Материал проведения конференции в
3\х классах
«День Конституции РФ»
«Россия – всё, чем я живу»
(символика Российского государства,
права и обязанности граждан)
Цель:
способствовать становлению у участников гражданского самосознания.
Задачи:
1.
Образовательная: познакомить с законодательным актом - конституцией страны,
главными символами государства и расширить представление учащихся о значении
Российского герба, флага, гимна.
2.
Развивающая : способствовать развитию навыков аналитического мышления.
3.
Воспитательная : формирование уважительного отношения к государству и
государственной символике.
Ход часа общения:
(стихотворение
В. Полторацкого)
Россия
–
Радуга
и синь,
Степная
сизая полынь,
Полей
разлет,
И
снег,
И
лед,
И хоровод
Берез,
взметнувшихся над Волгой.
Она
багряный листопад,
И
снова синь,
И
снова сад,
А в
нем, пленительный и долгий,
Шального
соловья раскат
Россия –
Ясная
роса,
Косого
ливня полоса
И
запах медуниц от луга,
Глаза
ребенка,
Сердце
друга
Вечерних
росстаней печаль
И
распахнувшаяся даль
От
Селигера до Байкала
Всё,
всё она в себя впитала!
Россия
– все, чем я живу,
К
чему во сне и наяву,
Душа
стремиться не устала.
-Какое
настроение вызвало у вас прослушанное стихотворение? (ответы детей)
-А
как вы думаете о сем мы будем говорить на нашем часе общения? (ответы)
-
Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины,
испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвященные родной
земле… Сегодня мы с вами поговорим о символах нашего государства . Час общения
«Россия - всё, чем я живу»(символика Российского государства)
–
Скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы
знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн РФ.
-
Итак: символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или
целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так
символом Парижа является Эйфелева башня;
небоскребы,
статуя Свободы – символы США.
-
Какие символы России вы можете назвать? (ответы детей)
-
Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и
матрешка.
-
Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены
в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы называем
государственными? (ответы детей).
-
Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб,
государственный флаг, государственный гимн.
- Конечно,
эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб
– с двуглавым орлом.
- Но
почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб,
флаг, гимн? Все ли мы это знаем? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а м.б. и
узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе
нашей страны я расскажу вам, что обозначает слово «герб», когда и для чего
возникли гербы
-Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство» или «наследие»
и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а
также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах,
печатях, бланках, марках и др. предметах, чтобы показать принадлежность тому
или иному государству.
-
Каждый герб состоит из элементов, раскрывающих значение герба. Я предлагаю вам
познакомиться со значением некоторых элементов гербов и на основе этой
информации расшифровать значение герба нашей страны.
Лев – «властная сила»
Корона
– власть, благородство
Конный
всадник – победа,
Орел
– сила, власть, величие;
Меч
– военная слава, могущество
Символы царской власти (скипетр и держава) – твердая центральная власть .(ответы)-
А теперь внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: какого элемента (из
перечисленных нет на нашем гербе? (ответы) -А какой элемент присутствует на
гербе РФ, но его нет в перечне? (ответы)
-Итак,
наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном
щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла, скипетр и
держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона.
Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих,
как в европейской, так и в азиатской её частях. Поэтому одна голова орла
смотрит на Запад, а другая на Восток. Короны над головами орла рассматриваются
как символы союза республик, краев, областей из которых состоит РФ, скипетр и
держава означают сильную государственную власть, защиту страны и её единство.
Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение
победы добра над злом.
-
У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над большим
Кремлевским Дворцом, где находится место пребывания Президента России, всегда,
ночью и днем, в хорошую погоду и ненастье развивается бело-сине-красное
полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы
власти России, это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших
символов государства.
-Рассмотрим изображение государственного флага РФ – он представляет собой
прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос:
верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя- красного.
-Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам
выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки,
характеризующие цвета нашего флага. Определите, о каком цвете в них говорится.
-
Предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы:
Снежинки так
прекрасны и легки,
Как
совершенны у ромашки лепестки,
Как
на доске строка написанная мелом,
Мы
говорим сейчас о цвете….
Спокойны
и чисты рек русских воды
Прозрачны
и светлы как вечер зимний
И
благородны и просторны неба своды
Художник
их раскрасил в ….
Россия
много войн пережила
И
наши деды умирали не напрасно
И
верность Родине их к славе привела
Под
Знамением Победы ярко….
- Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так. Издревле каждый
цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу,
мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной
церкви, синий цвет- это небо, благородство; белый – совершенство, чистота.
-Помимо государственного флага РФ есть еще два особых знамени . Первое
- знамя Вооруженных Сил России, представляющее собой красное полотнище. Это
Знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над
Рейхстагом, как знак взятия Берлина. Второе знамя – это знамя Военно-Морского
Флота. Российскому Военно-Морскому Флоту, подчеркивая преемственность славных
традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский
флаг.
-
Часто на праздниках военных парадах мы слышим торжественную величественную
песню. Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все
торжественно, красиво и строго.
-
Как называется эта песня? (ответы детей)
-Гимн
– это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое
государство имеет свой гимн. Гимн это песня, посвященная своей Родине, это символ
государства такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство
нашей огромной страны.
-Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Как вы
думаете, почему? (ответы)
-
Гимн является самым общедоступным знаком. Герб и флаг не всегда оказываются под
рукой , названия стран звучат по-разному на разных языках, гимн же всегда
вместе с человеком, который помнит его мелодию, и если возникает необходимость
показать свою государственную принадлежность, может восполнить это, исполнив
свой гимн.
-Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного
российского гимна? (ответы детей)
-
Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Его
музыку знают и уважают во всем мире ,она рождает гордость за нашу страну.
-
Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым.
В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн
объединяет всех людей нашей страны ,всех тех, кто любит свою Родину и гордится
ею.
-
Государственные символы, о которых мы сегодня говорили, должен знать каждый из
нас. А вот как вы усвоили государственные символы покажет небольшой тест,
который я вам предлагаю выполнить. (2-3 минуты )- А теперь проверьте, правильно
ли вы ответили на вопросы теста? - Поднимите руки те, кто ответил верно. - А
наше общение с вами я хотела бы закончить словами великого русского поэта А.С.
Пушкина: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить
Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой
нам Бог ее дал».
Россия
–
Радуга
и синь,
Степная
сизая полынь,
Полей
разлет,
И снег,
И
лед,
И
хоровод
Берез,
взметнувшихся над Волгой.
Она
багряный листопад,
И
снова синь,
И
снова сад,
А в
нем, пленительный и долгий,
Шального
соловья раскат
Россия –
Ясная
роса,
Косого
ливня полоса
И
запах медуниц от луга,
Глаза
ребенка,
Сердце
друга
Вечерних
росстаней печаль
И
распахнувшаяся даль
От
Селигера до Байкала
Всё,
всё она в себя впитала!
Россия
– все, чем я живу,
К
чему во сне и наяву,
Душа
стремиться не устала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.