Главная / Начальные классы / МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МИНУТОК ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МИНУТОК ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МИНУТОК
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Вопросник

«Как избежать опасности на улицах»

Почему надо переходить только на перекрестке и на пешеходном переходе?

Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый цвет?

Почему опасно переходить бегом?

Почему опасно переходить улицу наискосок?

Что означает надпись «Опасность на повороте» на задней части автобуса?

Как видит водитель пассажиров автобуса?

Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса?

Чем опасна стоящая машина?

Чем опасны кусты и деревья на улице?

Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?

Почему опасно, когда на улице очень мало машин?

Как определить, далеко машина или близко?

Почему нельзя ходить по проезжей части улицы?

Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

Опасно ли школьнику увидеть на той стороне улицы товарища, подругу или родных?

Как определить, что машина собирается повернуть направо?

Чем опасны машины с прицепом?

Почему опасно ходить по улицам группами?

Почему опасно переходить улицу вдвоем под руку или держась за руки?

Что опаснее на улице: пешеходный переход без светофора или со светофором?

Какое место на улице опаснее: перекресток или остановка автобуса (троллейбуса)?

Основные причины дорожно-транспортных
происшествий

1. Окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах.

2. Снижение контроля со стороны родителей.

3. Скользкие участки дороги во время непогоды.

4. Снижение видимости из-за непогоды.

5. Яркое ослепляющее солнце.

6. Плохое состояние дорог.

7. Рассеянное внимание водителей и пешеходов.

8. Пересечение проезжей части по дороге в школу.

9. Подвижные игры на проезжей части.

10. Езда на велосипедах по проезжей части.

11. Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника и тому подобное.

12. Переход дорог при коллективном посещении театров и прочее.

13. Адаптация к новым условиям во время отдыха вне дома.

Минутки безопасности

«Как ты переходишь через дорогу?»

1. Там, где ты переходишь, стоит машина. Что надо делать?

Правильный ответ: лучше отойти от нее подальше, чтобы она не мешала обзору; в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за...

2. Ты переходишь недалеко от остановки. Рядом остановился автобус. Где и как надо переходить?

Правильный ответ: если поблизости есть пешеходный переход или перекресток, обязательно переходи там. Если нет, то подожди, пока отъедет автобус. Ни в коем случае не выбегай спереди! Лучше не обходить и сзади (не видно машины справа!), но в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за...

3. Ты собрался переходить, но видишь, что медленно приближается автомобиль крупных габаритов (грузовик или автобус). Ты вполне можешь успеть перейти. Что надо делать?

Правильный ответ: главная опасность приближающегося автомобиля состоит в том, что он может помешать заметить другой, движущийся в том же направлении, зачастую с большей скоростью. Пропустите его, даже если он едет медленно.

4. Перед переходом ты пропустил машину. Больше машины ты не видишь... . Можно переходить?

Правильный ответ: можно, но чуть выждав, пусть проехавшая машина отъедет подальше. А вдруг она скрывает за собой встречную.

МИНУТКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руки?

Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно.

Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует, потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потерять драгоценные секунды.

О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?

Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку.

Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт.

Поэтому выбегать из-за него нельзя ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.

В чем опасность, когда вы идете по улице с маленькими детьми?

Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших за запястье руки и не выпускать их.

Особенно внимательными надо быть, когда вы подъезжаете к своему дому и выходите из автобуса, трамвая, такси, троллейбуса.

Маленькие дети, заметив кого-то из знакомых на другой стороне улице, могут вырваться и побежать к ним.

Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?

Некоторое время первый автомобиль закрывает второй. Пешеход может видеть только одну машину и не заметить обгоняющую машину.

Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?

Одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.

Можно ли отвлекаться при переходе дороги?

Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы любим оглядываться на шум, крик, особенно когда услышим свое имя. Это очень опасная привычка.

Вы подошли к перекрестку. На нем горел для пешеходов зеленый сигнал. Как долго, вы не знаете. Стоит ли начинать переход?

Лучше подождать нового цикла зеленого сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора.

Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая.

Что делать, если при переходе дороги уронил сумку, портфель или какой-нибудь другой предмет?

Если мы что-то уронили, первая реакция быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу.

Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя.

Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою «пропажу». Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.

Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность такой ситуации?

Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая от глаз мальчика.

Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону.

Почему опасно играть рядом с дорогой?

Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину.

На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомобиль, больше машин ему не видно. Можно ли переходить?

Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы.

Пешеход начал переходить улицу при смене сигналов светофора с зеленого на красный. Пешеход решил: «Пока машины стоят – успею: ведь водители видят меня и не станут наезжать». В чем ошибка пешехода?

Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку, и при включении зеленого сигнала они выедут на перекресток с ходу.

Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин. И пешеход эту машину не видит тоже из-за стоящего транспорта.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПЕРЕХОДА

hello_html_41d7eeb7.png

1. Вначале найти безопасное место для перехода.

К о м м е н т а р и й: именно «найди»!

Главное – не только «в установленном месте» (не всегда рядом есть «зебра» или знак), но место с отличным обзором. Не у поворотов, из-за которых могут выскочить машины. Как можно дальше от стоящих машин и других помех обзору. В таком месте, где и водитель легко заранее может заметить пешехода.


2. Стой на тротуаре возле обочины (проезжей части).

К о м м е н т а р и й: обязательно «стой»! Всегда нужна остановка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выходите, не выбегайте с ходу!

3. Осмотрись или прислушайся – нет ли машин.

К о м м е н т а р и й: «осмотрись» – поворотом головы проверь дорожную обстановку; посторонние мысли не должны отвлекать тебя; помни: машина может быть СКРЫТА.

4. Если видишь приближающуюся машину – дай ей проехать. Снова посмотри по сторонам.

К о м м е н т а р и й: ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ. Если даже машина едет медленно, за ней может быть скрыта другая. Снова посмотри по сторонам: проехавшая машина может скрывать за собой встречную – и потому, пока проезжала одна, могли появиться другие.

5. Если поблизости нет машин – переходи дорогу по прямой.

К о м м е н т а р и й: нет поблизости – значит нет ни приближающихся, ни проехавших, ни стоящих. НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ОБЗОРУ И НЕ УГРОЖАЕТ БЕЗОПАСНОМУ ПЕРЕХОДУ.

6. Продолжай внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь дорогу.

К о м м е н т а р и й: смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка может измениться: ВНЕЗАПНО появится машина, идущее прямо транспортное средство вдруг поворачивает…

Если так случилось, что-то мешает обзору (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина), то помня, что обзор ограничен, надо подойти к краю дороги и ОСТОРОЖНО ВЫГЛЯНУТЬ: что там за ...? Если приближается машина, спокойно отойдите назад.

hello_html_5a158628.png


ПЕШЕХОД –


ПАССАЖИР –


ПЕШЕХОД



№ п/п

Вопрос

Ответ

1

2

3

1

Какая опасность для пешехода может возникнуть, когда автобус, троллейбус, трамвай подъезжает к остановке?

Когда на остановке много людей, при подходе транспорта возникает толкучка и есть опасность, что кто-нибудь нечаянно толкнет тебя под колеса транспортного средства; подъезжающий автобус (или троллейбус) может занести на тротуар и он может задеть или сбить тебя.

2

Где следует ожидать трамвай, если остановка не оборудована посадочной площадкой?

Ожидать трамвай, остановка которого не оборудована посадочной площадкой, нужно только на тротуаре.

3

Когда пешеход может идти на посадку в трамвай, остановка которого не оборудована посадочной площадкой?

Идти можно только после полной остановки трамвая и убедившись, что проезжающие транспортные средства уступают дорогу пешеходам.

4

Как следует поступить, если надо перейти дорогу после выхода из маршрутного транспорта?

Необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода, убедиться в безопасности перехода проезжей части и только потом переходить дорогу.

5

Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта?

Пассажир может быть не замечен водителем, который закроет дверь. Транспортное средство поедет и потащит пассажира, зажатого дверьми.

6

Почему опасно суетиться при выходе из транспорта?

Торопясь, можно споткнуться и упасть прямо под колеса транспортного средства.

7

Как должен поступить взрослый пассажир с ребенком при выходе из транспорта?

Взрослый пассажир должен выйти первым, а затем помочь детям выйти из транспорта. Если же первым из транспорта выйдет ребенок, то он может самостоятельно начать переход.

Окончание табл.

1

2

3

8

Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте?

Пассажир должен:

Не задерживаться на входе.

Не прислоняться к дверям.

Не стоять на ступеньках и у дверей.

Держаться за поручни.

Не мешать выходящим пассажирам.

Категорически запрещается просовывать руки, ноги за ограждения поворотного устройства сочлененных трамваев, троллейбусов, автобусов. Не отвлекать водителя от управления.

9

Какие правила должен соблюдать пешеход, находясь на остановке, ожидая транспорт?

1. Не подходить к краю тротуара и стоять спокойно.

2. Нельзя выходить на проезжую часть.

3. Подходить к дверям маршрутного транспорта можно только после его полной остановки.

10

С какого возраста ребенок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом?

Запрещается перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованном детским креслом.

11

Почему нельзя идти по поребрику и даже стоять на нем?

Пешеход, сам по себе или нечаянно кем-то задетый, может оступиться и оказаться на проезжей части.

12

Ты вышел из трамвая. Посадочной площадки нет. Твои дальнейшие действия?

Надо не мешать выходящим сзади пассажирам и без задержки на проезжей части идти к тротуару. Но при этом нужно очень внимательно следить за транспортными средствами справа.

13

Для чего водители и пассажиры должны пристегиваться ремнями безопасности?

Для снижения риска получения травмы в случае ДТП.

14

Как надо останавливать маршрутное такси или легковой автомобиль?

Останавливать надо поднятием руки, стоя на тротуаре. Стоять на поребрике, а тем более выходить на проезжую часть запрещается.

ВОСЕМЬ ПРАВИЛ МОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Перед тем как куда-нибудь пойти, я обязательно сообщу об этом моим родителям. Я скажу им, куда иду, как собираюсь добираться туда, кто пойдет со мной и когда я намерен вернуться обратно.

2. Я обязательно спрошу разрешения у родителей, перед тем как сесть в чужую машину или покинуть дом либо двор с кем-нибудь, даже если я хорошо знаю этого человека. Перед тем как поменять свои планы или получить от кого-нибудь деньги, подарки, лекарства (таблетки, наркотики и так далее), я сообщу об этом друзьям либо знакомым, если не смогу предупредить родителей.

3. Для меня безопаснее быть с другими людьми, когда я куда-нибудь отправляюсь или просто нахожусь на улице. Я использую правило «Всегда будь с приятелем».

4. Я говорю «нет» тому, кто пытается обратиться ко мне, если этот человек внушает мне подозрение, вызывает недоверие или чем-то смущает меня. В этом случае я сразу иду к взрослым, которым я доверяю, и рассказываю им о том, что произошло.

5. Я знаю, что это не моя вина, если кто-то чужой задержал меня и сделал мне плохо. Я не должен хранить в секрете такие случаи.

6. Я доверяю своим впечатлениям, чувствам и говорю взрослым о проблемах, которые столь значительны для меня, что овладевают всем моим существом. Ведь многие люди заботятся обо мне, готовы выслушать меня и поверить. Я не одинок.

7. Никогда не поздно попросить о помощи. Я не могу просить до тех пор, пока не получу её.

Я особенная личность, и я заслуживаю того, чтобы чувствовать себя в безопасности.

ВОТ МОИ ПРАВИЛА:

1) прежде всего, сообщи;

2) используй принцип «Всегда с приятелем»;

3) говори «НЕТ», затем иди и рассказывай;

4) прислушивайся к своим впечатлениям и чувствам и, говоря со взрослыми, делись с ними своими проблемами и интересами.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Самые старые из всех дорожных знаков – указатели расстояний. Для того чтобы люди не сбились с дороги, ее помечали. Так, в Древнем Риме устанавливали каменные столбы – указатели, а у здания Форума в самом Риме стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог.

Наши предки – славяне – тоже заботились о путешественниках, старались помочь им выбрать правильное направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали ветки из сучьев, делали затесы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни и ставили столбы. На перекрестках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Более 300 лет назад при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он приказал между Москвой и загородной резиденцией – селом Коломенское – через каждую версту поставить высокие столбы, чтобы их не заносило снегом и они указывали дорогу домой. В народе их прозвали «коломенской верстой». При Петре I строительство дорог возросло. На большаках стали устанавливать верстовые столбы и раскрашивали их в цвет русского национального флага.

Позднее стали устанавливать столбы на перекрестки и делать на них надписи, куда какая дорога ведет. Дороги, на которых ставили столбы, стали называться столбовыми, а на второстепенных дорогах столбов не было.

Но когда вместо саней, колясок, телег, запряженных лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояний мало. Стало ясно, что нужны дорожные знаки.

Поначалу каждая страна имела свои дорожные знаки, их изготовляли дорожные органы. Но постепенно автомобильные сообщения между странами стали осуществляться довольно часто, возникла необходимость введения дорожных знаков международного значения. Попытка ввести единые международные знаки была предпринята в 1909 г., с этой целью в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты 4 международных знака.

Эти знаки имели символы, почти полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках.

В 1968 г. на следующей конференции уже было введено 126 знаков. В 1978 г. принят новый государственный стандарт, который установил 7 групп дорожных знаков.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫПУСКА ИНФОРМАЦИОННОГО ЛИСТКА

В ГОЛОЛЕД

После теплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой. Стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: на скользкой дороге машину остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте особенно осторожны. Не спешите, так как можно неожиданно упасть и оказаться под колесами.

В ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ

Ребята! Сегодня на улице дождь. Дорога скользкая. Стекла машины покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких условиях водителями трудно работать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, возвращаясь из школы, не спешите перебегать улицу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход. Запомните: даже самый опытный шофер не может мгновенно остановить машину.

В ТУМАН

Ребята! На улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому, прежде чем перейти через дорогу, убедитесь, что по ней не идет автомобиль. А если рядом окажется малыш, возьмите его за руку и переведите через дорогу.

Еще раз напоминаю, что в туман надо быть особенно осторожными.

В МОРОЗНУЮ ПОГОДУ

Сегодня на улице холодно. Стекла автомобилей всегда покрываются изморозью и водителям очень трудно наблюдать за дорогой.

Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, а сейчас – тем более. И чтобы с вами не случилось беды, – не торопитесь, подождите, пока пройдет весь транспорт. Только после этого переходите улицу.

ПЕРЕД КАНИКУЛАМИ И ВЫХОДНЫМИ ДНЯМИ

Ребята! Завтра у вас начнутся каникулы (день отдыха). Вы можете больше времени уделять своим любимым играм на воздухе. Но при этом не забывайте, что по улицам всегда движется транспорт. Поэтому играйте лучше во дворах, садах, на детских площадках. Не выбегайте на проезжую часть дороги, так как, увлекшись играми (катаясь на санках или коньках, велосипеде, самокате на дороге), вы можете не заметить идущей по ней машины. А это приведет к большой беде.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

НАДО СОБЛЮДАТЬ

Ребята, мы с вами живем в большом и красивом городе, по улицам которого движется много машин, идут пешеходы. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров. Вместе с тем автомобиль может стать и причиной несчастных случаев. Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо. Паровой автомобиль выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжелой и неуклюжей техники, и она врезалась в каменный забор. Котел паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу.

Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающим на бензине, увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты под их колесами погибло более двух с половиной миллионов человек. Сейчас в автомобильных катастрофах во всем мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы. Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяется сейчас серьезное внимание.

Переход улицы в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта – это наиболее частые нарушения Правил дорожного движения пешеходами. А особо много их с участием детей.

Чтобы знать правила движения, их надо изучать и строго соблюдать. Ведь недисциплинированные пешеходы создают на улицах и дорогах опасную обстановку, нередко являясь виновниками несчастий.

А какие нервные потрясения и тяжелые ранения получают водители автомобилей, под колеса которых попадают дети! Не раз приходилось наблюдать, что некоторые водители после этого не в состоянии длительное время, а то и всю жизнь водить автомобиль, лишаясь возможности заниматься любимой профессией. Нередко водители автомобилей, спасая жизнь внезапно появившегося перед машиной пешехода, не по своей воле совершают еще более тяжелые аварии, в которых страдают ни в чем не повинные люди.

Однажды произошел такой случай. Один ученик стал перебегать дорогу. Было это зимой, когда дорога была покрыта тонким слоем льда. Когда водитель заметил перед машиной пешехода, он резко нажал на тормоза. Машина стала вращаться, как волчок, ее понесло в сторону и бросило на тротуар. Рядом находился газетный киоск, около которого стояли люди. Автомобиль нанес тяжелые травмы ни в чем не виновным людям. Недисциплинированный ученик сам не пострадал, но принес несчастье другим.

Ребята! Вы знаете, что перекресток – это место, где пересекаются улицы. Имеются перекрестки, где движением управляет светофор. Запомните:

красный свет запрещает движение,

желтый – означает «Внимание»,

зеленый – разрешает движение. Иногда ребята не выполняют требований сигналов светофора и становятся участниками дорожных происшествий.

Когда на дорогах большой поток машин, на перекрестки выходят регулировщики. Движением руки и поворотом корпуса регулировщик подает сигналы водителям и пешеходам. В правой руке он держит полосатую черно-белую палочку. Это жезл. (Показать сигналы регулировщика.)

Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожек и обочин или их непригодности пешеходы должны идти по краю проезжей части только в направлении, противоположном транспортному потоку. Если пешеход ведет велосипед руками, он может следовать только по ходу движения транспортных средств, по краю проезжей части – как в черте населенного пункта, так и за его пределами.

Это связано, в частности, с тем, что велосипед имеет фонари и отражатели света, белые – спереди, красные – позади, при движении пешехода с велосипедом по левой стороне красные огни и светоотражатели, обращенные назад, могут нарушить правильную ориентацию едущих сзади водителей транспортных средств.

На пути движения пешехода по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожкам, обочине, краю проезжей части могут находиться выезды из дворов и других территорий, прилегающих к улице или дороге. В этих случаях у пешехода имеется преимущественное право на движение перед выезжающим транспортным средством, и водитель обязан пропустить пешеходов.

Нужно соблюдать осторожность при движении по тротуару мимо стоящего или подъезжающего к краю тротуара транспортного средства: пассажиры, сидящие в этом транспортном средстве, могут внезапно открыть дверь кузова легкового автомобиля или кабины грузового автомобиля и ударить пешехода.

Пешеходы обязаны идти по тротуару спокойно, без суеты, не переходить с правой стороны на левую и наоборот. Нельзя стоять группами на тротуаре, так как это мешает движению пешеходов.

Некоторые школьники, взявшись за руки, любят ходить по тротуарам строем, занимают его почти весь по ширине. Встречные прохожие в этом случае вынуждены обходить их, выходить на проезжую часть, а это очень опасно, особенно на тех улицах, где движение интенсивное. И, конечно же, нельзя на тротуарах устраивать разные игры: это мешает движению пешеходов и очень опасно. Однажды произошел такой случай. Четыре подружки затеяли на тротуаре возле своего дома игру со скакалками. Одна девочка, прыгая через скакалку, оказалась на мостовой, рядом с тротуаром. А в это время мимо быстро ехал велосипедист и сбил девочку. Пострадавшую отправили в больницу. Вывод?

Игра – это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее яркая эмоционально окрашенная форма детской деятельности по усвоению правил жизнедеятельности. Если игра идет по инициативе детей, то она является формой их самовыражения. Если игра проходит по инициативе педагога, то в ней происходит усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, без сомнения, относятся и те, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице. Рассмотрим некоторые из возможных игр. При этом отметим, что поведение на дороге и возле нее требует тех качеств, которые помогут человеку как в обычной жизни, так и в экстремальных условиях.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР

Цель игры

Описание игры

Место

проведения

1

2

3



Развитие внимательности, умения ориентироваться в окружающей обстановке.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Что изменилось

На столе выставляются 3 (5, 7 и более в зависимости от возраста детей) предмета. Играющие должны запомнить предметы и их местоположение. После этого дети отворачиваются или закрывают глаза, а учитель меняет предметы местами. Открыв глаза, ребенок (дети) должен поставить предметы в прежнем порядке.



Помещение

Развитие внимательности, умения ориентироваться в окружающей обстановке.

Какого предмета не хватает

Условия те же. Но при перестановке убирают один (несколько) предмет со стола. Надо назвать недостающие предметы и поставить все в прежнем порядке.


Помещение


Развитие внимательности

Найди лишний предмет

1-й вариант. К некоторому количеству предметов, которые ребенок (дети) наблюдает на столе, добавляют еще один (и более). Дети в это время отворачиваются. Этот предмет(ы) они затем должны найти.

Помещение


2-й вариант. Даны несколько предметов (можно в виде рисунков), имеющих сходный признак (по цвету, форме, назначению), и один предмет, не подходящий по этому признаку. Детям надо найти лишний предмет.




Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

По команде выполняй

Группа детей становится в шеренгу, можно свободно, но лицом к водящему. Последний предлагает детям выполнять различные движения, но только по особой команде с ключевым словом (например: руки, класс, группа). Если в команде нет ключевого слова, то ее выполнять нельзя. Тот из играющих, кто выполнит запрещенную команду, выбывает из игры, побеждает последний оставшийся участник. Например, команды: руки вверх, руки вниз, руки в стороны, вниз – последняя команда запрещенная.



Помещение или открытое пространство

Продолжение табл.

1

2

3


Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции.

Кто лишний

Стулья, количество которых на один меньше числа играющих, выставляются кругом. Под музыку или иное сопровождение дети ходят (бегают) вокруг стульев. По команде водящего все должны занять место на стульях. Кому стула не хватило, выбывают из игры. Одновременно убирается один стул. Игра продолжается, пока не останется один играющий.


Помещение, открытое пространство


Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции.

Светофор

Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор – два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая). Руководитель объясняет правила игры:

– Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, начиная с левой ноги; когда желтый – хлопают в ладоши; а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, выбывает их игры.

Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, в которой останется больше играющих.


Помещение, открытое пространство



Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции.

Журавли и лягушки

(болгарская народная игра)

Играют 5-10 человек. В грунт вбивают 4 колышка высотой 50-60 см. Между ними протягивают ленту на высоте 30-40 см от уровня площадки (типа ранга). В центр площадки становится водящий – «журавль». Он передвигается по площадке и следит, чтобы на нее не прыгнули через ленту «лягушки» – остальные участники игры. «Лягушки» должны прыгать туда на двух (1-2 классы) или одной (3-4 классы) ноге (об этом заранее договариваются играющие) и выпрыгивать из площадки тем же образом. Если «журавль» настигнет «лягушку» в пределах площадки, то они меняются местами. Вариант игры: пойманная «лягушка» выбывает из игры, а «журавлем» становится последняя оставшаяся «лягушка».



Лужайка

Продолжение табл.

1

2

3

Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции.

Салки

Открытое пространство


Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции.

Салки со снежками

Водящий заранее заготавливает побольше снежков и старается попасть в кого-либо из пробегающих детей. Тот, в кого попали, становится помощником водящего и тоже старается салить оставшихся играющих. Игра прекращается, когда будет осалена большая часть играющих.


Открытое пространство


Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции.

Льдинка

Участники игры образуют круг и становятся на расстоянии одного-двух шагов друг от друга. В центре круга – водящий. Перед ним лежит кусочек льда (шайба), который он старается выбить за пределы круга ногой. Играющие препятствуют этому и отбивают льдинку назад. Тот, кто пропустит льдинку справа от себя, меняет водящего.

Вариант игры: играющие перебрасывают льдинку друг другу в разных направлениях. Водящий в центре круга старается перехватить ее. Если ему это удается, то он сменяет того, кто отбивал льдинку последний раз. «Виновник» становится водящим.

Вариант игры: игра может быть организована с клюшками.


Открытое пространство








Открытое пространство





Открытое пространство


Развитие координации движений

Черепахи

2-3 пары играющих садятся на санки спиной друг к другу. По команде ведущего игроки стараются как можно быстрее добраться до финиша (8-10 м). Каждая пара игроков передвигает свои сани, отталкиваясь от земли четырьмя ногами одновременно. Побеждает та пара, которая первой доберется до финиша.


Открытое пространство

Развитие умение ориентироваться в пространстве, координации движений

Кошки-мышки

Помещение, открытое пространство

Окончание табл.

1

2

3



Развитие умение ориентироваться в пространстве, координации движений

Загорки

(польская народная игра)

(Игра проводится с одним и тем же составом детей только один раз.)

Перед игрой на пол кладут часы и другие бьющиеся предметы. Показывают одному из играющих, как нужно шагать и сколько раз переступать через эти предметы, чтобы не наступить на них. В конце же играющий должен перепрыгнуть через натянутый шнур. Далее ему завязывают глаза, с пола убирают все предметы и предлагают шагать. Потом развязывают глаза и показывают пол, где он так боязливо ступал.

Вариант игры: Чтобы игру повторять, можно с пола убирать только бьющиеся предметы и оставлять прочные, которые не повредятся, если на них наступить. Веревочку можно иногда убирать, а иногда оставлять, чтобы водящий не знал, есть она или убрана.



Помещение, открытое пространство

Развитие умение ориентироваться в пространстве, координации движений

Холодно-горячо

Играть можно вдвоем, группой. Водящий прячет какой-либо предмет. Играющий(е) должен его найти. При этом водящий направляет играющего словами: холодно, тепло, горячо. Чем ближе играющий к цели, тем «горячее», чем дальше – «холоднее».

Помещение, открытое пространство


МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МИНУТОК ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
  • Начальные классы
Описание:

Вопросник

«Как избежать опасности на улицах»

–Почему надо переходить только на перекрестке и на пешеходном переходе?

–Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый цвет?

–Почему опасно переходить бегом?

–Почему опасно переходить улицу наискосок?

–Что означает надпись «Опасность на повороте» на задней части автобуса?

–Как видит водитель пассажиров автобуса?

–Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса?

–Чем опасна стоящая машина?

–Чем опасны кусты и деревья на улице?

–Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?

–Почему опасно, когда на улице очень мало машин?

–Как определить, далеко машина или близко?

–Почему нельзя ходить по проезжей части улицы?

–Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

–Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

–Опасно ли школьнику увидеть на той стороне улицы товарища, подругу или родных?

–Как определить, что машина собирается повернуть направо?

–Чем опасны машины с прицепом?

–Почему опасно ходить по улицам группами?

–Почему опасно переходить улицу вдвоем под руку или держась за руки?

–Что опаснее на улице: пешеходный переход без светофора или со светофором?

 

–Какое место на улице опаснее: перекресток или остановка автобуса (троллейбуса)?

Автор Белобородова Елена Кузьминична
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 729
Номер материала 15853
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓