Главная / Математика / Математические софизмы. 5 класс

Математические софизмы. 5 класс

hello_html_m739339ea.pnghello_html_320e4c34.gif


hello_html_m4d11e16e.gif




hello_html_2c73d834.gif





План урока. 1. Тема урока, постановка цели

занятия.

2. Повторение изученного по

теме “Ребусы”.

3. Викторина “ Сосчитай – ка!”

4. Математические софизмы

( презентация)

5. “Давайте отдохнём!” (гимнастика

для глаз)

6. Разбор софизмов.

7. Весёлая минутка.(угадывание

размера обуви и возраста)

8. Творческая работа по

составлению софизмов.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия. Разгадывание

кроссворда.

Впечатление об уроке.

1.Цели.

Образовательные:1.Понятие софизма.

2.Ошибки, допускаемые в

софизмах.

3.Роль софизмов в математике.

4.Умение самим составить

софизм.

5.Закрепить и совершенствовать

умение работать на компьютере.

Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, сообразительности, познавательного интереса.

Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учёбе.


2.Повторение изученного по теме “Ребусы”.


hello_html_m7977e014.gif13)

а

Tree15) Ц

hello_html_6b5c46c1.gif17)

hello_html_m457821fb.gifк

hello_html_2b5276aa.gifhello_html_m7b312474.gifhello_html_m7c8f3abf.gif22)

hello_html_m3244eba.gifhello_html_7cb95673.gifhello_html_m37c7e33a.gif23)

НА

4hello_html_16fa3e05.gifhello_html_m1452cfdc.gifhello_html_m15c29dec.gif2)

Homepagehello_html_m7f76ddcf.gif49) ,

hello_html_737eb737.gifhello_html_147fc04f.gifhello_html_106819b.gif54)

hello_html_1234aec3.gifhello_html_40acc2c6.gifhello_html_69348b6b.gifhello_html_m3460296d.gifhello_html_m1eef9640.gifhello_html_4b78ba26.gif56)


Проверка с помощью сигнальных карточек

+

-




hello_html_m7a677484.gif

3.


Задание 1.


Мотоциклист ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в посёлок? hello_html_m54d6f36a.png

hello_html_66983302.pngОтвет:

hello_html_19251712.pnghello_html_m4a5df3ad.gifhello_html_m71c99721.gifhello_html_m28b17ad1.gifhello_html_386413d0.gifВарианты ответа:


Задание 2.

Заполнить пустые кружочки и записать какое число стоит в конце цепочки? hello_html_m54d6f36a.png

hello_html_m17ab592c.gifhello_html_m1849a1e1.gifhello_html_m1849a1e1.gifhello_html_m17ab592c.gifhello_html_5b4d4708.gifhello_html_m1849a1e1.gifhello_html_m17ab592c.gif-70 *5 :25 +26

hello_html_8a0e9e5.gifhello_html_134c99e3.gif


Игра “Самый быстрый компьютер”


Задание 3.

Расставить в комнате 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула?

hello_html_6a6c3db9.gif

hello_html_5364affc.gifhello_html_5364affc.gifhello_html_5364affc.gifhello_html_5364affc.gifhello_html_5364affc.gifhello_html_5364affc.gifhello_html_d9b514b.gif



Задание 4.

Как можно истолковать равенство:

19+23=18

hello_html_66983302.pngОтвет:

Задание 5.

Назови следующие две буквы в ряду букв:


О, Д, Т, Ч, П,

hello_html_m7458dabc.png


hello_html_449ccebe.gifhello_html_m3545fed4.gifhello_html_m37d255eb.gif


Карл Гаусс (1777-1855).


Имя этого математика встречается во многих разделах не только математики, но и физики. Гаусс, логически рассуждая и выполнив довольно сложные вычисления, вычислил орбиту малой планеты Цереры. Им доказаны многие теоремы. Его яркий талант проявился ещё в детстве. Будучи ребёнком шести лет он очень быстро мог считать в уме. Например, он сосчитал сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. На его грифельной доске было написано:


hello_html_mbd8be08.gif



Попробуйте догадаться, как Карл Гаусс считал числа от 1 до 100.

  1. 2 3 4 5………96 97 98 99 100

hello_html_66983302.pngОтвет:


hello_html_m7458dabc.png

hello_html_m5496981a.gif

hello_html_m68c8cbf3.gifhello_html_m51983d2.png


hello_html_m76c1d062.gif

4.



Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного.

Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок.

И. П. Павлов говорил, что «правильно понятая ошибка – это путь к открытию»



Роль софизмов в математике.


Способствуют повышению строгости математических рассуждений.

hello_html_76b120b0.pngСодействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики.



Ошибки в софизмах.


Выполняются «запрещённые» действия.

Не учитываются условия применимости теорем, формул и правил.

Рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа.

hello_html_568860ba.pngРассуждения опираются на приводящие к ошибочным заключениям «очевидности».



hello_html_m37d255eb.gifРоль софизмов.



Софизмы развивают логическое мышление. Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать её, а осознание ошибки предупреждает от повторения её в других математических рассуждениях.

Разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого материала, развивает наблюдательность, вдумчивость.

Разбор софизмов увлекателен.

hello_html_m7458dabc.png


5. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4 , затем раскрыть глаза, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6.

Повторить 4 - 5 раз.

2.Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - влево и в обратную сторону - вверх - влево - вниз - вправо, затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6.

Повторить 4 - 5 раз.

3.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см,
на счет 1 - 4, затем перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6.

Повторить 4 - 5 раз.

4.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4 , затем раскрыть глаза, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6.

Повторить 4 - 5 раз.

5.Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15




hello_html_4cb706ea.gifhello_html_69e38d8d.gif



6.



hello_html_m53f340e0.pnghello_html_445258f6.gifhello_html_443df1f4.gif


1. Возьмём верное равенство: 2 р.=200 коп.

2. Умножим 2*2=200*200

3. Получим: 4 р.=40 000 коп

hello_html_66983302.pngВ чём ошибка?


hello_html_m53f340e0.pnghello_html_2574881c.gifhello_html_1b6f8e42.gif

  1. Возьмём числовое тождество:

35+10-45=42+12-54

5*7+5*2-5*9=6*7+6*2-6*9

2. Вынесем за скобку: 5*(7+2-9)=6*(7+2-9)

3. Разделим обе части на множитель

(заключённый в скобки), получим: 5=6

hello_html_66983302.pngВ чём ошибка?

hello_html_m6dfbda7e.png


hello_html_m53f340e0.pnghello_html_m42b78fa4.gifhello_html_39dc60d0.gif


1.Возьмём верное равенство: 4:4=5:5

2.Вынесем за скобки в каждой 4*(1:1)=5*(1:1)

части его общий множитель:

3.Числа в скобках равны, поэтому 4=5

hello_html_66983302.pngВ чём ошибка?

hello_html_m6dfbda7e.png

7. Весёлая минутка (работа с калькулятором).

1.

Запиши номер своей обуви.


2.

Умножь это число на 2

3.

Прибавь 35

4.

Результат умножить на 50


5.

Прибавь 253

6.

Вычти год своего рождения и назови результат.









Первые два числа – размер вашей обуви, вторые два числа – количество лет.


hello_html_m6dfbda7e.png


8.

hello_html_3d921144.jpghello_html_7ba2d437.gif

Придумать свой софизм.

Доказать, что это софизм.


hello_html_m6dfbda7e.png


9. Домашнее задание.


1. Софизм: ”Когда же учиться?”


  1. По ночам занятий нет, половина суток свободна. Остаётся:

365-182=183 дня.

  1. В школе ученики занимаются половину дня, значит, вторая половина ( или четвёртая часть суток) может быть свободна. Остаётся:

183-183:4=137 дней.

  1. В году 52 воскресенья. Из них на каникулы приходится 15 дней, таким образом выходных в учебном году 52-15=37 дней.

Итого остаётся 137-37=100 дней.

  1. Но есть ещё каникулы: осенние(5 дней), зимние(10 дней), весенние(7 дней), летние(78 дней).

Всего 5+10+7+78=100 дней.

  1. Итак, школьники заняты в году

100-100=0 дней.


Когда же учиться?!


2. Составить софизм не похожий на разобранные в классе. Доказать, что это софизм, продумать оформление на компьютере.


hello_html_m6dfbda7e.png




10. Итог урока. Разгадывание кроссворда.

Впечатление об уроке.




hello_html_53fbac4d.gifhello_html_533f7c1f.gifhello_html_m54d6f36a.png


По горизонтали:




3




2





1





4











































1.Как называется доказательство ложного утверждения?


По вертикали:

2.Как называется учебный предмет, на котором учатся решать логические задачи?

3. Что замаскировано в каждом софизме?

4. Что развивает у человека математический софизм?




Ваше впечатление об уроке.


hello_html_e14ccfe.gifhello_html_7c14b587.gifhello_html_6580462.gif






15


Математические софизмы. 5 класс
  • Математика
Описание:

Цели.

Образовательные:1.Понятие софизма.

                                2.Ошибки, допускаемые в

                                   софизмах.

                                3.Роль софизмов в математике.

                                4.Умение самим составить

                                   софизм.

                                5.Закрепить и совершенствовать 

                                  умение работать на компьютере.

Развивающие:     развитие  логического мышления, памяти, внимания, сообразительности, познавательного интереса.

Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учёбе.

Автор Малыгина Марина Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 3028
Номер материала 21781
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓