Сегодня мне бы хотелось уделить особое
внимание мотивации урока. Значение мотивации трудно переоценить. При наличии
достаточной мотивации усваиваемость излагаемого материала повышается даже у
учеников с не очень высокими способностями, и наоборот, если нет мотивации, никакие
высокие способности не приведут человека к успеху. Мотивация, критика, ощущение
самостоятельности процесса поиска знаний, свобода выбора и успешность
Мотивация может начинаться даже не на
уроке, а ещё в коридоре школы. Мы можем перед уроком вывесить, какой-то плакат,
какой-то кроссворд и т.д.
Свой мастер-класс «Мотивация в процессе
обучения. Пути мотивации к обучению» я построила на материале предмета «химия»
Тема «растворы»
Что может вызвать интерес у человека?
Наверняка что-то новое и неожиданное. Поэтому я начинаю урок с того, что может
вызвать удивление или затруднение и называю это: интригующим началом.
Стих
Как-то
утром я проспала
В школу в спешке собиралась
Чай холодный наливала
Сахар всыпала, мешала
Но, не сладким он остался
Я досыпала ещё
Стал послаще он немножко
Чай допила я без остатка
А в остатке стало сладко
Стала я прикидывать в уме
Отчего судьбы не милость?
Виновата – РАСВОРИМОСТЬ.
Далее идёт формирование
познавательной цели:
-как вы думаете, какую тему мы с вами
начинаем изучать? Это можно сделать не традиционным способом, а например, с
помощью кубиков. Все ученики наготове поймать кубик и поэтому внимательно
слушают поставленный вопрос и оперативно пытаются сформулировать ответ. (Видео)
- такой же приём мы можем применить при
определении целей данного урока. (Мозговой штурм)
Итак, где мы в повседневной жизни
встречаемся с растворами? Из чего состоят растворы?
По классу в помощь можно развесить
различные картинки, которые подтолкнут детей на мысль, что растворы бывают,
например, не только жидкие, но и твёрдые, и газообразные.
Все эти приёмы так же являются
профилактикой сколиоза, так как ребёнок находится в движении, и концентрируют
внимание.
(Даём определение).
И, выясняем, исходя из наших приведённых
примеров, возникает новый проблемный вопрос.
Растворение - это физический или
химический процесс?
Отвечая, на этот вопрос можно обратиться к
тексту из учебника и по следующему плану (который, находится на столах),
составить в тезисной форме свой ответ.
Далее предлагается ученикам посмотреть, а
все ли вещества одинаково растворимы и, какие факторы влияют на процесс
растворения.
Установление
причинно-следственной связи, доказательство.
На столах стоят хорошо растворимые и не
растворимые соединения и ученики по инструкции пробуют растворить в холодной и
горячей воде. (фото), а учитель обращает внимание, что не только температура
влияет на процесс растворения, но и степень измельчённости соединений. (Видео).
И не обязательно каждый раз проверять
растворимость соединения опытным путём. Достаточно обратиться к таблице
растворимости.
Осознание и производное
посторенние речевого высказывания.
Учащиеся делают выводы по шаблону,
вставляя пропущенные по тексту слова.
На этапе первичного закрепления можно
раздать цветной картон трёх цветов (светофор), и произносить описание раствора;
они должны определить, какой по классификации данный раствор (истинный,
коллоидный или взесь). (фото).
И, на этапе закрепления материала можно
показать межпредметные связи.
- например, такой вопрос.
Какой соли больше в нашей крови? (натрий
хлор), а вы знаете, что раствор этой соли определённой концентрации
используется в качестве физиологического раствора для вливания его при потерях
крови.
Физиологический раствор равен 0,9%
раствору натрия хлорида, что близко по его концентрации солей плазмы крови.
В этой же части урока очень часто
присутствует и практическая часть- решение задач.
Задачи я пытаюсь подобрать таким образом,
чтобы учащиеся видели, что данная тема тесно связана с нашей повседневной
жизнью.
- Бабушка внукам на завтрак приготовила
чай, один попросил в стакан объёмом 200г положить 2 ч.л. сахара (1ч.л. содержит
12,5г сахара), а второй- 2 кусочка сахара рафинада (1 кусочек имеет массу 5,6г)
Определите, не пробуя на вкус, в каком
стакане сахар слаще.
Или, как я называю многофункциональные
задачи. Это задачи, которые дают возможность повторить, имеющиеся знания и
подготовить платформу для восприятия дальнейшего материала.
-При взаимодействии натрия массой 3,5 г с
хлоридной кислотой образуется соль. Найти массу этой соли, определить тип
реакции, расставить коэффициенты с помощью электронного баланса и определить
массовые доли натрия и хлора.
Делая, выводы урока я часто использую
приём с карточками. Всегда у учителя возникает вопрос, как привлечь внимание
учащихся на всей протяжённости урока. У меня, чтобы держать интригу на столе
лежат карточки с номерами. Карточки перетасовываются, и оказывается наверху
карточка с какой-то цифрой. Какая цифра там оказалась , тот ученик по журналу
и делает выводы урока. (Видео)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.