Понятие коммуникации
Согласно исследованиям руководитель тратит
от 50 до 90% всего времени на коммуникации. Коммуникации имеют огромное
значение для успеха организаций. Эффективно работающие руководители
представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением
устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен
информацией. Менеджеры добывают необходимую им информацию как внутри компании,
так и во внешней среде, а затем преобразуют ее и распределяют между теми, кто
испытывает потребность в ней.
Коммуникации (от латинского слова «делаю
общим, связываю) — процесс передачи информации от источника к получателю с
целью изменить его знания, установки или явное поведение. Эффективная
коммуникация важна для успеха в управлении, поскольку решение многих
управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей
(начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках разных событий,
коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов,
характеризующихся неопределенностью.
На эффективность коммуникации влияют такие
факторы, как коммуникативные навыки, установки и опыт, а также умственные
способности субъектов общения, формирующие специфику их восприятия сообщения и
эмоциональную подоплеку.
Процесс коммуникации
В межличностном процессе коммуникаций
можно выделить шесть главных переменных: отправитель/кодировщик; сообщение;
канал; получатель/ декодировщик; восприятие; обратная связь.
Отправитель несет ответственность за такую
формулировку сообщения, которая точно передает мысль получателю. Процесс
перевода мысли в сообщение называется кодированием.
Поскольку коммуникации, по существу,
являются процессом достижения понимания, для того чтобы значение сообщения было
одинаковым для отправителя и получателя, необходимы согласованные усилия с
обеих сторон. Задача отправителя состоит в том, чтобы искать и использовать
коммуникационные символы и навыки, которые приведут к
правильному отражению сообщения в сознании получателя.
Сообщение состоит из вербальных и
невербальных символов, представляющих информацию, которую мы хотим передать.
Каждое посланное нами сообщение — это попытка передать мысль получателю.
Типы данных, которые по отдельности или в
любом сочетании могут содержать сообщения:
— факты, конкретные и объективные данные;
— идеи, абстрактные и требующие
доказательства их объективности;
— мнения, конкретные или абстрактные, с
претензией на объективность или субъективные;
— кредо, твердо отстаиваемые мнения,
принципы, которые обычно связаны с осознанием людьми себя личностями или
влиянием на них повседневного поведения;
— эмоции, то, что чувствует и выражает
отправитель;
— мотивация, передаваемая энергия,
воздействующая на получателя.
Процесс перевода сообщения в мысль
называется декодированием, и это задача получателя. Насколько верно получатель
воспримет информацию зависит от следующих факторов:
— знание получателем темы разговора;
— вероятность восприятия сообщения
отправителя соответствующим образом;
— опыт общения отправителя и получателя.
Получатель описывается двумя аспектами
поведения: умением слушать и умением обеспечить обратную связь с отправителем.
Восприятие представляет собой наше
уникальное понимание сути вещей. Восприятие — это неделимая составляющая
коммуникации как со стороны отправителя, так и получателя.
При восприятии каждый из нас предстает в
качестве продукта всего нашего уникального опыта. Наши установки по отношению к
окружающей среде также изменяют наше восприятие того, что передается нам при
коммуникации.
Обратная связь — это реакция получателя на
сообщение.
Обратная связь может быть вербальной или
невербальной; письменной или устной. Обратная связь обеспечивает ориентиры для
следующего сообщения, которое мы посылаем получателю. С помощью обратной связи
мы можем оценивать эффективность нашей коммуникации. Поэтому очень важно овладеть
навыком точного интерпретирования обратной связи.
При наличии обратной связи отправитель и
получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится
отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи
своего отклика начальному отправителю. Обратная связь может способствовать
значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.
Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и
повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Обратная связь
повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам
устранять помехи.
Выделяют следующие трудности в передаче
информации:
— порог воображения человека, облекающего
свои мысли в словесную или иную форму для передачи другому человеку;
— активный языковой фильтр, определяющий
различия между «мыслью в мозгу» и «мыслью высказанной»;
— языковой барьер, влияющий на объем и
содержание услышанного «приемником» сообщения;
— пассивный фильтр воображения и желания,
связанный с процессом декодирования воспринимаемой информации и приданием ей
значения;
— объем запоминания, который, в
зависимости от субъективной ценности информации и особенностей «приемника»,
сохраняет в его памяти некий образ, связанный с информацией.
Коммуникацию чаще иллюстрируют
черно-белыми картинками, поскольку эмоции и чувства для коммуникации мало
характерны.
Коммуникация - передача сообщения, сознательное,
простроенное, адресное ицелесообразное влияние
на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на
рациональной основе.
К коммуникациям относят деловую переписку, переговоры,
межличностную, межгрупповую, публичную, массовую и политическую
коммуникацию. В межличностной коммуникации всегда отличают вербальную
и невербальную коммуникацию, подчеркивая важность последней.
Понятия "коммуникация" и
"общение" в жизни часто употребляют как синонимы, но это не вполне
справедливо, между ними есть существенная разница. Бытовое - чаще общение,
профессиональное - чаще коммуникация. Бесцельное и без правил - чаще общение, с
осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) - чаще
коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает
наличие цели как минимум у одного из участников.
Общение - легкое,
неглубокое взаимодействие между людьми и в большей степени обмен
эмоционально значимыми сообщениями и чувствами, в том числе чувствами важными и
глубокими. Общение - чаще женское. Коммуникация - взаимодействие собеседников,
каждый из которых из имеет задачу влияния на другого и знает, у его партнера по
коммуникации задача такая же. Эмоции и чувства для коммуникации не то что мало
характерны, они скорее не запускают процесс, а являются служебным моментом
коммуникации. Коммуникация - чаще мужское. Коммуникатор выразит вам любые
чувства, если сейчас они необходимы для решения ситуативной задачи, и не
выразит вам чувств никаких, если это в ситуации неуместно.
Коммуникатор - человек со склонностью
(задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая
действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или
ответ. Противоположный тип - простой человек, действующий без цели, по
причине, по принципу «потому что». Простой человек хорош в качестве друга и не
уместен в деловой обстановке, где требуются выстроенные коммуникации.
Люди общаются, потому что им это нравится
и хочется. Основная задача коммуникации - эффективность, эффективная передача
нужной информации либо оказание необходимого воздействия.
Общение и коммуникации отличаются
использованием манипуляций. В обычном общении манипуляции происходят
стихийно, в большей степени от настроения и типа личности общающихся людей, и
обычно ими мало осознаются - как и в принципе мало осознается все, что
происходит в общении. Говоря метафорически, манипуляций в общении столько же,
сколько пыли в воздухе - всегда есть, но у дороги больше, в парке меньше. Что
касается коммуникации, то это взаимодействие, где количество и характер
манипуляций строго регламентируется: в сотрудническом взаимодействии, при
планировании совместных действий манипуляции исключены практически полностью, в
переговорах с конкурентами - разрешены, в полемике - являются основным
содержанием взаимодействия. Говоря метафорически, манипуляций в
коммуникации столько же, сколько красящих и ароматических веществ в аптечной и
парфюмерной продукции: все выверено до миллиграмма.
Когда разговаривают два человека, один из
них может общаться, а другой вести коммуникацию. Когда общаются клиент и
психолог во время консультации, клиент обычно общается. А что в это время
делает психолог? Психолог в это время ведет профессиональное общение: общение,
в котором есть осознанные цели и правила, но в котором, в отличие от
коммуникации, особую важность имеют чувства и эмоции.
Теории и модели коммуникации
Линейная (классическая) модель
коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного
процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) —
сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение)
— аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.
Шумовая модель коммуникации К. Шеннона —
У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами),
затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантические шумы —
первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением
передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация
концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.
Факторная модель коммуникации Г. Малецки
является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации
Шеннона-Вивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков
факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его
субъектов.
В циркулярной (замкнутой),
сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было
предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных
партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала
связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация —
кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.
Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки - навыки
эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта,
поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и
настаивать на своих законных правах. Освоите главные навыки - будете общаться
эффективно, не освоите - будете размышлять "почему у меня не строятся
отношения"...
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.