Обобщающий урок по теме: «Обыкновенные
дроби»
по учебнику Виленкина Н. Я.
«Улыбка
сердца, где ты?»
Цели:
- Обобщить и
систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связь
между теорией и практикой.
- Расширение знаний
об окружающем мире; продолжение знакомства с « Красной книгой». Научить
анализировать, наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения
системы знаний и умений и их применения к практическим заданиям
стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Содействовать
рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к
учебному труду; развивать творческие способности, самостоятельность;
организованность; вырабатывать умение отстаивать свою позицию при
выступлении.
Тип урока. Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.
Организационные
формы общения. Индивидуальная, групповая,
коллективная.
Структура урока:
- Мотивационная
беседа с последующей постановкой цели.
- Актуализация
опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение
основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизаций
знаний.
- Творческая работа.
- Диагностика
усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения
практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий
уровень.
- Подведение итогов
урока.
- Творческое
домашнее задание.
7.
Разминка.
Обобщение по
пунктам:
- Доли. Нахождение
части числа и числа по его части
- Сравнение дробей
- Правильные и
неправильные дроби
- Сложение и
вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
- Деление и дроби
- Смешанные числа
Этапы урока:
1.
Посылание добрых мыслей (2 мин.)
2.
Немного истории (2 мин.)
3.
Теория и практика рядом (4-5 мин.)
4.
Устные упражнения и физкультминутка (3-4 мин.).
Диалог
(2-3 мин)
5.
Слово гостям (мастеру леса Максютову А.Г) (6мин.)
6.
«Мои задачи» (4-6 мин.)
7.
Диагностика.
Работа по карточкам «Животные « Красной книги»»(10-13 мин.)
8.
Домашнее задание (1 мин.)
9.
Танцевальная минутка (3 мин.)
Оборудование. Карточки (дифференцированные) с заданиями, творческие задачи учащихся,
мини-схемы с задачами, демонстрационные карточки, стенд с животными из «Красной
книги Башкирской АССР» (И. Ф. ЗАЯНЧКОВСКИЙ и. др.); аудитория с людьми,
плакат-ребус, цветные мелки, записи на доске, магнитофон.
Ход урока
I. Мотивационная беседа
Посылание добрых
мыслей
Здравствуйте,
дети!
Закройте
глаза. Наша планета Земля больна: животные исчезают, страдают, им негде жить
– их дом лес уничтожается. А может, ангелы их спасут. Может вы и есть те самые
ангелы? Мысленно, представьте, что вы и есть те самые ангелы, которые будут
беречь природу, будут сажать деревья – «построят дом» животным и заботиться о
них. Перед вами какой-нибудь зверь или птица... Вы шепчете ему (повторяйте за
мной): «Я не дам тебя в обиду. Я люблю тебя. Я спасу тебя от холода, я согрею
тебя. Посажу дерево». Пожелаем ему здоровья. Улыбнемся ему. Улыбка есть Особая
Мудрость (Ш. А. Амонашвили) (пауза). Самый красивый человек тот, у которого
мысли и пожелания добрые. Откройте глаза.
А как же иначе? Мы рождены, чтобы жить по совести, чтобы делать добро.
Вы неслучайно родились.
«И солнце
светит не для себя, а для кого-то и чего-то.
И цветы растут
не для себя, а для других.
И дождик льется
не для себя, а для других» ( Амонашвили).
Вы рождены, чтобы
радоваться и радовать других. И каждый человек по-своему интересен. Евтушенко
сказал: «Людей неинтересных в мире нет». У каждого свое предназначение в этой
жизни, своя миссия.
« Кто ищет
трудность, находит мудрость» (Ш. А. Амонашвили)
У вас
сегодня особая миссия – заниматься математикой. Зачем надо изучать математику? «Математику
уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (М. В. Ломоносов). А
человек умный никогда зла не сделает. Математика - знание, наука. Еще в
древности, если человек понимал, знал математику, его считали ученым, мудрым.
А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. А вы, я знаю,
хотите быть мудрыми. Не боитесь трудных задач, составляете свои задачи. У
математиков прекрасная интуиция, у математиков развито логическое мышление, они
хорошо знают психологию людей, тонко чувствуют музыку, они и художники, они и
философы. Почему? Потому, что они научены в обыкновенных цифрах и числах,
видеть прекрасное, которое создается в процессе решения примеров, задач. Хорошо,
что в школе изучается такой предмет как математика, «обыкновенные дроби» для
таких необыкновенных детей как вы. Несколько значений имеет слово дробь:
танцевальная дробь, охотничья дробь (к сожаленью), и только обыкновенная дробь
относится к математике. Позже вы познакомитесь с десятичными дробями. А сегодня
обобщим тему «Обыкновенные дроби»: проверите себя, свои знания.
Немного
истории. Как же математике без истории.
Выступления
учащихся о происхождении дроби.
II. Актуализация
опорных знаний.
« Ломаные числа». В толковом словаре «дробь – число, состоящее из
частей единицы».
Работа с
определением дроби.
А как в учебнике
Виленкина Н. Я. определяется обыкновенная дробь?
а
1. - = а :
в. Что означает эта запись ( запись такого вида)?
в
а
2. Как называется
число а в записи - ? Что оно показывает?
в
а
3. Как называется
число в в записи - ? Что оно показывает?
в
4.Что означает
черта дроби?
5.На доске написаны
дроби. Прочитайте их.
7
-
8
|
6
-
6
|
2
-
5
|
1
-
10
|
17
-
30
|
43
-
42
|
12
-
32
|
6.Какие из данных
дробей являются правильными? Какую дробь называют правильной?
7. Какие из данных
дробей являются неправильными? Почему?
8. Сравните эти
дроби с единицей.
3
9. Какие значения может принимать знаменатель, чтобы дробь -
была неправильной?
в
а
10. Какие значения
может принимать числитель чтобы дробь - была правильной?
5
Устные
упражнения. Сравнение дробей проводится как физкультминутка.
Учитель показывает карточки, в которых показаны неравенства. Если
учитель показывает верное неравенство, ученики должны встать и хлопать в ладони,
если неверное – должны топать ногами.
15 8
- >
-
3 3
|
5 7
- < -
9 9
|
11 10
-
< -
6 6
|
3 2
- > -
4 4
|
5 2
- >
1-
3 3
|
3 1
- = -
6 2
|
2 3
- < -
9 4
|
7
- > 1
7
|
Дополнительные
вопросы.
Какая из
двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, какая – больше? Приведите
пример 2-х равных дробей с различными числителями. Может ли правильная дробь
быть >, чем 1? Всегда ли неправильная дробь >, чем 1? Какая дробь больше:
одна из них правильная, а другая неправильная? Выделите в 1) и 2) целую часть и
т. д.
Диалог (предполагаемый) между учителем и учениками (побудить интерес
к дробям с разными знаменателями )
1 1
- и
- Что больше?
5 3
|
- Вчера до
ночи сидела, совсем запуталась. Какой знак неравенства я должна была поставить
здесь?
- Больше.
- Почему?
- Потому что
5 больше, чем 3.
- Тогда так и
надо было писать: сравнить 5 и 3. А тут 1/5 и 1/3?
Так, давайте
поразмышляем: одно целое, например, яблоко, разделили на 5 кусочков (долей) и
одно целое разделили на 3кусочка (доли). Да, конечно, по количеству 5 долей
больше, чем 3 доли.
- И если эти
доли одинаковые!
- Какая часть
(кусочек) больше: когда делим яблоко на 5 частей или когда делим такое же
яблоко на 3 части?
- Там, где
яблоко разделили на 3 части. А там, где яблоко разделили на 5 частей – меньше.
- Мы
сравниваем дроби. Что показывает знаменатель 5 в дроби? Числитель 1 в дроби?
- Число 5 в
дроби показывает, на сколько долей разделили одно целое, а числитель 1 –
сколько взяли. (Аналогично разбираем дробь 1/3)
- Итак, один
кусочек от пяти и один кусочек от трех. Получается, мы должны поставить между
дробями 1/5 и 1/3 знак …
- Знак
меньше. (Вывод)
Решение примеров
А) Вычислите:
15
18 20
- = 15:5 = ;
- = ; - = .
5
6 20
1 3
3
1 - + - = ;
1 - - =.
6 6
8
Б) Какая часть
квадрата закрашена? (16/64; 4/16; или ¼)
В) Заполните
пропуски (по очереди на доске)
1 -
3
|
7
1 = -
|
8
1 = -
|
7 = 6 –
12
|
2 = 1 –
14
|
6 = 5 –
4
|
- = 5
4
|
5
= -
5
|
Г) Найти числа,
которые можно подставить вместо х, чтобы получилось верное неравенство:
5
9
-
< х < -
7
7
|
2
7
-
< х < -
4
4
|
Д) Сколько? Кто
быстрее вычислит?
9
8 3 9 12
- - -
+ - + - - - = ?
4
4 4 4 4
|
13
13 3 2 5
- - -
+ - + - - - = ?
16
16 16 16 16
|
Е) Выполните
сложение и вычитание смешанных чисел (по очереди на доске):
3 1
6 – - 2 - =
7 7
|
3
6 + 3 - =
8
|
3
10 – - 8 =
7
|
1
5 – + 5 =
6
|
8
11 - - 11 =
15
|
1 4
15 - - 4 - =
8 8
|
4 5
7 – - - =
7 7
|
8 2
2 – + 6 - =
11 11
|
3 2
4 – + 2 - =
5 5
|
Решение задач
по схемам
А) Составьте задачу
по рисунку
Б)
III.
Творчество. « Мои задачи»
А) Мини-выступление
мастера леса об экологии, о том, какие работы ведутся по восстановлению леса.
Задание детям.
Б) Ученики
предлагают решить одноклассникам свою задачу.
Задача Асатова
Ильнура.
У нас есть книга
Николая Дроздова «В мире животных». Я прочитал о ежике и узнал, что у них очень
хорошая иммунная система. Для них не страшны никакие яды: ни змеиный укус, ни
клещи. Ежи поедают ядовитых жуков и личинки. Оказывается, клещи присасываются к
телу ежа между иголок; а их никак не расчесать. Бедный страдалец! Можно
насчитать на его теле несколько сотен клещей. Однажды на теле насчитали,……сколько
вы думаете клещей? Вы узнаете, если решите мою задачу. Вот она:
Да, один маленький
еж спасает 2000 людей от такой болезни как клещевой энцефалит!
VI. Диагностика (Дифференцированные
задания)
Сейчас
мы проверим ваше умение складывать и вычитать обыкновенные дроби, проведем
диагностику. Продолжим знакомство с животными, которые на грани исчезновения.
Будьте внимательны при выполнении вычислений. Решения записывайте в тетради.
Результаты-ответы заносите карандашом в карточку.
Дети I группы (А)( дети с хорошим уровнем знаний) в результате
самостоятельной работы узнают, какие животные занесены в « Красную книгу
Башкирии».Задания для них индивидуальные.
(А) Карточка № 1 (слово из 5 букв). Названия животных взяты из
« Красной книги Башкирской АССР» (Заянчковский и др.)
Номер
задания
|
ф
|
н
|
и
|
л
|
и
|
1
|
17
-
15
|
21
-
23
|
15
-
19
|
1
|
21
-
15
|
2
|
3
-
8
|
4
-
8
|
5
-
8
|
5
-
8
|
1
-
8
|
3
|
32
|
10
|
20
|
24
|
2
|
4
|
7
|
2
8 –
5
|
1
6 –
5
|
5
|
6
|
5
|
6
|
11
-
15
|
7
10 –
15
|
|
|
Задание к
карточке № 1
17 21 15 7
1) Среди
дробей - ; - ; - ; - найдите неправильную дробь.
15 23 19 12
5
2) Сравните числа –
и 1. Выберите меньшее.
8
3
3) В классе 32
ученика. – из них занимается в кружках. Сколько учеников занимается в
кружках? 4
2 3
4) 5 – + - =
5 5
7 4
5) В одной коробке
– кг конфет. Во второй коробке на - кг больше. Сколько
конфет во
15 15
второй
коробке?
Итак, получилось
слово:
- один из
представителей настоящих сов. Размах крыльев до 150-180
см, а вес 3 кг. Голос – несколько раз повторяющийся, мощный, низкий,
постепенно затухающий звук (« бу-бу», или» гуу-уу»)
Карточка № 2 ( слово из 6 букв)
Номер
задания
|
е
|
к
|
б
|
у
|
р
|
т
|
1
|
7
-
4
|
15
-
8
|
5
-
9
|
8
-
15
|
9
-
5
|
1
-
9
|
2
|
8
|
18
|
12
|
9
|
10
|
28
|
3
|
3
3 –
4
|
2
3 –
4
|
1
3 –
4
|
2
-
4
|
1
2 –
4
|
3
-
6
|
4
|
5
-
5
|
3
-
5
|
3
-
10
|
1
-
5
|
2
-
5
|
2
-
25
|
5
|
6
-
20
|
6
-
40
|
6
-
60
|
20
- = 1
20
|
20
-
60
|
2
|
6
|
15
-
7
|
7
-
5
|
1
|
2
-
5
|
3
-
5
|
4
-
15
|
Задание к
карточке № 2
- Среди дробей
5/9, 7/14, 11/11, 15/ 8 выберите правильную дробь.
- Длина маршрута
12 км. Пройдя 2/3 пути, ребята сделали привал. Сколько километров они
прошли до привала?
1
- Решите пример 2
+ - =
4
2 1
- Отрезок АВ
равен – см. Отрезок МN на – см
длиннее. Чему равен отрезок МN?
5 5
13 3 4
5. Решите
уравнение х - - = - + -
20 20 20
4
6.Сравните - и 1 . Выберите меньшее.
13
|
Карточка № 3 ( слово из 8 букв)
Номер
задания
|
х
|
в
|
ь
|
у
|
ы
|
о
|
л
|
1
|
18
-
18
|
6
-
7
|
11
-
9
|
5
-
3
|
7
-
7
|
15
-
14
|
2
-
3
|
2
|
1
|
5
-
7
|
18
-
15
|
4
1 –
3
|
4
-
3
|
1
-
2
|
8
-
4
|
3
|
80
|
200
|
40
|
160
|
100
|
300
|
50
|
4
|
6
6 –
27
|
10
4 –
27
|
5
5 –
27
|
6
-
27
|
1
5 –
27
|
6
5 –
27
|
16
7 –
27
|
5
|
6
4 –
8
|
5
|
6
-
8
|
4
4 –
8
|
7
-
8
|
4
3 –
8
|
9
-
8
|
6
|
2
4 –
5
|
2
3 –
5
|
1
4 –
5
|
3
9 –
5
|
3
-
5
|
3
4 –
5
|
4
|
7
|
3
4 –
5
|
1
4 –
6
|
5
5 –
6
|
1
|
4
5 –
6
|
0
|
5
|
8
|
3
11 –
15
|
13
11 -
15
|
6
11 –
15
|
11
|
1
-
15
|
3
9 –
15
|
3
-
15
|
Насекомоядное.
Длина тела зверька достигает 42 см, примерно половина приходится на
хвост. Живут парами. Изредка встречается на водоемах Дюртюлинского района.
Задание к
карточке № 3
1.
Среди дробей 5/3, 6/7, 11/9, 18/18 назовите
правильную дробь.
4
2.
Сравните числа 1 и - . Выберите большее.
3
2
3. В книге всего
240 страниц. Динар прочитал – книги. Сколько страниц ему осталось
прочитать? 3
11
5
4.
- - - =
27 27
1 5
- Отрезок АВ равен
4 – см. Отрезок КМ длиннее отрезка АВ на - см. Чему
равен КМ? 8
8
3
6.
9 – - 5 =
5
1 5 7
3 2
7.
4 – + - = 8. 10 - - 3 - + 4
- =
6 6 15
15 15
Задания для II группы помечены буквой В, для III – буквой С, для IV группы - D
. Всего 3-4 задания- карточки.
Задание (В).1)
(В)
Частное
|
Делимое
|
Делитель
|
Числитель
|
Знаменатель
|
Дробь
|
2: 10
|
|
|
|
|
|
|
10
|
50
|
|
|
|
|
|
|
8
|
18
|
|
|
|
|
|
|
4/9
|
2)Заполни закрашенные
клетки. Примеры на сложение и вычитание дробей.
(В)
+
|
35
-
45
|
22
-
90
|
|
(В)
-
|
2
-
19
|
7
-
8
|
10
-
45
|
?
|
|
11
-
19
|
?
|
|
1
-
90
|
|
?
|
9
-
8
|
|
?
|
3)Реши уравнение
(В)
|
11
-
18
|
|
|
(В)
|
3
-
12
|
|
|
+
|
-
|
|
х
|
7
-
18
|
х
|
5
-
12
|
|
4) Придумай свое
уравнение:
|
|
|
|
?
|
|
|
?
|
|
|
+
|
-
|
|
х
|
?
|
х
|
?
|
|
Задание (С). 1)
(С)
Частное
|
Делимое
|
Делитель
|
Числитель
|
Знаменатель
|
Дробь
|
4 : 20
|
4
|
20
|
4
|
20
|
4
-
20
|
|
20
|
100
|
?
|
?
|
?
|
?
|
?
|
?
|
16
|
36
|
?
|
2)Заполни
закрашенные клетки. Примеры на сложение и вычитание дробей.
(С)
-
|
1
-
4
|
1
-
8
|
|
(С)
+
|
3
-
7
|
3
-
4
|
3
-
4
|
?
|
|
2
-
7
|
?
|
|
9
-
8
|
|
?
|
1
-
4
|
|
?
|
3) Запиши в виде
дроби число: а) одна пятая; б) три седьмых; в) два десятых.
Дополнительное
задание
Составим задачу по
рисункам
Вы неплохо поработали.
Проверю ваши работы, учту плюсы и минусы за устные ответы и поставлю вам
оценки. Надеюсь, этот материал вы не забудете, он пригодится вам и в 6, и в 7
классах, и даже в старших классах. «Образование есть то, что
остается, когда все выученное уже забыто» (ЛАУЭ). Правила забудутся,
умение решать останется. Но действительно образованными вы будете, если помимо
решения предложенных в учебнике задач, научитесь создавать свои задачи, будете
творить, создавать что-то свое. Помните слова великого учителя Амонашвили: «Раскрытие
Образа Творца в себе и есть суть образования».
И потому я предлагаю вам дома выполнить следующую творческую работу на выбор.
VI.
Домашнее задание. Составить рекламу
обыкновенным дробям; написать сочинение на тему «Обыкновенные дроби»; составить
задание для соседа на различные действия с обыкновенными дробями.
VII.Разминка. Танцевальный номер. Вариации на тему « Жади».
А вы,
ребята, совместите приятное с полезным: у вас на партах листочки с
геометрическими узорами - фигурами. Из предложенных 12 фигур, какая была «
выполнена» девочками, какую часть танцевальных фигур вы увидели – отметьте на
карточках.
Приложение 1
Названия животных
из «Красной книги Башкирской АССР»
Карточка № 4 (слово из 5 букв)
Номер задания
|
а
|
й
|
ч
|
к
|
1
|
3
-
4
|
5
-
7
|
9
-
7
|
11
-
12
|
2
|
4
|
16
|
24
|
2
|
3
|
1
3 –
5
|
1
2 –
5
|
3
-
5
|
2
-
10
|
4
|
16
-
18
|
31
-
18
|
14
-
18
|
16
-
36
|
5
|
16
-
15
|
23
-
15
|
1
|
15
-
23
|
Задания к карточке №4
1.
Среди дробей 3/4, 5/7,9/7,
8/7 выберите неправильную дробь и обведите кружочком в таблице.
2.
Длина маршрута Артаул –
Урады 8 км. Пройдя 2/4 пути, ребята сделали привал. Сколько километров они
прошли до привала?
3.
Решите пример 2 + 1/5 =
4.
Отрезок АВ = 15/18 см.
Отрезок СD на 1/18 длиннее. Чему равен отрезок СD?
5.
Сравните 15/ 23 и 1.
Выберите меньшее.
Желаю удачи!
Итак, получилось слово:
- серебристая гнездится по берегам рек и озер.
Носит прозвище « ….. – хохотунья» за громкий хохочущий голос. Имеет размер
немного меньше гуся. Спина серая с варьирующими оттенками, концы крыльев
черные.
Карточка № 5(слово из 6 букв)
Номер задания
|
л
|
я
|
п
|
о
|
к
|
а
|
1
|
6
-
5
|
7
-
7
|
3
-
8
|
4
-
7
|
4
-
4
|
7
-
4
|
2
|
15
|
45
|
27
|
5
|
12
|
20
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
4
-
9
|
5
-
4
|
1
|
6
-
7
|
20
-
23
|
3
-
5
|
4
|
30
-
60
|
2
-
30
|
1
|
16
-
30
|
14
-
30
|
2
|
5
|
256
|
60
|
16
|
56
|
62
|
4
|
6
|
100
|
100
-
200
|
26
-
100
|
0
|
2
|
100
- =
100
|
Задание к карточке №5
1.
Среди дробей 4/7, 6/5, 7/7
выберите правильную.
2.
По дороге Новый Артаул –
Вояды, пройдя 9 км, что составляет 3/5 пути, у машины лопнула шина. Сколько
километров до Воядов?
5
3.
Сравните – и 1. Выберите
большее.
4
16 14
4.
Выполните сложение дробей
– + - =
30 30
5.
« В мире животных» Н.
Дроздова всего 78 страниц. Инсаф прочитал
8
- книги. Сколько страниц ему осталось прочесть?
39
63
37
6. Решите уравнение х - - = - .
100 100
Итак, получилось слово:!
обыкновенная
размером немного меньше скворца. Тело имеет темную окраску с отдельными
рыжеватыми перьями. Горло и грудь у нее белые, брюхо черное. Хвост короткий.
Живет около воды круглый год. Опускаясь на дно речки, она бегает по нему, как
по земле, ищет личинок насекомых, мелких моллюсков. В Башкирии живет в
верховьях р. Белой.
Карточка № 6 (Слово из пяти букв)
Номер задания
|
г
|
р
|
о
|
ь
|
а
|
1
|
6
-
5
|
7
-
8
|
30
-
10
|
10
-
6
|
5
-
11
|
2
|
1
|
1
-
4
|
3
1 -
4
|
2
-
3
|
10
-
5
|
3
|
288
|
70
|
24
|
14
|
98
|
4
|
23
-
18
|
18
-
23
|
12
-
23
|
18
-
46
|
18
|
5
|
1
|
20
|
1000
|
500
|
2000
|
Задание к карточке № 6
30 6 7
1. Среди дробей - , -, - выберите неправильную
сократимую дробь.
10 5 8
3
2. Сравните 1 и 1 - . Выберите меньшее.
4
7
3. В школе села Новый Артаул учится 168 детей. -
из них -
12
мальчики. Сколько мальчиков в школе?
15 3
4. Вычислите - + - =
23 23
1
5. - килограмма – это сколько грамм?
2
Какое слово получилось?
- или красная утка из семейства утиных. Общая окраска ярко-кирпично-
рыжая. Голова светло-рыжая, на шее у самца черное кольцо. На лету птица похожа
на гуся (медленный полет). Крик – гнусавое –« оонг- бонг».
Животные
из « Красной книги Башкирской АССР» (И.Ф. Заянчковский и др.)
Карточка № 7 (Слово из пяти букв)
Желаю удачи!
Номера по порядку
|
л
|
а
|
м
|
р
|
1
|
1
-
3
|
8
-
8
|
6
-
7
|
6
-
6
|
2
|
70
-
65
|
1
|
60
-
120
|
7
-
6
|
3
|
350
|
70
|
98
|
168
|
4
|
33
-
34
|
1
|
34
-
33
|
33
1 -
34
|
5
|
3
3 -
4
|
4
4 -
3
|
3
-
4
|
3
|
Задание к карточке № 7
6 7 8
1. Из дробей - , - , - выберите
правильную.
7 6 8
65 5
2. Решите пример - - - =
60 60
5
3. В школе села Новый Артаул 70 девочек, что
составляет - всего
12
количества учащихся школы. Сколько учеников в школе?
33
4. Сравните дроби 1 и - . Выберите меньшее.
34
15
5. Выделите целую часть числа - =
4
Полученное слово напиши здесь:
- из семейства оленей. Крупное, стройное,
благородное животное. От лося отличается легко: вытянутой формы головы,
отсутствием « серьги» на горле и белого цвета на конечностях, наличием белого
пятна вокруг хвоста.
Основные причины гибели м..... являются хищники морозные
многоснежные зимы.
Место обитания – Зианчуринский район РБ
Приложение 2
Сочинения детей.
Задачи детей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.