Главная / Классному руководителю / Материал для классных руководителей и работников музеев

Материал для классных руководителей и работников музеев



Отдел образования, спорта и туризма Пинского горисполкома

«Средняя школа № 1 г. Пинска»















Роль экскурсий

в гражданско-патриотическом воспитании школьников











Хлебус Ирина Ивановна,

учитель английского языка,

классный руководитель VIII «Г» класса











Пинск, 2014



Составитель: Хлебус И.И., учитель английского языка, классный руководитель VIII «Г» класса.









Предлагаемая вниманию читателей работа является кратким отчетом деятельности классного руководителя по поиску современных технологий воспитательной работы гражданско - патриотического направления средствами школьного музея и экскурсий, что значительно усиливает воспитательную функцию образования. Работа предназначена классным руководителям, руководителям школьных музеев, учителям и другим педагогическим работникам, которых интересует эта тема. Теоретический материал может быть использован для научных исследовательских работ. Представлен краткий отчет о проведенных экскурсиях.


























Оглавление


Введение…………………………………………………………………………4

Гражданско-патриотическое воспитание школьников ………………………6

Основные понятия гражданско-патриотического воспитания………………6

Основные направления гражданско-патриотического воспитания…………8

Основы музейной работы как средство гражданско-патриотического воспитания и образования школьников ………………………………………9

Основные понятия…. …………………………………………………………..9

Цели и задачи музея …………………………………………………………...11

Экскурсия как основная форма музейной работы …………………………..12

Музей Краснознаменного ордена Ушакова I степени Днепровской

военной флотилии и I-го Учебного отряда ВМФ СССР ………………..…..13

Выездные экскурсии ……………………………………………………….….15

Заочные экскурсии ………………………………………………………….…16

Заключение……………………………………………………………………...17

Литература………………………………………………………………………18

Приложение



























Введение


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм – это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, которые происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны.

На мой взгляд, современная школа, независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.), остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.

Школьный музей – это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…

В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели –  расширение культурного кругозора детей и подростков,  воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.

При составлении экскурсионной программы необходимо  охватить  темы, связанные с историей родного края, патриотическим подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, эстетическим  восприятием окружающего мира, подготовкой к выбору своей будущей профессии.

По моему мнению, в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

Ежегодно в начале учебного года я задаю своим ученикам вопрос: на какие экскурсии они бы хотели отправиться? И хочется отметить, что чем старше класс, тем более осознанный выбор в пользу патриотического воспитания делают мои ученики.

В VI классе мы составили план наших экскурсий до IX класса.

В VI классе мы посетили: Музей Краснознаменного ордена Ушакова I степени Днепровской военной флотилии и I-го Учебного отряда ВМФ СССР, который находится в нашей школе, Мемориальный комплекс «Брестская Крепость-герой».

В VII классе свои путешествия мы начали с посещения музея в ГУО «Средняя школа № 7 г. Пинска» - «Мой родны кут»; затем - Музей Белорусского Полесья, Мемориальный комплекс Хатынь, Минск – Линия Сталина.

В VIII мы планируем посетить музей Великой Отечественной войны и Музей Боевой славы в Полоцке.
































  1. Гражданско-патриотическое воспитание школьников

1.1. Основные понятия гражданско-патриотического воспитания

Для полного понятия проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности, прежде всего, необходимо знание терминологии ключевых понятий.

Гражданин – это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином – значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. [13]

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. [14]

Гражданская позиция – это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей. [10]

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Гражданское воспитание – это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности.

Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества. Восстановление гражданского воспитания как самостоятельного направления деятельности в системе современного образования обязано демократическим преобразованиям в России. Это будет способствовать воспитанию человеческого и национального достоинства у каждого члена общества.[1]

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. [3] «Быть патриотом – это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности».

Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.










1.2. Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе:

1) духовно – нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;

2) историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе;

3) гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике;

4) социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста;

5) военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения государства, способности к его вооруженной защите.















  1. Основы музейной работы как средство гражданско-патриотического воспитания и образования школьников

2.1. Основные понятия

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

«Музей» (в переводе с греческого museion) – это храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.[12]

Музей – институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного и природного наследия.

Являясь социальным институтом, музей выполняет следующие социальные функции[2]:

  1. Научно–документационная функция: музеи предназначены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества.

  2. Охранная функция: музеи призваны решать задачи охраны культурно–исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры.

  3. Исследовательская функция: музеи являются специфическими центрами научных исследований.

  4. Образовательная и воспитательная функция.

Музейная коллекция – часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).

Музейный предмет – предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.[12]








































2.2. Цели и задачи музея

Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю страны из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.

Роль музея в образовательном процессе:

1) обзорные экскурсии для гостей школы: участников методических семинаров, студентов;

2) экскурсии для учащихся, для ветеранов школы, жителей микрорайона;

3) проведение уроков на базе музея;

4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;

5) обучение членов совета музея;

6) подготовка учебно-исследовательских работ;

7) участие в учебно-исследовательских конференциях;

8) проведение учебы актива музеев;

9) проведение семинаров руководителей школьных музеев;

10) участие в Днях открытых дверей для родителей;

11) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми.

Основными целями музея, как структурного подразделения образовательного учреждения, являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.












2.3. Экскурсия как основная форма музейной работы

Традиционной и самой распространенной формой воспитательной работы музея являются экскурсии. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода.

Существенной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В связи с этим большое внимание уделяется культуре речи экскурсовода: хорошей дикции, грамматической правильности, а также выразительности и артистичности.

Также в основе данного метода лежит зрительное восприятие, непосредственное наблюдение объекта.

Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны. От вида экскурсии зависит ее содержание и приемы работы. Можно выделить следующие виды экскурсии:

  1. по месту проведения и объектам показа;

  2. по характеру тематики (обзорные, тематические, специализированные);

  3. по целевому назначению;

  4. по составу экскурсионных групп.




















  1. «Музей Краснознаменного ордена Ушакова I степени Днепровской военной флотилии и I-го Учебного отряда ВМФ СССР»

В 2005 году открыт музей Днепровской флотилии на базе ГОУ «Средняя школа № 1 г. Пинска». Руководитель музея Озеров А.А.

Создан музей 20.02.2002 года на территории Пинского консультативно-диагностического центра по ул. Иркутско-Пинской дивизии, 48.

В 2004 году переведён в СШ № 1.

Площадь экспозиции – 45,4 кв. метров.

Расположен музей в отдельном помещении 1-го этажа.

Основной фонд составляет 3000 ед.

Разделы экспозиции:

  • история Днепровской флотилии;

  • Пинская флотилия в годы Великой Отечественной войны;

  • моряки-днепровцы в операции «Багратион»;

  • моряки-днепровцы в боях за освобождение Пинска;

  • и корабли штурмовали Берлин;

  • Днепровцы – Герои Советского Союза;

  • традициям Днепровской флотилии верны;

  • 1-й Краснознамённый Учебный отряд;

  • моряки 1-го Учебного отряда на флотах и флотилиях ВМФ СССР;

  • боевые корабли Военно-Морского флота СССР;

  • офицеры и мичманы 1-го Учебного отряда при выполнении интернационального долга;

  • память о погибшем атомном подводном крейсере «Курск»;

  • история развития русского подводного флота;

  • слава морякам-подводникам.

В 2011 году музею присвоен статус “народный”.

На базе музея готовится группа молодых экскурсоводов.

Проводятся экскурсии, приём в пионеры, в октябрята, участие в общешкольных мероприятиях. Музей участвует в городской Вахте Памяти, традиционными стали встречи с ветеранами, поздравительные акции.

Профиль музея - военно-исторический.

Героические страницы бывают в жизни не только у людей, но и у кораблей. Иногда они вместе с людьми совершают подвиг – человек и корабль. Союз ветеранов военных моряков г. Пинска собрали благодатный материал для идейно-воспитательной работы подрастающего поколения. Среди них и воспоминания ветеранов-подводников. Изучая историю Днепровской флотилии, её боевой путь, учащиеся по-новому осмысливают эти героические события, пытаются дать им свою оценку, испытывают гордость за свою Родину, народ, его историю.

Эффективность проводимой работы по патриотическому воспитанию выражается в положительных отзывах от посетителей музея.

Ежегодно в музее проводятся более пятидесяти экскурсий для школьников, студентов, выпускников, ветеранов Великой Отечественной войны и гостей города.

Ежегодно мы с учащимися посещаем наш школьный музей на классных и информационных часах.

Наш музей - это книга памяти: ведь собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее, как эстафету, нашему поколению, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.

 


































  1. Выездные экскурсии


Первой совместной выездной экскурсией была экскурсия в Мемориальный комплекс «Брестская крепость».

25 сентября 1971 года был открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». В едином архитектурно-художественном ансамбле мемориала, увековечившем «легендарную быль о героях Брестской крепости», представлены руины старой крепости, места боёв, монументальные скульптурные композиции. Сегодня «Брестская крепость-герой» - крупнейший на постсоветском пространстве памятник мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.

По дороге домой некоторые ученики поделились со мной своими переживаниями после посещения мемориала. Многие из них уже не первый раз приехали отдать дань уважения всем погибшим в те страшные годы. Они другими глазами посмотрели на события Великой Отечественной войны. И я надеюсь, что еще не один раз мои ученики приедут поклониться местам, которые видели войну.

В VII классе перед Днем Победы мы посетили мемориальный комплекс Хатынь.

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Хатынь – бывшая деревня Логойского района Минской области Беларуси – стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны.

В память погибших 2230000 жителей Беларуси каждом четвертом в 1969 г. на месте сожженной вместе с жителями деревни Хатынь сооружен мемориальный комплекс, в котором воплощена идея мужества и непокоренности народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы.

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» – один из наиболее грандиозных фортификационных ансамблей на территории Беларуси. Он был создан к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне по инициативе благотворительного фонда "Память Афгана" при поддержке Президента Республики Беларусь. Комплекс создавался методом народной стройки, в которой принимали участие государственные и общественные организации, предприятия различных форм собственности, энтузиасты.








  1. Заочные экскурсии

В городских условиях на классных и информационных часах я провожу заочные экскурсии–беседы с использованием фото и видео материалов, таблиц и других средств наглядности. В организации таких экскурсий активное участие принимают мои ученики. Они охотно находят необходимый материал и интернет ресурсах, энциклопедиях и других источниках.

Мы заочно съездили в Государственный музей Мировой войны в Вилейке, Барановичский краеведческий музей, Концентрационный лагерь в польском городе Освенцим и мн. др.



































Заключение


Начало 21 века для страны – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Все эти изменения диктуют новые требования к отечественной системе образования.

Ввиду модернизации образования важным его направлением стало гражданско-патриотическое воспитание, целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями и умениями, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы.

Условия, в которых сегодня находится наше общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Но, несмотря на это, гражданское образование находится на этапе становления, которые включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений.

В создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность музея, который представляет собой одну из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганда материалов. Основными целями такого музея являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.

Самая распространенная форма воспитательной работы музея - это экскурсия. Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Именно с помощью экскурсий учащиеся имеют возможность познакомиться с экспозицией музеев.

Ежегодно я как классный руководитель изучаю уровень воспитанности своего класса. Из года в год показатели критериев, характеризующих сформированность гражданских и патриотических качеств у учащихся, хоть и незначительно, но всё же увеличиваются. Это говорит о том, что работа, проводимая с учащимися, эффективна, ведётся в правильном русле.

Опыт воспитательной работы показывает, что школьный музей способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса.


Литература

  1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе [Текст]: / И.Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002

  2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.

  3. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.

  4. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.- (Методика).

  5. Материалы сайта МОУ «СОШ №22»: http://56nschool22.ucoz.ru/index/muzej_boevoj_slavy/0-8

  6. Материалы сайта ПО «Звезда»: http://zvezda.borovichi.ru/Museum.htm

  7. Материалы сайта: Музеология. - http://www.muzeum.ru

  8. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.

  9. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.- (Растим патриотов России)

  10. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org

  11. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.

  12. Юренева Т.Ю.Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2003. с. 471-479.



18


Материал для классных руководителей и работников музеев
  • Классному руководителю
Описание:

Предлагаемая вниманию читателей работа является кратким отчетом деятельности классного руководителя по поиску современных технологий воспитательной работы гражданско - патриотического направления средствами школьного музея и экскурсий, что значительно усиливает воспитательную функцию образования. 

Работа предназначена классным руководителям, руководителям школьных музеев, учителям и другим педагогическим работникам, которых интересует эта тема.

Теоретический материал может быть использован для научных исследовательских работ.   

Автор Хлебус Ирина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1030
Номер материала 33680
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓