Т. А. Кондрякова,
учитель английского языка
МБОУ «Филатовская
СОШ»,
Ильинский район,
Пермский край
Проектная деятельность в преподавании английского языка при
введении ФГОС
Формирование
новой модели российской школы потребовало создания нового поколения
государственных образовательных стандартов (ФГОС) — принципиально новый для
отечественной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза
накопленного опыта, современных перспективных тенденций развития отечественной
и зарубежной школы, ведущих научных психолого-педагогических,
культурологических, социологических теорий и концепций. Метод проектов — инновационная педагогическая технология — главный фактор повышения качества образования
в условиях реализации ФГОС.
В
последние годы этот метод получает все более широкое распространение в практике
обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам, т.к. данный метод
является очень эффективным для формирования УУД. Он трактуется методистами и
учителями по-разному. Мы придерживаемся следующего определения данного метода:
«Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных
приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих
результатов». Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии,
то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных методов, творческих по самой своей сути (4). Мне очень нравится
высказывание Джона Дьюи (основоположник проектного метода, 19 век) о главных
принципах обучения: « Обучение должно базироваться на личном опыте и спонтанных
интересах ребёнка». Таким образом, Дж. Дьюи также обращает внимание на то, что
интерес ребёнка к учёбе будет тем выше, чем больше будут учтены его личные
качества и интересы. Методика
проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщения знаний и
умений по изученной теме. В нашем понимании проект - это творческая
деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным
возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.
Цель проектов -
способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный
интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически
мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать
информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
По самой своей
сути, таким образом, метод проектов предполагает необходимость дифференциации
обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности,
основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды
деятельности – на формирование личностных УУД. Использование метода проектов
при обучении ИЯ позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство
познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей
других людей. К тому же в настоящее время метод проектов достаточно хорошо
проработан технологически и нашел широкое применение, в том числе и при
обучении иностранному языку. Основная идея заключается в том, чтобы перенести
акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность
учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми
средствами (5). Проектно-исследовательская деятельность школьников является
методической темой в нашей школе, и поэтому метод
проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщения знаний и
умений по изученной теме.
УМК по
английскому языку (авт. Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш.), по
которому я работаю, позволяет в полной мере использовать данный метод. По
окончании каждой темы имеется раздел «Project», и ученики, опираясь на свои интересы,
выбирают задание. Мои ученики выполняют как групповые, так и индивидуальные
проекты. Группы учащихся
формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе
есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его
выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает
самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе
выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит
успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой
информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, школьники учатся
работать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участка
работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это
огромный стимул к активному усвоению знаний.
Групповые проекты в
большинстве своём выполняются в рамках урока или пары уроков, а индивидуальные
– дома. Как показывает практика моей работы, ребята больше любят выполнять
индивидуальные проекты. Для выполнения данного вида заданий учащиеся получают
достаточно времени – около недели, и ученикам предоставляется возможность
выполнить задание более качественно и творчески. В нашей школе ученики имеют
свободный доступ к сети Интернет, и это позволяет им выполнить задание
информационно более глубоким.
Кроме проектных заданий,
которые предлагаются в учебнике, ребята очень часто сами предлагают темы
проектов, которые они хотели бы выполнить. Даже очень слабые ученики никогда не
отказываются от выполнения проекта, ведь они выполняют его на посильном им
уровне и объёме. Проекты могут быть как совсем крошечными - « Вывеска для
магазина», « Медаль за достижения», «Расписание кружка» и т.д., так и довольно
объёмными – журнал, бизнес-план, компьютерная презентация, экскурсия и т. д.
Так, работая по теме «Changing Times, Changing Styles» в 8 классе
(авт. Кузовлев В. П. и др.), ребята реализовали замечательный проект «Экскурсия
по школьному музею». Этот проект имел подпроекты – экскурсии по разным
экспозициям музея. Впоследствии эта экскурсия была проведена для учащихся 8,
9-11 классов и для учителей иностранного языка районного методического
объединения. В этом году у нас в планах совместно с участниками школьного
кружка « Наш сайт» сделать сопровождение к страничке «Школьный музей» на
английском языке. И это тоже очень интересный проект.
Большой интерес
ребята проявляют к этапу презентации. По большей части, конечно, ими движет
любопытство: «Кто что приготовил, и как?» В то же время – это этап творческого
применения речевого материала, этап, когда учащиеся учатся анализировать,
сравнивать, слушать других, самоутверждаться. Метод проектов -
личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В
сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения и
качество усвоения предметных знаний (6), снимается напряжение, увеличивается
вера в свой успех, таким образом, результаты, которые могут быть получены после
применения этой технологии следующие:
- прочное и
глубокое усвоение знаний по английскому языку;
- установление
межпредметных связей;
- высокий уровень
самостоятельной работы учащихся;
- высокий уровень
научности в знаниях у учащихся;
- умение работать
в группе, вести групповое обсуждение;
- сплочение
детского коллектива;
- мотивация
коллективных достижений.
Библиографический список
1.
Битянова М. -
Школьный психолог. - 2007. - № 23. – С. 5-6
2.
Кузовлев В.П.,
Лапа Н.М. и др. - УМК Английский язык. – М.: Просвещение. – 1999
3.
Полат Е.С.
Метод проектов на уроках иностранного языка, - Иностранные языки в школе. -
2000. - № 2
4.
Полат Е.С.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, - 2000.
- С. 67).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.