Главная / Математика / Математика. Тема урока "Обыкновенные дроби". 5 класс.

Математика. Тема урока "Обыкновенные дроби". 5 класс.


Обобщающий урок по теме: «Обыкновенные дроби»

по учебнику Виленкина Н. Я.


«Улыбка сердца, где ты?»

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связь между теорией и практикой.

  2. Расширение знаний об окружающем мире; продолжение знакомства с « Красной книгой». Научить анализировать, наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и их применения к практическим заданиям стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

  3. Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развивать творческие способности, самостоятельность; организованность; вырабатывать умение отстаивать свою позицию при выступлении.

Тип урока. Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.

Организационные формы общения. Индивидуальная, групповая, коллективная.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

  2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизаций знаний.

  3. Творческая работа.

  4. Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Творческое домашнее задание.

7. Разминка.

Обобщение по пунктам:

  • Доли. Нахождение части числа и числа по его части

  • Сравнение дробей

  • Правильные и неправильные дроби

  • Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

  • Деление и дроби

  • Смешанные числа

Этапы урока:

  1. Посылание добрых мыслей (2 мин.)

  2. Немного истории (2 мин.)

  3. Теория и практика рядом (4-5 мин.)

  4. Устные упражнения и физкультминутка (3-4 мин.).

Диалог (2-3 мин)

  1. Слово гостям (мастеру леса Максютову А.Г) (6мин.)

  2. «Мои задачи» (4-6 мин.)

  3. Диагностика.

Работа по карточкам «Животные « Красной книги»»(10-13 мин.)

  1. Домашнее задание (1 мин.)

  2. Танцевальная минутка (3 мин.)


Оборудование. Карточки (дифференцированные) с заданиями, творческие задачи учащихся, мини-схемы с задачами, демонстрационные карточки, стенд с животными из «Красной книги Башкирской АССР» (И. Ф. ЗАЯНЧКОВСКИЙ и. др.); аудитория с людьми, плакат-ребус, цветные мелки, записи на доске, магнитофон.


Ход урока


I. Мотивационная беседа


Посылание добрых мыслей

Здравствуйте, дети!

Закройте глаза. Наша планета Земля больна: животные исчезают, страдают, им негде жить – их дом лес уничтожается. А может, ангелы их спасут. Может вы и есть те самые ангелы? Мысленно, представьте, что вы и есть те самые ангелы, которые будут беречь природу, будут сажать деревья – «построят дом» животным и заботиться о них. Перед вами какой-нибудь зверь или птица... Вы шепчете ему (повторяйте за мной): «Я не дам тебя в обиду. Я люблю тебя. Я спасу тебя от холода, я согрею тебя. Посажу дерево». Пожелаем ему здоровья. Улыбнемся ему. Улыбка есть Особая Мудрость (Ш. А. Амонашвили) (пауза). Самый красивый человек тот, у которого мысли и пожелания добрые. Откройте глаза.

А как же иначе? Мы рождены, чтобы жить по совести, чтобы делать добро. Вы неслучайно родились.

«И солнце светит не для себя, а для кого-то и чего-то.

И цветы растут не для себя, а для других.

И дождик льется не для себя, а для других» ( Амонашвили).

Вы рождены, чтобы радоваться и радовать других. И каждый человек по-своему интересен. Евтушенко сказал: «Людей неинтересных в мире нет». У каждого свое предназначение в этой жизни, своя миссия.

« Кто ищет трудность, находит мудрость» (Ш. А. Амонашвили)

У вас сегодня особая миссия – заниматься математикой. Зачем надо изучать математику? «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (М. В. Ломоносов). А человек умный никогда зла не сделает. Математика - знание, наука. Еще в древности, если человек понимал, знал математику, его считали ученым, мудрым. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. А вы, я знаю, хотите быть мудрыми. Не боитесь трудных задач, составляете свои задачи. У математиков прекрасная интуиция, у математиков развито логическое мышление, они хорошо знают психологию людей, тонко чувствуют музыку, они и художники, они и философы. Почему? Потому, что они научены в обыкновенных цифрах и числах, видеть прекрасное, которое создается в процессе решения примеров, задач. Хорошо, что в школе изучается такой предмет как математика, «обыкновенные дроби» для таких необыкновенных детей как вы. Несколько значений имеет слово дробь: танцевальная дробь, охотничья дробь (к сожаленью), и только обыкновенная дробь относится к математике. Позже вы познакомитесь с десятичными дробями. А сегодня обобщим тему «Обыкновенные дроби»: проверите себя, свои знания.

Немного истории. Как же математике без истории.

Выступления учащихся о происхождении дроби.


II. Актуализация опорных знаний.

« Ломаные числа». В толковом словаре «дробь – число, состоящее из частей единицы».

Работа с определением дроби.

А как в учебнике Виленкина Н. Я. определяется обыкновенная дробь?

а

1. - = а : в. Что означает эта запись ( запись такого вида)?

в а

2. Как называется число а в записи - ? Что оно показывает?

в

а

3. Как называется число в в записи - ? Что оно показывает?

в

4.Что означает черта дроби?

5.На доске написаны дроби. Прочитайте их.

7

-

8

6

-

6

2

-

5

1

-

10

17

-

30

43

-

42

12

-

32


6.Какие из данных дробей являются правильными? Какую дробь называют правильной?

7. Какие из данных дробей являются неправильными? Почему?

8. Сравните эти дроби с единицей.

3

9. Какие значения может принимать знаменатель, чтобы дробь - была неправильной?

в

а

10. Какие значения может принимать числитель чтобы дробь - была правильной?

5

Устные упражнения. Сравнение дробей проводится как физкультминутка.

Учитель показывает карточки, в которых показаны неравенства. Если учитель показывает верное неравенство, ученики должны встать и хлопать в ладони, если неверное – должны топать ногами.


15 8

- > -

3 3

5 7

- < -

9 9

11 10

- < -

6 6

3 2

- > -

4 4

5 2

- > 1-

3 3

3 1

- = -

6 2

2 3

- < -

9 4

7

- > 1

7


Дополнительные вопросы.

Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, какая – больше? Приведите пример 2-х равных дробей с различными числителями. Может ли правильная дробь быть >, чем 1? Всегда ли неправильная дробь >, чем 1? Какая дробь больше: одна из них правильная, а другая неправильная? Выделите в 1) и 2) целую часть и т. д.


Диалог (предполагаемый) между учителем и учениками (побудить интерес к дробям с разными знаменателями )

1 1

- и - Что больше?

5 3

- Вчера до ночи сидела, совсем запуталась. Какой знак неравенства я должна была поставить здесь?

- Больше.

- Почему?

- Потому что 5 больше, чем 3.

- Тогда так и надо было писать: сравнить 5 и 3. А тут 1/5 и 1/3?

Так, давайте поразмышляем: одно целое, например, яблоко, разделили на 5 кусочков (долей) и одно целое разделили на 3кусочка (доли). Да, конечно, по количеству 5 долей больше, чем 3 доли.

- И если эти доли одинаковые!

- Какая часть (кусочек) больше: когда делим яблоко на 5 частей или когда делим такое же яблоко на 3 части?

- Там, где яблоко разделили на 3 части. А там, где яблоко разделили на 5 частей – меньше.

- Мы сравниваем дроби. Что показывает знаменатель 5 в дроби? Числитель 1 в дроби?

- Число 5 в дроби показывает, на сколько долей разделили одно целое, а числитель 1 – сколько взяли. (Аналогично разбираем дробь 1/3)

- Итак, один кусочек от пяти и один кусочек от трех. Получается, мы должны поставить между дробями 1/5 и 1/3 знак …

- Знак меньше. (Вывод)


Решение примеров

А) Вычислите:

































































15 18 20

- = 15:5 = ; - = ; - = .

5 6 20

1 3 3

1 - + - = ; 1 - - =.

6 6 8

Б) Какая часть квадрата закрашена? (16/64; 4/16; или ¼)


В) Заполните пропуски (по очереди на доске)

1 -

3

7

1 = -

8

1 = -


7 = 6 –

12


2 = 1 –

14


6 = 5 –

4


- = 5

4

5

= -

5


Г) Найти числа, которые можно подставить вместо х, чтобы получилось верное неравенство:


5 9

- < х < -

7 7


2 7

- < х < -

4 4


Д) Сколько? Кто быстрее вычислит?

9 8 3 9 12

- - - + - + - - - = ?

4 4 4 4 4


13 13 3 2 5

- - - + - + - - - = ?

16 16 16 16 16

Е) Выполните сложение и вычитание смешанных чисел (по очереди на доске):

3 1

6 – - 2 - =

7 7

3

6 + 3 - =

8

3

10 – - 8 =

7

1

5 – + 5 =

6

8

11 - - 11 =

15

1 4

15 - - 4 - =

8 8

4 5

7 – - - =

7 7

8 2

2 – + 6 - =

11 11

3 2

4 – + 2 - =

5 5


Решение задач по схемам

А) Составьте задачу по рисунку


hello_html_52c9f0d0.pnghello_html_52c9f0d0.png


Б)

hello_html_m308698ef.png


III. Творчество. « Мои задачи»


А) Мини-выступление мастера леса об экологии, о том, какие работы ведутся по восстановлению леса. Задание детям.

Б) Ученики предлагают решить одноклассникам свою задачу.


Задача Асатова Ильнура.

У нас есть книга Николая Дроздова «В мире животных». Я прочитал о ежике и узнал, что у них очень хорошая иммунная система. Для них не страшны никакие яды: ни змеиный укус, ни клещи. Ежи поедают ядовитых жуков и личинки. Оказывается, клещи присасываются к телу ежа между иголок; а их никак не расчесать. Бедный страдалец! Можно насчитать на его теле несколько сотен клещей. Однажды на теле насчитали,……сколько вы думаете клещей? Вы узнаете, если решите мою задачу. Вот она:

hello_html_m22181af0.png


Да, один маленький еж спасает 2000 людей от такой болезни как клещевой энцефалит!



VI. Диагностика (Дифференцированные задания)


Сейчас мы проверим ваше умение складывать и вычитать обыкновенные дроби, проведем диагностику. Продолжим знакомство с животными, которые на грани исчезновения. Будьте внимательны при выполнении вычислений. Решения записывайте в тетради. Результаты-ответы заносите карандашом в карточку.


Дети I группы (А)( дети с хорошим уровнем знаний) в результате самостоятельной работы узнают, какие животные занесены в « Красную книгу Башкирии».Задания для них индивидуальные.

(А) Карточка № 1 (слово из 5 букв). Названия животных взяты из « Красной книги Башкирской АССР» (Заянчковский и др.)



Номер

задания


ф


н


и


л


и


1

17

-

15

21

-

23

15

-

19


1

21

-

15


2

3

-

8

4

-

8

5

-

8

5

-

8

1

-

8

3

32

10

20

24

2



4


7

2

8 –

5


1

6 –

5



5



6


5


6

11

-

15

7

10 –

15





Задание к карточке № 1

17 21 15 7

1) Среди дробей - ; - ; - ; - найдите неправильную дробь.

15 23 19 12

5

2) Сравните числа – и 1. Выберите меньшее.

8

3

3) В классе 32 ученика. – из них занимается в кружках. Сколько учеников занимается в кружках? 4

2 3

4) 5 – + - =

5 5 7 4

5) В одной коробке – кг конфет. Во второй коробке на - кг больше. Сколько конфет во

15 15

второй коробке?


Итак, получилось слово:








hello_html_93831ec.png - один из представителей настоящих сов. Размах крыльев до 150-180 см, а вес 3 кг. Голос – несколько раз повторяющийся, мощный, низкий, постепенно затухающий звук (« бу-бу», или» гуу-уу»)







Карточка № 2 ( слово из 6 букв)


Номер

задания



е


к


б


у


р


т


1

7

-

4

15

-

8

5

-

9

8

-

15

9

-

5

1

-

9

2

8

18

12

9

10

28


3

3

3 –

4

2

3 –

4

1

3 –

4

2

-

4

1

2 –

4

3

-

6


4

5

-

5

3

-

5

3

-

10

1

-

5

2

-

5

2

-

25


5

6

-

20

6

-

40

6

-

60

20

- = 1

20

20

-

60


2


6

15

-

7

7

-

5


1

2

-

5

3

-

5

4

-

15


Задание к карточке № 2

  1. Среди дробей 5/9, 7/14, 11/11, 15/ 8 выберите правильную дробь.

  2. Длина маршрута 12 км. Пройдя 2/3 пути, ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала?

1

  1. Решите пример 2 + - =

4

2 1

  1. Отрезок АВ равен – см. Отрезок МN на – см длиннее. Чему равен отрезок МN?

5 5

13 3 4

5. Решите уравнение х - - = - + -

20 20 20

4

6.Сравните - и 1 . Выберите меньшее.

13

hello_html_20cd2675.png



Карточка № 3 ( слово из 8 букв)

Номер

задания


х


в


ь


у


ы


о



л


1

18

-

18

6

-

7

11

-

9

5

-

3

7

-

7

15

-

14

2

-

3


2


1

5

-

7

18

-

15

4

1 –

3

4

-

3

1

-

2

8

-

4

3

80

200

40

160

100

300

50


4

6

6 –

27

10

4 –

27

5

5 –

27

6

-

27

1

5 –

27

6

5 –

27

16

7 –

27


5

6

4 –

8


5

6

-

8

4

4 –

8

7

-

8

4

3 –

8

9

-

8


6


2

4 –

5

2

3 –

5

1

4 –

5

3

9 –

5

3

-

5

3

4 –

5


4


7

3

4 –

5

1

4 –

6

5

5 –

6


1

4

5 –

6


0


5


8

3

11 –

15

13

11 -

15

6

11 –

15


11

1

-

15

3

9 –

15

3

-

15


Нhello_html_m39cb0f39.pngасекомоядное. Длина тела зверька достигает 42 см, примерно половина приходится на хвост. Живут парами. Изредка встречается на водоемах Дюртюлинского района.

Задание к карточке № 3

  1. Среди дробей 5/3, 6/7, 11/9, 18/18 назовите правильную дробь.

4

  1. Сравните числа 1 и - . Выберите большее.

3

2

3. В книге всего 240 страниц. Динар прочитал – книги. Сколько страниц ему осталось прочитать? 3

11 5

4. - - - =

27 27

1 5

  1. Отрезок АВ равен 4 – см. Отрезок КМ длиннее отрезка АВ на - см. Чему равен КМ? 8 8

3

6. 9 – - 5 =

5

1 5 7 3 2

7. 4 – + - = 8. 10 - - 3 - + 4 - =

6 6 15 15 15

Задания для II группы помечены буквой В, для III – буквой С, для IV группы - D . Всего 3-4 задания- карточки.

Задание (В).1)

(В) Частное

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

Дробь

2: 10







10

50







8

18







4/9

2)Заполни закрашенные клетки. Примеры на сложение и вычитание дробей.

(В)

+

35

-

45

22

-

90


(В)

-

2

-

19

7

-

8

10

-

45


?


11

-

19


?


1

-

90



?

9

-

8



?

3)Реши уравнение

(В)

11

-

18



(В)

3

-

12




+





-



х

7

-

18


х

5

-

12

4) Придумай свое уравнение:



?





?





+





-




х


?


х


?

Задание (С). 1)

(С) Частное

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

Дробь


4 : 20


4


20


4


20

4

-

20



20


100


?


?


?


?


?


?


16


36


?

2)Заполни закрашенные клетки. Примеры на сложение и вычитание дробей.


(С)

-

1

-

4

1

-

8


(С)

+

3

-

7

3

-

4

3

-

4


?


2

-

7


?


9

-

8



?

1

-

4



?

3) Запиши в виде дроби число: а) одна пятая; б) три седьмых; в) два десятых.

Дополнительное задание

Составим задачу по рисункам


hello_html_mb513220.pnghello_html_5a9a81eb.png

Вы неплохо поработали. Проверю ваши работы, учту плюсы и минусы за устные ответы и поставлю вам оценки. Надеюсь, этот материал вы не забудете, он пригодится вам и в 6, и в 7 классах, и даже в старших классах. «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто» (ЛАУЭ). Правила забудутся, умение решать останется. Но действительно образованными вы будете, если помимо решения предложенных в учебнике задач, научитесь создавать свои задачи, будете творить, создавать что-то свое. Помните слова великого учителя Амонашвили: «Раскрытие Образа Творца в себе и есть суть образования». И потому я предлагаю вам дома выполнить следующую творческую работу на выбор.


VI. Домашнее задание. Составить рекламу обыкновенным дробям; написать сочинение на тему «Обыкновенные дроби»; составить задание для соседа на различные действия с обыкновенными дробями.


VII.Разминка. Танцевальный номер. Вариации на тему « Жади».

А вы, ребята, совместите приятное с полезным: у вас на партах листочки с геометрическими узорами - фигурами. Из предложенных 12 фигур, какая была « выполнена» девочками, какую часть танцевальных фигур вы увидели – отметьте на карточках.

hello_html_6049677d.png




Приложение 1

Названия животных из «Красной книги Башкирской АССР»


Карточка № 4 (слово из 5 букв)


Номер задания




а



й



ч



к

1

3

-

4

5

-

7

9

-

7

11

-

12

2

4

16

24

2

3

1

3 –

5

1

2 –

5

3

-

5

2

-

10

4

16

-

18

31

-

18

14

-

18

16

-

36

5

16

-

15

23

-

15


1

15

-

23


Задания к карточке №4


  1. Среди дробей 3/4, 5/7,9/7, 8/7 выберите неправильную дробь и обведите кружочком в таблице.

  2. Длина маршрута Артаул – Урады 8 км. Пройдя 2/4 пути, ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала?

  3. Решите пример 2 + 1/5 =

  4. Отрезок АВ = 15/18 см. Отрезок СD на 1/18 длиннее. Чему равен отрезок СD?

  5. Сравните 15/ 23 и 1. Выберите меньшее.


Желаю удачи!

Итак, получилось слово:








-hello_html_m497e8633.png серебристая гнездится по берегам рек и озер. Носит прозвище « ….. – хохотунья» за громкий хохочущий голос. Имеет размер немного меньше гуся. Спина серая с варьирующими оттенками, концы крыльев черные.




Карточка № 5(слово из 6 букв)

Номер задания

л

я

п

о

к

а


1

6

-

5

7

-

7

3

-

8

4

-

7

4

-

4

7

-

4

2

15

45

27

5

12

20










3

4

-

9

5

-

4

1

6

-

7

20

-

23

3

-

5


4

30

-

60

2

-

30

1

16

-

30

14

-

30


2

5

256

60

16

56

62

4


6


100

100

-

200

26

-

100


0


2

100

- =

100

Задание к карточке №5

  1. Среди дробей 4/7, 6/5, 7/7 выберите правильную.

  2. По дороге Новый Артаул – Вояды, пройдя 9 км, что составляет 3/5 пути, у машины лопнула шина. Сколько километров до Воядов?

5

  1. Сравните – и 1. Выберите большее.

4

16 14

  1. Выполните сложение дробей – + - =

30 30

  1. « В мире животных» Н. Дроздова всего 78 страниц. Инсаф прочитал

8

- книги. Сколько страниц ему осталось прочесть?

39

63 37

6. Решите уравнение х - - = - .

100 100

Итак, получилось слово:!

о







оhello_html_m66922e4d.pngбыкновенная размером немного меньше скворца. Тело имеет темную окраску с отдельными рыжеватыми перьями. Горло и грудь у нее белые, брюхо черное. Хвост короткий. Живет около воды круглый год. Опускаясь на дно речки, она бегает по нему, как по земле, ищет личинок насекомых, мелких моллюсков. В Башкирии живет в верховьях р. Белой.


Карточка № 6 (Слово из пяти букв)

Номер задания

г

р

о

ь

а

1

6

-

5

7

-

8

30

-

10

10

-

6

5

-

11

2

1

1

-

4

3

1 -

4

2

-

3

10

-

5

3

288

70

24

14

98

4

23

-

18

18

-

23

12

-

23

18

-

46


18

5

1

20

1000

500

2000


Задание к карточке № 6

30 6 7

1. Среди дробей - , -, - выберите неправильную сократимую дробь.

10 5 8

3

2. Сравните 1 и 1 - . Выберите меньшее.

4

7

3. В школе села Новый Артаул учится 168 детей. - из них -

12

мальчики. Сколько мальчиков в школе?

15 3

4. Вычислите - + - =

23 23

1

5. - килограмма – это сколько грамм?

2

Какое слово получилось?







hello_html_m7301a106.png- или красная утка из семейства утиных. Общая окраска ярко-кирпично- рыжая. Голова светло-рыжая, на шее у самца черное кольцо. На лету птица похожа на гуся (медленный полет). Крик – гнусавое –« оонг- бонг».

Животные из « Красной книги Башкирской АССР» (И.Ф. Заянчковский и др.)






Карточка № 7 (Слово из пяти букв)

Желаю удачи!



Номера по порядку


л



а


м


р


1

1

-

3

8

-

8

6

-

7

6

-

6


2

70

-

65

1

60

-

120

7

-

6

3

350

70

98

168


4

33

-

34

1

34

-

33

33

1 -

34


5

3

3 -

4

4

4 -

3

3

-

4


3


Задание к карточке № 7

6 7 8

1. Из дробей - , - , - выберите правильную.

7 6 8

65 5

2. Решите пример - - - =

60 60

5

3. В школе села Новый Артаул 70 девочек, что составляет - всего

12

количества учащихся школы. Сколько учеников в школе?

33

4. Сравните дроби 1 и - . Выберите меньшее.

34

15

5. Выделите целую часть числа - =

4

Полученное слово напиши здесь:






-hello_html_19d0fdde.png из семейства оленей. Крупное, стройное, благородное животное. От лося отличается легко: вытянутой формы головы, отсутствием « серьги» на горле и белого цвета на конечностях, наличием белого пятна вокруг хвоста.

Основные причины гибели м..... являются хищники морозные многоснежные зимы.

Место обитания – Зианчуринский район РБ

Приложение 2

Сочинения детей.

hello_html_m1bbca364.png

hello_html_m7ef0a897.png

hello_html_mdbe2447.png


Задачи детей.

hello_html_m52f7e39.png


hello_html_m6533a1d6.png

hello_html_4792f548.png



hello_html_m31afbcf4.png





21

Гильмутдинова

Люзия Сахабиевна

Математика. Тема урока "Обыкновенные дроби". 5 класс.
  • Математика
Описание:
  1. Обобщить и систематизировать материал по теме "Обыкновенные дроби"; обогатить знания; установить связь между теорией и практикой.
  2. Расширение знаний об окружающем мире; продолжение знакомства с « Красной книгой». Научить анализировать, наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и их применения к практическим заданиям стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
  3. Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развивать творческие способности, самостоятельность; организованность; вырабатывать умение отстаивать свою позицию при выступлении.
Автор Гильмутдинова Люзия Сахабиевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 641
Номер материала 5017
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓