Главная / Математика / Математика и искусство «Золотое сечение»

Математика и искусство «Золотое сечение»

Название документа Математика и искусство.doc


II муниципальный конкурс проектов

«Математика вокруг нас 2010»















Работа учащихся 6 класса

ООШ «пос. Анисовский»

Математика и искусство

«Золотое сечение»







Руководитель проекта: Филиппова Т.Т.













2010 год





Содержание



  • Цели и задачи работы

  • Что такое «золотое сечение» или «божественная пропорция» ?

  • Золотое сечение в природе.

  • Золотое сечение в архитектуре.

  • Золотое сечение в живописи.

  • Золотое сечение в литературе.

  • Математика в музыке.

  • Заключение



  1. Что такое «золотое сечение» или «божественная пропорция» ?



Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами: теоремой Пифагора и "Золотым сечением". О теореме Пифагора слышал каждый школьник, а о "Золотом сечении" - далеко не все. «Золотое сечение» называют ещё «Божественной пропорцией», «Законом гармонии», «Законом звезды и формулой цветка».

Эта работа посвящена исследованию: что же такое «Золотое сечение» и где оно применяется.

Древнейшим литературным памятником, в котором встречается "Золотое сечение", являются "Начала" Евклида (3 в. до н. э.). Известно, что о золотом сечении знали Пифагор и его ученики (6 в. до н. э.). Как следствие многочисленных применений золотого сечения как в геометрии, так и в искусстве в эпоху Возрождения появилась книга "Божественная пропорция", а сам термин был введен Леонардо да Винчи в 15 веке. Пропорция золотого сечения лежит в основе многих творений Фидия, Тициана, Рафаэля, Леонардо да Винчи и других.

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку.

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Свойства золотого сечения создали вокруг этого числа романтический ореол таинственности и чуть ли не мистического поклонения.

В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли “Божественная пропорция” с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее “божественную суть” как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).

В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд “Эстетические исследования”. С Цейзингом произошло именно то, что и должно было неминуемо произойти с исследователем, который рассматривает явление как таковое, без связи с другими явлениями. Он абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства. У Цейзинга были многочисленные последователи, но были и противники, которые объявили его учение о пропорциях “математической эстетикой”.

Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Наиболее подробно он разработал пропорции Аполлона Бельведерского. Подверглись исследованию греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах.



На данной странице собраны основные известные математические факты и задачи, вязанные с "Золотым сечением".

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку, т е. a : b= b : c или с : b= b : а.

hello_html_m33f8e833.png



Построение точки, делящей отрезок в отношении золотого сечения.

Практическое знакомство с золотым сечением начинаем с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки.

hello_html_m532a07f6.png

ВС=1/2АВ; СD=ВС

Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется отрезком с точкой А.

На полученной линии откладывается отрезок СD=ВС.

Отрезок AD переносится на прямую АВ.

Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.

Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью . Если АВ принять за единицу, то ВЕ= 0,382... , а АЕ=0,618… .

Для практических целей часто используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если отрезок АВ принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38 частям.



Рассмотрим правильный пятиугольник. Его диагонали образуют правильный звездчатый пятиугольник (пентаграмму). Все диагонали такого пятиугольника делят друг друга на отрезки, связанные между собой золотой пропорцией. Рассмотрим диагональ АД.

Точка С делит отрезок АD золотым

сhello_html_64041680.pngечением.



Примеры сознательного использования

Золотое сечение и зрительные центры

Начиная с Леонардо да Винчи, многие художники сознательно использовали пропорции «золотого сечения». Российский зодчий Жолтовский также использовал золотое сечение в своих проектах[4].

Известно, что Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм «Броненосец Потёмкин» по правилам золотого сечения. Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие разворачивается на корабле. В двух последних — в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что, так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.

Другим примером использования правила «золотого сечения» в киноискусстве служит расположение основных компонентов кадра в особых точках — «зрительных центрах». Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости.



В природе

В биологических исследованиях 70-90 гг. показано, что, начиная с вирусов и растений и кончая организмом человека, всюду выявляется золотая пропорция, характеризующая соразмерность и гармоничность их строения. Золотое сечение признано универсальным законом живых систем.

Приглядимся внимательно к побегу цикория. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок. Отросток делает сильный выброс в пространство, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает выброс в пространство, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова выброс.

Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38, четвертый – 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.

У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает золотой пропорции. Сложив крылья, ночная бабочка образует правильный равносторонний треугольник. Но стоит развести крылья, и вы увидите тот же принцип членения тела на 2,3,5,8. Стрекоза также создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38. Можно заметить золотые пропорции, если внимательно посмотреть на яйцо птицы.

Золотое сечение можно найти и в анатомии.

Сопоставляя длины фаланг пальцев и кисти руки в целом, а также расстояния между отдельными частями лица, также можно найти "золотые" соотношения:

Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении золотого сечения. Измерения нескольких тысяч человеческих тел позволили обнаружить, что для взрослых мужчин это отношение равно в среднем примерно 13/8 = 1,625, а для взрослых женщин оно составляет 8/5 = 1,6. Так что пропорции мужчин ближе к "золотому сечению", чем пропорции женщин (однако женщина в обуви на каблуках может оказаться ближе к "золотым" пропорциям). У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году у мужчин равняется 1,625. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.



В архитектуре

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.).

На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных с золотым сечением.

Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари), и в пирамиде Хеопса:

Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.

Золотая пропорция применялась многими античными скульпторами. Известна золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делится пупочной линией в золотом сечении.



В живописи

Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи. Его личность – одна из загадок истории. Сам Леонардо да Винчи говорил: “Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды”.

Он снискал славу непревзойденного художника, великого ученого, гения, предвосхитившего многие изобретения, которые не были осуществлены вплоть до XX в.

Он писал справа налево неразборчивым почерком и левой рукой. Это самый известный из существующих образец зеркального письма.

Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.

Золотое сечение в картине И. И. Шишкина"Сосновая роща"

На этой знаменитой картине И. И. Шишкина с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен - при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше.

Наличие в картине ярких вертикалей и горизонталей, делящих ее в отношении золотого сечения, придает ей характер уравновешенности и спокойствия, в соответствии с замыслом художника. Когда же замысел художника иной, если, скажем, он создает картину с бурно развивающимся действием, подобная геометрическая схема композиции (с преобладанием вертикалей и горизонталей) становится неприемлемой.



В литературе

Многое в структуре поэтических произведений роднит этот вид искусства с музыкой. Четкий ритм, закономерное чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений, их эмоциональная насыщенность делают поэзию родной сестрой музыкальных произведений. Каждый стих обладает своей музыкальной формой - своей ритмикой и мелодией. Можно ожидать, что в строении стихотворений проявятся некоторые черты музыкальных произведений, закономерности музыкальной гармонии, а следовательно, и золотая пропорция.

Начнем с величины стихотворения, то есть количества строк в нем. Казалось бы, этот параметр стихотворения может изменяться произвольно. Однако оказалось, что это не так. Например, проведенный Н. Васютинским анализ стихотворений А.С. Пушкина с этой точки зрения показал, что размеры стихов распределены весьма неравномерно; оказалось, что Пушкин явно предпочитает размеры в 5, 8, 13, 21 и 34 строк

Многими исследователями было замечено, что стихотворения подобны музыкальным произведениям; в них также существуют кульминационные пункты, которые делят стихотворение в пропорции золотого сечения. Рассмотрим, например, стихотворение А.С. Пушкина "Сапожник":

Картину раз высматривал сапожник

И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился художник,

Вот, подбочась, сапожник продолжал:

"Мне кажется, лицо немного криво ...

А эта грудь не слишком ли нага?

Тут Апеллес прервал нетерпеливо:

"Суди, дружок, не выше сапога!"


Есть у меня приятель на примете:

Не ведаю, в каком бы он предмете

Был знатоком, хоть строг он на словах,

Но черт его несет судить о свете:

Попробуй он судить о сапогах!



Проведем анализ этой притчи. Стихотворение состоит из 13 строк. В нем выделяется две смысловые части: первая в 8 строк и вторая (мораль притчи) в 5 строк

Знаменитое стихотворение Лермонтова "Бородино" делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром..."), и главную часть, представляющее самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части.

В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй - сам с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.

Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.



Что связывает музыку и математику

  • Музыка и математика тесно связаны. И увидел это Пифагор. Для того, чтобы ноты были разными по высоте (грубо говоря, звучанию), необходимо было внести определенную пропорциональность в расположении струн, клавиш (на пианино). Для этого нужно хорошо разбираться в математике (по большей части в геометрии).

  • Играя на любом музыкальном инструменте, сталкиваешься с математикой - размер произведения (например, вальс имеет размер три четверти - как правило), длительность нот. Учась в музыкальной школе, проигрывая произведения, обязательно вслух произносишь цифры, которые помогают тебе понять структуру ритмического рисунка данного произведения (т. е. понять, какая нота будет звучать дольше, какая - короче).

  • В общем, математика важна для музыки и музыка без математики была бы иной.

  • Логика. И возможность найти что-то новое. И, пожалуй, самое точное, уметь мыслить абстрактно

  • Разве их что-то связывает?! Музыка - моя жизнь, а математику я ненавижу....)))

  • Немного есть того, что их связывает. Метроном, да нотный стан. Много кто пытался найти закономерности гармонии, но тем не менее многие потрясающие вещи написаны вопреки им. Музыка - эмоции, математика - холодный ум.

  • Очень многое, некоторые музыканты обращались к математике, что бы понять суть музыки, в музыке очень много цифр, например размер, ритм, длительность и т.д.! Как не крути есть тесная взаимосвязь.

  • Гармония



В музыке

Еще в 1925 году искусствовед Л.Л.Сабанеев, проанализировав 1770 музыкальных произведений 42 авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части или по теме, или по интонационному строю, или по ладовому строю, которые находятся между собой в отношении золотого сечения.

Причем, чем талантливее композитор, тем в большем количестве его произведений найдено золотых сечений. У Аренского, Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта, Скрябина, Шопена и Шуберта золотые сечения найдены в 90% всех произведений.

По мнению Сабанеева, золотое сечение приводит к впечатлению особой стройности музыкального сочинения. Этот результат Сабанеев проверил на всех 27 этюдах Шопена. Он обнаружил в них 178 золотых сечений. При этом оказалось, что не только большие части этюдов делятся по длительности в отношении золотого сечения, но и части этюдов внутри зачастую делятся в таком же отношении.

Композитор и ученый М.А.Марутаев подсчитал количество тактов в знаменитой сонате "Аппассионата" и нашел ряд интересных числовых соотношений. В частности, в разработке – центральной структурной единице сонаты, где интенсивно развиваются темы и сменяют друг друга тональности, - два основных раздела. В первом 43,25 такта, во втором – 26,75. Отношение 43,25:26,75=0,618:0,382=1,618 дает золотое сечение.



Заключение

Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Все без исключения начинают изучать основы математики уже с первого класса, потому, что эта наука нужна всем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний – физику и химию, науки о языке и медицину, астрономию и биологию и т. д. Математика необходима в любой профессии. Её возможности неисчерпаемы и многозначны. Одних покоряет её логическая стройность, другие ценят в ней точность, а третьи восхищаются её красотой.

Математика сближается с такими, казалось бы далекими от неё понятиями, как музыка, живопись, литература. Геометрия и искусство сближаясь, дают импульс к развитию того и другого. Умные люди учат вычислительные машины сочинять музыку, писать стихи. Разрабатываются новые идеи по созданию искусственного интеллекта. Сегодня мы рассмотрели, какую роль играет золотое сечение в искусстве. Но симметрия, периодичность, пропорции – так же являются признаками красоты и гармонии, и так же красной нитью проходят через всю историю искусств. Нет, математика – это «не холодный ум», а незаменимое точное средство выражения красоты и гармонии. Что подтверждается высказываниями великих ученых и художников.

«Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не осознавая»

Голфрид Лейбниц –великий немецкий ученый(математик,физик,философ)

«Пусть никто, не будучи математиком, не дерзает читать мои труды»

Леонардо да Винчи - итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и ученый (анатом, математик, естествоиспытатель)

Математика сближается с такими, казалось бы далекими от неё понятиями, как музыка, живопись, литература. Умные люди учат вычислительные машины сочинять музыку, писать стихи. Разрабатываются новые идеи по созданию искусственного интеллекта. Геометрия и искусство сближаясь, дают импульс к развитию того и другого.


Название документа Математика и искусство.ppt

Цели и задачи работы Что такое «золотое сечение» или «божественная пропорция»...
Цель работы: Выявить роль математики в других, несвязанных с ней отраслями на...
Золотое сечение это … 	«пропорциональное деление отрезка на неравные части, п...
В биологических исследованиях 70-90 гг. показано, что, начиная с вирусов и ра...
Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфен...
Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей,...
Многими исследователями было замечено, что стихотворения подобны музыкальным ...
Для того, чтобы ноты были разными по высоте (грубо говоря, звучанию), необход...
Подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части и...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Цели и задачи работы Что такое «золотое сечение» или «божественная пропорция» ?
Описание слайда:

Цели и задачи работы Что такое «золотое сечение» или «божественная пропорция» ? Золотое сечение в природе. Золотое сечение в архитектуре. Золотое сечение в живописи. Золотое сечение в литературе. Математика в музыке. Заключение

№ слайда 3 Цель работы: Выявить роль математики в других, несвязанных с ней отраслями науки
Описание слайда:

Цель работы: Выявить роль математики в других, несвязанных с ней отраслями науки Задачи: Узнать о таком понятии, как «золотое сечение» Увидеть примеры «золотого сечения» в природе, архитектуре, живописи Понять связь между математикой и другими отраслями знаний

№ слайда 4 Золотое сечение это … 	«пропорциональное деление отрезка на неравные части, при
Описание слайда:

Золотое сечение это … «пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку»

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 В биологических исследованиях 70-90 гг. показано, что, начиная с вирусов и расте
Описание слайда:

В биологических исследованиях 70-90 гг. показано, что, начиная с вирусов и растений и кончая организмом человека, всюду выявляется золотая пропорция. У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает золотой пропорции. В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38. Можно заметить золотые пропорции, если внимательно посмотреть на яйцо птицы. Золотое сечение можно найти и в анатомии.

№ слайда 7 Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон
Описание слайда:

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.). Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари), и в пирамиде Хеопса Золотая пропорция применялась многими античными скульпторами. Известна золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делится пупочной линией в золотом сечении.

№ слайда 8 Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, ко
Описание слайда:

Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен - при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше.

№ слайда 9 Многими исследователями было замечено, что стихотворения подобны музыкальным про
Описание слайда:

Многими исследователями было замечено, что стихотворения подобны музыкальным произведениям; в них также существуют кульминационные пункты, которые делят стихотворение в пропорции золотого сечения Стихотворение А.С. Пушкина «Сапожник» состоит из 13 строк. В нем выделяется две смысловые части: первая в 8 строк и вторая (мораль притчи) в 5 строк Стихотворение Лермонтова "Бородино" делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром..."), и главную часть, представляющее самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части. Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник, Вот, подбочась, сапожник продолжал: "Мне кажется, лицо немного криво ... А эта грудь не слишком ли нага? Тут Апеллес прервал нетерпеливо: "Суди, дружок, не выше сапога!« Есть у меня приятель на примете: Не ведаю, в каком бы он предмете Был знатоком, хоть строг он на словах, Но черт его несет судить о свете: Попробуй он судить о сапогах!

№ слайда 10 Для того, чтобы ноты были разными по высоте (грубо говоря, звучанию), необходимо
Описание слайда:

Для того, чтобы ноты были разными по высоте (грубо говоря, звучанию), необходимо было внести определенную пропорциональность в расположении струн, клавиш (на пианино). Для этого нужно хорошо разбираться в математике Играя на любом музыкальном инструменте, сталкиваешься с математикой - размер произведения (например, вальс имеет размер три четверти - как правило), длительность нот Очень многое, некоторые музыканты обращались к математике, что бы понять суть музыки, в музыке очень много цифр, например : размер, ритм, длительность и т.д.!

№ слайда 11 Подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части или
Описание слайда:

Подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части или по теме, или по интонационному строю, или по ладовому строю, которые находятся между собой в отношении золотого сечения. Золотое сечение приводит к впечатлению особой стройности музыкального сочинения. Этот результат Сабанеев проверил на всех 27 этюдах Шопена. Он обнаружил в них 178 золотых сечений Композитор и ученый М.А.Марутаев подсчитал количество тактов в знаменитой сонате "Аппассионата" и нашел ряд интересных числовых соотношений. В частности, в разработке – центральной структурной единице сонаты, где интенсивно развиваются темы и сменяют друг друга тональности, - два основных раздела. В первом 43,25 такта, во втором – 26,75. Отношение 43,25:26,75 = 0,618:0,382 = 1,618 дает золотое сечение.

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

Математика и искусство «Золотое сечение»
  • Математика
Описание:

II муниципальный конкурс проектов

«Математика вокруг нас 2010»

Работа учащихся 6 класса

ООШ «пос. Анисовский»

Математика и искусство

«Золотое сечение»

Руководитель проекта: Филиппова Т.Т.

2010 год

 

1.    Что такое «золотое сечение» или «божественная пропорция» ?

 

Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами: теоремой Пифагора и "Золотым сечением". О теореме Пифагора слышал каждый школьник, а о "Золотом сечении" - далеко не все. «Золотое сечение» называют ещё «Божественной пропорцией», «Законом гармонии», «Законом звезды и формулой цветка».

Эта работа посвящена исследованию: что же такое «Золотое сечение» и где  оно применяется.

Древнейшим литературным памятником, в котором встречается "Золотое сечение", являются "Начала" Евклида (3 в. до н. э.). Известно, что о золотом сечении знали Пифагор и его ученики (6 в. до н. э.). Как следствие многочисленных применений золотого сечения как в геометрии, так и в искусстве в эпоху Возрождения появилась книга "Божественная пропорция", а сам термин был введен Леонардо да Винчи в 15 веке. Пропорция золотого сечения лежит в основе многих творений Фидия, Тициана, Рафаэля, Леонардо да Винчи и других.

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку.

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. 

 

Свойства золотого сечения создали вокруг этого числа романтический ореол таинственности и чуть ли не мистического поклонения.

Автор Филиппова Татьяна Трофимовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 409
Номер материала 51896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓