Главная / Русский язык и литература / Материал для уроков литературы в старших класах

Материал для уроков литературы в старших класах

Мишина Елена Станиславовна

МБОУ СОШ № 2 г. Кохма Ивановская обл.

Лингвостилистический анализ в старших классах

В языкознании сложилось и прочно утвердилось особое направление, связанное с изучением изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.

Необходимо сказать, что учитель во все времена стремился использовать лучшие образцы литературного творчества при проведении грамматических разборов, в работе над связной речью учащихся на уроках русского языка. Однако при этом не ставилась задача систематического и целенаправленного формирования у школьников навыков лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов, способности оценить эстетическую ценность текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности.

Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививать истинную любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

Основной идеей уроков, на которых используется лингвостилистический анализ должно стать утверждение, что такой анализ – это путь к синтезу художественного произведения, к восприятию его целостной художественной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы.

11 класс. Уроки литературы (современная поэзия второй половины XX века)

Мощный пласт русской культуры ускользнул от нашего внимания. Русская поэзий второй половины XX века изучается в самом конце года, когда весна в разгаре, ЕГЭ наступает, когда заниматься литературой некогда. Вот и оказывается, что имена А. Кушнера, В. Бокова, Н. Рубцова, Н. Тряпкина и многих, многих других поэтов ничего не говорят нашим выпускникам. А чьи имена на слуху? Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Роберта Рождественского, Александра Галича? Да, они слышали их стихи, песни, но, по-моему, даже не пытались проникнуть в мироощущение поэтов, понять их жизненный выбор.

Материал, который предоставлен в этой работе – робкая попытка научить общаться с поэзией не на уровне «тема природы», «любовная лирика» и т.п., а через диалог с автором, освоив его поэтическую речь, уяснить его представление о мире и месте человека в этом мире.

Роберт Рождественский (Поэзия периода «Оттепели») (1932 – 1994)

На Земле,

безжалостно маленькой,

жил да был

человек маленький.

У него была служба

маленькая.

И маленький очень

портфель.

Получал он зарплату

маленькую…

И однажды –

прекрасным утром –

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война…

Автомат ему выдали

маленький.

Сапоги ему выдали

маленькие.

Каску

выдали

маленькую

и маленькую

по размерам –

шинель…

А когда он упал –

некрасиво,

неправильно,

в атакующем крике

вывернув

рот,

то на всей земле

не хватило

мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

  1. Найдите вторые части антитез, лежащих в основе композиции стихотворения:

маленький человек - ___________

прекрасное утро - ___________________

упал некрасиво, неправильно - __________________

  1. Стихотворный размер этого стихотворения – дольник, который «сохраняет ритмическую инерцию трёхсложных размеров» (в данном случае – анапеста). Объясните, почему в последних четырёх стихах, представляющих собой одно предложение, 4 ударных слога, в отличие от остальных строк, где ударных слогов – 3.

  2. Какой дополнительный смысловой оттенок вносит сказуемое первого предложения «жил да был»? Почему? ( Это задание предполагает расшифровку художественного образа в контексте стихотворения)

  3. Найдите в стихотворении безличные односоставные предложения и докажите уместность этой синтаксической конструкции.

  4. «Белым стихом» или «верлибром» написано это стихотворение? Обратитесь к словарю литературоведческих терминов, чтобы ответить на этот вопрос.

  5. В стихотворении два раза использовано слово «земля», но в первом случае оно написано с большой буквы, а во втором – с маленькой. Почему? Объясните своё понимание написания этого слова.

Андрей Вознесенский (1933 - 2010)

Сага



Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.



Заслонивши тебя от простуды,

Я подумаю: «Боже всевышний!

Я тебя никогда не забуду,

Я тебя никогда не увижу».



Эту воду в мурашках запруды,

Это Адмиралтейство и Биржу

Я уже никогда не забуду

И уже никогда не увижу.



Не мигают, слезятся от ветра

Безнадежные карие вишни.

Возвращаться – плохая примета.

Я тебя никогда не увижу.



Даже если на землю вернёмся

Мы вторично, согласно Газифу,

Мы, конечно, с тобой разминёмся.

Я тебя никогда не увижу.



И окажется так минимальным

Наше непониманье с тобою

Перед будущим непониманьем

Двух живых с пустотой неживою.



И качнётся бессмысленной высью

Пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не забуду,

Я тебя никогда не увижу»

1977





Эпизод урока литературы в 8 классе. Тема : разговорный и художественный стили речи: их сходство и различие.

Перед нами два текста, посвященные одной теме (Война 1812 года), одного автора – замечательного поэта, автора удивительно глубоких и лиричных песен, писателя, создавшего интересные прозаические произведения, Булата Шалвовича Окуджавы (1924 – 1997)

И вот я слышу цоканье полков, их много, много. Медленное тягучее цоканье… И вот я вижу такую картину, будто ничего не случилось, Москва как Москва, раннее утро, жители ещё спят… вот цоканье приблизилось, и я увидел французских конногвардейцев, медленно движущихся по Арбату. Я даже вздрогнул. Их было много, эскадрона два. Они ехали молча и торжественно, за ними на маленькой арабской лошади ехал человек в сером сюртуке, опустив голову, а следом большая топа пышных всадников.

Я сразу узнал этого человека – это был Бонапарт. Они направлялись к Боровицким воротам.

Из романа «Свидание с Бонапартом»

Батальное полотно

Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье.

На передней лошади едет император в голубом кафтане.

Белая кобыла с серыми глазами, с челкой вороною,

Красная попона, крылья за спиною, как перед войною.


Вслед за императором едут генералы – генералы свиты:

Славою увиты, шрамами покрыты, только не убиты!

Следом – дуэлянты флигель-адъютанты, блещут эполеты:

Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…


Всё слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые…

Только топот мерный, флейты голос нервный да надежды злые.

Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба…

Только под ногами да над головами лишь земля и небо…

Лишь земля и небо….

Лишь земля и небо…


??? Почему это произведение названо «батальным», ведь нет же изображения битвы, войны?

??? Что происходит, когда гаснут сумерки? Какая мысль последней строфы особенно важна для автора? Как в этом стихотворении проявляются живописное и музыкальное начала поэтического стиля Окуджавы? Какие краски мы видим и какую музыку мы слышим?

??? Чем отличаются произведения Б. Окуджавы от описаний историка С. Ф. Платонова?

??? Как стиль диктует автору средства языка: в подборе лексики, построении предложений и абзацев?

??? Каков тип речи в текстах Булата Окуджавы? Какой создается в связи с этим образ рассказчика? Опиши его внешность, характер.

??? Какова идея в прозаическом отрывке? А в стихотворении? Почему это становится понятным?


Очень красивые и грустные строчки стихотворения, которые хочется читать, перечитывать и слушать в исполнении автора. Стихотворение называется «Батальное полотно», почему? ( Батальные сцены в произведениях изобразительного искусства изображали военные действия, сцены войны, сражения). Но слова «позднее катанье» не дают возможности рисовать войну, может перед войной, перед сражением. Войны нет, но все в полной боевой готовности. Первая строфа стихотворения состоит из четырех назывных предложений. Каждое слово – предложение. Окуджава рисует словами: он видит эту картину и передает нам её содержание. Каждая точка – пауза. Автору важно, чтобы мы остановились на миг, почувствовали всю важность и значимость картины. А вот про кобылу уже с перечислением, чтоб не так значительно. Получается, что автор не просто рассказывает нам, что он видит, а рисует эту картину в своем воображении, он живёт ситуацией. Как мы можем это доказать? «Флейты голос нервный» - это же нельзя нарисовать, это можно только услышать.Причем, клавесин – это музыка мира, жизни, а флейта – голос войны (вспомните рассказ «После бала» Л. Н. Толстого)

??? Какие художественные средства языка работают в стихотворении?

Только в последней строфе можно увидеть эпифору, анафору, антитезу, метафору.

Знакомство с новым изобразительно-выразительным средством языка – ЗЕВГМА

( стилистическая фигура, сокращающая синтаксическую конструкцию для пущей выразительности « с серыми глазами, с челкой вороною, красная попона, крылья за спиною, как перед войною» (завершается это предложение сравнением). Все эти стилистические приемы создают мощную по своей силе метафору, благодаря которой понятно, почему происходит такое кощунственное пренебрежение образом императора в пользу его лошади. «Белая кобыла» становится символом победоносной войны: ее обладатель, всадник, заранее обречен на успех – крылья за спиною, как у греческой богини Ники.

Стилистические фигуры, ритм и рифма в свою очередь дополняют образ надёжности и непобедимости, пространства мысли, чувства, движения.

??? Какова же цель художественного стиля? Создать впечатление.

А цель научного? Донести сведения

Один стиль воздействует на чувства, а другой на мысли.


Возможности лингвостилистического анализа безграничны. Разговор с детьми получается интересный, и они уже не боятся думать, ошибаться, творить.














Материал для уроков литературы в старших класах
  • Русский язык и литература
Описание:

Лингвостилистический анализ текста

Достаточно трудно войти в мир лирического произведения, лингвостилистический анализ помогает снять трудности в изучении изобразительно-выразительных единиц разных уровней. С его помощью можно работать над воспитание языкового вкуса, читательской культуры,развитием художественных способностей.


Однако при этом не ставилась задача систематического и целенаправленного формирования у школьников навыков лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов, способности оценить эстетическую ценность текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности.


Основной идеей уроков, на которых используется лингвостилистический анализ должно стать утверждение, что такой анализ – это путь к синтезу художественного произведения, к восприятию его целостной художественной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы.

 

Автор Мишина Елена Станиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 373
Номер материала 24793
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓