Главная / Русский язык и литература / Материал «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы»

Материал «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы»

Актуальность, теоретическая и практическая значимость использования ИКТ на уроках обусловили мой выбор методической темы.

В течение последних 3-х лет работаю над методической темой: «Применение информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы».

Как учитель – словесник я поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель: повышение мотивации обучения, развитие познавательной активности учащихся, грамотности чтения, стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Задачи: воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки; повышать эффективность урока. Помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)

Технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Использование самого компьютера, самых разных программ.

Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость использования ИКТ на уроках русского языка и литературы обусловили мой выбор темы «Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка литературы».

Поставила перед собой следующие цели:

1) использование ИКТ в системе учебных и внеурочных занятий;

2) повышение эффективности урока через использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Работу свою веду по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов (электронные пособия);

- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Excel);

- презентации с использованием программы MS Office (Power Point, Windows Movie Maker);

- чтение художественной литературы в электронном варианте;

- создание проектов;

- дидактические материалы;

- работа с ресурсами Интернет.

В своей работе использую готовые программные продукты:

1. « Тесты - тренажеры» по русскому языку 5-9 класс (автоматическая подсказка в случае затруднения, восполнение пробелов в знаниях);

2. Электронное пособие «Дистанционное обучение. Морфология. 6 класс (для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков; возможность проверить полученные знания на практике);

3. «Русский язык» справочник школьника (все определения, понятия, правила русского языка; изучение теоретического материала в интерактивной форме);

4. «Энциклопедия русской литературы» (помощь педагогу при подготовке к урокам, дополнительный материал по произведениям и авторам).

Большим помощником на уроках литературы является «Энциклопедия русской литературы», энциклопедия «Кругосвет» (универсальная научно- популярная онлайн-энциклопедия, в которой содержаться разделы по литературе, музыке, театру, кино), «Википедия» (свободная энциклопедия).

Использование этих изданий, делает уроки более интересными и информационно насыщенными. Возможно, изменится и отношение учеников к урокам словесности в лучшую сторону.

Следующее направление - работа с программами MS Office (Word, Power Point, Excel). Создание проектов, презентаций, работа в программах MS Office Word, Power Point, Excel требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями. С использованием программы MS Office Power Point мною представлены презентации на уроках литературы: М.Ю. Лермонтов «Бородино»- 5 класс; КВН «Мифы Древней Греции» - 6 класс; «Н.А.Некрасов. «Русские женщины » - 7 класс; «Романтизм в литературе » -8 класс и др. На уроках русского языка «Слово и его лексическое значение» - 5 класс; «Порядковые числительные» - 6 класс; «Правописание наречий »- 8 класс. Работа с использованием программы MS Office Power Point необычайно интересна. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

психологически облегчает процесс усвоения;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор учащихся;

повышает эффективность работы учителя и учащихся на уроке.

При объяснении нового материала на уроках использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, виртуальные-экскурсии ( по Лермонтовским местам), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

Работа с помощью программы Windows Movie Maker. Использование видеозаписи делает урок более живым, повышает учебную мотивацию и активность. С помощью данной программы использовано музыкальное сопровождение к мини - спектаклю по произведению Г.Х. Андерсена « Снежная королева» 6 класс; инсценирование произведения А.П.Чехова « Толстый и Тонкий » 7 класс. В своей практике использую показ фрагментов художественных фильмов: «Телеграмма» -6 класс; «Судьба человека»- 7 класс; « Война и мир» - 7 класс. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, - это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.

Хорошо продуманный и обсужденный с учителем материал доклада ученика, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах иногда вполне может заменить объяснение учителя или работу с текстом. В этом случае, конечно, учитель должен оказать помощь в создании презентации.

Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. В чем же состоит эта активность?

Ведущим мотивом в жизни и деятельности подростков является самовыражение в среде сверстников. Это можно сделать, применив современные педагогические технологии. Повысить активность учащихся помогает метод проектов.

Школьных проектов может быть большое разнообразие. Это проекты теоретического и практического типа. В своей деятельности использую следующие виды:

исследовательский проект (может быть представлен в виде презентации по творчеству писателя.)

проект – выставка (произведения писателей, иллюстрации к уроку по творчеству писателей).

Проекты создаются при помощи программ Microsoft Power Point, в текстовом и графическом редакторе. Имея компьютер, используя текстовый редактор Word, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков печатаю тестовые задания, карточки и так далее. Эффективность урока в случае использования печатных материалов повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навык.

Урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов. Можно заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации .

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Интернет – универсальный источник педагогической и методической научной информации.

Подготовка уроков с применением информационно компьютерных технологий помогает учителю постоянно развиваться самому и повышать свой уровень; позволяет обеспечить качественное улучшение результатов учебной деятельности при разумном объединении накопленного методического опыта и современных информационных технологий. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. Применение компьютерных технологий позволяет:

наполнить уроки новым содержанием;

развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

формировать элементы информационной культуры;

прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

идти в ногу со временем.

Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать лингводидактические проблемы:

1) совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

2) ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

3) повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;

4) ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

5) возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Я строю свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.



Материал «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы»
  • Русский язык и литература
Описание:

В течение последних 3-х лет работаю над методической темой: «Применение информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы», которая направлена на повышение мотивации обучения, развитие познавательной активности учащихся, грамотности чтения ,стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам. В данной работе делюсь опытом по применению ИКТ на уроках русского языка и литературы, направленную на формирование ИКТ- компетенций учащихся , включая разнообразные виды работы с информацией с различных источников, включая инновационные коммуникационные технологии. Применение компьютерных технологий помогает мне в работе: наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.


Автор Крыженкова Елена Ивановна
Дата добавления 07.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 578
Номер материала MA-063587
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓