План
урока. 1.
Тема урока, постановка цели
занятия.
2. Повторение изученного по
теме
“Ребусы”.
3. Викторина “ Сосчитай – ка!”
4. Математические софизмы
(
презентация)
5. “Давайте
отдохнём!” (гимнастика
для глаз)
6. Разбор софизмов.
7. Весёлая минутка.(угадывание
размера
обуви и возраста)
8. Творческая
работа по
составлению софизмов.
9. Домашнее задание.
10. Итог
занятия. Разгадывание
кроссворда.
Впечатление об уроке.
1.Цели.
Образовательные:1.Понятие софизма.
2.Ошибки, допускаемые в
софизмах.
3.Роль софизмов в математике.
4.Умение самим составить
софизм.
5.Закрепить и совершенствовать
умение
работать на компьютере.
Развивающие: развитие логического
мышления, памяти, внимания, сообразительности, познавательного интереса.
Воспитательные: воспитание аккуратности,
дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учёбе.
2.Повторение
изученного по теме “Ребусы”.
13)
а
|
|
15) Ц
|
|
17)
к
|
|
22)
|
|
23)
НА
|
|
|
Проверка с помощью сигнальных карточек
3.
Задание
1.
Мотоциклист
ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько
всего машин шло в посёлок?
Ответ:
Варианты
ответа:
Задание
2.
Заполнить пустые кружочки и записать какое число стоит в
конце цепочки?
-70
*5 :25 +26
Игра “Самый быстрый компьютер”
Задание 3.
Расставить в
комнате 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула?
Задание 4.
Как можно истолковать равенство:
19+23=18
Ответ:
Задание 5.
Назови следующие две буквы в ряду букв:
О, Д, Т, Ч, П,
Карл Гаусс
(1777-1855).
Имя этого математика встречается во многих разделах
не только математики, но и физики. Гаусс, логически рассуждая и выполнив
довольно сложные вычисления, вычислил орбиту малой планеты Цереры. Им доказаны
многие теоремы. Его яркий талант проявился ещё в детстве. Будучи ребёнком шести
лет он очень быстро мог считать в уме. Например, он сосчитал сумму всех
натуральных чисел от 1 до 100. На его грифельной доске было написано:
Попробуйте
догадаться, как Карл Гаусс считал числа от 1 до 100.
1
2 3 4 5………96 97 98 99 100
Ответ:
4.
•Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет
видимость правильного.
•Каков бы ни был софизм, он
обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
•И.
П. Павлов говорил, что «правильно понятая ошибка – это путь к
открытию»
Роль софизмов в математике.
•Способствуют повышению
строгости математических рассуждений.
•Содействуют более глубокому уяснению понятий и методов
математики.
Ошибки в софизмах.
•Выполняются «запрещённые»
действия.
•Не учитываются условия
применимости теорем, формул и правил.
•Рассуждения ведутся с
использованием ошибочного чертежа.
•Рассуждения опираются на приводящие к ошибочным заключениям
«очевидности».
Роль софизмов.
•Софизмы развивают логическое
мышление. Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать её, а осознание
ошибки предупреждает от повторения её в других математических рассуждениях.
•Разбор софизмов помогает
сознательному усвоению изучаемого материала, развивает наблюдательность,
вдумчивость.
•Разбор софизмов увлекателен.
5. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения выполняются сидя или стоя,
отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой
движения глаз
1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет
1 - 4 , затем раскрыть глаза, расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1 - 6.
|
Повторить
4 - 5 раз.
2.Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно
круговые движения глазами вверх - вправо - влево и в обратную сторону - вверх
- влево - вниз - вправо, затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6.
|
Повторить
4 - 5 раз.
3.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на
расстояние 25 - 30 см,
на счет 1 - 4, затем перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6.
|
Повторить
4 - 5 раз.
4.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет
1 - 4 , затем раскрыть глаза, расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1 - 6.
|
Повторить
4 - 5 раз.
5.Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15
6.
1. Возьмём верное равенство: 2 р.=200 коп.
2. Умножим 2*2=200*200
3. Получим:
4 р.=40 000 коп
В чём ошибка?
1.
Возьмём
числовое тождество:
35+10-45=42+12-54
5*7+5*2-5*9=6*7+6*2-6*9
2. Вынесем за
скобку: 5*(7+2-9)=6*(7+2-9)
3. Разделим обе части на
множитель
(заключённый в скобки), получим: 5=6
В чём ошибка?
1.Возьмём верное
равенство: 4:4=5:5
2.Вынесем за скобки в
каждой 4*(1:1)=5*(1:1)
части его общий множитель:
3.Числа в скобках равны,
поэтому 4=5
В чём
ошибка?
7.
Весёлая минутка (работа с калькулятором).
1.
|
Запиши
номер своей обуви.
|
2.
|
Умножь
это число на 2
|
3.
|
Прибавь
35
|
4.
|
Результат
умножить на 50
|
5.
|
Прибавь
253
|
6.
|
Вычти
год своего рождения и назови результат.
|
Первые
два числа – размер вашей обуви, вторые два числа – количество лет.
8.
Придумать свой софизм.
Доказать, что это софизм.
9. Домашнее задание.
1. Софизм: ”Когда
же учиться?”
1.
По
ночам занятий нет, половина суток свободна. Остаётся:
365-182=183 дня.
2.
В школе
ученики занимаются половину дня, значит, вторая половина ( или четвёртая часть
суток) может быть свободна. Остаётся:
183-183:4=137 дней.
3.
В году
52 воскресенья. Из них на каникулы приходится 15 дней, таким образом выходных в
учебном году 52-15=37 дней.
Итого остаётся 137-37=100 дней.
4.
Но есть
ещё каникулы: осенние(5 дней), зимние(10 дней), весенние(7 дней), летние(78
дней).
Всего 5+10+7+78=100 дней.
5.
Итак,
школьники заняты в году
100-100=0 дней.
Когда же учиться?!
2. Составить
софизм не похожий на разобранные в классе. Доказать, что это софизм, продумать
оформление на компьютере.
10. Итог урока. Разгадывание кроссворда.
Впечатление об уроке.
По горизонтали:
1.Как
называется доказательство ложного утверждения?
По вертикали:
2.Как называется учебный предмет, на
котором учатся решать логические задачи?
3. Что замаскировано в каждом софизме?
4. Что развивает у человека математический софизм?
Ваше впечатление об уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.