнообразных заданий, письменная работа контролирующего характера.

Средства обучения:

Учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология 8»

Необходимое (по числу учащихся) количество технологических карт урока.

Модуль №1. Органы дыхания

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цель: знать строение системы органов дыхания; механизм образования звука и факторы, влияющие на высоту голоса; уметь находить взаимосвязи между строением органа и функцией, которую он выполняет; овладевать умениями представлять в разных формах результаты работы с информацией; оценивать работу свою и других; проводить рефлексию результатов работы.

На выполнение 1 минута.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Актуализация знаний

Цель: вспомнить особенности кровообращения, обеспечивающие взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем.

Выполните тест (Образец записи: 1 а, 2б, 3в, ….)

1. Форменные элементы крови, основная функция которых заключается в переносе кислорода и углекислого газа: а) лейкоциты; б) эритроциты; в) тромбоциты.

2. Кровь, обеднённая кислородом: а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.

3. Кровь, насыщенная кислородом: а) смешанная; б) артериальная; в) венозная.

4. Белок эритроцитов, способный присоединять кислород и углекислый газ: а) фибрин; б) фибриноген; в) гемоглобин.

5. Кровеносные сосуды, в которых происходит обмен газами и веществами между кровью и тканями: а) артерии; б) вены; в) капилляры.

6. Путь движения крови по малому (лёгочному) кругу кровообращения: а) правый желудочек, правое и левое лёгкие, левое предсердие; б) левый желудочек, органы и ткани тела, правое предсердие; в) правое предсердие, правое и левое лёгкие, левый желудочек.

7. В лёгких кровь обогащается кислородом, превращаясь в: а) венозную; б) артериальную; в) смешанную.

8. К лёгким венозная кровь поступает по: а) лёгочным венам; б) лёгочной артерии; в) верхней и нижней полым венам.

9. От лёгких артериальная кровь поступает в левый желудочек по: а) лёгочным венам; б) лёгочной артерии; в) верхней и нижней полым венам.

10. Изменение состава крови в малом круге кровообращения: а) венозная - артериальная; б) артериальная – венозная; в) остаётся неизменной.

На выполнение 6 минут.

Индивидуальная самостоятельная работа.



Ответы запишите в тетрадь.



Проверьте свою работу по эталону (лист розового цвета в конверте с доп. материалами) и оцените по предложенным критериям: за каждый правильный ответ-1балл. Ответы для проверки возьмите у учителя



Результаты занесите в лист учёта контроля (в конверте с доп. материалами)


УЭ-2

Изучение нового материала




Цель: изучить строение органов дыхания в связи с выполняемыми функциями; рассмотреть механизм образования звука, определить факторы, влияющие на высоту голоса.

Задание № 1 Из предложенного перечня выберите функцию дыхательной системы: регуляция постоянства внутренней среды организма, обмена веществ, влияние на рост и развитие организма; обеспечение обмена газов в лёгких и тканях; регуляция функций организма и осуществление связи организма с окружающей средой; транспорт веществ в организме и запишите её в тетрадь

Образец записи: Функция дыхательной системы: ….


На выполнение 25 минут.





Правильность выбора проверьте, прочитав тест перед § 23 на с. 101



При правильном выборе в лист учёта контроля поставьте 1 балл, в случае ошибки – 0 баллов

Задание 2. Используя текст § 29 и рис. 85 на с.116, укажите органы дыхания, обозначенные на рисунке цифрами 1- 6 (рисунок возьмите в конверте с дополнительными материалами и вклейте его в тетрадь)

hello_html_72e087d3.jpg1

2

3

4

5

6



1.

2.

3.

4.

5.

6.



Задание 3. Перечислите органы, обеспечивающие продвижение воздуха к месту газообмена

Образец записи: Воздухоносные пути: ….



Обсудите результаты работы в паре.



Самооценка работы по выполнению заданий 2,3 (2-5 баллов)

Задание 4. С использованием текста § 29 определите особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, приведя в соответствие содержание граф таблицы «Строение и функции органов дыхания» (таблица переносится в тетрадь с правильно подобранными характеристиками)



Органы

дыхания

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Образованы лёгочными пузырьками (альвеолами), выстланными плёнкой, образованной биологически активными в-ми; снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет герметичную плевральную полость.

Свободное прохождение воздуха

Гортань

Трубки, стенки которых образованы хрящевыми кольцами и выстланы слизистой оболочкой

Продвижение воздуха без препятствия продвижению пищи по прилегающему пищеводу

Трахея

Полость разделена на 2 половинки костно-хрящевой перегородкой, имеются извилистые ходы, выстлана слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр

Препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути, рождается звук

Бронхи

Имеет вид воронки, образованной хрящами; вход закрывает надгортанник; парные складки слизистой оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель

Газообмен через стенки альвеол и капилляров

Лёгкие

Трубка, передняя стенка которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и мышцами

Воздух увлажняется, согревается, очищается от пыли, обезвреживаются микробы



Правильность выполнения задания проверьте по эталону (зелёный лист в конверте с доп. материалами)



Критерии оценки: 0 ошибок – 3 балла; 1-3 ошибки – 2балла; 4-5 ошибки – 1 балл; 5 и более ошибок – 0баллов.



Результаты занесите в лист учёта контроля.





Строение гортани

Задание 5.

- Рассмотрите рисунок строения гортани.

- Используя текст § 29 и рис. 87 на с.117, отметьте части, участвующие в образовании звука.

- Узнайте из текста, от чего зависит высота голоса человека.

- Найдите в тексте информацию, о факторах отрицательно влияющих на работу голосовых связок, запомните их.















Обсудите результаты работы в паре.



Самооценка работы по выполнению задания 5 (2-5 баллов)

УЭ-3

Закрепление изученного материала. Выходной контроль



Цель: проверить усвоение изученного учебного материала.

Ответьте на вопросы:

1. Назовите дыхательные пути, через которые проходит воздух.

2. Почему при правильном дыхании воздух из окружающей среды поступает именно в носовую полость?

3. Куда органы дыхания доставляют кислород – в альвеолы легких или к клеткам и тканям организма?

3. Почему голос ребёнка и женщины отличается от голоса мужчины?

4. Что препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути?

5. Почему альвеолы густо оплетены сеткой капилляров?

Вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение или сомнение в правильности, запишите в тетрадь и поработайте с ними дома.



За каждый правил ответ 1 балл

УЭ-4

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

I. Прочитайте цель урока (УЭ-0)

II. Определите для себя, достигли ли вы цели урока? (да, частично, нет)

III. Подумайте, что помогло и что мешало вашей работе на уроке?

IV. Выберите д/з в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:

1. проработать материал модуля ещё раз, прочитав § 29 и рассмотрев рисунки к параграфу;

2. ответить на вопросы после § 29 на с.119 (устно);

3. найти ответы на вопросы УЭ-3;

4. повторить записи в тетради.

На выполнение 2 минуты.



Посчитайте количество баллов, набранных при выполнении заданий.



Лист учёта контроля сдайте учителю.



Дополнительные материалы к модулю № 1



hello_html_72e087d3.jpg1

2

3

4

5

6






















Органы дыхания



  1. Носовая полость

  2. Носоглотка

  3. Гортань

  4. Трахея

  5. Бронхи

  6. Лёгкие

УЭ-1

Ответы к тесту

6. а

7. б

8. б

9. а

10. а

1. б

2. а

3. б

4. в

5. в



УЭ-2, задание 4. Таблица «Строение и функции органов дыхания»

Органы

дыхания

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Полость разделена на 2 половинки костно-хрящевой перегородкой, имеются извилистые ходы, выстлана слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр

Воздух увлажняется, согревается, очищается от пыли, обезвреживаются микробы

Гортань

Имеет вид воронки, образованной хрящами; вход закрывает надгортанник; парные складки слизистой оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель

Препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути, рождается звук

Трахея

Трубка, передняя стенка которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и мышцами

Продвижение воздуха без препятствия продвижению пищи по прилегающему пищеводу

Бронхи

Трубки, стенки которых образованы хрящевыми кольцами, и выстланы слизистой оболочкой

Свободное прохождение воздуха

Лёгкие

Образованы лёгочными пузырьками (альвеолами), выстланными плёнкой, образованной биологически активными в-ми; снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет герметичную плевральную полость.

Газообмен через стенки альвеол и капилляров



Лист учёта контроля. Модуль № 1

Ф.И. ученика __________________, класс _______



УЭ-1

УЭ-2

Общее кол-во баллов

1

2

3

4

5








Оценка























Трудности применения:

1 Невозможность выставления рейтинга в классный журнал.

2 Трудоемкость процессов в подготовке учителя к уроку и подсчета рейтинга учащихся.



Балльно-рейтинговая система имеет огромное преимущество, так как позволяет ученику выбрать желаемый результат. Все баллы регистрируются в личном журнале учителя. По окончании четверти

Вывешивается рейтинг-лист, в котором фамилии располагаются в порядке уменьшения количества набранных баллов. Такой способ помогает и в общении с родителями, так как наглядно демонстрирует результаты работ их ребенка. А для ученика-это стимул для улучшения своего результата и мотивация станет выше.

Материал к семинару "Балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений при обучении биологии
  • Другое
Описание:

Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала творческий потенциал школьников.

можно более широко использовала творческий потенциал школьников.

Необходимо добиться того, чтобы у детей сложилось отношение к оценке не как к «наказанию» или «поощрению», а как к результату своей работы. Чтоб они поняли, что не я (учитель) ставлю оценки, а они сами зарабатывают их.

 

Кроме традиционной, тестовой, «портфолио» существует рейтинговая система оценивания. Она позволяет более объективно оценить индивидуальные достижения школьников в  учебной и внеурочной деятельности, стимулирует их самостоятельному поиску материалов, к началу самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Она направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е объективность диагностики знаний. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества.

Рейтинг-индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Это модель оплаты учебного труда учащегося.

Цель рейтинговой системы оценивания- влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.

Задачи введения рейтинговой системы оценивания:

1 расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;

2 развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

3 создать условия, учитывающие индивидуальные способности, расширить возможности учащихся для успешной реализации целей обучения;

4 повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

 

 

 

Автор Князева Евгения Валерьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 462
Номер материала 26659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓