Проблема оценивания знаний учащихся встает
перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к
качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения
эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса,
которая как можно более широко использовала творческий потенциал школьников.
Необходимо добиться того, чтобы у детей
сложилось отношение к оценке не как к «наказанию» или «поощрению», а как к
результату своей работы. Чтоб они поняли, что не я (учитель) ставлю оценки, а
они сами зарабатывают их.
Кроме традиционной, тестовой, «портфолио»
существует рейтинговая система оценивания. Она позволяет более объективно оценить
индивидуальные достижения школьников в учебной и внеурочной деятельности,
стимулирует их самостоятельному поиску материалов, к началу самостоятельной
научно-исследовательской деятельности. Она направлена на дифференциацию уровня
знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении
учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы
и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е объективность
диагностики знаний. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет
реализовать на практике здоровьесберегающие технологии, дифференцированное
обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение,
игровые технологии, педагогику сотрудничества.
Рейтинг-индивидуальный числовой показатель
оценивания знаний учащихся. Это модель оплаты учебного труда учащегося.
Цель рейтинговой системы оценивания-
влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики
уровня знаний на каждом этапе их усвоения.
Задачи введения рейтинговой системы
оценивания:
1 расширить компетентность школьников в
области изучения дисциплины;
2 развить у учащихся самостоятельность
мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
3 создать условия, учитывающие
индивидуальные способности, расширить возможности учащихся для успешной
реализации целей обучения;
4 повысить ответственность школьников за
результаты своего обучения.
Этапы внедрения рейтинговой
технологии оценивания
1) Весь
курс предмета делится на тематические модули, исходя из определения
образовательного стандарта и уровня возможных достижений.
2) В
каждом модуле планируется система текущего контроля, включающая различные виды
деятельности. (наборы контрольных и индивидуальных заданий по каждой теме,
творческие задания, вопросы к зачету).
3) Составляется
оценочная шкала по модулю с учетом требований к ЗУН.
4) Ознакомление
с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
5) Изучение
учебного материала по модулям, занесение результатов в рейтинговый журнал(оцениваются
все виды деятельности учащегося)
6) Подведение
итогов и составление рейтингого листа каждого ученика.
Урок биологии в 8 классе с
применением модульной технологии
«Дыхание»
Форма
обучения-урок.
Тип
урока- урок
изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели
урока:
Обучающая: формирование умений и знаний
у обучающихся по данной теме; повторение и закрепление основных понятий.
Развивающая: развивать у школьников
умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты; развивать у
школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
Воспитывающая: создание педагогических
ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся;
формирование познавательных способностей.
Формы
и приемы работы :
Индивидуальная
работа, работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение
разнообразных заданий, письменная работа контролирующего характера.
Средства
обучения:
Учебник
А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология 8»
Необходимое
(по числу учащихся) количество технологических карт урока.
Модуль
№1. Органы дыхания
№
учебного
элемента
|
Учебный материал с указанием
заданий
|
Рекомендации по выполнению заданий,
оценка
|
УЭ-0
|
Цель: знать
строение системы органов дыхания; механизм образования звука и факторы,
влияющие на высоту голоса; уметь находить взаимосвязи между
строением органа и функцией, которую он выполняет; овладевать умениями
представлять в разных формах результаты работы с информацией; оценивать
работу свою и других; проводить рефлексию результатов работы.
|
На
выполнение 1 минута.
Внимательно
прочитайте цель урока
|
УЭ-1
Актуализация знаний
|
Цель:
вспомнить особенности
кровообращения, обеспечивающие взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем.
Выполните
тест (Образец
записи: 1 а, 2б, 3в, ….)
1.
Форменные элементы крови, основная функция которых заключается в переносе
кислорода и углекислого газа: а) лейкоциты; б) эритроциты; в) тромбоциты.
2.
Кровь, обеднённая кислородом: а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
3. Кровь,
насыщенная кислородом: а) смешанная; б) артериальная; в) венозная.
4.
Белок эритроцитов, способный присоединять кислород и углекислый газ: а)
фибрин; б) фибриноген; в) гемоглобин.
5.
Кровеносные сосуды, в которых происходит обмен газами и веществами между
кровью и тканями: а) артерии; б) вены; в) капилляры.
6.
Путь движения крови по малому (лёгочному) кругу кровообращения: а) правый
желудочек, правое и левое лёгкие, левое предсердие; б) левый желудочек,
органы и ткани тела, правое предсердие; в) правое предсердие, правое и левое
лёгкие, левый желудочек.
7.
В лёгких кровь обогащается кислородом, превращаясь в: а) венозную; б)
артериальную; в) смешанную.
8.
К лёгким венозная кровь поступает по: а) лёгочным венам; б) лёгочной артерии;
в) верхней и нижней полым венам.
9.
От лёгких артериальная кровь поступает в левый желудочек по: а) лёгочным
венам; б) лёгочной артерии; в) верхней и нижней полым венам.
10.
Изменение состава крови в малом круге кровообращения: а) венозная -
артериальная; б) артериальная – венозная; в) остаётся неизменной.
|
На
выполнение 6 минут.
Индивидуальная
самостоятельная работа.
Ответы запишите в тетрадь.
Проверьте
свою
работу по эталону (лист розового цвета в конверте с доп. материалами)
и оцените по предложенным критериям: за каждый правильный ответ-1балл. Ответы
для проверки возьмите у учителя
Результаты
занесите в
лист учёта контроля (в конверте с доп. материалами)
|
УЭ-2
Изучение нового материала
|
Цель: изучить строение
органов дыхания в связи с выполняемыми функциями; рассмотреть механизм
образования звука, определить факторы, влияющие на высоту голоса.
Задание № 1 Из предложенного перечня выберите функцию
дыхательной системы: регуляция постоянства внутренней среды
организма, обмена веществ, влияние на рост и развитие организма; обеспечение
обмена газов в лёгких и тканях; регуляция функций организма и осуществление
связи организма с окружающей средой; транспорт веществ в организме и запишите её в
тетрадь
Образец
записи: Функция дыхательной системы: ….
|
На
выполнение 25 минут.
Правильность
выбора проверьте, прочитав тест перед § 23 на с. 101
При
правильном выборе в лист учёта контроля поставьте 1 балл, в случае ошибки – 0
баллов
|
Задание 2. Используя текст § 29 и рис. 85 на с.116, укажите органы
дыхания, обозначенные на рисунке цифрами 1- 6 (рисунок возьмите в конверте с
дополнительными материалами и вклейте его в тетрадь)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Задание 3. Перечислите органы, обеспечивающие продвижение воздуха
к месту газообмена
Образец записи: Воздухоносные пути: ….
|
|
Обсудите
результаты работы в паре.
Самооценка
работы по выполнению заданий 2,3 (2-5 баллов)
|
Задание 4. С использованием текста § 29 определите особенности
строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, приведя в
соответствие содержание граф таблицы «Строение и функции органов дыхания»
(таблица переносится в тетрадь с правильно подобранными характеристиками)
Органы
дыхания
|
Особенности строения
|
Функции
|
Носовая
полость
|
Образованы
лёгочными пузырьками (альвеолами), выстланными плёнкой, образованной
биологически активными в-ми; снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет
герметичную плевральную полость.
|
Свободное
прохождение воздуха
|
Гортань
|
Трубки,
стенки которых образованы хрящевыми кольцами и выстланы слизистой
оболочкой
|
Продвижение
воздуха без препятствия продвижению пищи по прилегающему пищеводу
|
Трахея
|
Полость
разделена на 2 половинки костно-хрящевой перегородкой, имеются извилистые
ходы, выстлана слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр
|
Препятствует
попаданию пищи в воздухоносные пути, рождается звук
|
Бронхи
|
Имеет
вид воронки, образованной хрящами; вход закрывает надгортанник; парные
складки слизистой оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель
|
Газообмен
через стенки альвеол и капилляров
|
Лёгкие
|
Трубка,
передняя стенка которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными
связками и мышцами
|
Воздух
увлажняется, согревается, очищается от пыли, обезвреживаются микробы
|
|
Правильность
выполнения задания проверьте по эталону (зелёный лист в конверте с доп.
материалами)
Критерии
оценки: 0 ошибок – 3 балла; 1-3 ошибки – 2балла; 4-5 ошибки – 1 балл; 5 и более
ошибок – 0баллов.
Результаты
занесите в
лист учёта контроля.
|
|
Задание 5.
- Рассмотрите рисунок строения
гортани.
- Используя текст § 29 и рис. 87 на
с.117, отметьте части, участвующие в образовании звука.
- Узнайте из текста, от чего зависит
высота голоса человека.
- Найдите в тексте информацию, о
факторах отрицательно влияющих на работу голосовых связок, запомните их.
|
Обсудите
результаты работы в паре.
Самооценка
работы по выполнению задания 5 (2-5 баллов)
|
УЭ-3
Закрепление
изученного материала. Выходной контроль
|
Цель: проверить усвоение
изученного учебного материала.
Ответьте на вопросы:
1.
Назовите дыхательные пути, через которые проходит воздух.
2.
Почему при правильном дыхании воздух из окружающей среды поступает именно в
носовую полость?
3.
Куда органы дыхания доставляют кислород – в альвеолы легких или к клеткам и
тканям организма?
3.
Почему голос ребёнка и женщины отличается от голоса мужчины?
4.
Что препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути?
5.
Почему альвеолы густо оплетены сеткой капилляров?
|
Вопросы,
ответы на которые вызвали у вас затруднение или сомнение в правильности,
запишите в тетрадь и поработайте с ними дома.
За
каждый правил ответ 1 балл
|
УЭ-4
Подведение итогов урока
|
Подведение итогов урока
I. Прочитайте цель урока
(УЭ-0)
II. Определите для себя, достигли
ли вы цели урока? (да, частично, нет)
III. Подумайте, что помогло и
что мешало вашей работе на уроке?
IV. Выберите д/з в
зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:
1. проработать материал модуля ещё раз, прочитав §
29 и рассмотрев рисунки к параграфу;
2. ответить на вопросы после § 29 на с.119 (устно);
3. найти ответы на вопросы УЭ-3;
4. повторить записи в тетради.
|
На
выполнение 2 минуты.
Посчитайте
количество баллов, набранных при выполнении заданий.
Лист
учёта контроля сдайте учителю.
|
Дополнительные материалы к модулю № 1
|
Органы
дыхания
1. Носовая полость
2. Носоглотка
3. Гортань
4. Трахея
5. Бронхи
6. Лёгкие
|
УЭ-1
Ответы к тесту
|
6.
а
7.
б
8.
б
9.
а
10.
а
|
1.
б
2.
а
3.
б
4.
в
5.
в
|
УЭ-2, задание 4. Таблица «Строение
и функции органов дыхания»
|
Органы
дыхания
|
Особенности строения
|
Функции
|
Носовая
полость
|
Полость
разделена на 2 половинки костно-хрящевой перегородкой, имеются извилистые
ходы, выстлана слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр
|
Воздух
увлажняется, согревается, очищается от пыли, обезвреживаются микробы
|
Гортань
|
Имеет
вид воронки, образованной хрящами; вход закрывает надгортанник; парные
складки слизистой оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель
|
Препятствует
попаданию пищи в воздухоносные пути, рождается звук
|
Трахея
|
Трубка,
передняя стенка которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками
и мышцами
|
Продвижение
воздуха без препятствия продвижению пищи по прилегающему пищеводу
|
Бронхи
|
Трубки,
стенки которых образованы хрящевыми кольцами, и выстланы слизистой оболочкой
|
Свободное
прохождение воздуха
|
Лёгкие
|
Образованы
лёгочными пузырьками (альвеолами), выстланными плёнкой, образованной
биологически активными в-ми; снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет
герметичную плевральную полость.
|
Газообмен
через стенки альвеол и капилляров
|
Лист
учёта контроля. Модуль № 1
Ф.И. ученика __________________, класс
_______
УЭ-1
|
УЭ-2
|
Общее кол-во баллов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
Оценка
|
|
Трудности применения:
1 Невозможность
выставления рейтинга в классный журнал.
2 Трудоемкость процессов
в подготовке учителя к уроку и подсчета рейтинга учащихся.
Балльно-рейтинговая
система имеет огромное преимущество, так как позволяет ученику выбрать желаемый
результат. Все баллы регистрируются в личном журнале учителя. По окончании
четверти
Вывешивается
рейтинг-лист, в котором фамилии располагаются в порядке уменьшения количества
набранных баллов. Такой способ помогает и в общении с родителями, так как
наглядно демонстрирует результаты работ их ребенка. А для ученика-это стимул
для улучшения своего результата и мотивация станет выше.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.