Главная / География / Материал к краеведческой конференции

Материал к краеведческой конференции

Муниципальное казенное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с.Ерыклинск Мелекесского района Ульяновской области



материал для участия в краеведческой конференции

«История моего села»



«Страницы истории Ерыклинска»

Ученики:Скорняков Иван, Шершин Максим

Руководитель: Шершина Марина Александровна







Ерыклинск. 2012 год

Введение.

В ваших руках уникальный исследовательский проект. Уникальность его в том, что он охватывает период с древних исторических времен до наших дней. В нем собраны редкие исторические материалы по краеведению, топонимике, картографии... Это результат многолетней увлеченной работы нескольких людей и предназначен для разного круга читателей.

Любое поселение имеет свою биографию, свой характер, свой неповторимый облик. В семье мелекесских поселений Ерыклинск (название села происходит от названия реки Ерыкла- см.Приложение 1)– один из интереснейших. Наше село - одно из самых старинных населенных пунктов Симбирского края. Имея большое историческое прошлое, в силу экономических, политических и демографических причин оно оказалось на обочине истории. Село медленно умирает. Наш долг – успеть сохранить то, что мы пока ещё имеем, то ценное материальное и духовное наследие, которое досталось нам от предков.

Цель нашей работы: представить вниманию общественности исторический путь Ерыклинска, вызвать интерес к его прошлому и настоящему.

Задачи:

  1. Сформировать интерес учащихся, их родителей и общественности к истории Ерыклинска.

  2. Расширить тематику экскурсионной работы не только школьного музея, но и Мелекесского района.

  3. Продолжить поисковую и исследовательскую работу по краеведческой тематике.

Методы:

* Поиск и сбор материала.

*Исследование и анализ полученного материала.

*Систематизация.

Материалы по истории Ерыклинска собирались учителями и учащимися на протяжении нескольких лет. Собирали его по крупицам во время краеведческих экспедиций, экскурсий, изучая статьи газет, литературные источники местных краеведов, районные архивные книги за 1940-1960-е годы, воспоминания старожилов, средства Интернета.

Из современных книг наше внимание привлекла книга «Край наш Мелекесский» издательства г. Димитровград. В данной книге был найден интересный материал по истории Ерыклинска, они восполнили пробелы в хронологии и истории Ерыклинска. У нас появилась карта, на которой были отмечен Ерыклинский острог и населенные пункты вокруг него. Чтобы представить какой могла быть Ерыклинская крепость нам пришлось просмотреть много литературы, поискать изображения крепостных построек 17 века, виды крепостных стен и башен того времени, помогла и упомянутая карта.

Материалы по археологическим памятникам Ерыклинска были взяты из книги Кузьминского Н.А. «Край наш родной». К сожалению, ни один из памятников археологии в окрестностях Ерыклинска не изучен, поэтому была сделана попытка описать эти памятники, опираясь на уже изученные археологические памятники подобной материальной культуры.

Летом 2011 г. мы изучили данные в районном архиве (г.Димитровград) по истории создания колхоза «Заветы Ильича».

Осенью 2011 г. нам повезло поработать с очень редким источником, выпущенным в 2004 году тиражом всего 1000 экземпляров- «Словарём географических названий Ульяновской области»- в Ульяновском Государственном педагогическом университете им.И.Н.Ульянова.

Ожидаемый результат:

- Зарождение чувства патриотизма и гордости за культуру и историю своего села, своего народа.

-Систематизация материала по истории Ерыклинска.

-Оформление в школьном музее новой экспозиции, посвященной 360-летию Ерыклинска

-Разработка туристического маршрута «Ерыклинск: из прошлого в настоящее»

В 2012 году Ерыклинск отметит свое 360-летие. Из всех окрестных населенных пунктов наше село самое старинное.

1. Археологические памятники Ерыклинска

В окрестностях Ерыклинска несколько археологических памятников.

1.1.Могильник Рождественский.

В 8 км к юго-западу обнаружена керамика именьковской культуры. Племена, этническая принадлежность которых до сих пор еще не определена, жили в Среднем Поволжье с 4 по 8 века. Известно около 400 поселений именьковцев в Среднем Поволжье и фактически только один достаточно изученный могильник – Рождественский.

Название «именьковская культура» происходит от села Именьково Лаишевского района Татарстана. Именьковцы жили в основном в укрепленных поселках, а городища использовались ими, как убежища в период опасности и хранилища припасов. Поселки состояли из нескольких полуземлянок, наземная часть которых представляла собой бревенчатые срубы с двух или четырех скатными крышами. Внутри жилищ имелись очаги, а рядом с жильем – хозяйственные постройки и глубокие ямы, цилиндрической формы - зернохранилища. Именьковцы первыми из племен Среднего Поволжья освоили пашенное земледелие. Больших успехов достигли они в развитии металлургии, в гончарном и косторезном деле. Своеобразен погребальный обряд именьковцев. Умерших соплеменников они сжигали. Затем прах и несгоревшие украшения высыпали в могилу небольших размеров, ставили туда один либо два сосуда и закапывали.

1.2. Булгарское поселение

В северной части Ерыклинска находится булгарское поселение первого тысячелетия. Булгарский племенной союз сложился в Приволжье в 635 году. В 8 веке они завоевали прибрежные зоны среднего течения Волги. В 9 веке создали государство под названием Булгария Волжско-Камская. Оно просуществовало до начала 13 века, было завоевано монголами, вошло в состав Золотой Орды, а в 15 веке трансформировалось в Казанское ханство. Точных сведений о булгарском поселении около Ерыклинска у нас нет, памятник не изучен, но опираясь на археологические данные, полученные при раскопках других поселений, можно установить следующее. Время существования: 8-10 век. Основные занятия- земледелием, селились вблизи полей. Селища были разбросаны по всей прилегающей местности и практически не имели защиты. Зато в центральной части находился укрепленный участок – городище. Обычно городище старались строить на обрывистых берегах рек, на «стрелках» между двумя оврагами, что создавало дополнительные трудности нападавшим. Основные укрепления делались в виде 3-4 метрового вала (иногда до 10 м) с глубоким наружным рвом. На валу ставили деревянные стены (частокол) и башни. Во время опасности под защиту стен собиралось все окрестное население и переживало вражеское нападение.

1.3.Ерыклинский курган 17 века

Расположен в 1 км к западу от села. Хорошо виден и сейчас. Это особая достопримечательность: по рассказам очевидцев, каждый год, распахивая поле, его пытались сравнять с землей, а он все равно приобретает свой первоначальный вид.

1.4.Археологические находки в зоне затопления.

В ноябре 1955 года Волга была перекрыта в районе Жигулей. Старинная часть Ерыклинска оказалась в зоне затопления. Для археологов это строительство оказалось весьма полезным, так как удалось изучить многие исторические памятники. Вода обнажила места стоянок первобытных людей с характерными для них каменными и бронзовыми орудиями труда. Любопытно, что стоянки первобытных людей в Черемшанском заливе расположены так, что и сейчас они были бы удобны для жительства и обороны. Основная часть найденных археологических находок находятся в Димитровградском краеведческом музее: прекрасные экземпляры каменных лезвий (ими можно пользоваться даже сейчас), долот, топоров, наконечников стрел и копий (приложение 2).

2. Ерыклинск – острог на Закамской оборонительной линии.

Село Ерыклинск возникло в 1652 году как острог на Закамской засечной линии, которая шла вдоль левого берега Черемшана к Каме (в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: «Ерыклинск— пригород Самарской губернии, Ставропольского уезда, в 108 верстах от уездного города, при р. Сухой Ерыкле. В XVII ст. был значительным острогом Закамской линии; укрепление упразднено в 1781 г. Св. 3600 жит., црк., учил., поташный завод, до 30 торговых лавок, еженедельн. базары, 1 ярмарка»). Ерыклинский острог имел важное стратегическое положение. К западу от него в районе Никольского-на-Черемшане (теперь это в зоне затопления) была переправа. Здесь проходил торговый и скотопрогонный пути к древнему городу Булгару. Сейчас это участок грунтовой дороги, соединяющий Никольское-на-Черемшане с Калмаюром и Чердаклами. Норовистый Черемшан с буйным характером был естественной преградой с юга. С востока и запада место прикрывал Черемшанский лесной массив.

На стратегическое положение данной местности обратили внимание служилые люди Степан Змеев и Григорий Львов, которые проводили предварительную разведку местности для сооружения Закамской засечной черты для надежной обороны восточных и особенно южных рубежей страны.

Ерыклинская крепость представляла в плане прямоугольник со сторонами 88 на 109 метров. Ее окружал тарасный вал, по которому шел частокол высотой до 4 метров (тарасы – ящики, наполненные камнями). На валу стояло шесть башен, 2 из которых – северная и южная (на казанскую и ногайскую сторону)- имели проезжие ворота и вышки. На северной башне находился «государев вестовой колокол». Высота башен с вышками достигала 17 метров, что позволяло « в степь видеть на 5 верст». Вокруг острога был сделан ров глубиной 4 метра, заполняемый при необходимости речной водой.

Для заселения острога правительство принудительно выслало на вечное житье сначала 150, а потом еще 100 пашенных крестьян, устроенных в казачью службу из села Чалнов на реке Чалне Казанской губернии, да 150 мелкой шляхты из-под Смоленска. Они впоследствии составили особое крестьянское сословие «пахотных крестьян». Это был особый слой крестьянства, который гордился своим воинским званием, были более подтянуты, брили бороды и вообще своим внешним видом отличались от остальных крестьян.

К юго-востоку от Ерыклинска и сейчас можно увидеть остатки мощного оборонительного вала, который тянулся от Ерыклинска к Тиинску и к Белому Яру. Закамская оборонительная черта, или линия, имея протяженность около 350 км, большей частью состояла из лесных засек в Черемшанском лесном массиве. Деревья здесь подрубали на высоте человеческого роста и, не отделяя от пня, валили в сторону неприятеля. Ширина завала достигала 100 и более метров. На открытых участках возводили четырехметровые земляные валы с глубоким рвом.

Со строительством засечной линии начинается освоение южных земель.Тогда рядом с Ерыклинском лежали свободные земли, которые были пожалованы стрельцам за верную службу. Уходя в отставку, стрельцы строили на тех землях новые деревни и села. Так, в нескольких километрах от Ерыклинска в 1695 году отставные солдаты из Ерыклинского острога основали деревню Сосновку на одноименной речке.

3. Черемшанская волость

В 1708 г Ерыклинск упоминается как очень крупный город, вошедший в десятку крупнейших городов Симбирского уезда Казанской губернии.

В 18 веке отпадает необходимость в содержании городов-крепостей на юге и востоке страны. Меняется статус Ерыклинска. В начале века земли в нижнем течении Черемшана между речками Ерыкла и Бирля были отданы А.Д.Меншикову. Эта местность стала называться Черемшанской волостью. Ширина ее составляла 30-40 км.

«Карта земель около города Ерыклинска», сотавленная в 1717 году по распоряжению А.Д.Меншикова Алексеем Изволовым. Им же был подготовлен комплект крупномасштабных карт (9), где изображен район Волги от Белого Яра (ниже Симбирска) до Самарской Луки (Усолья, Сенгилея, Ерыклинска, Мазы, Мулловки, Резанова)

Эти карты делались на глазок, без специальных приборов, и интересен тот факт, что появились они за несколько лет до петровского указа о составлении провинциальных карт.

Хранятся в фондах Центрального государственного архива древних актов.

О личности картографа Изволова почти ничего неизвестно. С какой целью он проводил эти съемки мы точно не знаем, однако на этот счет можно строить предположения на основе той информации, которая сохранилась по истории календарей в петровское время. Оказывается, Алексей Изволов был автором одного из первых отечественных астрономических календарей, сохранившегося в рукописном виде.

После смерти Меншикова волость стала собственностью князя Антона Дивиера.

4.Старообрядничество, беглопоповцы и келейники в Ерыклинске.

В конце 17 века царь Алексей Михайлович предпринял церковную реформу, но не все ерыклинцы приняли новую веру. Ерыклинск был одним из самых больших по численности старообрядцев в 18 - середине 19 веков С 19 века по 50-60-е годы 20 века в Ерыклинске проживали так называемые келейники.

5.События 20 века

Вначале 20 века село оставалось достаточно крупным населенным пунктом. Здесь было 855 дворов, церковь, часовня, 2 школы (земская и церковно-приходская), кирпичный завод, 2 овчинных завода, 2 ветряных и 1 водяная мельницы, кредитное товарищество,ярмарка, волостное управление, урядник

5.1. Вставай, проклятьем заклеймённый…

Политические и социальные конфликты первой четверти 20 века не обошли Ерыклинск. Большинство местных крестьян были безлошадными и безземельными, часть из них прошли ужасы Первой мировой и с фронта вернулись зараженные идеями большевиков о социалистической революции. 1917 году в селе была создана первая большевистская партийная ячейка. Секретарем ее стал Мелешинский.

После Февральской революции население резко разделилось на имущих и неимущих. Бедноту возглавили Алексей Кобзов и Федор Красников. Имущие слои - кузнец Яков Горин. И те и другие вели яростную агитацию населения, особенно демобилизованных солдат. Дело доходило не только до запугивания, но и до убийства. Сторонниками Горина был убит большевик Василий Серков.

5.1.1. Участие ерыклинца во взятии Зимнего дворца

Интересен факт участия нашего земляка Матвея Степановича Чеботаева во взятии Зимнего дворца в 1917 году.

5.1.2. Приход Советской власти в Ерыклинск

Советская власть пришла в село в феврале 1918 года с боем.

Летом 1918 года пришли белочехи. Их штаб был в доме Семена Воронцова. В селе было создано учредительное собрание, которое возглавили Яков Горин, Сергей Салтыков. Беднота активно уходила в Черемшанский лес партизанить. Белочехи провели аресты сельских активистов, двоих расстреляли. Руководителями учредительного собрания были сделаны 2 попытки мобилизовать население на фронт. Они окончились неудачей. Одних освободили части Красной Армии, других – партизаны. В августе 1918 года село освободил Курский полк Красной Армии.

В селе был создан Комитет бедноты из пяти человек. Председателем выбрали Стручкова Степана Алексеевича. Посеяли просо на 5 га земли. Урожай осенью раздали бедноте. Комитет бедноты обеспечивал нуждающихся одеждой и продуктами питания. Хлеб и имущество конфисковывались у зажиточной части населения и у церковнослужителей. В конфискованные дома вселяли бедноту. При разделе земли население делили на 3 группы: бедняков, середняков, кулаков. Бедняки и середняки получали землю близко к селу. Кулакам нарезали землю на дальних полях.

В 1921 году был сильный голод. Многие умерли, многие покинули село.

В 1925 году в Ерыклинске был создан Женотдел, руководителем которого была Аверина Домна Игнатьевна. Женотдел организовал постоянный детский сад на 25 человек для сирот и детей бедноты. Долгие годы в селе работал драматический кружок. Членами кружка были учителя школы и активисты

В 1926 году в селе были организованы кооперативные товарищества по обработке земли.

Жертвы политического террора в СССР- ерыклинцы.

К сожалению, не обошли стороной наших земляков и политические репрессии. Нам удалось узнать только три фамилии: это Суныгин В.С. 1897 года рождения и Суныгин В. С.1899 г. р., выселенные на спецпоселение, а так же протоиерей Петр Иванович Франтовский, расстрелянный в 1927 году.

5.2. Колхоз «Заветы Ильича»

В 1929 году началась агитация в колхоз. Агитаторов называли «красными свахами». В этом же году был организован колхоз. Его имущество состояло из 5 коров, из двух-трех десятков кур. В первый год в колхоз вступили 75 семей. Вступившие сдавали в общее пользование плуг, бороны, скот. Первыми колхозниками стали: Болотов Павел Васильевич, Елизарова Анастасия Алексеевна, Красникова Анастасия Акимовна и другие. Создали 8 полеводческих бригад. Первым председателем колхоза был избран Радионов Иван Петрович.

В 1931 году в колхозе насчитывалось 917 человек: мужчин 415,женщин 435, подростков 67. В этом же году в село прибыл колесный трактор «Форзон». Управлял техникой первый тракторист колхоза Иван Воронцов. Первую борозду проложили на залоге «Мочалка». Вскоре приобрели косилки, лобогрейки, сеялки. Председателем колхоза был избран коммунист Желудовский.

В 1950 году колхоз был укрупнен из 5 сёл и назван «Заветы Ильича». Общая земельная площадь в это время составляла 7560 га.

В 1966 году построен новый телятник, электростанция, гараж, четырехрядный механизированный коровник.

В 1967 году был проведен водопровод, открыт Дом культуры на 250 мест, построенный на средства колхоза. В колхозе работала 8-летняя школа, сельская библиотека, во всех домах было радио, электричество. В 70 домах были телевизоры, в пяти – мотоциклы.

В 1968 году в колхозе было 430 дворов, с населением 1400 человек. Работали 2 комплексные бригады. В колхозе выращивали крупнорогатый скот, свиней, овец, лошадей, птицу, разводили пчел.

В 1975 году был воздвигнут обелиск Славы всем погибшим ерыклинцам в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

История колхоза закончилась в 1994 году с образованием на его базе СПК «Ерыклинское». С тех пор село медленно умирает: нет больше Дома культуры, детского сада, разрушены полностью коровники, свинофермы, овчарни… Никто уже не помнит, какими были пасека и фруктовые сады, поля более 10 лет ждали заботливых рук человека; никогда больше не будет столько комбайнов и тракторов на наших полях заботиться о плодородии матушки-земли ерыклинской…

Но живёт ещё наша любимая школа, построенная совсем недавно (1996 г.): молодая, красивая, светлая… А, значит, живёт село!

Есть наш замечательный святой источник в честь иконы Казанской Божьей Матери, куда может прийти любой желающий испить чистейшей родниковой воды, успокоить свою душу, привести в порядок мысли и просто вспомнить, что жизнь прекрасна!



Заключение. Приглашение к путешествию.

В ходе исследования нам удалось получить довольно убедительные ответы на многие вопросы, прежде не совсем для нас ясные . Главным нашим открытием стало открытие для себя истории своего села и людей, живущих рядом. Но также однозначно можно утверждать, что появилась и масса новых вопросов. И это естественно, поскольку тема далеко не исчерпана. Именно поэтому пришло осознание бесконечности истории своего народа, а значит, и всей страны. Через историю своего края, своего народа роднее и понятнее становится всё человечество. Сколько ещё предстоит пройти дорог, сделать открытий… Давайте это делать вместе!

Литература

1.Большой Черемшан, № 23 (331) от 08.06.2011

2.Волкова П.И., Веснина Г.З., Кальянов К.С. и др. Словарь географических названий Ульяновской области. Изд-во «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск, 2004, стр.54

3. История окрестных деревень. Сборник статей. Ульяновск. 1975г.

4. Интернет: http://www.simturinfo.ru/pages/istorya/simnamiuo.bmp

http://simbir-archeo.narod.ru/Russian/17vek/simbir.line/Ericlinsk.htm http://www.tataroved.ru/publication/almet/7/6

http://fortification.ru/oldforum/index.php?action=vthread&forum=19&topic=2118

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/67/Volga_basin.png

http://be.sci-lib.com/article039367.html

http://mir-dim.ru/toponim1.html

5. Ф.Касимов. История Мелекесса и его окрестностей. Димитровград. Издание «Поинт». 1996г.

6. Край наш Мелекесский (материалы из истории родного края).г.Димитровград. 1991г.

7. Кузминский Н.А. Край наш родной. Учебное пособие.7-8 век. Ульяновск. Саратов. Приволжское книжное издание ( Ульяновское отделение) 1975 г.

8. Прошлого нашего края. Саратов. 1968г.



Приложение 1

Ерыкла. Гипотезы присхождения названия реки:

1. Название связано со словом ерик (тат.) – дельтовый (глухой) проток, старица, мертвое русло, заливаемое вешними водами; рукав реки, ручей, овраг, временно заливаемое вешними водами русло, просто река;

2. Название соотносятся с этническими именами древних племен кыпчаков и огузов, которые в разные периоды, с I по XV в. н. э., овладевали пространствами Средне-Нижнего Поволжья.То есть Ерыкла от этнонима эрык (в тюркских диалектах, говорах также арык, арик)

3. Ерыкла от чуваш. слова Й.р.х в переводе на русский - божество. Возможно на ее берегах чуваши - язычники совершали свои обряды.

4. Возможно хитрые загагулины Ерыклы напоминают старые названия таких же кривулистых букв русского алфавита. Ведь "Ы", "Ь", "Ъ" раньше назывались - "еры", "ерь", "ер".









Церковный староста Петр Антонович Борисов

Расстрелян 17 февраля 1938 года

в г. Ульяновске

Петр Борисов родился в 1886 году в с. Ерыклинске Ставропольского уезда Самарской губ. (в наст. время - Мелекесского р-на). В 1937 году проживал там же.



Церковный староста Сергей Дмитриевич Кобозов

Расстрелян 17 февраля 1938 года

в г. Ульяновске

Сергей Кобозов родился в 18бб году в с. Ерыклинске Ставропольского уезда Самарской губ. (в наст. время - Мелекесского р-на). В 1937 году проживал там же.



Священник Михаил Дмитриевич Снегирев



Расстрелян 20 февраля 1938 года в



г. Ульяновске



Священник Михаил Снегирев родился в 1889 году в с. Мулловке Ставропольского уезда Самарской губ. (в наст. время - Мелекесского р-на). В 1937 году проживал в г. Мелекессе.

http://simbir-archeo.narod.ru/Russian/20vek/golgofa/obshi.htm

http://simbir-archeo.narod.ru/index.htm





ПОМОРЦЫ

Половинкин П.В. Маркова вера

Мы продолжаем цикл статей по истории Старообрядчества в Самарском Крае и расскажем о поморском согласии в Посаде Мелекесс Самарской губернии (ныне город Димитровград Ульяновской области).



Прогуливаясь сегодня по старому центру города, всецело погружаешься в его прошлое. Здесь, на улице Гагарина (бывшая Конная), расположился «Музей под открытым небом». Этот проект был осуществлен к фестивалю «Культурная столица Поволжья», проходившему в Димитровграде в 2004 году. Буквально в каждом доме открыт мини – музей, чуть далее новый парк с названием «Марков сад» и памятник посадскому голове Константину Григорьевичу Маркову.



Установкой памятника К. Г. Маркову димитровградцы восстановили историческую справедливость и выразили свою благодарность человеку, подарившему родному городу процветание.



В 1626 году, неподалеку от слияния рек Большой Черемшан и Мелекесска, появляются первые поселенцы, пришедшие из Вятской губернии. В 50 – х годах XVII века здесь строятся укрепления для охраны Российского государства от набегов Ногайских племен. В 1714 году основан мелекесский винокуренный завод. Однако, вплоть до конца XVIII века, Мелекесс оставался небольшой деревней вокруг крепости и завода. С учреждением в 1852 году Самарской губернии Мелекесс входит в нее в составе Ставропольского уезд



Как и многие большие и малые российские города, своим промышленным и экономическим развитием Мелекесс обязан купечеству. Среди многочисленных представителей этого сословия, проживавших и торговавших в Мелекессе, выделим фамилии Марковых и Жирновых, принадлежавших к старообрядчеству поморского согласия, щедрых благотворителей и распространителей веры.



«Явился некогда в Мелекес в лаптях и сермяге мелкий купец Марков и открыл под рогожным шалашом какую – то торговлю. Нажива сразу удалась ему, и вот он, на скопленные деньги, начинает все более и более расширять свою торговлю»1. Так описывает «Казанский биржевой листок» (№ 88 и 89 за 1887 год) появление в городе основателя рода Марковых – Григория Марковича.



Григорий Маркович родился примерно в 1817 году. Его приход в Мелекесс относится к 30 – м годам XIX века. Поначалу он значится Ставропольским купцом 3 – й гильдии, позднее состояние позволило ему стать Самарским купцом 1 – ой гильдии.



«Инстинкт наживы подсказывает ему, - пишет далее «Казанский биржевой листок», - что лучше всего завести кабак. Завел он кабак, а там другой, третий и т. д… Прошло каких - нибудь десять лет – и вот разными правдами и неправдами, преимущественно кабацкими, скопил он такой капитал, что стал конкурировать с первыми богачами Мелекеса… Теперь он уже первый туз в округе; у него два больших винокуренных завода, громадная мукомольная мельница, несколько лавок, погребов и магазинов в разных городах, чуть не больше десятка каменных домов и несколько сот кабаков, целой сетью опутавших всю Самарскую губернию»2.



Конечно же, такая деятельность Марковых не совсем согласуется с их религиозными воззрениями. Однако, производство спирта, а также откупное дело было весьма популярно среди старообрядцев – предпринимателей того времени, заработавших на этом миллионы. Как правило, они не останавливались на достигнутом, осваивали новые производства, постоянно наращивали капитал. При этом они не попадали под власть денег, а использовали их на общественное благо. К тому же, для выживания во враждебном окружении, им было необходимо стать богаче, предприимчивее и влиятельнее всех остальных.



Так и у Григория Марковича винное производство не оставалось основным. В 1859 году ему уже принадлежал еще и литейный завод, где производилась отливка чугунных гирь. Особого расцвета предприятие Маркова достигло к 80 – м годам XIX века, когда предпринимательством занялись его сыновья: Александр, Федор, Константин и Андрей. У каждого из них были собственные производства, взаимосвязанные между собой «Торговым домом Марковых», главой которого по-прежнему оставался Григорий Маркович. Общий капитал семьи к концу века составлял более двух миллионов рублей. Марковы владели многими предприятиями в Мелекессе, по Ставропольскому и Самарскому уездам Самарской губернии: четыре винокуренных завода, где также производилась ректификация спирта, одна паровая и четыре водяных мельницы, один мукомольный завод, пивоваренный завод, производство шипучих и фруктовых вод, и, ко всему прочему, собственные имения и крупные землевладения в шести волостях узда. Также Марковы владели несколькими пароходами, на которых перевозили грузы от Астрахани до Нижнего Новгорода.



На Первой Всероссийской мукомольной выставке 1909 года в Петербурге ржаная обойная мука мельниц Марковых была отмечена золотой медалью.



Торговля велась в п. Мелекессе, с. Старой Майне, Черемшанской крепости и собственных имениях в Мулловке и Никольском Ставропольского уезда Самарской губернии, селах Елховке, Кошках и собственном имении Зубовском Самарского уезда и губернии, уездном городе Самарской губернии - Бугульме, Корсуне, Инзе, Тетюшах, селах Новодевичьем, Чердаклах и Кузнечихе Симбирской губернии, городах Симбирске, Кинешме, Нижнем Новгороде, уездном городе Казанской губернии - Чистополе и других местах.



Марковы не ограничили себя рамками предпринимательства, направив свою энергию в общественную деятельность, благотворительность, дело распространения веры. В 1860 году купцы и мещане селения Мелекесский завод во главе с Г. М. Марковым подали прошение в Самарское Губернское Правление о преобразовании села в посад с учреждением в нем суда, должности городового старосты и полицейского надзирателя.3



В 1877 году Мелекесс получил статус посада. 15 сентября на первом заседании Посадской думы ее председателем был избран Константин Григорьевич Марков – сын Григория Марковича. Он являлся, по сути, первым и последним Посадским головой, пробывшим на этом посту почти 40 лет.



К началу ХХ века из захолустного селения Мелекесс стал довольно крупным торговым промышленным и культурным городом и являлся уже чуть ли не единственным городом России вообще не имевшим долгов.



Душою всех дел в Мелекессе был Константин Маркович. При его содействии были открыты многие учебные заведения, число учащихся в которых достигло 2000 человек. Город, который до сего практически не имел средств, к 1915 году приобрел несколько десятков каменных и деревянных зданий, земельные участки и более 100 лавок, приносящих определенный доход. Городской капитал насчитывал 340 тысяч рублей. Появилась публичная библиотека и народный дом.



«Торговый дом Марковых» на свои средства соорудил и передал городу три абиссинских (буровых) колодца, обеспечив население прекрасной водой.



Примерно в 1900 году умирает глава семейства Григорий Маркович. В 1906 году в память о своем отце сыновья строят в Мелекессе общественную богадельню имени Г. М. Маркова. Здание богадельни было рассчитано на 60 человек. Для ее содержания на проценты братья выделяют капитал в 15000 рублей. Председателем попечительского совета богадельни становится Константин Григорьевич Марков, а другие представители семейства, как мужчины, так и женщины являются его членами.



Ко всему прочему Константин Григорьевич является гласным уездного земского собрания, гласным губернского земского собрания от Ставропольского уезда, попечителем общества вспомощетвования учащимся и учившим в учебных заведениях Мелекесса. Андрей Григорьевич был членом мелекесского отделения уездного комитета попечительства о народной трезвости. Прасковья Степановна (жена Александра Григорьевича) была устроительницей и попечительницей сиротских домов для девочек и мальчиков и мужской и женской гимназий. Все члены семейства Марковых были потомственными почетными гражданами посада Мелекесс.



Несмотря на большие и реальные дела К. Г. Маркова на благо города, в его адрес постоянно высказывались различные и немалые нарекания. Это было обусловлено простой человеческой завистью к его успешной предпринимательской деятельности, его «непотопляемости» на посту посадского головы и, конечно же, принадлежности к ненавистному старообрядчеству. Зачастую, это были обычные наговоры.



Так, в 1893 году уездный исправник сообщал самарскому Губернатору: «Посадский голова Константин Марков, братья его Александр и Андрей Марковы – люди богатые, ведут коммерческие дела на довольно значительную сумму и пользуются уважением почти всех жителей Посада Мелекесс и только немногие не мирятся с непреклонными Марковыми. Чтобы такие люди не могли попасть в гласные думы, посадская управа по поручению, конечно, головы Маркова уменьшает произвольно у них ценность имущества и наоборот, у тех лиц, которые Марковым и их приближенным желательны, увеличивают ценность имущества…, чтобы дать им право участвовать в выборах»4.



Использовал же Константин Григорьевич свое высокое положение, в первую очередь, прикрывая в годы гонений и притеснений местных старообрядцев, руководителями которых являлись его отец Григорий Маркович с сестрой Евдокией.



Поморская моленная феодосеевцев при доме купцов Марковых существовала с давних времен. В 70 – х годах XIX века там открыто устраивались богослужения, на которые собиралось по пятьдесят и более человек. Порой пение доносилось и до соседних домов. Сила поморского дома Марковых в Мелекессе и во всем Ставропольском уезде была очень велика, и существовало даже такое понятие как «Маркова вера».



Самарские Епархиальные Ведомости приписывают Марковым распространение раскола не только в Мелекессе, но и по всей округе, в частности, в селах Новой Майне и Ерыклинске: «Самая сильная пропаганда в районе … (среди всех старообрядческих согласий)… - пропаганда поморской секты, главным представителем коей в Ставропольском уезде считается Мелекесский купец Марков, человек очень богатый, ведущий большую торговлю и имеющий большое влияние и на своих, и на православное население того края. В его доме устроена молельня, где его сестрой, именующейся у поморцев духовной материю, совершается служба по поморскому обряду, и куда стекаются много поморцев из окрестных сел; приходят туда и бедняки православные, привлекаемые богатой милостынею, раздаваемой Марковым с целию завлечь побольше людей в свою секту, - и эта цель нередко достигается им. Хула на православную церковь, восхваление своей секты, вместе с немалой денежной подачкой нередко заставляют бедных людей попадать в сети богатаго вожака поморцев»5.



В 1889 году во дворе своего дома, что на винокуренном заводе, Григорий Маркович строит феодосеевскую моленную, где открыто проводятся богослужения. Новая моленная представляла собой одноэтажное каменное строение в виде флигеля. Она была разделена на две половины: в одной размещалась сестра Маркова – престарелая дева с келейницами, другая же половина предназначалась непосредственно под моленную. В рапорте по сему делу говорится: «В моленной на передней стене поставлен резной иконостас, алтаря нет, середина потолка выведена вроде купола, креста на моленной не имеется. По самому характеру беспоповщины в моленной богослужебных принадлежностей, как то сосудов, облачений и прочего не имеется. Для совершения молитвословий употребляют старопечатные книги с неизбежными подручниками и лестовками. По праздничным дням в моленной купца Маркова собираются раскольники феодосеевцы, где отправляется вечерня, утреня и часы. Службу совершают простые мужики под руководством уставщика, поют девки клирошанки, под управлением головщицы»6.



Наставником общины на этот период был Иван Федотович Посыпкин, 56 лет, крестьянин села Архангельских Городищ Ставропольского уезда, рожденный в господствующей церкви, а в поморскую веру перешедший уже в сознательном возрасте.



Не только Марковы, но и все местные поморцы активно привлекали жителей Мелекесса в «свою веру», обещая помощи и материальной поддержки со стороны богатых и влиятельных одноверцев. Наставник И. Ф. Посыпкин много ездил по домам своих верующих, отправляя обряды публично. Открыто проводятся и запрещенные в то время массовые похоронные процессии, с пением и иконами проходя от моленной по улицам города на старообрядческое кладбище.



Имеются два описания похоронных процессий умерших детей Марковых. Первое относится к 1887 году. Очевидцами отмечен только перенос гроба из дома Марковых в моленную. Процессия состояла, примерно, из 20 человек, впереди которой шел «поморский поп мещанин Петр Белоусов»7



В 1890 году похороны умершего младенца (сына Александра Григорьевича Маркова) были более многолюдными и проходили «с публичным выносным пением» от дома Маркова на винокуренном заводе до самих «раскольнических кладбищ».



На этих похоронах впереди шел мужчина, накрытый куском парчи, по покрою похожим на эпитрахиль9, с иконой в руках. И. Ф. Посыпкин, одетый в простое полукафтанье, шел не впереди гроба, а около него, сбоку, с кадилом. За гробом шли родители и родственники, за ними - хор певчих девиц, числом около 10 человек, и в конце - многочисленная толпа народа. «Во время шествия, - описывают свидетели, - и на кладбище хор девиц пел приличныя случаю церковныя песнопения».



В 1895 году из 8 000 душ населения Мелекесса старообрядцев насчитывалось более 1 000, «…и если они не числятся по книгам, то это потому, что весною большинство мелекесской бедноты, забив свои кельи, уходят для заработков на сторону» . Руководителем поморцев по прежнему является Григорий Марков, а наставником мещанин Иван Осодотов.



По данным Первой Всеобщей Переписи населения Российской Империи 1897 г. в Мелекессе проживало 8463 жителя обоего пола. Данных о старообрядцах нет. Однако, численность православных жителей была 7470 человек. Возможно, в разнице в 993 человека не учтены старообрядцы.



Главой поморцев – брачных был купец Жирнов, в доме которого располагалась моленная, наставником был Иван Феодотов.



Алексей Павлович Жирнов родился в 1839 году в с. Старая Малыкла в семье староверов поморского согласия, но записанных «православными».



17 января 1858 года симбирский мещанин Алексей Павлович Жирнов был обвенчан в господствующей церкви с удельной крестьянкой с. Новая Майна Дарьей Логиновой (1840 г. рождения), «православного вероисповедания». Первого младенца супруги Жирновы крестят «по православному обряду», а второго, рожденного в августе 1860 года, уже «оставляют без онаго», по причине ухода в староверие поморского согласия.



Уход А. П. Жирнова, уже как купеческого сына, с супругой в старообрядчество рассматривался в Самарской Духовной консистории в 1860 – 1862 годах. При увещеваниях со стороны священника Дмитрия Ястребова они твердо объявляли, что «не переменят своих мнений». Собственно и факта перевода А. П. Жирнова в «православие» не подтвержден. Родители и братья Алексея Павловича так и оставались записанными как православные.



В 1884 году в канцелярии Самарского губернатора было выдано разрешение «раскольникам поморской секты», проживающим в Мелекессе «совершать общественное богомолье в доме купеческой жены Дарьи Жирновой…». Сам Алексей Павлович к тому времени уже умер.



Несмотря на влияние К. Г. Маркова, община феодосеевцев существовала без разрешения начальства.



В 1898 году поморцы Посада Мелекесса «Т. Т-в, Г. М-в (Григорий Марков), И. С-в и другие, в числе 29 человек, обратились к Самарскому губернатору с просьбою о переводе из дома купчихи Ж-вой (Жирновой) разрешенной им молельни во вновь приспособленный под молельню дом Т-ва, выставив мотивом подобнаго ходатайства разделение местных поморцев на два толка: собственно поморский и феодосеевский, в который, с давняго времени, перешла, будто бы, домовладелица молельни Ж-ва с мужем.



Последние подали на имя губернатора контр – прошение, обвиняя подавших первое прошение в принадлежности к федосеевскому толку, а потому ходатайство их, как принадлежащих к более вредной секте, не должно быть уважено. Губернатор обратился к епархиальному Преосвященному с просьбою о доставлении сведений о Мелекесских безпоповцах и степени вредности их учения для церкви и государства и заключение по вопросу о разрешении перевести молельню из дома Ж-вой в дом Т-ва».



На запрос губернатора архиепископом была дана весьма нелицеприятная оценка феодосеевского согласия. «По донесению протоиерея посада Мелекеса, - читаем далее, - все почти раскольники этого посада придерживаются федосеевщины. Дознание, произведенное о молельнях в посаде Мелекесе, обнаружило существование молельни и федосеевцев – во дворе К. М. (Константина Маркова). Приняв во внимание все вышеизложенное, Самарский Преосвященный просил губернатора поддержать просьбу тех, кои в настоящее время владеют молельнею Ж-ва (Жирнова), в ходатайстве же раскольников перенести молельню из дома Ж-ва (Жирнова) в обширное новое здание Т-ва отказать».



Дальнейшая история поморских общин в Мелекессе и их основных деятелей весьма обрывочна.



Известно, что второй сын Г. М. Маркова - Федор Григорьевич (1851(6) – 1910 (1) – самарский купец 2 – ой гильдии, при женитьбе с некой Александрой Васильевной (1875 г. р.) отошел в никонианство. Об этом свидетельствует запись в книге Самарского купеческого головы за 1876 год, а также его духовное завещание, по которому он немалые средства передавал мелекесским учебным заведениям и «двум церквам в посаде Мелекесе, одной в селе Мулловке, одной в селе Еремкино … каждой по 1000 рублей наличными для вечного поминовения» его и его жены. «Памятник мне, - упомянуто в завещании, - поставить в церковной ограде рядом с памятником жены».



Когда в 1919 году Константина Григорьевича арестовали, горожане, питавшие к нему неподдельное уважение бежали за телегой и бросали в нее узелки с едой и одеждой.



По приговору революционного трибунала Константин Григорьевич Марков был расстрелян в 1919 году в возрасте более 70 лет. Его сын Павел Константинович (1865 г. р.) неоднократно подвергался арестам. Дети Павла Константиновича - Дмитрий (1897 г. р.) и Григорий (1899 г. р.) - офицеры Белой Армии, жили в Китае. Другие родственники, потомки бывших миллионеров, растворились среди миллионов простых жителей России и проживали в Мелекесе, Самаре, Новороссийске и других местах.



Нет более сведений и о представителях купеческой фамилии Жирновых.



В напоминание о былом величии семейств Марковых и Жирновых в Мелекесе (Димитровграде) сохранился ряд домов - прекрасных строений, украшающих облик города, а теперь еще и памятник первому и бессменному посадском голове К. Г. Маркову.



По данным на 1930 г. в Мелекесе еще существовал молитвенный дом старопоморцев.



В 50 – 60 годы многие из поморцев приходили крестить своих детей у наставника спасова согласия Ивана Абрамовича Филимонова (1874 – 1964). Другие же ездили для исполнения религиозных потребностей в село Кошки и другие места.





1 Касимов Ф. История Мелекеса и его окрестностей. – Димитровград: Изд – во «Поинт», 1996.





2 Там же.



3 ЦГИА, Ф. 1287, Оп. 38, Д. 516; Ф. 387, Оп. 3, Д. 25872.



4 Касимов Ф. История Мелекеса и его окрестностей. – Димитровград: Изд – во «Поинт», 1996.



5 Отчет Самарскаго Комитета Православнаго Миссионерскаго Общества за 1882 год (продолжение). Самарские Епархиальные Ведомости № 7 от 1 апреля 1883 г.



6 ГАСО Ф. 32, Оп. 2, Д. 403.



7 Там же.



8 Там же.



9 Элемент священнического облачения.



10 ГАСО Ф. 32, Оп. 2, Д. 403.



11 Александров Д. Дневник собеседований епархиального миссионера за первую половину 1895 года. Самарские Епархиальные ведомости, № 18, 1895.



12 Населенныя места Российской Империи в 500 и более жителей с указанием всего наличнаго населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий по данным Первой Всеобщей Переписи населения 1897 г. Под ред. Н. А. Троицкаго. С. – Петербург, 1905.



13 Александров Д. Дневник собеседований епархиального миссионера за первую половину 1895 года. Самарские Епархиальные ведомости, № 18, 1895.



14 ГАСО, Ф. 32, Оп. 1, Д. 1490.



15 Очерк состояния раскола в Самарской епархии в 1898 году. Самарские Епархиальные ведомости, № 22, 1899.



16 Там же



17 ГАСО, Ф. 146, Оп. 1, Д. 31.



18 Касимов Ф. История Мелекеса и его окрестностей. – Димитровград: Изд – во «Поинт», 1996.



П.В.Половинкин (Самара)



Опубликовано в Календаре ДПЦ на 2006 год

http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-775









(по карте А. Изволова 1717 г.)

Сhello_html_m6c79693d.jpghello_html_m56d6fd48.jpgамая древняя найденная монета на посаде острога – 1720 г. Сохранность монет прекрасная.

...Ерыклинский острог стоял под горою в лощине и по величине много уступал городу Белому Яру. Острог имел вид четыреугольника, котораго длина равнялась 52, а ширина 42 саженям. Вышина острога была около трех сажен, и в нем находилось шесть башен: из них две, обрашенныя одна на север, а другая на юг, имели проезжия ворота и вышки и были несколько больше остальных четырех, угловых и глухих, без вышек. Башни в Ерыклинском остроге, быть может, вследствие меньшей величины самого острога, были несколько меньше Белоярских башен, поэтому с их вышекь открывался не столь обширный

 

 

гhello_html_m5667bea8.jpgоризонт, как с предыдущих; на вышке одной из проезжих башен острога (на северной) находился государев вестовой колокол. В Ерыклинском остроге, как и в Белоярском городе, "по острогу для верхняго бою... деланы лавы" внутри острога у двоих проезжих ворот тоже встречаем две караульныя избы и сверх того общественные здания, с тем отличием, что в Ерыклинске, вследствие его меньшего объема, некоторыя здания, какь церковь с дворами притча, не могли поместиться в середине, а потому построены были вне острога у северных проезжих ворот

Основано в середине 17 в. как острог (крепость) на Закамской черте. К 1910 в Е. было 855 дворов, церковь, часовня, 2 школы (земская и церковно-приходская), кирпичный завод, 2 овчинных завода, 2 ветряных и 1 водяная мельницы, кредитное товарищество, ярмарка, волостное правление, урядник. http://www.esosedi.ru/onmap/eryiklinsk/6784040/index.html#lat=54115472&lng=49313679&z=13&mt=1&v=1

31-1-32 МК церквей г.Ставрополя и сел: Аврали, Белый Яр, Березовка, Бесовка, Бирли, Богданово, Борма, Буян, Васильевка, Валы, Городище, Елховка, Еремкино, Ерыклинск, Жигулиха, Каменка, , Кандабулак, Карабаевка, Кармалы, Кобельма, Коровино, Кошки, Красный поселок, Красный Яр, Курумоч, Лебяжье, Майна, Малыкла, Мелекесс, Мусорка, Никольское на Черемшане, Орлянка верхняя, Раковка, Рязаново, Рязань, Сускан, Ташла, Тургенево, Узюково, Усолье, Хилково, Хрящевка, Чекалино, Черновка, Ягодное Год 1789

Сайт «Книжница Самарского староверия»

Катькова В.В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди старообрядцев в Самарской епархии последней трети XIX века. Ч.2

Уже в конце 1860-х гг. в составе Самарской епархиальной миссии появились своего рода «штатные» миссионеры, которых руководство епархии периодически направляло для собеседований со старообрядцами в селения, «наиболее зараженные расколом».

  

Решением Консистории первым «штатным» миссионером был назначен отставной матрос 31-го флотского экипажа Дмитрий Русанов, заявивший о себе как опытный полемист в диспутах со старообрядцами. Ежегодно, с сентября текущего и по май очередного года Русанов без устали «колесил» по деревням и селам родного, Николаевского и, по поручению епископа, других  уездов, смело и находчиво отстаивал «истины православия» в спорах с самыми авторитетными учителями местных поповцев, беглопоповцев, поморцев и спасовцев. Так, в январе-марте 1871 г. Русанов   в селах по р.Малый Иргиз. Малообразованный, но даровитый от природы, начитанный в религиозных вопросах, Русанов обычно добивался успеха в острых спорах со старообрядческими начетчиками. Родившийся и воспитывавшийся в старообрядческой семье, в ответ на упреки бывших единоверцев, он в духе христианского миролюбия и прощения отвечал, что Иудой себя не считает, и как блудный сын возвратился к своей матери - православной церкви .встречался со староверами сел Большая Глушица, Малая Глушица, Аннин верх, Камаевка, Богдановка, Красный Яр, Балаково и г. Николаевска. А в мае он встречается со старообрядцами Ставропольского уезда сел Никольское - на Черемшане, Ягодное, Хрящевка, Крестовые городищи, Борма, пригорода Ерыклинск и др. В сентября он снова в Николаевском уезде вместе со священником И.Соковниным проводит собеседования со старообрядцами сел Андросовка, Марлевка, Березовка, Наумовка; со священником единоверческой церкви с.Криволучье Ф.Таганцевым  

1890-е гг. показывает, что численность старообрядцев, присоединившихся к православной церкви, все эти годы возрастала, хотя и неравномерно – от 90 чел.Анализ статистических материалов за 1870-е г. Многие присоединялись к православной церкви в результате «увещеваний» приходских священников. 

(   Из миссионерской деятельности отставного матроса 31-го флотского экипажа Д.  Русанова .за прошлый  1871 год по Николаевскому  уезду // Самарские епархиальные ведомости (СЕВ). -1872. - № 8. -С. 115. http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/144-1-0-1555)

 



17



Материал к краеведческой конференции
  • География
Описание:

В этом файле Вы найдёте не только историю одного из российских сёл, но и пример оформления материала к краеведческой конференции.

  В ваших руках уникальный исследовательский проект. Уникальность его в том, что он охватывает период с древних исторических времен до наших дней. В нем собраны редкие исторические материалы по краеведению, топонимике, картографии... Это результат многолетней увлеченной работы нескольких людей и предназначен для разного круга читателей.

Любое поселение имеет свою биографию, свой характер, свой неповторимый облик. В семье мелекесских поселений Ерыклинск  (название села происходит от названия реки Ерыкла- см.Приложение 1)– один из интереснейших. Наше село - одно из самых старинных населенных пунктов Симбирского края. Имея большое историческое прошлое, в силу экономических, политических и демографических причин оно оказалось на обочине истории. Село медленно  умирает. Наш долг – успеть сохранить то, что мы пока ещё имеем, то ценное материальное и духовное наследие, которое досталось нам от предков.

 

Цель нашей работы: представить вниманию общественности исторический путь Ерыклинска, вызвать интерес к его прошлому и настоящему.

Автор Шершина Марина Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 659
Номер материала 41200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓